назовите массовые общественные организации действовавшие в ссср какова была их роль в жизни страны
СССР. Общественные организации
Полезное
Смотреть что такое «СССР. Общественные организации» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — – согласно ст. 126 Конституции СССР организации, создаваемые в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития их организационной самодеятельности и политической активности. Эта статья обеспечивает право объединяться в общественные… … Советский юридический словарь
Общественные организации — в СССР и других социалистических странах объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и… … Большая советская энциклопедия
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
Общественные организации при социализме — добровольные, построенные на основах самоуправления и самодеятельности объединения граждан, охраняющие интересы определенных групп населения социальных, профессиональных, социально демографических или просто объединенных общностью тех или иных… … Научный коммунизм: Словарь
ПРАВО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закреплённых Конституцией СССР. Согласно ст. 126 Конституции СССР, в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной… … Советский юридический словарь
Мексика. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации — Политические партии. Институционно революционная партия (ИРП; Partido Revolucionario Institucional), основана в 1929 (до 1938 называлась Национально революционной партией, в 1938 1946 Партией мексиканской революции), национал реформистская… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения … … Большая советская энциклопедия
СССР. Введение — Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… … Большая советская энциклопедия
СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия
СССР. Научные учреждения — Научные учреждения до 1917 Советский Союз страна давних научных традиций. Деятельность многих центров знаний, первые из которых возникли на территории СССР ещё в средние века, вошла в историю мировой культуры. Среди них… … Большая советская энциклопедия
Как и для чего создавались молодежные коммунистические организации, и в чём клялись октябрята, пионеры и комсомольцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Индустриализация шла полным ходом, и большинство молодежи стало молодежью «рабочей», именно она составляла огромную прослойку городского населения. Впрочем, временное правительство, слишком занятое воплощением в жизнь громких лозунгов, не видело в молодежи ни политических амбиций, ни реальной силы. Более того, молодежь была самой слабо защищенной социальной прослойкой.
Зарабатывала молодежь меньше всех, даже делая одинаковую работу, детский и подростковый никак не был оговорен законодательно. Большевики первыми взяли под свое крыло эту огромную категорию людей, наиболее энергичную и перспективную, стоит заметить. Еще в 1917 году стали возникать союзы, в которых объединялась рабочая молодежь для защиты своих интересов и других общих целей. Участники таких союзов сразу стали активными членами общества, они принимали участие в охране улиц и заводов, выступали в качестве дружинников и помогали полиции.
Первое официальное объединение рабочей молодежи
Осенью 1917 года состоялось первое официальное мероприятие, на котором было принято решение о создании Московского союза рабочей молодежи. Был принят устав. Впереди были большие перемены, которые положительным образом отразились на правовом положении молодежи, особенно тех, кто был занят на производстве. Молодежные объединения стали доходить до самых провинциальных городков и уездов. Массовость нарастала.
Год спустя съезд молодежи уже состоялся общероссийский, на нем и было принято решение о создании Российского коммунистического союза молодежи или сокращенно РКСМ, именно от этой аббревиатуры и пошло сокращенное и звучное «комсомол». Это слово, разошлось по всем странам как непереводимое исключительно коммунистическое явление.
Сейчас становится модным скептически относится к столь масштабным общественным организациям, ведь любая попытка сделать общее частным, воспринимается как посягательство на свободу. Однако при всех скептических настроениях нельзя не признавать заслуги комсомола, за годы его существования комсомольцами побывали десятки миллионов людей и большинство из них воспоминают эти годы с теплотой. Именно будучи комсомольцами люди, формировались как личности, принимали жизненную позицию.
Великая Отечественная война не могла обойти стороной самую крупную общественную организацию страны. На защиту родины отправилось 11 млн человек, являющихся членами ВЛКСМ. 7 тысяч комсомольцев получили звание Герой Советского союза.
После того как война закончилась, молодежь поехала по стране восстанавливать города. Их силами осваивались целинные земли. Силами членов ВЛКСМ было обработано и освоено более 40 млн гектаров целины. Продолжалась стройка ГЭС и атомных электростанций. Грандиозная стройка века – «БАМ» являлась всесоюзной комсомольской стройкой, принять в ней участие было делом сложным, но очень почетным.
Если в год основания комсомольской организации на тысячу ее членов приходился только один с высшим образованием, то в 1969 году из 24 млн участников половина имела высшее, незаконченное высшее или среднее профессиональное. Среди них были учителя, врачи, инженеры, представители рабочих специальностей. Комсомольцы были повсюду, они были везде.
К 1984 году показатели численности членов ВЛКСМ достигли максимальных 42 млн. С этого времени начинается снижение численности. К году развала СССР в ВЛКСМ состояло около 26 млн. человек. Вместе с развалом страны исчезла и общественная организация, хотя у нее и был правопреемник – Российский союз молодежи, но задор был уже не тот.
Пионерия как подготовка к комсомолу
Большинство уверено, что пионерия возникла как одна из форм комсомола для тех, кто помладше, в качестве подготовки к чему-то более серьезному. Но все было не так легко и просто. Новое правительство было обеспокоено физическим и духовным здоровьем подрастающего поколения, понимая, что дети, выросшие в период перемен, должны стать достойными гражданами своей страны и быть достаточно коммунистически настроены, несмотря на свое происхождение и детство. Другой важной задачей была военная подготовка.
Все эти цели призвано было решить организация юных коммунистов. Так называемая система «Юки» должна была работать по схеме скаутов. Несмотря на то, что скаутинг при действующем строе был скорее явлением враждебным, партийные деятели сумели разглядеть в нем рациональное зерно и оказались правы. Нельзя было не признать, что эта система построена на знании молодежной и подростковой психологии и их потребностях и стремлениях.
Итак Юки-скауты – это дети пролетариев, объединенные в группы с военным уклоном (созданные по прототипу) для саморазвития, воспитания и досуга. Однако находятся и противники этой системы, которые видят в системе скаутов отвлечение от реальных проблем спортом и какими-то примитивными развлечениями, создание послушного элемента капиталистического строя. При этом в качестве негативного примера приводится Америка, в которой широко применяется эта система. Дескать, еще со школьной скамьи буржуазия воспитывает себе подобных, зараженных капиталистическими настроениями детей.
И вообще СССР, основываясь на собственных достижениях науки и педагогики, санитарных норм и социалистическом строе создаст нечто более совершенное, для того чтобы вырастить поколение полностью здоровое, энергичное и готовое выполнять поставленные перед страной задачи. Важная роль должна была отдана трудовому воспитанию. Скаутовские организации, тем временем, уже работали.
Комсомол, к тому времени уже созданный, объявил войну буржуазным явлениям, в число которых входил и скаутинг. Дошло до того, что на одном из заседаний комсомольских организаций было решено рекомендовать распустить существующие отряды Юки. К тому же, одним из поводов стало тот факт, что лидерами этого движения были прежние наставники, работавшие в данном направлении еще при старом строе. Они старались не касаться политики, не контактировали с комсомолом и пытались создать обособленную организацию.
Таким образом, на этом этапе определилось два направления, хотя цель была одна – организовать детей и подростков. Надежда Крупская даже выступала с докладом «О бойскаутизме» с предложением перенять некоторые методы скаутизма и создать организацию, которая была бы скаутская по форме, но коммунистическая по содержанию.
Именно этот принцип и лег в основу пионерии, с 1922 года начинают появляться пионерские отряды в различных населенных пунктах. В этом же году их объединят в одну централизованную систему, создадут закон пионеров, торжественное обещание и закон. Но об этом чуть ниже.
Что касается политической стороны вопроса, то главными требованиями к пионерии стали:
• сплочение детей пролетариата и их подготовка к борьбе за интересы строя;
• стремление и борьба за идеал;
• ставить общественное выше личного;
• социальные приоритеты важны перед индивидуальными, готовность к самопожертвованию.
Октябренок – будущий пионер
Для детей помладше, которые как раз были ровесниками Октябрьской революции, была создана своя версия пионерской и комсомольской организации. Ребят, не мудрствуя лукаво, назвали в честь Октябрьской революции – октябрятами. По сути это было первой ступенью советского политического просвещения и приобщения. Нельзя не заметить, что во многом это давало детям, которые чаще всего дома находились в исключительно патриархальной и отсталой обстановке некоторую долю самостоятельности и независимости.
Как принимали в молодежные коммунистические организации?
В октябрята принимали учеников 1-4 классов, главной задачей октябрят было вырасти в достойных пионеров. Было создана преемственность, поскольку вожатыми для октябрят назначались активные пионеры. Октябрята носили значок – пятиконечную звезду с изображением совсем юного Ленина. Октябрята занимались общественно полезным трудом, среди них назначались цветоводы, библиотекари, спортивные и культурные секторы. Как правило, октябренком мог стать каждый ученик, сразу при устройстве в школу.
А вот с пионерами все было интереснее. Пионером мог стать ученик 9-14 лет. Вопрос решался индивидуально, по каждому отдельно. Причем это было коллегиальное открытое решение сбора пионерского отряда или совета дружины. Тот, кто был удостоен чести стать пионером, должен был «перед лицом своих товарищей» дать торжественное обещание. После этого кто-то из старших товарищей повязывал ему пионерский галстук и прикреплял значок. Пионерский галстук являлся частью знамени и олицетворял тот факт, что ребенок теперь является частицей чего-то большего. Треугольная форма говорила о единстве трех поколений – октябрят, пионеров и комсомольцев. Галстук был символом чести и его следовало беречь.
Посвящение в пионеры чаще всего было приурочено к какому-либо важному коммунистическому празднику и проходило около культовых мест – памятника Ленину. Помимо помощи октябрятам, пионеры должны были заниматься общественно-полезной работой, например, собирать металлолом и макулатуру, помогать старшему поколению («тимуровцы»), а еще обязательно хорошо учиться и не нарушать дисциплину. За плохую учебу и дебоширство из пионеров могли и исключить.
Стать комсомольцем было сложнее, в их ряды можно было попасть, начиная с 14 лет, но для этого необходима была рекомендация двух старших товарищей, которые уже являются комсомольцами, причем не менее одного года. Только в этом случае заявление могли принять к рассмотрению, отказать могли в любом случае, просто сочтя кандидатуру недостойной.
В случае если заявление было принято к рассмотрению, кандидату назначалось собеседование, с приглашением вышестоящих лиц. Будущий комсомолец должен был знать устав организации, ключевые личности, которые сыграли роль в создании комсомола, даты съездов и другие, а главное иметь правильный ответ на вопрос: «А почему ты хочешь в комсомол?» Комсомольская организация предполагала уплату взносов. Исключить из числа комсомолов могли за какие-то грубые нарушения или скандал, долги по взносам. Это становилось пятном на репутации, получить хорошую должность при этом было невозможно.
Интересные факты о молодежных организациях СССР
— Первые пионерские галстуки не завязывались узлом, а скреплялись специальной заколкой. Она был украшен символикой: серпом с молотом и костром. Со временем зажим исключили из атрибутики, он был сложен и дорог в изготовлении, а галстук проще было завязать.
— Главный девиз пионеров «Будь готов!» был заимствован у скаутов, которые тоже выражают свою готовность к любым испытаниям и сложностям. Но скаутская фраза была переделана и полная ее версия на коммунистический лад, звучала как «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»
— Среди пионеров есть герои Великой Отечественной войны. Мальчишки помогали партизанам и зачастую им удавалось заполучить информацию, которую взрослые не смогли узнать. В основном они были задействованы у партизанов и разведчиков, ведь на мальчишек никто не обращал внимания, не видя в них опасности.
— Пионеры занимались общественно-полезным трудом. Так, обычная девочка из Таджикистана была награждена за ударный труд, поскольку перевыполнила норму по сбору хлопка для взрослого человека.
— Принято считать, что создателем и идеологом комсомола был Ленин. Но он на их съездах выступил всего дважды, причем в первый раз тогда, когда организация уже два года как существовала.
— Комсомол просуществовал 70 лет и за этот период им руководили 15 человек, причем им было 17-20 лет. Судьба практически всех из них – трагична.
— После комсомола в 28 лет человек мог вступить в партию. По-крайней мере, так предполагалось. Но на деле в партию шли менее половины вчерашних комсомольцев.
— Членство ВЛКСМ влияло на заработную плату. Те, кто состоял в данном союзе получали зарплату многократно выше, чем те, кто общественно полезным трудом занят не был и трудился на той же должности.
— Учитывая взносы, комсомольская организация была отнюдь не бедствующей. Однако после роспуска в 1991 году о судьбе членских взносов, уже собранных к тому моменту, никто не заговорил. Куда они делись – история умалчивает.
— Создавая комсомол, большевики намеренно привлекли к нему пролетариат, полагая, что «темная» молодежь сможет принять любую идеологию и продвигать ее в дальнейшем.
— Нельзя было отказаться от вступления в комсомол. Если же человек решал не становиться частью общественной организации, то и пути в высшее учебное заведение для него были закрыты, а значит и вероятность найти хорошую работу и как-то устроиться в жизни.
— Планировалось, что комсомольцы будут проживать в специальных жилых комплексах, в которых все будут молодыми. Построить эти дома они должны были сами же. Но на деле этот проект оказался не жизнеспособным, поскольку квартиры в таких домах быстро разбирали между своими же.
— Многие современные политические руководители в прошлом являлись членами ВЛКСМ, причем имели руководящие должности или числились в активистах. Вряд ли это совпадение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Назовите массовые общественные организации действовавшие в ссср какова была их роль в жизни страны
Рост общественной активности проявлялся не только в работе профсоюзов и комсомола, но и в деятельности других массовых организаций трудящихся.
Более глубокой и разнообразной стала работа добровольных шефских обществ. В 1928 г. был проведен всесоюзный смотр шефской работы. Содержание этой работы обсуждалось на партийных собраниях, на страницах печати. В центр внимания были поставлены вопросы помощи деревне в коллективизации и организационно-хозяйственном укреплении колхозов. В 1929—1932 гг. шефские общества участвовали в подготовке перевыборов сельских Советов, помогали в проведении посевных и уборочных кампаний. Большое значение получило начавшееся в 1929 г. производственное шефство крупных промышленных центров над основными сельскими районами страны.
С начала 30-х годов шефство города над деревней переросло рамки шефских обществ, стало делом всех рабочих организаций, прежде всего профсоюзов. 6 июня 1931 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об очередных задачах по шефству», согласно которому руководство шефскими организациями было возложено на профсоюзы.
Основным методом шефской работы был план-договор взаимных обязательств между шефами и подшефными, который осуществлялся в процессе социалистического соревнования. Главной формой шефства в те годы была посылка в деревню рабочих бригад.
Активную деятельность развило общество «Долой неграмотность». Эта организация стала действительно массовой. Она объединяла в начале 30-х годов 5 млн. трудящихся.
Заметное воздействие на производственную и общественно-политическую жизнь в стране оказывали рабселькоры. Широкое распространение в 1929—1930 гг. получили ударные корреспондентские бригады. Они проводили рейды, устанавливали посты на самых ответственных участках предприятий и колхозов, не только вскрывая недостатки, но и широко пропагандируя передовой опыт.
В стране развернули деятельность организации изобретателей. Они начали действовать как областные объединения. Но уже в начале 1932 г. было создано Всесоюзное добровольное общество изобретателей (ВОИЗ). К концу года оно объединяло свыше 700 тыс. человек. Почетным председателем Общества изобретателей был избран М. И. Калинин. Активное участие в работе ВОИЗ принимали Г. М. Кржижановский, М. И. Ульянова, П. Н. Лепешинокий и др.
Общественная жизпь в стране била ключом. Широкие массы рабочих, крестьян и интеллигенции принимали активное участие в хозяйственных и политических кампаниях. На заводских собраниях, в учреждениях и сельских Советах горячо обсуждались задания первого пятилетнего плана. Как праздник труда прошел День индустриализации (6 августа 1929 г.). По инициативе ленинградцев этот нерабочий день был проведен как субботник рабочих и крестьян. День индустриализации дал государству 10 млн. рублей. 14 октября 1929 г. был проведен День урожая и коллективизации. В этот день проходил смотр работы колхозов и совхозов, открылись сельскохозяйственные выставки, состоялись собрания и митинги, на крупных предприятиях подводились итоги социалистического соревнования с приглашением крестьян из подшефных сел.
Все более активное участие в общественно-политической жизни принимали женщины. I Всесоюзный съезд работниц и крестьянок (октябрь 1927 г.) отметил культурный рост женщин, расширение их политического кругозора. Дальнейшее распространение получили делегатские собрания работниц и крестьянок. Сотни тысяч женщин работали в составе Советов.
В начале 30-х годов около 400 тыс. женщин были членами сельских Советов, 400 тыс.— членами различных секций при сельских Советах, около 16 тыс.— членами райисполкомов.
Особое значение имело вовлечение в производство и общественную жизнь женщин национальных республик и областей. Их путь от тьмы к свету был наиболее трудным, а поэтому и успехи особенно радостными. В 1930 г. в такой ранее отсталой республике, как Узбекистан, среди депутатов Советов женщины составляли 26%, в составе председателей сельских Советов — 20 %.
Повышение творческой активности трудящихся, рост общественных организаций — все это было ярким свидетельством развития советской демократии.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАЛИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ
Годы первой пятилетки и коллективизации стали испытанием в жизни общественных организаций. Отчасти этому способствовали «чистки» в государственном аппарате, в результате которых в начале 1930-х годов в разных областях управления, в том числе в науке и культуре, к власти пришли малообразованные, непрофессиональные люди. Это было время расцвета вульгарного социологизма, грубого администрирования в культурной жизни. С позиций классового подхода рассматривалось классическое наследие и многое объявлялось «идейно чуждым» пролетариату. [1]
«Положение о добровольных обществах и союзах», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 10 июля 1932 г., явилось третьим и последним шагом на пути юридического оформления огосударствления общественных объединений. Данный законодательный акт повторял основные положения аналогичного документа 1930 г., а также содержал ряд новых норм. Круг органов, которые утверждали уставы обществ и союзов, существенно расширился. На местах эти функции возлагались на исполкомы советов, а для всероссийских организаций — на наркоматы или приравненные к ним центральные учреждения РСФСР, с которыми связана деятельность данных обществ. Если задачи общества выходили за рамки отдельного наркомата, то устав утверждал Президиум ВЦИК. На эти же органы возлагалось наблюдение и контроль за деятельностью обществ и союзов, сюда предоставлялись отчеты об их деятельности.
Наркоматам и другим государственным органам предлагалось ликвидировать общества, не представившие устав в срок.
Решающую роль в ликвидации и самоликвидации общественных организаций сыграла сложившаяся однопартийная политическая система, допускавшая существование общественных объединений только в строго регламентированных рамках государственной идеологии и при условии номенклатурного подбора кадров руководителей. Одновременно с ликвидацией обществ и союзов шло их укрупнение. Вместо небольших местных организаций создавались крупные централизованные объединения всесоюзного и республиканского масштаба с отделениями на местах. Так, вместо многочисленных астрономических обществ университетского и городского уровня было образовано Всесоюзное астрономо-геодезическое общество (1932), ученые-химики были объединены во Всесоюзное химическое общество им. Д.И. Менделеева (1933), вместо «буржуазной» Всероссийской ассоциации инженеров был учрежден Всесоюзный совет научных инженерно-технических обществ (1932) и т.д.
Кардинальные изменения политического курса ВКП(б) в конце 1920-х годов, форсирование строительства социализма определили поворот в политике коммунистической партии по отношению к культуре. Тезис И.В. Сталина об обострении классовой борьбы в ходе строительства социализма, выдвинутый на июльском Пленуме ЦК ВКП(б) 1928 г., и призывы к размежеванию с непролетарскими мастерами искусств ставили точку на плюрализме художественной жизни. Авторитарность и грубое вмешательство в творчество, отрицание какой-либо независимости и самостоятельности суждений становятся повседневными. Однако одного утверждения государственной идеологии оказалось недостаточно. Необходимо было закрепить ее господство организационно, что и было сделано постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». В нем отмечался большой количественный и качественный рост литературы и искусства и предлагалось объединить всех писателей в один союз с коммунистической фракцией в нем. Аналогичные изменения рекомендовалось провести и в других видах искусства. Выполнение этого постановления возлагалось на Оргбюро ЦК ВКП(б).
В 1932 г. был создан Оргкомитет для подготовки Всесоюзного съезда писателей, почетным председателем которого стал Максим Горький. Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в августе 1934 г. Он оформил объединение в единый творческий союз всех писательских организаций и утвердил устав Союза писателей СССР. Помимо Союза писателей в 1934 г. был создан Союз советских архитекторов, а в 1939 г. были образованы оргкомитет Союза композиторов и оргкомитет Союза художников, которые многие годы до съездов выполняли функции высших руководящих органов союзов. Таким образом, в среде творческой интеллигенции, по выражению Т.П. Кор-жихиной, также была проведена «коллективизация».
Задачами творческих союзов были: совершенствование профессионального мастерства, содействие творческой работе, а также защита авторских и иных прав своих членов. Однако главной целью их создания являлось идеологическое подчинение творческой интеллигенции. Союзы осуществляли жесткий идеологический контроль за своими членами и их творчеством и играли роль государственных органов по управлению различными видами искусства, своего рода «наркоматов». Они имели право публично признавать достоинства, осуждать ошибки, критиковать, награждать и т.п. мастеров искусств. Если до 1932 г. творческие организации в основной массе представляли из себя добровольные объединения и имели некоторую самостоятельность, то после постановления их организационное и правовое положение изменилось. Сохраняя минимальные признаки творческих объединений, они стали похожи на профсоюзы и превращены в придаток партийно-государственного механизма.
Таким образом, в результате реорганизации, предпринятой в первой половине 1930-х годов, система общественных объединений становится советской не только по существу, но и по форме. Крупные централизованные организации с отделениями на местах становятся почти единственной формой общественных объединений во всех сферах социальной активности. На протяжении рассматриваемого периода партийно-государственный аппарат взял под полный и всесторонний контроль все существовавшие в стране общественные институты.
После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г. начинается новая волна репрессий в отношении организаций, созданных в 1920-е годы. Как центры возможной оппозиции в 1935 г. были закрыты Общество старых большевиков [8] и Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, объединявшие соратников вождя по революционной деятельности. В это же время были ликвидированы три крупнейшие массовые организации — Межрабпом (1935), общество «Друг детей» (1935) и общество «Долой неграмотность» (1936). Закрытие последних объяснялось ликвидацией в стране беспризорности и неграмотности.
С началом Великой Отечественной войны перед советской общественностью были поставлены новые задачи, важнейшей среди которых стало изыскание материальных средств на военные нужды и оборону. Для ее реализации в июле 1941 г. был создан Фонд обороны, получивший в советской пропаганде военного времени название «народная копилка». Он формировался из денежных средств, которые вносились на специальный счет через отделения Госбанка СССР, и материальных ценностей граждан. Ежемесячно в Фонд обороны отчислялся однодневный заработок работников предприятий; представители интеллигенции перечисляли гонорары за произведения искусств, сборы от лекций и концертов.
Каких-либо принципиальных изменений в системе общественных организаций ни в военный, ни в послевоенный период не произошло. После Великой Отечественной войны окончательно оформились объединения композиторов (Союз композиторов, 1948), а позднее художников (Союз художников, 1957), первые шаги по созданию которых были сделаны еще в 1930-е годы. Появление новых организаций в этот период было связано с внутриполитическим и внешнеполитическим курсом коммунистической партии.
В 1947 г. было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1963 г. — «Знание»), основной задачей которого была пропаганда достижений советской науки, техники, культуры и идеологическая консолидация населения. Ему были переданы Политехнический музей и материальная база Всесоюзного лекционного бюро. Первым председателем общества стал академик С.И. Вавилов. В деятельности общества была задействована почти вся научная элита страны, а также тысячи партийно-пропагандистских кадров. Лекторы общества выступали на предприятиях, в учреждениях, в совхозах, вузах, воинских частях с лекциями и докладами по текущим вопросам внутренней и внешней политики КПСС. Ежегодно ими читалось более 25 млн лекций. Общество вело широкую издательскую деятельность, его брошюры серии «Новое в жизни, науке, технике» выходили тиражами в сотни тысяч экземпляров. Годовой выпуск издательства «Знание» в последние советские десятилетия составлял более 200 млн экземпляров брошюр, книг, журналов. Организации общества «Знание» имелись во всех союзных (Российское общество «Знание» было создано в 1957 г.) и автономных республиках, краях, областях, городах и районах и находились под непосредственным контролем территориальных комитетов партии.
С началом «холодной войны» и обострением отношений со странами Запада в 1949 г. был образован Советский комитет защиты мира, главной задачей которого было укрепление связей с зарубежными неправительственными организациями и общественными деятелями, выступавшими за мир. Комитет располагал аппаратом в составе секретариата и трех отделов — международного, пропаганды и массовой работы. Во всех республиках СССР, краях и областях, а также в крупных городах создавались комитеты защиты мира, которых насчитывалось свыше ста. Комитет вел широкую пропагандистскую работу в западных странах, имел своих представителей во многих международных организациях, издавал ежемесячный бюллетень «Век XX и мир» на английском, французском, испанском и немецком языках. Обе названные организации были созданы постановлениями Совета Министров СССР и финансировались из государственного бюджета.
В 1951 г. на базе трех обществ содействия — армии, авиации и флоту (ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ) было образовано крупнейшее оборонно-спортивное общество — Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). В уставе общества на первом месте стояли общественные, а не индивидуальные интересы граждан. Основной его задачей являлось активное содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке к защите социалистического отечества. Через общество велась военно-спортивная подготовка широких слоев населения. Для этого оно располагало солидной материально-технической базой и финансовыми ресурсами. В системе ДОСААФ действовали военно-спортивные клубы, аэроклубы, тиры и т.п., через которые осуществлялась также политическая и военная подготовка допризывников, распространение военных знаний.