назовите факторы действующие в разных сферах общественной жизни которые препятствовали перестройке
Помогите делать домашнее задние по истории, пожалуйста!
Ответьте на вопрос: Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни, которые препятствовали перестройке. Можно ли назвать их факторами объективного характера?
Перестройке препятствовали следующие факторы:
• Финансовых средств для проведения «перестройки» не было достаточно
• Номенклатура боялась и не хотела перемен, всячески им сопротивлялась
• Принципы работы уже устоялись и административная система не хотела их менять
• Налоговое и патентное законодательство ограничивалось
• Политическая центразицая все еще оставалась
• Стиль управления оставался авторитарным
Экономический фактор можно назвать фактором объективного характера – остальные нет. Экономический фактор действительно был и средств не хватало – это то, что мы имеем. Но номенклатура, привычный стиль управления – это все субъективное и относится скорее к психологическому фактору.
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях,
Назовите факторы действующие в разных сферах общественной жизни которые препятствовали перестройке
Чтобы выполнить домашнее задание по истории на «отлично» совсем не нужно тратить кучу времени и проводить часы в интернете в поиске правильного ответа, качественного материала или дополнительных источников информации. Ведь составители онлайн ГДЗ на решеба.ком уже сделали это за Вас и собрали в общем сборнике все, что так необходимо школьнику для получения положительных оценок.
В решебник к учебнику История конец XIX – начало XXI века базовый уровень для 11 класса авторы Н.В. Загладин и Ю.А. Петров издательства «Русское слово» включены теоретические ответы на вопросы всего школьного курса, а это немного немало, 61 параграф. Главное преимущество пособия в том, что все актуальные и научные знания поданы в доступной для усвоения форме и пригодятся для подготовки уроков или проработки программы единого государственного экзамена. Издание коллектива российских историков выпущено в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ФГОС) и знакомит одиннадцатиклассников с событиями, произошедшими в России в начале 20 столетия, Февральской революцией и переходом власти к Сталину, образованием и развитием СССР, периодами Великой отечественной войны, политической, социальной, экономической и культурной сферой общества в послевоенные, 1960-1990е годы, а также современным государством на мировой арене.
В одиннадцатом классе ответственность, возложенная на учеников, только увеличивается. Дети максимально загружены по всем предметам, их главная задача – окончить школу с высоким баллом. При таком раскладе времени на отдых практически не остается, а многие школьники не в состоянии справляться с огромным объемом работы. В этой ситуации решебник к учебнику по истории для 11 класса под редакцией Загладина станет хорошим подспорьем в учебе. Пособие с готовыми ответами можно использовать как дома для проверки домашней работы, так и во время урока, чтобы убедиться, что задание выполнено правильно. ГДЗ не предназначены для бездумного списывания. Они ориентированы на сознательных учеников для которых важен самоконтроль и возможность исправить ошибку до того момента, как тетрадь с ответом попадет на стол к учителю. Онлайн сборник с удобной навигацией всегда можно найти на нашем сайте, а поиск нужного задания займет совсем немного времени. Всю необходимую информацию можно получать с любого устройства, решебник адаптирован и под работу со смартфона.
Содержание решебника
Учебник
Глава I. Россия и мир в начале XX в.
(с. 9) § 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития
(с. 20) § 2. Модернизация в странах Европы, США и Японии
(с. 29) § 3. Россия на рубеже XIX-XX вв.
(с. 40) § 4. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
(с. 48) § 5. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
(с. 53) § 6. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
(с. 71) § 8. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в.
(с. 78) § 9. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки
(с. 87) § 10. Первая мировая война
Глава II. Россия и мир между двумя мировыми войнами
(с. 94) § 11. Февральская революция в России 1917 г.
(с. 101) § 12. Переход власти к партии большевиков
(с. 112) § 13. Гражданская война и интервенция
(с. 118) § 14. Завершение Гражданской войны и образование СССР
(с. 125) § 15. От военного коммунизма к НЭПУ
(с. 132) § 16. Культура Страны Советов в 1917-1922 гг.
(с. 141) § 17. Советская модернизация экономики. Становление советской культуры
(с. 148) § 18. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР
(с. 154) § 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы
(с. 165) § 20. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны
(с. 173) § 21. Ослабление колониальных империй
(с. 184) § 22. Международные отношения между двумя мировыми войнами
(с. 193) § 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.
Глава III. Человечество во Второй Мировой Войне
(с. 202) § 24. От европейской к мировой войне
(с. 208) § 25. Начальный период Великой Отечественной войны
(с. 214) § 26. Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте
(с. 220) § 27. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
(с. 227) § 28. Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны
(с. 232) § 29. Причины, цена и значение великой Победы
Глава IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия
(с. 238) § 30. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина
(с. 242) § 31. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
(с. 254) § 33. Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.
(с. 260) § 34. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия
(с. 266) § 35. Падение мировой колониальной системы
(с. 274) § 36. «Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг.
(с. 283) § 37. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай
Глава V. Россия и мир в 1960-1990-е гг.
(с. 291) § 38. Технологии новой эпохи
(с. 296) § 39. Становление информационного общества
(с. 301) § 40. Кризис «общества благосостояния»
(с. 306) § 41. Неоконсервативная революция 1980-х гг.
(с. 313) § 42. СССР: от реформ — к застою
(с. 320) § 43. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки
(с. 324) § 44. Развитие гласности и демократии в СССР
(с. 331) § 45. Кризис и распад советского общества
(с. 339) § 46. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг.
(с. 345) § 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития
(с. 353) § 48. Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг.
(с. 362) § 49. Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны»
Глава VI. Россия и мир на современном этапе развития
(с. 369) § 50. Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия
(с. 375) § 51. Интеграция развитых стран и её итоги
(с. 381) § 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.
(с. 387) § 53. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
(с. 392) § 54. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации
(с. 397) § 55. Российская Федерация в начале XXI в.
(с. 404) § 56. Духовная жизнь России в современную эпоху
(с. 413) § 57. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе
(с. 421) § 58. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития
(с. 428) § 59. Россия и складывание новой системы международных отношений
(с. 437) § 60. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.
(с. 444) § 61. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления
ГДЗ по истории России 11 класс Загладин, Козленко параграф 39
1. Сравните политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачёва.
Если сравнить внешнюю и внутреннюю политику Андропова и Горбачёва, то можно сказать следующее: Андропов придерживался консервативных взглядов в управлении страной, реформы и новшества практически не осуществлялись, усилился контроль силовых структур над жизнью граждан. Горбачёв же напротив, придерживался курса реформизма во всех, практически, областях политики, экономической, социальной и прочих областей. Была провозглашена перестройка, курс на изменения.
2. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачёва? Почему оно не принесло ожидаемого результата? Могло ли ускорение при ином стечении обстоятельств привести к позитивным сдвигам в развитии советского общества?
3. Составьте тезисы ответа по теме «Сущность экономических реформ в годы перестройки».
• В период «перестройки» радикальные изменения проводились только в экономической сфере, хотя очевидно, что это требовалось и в государственном управлении.
• Необходимость экономических реформ в годы «перестройки» характеризовалась острым дефицитом продовольствия, падением цен на нефть и сокращением госдуарственного бюджета на 35%.
• Демонополизация государственных предприятий и право аренды бывших государственных предприятий частными лицами – это были первые шаги экономических преобразований.
• В сельском хозяйстве были проведены такие мероприятия, как разрешение частного владения наделами, создание фермерских предприятий, что привело к тому, что объем продуктов производства фермерства стал превышать совхозный.
• Государство продолжало контролировать ценовую политику предприятий, поэтому полностью самостоятельными они не были.
• Была введена антиалкогольная политика – вместо сокращения пьянства произошло сокращение государственного бюджета и появилась огромная социальная проблема.
• Экономические реформы проводились в шоковом режиме, к которому все сегменты общества не были готовы, и поэтому экономические реформы не были эффективны.
4. Сравните мероприятия перестройки с экономическими реформами 1960-х гг.
Реформы 1960-х годов были в целом более эффективны, однако в долгосрочном плане они дали слишком большую самостоятельность предприятиям, в начале перестройки был тот же тезис, мол, слишком много плановых показателей, нет стимулов для предприятий к работе, надо увеличивать заинтересованность. Так что эти реформы взаимосвязаны, но в 1960-х они не могли привести к развалу системы, т. к. проводились при однопартийной системе и четкой вертикали власти еще пока, в этом различие. А в 1980-х экономическая самостоятельность предприятий без регулирующей роли государства привела к разрыву производственных связей и самостоятельности республик, развалу страны. Это если кратко.
5. Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни, которые препятствовали перестройке. Можно ли назвать их факторами объективного характера?
Перестройке препятствовали следующие факторы:
• Финансовых средств для проведения «перестройки» не было достаточно
• Номенклатура боялась и не хотела перемен, всячески им сопротивлялась
• Принципы работы уже устоялись и административная система не хотела их менять
• Налоговое и патентное законодательство ограничивалось
• Политическая централизация все еще оставалась
• Стиль управления оставался авторитарным
Экономический фактор можно назвать фактором объективного характера – остальные нет. Экономический фактор действительно был и средств не хватало – это то, что мы имеем. Но номенклатура, привычный стиль управления – это все субъективное и относится скорее к психологическому фактору.
Назовите факторы действующие в разных сферах общественной жизни которые препятствовали перестройке
Перестройка Горбачева 1985-1991 гг.
10 марта после смерти Черненко Ген. секретарем был избран Михаил Сергеевич Горбачев. Он закончил юрфак МГУ. С 1978 г. входил в ЦК КПСС, руководил сельским хозяйством, он разработал Продовольственную программу (1982 г.), но ее реализовать не удалось.
В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев сообщил о планах реформ. Горбачев повел политику перестройки, целью которой было реформировать советскую систему, сохранить социализм, повысить эффективность экономики. Это была первая после Хрущева попытка реформировать советскую систему. Организаторы реформ были убеждены, что достаточно небольших изменений в управлении экономикой, чтобы социализм показал свою жизнеспособность. Они надеялись, что СССР совершить экономический рывок, выйдет на уровень самых развитых стран мира. При этом предполагалось, что политическая система сохранится неизменной. Однако события развивались не по сценарию партийного руководства.
— страна находилась в состоянии системного кризиса, т.е. кризиса всех сторон жизни общества.
— Экономика находилась в состоянии застоя; были исчерпаны все резервы экстенсивной администраэтивно-командной экономики (энтузиазм масс, свободные трудовые ресурсы).
-спад темпов роста промышленного и с/х производства
— неэффективность командно-административных методов управления, чрезмерная централизация в распределении сырьевых и финансовых ресурсов, жесткие плановые показатели
— развал финансовой системы, нехватка средств и неэффективность их распределения в промышленности и с/х, несоразмерно большие затраты на ВПК, вызванные гонкой вооружений
— нарастание технико-экономического отставания от Запада. Советская экономика была невосприимчива к достижениям научно-технической революции (НТР). Производительность труда была низкой. Темпы роста экономики снижались.
— дезорганизация внутреннего рынка, дефицит промышленных и продовольственных товаров
— необходимость перехода к интенсивному типу экономики была важнейшей причиной перестройки.
— разочарование народа в социализме. Кризис идей социализма.
— снижение уровня жизни населения
— распространение инакомыслия, «двойной морали», развитие диссидентского движения
— коррупция в высших эшелонах власти
— криминализация экономической и социальных сфер
— власть находилась в руках престарелых партийных лидеров, неспособных проводить реформы
— приход к руководству страной молодых политиков.
— нарастание национальных противоречий.
— ослабление международного престижа СССР из-за внутренних экономических трудностей, отсутствии демократии, подавлении свободы, из-за ввода войск в Афганистан
— обострение «холодной войны», конфронтация с Западом
— нарастание противоречий внутри социалистического лагеря
Переход к перестройке оказался вынужденным.
Перестройка не раз меняла свои цели и задачи.
Выделяют 3 периода перестройки:
1. с апреля 1985 г. до декабря 1986 г.
Первый период перестройки – курс на «обновление социализма»
Он вошел в историю под названием курс на ускорение хозяйственного развития.
Суть обновления – соединение социализма и демократии, установление «лучшего социализма».
В 1985-1986 гг. Горбачев «формирует свою команду», отправляя на пенсию прежних руководителей. Председателем Совета министров был назначен Рыжков. С апреля 1985 г. главной экономической задачей считалось ускорения хозяйственного развития. Начатые преобразования с начала не затрагивали основ политической и экономической системы. Они преследовали цель сделать экономику более эффективной. Главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. Считалось, что производство машин и оборудования приведет к технической модернизации всех отраслей н/х, поднимет производительность труда, экономика перейдет на интенсивный путь развития. Идеолог экономических реформ на этом этапе Аганбегян.
Методы осуществления реформ и конкретные мероприятия:
— увеличение капиталовложений в машиностроение, недостаточное финансирование других отраслей экономики; приоритетное развитие машиностроения
— техническая реконструкция всех отраслей
— активное использование достижений науки и техники
— расширение прав предприятий
— укрепление дисциплины и порядка
— введение госприемки: цель – усилить контроль за качеством продукции
— в 1985-1986 гг. шла антиалкогольная кампания: сократили вдвое производство спиртных напитков, вырубили виноградники, сократили число магазинов, продававших водку, ввели карточки на водку. Росла спекуляция спиртными напитками, Резко выросло самогоноварение. Бюджет недополучил огромные деньги: 133 млрд. руб. в 1985-1986 гг. Не удалось найти другие источники доходов.
В 1987 г. состоялся 27 съезд КПСС, который изменил программу партии. Из программы были изъяты все положения о построении коммунизма. Провозглашался курс на совершенствование социализма. К 2000 г. обещали предоставить бесплатно каждой семье квартиру.
В 1985-1986 гг. проводилась антиалкогольная кампания. Велась она административными методами, т. е. методами запретов: сократили число магазинов, в которых продавали водку, водку продавали по карточкам в определенные дни и часы. Вырубили виноградники (это привело к большому материальному ущербу). В результате резко сократились доходы от продажи водки, которые ранее были важнейшей статьей доходов государства. Бюджет не получил 133 млрд. раб. В 1985-1987 гг. «Водочные деньги» не удалось компенсировать другими источниками доходов. В 1987 г. антиалкогольная кампания провалилась.
26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС около Киева взорвался четвертый энергоблок – самая крупная экологическая катастрофа в XX в.
План политики ускорения был нереальным. К концу 1986 г. курс на «ускорение» провалился.
— сохранение командно-директивных методов управления
— техническая перестройка требовала новых инвестиций. Однако финансовые средства сократились из-за падения мировых цен на нефть (1985), сокращение поступлений в бюджет денег от продажи алкогольных напитков
— огромные деньги ушли на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.).
— финансовых затрат требовала и социальная сфера.
II период 1987-1988 гг. – курс на реформу политической системы
С января 1987 г. начался второй период перестройки. Горбачев заговорил о «механизме торможения». Началось осмысление причин неудачи реформ в первые годы перестройки. Появился лозунг «больше демократии».
На этом этапе началась перестройка политической системы и была проведена радикальная экономическая реформа. Взят курс на построение «социализма с человеческим лицом».
Причины смены курса:
— провал политики ускорения;
Общество интересовала проблема репрессий. Началось разоблачение сталинизма. В 1987 г. была создана комиссия ЦК КПСС по реабилитации жертв сталинизма, т.е. снятие с них обвинений. (Загладин. С. 380-381)
С 1986 г. проводилась политика гласности: гласность стала важнейшим рычагом, механизмом престройки.
— ликвидировали цензуру (Главлит), разрешили издание новых газет и журналов;
— возникли многочисленные общественные организации;
— широко обсуждалась политика ЦК КПСС;
— издавались ранее запрещенные книги;
— массовые митинги граждан (см. Загладин С. 378-380)
В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв репрессий 30 – 50-х гг. Были реабилитированы все политзаключенные.
Экономические реформы второго периода
Принято решение для подъема производства начать формирование частного сектора в промышленности и сфере услуг.
1. В январе 1988 г. вступил в силу Закон о государственном предприятии. (закон принят в декабре 1987 г.) Он предполагал введение хозрасчета на предприятии (самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление предприятий). ПО закону, 30% прибыли шло в госбюджет (ранее – 56%), остальное оставалось на предприятии. Предполагали, что между предприятиями должна возникнуть конкуренция. Хозяевами предприятий станут трудовые коллективы, которые получат право выбирать администрацию, утверждать производственные показатели, решать социальные вопросы. Задача перехода к рыночной экономике не ставилась. Государственный заказ, который определяло министерство предприятию снижался до 85 %. Продукция, произведенная сверх гос. заказа, могла реализовываться по рыночным ценам. Предприятия получили свободу в выборе партнеров. Однако цены на продукцию определяло государство.
Этот закон преследовал цель использовать механизмы рыночной экономики.
Эта политика не привела к повышению эффективности производства. Более 30% предприятий были убыточными.
2. В 1988 г. было разрешено создавать кооперативы. С 1988 г. закон об индивидуальной трудовой деятельности предоставлял возможность создавать кооперативы для производства некоторых видов товаров и оказания услуг населению.
Они преимущественно создавались в торговой сфере. Целью создания кооперативов было насыщение рынка товарами. Возникли коммерческие магазины. Цена на товары резко выросли. Все дешевые товары были скуплены и перепродавались по высоким ценам.
Рос дефицит бюджета. Горбачев стал брать кредиты у Запада.
3. Разрешено в 1989. г. создавать фермерские хозяйства на селе.
Колхозы препятствовали созданию фермерских хозяйств на основе аренды земли. В результате в 1990 г. только 2% земли находилось в руках арендаторов.
4. Разрешено создание совместных предприятий (разрешили привлекать иностранный капитал при преобладание отечественного финансирования).
5. В с\х разрешалась аренда земли.
В 1990 г. приняли решение о переходе к регулируемой рыночной экономике: поэтапное введение рынка.
В 1990 г. было два варианта перехода к рынку.
Первый: Авторы Рыжков, Павлов, Абалкин Их программа предусматривала:
— постепенный и длительный переход к рынку за 6-8 лет
— сохранение политического союза республик и единой экономики
— государственный контроль частного секторы
— социальную защиту людей, живших за чертой бедности.
Вторая программа – «программа 500 дней». Авторы Шаталин, Федоров, Явлинский.
— быстрая структурная перестройка экономики ипереход к рынку меньше чем за год
— экономическое сотрудничество республик без заключения политического союза
— перевод предприятий на принудительную аренду
— приватизацию гос. собственности
— отказ от государственного контроля за ценами.
Ни та, ни другая программы не были реализованы.
Реформа политической системы
— введена должность Председателя Верховного Совета.
— взят курс на создание правового государства! (обязательно знать где и когда)
— принята резолюция о гласности. Говорилось, что гласность – условие реализации людьми своих конституционных прав.
— целью экономических реформ провозглашалось создание планово-рыночной экономики.
Суть политической реформы заключалась в разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти от партии к Советам, т.е. государству, в демократизации выборов.
В декабре 1988 г. было внесено изменение в Конституцию: создан новый высший законодательный орган власти – Съезд народных депутатов. Провозглашались выборы депутатов на альтернативной основе. Из числа депутатов формировались постоянно действующий Верховный Совет – фактически парламент. Аналогичная система власти была создана в каждой республике.
В конце 1988 г. принят закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание депутатов должно было производиться на альтернативной основе.
Создание политических партий и движений
В 1989 г. в прибалтийских республиках началась борьбы за независимость. На выборах в этих республиках победили депутаты народных фронтов.
В том же 1989 г. жители Тбилиси (столица Грузии) выступили с антисоветскими лозунгами, требовали вывода советских войск из Грузии. По приказу из Москвы демонстранты были разогнаны войсками. Погибло 16 девушек. Расстрел людей в Тбилиси вызвал массовые возмущения по всей стране.
В 1989-1990 гг. началось создание оппозиционных партий. В 1990 г. была создана Демократическая партия России и др. (См. Орлов. С. 456-457).
Съезды народных депутатов СССР в 1989 г.
Первый съезд народных депутатов СССР – май-июнь 1989 г. Выборы проходили на альтернативной основе (когда на одно место претендуют несколько кандидатов).
На съезде возникла политическая оппозиция – Межрегиональная депутатская группа. Ее лидеры – Б.Н. Ельцин, Андрей Дмитриевич Сахаров (физик, лидер диссидентского движения, правозащитник) и др. Эта группа предложила отменить 6 статью Конституции СССР о КПСС как ядре политической системы. Но большинство депутатов проголосовало против этого решения.
Второй съезд народных депутатов СССР – декабрь 1989 г.
Сахаров от имени Межрегиональной группы потребовал отмены 6 статьи Конституции. После своего выступления на съезде он скоропостижно скончался. Лидером Межрегиональной группы стал Ельцин.
Ввод войск в Афганистан в 1979 г. был признан политической ошибкой.
В 1989-1990 гг. в странах Восточной Европы (ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии) прошли «бархатные революции» (бескровные), в результате которых к власти мирным путем пришли демократы. Коммуниста в этих странах потеряли свое влияние.
Это ускорило дискредитацию (падение авторитета) КПСС в СССР. В 1990 г. членство в КПСС стало непопулярным. Начался пересмотр истории страны. Стало известно о многих преступлениях 20-30-х гг. Начался массовых выход людей из партии.
Третий период перестройки 1990 – 1991 гг.
Горбачев, стремясь удержаться у власти был вынужден согласиться на отмену 6 статьи Конституции. Это произошло на III съезде народных депутатов в марте 1990. Основным вопросом на этом съезде стал вопрос об учреждении поста Президента СССР.
Первым Президентом СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачев на III съезде народных депутатов в марте 1990 г.
Лето 1990 г. экономисты Шаталин и Явлинский предложили осуществить экономическую программу «500 дней». Ее цель – создание рыночной экономики путем приватизации предприятий
Парад суверенитетов в 1990-1991 гг.
Первые требования суверенитета прозвучали в республиках, насильственно присоединенных к СССР в 1939-1940 г. – Прибалтийских республиках (Латвии, Литве, Эстонии), Молдавии, Западной Украине.
В 1990-1991 гг. 15 республик повели борьбу за свой суверенитет.
В июне 1990г. прошел I съезд народных депутатов РСФСР. На съезде 50% мест заняли представители политической оппозиции – партии Демократической России. На съезде Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин. 12 июня 1990 г. на этом съезде была принята Декларация о государственном суверенитете России.
После провозглашения независимости России стали принимать резолюции о независимости и Верховные Советы других республик. Было заявлено, что в РСФСР будет строится демократическое правовое государство в составе СССР.
В 1990-1991 гг. встал вопрос о самом существовании СССР.
В 1990 г. принят закон, разрешавший создание политических партий.
Основная борьба за власть в 1990-1991 гг.разгорелась между союзным центром и руководством РСФСР, а конкретно- между Горбачевым – Президентом СССР и Ельциным – Председателем Верховного Совета РСФСР. Руководство РСФСР получило поддержку со стороны других республик. В результате «парада суверенитетов» летом – осенью 1990 г. возникло 16 центров власти: союзный центр и 15 республиканских центров. Союзный центр не имел рычагов воздействия на республиканские центры, которые отказывались признавать законы, принятые союзными органами. Началась война законов.
Чтобы сохранить существование СССР союзное руководство решило провести референдум 17 марта 1991 г. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Быть или не быть СССР?».76:% участников референдума высказались за сохранение СССР.
В тот же день прошел еще один референдум – в РСФСР. На референдум были вынесены два вопроса: 1. о судьбе СССР. 2. о введении поста Президента в РСФСР. Большинство высказалось за сохранение СССР и введение поста президента.
После референдума начался период разработки текста нового Союзного договора. Комитет, который разрабатывал его текст работал на президентской даче Новоогарево. В Комитет входили Горбачев, Ельцин и др. Процесс разработки нового Союзного договора получил название новоогаревский процесс. Проект был подготовлен к августу 1991 г. Была намечена дата подписания нового договора – 20 августа 1991 г.
Весной-летом 1991 г. Горбачев сохранял только одну возможность остаться у власти – убедить руководство республик подписать новый союзный договор. Руководство республик настаивало на создании конфедерации (формы государственного устройства, когда республики, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость). Горбачев настаивал на создании федеративного государства. 5 августа Горбачев уехал на президентскую дачу в Крыму – Форос. С 4 по 17 августа консервативная часть союзного руководства вела подготовку к введению в стране чрезвычайного положения.
Ранее, в июне 1991 г. прошли первые всенародные выборы Президента РСФСР(Знать!). В результате всенародного голосования Президентом РСФСР был избран Ельцин.
Консерваторы, т. е. противники политических и экономических реформ, концентрировались в высших партийных органах, верхушке КГБ (Комитет государственной безопасности), руководстве армии, руководстве военной промышленностью.
19-21 августа 1991 г. – попытка государственного переворота.
Утром 19 августа по радио было объявлено о болезни Горбачева и о том, что перестройка зашла в тупик. Всю полноту власти берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП. Обязанности Президента СССР взял на себя вице-президент Янаев (вице-президент – это заместитель президента). Было введено чрезвычайное положение. ГКЧП приостановил действие политических партий, ввел цензуру, запретил митинги и демонстрации. Выходили только центральные газеты «Правда» и «Известия». Работал только 1 канал телевидения.
19 августа в Москву были введены танки и бронетранспортеры, объявлен комендантский час.
Часть горожан отправилась к «Белому дому», где работало правительство РСФСР. Руководство РСФСР назвало действия ГКЧП «реакционным переворотом». Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства во главе с Ельциным. Большинство москвичей поддержали российское руководство. Вокруг Белого дома» стали строиться баррикады, подступы к нему перегородили троллейбусами и грузовиками.
Ельцин своим указом подчинил себе армию.
21 августа путчисты выехали в Форос, чтобы встретиться с Горбачевым, но он отказался их принять.
21 августа лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд.
Горбачев вернулся в Москву, но соотношение сил уже изменилось. Реальная политическая власть принадлежала Ельцину.
После августовского путча начался распад СССР.
Горбачеву пришлось согласиться с требованием распустить КПСС. 24 августа Горбачев подписал указ о роспуске КПСС, он сложил с себя обязанности Генерального секретаря.
В ноябре 1991 г. Ельцин издал указ о запрещении деятельности КПСС на территории РСФСР. Следствием этого стала ликвидация КПСС.
8 декабря 1991 г. Ельцин(Россия), Кравчук (Президент Украины) и Шушкевич (Председатель Верховного Совета Белоруссии) собрались в Беловежской пуще (Белоруссия) и объявили, что СССР прекращает свое существование. Они заключили соглашение о создании СНГ – Содружество независимых государств, т.е. расширился состав СНГ.
21 декабря 11 республик (кроме 3 прибалтийских и Грузии) подписали Декларацию и поддержали создание СНГ. 25 дек. 1991 г. Горбачев сложил полномочия Президента СССР.
Внешняя политика Горбачева.
Она получила название «новое мышление». Основные принципы этой политики:
— отказ от признания раскола мира на капиталистический и социалистический лагеря
— признание взаимосвязи всего мира
— приоритет(т.е. преобладание) общечеловеческих ценностей над классовыми
— отказ от войны как средства решения международных проблем
— деидеологизация международных отношений
— отказ от применения ядерного оружия
В 1989 г. выведены советские войска из Афганистана, введенные при Брежневе в 1979 г. В 1991 г. прекратили существование СЭВ и ОВД. В 1990 г. Горбачев поддержал объединение ГДР и ФРГ. В 1990 г. создана единая Германия – ФРГ.