найти социально психологические явления в обыденной жизни и описать их
Классификация социально-психологических явлений
Под социально-психологическими явлениями в социальной психологии понимаются закономерности деятельности и поведения людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Социально-психологические явления классифицируются по разным критериям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к различным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т. д.
Доминирующей является классификация по принадлежности социально-психологических феноменов к различным социальным субъектам и общностям.
Во-первых, необходимо отметить выделение социально-психологических явлений, возникающих в организованных общностях людей (больших и малых социальных группах). В больших группах (социальные классы, нации (этносы), политические и общественные институты (организации), религиозные конфессии) появляются и функционируют сложные социально-психологические феномены, получившие названия «классовая психология», «психология нации», «религиозная психология», «психология политики».
В отличие от больших, в малых группах часто проявляются и функционируют такие социально-психологические явления, как групповые устремления, мнения, традиции, настроения, межличностные отношения.
В-третьих, социальной психологии необходимо изучать личность, выступающую субъектом взаимодействия и общения с другими людьми.
К групповым психологическим явлениям относят явления, относящиеся к личности, а также общесоциальные процессы, явления и процессы, которые возникают в малых и больших группах, в неорганизованных общностях.
2. Психологические явления и процессы, возникающие в больших группах, обнаруживают себя при взаимодействии, общении и взаимоотношениях людей в этнических (национальных), классовых, политических и религиозных общностях.
Классовая психология занимается изучением психологических явлений, возникающих в процессе взаимовосприятия, взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних.
Национальная психология рассматривает психологические явления, описывающие взаимовосприятие, взаимодействие, взаимоотношения и общение представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности. Этническая психология проявляется в форме национального характера, национального самосознания, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообразующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее динамическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.
Политическая психология во главу угла ставит психологические явления и процессы, определяющие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций.
Религиозная психология изучает психологические особенности взаимовосприятия, общения, взаимодействия и взаимоотношений верующих в Бога людей. В данной психологии выделяют: религиозную веру, мотивы, чувства, ценностные ориентации, настроения и специфику общения верующих, а также их ритуальное и культовое поведение.
5. Психологические явления, относящиеся к личности, обусловлены поведением, особенностями человека и его действиями как личности. Примером являются позиции и роли личности, ее установки и стереотипы, социальные статус.
В зависимости от класса психологических феноменов явления социально-психологического характера подразделяются на эмоционально упорядоченные (психологические климат и атмосфера, социальные чувства и настроения), рационально осмысленные (социальные представления, взгляды, интересы и ценностные ориентации, мнения, убеждения, традиции) и массовидные (стихийные), функционирующие в обычных или необычных условиях (например, экстремальных и конфликтных).
Данный критерий лежит в основе классификации социально-психологических феноменов на явления, процессы и образования. В частности, социальные чувства являются эмоциональной составляющей поведения и деятельности людей (явление), имеющей свою динамику (процесс) и включающей в себя их различные состояния, настроения и переживания (сложное образование).
По устойчивости социально-психологические явления делятся на динамичные (например, различные виды общения), относительно изменчивые (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Сухов А. Н., 1995).
Классификация явлений социально-психологической реальности представлена на рис. 3.
Классификация и примеры социально-психологических явлений и процессов
Взаимодействие людей в обществе всегда приводит к определенным социальным процессам, явлениям.
Данные элементы общественной жизни классифицируются в зависимости от присущих им особенностей.
Что такое социальная активность личности? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое: понятие
Поскольку общество состоит из множества различных групп, в нем происходят постоянные столкновения взглядов и мнений.
Это приводит к непрерывным изменениям во всех сферах взаимодействия между людьми.
Возникновение социальных явлений
Социальный процесс важно отличать от социального явления.
В отличие от процесса, который имеет четко выраженный временный характер (он происходит в настоящий момент времени), явление обладает стабильностью и устойчивостью.
Основания для классификации:
О понятии и видах социальных установок человека читайте здесь.
Классификация
Общественные процессы, также, делятся на отдельные направления по ряду критериев. Основания для классификации:
Виды и примеры
В социальной психологии выделяются различные виды процессов и явлений, существующих в обществе.
К видам социальных явлений относятся:
Примером социального явления может послужить элементарное удовлетворение людьми своих биологических потребностей в питании.
Устойчивым элементом жизни любого общества является религия.
Она выражается в наличии у людей веры, соблюдении обрядов и праздников, уважении религиозной символики и т.д.
Между этими людьми существуют взаимодействия, которые основываются на принципах общности взглядов, единства целей, стремления к взаимовыручке и поддержке.
Подобные явления легко распознаются любым членом общества, поскольку они обладают выраженными признаками.
Но бывают и такие события, которые скрыты от всеобщего обозрения. Они существуют в обществе, но за счет некоторой латентности не осознаются большинством его членов.
К ним можно, например, отнести аномию. Это ситуация, при которой в обществе незаметно происходит разрушение существующего культурного базиса, что приводит к снижению уровня морали и нравственности.
При нем происходит абсолютное слияние индивида или целой социальной группы с подавляющим большинством из-за стремления «,быть как все»,.
В итоге происходит потеря индивидуальности.
Основные виды социальных процессов:
Люди могут вместе заниматься одним видом деятельности или выполнять разные задачи, взаимосвязанные между собой. Кооперация приносит пользу всем участникам.
Чаще всего данный процесс можно наблюдать в трудовых коллективах, но применим он и к другим видам взаимоотношений. Например, кооперацией является создание товарищества собственников жилья. Соседи объединяются в организованную группу для совместного решения общих жилищных вопросов. Совместными усилиями они решают возникающие бытовые вопросы и достигают поставленных целей.
Приспособление может происходить в виде поиска компромисса, подчинения мнению большинства, терпимости к мнению оппонентов.
Так, если при голосовании за какое-либо решение подавляющее большинство представителей социальной группы индивида высказывают единую позицию, то его демонстрация согласия с остальными при существующем на самом деле противоположном мнении является приспособлением.
Вся жизнь человека состоит из многообразия явлений и процессов, в которых он участвует самостоятельно или в составе социальной группы. Социальная психология квалифицирует данные элементы общественной жизни по определенным критериям.
ТЕМА 2: Социально психологические явления. Основные
законы их формирования и функционирования (18ч.)
1. Массовидная психика как отражение условий жизни общества.
2. Структура массовидной психики.
3. Закон подражания.
4. Общественное мнение и настроение.
5. Традиции, обычаи, привычки.
7. Совместная деятельность.
9. Межличностные отношения.
1. Массовидная психика как отражение условий жизни.
Сегодня, когда наше общество сильно политизировано, когда массовые выступления, собрания стали повседневной реальностью, все чаще мы задаемся вопросами: а каковы механизмы, движущие силы этих явлений, по каким законам они зарождаются и развиваются, как влияют на мировоззрение людей? Еще относительно недавно, в начале прошлого века, никому не приходило в голову, что можно изучать научно охватившую войско панику или экстаз толпы верующих, окруживших пророка. Эти явления либо объяснялись с позиций здравого смысла, либо относились к разряду чудес. Но в середине XIX века психология масс, занимавшая общественное мнение всех европейских стран, стала точкой роста новой науки – социальной психологии. Что же произошло? Мир быстро менялся. В огромных городах скапливались миллионы людей, оторвавшихся от сельской и церковной общин, от своих сословий и цехов. Из этих «автомизированных» индивидов и возникал материал для толпы. Человек большого города более рационален и скептичен, более грамотен и ловок, чем его деревенский собрат. Однако именно из таких людей состоят толпы, совершающие подчас совершенно неразумные действия. Этот феномен сохранил свое значение и сегодня. Всем знаком экстаз болельщиков на футбольном поле или рок концертные страсти. Разобраться в механике поведения толпы впервые попытались психологи середины прошлого века: Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, З. Фрейд., Г. Лебон в своей работе охарактеризовал понятие «массовая душа» и описал черты, присущие поведению человека в массе: «…каковы бы ни были индивиды составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу». [10, 6, 5, 13]
2. Структура массовидной психики.
Существует некая сфера социальной реальности, которую принято обозначать понятиями «массовая психика» или «общественная психология».
Общественная психология очень сложна, многогранна и не имеет чётких границ. Попытаемся хотя бы приблизительно обозначить структуру этого явления и дать краткую характеристику его элементов.
Обобщая многочисленные исследования, можно сказать, что в общественной психологии выделяют, прежде всего, группу психических явлений,которую можноназвать системой побуждений или мотивов поведения и деятельности масс. Ковалев А. Г. относит сюда социальные потребности, интересы и формирующиеся на их основе социальные установки и чувства, убеждения и идеалы.
Вторая группа психических явлений называется процессами. Процесс, в отличие от свойства, динамичен. 0н возникает под влиянием события, того или иного социального воздействия, развёртывается и имеет конец, который, однако, дает начало новому процессу.
Психические процессы – это общественные чувства, эмоции, мышление, память, воображение, воля. Процессы, многократно повторяясь, образуют специфические свойства познавательной и волевой деятельности людей.
Таким образом, у массы формируется определённый угол зрения при восприятии, что обычно называют вкусом, формируется определённый стереотип мышления, характерный для тех или иных социальных групп. [19]
Подражание относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в условиях массового поведения. В процессе подражания осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания.
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания. Например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д. [1, 22]
4. Общественное мнение и настроение.
Общественное мнение, выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношения социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы, возникает как продукт осознания назревших, требующих решения социальных проблем. Оно проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения. Субъектом общественного мнения выступают большие группы – социальные классы, нации и народы. Его высшая форма – общенародное мнение – в основном совпадающие суждения всего народа. Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.
Настроение общественное (настроение массовое) – преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Не только самое массовидное явление психологии социальной, но и одна из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведения различных групп и слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности. Одна из форм настроения общественного – настроение массовое, способное захватить и объединить в единое движение (социальные или политические) самые различные социальные слои, группы и классы обществ. Настроение общественное характеризуется – 1) определенной предметной направленностью: политическим, религиозным настроением и пр.; 2) характером и уровнем эмоционального накала: апатией, депрессией – подъемом, энтузиазмом. [14, 16]
5. Традиции, обычаи, привычки.
Психический склад массовой психики раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях группы.
Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности представления. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, что неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением ситуации социального развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиция – важный фактор регуляции жизнедеятельности.
Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть социально-психологическая проблема. [1]
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.
Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном и т.д.
Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. [24]
7. Совместная деятельность.
Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Психологическая структура совместной деятельности включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06щая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельностиявляется общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент структуры — совместные действия, т.е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач совместной деятельности. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками. [24]
Мотивация — это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать — значит создать влечение или потребность, побуждающую нас действовать с определенной целью. Потребность выступает как внутренний, а цель — как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае обычно понимают активные движущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей — значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.
Не существует какого-то одного, лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным при мотивировании одних людей, может быть совершенно несущественным для мотивации других.
С давних пор было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед организацией. [24]
9. Межличностные отношения.
Отношения, возникающие между людьми в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности, определяются как общественные отношения. Примерами таких отношений могут, быть производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, психологические и др.
Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально.
Различают еще деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием).
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия:
1)восприятия и понимания людьми друг друга,
2)межличностной привлекательности (притяжение и симпатия),
3)взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого). [24]
Классификация и примеры социально-психологических явлений и процессов
Взаимодействие людей в обществе всегда приводит к определенным социальным процессам, явлениям.
Данные элементы общественной жизни классифицируются в зависимости от присущих им особенностей.
Что такое социальная активность личности? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое: понятие
Социальный процесс — это существенные изменения в общественной жизни, осуществляемые группами людей для удовлетворения их интересов.
Поскольку общество состоит из множества различных групп, в нем происходят постоянные столкновения взглядов и мнений.
Это приводит к непрерывным изменениям во всех сферах взаимодействия между людьми.
Общество не может существовать без социальных процессов, поскольку его полноценное развитие и функционирование — это постоянные изменения, преобразования.
Возникновение социальных явлений
Социальный процесс важно отличать от социального явления.
Социальное явление — это установившийся аспект общественной жизни, который сформировался под влиянием уже произошедших ранее взаимодействий между людьми и продолжает функционировать на основании существующих в данный момент взаимодействий.
В отличие от процесса, который имеет четко выраженный временный характер (он происходит в настоящий момент времени), явление обладает стабильностью и устойчивостью.
Основания для классификации:
О понятии и видах социальных установок человека читайте здесь.
Классификация
Общественные процессы, также, делятся на отдельные направления по ряду критериев. Основания для классификации:
Виды и примеры
В социальной психологии выделяются различные виды процессов и явлений, существующих в обществе.
К видам социальных явлений относятся:
Примером социального явления может послужить элементарное удовлетворение людьми своих биологических потребностей в питании.
Поход в магазин с целью покупки продуктов — это общественное явление. Множество поколений людей совершали данные действия и в дальнейшем люди также будут это делать.
Устойчивым элементом жизни любого общества является религия.
Она выражается в наличии у людей веры, соблюдении обрядов и праздников, уважении религиозной символики и т.д.
При этом в одном обществе может присутствовать сразу несколько религиозных направлений, каждое из которых будет иметь право на существование. Все вместе они образуют единое явление — религию.
Дружеская компания — это группа людей, объединенных общими интересами.
Между этими людьми существуют взаимодействия, которые основываются на принципах общности взглядов, единства целей, стремления к взаимовыручке и поддержке.
Подобные явления легко распознаются любым членом общества, поскольку они обладают выраженными признаками.
Но бывают и такие события, которые скрыты от всеобщего обозрения. Они существуют в обществе, но за счет некоторой латентности не осознаются большинством его членов.
К ним можно, например, отнести аномию. Это ситуация, при которой в обществе незаметно происходит разрушение существующего культурного базиса, что приводит к снижению уровня морали и нравственности.
Другое латентный феномен — конформизм.
При нем происходит абсолютное слияние индивида или целой социальной группы с подавляющим большинством из-за стремления «быть как все».
В итоге происходит потеря индивидуальности.
Основные виды социальных процессов:
Люди могут вместе заниматься одним видом деятельности или выполнять разные задачи, взаимосвязанные между собой. Кооперация приносит пользу всем участникам.
Чаще всего данный процесс можно наблюдать в трудовых коллективах, но применим он и к другим видам взаимоотношений. Например, кооперацией является создание товарищества собственников жилья. Соседи объединяются в организованную группу для совместного решения общих жилищных вопросов. Совместными усилиями они решают возникающие бытовые вопросы и достигают поставленных целей.
Приспособление может происходить в виде поиска компромисса, подчинения мнению большинства, терпимости к мнению оппонентов.
Так, если при голосовании за какое-либо решение подавляющее большинство представителей социальной группы индивида высказывают единую позицию, то его демонстрация согласия с остальными при существующем на самом деле противоположном мнении является приспособлением.
Типичный пример ассимиляции — эмиграция граждан нашей страны в другие государства. Они постепенно перенимают чужой язык, культуру, обычаи и традиции, но и сами становятся для местного населения источниками другой культуры.
Вся жизнь человека состоит из многообразия явлений и процессов, в которых он участвует самостоятельно или в составе социальной группы. Социальная психология квалифицирует данные элементы общественной жизни по определенным критериям.