наука изучающая законы и явления общественной жизни

Теория статистики: конспект лекций

наука изучающая законы и явления общественной жизни. Смотреть фото наука изучающая законы и явления общественной жизни. Смотреть картинку наука изучающая законы и явления общественной жизни. Картинка про наука изучающая законы и явления общественной жизни. Фото наука изучающая законы и явления общественной жизни

Данное учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит полный курс лекций по теории статистики, составленный профессиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с вопросами теории статистики. Рассматриваются методы статистического наблюдения, сводка, групировка данных, средней величины, показатели вариации, корреляционный и регрессивный анализы, анализ временных рядов, индексы, использование графического метода и многое другое. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

1. Происхождение термина «статистика» и его значение

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика — это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика — это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука — вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика — наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика — это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей — знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 — 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857 — 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата — это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта — это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека — мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные — определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные — это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический показатель — та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология — это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Источник

Социальная философия и социология

наука изучающая законы и явления общественной жизни. Смотреть фото наука изучающая законы и явления общественной жизни. Смотреть картинку наука изучающая законы и явления общественной жизни. Картинка про наука изучающая законы и явления общественной жизни. Фото наука изучающая законы и явления общественной жизни

Данное учебное пособие предваряет цикл дисциплин, связанных с изучением тех или иных сторон жизни общества. Социальная философия и социология дают общее представление об обществе как целостной системе, которое затем конкретизируется в ряде иных аспектов его исследования другими науками. Для преподавателей и студентов юридических, а также иных вузов, где преподаются гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная философия и социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

© С. А. Хмелевская, 2002.

© ООО «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2002

Данное учебное пособие предваряет цикл дисциплин, связанных с изучением тех или иных сторон жизни общества. Социальная философия и социология дают общее представление об обществе как целостной системе, которое затем конкретизируется в ряде иных аспектов его исследования другими науками.

Изучение курса социальной философии и социологии является важным этапом профессиональной подготовки юриста. Без знания основ общественной жизни, ее структуры и динамики невозможно изучать правовые отношения, являющиеся неотъемлемой частью процессов и явлений, имеющих место в социуме. Поэтому будущий юрист должен иметь научные представления об обществе как целостной социокультурной системе, о социологическом подходе к личности, об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, о видах социальных процессов. Он должен знать основные функции социальной философии и социологии, главные направления применения социологического знания, современные социально-политические проблемы российского общества, базисные методы и методики исследований политической социологии, структуру, содержание и функции социологии права.

Студент юридического вуза должен овладеть методикой и техникой социологических исследований, что безусловно, пригодится ему в будущей работе. При изучении проблем социальной философии и социологии важна и выработка умения самостоятельно анализировать социологические проблемы, выявлять источники их возникновения и определять возможные пути решения.

В данном учебном пособии речь пойдет лишь о тех проблемах социальной философии, которые связаны с макросоциологическим изучением общества.

Тема 1. Социальная философия как теория и методология познания общества

1.1. Предмет социальной философии

Как и другие части философского знания, социальная философия представляет собой синтез научного знания с ценностными мировоззренческими выводами, являя, тем самым, амбивалентность философии вообще, которая, по определению, включает в себя собственно научное знание и ценностные суждения. Оставим пока в стороне мировоззренческий аспект социальной философии, связанный с аксиологическим осмыслением общества, и остановимся на социальной философии как науке.

В самом общем плане объектом социально-философского изучения выступает общество. Но это высказывание нуждается в уточнении. Социальная философия, рассмотренная как наука, должна находить и изучать определенные законы, существующие в обществе. Однако прежде чем раскрыть эти законы, важно уяснить специфику их проявления в общественной жизни, их отличие от законов, действующих в природе.

Конкретная жизнь людей во времени и пространстве происходит в неповторимых, уникальных формах. Но эти формы не являются самодостаточными и фиксируют общие, повторяющиеся признаки. Конечно, к примеру Великая Отечественная война 1941–1945 годов была уникальным событием в истории, имеющим свои неповторимые черты. И вместе с тем она несла в себе и родовые признаки войн вообще, те закономерности, которые свойственны всем войнам. Поиск и изучение подобных регулятивных инвариантов общественной жизни и составляют задачу социальной философии как науки.

Законы общества являются продуктом его внутренней самоорганизации, характеризуют его системную целостность, условия существования и развития. Они формируются как устойчивые, необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественной системы на основе общественного производства в ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Эти законы проявляются в общественной деятельности людей. Будучи законами системной организации общества, они носят объективный характер, а это значит, что люди по своему желанию, произвольно не могут отменять их действие.

Однако при такой трактовке общественных законов необходимо избегать как крайностей фатализма, так и волюнтаризма. Фатализм не учитывает того обстоятельства, что формирование и действие законов общества связаны с проявлением субъективного фактора. Волюнтаризм же преувеличивает роль сознания, по сути дела игнорируя объективные закономерности, действующие в обществе.

Общественные законы по своей природе объективны, но их проявление происходит через целенаправленную человеческую деятельность, которая связана с осознанностью, реализацией мотивов, желаний, интересов. Учет или не учет объективных закономерностей обнаружится в том, совпадут ли поставленные цели с полученными результатами в процессах деятельности или нет.

Решение вопроса о соотношении объективных законов и сознательной деятельности людей неразрывно связано с проблемой необходимости и свободы. Необходимость может быть понята как способ существования, обязательность проявления объективных законов истории, которые в своем развертывании, реализации опосредуются конкретными обстоятельствами, условиями исторического процесса, в силу чего в реальных конкретных явлениях не всегда осуществляется однолинейный характер обусловленности (детерминации) исторических событий. В обществе действуют законы-тенденции (закономерности), которым свойственно многообразие форм проявлений. Законы-тенденции пробивают себе дорогу сквозь массу случайностей, других тенденций, что придает каждой отдельной форме их проявления неповторимость. В связи с этим можно говорить о двух видах необходимости, существующих в обществе: необходимость общего характера, выраженная в законах, и необходимость, обусловленная конкретными обстоятельствами места, времени, действия. Для законов общества характерна в основном вероятностная детерминация. Они действуют как тенденция, проявляющаяся в массовом совокупном действии.

Однако было бы неправильно утверждать, что все законы в обществе имеют только вероятностный (статистический) характер. Существуют и такие виды связей в обществе, которые имеют строго однозначный характер.

Как отмечалось, необходимость соотносится со свободой. Свобода в социально-философском аспекте — это деятельность отдельных, преследующих свои интересы людей, социальных групп или общества в целом. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне свободы.

Итак, для познания специфики общества большое значение имеет раскрытие его законов. Последние выражают существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между разными типами общественных отношений, явлений общественной жизни. Наиболее общие законы общества изучает социальная философия.

Итак, основная задача социальной философии — раскрыть сущностные характеристики общества, рассмотреть его как часть мира, отличную от иных его частей и связанную с ними в единый мировой универсум. Отметим, что термин «общество» здесь трактуется в двух смыслах: как социальность вообще (антитеза природному началу) и как организационная форма совместной деятельности людей.

Социальная философия изучает общество в его сущностных аспектах, специфику его генезиса, строения, функционирования и развития, которая определяет способ бытия социального в мире.

Особенности социально-философского изучения общества состоят в том, что оно раскрывает всеобщие, инвариантные свойства общественной организации, выражающие ее родовую, исторически константную сущность, а также структуру, существующую во всех разновидностях общества. Социальная философия исследует суть социального как рода бытия в мире, всеобщие условия и механизмы его реального существования.

Социальная философия, изучая строение общества, устанавливает образующие его части, выделяет их специфику, координационные и субординационные зависимости между ними, их связь с общим целым, обнаруживает интегративные эффекты их взаимодействия.

Помимо структурного анализа общества социальная философия раскрывает и закономерности его функционирования, где обнаруживаются механизмы системной целостности общества.

И, наконец, социальная философия не оставляет без внимания и проблемы социальной динамики. Именно эта наука должна выявить импульсы изменений общественной жизни, ответить на вопросы, каковы характер, цели, направленность развития общества и т. д.

Социально-философский анализ касается всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, т. е. когда речь идет «об обществе вообще». Это один из важнейших уровней познания социального, хотя иногда в истории социальной философии понятие «общество вообще» рассматривалось как своего рода фикция, лишенная реального содержания. Зачем изучать общество вообще, если в действительности оно не существует? Такой подход методологически не верен. «Общество вообще» — это сложнейшая концептуальная модель, которая воплощает в себе реальные отношения сходства и подобия между конкретными обществами.

Конечно, на первый взгляд, кажется маловероятным, как можно сравнивать общество, к примеру, существовавшее в V веке до н. э. в Древней Греции, и ту форму совместной деятельности людей, которая сложилась в конце 90-х годов XX века в Японии?! Вместе с тем социально-философский анализ обнаруживает нечто общее в их структуре, функциях, динамике и т. д. Значит, если до известной степени абстрагироваться от конкретики, то можно прийти к понятию «общество вообще», заключающему в себе ценную информацию об общих инвариантах строения, функционирования и развития общественной жизни.

Здесь опять же важно избегать крайностей. С одной стороны, анализ модели «общества вообще» имеет огромную познавательную ценность, обнаруживая инварианты общественной организации. Поэтому не правы те авторы, которые не видят эвристического потенциала данного подхода. С другой стороны, нельзя ограничивать социальную теорию родовыми определениями общества, игнорируя конкретное многообразие его форм. Еще более не допустимо, когда под абстрактные схемы стремятся подогнать все реалии общественной жизни.

Поэтому философский анализ общества необходимо дополнять другими, имеющими более частный характер. Важно изучение отдельных социальных организмов — конкретных стран и народов, взятых в их реальной истории. Знание лишь всеобщих законов социальной организации не дает понимания исторических судеб отдельных человеческих обществ. Если социально-философский анализ общества выявляет его общие закономерности, касающиеся структуры, функций и динамики, формируя, тем самым, методологические принципы познания общества вообще, то конкретный анализ социальных организмов позволяет понять специфику их строения, функционирования и развития.

Однако уровни предельных философских абстракций и конкретики не исчерпывают всех уровней изучения общества. Между ними выстраиваются теории среднего уровня обобщения, которые изучают особые типы общественной организации, имеющие место в реальной истории общества, т. е. специфические свойства общественного устройства. Речь идет об исторической типологизации обществ (формационной, цивилизационной, культурологической).

Таково общее представление о предмете социальной философии. Но до конца выявить специфику социальной философии можно, лишь показав ее место среди прочих наук, изучающих общество.

1.2. Место социальной философии в системе наук, изучающих общество

Рассмотрим, прежде всего, те науки, которые направлены на системное изучение общества.

Социальная философия и социология. Если анализировать историю социологии как самостоятельной науки, то можно убедиться, что в трудах многих ученых, именовавших себя социологами (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П. Сорокин и др.), обнаруживается весь спектр проблем социально-философского плана. И наоборот, в работах таких философов, как Г. Гегель, Э. Фромм и др., исследуются вопросы, традиционно относящиеся к социологии.

Для того чтобы понять сходство и различие между социальной философией и социологией, вновь обратимся к уровневому рассмотрению общества: уровню изучения всеобщих свойств социальной организации, уровню исследования ее исторически конкретных типов и уровню анализа реальных социальных организмов.

По своему концептуальному статусу философия исследует лишь первый из названных уровней, т. е. уровень всеобщих свойств социальной организации. Все другие уровни являются предметом изучения социологии. Она выявляет законы строения, функционирования и развития исторически конкретных типов социальной организации, объединяющих родственные в социокультурном отношении страны и народы, исследует конкретные виды социальных организмов.

И только на высшем, общесоциологическом (макросоциологическом) уровне социология пересекается с философией, рождая феномен бинарного философско-социологического познания общества. И философия, и социология стремятся познать общество в качестве системного образования, как интегральное целое. Однако единый подход к обществу не означает тождества социальной философии и социологии. Как отмечалось, социальная философия изучает лишь «общество вообще» и ее предметом не являются прочие уровни рассмотрения общества. Вместе с тем это вовсе не означает, что социальная философия не использует материалы изучения конкретных обществ. Именно такое использование позволяет установить и уточнить универсальные законы строения, функционирования и развития социальной системы.

Социальная философия не ограничивается только социологическим рассмотрением общества, а обращается еще и к изучению истории (философия истории).

Социальная философия и история. Говоря о реальной истории, имеется ввиду событийная жизнь общества — конкретная жизнь людей, их совместная деятельность, которая проявляется в цепи взаимосвязанных событий, произошедших в определенном месте и времени. Предметом исторической науки являются не общественные законы как таковые, а вероятностное проявление этих законов в конкретной исторической ситуации, т. е. особые закономерности, возникающие в событийном пласте совместной человеческой деятельности.

На долю философского анализа истории приходятся, прежде всего, постановка и решение общеметодологических проблем исторического познания. Философия уточняет концептуальную природу и предметные задачи истории как науки, она определяет само понятие «история», соотнося его с категориями «социум», «общество» и пр. Именно она исследует проблему законосообразности исторического процесса. Вместе с тем социальная философия (философия истории) решает и целый ряд содержательных задач: например, осмысление существования всемирной истории, установление механизмов и фаз становления и развития человечества. Философию занимает интегративный аспект целостности мировой истории.

Итак, подведем некоторые итоги. Исходя из понимания социальной философии как науки, ее предмет составляют законы, выявляющие системную целостность общественной жизни, а именно:

• законы, выражающие структурную, функциональную и динамическую целостность общества, т. е. законы системного взаимодействия составляющих его сфер, элементов и компонентов деятельности;

• законы, выражающие исторически универсальные связи и отношения, с необходимостью воспроизводимые в любом обществе.

1.3. Методологическая функция социальной философии

Значение социальной философии в системе общественных наук не сводится только к содержательной разработке тех или иных теоретических проблем. Она имеет большое значение в разработке методологии анализа социальных явлений. Законы и категории социальной философии выполняют роль орудия научного познания для всех отраслей обществознания.

Методологическая функция социальной философии обусловлена предметом этой науки. Особенности подхода к изучению общественных явлений с позиции предмета социальной философии состоят в том, чтобы рассматривать их с точки зрения причин возникновения, общих законов развития, всеобщей взаимосвязи, обнаружения сходства и различий в структуре, функциях и динамике. Выделяя структурные, функциональные и динамические инварианты, раскрывая родовые признаки конкретных явлений общественной жизни, она создает логическую модель «общества вообще», которая затем детализируется частными науками. Формируя дефиниции общественных явлений и процессов, социальная философия образует определенный категориально-понятийный аппарат, используемый прочими науками об обществе. Кроме того, каждая общественная наука имеет свои философские (в том числе и социально-философские) основания — те принципы и категории философии, которые используются для решения философских проблем в той или иной науке. Философские основания тесно связаны с собственными основаниями конкретной науки, могут опережать или замедлять их развитие. Например, среди тех проблем, которые ставит и решает философия истории: проблема неравномерности исторического развития, становление мировой истории в аспекте синтеза ее этнического и цивилизационного многообразия и др. Именно философское мышление способно рассмотреть предпосылки интеграции, взглянув на историю в аспекте ее общих принципов и механизмов этногенеза. Точно так же философия истории может помочь страждущему человечеству начала XXI столетия обрести себя в новых исторических реалиях, извлечь уроки из прежних исторических событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *