наука изучающая влияние условий жизни на здоровье

Гигиена. Конспект лекций

наука изучающая влияние условий жизни на здоровье. Смотреть фото наука изучающая влияние условий жизни на здоровье. Смотреть картинку наука изучающая влияние условий жизни на здоровье. Картинка про наука изучающая влияние условий жизни на здоровье. Фото наука изучающая влияние условий жизни на здоровье

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 1. Гигиена как наука

1. Предмет и задачи гигиены

Гигиена (от греч. Hygieinos — здоровый) — наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.

Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.

Основными задачами гигиены являются:

• разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;

• разработка санитарного законодательства;

• обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

• охрана здоровья детей и подростков;

• участие в разработке основ рационального питания;

• санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Основой гигиены служат гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина — общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования

Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.

В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды — это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.

Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах — жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.

Источник

«О профессии врача гигиенического профиля»

Медицина-система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранения здоровья, продление жизни людей, предупреждение болезней и лечение больных.

Отрасли медицины делятся на лечебную и профилактическую.

Здоровье является состоянием полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствием болезней или физических дефектов. Здоровье в современных рыночных отношениях становится экономической категорией, важной не только для процветания общества в целом, но и для каждого его члена являясь необходимым условием успехов в работе, личной жизни, а также в благосостоянии семьи.

Термин «гигиена» в переводе с греческого языка «целебный, приносящий здоровье».

Вопросам профилактической медицины уделялось внимание с древних времён. Ещё Гиппократ учил своих учеников «…заботиться о здоровье здоровых ради того, чтобы они не болели». В древнем Китае врач получал вознаграждение тогда, когда в семье все здоровы.

Гигиена –это научная основа профилактической медицины.

Санитария-совокупность практических мероприятий, направленных на реализацию требований гигиены.

Организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обеспечивает санитарно-эпидемиологическая служба.

Цель гигиены заключается в сохранении и укреплении здоровья как отдельно взятого человека, так и людей, объединённых в коллективы, популяции, общество в целом.

1. Изучение факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека

2. Изучение закономерностей влияния факторов внешней среды и социальных условий на организм человека или популяцию.

3. Разработка и внедрение гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению неблагоприятно действующих.

4. Прогнозирование гигиенической ситуации на ближайшую и отдалённую перспективу.

Объектом изучения гигиены являются:

-состояние окружающей среды

-состояние здоровья здоровых людей на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях.

Врач гигиенического профиля осуществляет контроль за безопасностью питания, водоснабжения, атмосферного воздуха и почвы, контролирует соблюдение условий труда, быта, воспитания и обучения детей, пропагандирует медицинские и гигиенические знания среди населения и различных профессиональных групп. Ведёт наблюдение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждает о критических ситуациях, влиянии вредных или опасных факторов для здоровья людей.

Советую выпускникам школ выбрать эту интересную, творческую, многогранную, ответственную, нужную обществу специальность-врача гигиениста.

После завершения учёбы на медико-профилактическом факультете, выпускники смогут работать в органах и учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Заведующая отделением по санэпидобслуживанию,

врач по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

Заслуженный врач Российской Федерации Н.Ланкина

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
392000, г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Влияние состояния экологии на здоровье человека.

Абушинова Даяна Витальевна
Разумная Светлана Евгеньевна
Таран Карина Петровна

Резюме

В нашей статье, мы проанализировали влияние состояния экологии(в частности Саратовской области) на здоровье человека.

Ключевые слова

Статья

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный медицинский университет имени

В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный медицинский университет имени

В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный медицинский университет имени

В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный медицинский университет имени

В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России)

Кафедра общей биологии, фармакогнозии и ботаники
Заведующая кафедрой: д. б. н., доцент Дурнова Наталья Анатольевна

Научный руководитель: к.б.н., доцент Сигарева Л. Е.

Влияние состояния экологии на здоровье человека

Выполнили:

студенты 1 курса 5 группы
педиатрического факультета,
Абушинова Д.В.,
Разумная С.Е.,
Таран К.П.

СОДЕРЖАНИЕ

I.II. Патологические состояния и болезни человека ………………. ……….4

I.III. Защитные системы организма человека………………………………. 5

3. Глава II. Основные экологические проблемы Саратова……….……………. 7

4. Глава III. Анализ статистики (практическая часть)…………………………….9

Введение

Многие годы не существовало общепринятого представления о количественной связи между загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья населения. В 70-х гг. XX в., по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние смешанных контингентов людей в разных странах в среднем на 50—60% зависело от экономической обеспеченности и образа жизни, на 18—20% — от состояния окружающей среды и на 20—30% — от уровня медицинского обслуживания. Л. Г. Мельник и Н. С. Владимирова на основании обработки статистического материала о потерях рабочего времени по болезни делают выводы о том, что «загрязнения воздуха на 43—45% повинны в ухудшении здоровья населения». Загрязнением атмосферы обусловлено около 20—30% общих заболеваний населения промышленных центров. Данная проблема является актуальной, потому что нарушения биосферного равновесия вызывают изменения в структуре заболеваемости. Наблюдается изменчивость старых, «классических» форм патологии уже известных заболеваний, и в то же время возникновение новых болезней, так называемых «болезней цивилизации»: аллергические, токсические, лучевые и токсико-аллергические. Растет число заболеваний верхних дыхательных путей, сердечнo-сосудистых, нервнo-психических, онкологических заболеваний [1].

Цель: Проанализировать связь заболеваемости населения Саратовской области с изменениями окружающей среды.

1. Изучить литературу, отражающую экологические загрязнения.

2. Проанализировать больничную статистику с целью выяснения динамики заболеваемости по годам.

3. Попытаться выявить связь между теми или иными заболеваниями и изменениями в окружающей среде.

Глава I

I. Концепции здоровья

Понимание здоровья у людей в разные времена существенно различалось. Существуют следующие основные концепции здоровья:

• общепринятой концепцией здоровья с древних времен и по наше время считается просто отсутствие болезней. Такое понимание здоровья бытует с начала нашей эры, и его можно встретить в работах и древних, и средневековых, и современных врачей;

• по биологическим представлениям здоровье — это способность организма сохранять гомеостатическое равновесие, т. е. устойчивость регуляционных систем организма;

• по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это позитивное состояние, характеризующее личность в целом, т. е. состояние физического, духовного и социального благополучия.

Одним из главных показателей и следствий здоровья населения является такой социально значимый фактор, как работоспособность. Поскольку с биологических позиций здоровье представляет собой состояние гомеостатического равновесия, широкой адаптивности и резистентности, то современное понятие здоровья расширяется от узкого до более широкого понимания здоровья разных видов организмов, сообществ и даже экосистем.

II. Патологические состояния и болезни человека

Патологическое состояние в каждом отдельном организме, у каждого отдельного человека возникает чаще всего не сразу, а путем накопления усталости, некомпенсированных стрессовых состояний, т. е. того, что в медицине часто называется состоянием «предболезни». Классифицируя болезни, их можно разделить на несколько основных групп. Первая группа — это наследственные заболевания, возникающие у носителей мутантных генов. Часто встречается наследственная предрасположенность к болезням как результат полигенного наследования: к язвенным и сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, различным видам аллергий. Наследственные болезни в значительной степени связаны с условиями окружающей человека среды. В частности, мутации могут появиться в организме не только самопроизвольно, но и под действием определенных факторов среды, называемых мутагенными. Главным мутагенным фактором среды являются ионизирующие излучения (радиация). Мутагенное действие оказывает и ряд вирусных заболеваний, делающих более изменчивой наследственность отдельного человека и вызывающих наследственные предрасположения к патологиям.

Среда обитания человека также является источником «стрессорных» воздействий. Это прежде всего факторы воздействия физического и химического стрессов. Факторы физического стресса связаны с нарушениями светового, акустического или вибрационного режима, а также уровня электромагнитных излучений. Как правило, отклонение от норм этих факторов характерно для городской или производственной среды, где чаще всего и в наибольшей степени нарушаются условия, к которым эволюционно адаптирован человеческий организм. Если возникает истощение организма, зачастую приводящее к болезни или даже к смерти, — это истощающий стресс (дистресс).

Другой большой группой экопатологий, т. е. болезней, связанных с неблагоприятной средой, являются природно-очаговые заболевания. Они вызваны тем, что человек живет либо в местности, где обитают возбудители какой-либо болезни (например, клещевого энцефалита, переносимого клещами), либо в районе земного шара, имеющем геохимические или геофизические особенности.

Крупная группа болезней и патологических состояний человека связана с возрастными изменениями. Это так называемые болезни старения: ожирение, рак, диабет, гипертония — синдромы, связанные не только с возрастом, но и с экологическими факторами. Понятие биологического возраста отражает определенный комплекс морфофункциональных изменений организма, простым показателем которых являются работоспособность и адаптивность человека, его функциональная активность. Возрастные изменения наступают у каждого отдельного человека не только в соответствии с его астрономическим возрастом, но также в зависимости от факторов окружающей среды. Все экопатологии ведут к преждевременному старению, что особенно хорошо видно в местах экологических бедствий, экологических катастроф, в местах, где отмечены геопатологические явления.

III. Защитные системы организма человека

Организм человека имеет ряд защитных систем, которые противостоят неблагоприятным воздействиям внешней среды, поэтому при различных экопатологиях поражаются в первую очередь. Первой защитной системой являются кожные покровы, а также слизистые оболочки легких и пищеварительного тракта. Через них поступают различные вредные вещества, растворенные в воде или просто находящиеся в атмосферном воздухе. Для территорий с повышенным химическим загрязнением характерны различные типы легочных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей, а также разнообразные кожные болезни. Второй защитной системой организма является печень, обладающая способностью детоксикации вредных веществ (и даже ядов), попавших в организм вместе с пищей. Если печень человека оказывается перегруженной токсическими веществами, то возникают такие тяжелые болезни, как цирроз и онкологические заболевания. Главной защитной системой, предназначенной для защиты целостности и здоровья организма, является иммунная система. Она включает процессы и средства клеточной и гуморальной защиты от бактериальных загрязнений внешней среды и чужеродных белков, т. е. от попавших в организм бактерий и прочих возбудителей заболеваний биологического происхождения. В случае, когда иммунная система испытывает экологический стресс, ее работа нарушается. Заболевания иммунной системы очень характерны для нашего времени. Первая стадия таких заболеваний связана с ее гиперчувствительностью, приводящей к различным типам аллергий. Вторая стадия обусловлена иммунодефицитом — истощением иммунной системы, которое ведет к тому, что организм катастрофически теряет сопротивляемость к любым болезням и поражениям. Чувствительность человеческого организма к агрессии окружающей среды зависит также и от его возрастных особенностей [2].

Глава II

Основные экологические проблемы Саратова

Предприятия Саратова выбрасывают в атмосферу свыше 50 милн. тонн вредных элементов, а именно: альдегиды, углеводороды, тяжёлые металлы, диоксид серы, оксиды азота, аммиак, оксид углерода и атмосферная пыль. Теплоэлектростанции, процесс сжигания каменного угля, выплавка чугуна и производство цемента дают выброс порядка 170 млн. тонн пыли в атмосферу. Источники водоснабжения Саратовской области загрязнены веществами биогенного и техногенного характера, это произошло по вине областных предприятий, которые сбрасывают большое количество неочищенных сточных вод. Ежегодно сбрасывается порядка 100 тыс. вредных веществ различных классов опасности.

Предприятия, представляющие наибольшую опасность:

Завод «АИТ» является источником отходов, содержащих элементы кадмия и никеля, которые вывозят на свалку Александровского сельсовета. ОАО «Иргиз», в результате деятельности которого в отвалах накопилось более 19 млн. тонн фосфогипса (хотя вместимость была не более 10 млн. тонн). Поэтому в этом районе степень загрязнения фосфатами, нитратами, хлоридами, железом и аммиаком в десятки раз превышает нормы.

Также актуальны проблемы сбора и складирования технически-бытового мусора, вопрос утилизации лекарственных препаратов с истекшим сроком годности и энергосберегающих ламп, непригодных для использования. Количество «стихийных» свалок с каждым годом только увеличивается. Акции по сбору мусора, в виде субботников, проводят нечасто, и это не является главным решением вышеуказанных масштабных проблем. Для улучшения столь критической ситуации с экологией Саратовской области, необходимо применение целого ряда комплексных мероприятий. Лишь при слаженной совместной работе экологических служб, служб по охране природы и общественных организаций можно добиться положительных изменений [3].

Глава III. Анализ статистики

Первичная заболеваемость

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – совокупность новых, нигде не учтённых и впервые выявленных в данном календарном году заболеваний (табл. 1).

Частота первичной заболеваемости на 1000 населения

Источник

ЛЕКЦИЯ по ОП.05 Гигиена и экология человека для студентов СПО АМК

1. История возникновения экологии, гигиены, основные положения гигиены и санитарии.

2. Значение гигиены в деятельности аптечных работников.

Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной

Вопрос 1: История возникновения экологии, гигиены, основные положения гигиены и санитарии.

В начале XXI столетия существенно возросла роль профилактической медицины в сохранении и укреплении здоровья населения. Гигиене принадлежит ведущая роль в формировании профилактического мышления у молодых специалистов независимо от дальнейшей их специализации. Познание закономерностей взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья человека необходима фармацевтам в их будущей профессии.

Я ускользнул от Эскулапа

Худой, обритый — но живой;

Его мучительная лапа

Не тяготеет надо мной.

Происхождение термина «гигиена» связывают с именем мифической богини здоровья Гигиеей.

Предметом изучения гигиены являются здоровые люди и лица, испытывающие воздействие факторов риска, их индивидуальное и коллективное здоровье. Нормативы и правила, разработанные гигиеной, используются и медицинскими дисциплинами лечебного профиля для профилактики определенных заболеваний.

Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения.

Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций.

Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей.

Проверка эффективности проведенных мероприятий

Гигиена тесно связана с санитарией.

Санитария является практикой гигиены, приводящей в жизнь санитарные, т.е. оздоровительные мероприятия, силами государственной санитарно-эпидемиологической службы страны.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Минздрава России. Ее возглавляет первый заместитель министра, который по должности является Главным государственным санитарным врачом России. Основной документ, регулирующий деятельность службы — Закон №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух основных формах:

— текущий санитарный надзор.

Основные задачи государственной службы по надзору в сфере обеспечения благополучия человека (гигиенической практики, санитарии):

профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации;

предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

гигиеническое воспитание и образование населения.

Цель гигиенической науки и практики – разработка и реализация основ первичной медицинской профилактики.

Первичная профилактика имеет целью предупреждение возникновения и развития любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей у человека болезни, перехода ее в хроническую форму.

Третичная профилактика имеет целью предупреждение инвалидности и смертности.

Нетрудно заметить, что цель первичной профилактики полностью совпадает с целью гигиены.

Экология сравнительно молодая наука.

Корни экологического знания уходят в глубокую древность. Наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми, свидетельствуют о том, что интерес человека к окружающему миру был далек от простого любопытства.

Великие географические открытия эпохи Возрождения послужили толчком для развития природопользования. Ученые и путешественники не только описывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения об их зависимости от условий произрастания или возделывания. Описание животных сопровождалось сведениями об их повадках, местах обитания.

Большой вклад в формирование экологических знаний внес шведский естествоиспытатель К. Линней. Основоположником отечественной экологии можно назвать профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858). В своих трудах и публичных лекциях он настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов, развития и строения животных в зависимости от изменений среды их обитания.

Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина «экология». Днем рождения, а точнее «крещения», экологии как науки можно считать 14 сентября 1866 г., когда немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919) закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов». Классифицируя разделы биологии в одном из подстрочных примечаний, Геккель впервые употребил слово «экология» (от греч. oikos — дом, жилище, родина, местопребывание, обиталище и logos — слово, учение) в отношении научного знания.

Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны существования живых организмов

Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) — основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о присущей всему живому постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Экология – наука, изучающая общие законы существования живых организмов, их взаимосвязь между собой и со средой их обитания.

Основы первичных экологических знаний впервые прослеживаются в работе Роберта Мальтуса (1789) «Об опасности перенаселения планеты Земля», труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Карл Мёбиус один из первых применил к исследованию объектов живой природы особый подход, который в наши дни получил название системного подхода.

Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология оформилась около 1900 г.

Огромное влияние на развитие экологии оказали работы выдающегося русского геохимика В.И. Вернадского (1863-1945). Он изучал процессы, протекающие в биосфере, и разработал теорию, названную им биогеохимией, которая легла в основу современного учения о биосфере. Биосфера — это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамичную систему.

Появление и развитие учения о биосфере стало новой вехой в естествознании, изучении взаимодействия и взаимоотношений между косной и живой природой, между человеком и окружающей средой.

Уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых высоких в мире. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики

В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр и д.р.

В настоящее время — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.

Понятие «экология» в настоящее время приобретает глобальный характер, однако сами ученые-экологи вносят разный смысл в определение этого термина.

Объектом экологии как науки является биологические макросистемы: популяции, сообщества, экосистемы, их динамики во времени и пространстве, законы их развития и существования.

В настоящее время в экологической науке наибольшее развитие получили следующие направления:

· теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом активно развивается так называемая экология человека.

Термин «экология человека» появился в 1972г. Он был предложен на Первом международном совещании ООН по окружающей среде. С этого времени начинается современный этап развития новой науки.

Медицинская экология является составной частью экологии человека. Она изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения.

Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов:

экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств;

гигиенический раздел – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Вопрос 2. Значение гигиены в деятельности аптечных работников.

Современный фармацевт – медицинский работник, специалист в области изготовления и реализации лекарственных препаратов, активно участвующий в деле укрепления здоровья населения и проведении профилактических мероприятий.

Аптека является одним из учреждений системы здравоохранения, основная функция которого – своевременное снабжение населения и ЛПУ лекарственными препаратами, предметами ухода за больными, предметами санитарии и другими медицинскими товарами. При их изготовлении и хранении необходимо строгое соблюдение гигиенического режима, поэтому фармацевт должен хорошо разбираться в вопросах гигиенического нормирования параметров окружающей среды и, в частности, в аптечных учреждениях, и на предприятиях фармацевтической промышленности. Он должен иметь представление о характере действия производственных факторов и заболеваниях, которые могут возникнуть при нарушении гигиенических нормативов и санитарных правил в аптеке. Совместно с представителями санитарно-эпидемиологической службы фармацевт должен уметь намечать гигиенические мероприятия по охране труда и соблюдению гигиенического режима в аптечных учреждениях.

Большое значение имеет знание правил личной гигиены аптечных работников. При нарушении этих правил аптечные работники могут загрязнить лекарственные препараты, дистиллированную воду, предметы оборудования аптеки. Возможно также заражение аптечного персонала через воздух, рецепты, различные предметы, при контакте с больными людьми.

В деятельности фармацевта значительное место занимают гигиеническое воспитание и образование, направленные на повышение санитарной культуры населения, профилактику различных инфекционных заболеваний среди населения.

Фармацевт вследствие особенностей своей профессии постоянно контактирует с лечащими врачами и врачами медико-профилактического профиля. Это обязывает быть его осведомленным в основных вопросах профилактической медицины, охраны окружающей среды и др.

Самостоятельная работа обучающихся:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *