наука и жизнь шахматы

ШАХМАТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

Страстным любителем шахмат был Лев Толстой. В 1864 году он писал брату жены Александру Берсу: «Играешь ли ты в шахматы? Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты». В «Войне и мире» при описании военных действий Толстой нередко говорит о шахматной игре. Свою привязанность к шахматам писатель сохранил до конца жизни.

«В шахматном кружке Мельхиоровая чувствовал себя много свободней, во всяком случае, естественней. Часы занятий были мне в радость. Бесспорно, наш рябой декламатор был педагогом незаурядным.

А вот забавный эпизод из повести братьев А. и Г. Вайнеров «Гонки по вертикали», в которой дантист Зубакин, по совместительству опытный валютчик, погорел на своем пристрастии к шахматам:

Однажды я спросил у Аркадия Вайнера, большого любителя шахмат, дружившего с Василием Смысловым и Гарри Каспаровым:

Сложный анализ преступлений чем-то напоминает процесс шахматной игры. Не случайно шахматы сплошь и рядом фигурируют в детективных романах, например у Яна Флеминга (его главный герой Джеймс Бонд), Жоржа Сименона (комиссар Мегрэ), Агаты Кристи (Эркюль Пауро и мисс Марпл). Один из рассказов Агаты Кристи так и называется «Шахматная загадка».

Вот знаменитое рубаи Омара Хайяма, знакомое многим поклонникам шахмат:

Нелегкая участь пешек, идущих только вперед, в самые горячие точки сражения, и бестрепетно исчезающих с «лица доски», подсказала поэту их неочевидное, но убедительное сходство с простыми смертными, к которым он относил и себя, помогла ему создать образную модель человеческой жизни.

Нельзя не вспомнить и А. С. Пушкина. Две строчки из «Евгения Онегина»:

И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеяньи свою

-вызвали горячий отклик у шахматных композиторов. Вот самая популярная задача на эту «тему».

Белые берут ход назад и дают мат в 1 ход

А. С. Пушкин, который был большим поклонником шахмат, в данном случае использовал игру, а точнее, невозможный ход на доске, чтобы передать взволнованное состояние влюбленного героя поэмы.

Замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Марбург», написанное за год до Октябрьской революции 1917 года, завершает такая строфа:

В этом шахматном фрагменте поэт превосходно отразил сложное опосредованное восприятие им мира. Сопоставления неожиданны, интуитивны, созданная мощным воображением картина отражает душевное состояние автора и оставляет читателю простор для толкований.

А следующее стихотворение написано почти семьдесят лет спустя, осенью 1984-го. Его автора, поэта Александра Межирова, вдохновило первое сражение за шахматную корону между Карповым и Каспаровым в Колонном зале Дома союзов в Москве.

Может быть, и пройдет
Эта пешка по краю доски,
Но жестокий цейтнот
Все тесней мне сжимает виски.
Как Высоцкий поет
Про своих одичалых коней,
Так жестокий цейтнот
Мне сжимает виски все тесней.
Ход решающий. Вот
Этот фланг, эта пешка а5,
Но жестокий цейтнот
Мне виски продолжает сжимать.
Но жестокий цейтнот,
Лютый гон, одичалая прыть,
Проиграть не дает
И тем паче не даст победить.

В цейтноте белые взяли слона на d1, и дело кончилось ничьей. Однако если бы они не поспешили с 33. Л:d1, а сразу двинули вперед крайнюю пешку, то в этот вечер матч был бы завершен.

Чуткий к веяниям времени, откликался на крупные спортивные события и Владимир Высоцкий. Перед историческим матчем на первенство мира между Спасским и Фишером он написал одну из самых смешных своих песен «Честь шахматной короны», герою которой предстоит поединок с самим Фишером:

Начинается усиленная подготовка к «матчу века»:

Иногда кажется, что американского чемпиона мира, известного всем и каждому в середине прошлого века, нынешнее молодое поколение знает только благодаря этой песне. Так что Высоцкий сполна отплатил Фишеру за подсказку веселой темы, на десятилетия продлил ему славу. Вместе с крылатыми фразами Ильфа и Петрова поэтические шутки Высоцкого составляют основу веселого шахматного словаря…

Все упомянутые в статье литературные произведения, связанные с шахматами, относятся в основном к XIX и ХХ векам. Но вот два бестселлера, которые появились совсем недавно, в начале ХХI века.

Последним ходом черные рискованно продвинули на одно поле пешку «h», теоретическое продолжение 7…Сd6.

Фантастика! В решающей партии шахматный король не продержался и двадцати ходов. Формально на доске примерное равенство, но Каспаров прекрасно понимал, что для машины это детская задача. После 19. Кb4 20. Ф:f5 bc 21. Ке5 или 19. bc 20. Ф:с4 Кb4 21. Ле1 Ле8 22. Кh4 Кb6 23. Фf7 К6d5 24. К:f5 Крd8 25. К:g7 его позиция разваливалась как карточный домик.

Матч-реванш, как мы знаем, робот играть отказался, но благодаря фантазии французского писателя Бернарда Вербера, герой его бестселлера «Последний секрет» Сэмюэль Феншэ встречается с «Дип Блю», точнее, с его потомком, чтобы отомстить за Гарри.

. В зале дворца Каннских фестивалей безумные аплодисменты переходят в неистовую овацию. Сэмюэль Феншэ победил компьютер «Дип Блю IУ», который до этого момента сохранял звание чемпиона мира! Журналисты бросаются к триумфатору, протягивая свои диктофоны. Организаторы матча знаком просят вернуться их на место и предоставляют слово Феншэ:

У компьютера нет души, но у него нет и мотива. «Дип Блю IУ» знал, что в случае победы ему не дадут лишнего электричества или программного обеспечения. Но он и не боялся, что его выключат в случае проигрыша. В то время как у меня был мотив! Я хотел взять реванш у робота за неудачу экс-чемпиона мира Леонида Каминского, произошедшую здесь же год назад, когда он уступил «Дип Блю III», и, кроме того, мечтал отомстить за Гарри Каспарова, побежденного «Дип Блю» в 1997 году. Сегодняшнее событие я рассматриваю как переворот не только для этих игроков, но и для всего человечества в целом».

Зал ликовал, мировая общественность рукоплескала, и вдруг последовало неожиданное сообщение о кончине доктора Феншэ. Что же произошло? Но здесь, пожалуй, стоит поставить многоточие. Прочитайте рассказ сами.

И в заключение снова о поэзии. К шахматной теме нередко обращается российский поэт, доктор философских наук Константин Кедров. До перестройки его, как и Бродского, не печатали, а теперь он лауреат многих литературных премий и дважды номинант на Нобелевскую премию (2003 и 2005 годы).

В книге «Или», полном собрании поэтических сочинений Кедрова, есть стихи с такими названиями: «Шахматный рояль», «Шахматный Озирис», «Шахматная симфония», «Палиндромные шахматы», «Вьюжный ферзь». Вот характерные строчки из последнего стихотворения:

Все поезда в метро уходят ферзем,
Там под землей никто не ходит конем!

В начале 2006 года Кедров выпустил поэтический альманах «Журнал поэтов», целиком посвященный шахматам. Ему удалось привлечь к сотрудничеству многих известных авторов. Впервые в жизни шахматный стих в свойственном ему экстравагантном стиле написал Андрей Вознесенский.

Источник

наука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматыru_chess_art

Всё о шахматной композиции

На момент написания статьи шахматных программ не было?

Давно не просматривал шахматную рубрику в журнале «Наука и жизнь». Похоже, сохранены лучшие традиции прошлого, шахматы по прежнему принадлежат к искусству о чём свидетельствует название продуктов творчества, не как обычно «диаграмма», а «рисунок». Дизайн фигур остался на кустарном уровне: пешки-шампиньоны, а о королях, которых мне приходилось в своё время рисовать на диаграммах, один приятель сказал, что они напоминают ему женщину моющую голову.
Конечно, «не важен день рождения» фигур, а важно как они ходят.

Если ошибки не произошло, то былые выигрывают и продолжая
1. Kxe3 Kxg7 2. Re8 Bc4 3. gxh7 Kxh7 4. e6 и мат в 21 ход.

Рис.4
IV Первенство СССР
1955-1956 гг.
Выигрыш

Очень велика вероятность, что только ничья:
1. Rg7+ Kb6 2. Bb7 Bxc4+ 3. Ke5 Re8+ 4. Kxd4 Be6 5. gxh7 Bf5 6. Kd5 Be4+ 7. Kd6 Rh8 8. Ba8 Rxh7 9. Rxh7 Bxh7 =.

Рис.5
Вариация 1956 г.
Ничья.

Очень велика вероятность, что чёрные выигрывают:
1. h7 Bg8 2. hxg8=Q Nxg8 3. Kxg8 a2 4. h6 a1=Q 5. h7 Qa8+ 6. Kg7 Qb7+ 7. Kf8 Qb8+ 8. Ke7 Kf5 9. Kd7 Kxg6 10. Kc6 Qe5 11. h8=B Qxh8 12. Kb5 Qc3 13. Kb6 Qb4+ 14. Kc6 Kf7 15. Kc7 Kf6 16. Kc6 Ke6 17. Kc7 Qb5 18. Kc8 Kd6 19. Kd8 Qd7#

Рис.7
«Шахматная Москва»
1958 г.
Ничья.

За ничью предстоит длительная борьба и не факт, что белые устоят:

1. h6 Nd5 2. h7 Nxf6 3. h8=Q Bd4 4. Kg3+ Kg1 5. Qh2+ Kf1 6. Qh1+ Ke2 7. Qf3+ Kd2 8. Qg2+ Kc3 9. Qf3+ Kb4 10. Qb7+ Ka5 11. Qa8+ Kb5 12. Qb7+ Bb6 13. Qh1 Bc7+ 14. Kh4 Be5 15. Qb7+ Kc4 16. Qa6+ Kd4 17. Kg5 Ne4+ 18. Kh5 Ke3 19. Qa3+ Ke2 20. Qa6+ Kd2 21. Qa5+ Bc3 22. Qa4 Ke3 23. Qa7+ Kf3 24. Qg1 a1=Q 25. Qg4+ Ke3 26. Qh3+ Kd4 27. Qh4 Qd1+ 28. Kh6 Qd2+ 29. Kg7 Bd5 30. Kh7 Kc5 31. Qe7+ Kc4 32. Qc7+ Kd3

Рис.8
Ан. Кузнецов 1997 г.
Юбилейный турнир
«Москва-850»
Ничья

Программа показыват путь выигрыша за чёрных:
1. b3 f6 2. Bxf6 Bxg8 3. h6 Nd7 4. Ba1 Nf8 5. Kh5 Be3 6. Kg4 Nxg6 7. Kf5 Ne7+ 8. Ke4 Bxh6 9. Kd3 Bxb3 10. Kc3 Bg7+ 11. Kxb3 Bxa1 12. Kxa2 и чёрные ставят мат в 21 ход.

Источник

ФИШЕРОВСКИЕ ШАХМАТЫ

Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

В них играют на обычной доске (8×8), обычным набором фигур, без введения особых правил. Достаточно в исходной позиции поменять местами некоторые фигуры. Пешки эдесь остаются на обычных местах, а фигуры тем или иным способом размещаются за пешечным частоколом. Всего начальных позиций такого рода существует более 25 миллионов. И в результате классическая теория дебютов полностью утрачивает свое значение.

Главная особенность фишеровских шахмат заключается в нестандартной начальной позиции. Пешки стоят на привычных местах, а расположен ие фигур за ними определяется жребием. При этом должны выполняться три условия: 1) слоны разнопольные, 2) ладьи находятся по разные стороны от короля, 3) белые и черные фигуры расположены симметрично.

Как показывает подсчет, расстановок, удовлетворяющих этим условиям, всего существует 960. Поэтому фишеровские шахматы называют также рэндом или рэндом-960 («random» можно перевести как «выбранный наугад»).

Идея таких шахмат неоригинальна (только что мы упомянули подобное изобретение Бронштейна, правда, у него не требуется соблюдать второе и третье условия). Однако благодаря авторитету Фишера именно его шахматы приобрели популярность в мире, в том числе среди гроссмейстеров. Дело дошло до того, что теперь каждый год проходит матч на первенство мира по фишеровским шахматам. Но об этом чуть ниже.

Можно сказать, что Фишер позаботился о будущем шахмат! Правда, не факт, что в рэндоме человеку будет легче сражаться с компьютерами, чем в классике. Конечно, и здесь через десяток-полтора ходов на доске возникают привычные контуры, но все же удается уйти от современной теории, где многие позиции исследованы до глубокого эндшпиля и порой побеждают не те, кто лучше понимает игру, у кого богаче фантазия, а те, кто выучил больше. Хотя все позиционные и комбинационные принципы сохраняются, миттельшпиль тоже протекает нестандартно. А в эндшпиле вообще невозможно определить, из какой игры он возник. Судя по всему, обычная начальная позиция (частный случай рэндома) наиболее содержательна, недаром она создана древним мудрецом и подкреплена многовековой историей.

Можно, кстати, использовать не все 960 позиций, а сократить их до 20-30, ведь многие из них «режут глаз», лишены гармонии. Действительно, можно ограничиться расстановками, которые вполне соответствуют нашим представлениям о «геометрии шахмат». Идея отбора «разумных» позиций заслуживает внимания. Скажем, за неделю до турнира объявляется та или иная начальная расстановка и участники получают определенное время на ее анализ. В следующий раз все кардинально меняется, фигуры ставят иначе и наработанная «теория» отпадает. Однако полностью исключать подготовку не стоит, ведь тогда шахматы превратятся в домино.

Надо признать, что рокировки в рэндоме довольно необычны, и на первых порах игрокам, даже гроссмейстерам, трудно к ним привыкнуть. Пусть, например, в исходной позиции белый король стоит на b1 между ладьями а1 и с1. Черные ведут наступление на ферзевом фланге, а тот благодаря короткой рокировке неожиданно перебегает с b1 на- g1, ладья с1 подтягивается к нему на f1.

Еще одна веселая партия из опен-рэндома.

Когда-то один известный теоретик высказал тезис: «1. е2-е4!, и белые выигрывают!» Эта шахматная теорема не доказана до сих пор. А вот в рэндоме, во всяком случае для данного примера, можно без преувеличения утверждать: «1. е2-е4?, и белые проигрывают!»

В конце 2005 года Кирсан Илюмжинов на одной из пресс-конференций объявил, что выделяет миллион долларов на проведение в Элисте крупного турнира по фишеровским шахматам. Президент ФИДЕ надеется, что на него приедет Роберт Фишер собственной персоной и будет жить в коттедже, подаренном ему Илюмжиновым еще в середине 1990-х годов.

*О супервундеркинде Роберте Фишере журнал рассказывал в 2005 году (см. «Наука и жизнь» №№ 4, 5, 6, 7). В 2006-м серия статей о шахматных вундеркиндах, которую мы начали более полутора лет назад, будет продолжена, просто для разнообразия стоит немного отвлечься.

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

наука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматы наука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматы

Наука и жизнь

Шахматы в художественной литературе

Статья опубликована в журнале «Наука и жизнь» (август 2007 г.)

Как смог убедиться читатель, многие писатели и поэты любили шахматы, обращались к ним в своем творчестве (см. «Наука и жизнь» № 7, 2007 г.). В этом номере мы завершаем краткий рассказ о шахматах в художественной литературе и предлагаем решить еще одну шахматную задачу. Ее автор – блестящий писатель и шахматный композитор Владимир Набоков, о котором наряду со Стефаном Цвейгом, И. Ильфом и Е. Петровым и другими классиками литературы шла речь в предыдущем номере.

«Наша жизнь подобна шахматной игре» – это известное древнее изречение встречается в художественной литературе еще в эпоху Возрождения, например в «Декамероне» Джованни Боккаччо, написанном в середине XIV века. Почти через 300 лет эти же слова повторил в «Дон Кихоте» Мигель Сервантес.

Страстным любителем шахмат был Лев Толстой. В 1864 году он писал брату жены Александру Берсу: «Играешь ли ты в шахматы? Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты». В «Войне и мире» при описании военных действий Толстой нередко говорит о шахматной игре. Свою привязанность к шахматам писатель сохранил до конца жизни.

Вспомним мировой бестселлер «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Там героиня играет в крокет, а в следующей книге, «Алиса в Зазеркалье», превратившись в пешку, становится участницей шахматной партии. Действие происходит на сказочной доске, где все персонажи – шахматные фигуры.

Любовь к шахматам Эриха Марии Ремарка нашла отражение в разных его произведениях. Сцены игры встречаются в романах «Три товарища», «Триумфальная арка» и «Жизнь взаймы». В последнем из них один из персонажей, 80-летний старик по фамилии Рихтер, страдающий тяжелой формой туберкулеза, проводит много лет в санатории. Эликсиром, продлевающим ему жизнь, оказываются шахматы. Узнав, что безнадежно больной человек страстно увлекается ими, врачи находят ему подходящих партнеров, и те играют с Рихтером по телефону или по почте.

«Шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого. от сомнений и тоски… это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы – мир в себе, не знающий ни суеты, ни. смерти», – убеждает Рихтер другую пациентку, героиню романа Лилиан.

Известный российский драматург и писатель Леонид Зорин – большой поклонник шахмат, автор сценария популярного в начале 1970-х фильма «Гроссмейстер» – часто обращался к шахматной теме. Вот отрывок из его романа «Записки трезвенника», одним из главных персонажей которого стал шахматный мастер Мельхиоров, наставник героя-рассказчика:

«В шахматном кружке Мельхиоров чувствовал себя много свободней, во всяком случае, естественней. Часы занятий были мне в радость. Бесспорно, наш рябой декламатор был педагогом незаурядным.

. Он говорил о мелодии цвета – белого и черного, – и о таинственном сопряжении этих различно окрашенных клеток, и о том, как они сосуществуют – то в органичном взаимодействии, то в состоянии отторжения. Тут он весьма изящно касался загадки разноцветных слонов, оставшихся в пешечном окружении. Здесь гениально проявляется, – так утверждал он, вздымая перст, – закон гармонического соответствия противоположных характеристик – разный цвет обеспечивает равный вес. Одной из сторон иной раз можно недосчитаться даже двух пешек, равенство сил не будет нарушено.

Нежно поглаживая доску, Мельхиоров не уставал напоминать, что каждое поле имеет свой голос, собственный, неповторимый голос, надо только уметь его услышать. Существует сигнальная система позиции, нервная деятельность организма, которую познают партнеры, точнее сказать – стремятся познать. От их успешного проникновения в ее суть зависит течение партии и ее конечный исход…»

А вот забавный эпизод из повести братьев А. и Г. Вайнеров «Гонки по вертикали», в которой дантист Зубакин, по совместительству опытный валютчик, погорел на своем пристрастии к шахматам:

«Зубопротезный кабинет Зубакина был расположен на Гоголевском бульваре, рядом с шахматным клубом. Однажды, занимаясь своей очередной пациенткой, он зацементировал ей протез и велел немного посидеть, не раскрывая рта, пока мост не просохнет. Сам же на минутку выскочил в соседний дом – в шахматный клуб. И надо такому случиться – как раз в этот момент там начинался сеанс одновременной игры, который давал любимый гроссмейстер валютчика. Упустить такой шанс было бы непростительно, и Зубакин пристроился к одной из досок, закаменев, словно гипс у его пациентки. Поединок получился очень увлекательным, но когда спустя три часа дантист вернулся в свой кабинет, бедную женщину успели увезти в Институт Склифосовского, где ей чуть ли не ломом вышибали изо рта цемент. А у Зубакина тем временем милиция успела конфисковать все золото и валюту. В результате этот страстный поклонник шахмат вынужден был на три года отправиться в места не столь отдаленные – повышать свой рейтинг. »

Однажды я спросил у Аркадия Вайнера, большого любителя шахмат, дружившего с Василием Смысловым и Гарри Каспаровым:

– Зубакин – плод вашей писательской фантазии или у игрока-дантиста был живой прототип?

– Вы будете смеяться, – ответил Аркадий Александрович, – но такой любитель шахмат был, он и сейчас есть. Не стану называть его имя (оно широко известно в узких кругах), а прославился этот человек, столь жестоко пострадавший из-за шахмат, еще и тем, что вставил золотые зубы своей любимой собаке, побитой в какой-то уличной драке. Ныне его имидж от такого поступка только вырос бы, но в те далекие времена это выглядело вызывающе.

Сложный анализ преступлений чем-то напоминает процесс шахматной игры. Не случайно шахматы сплошь и рядом фигурируют в детективных романах, например у Яна Флеминга (его главный герой Джеймс Бонд), Жоржа Сименона (комиссар Мегрэ), Агаты Кристи (Эркюль Пуаро и мисс Марпл). Один из рассказов Агаты Кристи так и называется «Шахматная загадка».

Еще одна неисчерпаемая тема – шахматы и поэзия. Игра, столь богатая драматическими поворотами, удивительными метаморфозами, эмоциональными потрясениями, словно создана для того, чтобы служить источником поэтического вдохновения.

Вот знаменитое рубаи Омара Хайяма, знакомое многим поклонникам шахмат:

Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь. А пешки? – мы с тобой.
Подвигают, притиснут, – и побили,
И в темный ящик сунут на покой.

Нелегкая участь пешек, идущих только вперед, в самые горячие точки сражения, и бестрепетно исчезающих с «лица доски», подсказала поэту их неочевидное, но убедительное сходство с простыми смертными, к которым он относил и себя, помогла ему создать образную модель человеческой жизни.

Нельзя не вспомнить и А. С. Пушкина. Две строчки из «Евгения Онегина»:

И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеяньи свою

– вызвали горячий отклик у шахматных композиторов.

Замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Марбург», написанное за год до Октябрьской революции 1917 года, завершает такая строфа:

И тополь – король.
Я играю с бессонницей.
И ферзь – соловей.
Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает,
фигуры сторонятся.
Я белое утро в лицо узнаю.

В этом шахматном фрагменте поэт превосходно отразил сложное опосредованное восприятие им мира. Сопоставления неожиданны, интуитивны, созданная мощным воображением картина отражает душевное состояние автора и оставляет читателю простор для толкований.

Чуткий к веяниям времени, откликался на крупные спортивные события и Владимир Высоцкий. Перед историческим матчем на первенство мира между Спасским и Фишером он написал одну из самых смешных своих песен «Честь шахматной короны», герою которой предстоит поединок с самим Фишером:

Я кричал: «Вы что там, обалдели?
Уронили шахматный престиж!»
Ну а мне сказали в спортотделе:
«Вот прекрасно – ты и защитишь.
Но учти, что Фишер очень ярок, –
Даже спит с доскою, сила в нем.
Он играет чисто, без помарок, –
Ничего, я тоже не подарок, –
У меня в запасе ход конем.

Начинается усиленная подготовка к «матчу века»:

Честь короны шахматной – на карте, –
Он от пораженья не уйдет:
Мы сыграли с Талем десять партий
В преферанс, в очко и на бильярде, –
Таль сказал: «Такой не подведет!»

И наконец – сама игра:

Только прилетели – сразу сели.
Фишки все заранее стоят.
Фоторепортеры налетели – и слепят,
И с толку сбить хотят.
Но все складывается благополучно:
И хваленый, пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью.

Иногда кажется, что американского чемпиона мира, известного всем и каждому в середине прошлого века, нынешнее молодое поколение знает только благодаря этой песне. Так что Высоцкий сполна отплатил Фишеру за подсказку веселой темы, на десятилетия продлил ему славу. Вместе с крылатыми фразами Ильфа и Петрова поэтические шутки Высоцкого составляют основу веселого шахматного словаря…

Все упомянутые в статье литературные произведения, связанные с шахматами, относятся в основном к XIX и ХХ векам. Но вот два бестселлера, которые появились совсем недавно, в начале ХХI века.

Первый – роман «Фламандская доска» популярного испанского писателя Артуро Перес-Реверте. Это парадоксальный детектив с головокружительным сюжетом. Ключом к разгадке жестоких преступлений служит картина, на которой изображена позиция из шахматной партии, причем оказывается, за каждую съеденную фигуру заплачено человеческой жизнью. Чтобы расставить все точки над i, предстоит разобраться, как развивалась партия. Роман служит блестящей иллюстрацией к разделу шахматной композиции, который называется ретроанализом!

Прежде чем говорить о втором шахматном бестселлере, написанном в последние годы, надо вспомнить ближайшую историю. Не так давно в фантастической литературе была популярна тема борьбы человека с компьютером, белкового разума – с электронным. Одним из первых образ шахматного киборга в конце ХIХ века создал американский писатель Амброз Бирс в рассказе «Хозяин Моксона». В наши дни эта тема уверенно перешла из области фантастики в реальность. Напомним, что в 1997 году впервые в истории машина победила чемпиона мира в серьезном матче. Программа «Дип Блю» одержала победу над Гарри Каспаровым со счетом 3,5:2,5.

Матч-реванш, как мы знаем, робот играть отказался, но благодаря фантазии французского писателя Бернарда Вербера, герой его бестселлера «Последний секрет» Сэмюэль Феншэ встречается с «Дип Блю», точнее, с его потомком, чтобы отомстить за Гарри.

В огромном, обитом войлоком зале дворца Каннских фестивалей человек в роговых очках борется с компьютером «Дип Блю IV» за звание чемпиона мира. У него дрожит рука. Напряжение слишком высоко. Напротив шипящий компьютер, внушительный стальной куб высотой в метр. От него исходит запах озона и горячей меди, которая сочится сквозь его вентиляционную решетку. Человек бледен и утомлен. «Я должен победить», – шепчет он. Несколько громадных экранов и телевизионных камер показывают его исхудавшее лицо с лихорадочным взглядом.

. Поединок длится уже почти неделю. Никому не известно, день сейчас или ночь. У человека и машины счет равный 2,5:2,5. Кто сегодня одержит верх, тот и чемпион. Суставчатая рука зашевелилась. Механический противник сделал ход черным конем. «Шах», – появилась надпись на экране «Дип Блю IV». Шум в зале. Стальной палец нажимает на кнопку часов. Те отсчитывают секунды, напоминая человеку в роговых очках, что время против него.

«Шах и мат», – произносит Феншэ. Компьютер убеждается, что лазейки нет, затем медной рукой кладет своего короля на бок в знак покорности.

. В зале дворца Каннских фестивалей безумные аплодисменты переходят в неистовую овацию. Сэмюэль Феншэ победил компьютер «Дип Блю IV», который до этого момента сохранял звание чемпиона мира! Журналисты бросаются к триумфатору, протягивая свои диктофоны. Организаторы матча знаком просят вернуться их на место и предоставляют слово Феншэ:

«Если бы вы знали, как я счастлив! Да, теоретически компьютер сильнее человека, потому что у него нет души. От выигрыша он не чувствует ни радости, ни гордости. Проигрыш его не расстраивает и не разочаровывает. Он не испытывает жажды мщенья, всегда сконцентрирован, без устали использует все свои возможности. Вот почему компьютеры до сих пор неизменно обыгрывали людей. – Доктор Феншэ улыбается и продолжает:

У компьютера нет души, но у него нет и мотива. «Дип Блю IV» знал, что в случае победы ему не дадут лишнего электричества или программного обеспечения. Но он и не боялся, что его выключат в случае проигрыша. В то время как у меня был мотив! Я хотел взять реванш у робота за неудачу экс-чемпиона мира Леонида Каминского, произошедшую здесь же год назад, когда он уступил «Дип Блю III», и, кроме того, мечтал отомстить за Гарри Каспарова, побежденного «Дип Блю» в 1997 году. Сегодняшнее событие я рассматриваю как переворот не только для этих игроков, но и для всего человечества в целом».

Зал ликовал, мировая общественность рукоплескала, и вдруг последовало неожиданное сообщение о кончине доктора Феншэ. Что же произошло? Но здесь, пожалуй, стоит поставить многоточие. Прочитайте рассказ сами.

И в заключение снова о поэзии. К шахматной теме нередко обращается российский поэт, доктор философских наук Константин Кедров. До перестройки его, как и Бродского, не печатали, а теперь он лауреат многих литературных премий и дважды номинант на Нобелевскую премию (2003 и 2005 годы).

В книге «Или», полном собрании поэтических сочинений Кедрова, есть стихи с такими названиями: «Шахматный рояль», «Шахматный Озирис», «Шахматная симфония», «Палиндромные шахматы», «Вьюжный ферзь». Вот характерные строчки из последнего стихотворения:

Все поезда в метро уходят ферзем,
Там под землей никто не ходит конем!

В начале 2006 года Кедров выпустил поэтический альманах «Журнал поэтов», целиком посвященный шахматам. Ему удалось привлечь к сотрудничеству многих известных авторов. Впервые в жизни шахматный стих в свойственном ему экстравагантном стиле написал Андрей Вознесенский.

Горизонтальный off
По полю с зонтиком идет.
Конь – вертолет
Шахмат.
Как сверху шарахнет!
Сыгранем.
Слалом, high, speed, домертва!
Не сломай спидометра.
Немок конем.
Ход конем.
Сыгранем крепко!
Кверху донышком опять!
Приземляюсь в новую клетку,
которую не понять…

В предисловии к сборнику написано: «Шахматы – больше чем игра. Это метакод мира, где есть все от генетического кода до гадательной Книги перемен Древнего Китая. В них зашифрована черно-белая дискретная природа микро– и макромира, 64 клетки прячут в себе замкнутую бесконечность…» Просто какой-то «код да Винчи»! Предлагаю читателям самим поразмышлять над философским смыслом этих слов.

Текущий рейтинг: наука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматынаука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматынаука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматынаука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматынаука и жизнь шахматы. Смотреть фото наука и жизнь шахматы. Смотреть картинку наука и жизнь шахматы. Картинка про наука и жизнь шахматы. Фото наука и жизнь шахматы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *