натюрморты в реальной жизни
Секреты фотосъемки натюрморта
Cегодня мы расскажем вам о том, что такое натюрморт и как его создавать. Речь идет, сами понимаете, конечно же, о фотографическом натюрморте. Из этой статьи вы так же узнаете, как в условиях обыкновенной квартиры всего лишь в несколько приемов сделать красивое изображение предметов.
Итак, как же снимать натюрморт?
Первый этап. Идея
С неё, с идеи, начинается всё. Абсолютно любое дело. В том числе и работа над натюрмортом. Прежде чем начать снимать, вам нужно для себя твердо уяснить: без идеи, которую вы для себя четко сформулировали, у вас ничего не получится. Некоторые дилетанты порой думают примерно так: «вот сейчас я раскидаю по столу предметы, и сразу пойму, что выйдет из всего этого, что у меня получится». Но скажем вам сразу: такой подход к делу только отнимет у вас время, а, возможно даже что и вообще отобьет желание снимать натюрморт. Идея создания натюрморта вызревает у фотографа на основе его фантазии, желания снимать, и вообще различных житейских впечатлений. В период вызревания идея постепенно очищается от различных лишних и ненужных деталей, встает в определенные рамки, выстраивается композиция будущего снимка, подбираются для этого снимка предметы, фон, драпировки и пр.
Второй этап. Подготовка задника и стола
Третий этап. Расстановка предметов
Великий испанский сюрреалист Сальвадор Дали однажды сказал: «Если ваша картина вам ясна уже до ее написания, ее можно и не писать». Что это значит? А то, что в воображении художника картина обычно рисуется несколько по-другому, нежели такой, какой она будет в реальном воплощении на плоскости. Причина такому явлению – множество различных мелочей. Ни один художник, даже самый талантливый и образованный, никогда точно не скажет вам, как в той или иной ситуации выстроятся пропорции, например, розы в вазе по отношению к яблоку, расположенному чуть поодаль от неё, как ляжет свет на всю эту композицию, и многое другое. Вот почему компоновка предметов для натюрморта, расстановка их на рабочем столе, есть всего лишь воплощение в жизнь ваших фантазий. А жизнь наша, как известно, довольно далека от идеала.
У настоящих мастеров натюрморта на выстраивание предметов зачастую уходит очень много времени. Порой они могут заниматься этим часами. И действительно, в этом деле важен каждый миллиметр. Иногда расставив предметы на плоскости, фотограф понимает, что у него ничего не получилось, что предметы совсем не подходят друг к другу, не живут единой жизнью, что выстраиваемый натюрморт получается совершенно неправильным и скучным. В этом случае нужно просто, как говорят, напрячь мозги и вернуться к изначальной идее вашего натюрморта, и выжать из этой идеи всё, что реально возможно, до последней капли. Но, к сожалению, часто из этого уже ничего не получается. Тем не менее, если вы видите, что композиция всё же хоть как-то складывается, ломать ее нет никакого смысла. Проще доработать ее и всё же сделать снимок. Кстати, иногда бывает такое, что натюрморт приобретает свою законченность только лишь после обработки изображения в фотошопе. Не забывайте и про это. А может возникнуть ситуация и с точностью до наоборот: вы создали, на ваш взгляд, приличный, просто замечательный натюрморт, но зрителям он совершенно не понравился и они его не оценили.
Четвертый этап. Свет
Иногда при съемке натюрморта хорошо использовать заслонки, преграждающие путь световому потоку, или отражатели, которые освещают предметы отраженным светом. При любой ситуации, при создании натюрморта световому рисунку нужно уделять серьезное внимание. От него зависит общее настроение натюрморта.
Пятый этап. Съемка
Ну вот, предметы на столе расставили, натюрморт скомпановали, свет выставили… Теперь начинаем снимать. Фотокамеру, конечно же, нужно установить на штатив.
Хотим вас уведомить, что этот этап, фотографирование, тоже накладывает на работу некоторые ограничения. Иногда может случиться так, что на снимке композиция натюрморта, освещение, и многое другое может выглядеть чуть по-иному. И тогда вы будете вынуждены менять предметы местами, передвигать их с места на место, создавать другой световой рисунок и пр. Этот этап работы очень тесно связан с третьим этапом работы над натюрмортом (с расстановкой предметов). Вот почему он тоже может занимать много часов. Плюс ко всему, при съемке фотографу часто приходится менять ещё и настройки камеры.
После того, как на миниатюрном дисплейчике фотокамеры вы увидите снимок, который вас вроде бы стал устраивать, можно вынуть из аппарата флеш-карту и вставить ее в компьютер для того, чтобы на большом экране посмотреть полученный результат. Конечно же, при этом вы наверняка обнаружите в вашем натюрморте огромное число мелких недочетов и промахов. Ну, например, завал горизонта, или неточная фокусировка, какой-то лишний блик на предмете и пр. Приходится опять нести карточку в фотокамеру, менять параметры съемки, передвигать с места на место предметы, заменять их один на другой, выстраивать новый световой рисунок… Опять делать несколько снимков… Потом снова – большой экран. И так до бесконечности. Иногда это может длиться несколько часов. Иногда целый день можно провозиться с одним натюрмортом. Порой, и свет из окна может измениться, стать другим и по интенсивности, и по цветовой температуре…
Но без кропотливой работы никогда не получишь хороший натюрморт. Как говорит старая русская пословица – без труда не вынуть и рыбку из пруда.
Шестой этап. Постобработка
Послесъемочная обработка фотографии в различных графических редакторах (в фотошопе, например) на компьютере – это необходимый этап работы. Глубоко не правы те, кто отрицает это, считает, что в фотографию вмешиваться не нужно, что это лишает ее реальности и естественности. Постобработка снимков нужна. Она порой бывает просто необходима. В натюрмортах без нее вообще ну никак не обойтись. Правда, в каких-то случаях постобработка нужна больше, в каких-то меньше. Графические редакторы открывают для фотографа ещё одну, новую, неведомую ещё совсем недавно, при фотографии на плёнку, грань творчества.
Например, в фотошопе натюрморт можно состарить, или подложить под изображение какую-нибудь текстуру. Мы хотим предложить вам примерно такую схему постобработки натюрморта:
Всё. Сохраняйте все изменения в изображении. Работа завершена.
Кстати, этот этап работы, эти шесть казалось бы, коротких шажков, тоже могут быть достаточно продолжительными по времени и длиться несколько часов… Дадим тут ещё один маленький совет. Постобработкой снимка лучше всего заниматься спустя несколько дней после съемки. Пусть ваша голова, ваше творческое мышление отдохнет после напряженной работы. Вполне возможно, что за это время вас могут посетить новые замечательные идеи.
Натюрморт, еда (21 фото)
Шикарно!! Я вот так натюрморты не умею. Но чисто закусочку показать могу.
Шикарно!! Я вот так натюрморты не умею. Но чисто закусочку показать могу.
Лучший садово-парковый фотограф 2020 (15 фото)
Есть такой конкурс — International Garden Photographer of the Year, и посвящен он садово-парковой фотографии. Смотрим фотографии победителей.
Есть такой конкурс — International Garden Photographer of the Year, и посвящен он садово-парковой фотографии. Смотрим фотографии победителей.
Гифки (15 гиф)
Подборка гифок в стиле «Оживлённый натюрморт».
Подборка гифок в стиле «Оживлённый натюрморт».
Лицам, соблюдающим Великий пост, смотреть не рекомендуется (22 фото)
Здравствуйте, всех с началом Великого Поста.
Здравствуйте, всех с началом Великого Поста.
Красивый натюрморт
Нарисовала красивый осенний натюрморт
Нарисовала красивый осенний натюрморт
Барокко на современный лад: натюрморты Кэти Агер (13 фото)
Канадская художница Кэти Агер пишет масляными красками натюрморты, сочетающие в себе стиль барокко и атрибуты современного мира. Например, логотипы известных брендов, ссылки на поп-культуру.
Натюрморт в розовых тонах
Цветы написаны из подмосковных цветов: роз и пионов
Цветы написаны из подмосковных цветов: роз и пионов
Если бы живописцы прошлого творили сегодня (2 фото + 5 тянучек)
По некоторым оценкам, к 2020 году мировое производство пластика достигнет 500 млн тонн в год. Почти всем его видам для биоразложения требуется приблизительно 600 лет. Решение этой проблемы до сих пор не найдено, а предпринимаемые меры являются, по большей части, популистскими и ни к чему не ведут.
По некоторым оценкам, к 2020 году мировое производство пластика достигнет 500 млн тонн в год. Почти всем его видам для биоразложения требуется приблизительно 600 лет.
Эстетика мясников (27 фото)
А вы знали, что у мясников есть свой инстаграм, где они эстетично раскладывают мясо, дабы ублажить взор мясоедов и, быть может, позлить веганов? Есть и такое! Особо впечатлительных и голодных просим воздержаться от просмотра.
А вы знали, что у мясников есть свой инстаграм, где они эстетично раскладывают мясо, дабы ублажить взор мясоедов и, быть может, позлить веганов?
Николай Ляпин. Ностальгические натюрморты с водочкой (40 фото)
Об этом фотохудожнике фактически нет никакой информации. Мне удалось найти о нем только то, что он родился в г. Новосибирске, сейчас живет в г. Кемерово. В 1987 году закончил Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики.
Хочу познакомить вас с его фотоработами.
Об этом фотохудожнике фактически нет никакой информации. Мне удалось найти о нем только то, что он родился в г. Новосибирске, сейчас живет в г. Кемерово.
Картины художника Пруса Руслана (8 фото)
Картины художника Пруса Руслана
Картины художника Пруса Руслана
АКМС автомат для советского десанта (6 фото)
Красочные натюрморты от Maciej Miloch (25 фото)
Maciej Miloch — профессиональный фотограф и арт-директор, в настоящее время живет в Варшаве, Польша. Он закончил Академию фотографии в Варшаве. Снимает натюрморты, коммерческие и фуд-фотографии. Среди его клиентов: Tchibo, McDonald’s, McCafé, IKEA, Maspex, Nestlé, Samsung, SaladStory и другие.
Maciej Miloch — профессиональный фотограф и арт-директор, в настоящее время живет в Варшаве, Польша. Он закончил Академию фотографии в Варшаве. Снимает натюрморты, коммерческие и фуд-фотографии.
Тот случай, когда природа и талант встречаются (26 фото)
В этот праздничный день, хочется поговорить о какой-то нежной красоте, о чем-то прекрасном и идеальном. В нашей подборке художники и их цветочные натюрморты. Наслаждайтесь!
В этот праздничный день, хочется поговорить о какой-то нежной красоте, о чем-то прекрасном и идеальном. В нашей подборке художники и их цветочные натюрморты. Наслаждайтесь!
Романтичная тема окон любима многими живописцами, независимо от того, кто творец — мужчина или женщина.
Иногда мы заглядываем в окна, а иногда наблюдаем мир снаружи. Каждый из художников видит и раскрывает эту тему по-своему, кто-то ярко и сочно, а кто-то мягко и поэтично. В любом случае, безумно интересно и увлекательно наблюдать эти прекрасные теплые моменты, ведь в большинстве своем они напоминают нам о чем-то своем, добром, уютном, родном.
Романтичная тема окон любима многими живописцами, независимо от того, кто творец — мужчина или женщина.
Иногда мы заглядываем в окна, а иногда наблюдаем мир снаружи.
Ностальгические советские натюрморты Александра Сенникова (18 фото)
Фотографии, которые вряд ли кого-то оставят равнодушным. Александр Сенников отлично отразил дух того времени с помощью обыденных вещей…
Фотографии, которые вряд ли кого-то оставят равнодушным. Александр Сенников отлично отразил дух того времени с помощью обыденных вещей…
Превосходные натюрморты (22 фото)
Автор Сергей Фунтовой.
Автор Сергей Фунтовой.
Натюрморты которые завораживают созерцателя! (30 фото)
Натюрморт
Окончен бал, погасли свечи.
Окончен бал, погасли свечи.
Когда родился сын!
Flower StillLife (25 фото)
Фотонатюрморты как картины от Dasha Nikonchuk
Фотонатюрморты как картины от Dasha Nikonchuk
СССР в натюрмортах Александра Сенникова (9 фото)
«Хочу обратно в СССР. Как хорошо тогда было — наверное, самое лучшее время в моей жизни» — все чаще и чаще эту фразу можно услышать не только от ветеранов, чья биография накрепко связана с советскими временами, но и от тех, кому едва-едва исполнилось 30.
Красивые натюрморты с цветами (31 фото)
Наслаждаться красотой умеют все. Не зря существует понятие, что красота спасет мир. Именно красота так важна для человека, чтобы не терять чувство жизни. Красота цветов – это особенная, магическая красота. Наполняющая душу и сердце необыкновенными, восхитительными чувствами. Такие чувства способны подарить только цветы, которые не устают радовать нас изо дня в день.
Наслаждаться красотой умеют все. Не зря существует понятие, что красота спасет мир. Именно красота так важна для человека, чтобы не терять чувство жизни.
«Верю, что портрет вещи может быть таким же содержательным и важным, как и портрет человека», – говорит Дина Беленко, мастер натюрмортной фотографии. Наибольшее внимание она уделяет подготовительному этапу работы. Сначала образы вырисовываются в голове. Фотограф считает, что прежде всего нужно сформулировать идею, нарисовать эскиз с приблизительной композицией и подготовить необходимые вещи. В своих фотографиях Дине удаётся рассказать «живые истории про неживые вещи».
«Верю, что портрет вещи может быть таким же содержательным и важным, как и портрет человека», – говорит Дина Беленко, мастер натюрмортной фотографии.
» Натюрморты памяти» Александра Сенникова (40 фото)
Ностальгический пост. Посмотрел, как будто в детстве побывал.
Ностальгический пост. Посмотрел, как будто в детстве побывал.
Немного ностальгии (10 фото)
Натюрморты фотографа Александра Сенникова возвращают нас во времена СССР, погружая в ушедшие десятилетия, пробуждая воспоминания из детства. Фотограф воспроизвел рабочие будни, крестьянский быт и вечера советской интеллигенции.
Натюрморты фотографа Александра Сенникова возвращают нас во времена СССР, погружая в ушедшие десятилетия, пробуждая воспоминания из детства.
Натюрморт или Молчание вещей
Фантазия бесценна лишь тогда, когда она бесцельна.
Натюрморт №1 © А.Носовский
Зачем фотографировать вещи! Зачем тратить на это время.
Ну для начала, что бы просто научиться снимать! Вещи — объект благодарный. Они будут молчать, сколько бы их терпение не испытывали съемкой. В отличие от людей, которые быстро устают под объективом, которым всегда некогда, которые обязательно захотят выглядеть лучше чем в жизни.
И потом, снимать натюрморты можно где угодно и когда угодно. Снимать натюрморты можно всю жизнь, по мере того как собираются для этого вещи…
Натюрморт учит видеть форму и фактуру, композицию и свет. Свет в натюрморте это отдельная замечательная наука, которую можно постигнуть только на практике.
В конце концов, съемка вещей это увлекательное времяпровождение, хотя со стороны может показаться таким же бесполезным как ловля бабочек или коллекционирование марок.
Натюрморт №15 © А.Носовский
Когда–то, я получил заказ на съемку фотокалендаря для судоходной кампании и сроки съемки мне были установлены две недели. Казалось, что это очень даже достаточно. Я с энтузиазмом принялся за дело. У меня была коллекция раковин и любой реквизит из подвалов Одесской киностудии. Первые три натюрморта получились сразу, а потом все встало. Я пробовал раз за разом, но либо получал то, что уже было, либо нелепость. Оказалось, что я просто не умею понимать вещи и не могу их правильно осветить. А по этому не могу снять. И это имея опыт фотографии больше 15 лет, имея за плечами ВГИК, и несколько художественных фильмов снятых в качестве главного оператора.
Нужно было признать свое поражение и начинать все сначала. Я решил заняться этим серьезно и так увлекся, что потом лет двадцать не мог остановиться. В итоге сложилась коллекция в полсотни работ, но сказать, что на сегодняшний день, я готов вот так сразу, с ходу, взять и снять хороший натюрморт, было бы большой самоуверенностью. Никогда нельзя предположить заранее, что получится, даже если все продумано, нарисован эскиз, правильно подобраны вещи… Загадочный жанр.
Натюрморт с маклюрами © А.Носовский
Натюрморт можно увидеть в жизни. Вещи иногда располагаются в картину так как не придумал бы ни один художник. Нужно только нажать на спуск. Но это другое. Это просто случай и умение видеть.
Натюрморт с плоской бутылкой © А.Носовский
Умение создавать это совсем другое. Это другой формат творчества.
Это уже сфера профессионалов, где все зависит только от способностей автора от его воображения и опыта. И в натюрморте автор должен быть режиссером, а не просто фотографом, не просто увидел готовое и нажал на спуск. Потому что вещи они чем-то похожи на актеров и важно придумать им роли, важно правильно расставить их в мизансцене. Кого то вывести на передний план, кого-то на второй. Кого-то оставить в свету а кого-то наоборот загнать в темноту. Это своеобразная театральная постановка из вещей, а иногда это вообще целое кино.
Натюрморт с трубой © А.Носовский
В натюрморте огромное значение имеет объект съемки и, как оказалось, далеко не все вещи способны сниматься. Я искал объект, который для начала бы, мне просто нравился. Я пробовал разное, но морская раковина была вне конкуренции. Очень красивая и очень осмысленная вещь. И понятно, что по ощущению не простой предмет… Это не просто понятный для всех мифологический символ, но в раковине еще есть какая-то странная интрига, есть что-то метафизическое.
А потом оказалось, что не всякая раковина хорошо смотрится в кадре…
Я снимал и пробовал их как снимают и пробуют актера перед фильмом. Разные ракурсы, разный свет. Я скупил все раковины, которые можно. Узнав о моем увлечении, мне их дарили в большом количестве. Мой дом постепенно заполнялся этими невероятными и причудливыми созданиями природы, заполнялся вещами, которые могли бы быть с раковинами в одной композиции.
Натюрморт на подоконнике © А.Носовский
И еще бутылки. Черное стекло. Пустые сосуды очень хорошо сочетаются с раковинами, которые по сути тоже являются пустыми сосудами. Черные бутылки – белые раковины. Остальное это антураж. Хотя он очень важен. Много попыток было загублено неудачным антуражем. Придуманные подготовленные вещи могли часами не находить свое место в кадре и наоборот совершенно случайно собранные предметы гармонично устанавливались за несколько минут в настоящую картину. Удивительное событие, когда неодушевленные предметы вдруг начинают жить. В нужном освещении и в нужной пропорции кадра вдруг рождается непереводимый в слова и буквальный смысл маленький спектакль…
Задник, среда это, как правило, не менее сложно, чем композиция вещей, расположенная на их фоне. Их поиски занимают годы… Найти место, где спокойно, долго и хорошо можно снимать вещи иногда намного труднее чем найти точку для пейзажа или лицо для портрета. Но если это место нашлось, оно может само подсказать, как и что делать…
Натюрморт на этажерке © А.Носовский
Есть павильон для этого, где все удобно, но в моем случае дело не пошло. Потому что в павильоне все не настоящее. И фактуры и свет! Для меня живые интерьеры намного интересней. Состаренные, пыльные пространства с тусклым светом в итоге оказались самым лучшим местом. Декорации всегда фальш, хотя бы потому что ты знаешь – это декорация.
Натюрморт в павильоне предсказуем, понятен и логичен. Это сфера прикладных жанров, например рекламы, где заранее понятно, что и как должно выглядеть: вот этот напиток должен утолить жажду, вот эти духи нужно купить для новогодней вечеринки, вот эти часы создадут вам престиж… и т.д
Среда для натюрморта давно найдена и определена классической живописью. Натюрморт любит интерьер и свет от окна. Пасмурный, солнечный – любой!
Натюрморт с ананасом © А.Носовский
Натюрморт любит очень длинную экспозицию! Однажды я снимал натюрморт с выдержкой в 5 минут и, может мне кажется, но в таких фотографиях намного больше скрытой магнетической энергии. Неуверенное подсознательное ощущение. В натюрморте очень много подсознательного и много интуиции.
Очень трудно создать теорию для натюрморта. Все что я написал, это конечно не теория. Это субъективное ощущение. Это мысли собранные по ходу съемки. Они разбросаны как красивые камешки на берегу моря.
Натюрморт с наутилусом © А.Носовский
Слова. Нужно ли ими пользоваться. Все объяснять. Называть. Подписывать.
У всех по-своему. Иногда нужно. Для того, что бы двигаться нужна хоть какая-нибудь теория и тут без слов не обойтись. У Набокова по этому поводу есть замечательная фраза: «То что не названо не существует».
Александр Носовский — кинооператор, фотограф, автор и преподаватель курса «Практическая теория света», член Союза Кинематографистов России, член европейской ассоциации кинооператоров IMAGO
Александр Носовский родился в 1961г. в маленьком селе Софиевка. После восьмилетки учился в мореходке, работал на флоте. В 1985 году поступил на кинооператорский факультет ВГИКа (мастерская В.Д. Нахбцева) Закончил институт с красным дипломом в 1990 году.
С 1990 по 2015г снял 30 художественных фильмов ( «20 лет спустя», «Вино из одуванчиков», «Кто если не мы», «Атлантида», «Слова и музыка», «Время собирать камни», Первая фотография была сделана зимой 1974 года камерой Смена-8М и дальше фотоаппарат всегда с собой. Дальше — занятие авторской фотографией параллельно с работой в профессиональном кино. Фотография становится территорией абсолютной творческой свободы в отличие от коллективного творчества кинематографа.
Любимый вид фотосъемки — жизнь старых вещей, старых городов и конечно море! А еще люди и события. Получается, все жанры любимы. Потому что не снимать нельзя. Выходить из дома без фотоаппарата нельзя. Мало просто смотреть и видеть. Хочется вычленить в пространстве, гармонию, красоту, непереводимый в слова смысл окружающего мира, редкие, ускользающие образы стремительно проносящейся жизни и еще невозможную и необъяснимую неуловимость времени.
Любое событие чем-то похоже на облако. Как облако в небе, уносимое ветром, оно постепенно и неумолимо растворяется в туманном пространстве памяти. Любое событие живет до тех пор, пока его кто-нибудь, как-нибудь помнит. Только память дает жизнь состоявшемуся. Фотография — лучший способ для сохранения памяти о событии. До появления фотографии события вели себя как облака. Они просто рассеивались во времени.