наставник в жизни человека
Главный наставник в вашей жизни — это вы сами
Людмила Салоид Психолог, счастливая мама и жена, основатель Центра Психологии «WhoAmI»
Что мы хотим на самом деле, мечтая о наставнике, тренере, менторе?
Чаще всего нас волнуют нерешённые вопросы, страх, непонимание, что делать и с чего начать.
Или действуя, мы не получили нужного результата, и хотим понять, а как правильно, чтобы получилось?
Конечно, с мудрым наставником значительно легче. Можно сэкономить время, силы направить на более конструктивные действия, а нервы поберечь. При этом можно получить такую информацию и знания, которые сэкономят тебе годы жизни.
Однако не всегда и не у всех получается обрести такого мудрого наставника, да и не всегда он нужен, тем более в единственном числе.
Я напишу своё мнение на основе своего собственного опыта и опыта сотен моих клиентов, которые смогли успешно решить волнующие вопросы. Я не претендую на истинность, это лишь отражение опыта, выводов и наблюдений.
Почему не всегда нужен наставник?
1. Ожидание «счастья» смещает фокус внимания с процесса СЕЙЧАС на непрерывное состояние «завтра».
В итоге, постоянное ожидание приводит к потере времени и отсутствию ДЕЙСТВИЙ сейчас. А как известно, нет действий — нет результата. Поэтому и получается самообман: «Вот найду наставника, тогда смогу стать успешным», «вот поженимся и заживём», «вот решу этот вопрос, тогда и заживу». Это относится ко всем ситуациям, когда мы откладываем на завтра то, что можно ощущать или сделать уже сейчас.
2. Подсознательное перекладывание ответственности за результаты жизни на внешние причины.
Всегда можно найти повод, почему НЕ получилось стать счастливым, богатым, успешным человеком. Не было условий, не было мудрого наставника, родители «не так воспитали», «я слишком маленький, худой, толстый», «в стране ситуация не располагает», «все так живут» и ещё миллион причин. Поэтому и говорят: «Кто не хочет ищет причины, кто хочет- ищет возможности». Ищите возможности рядом, в ситуации СЕЙЧАС, даже если Вы из маленького города и вообще, сирота. Возможности есть всегда, просто надо стать более внимательным
3. Чужой опыт — это лишь опыт, а не истина в последней инстанции.
Да, безусловно, человек, который сделал миллион, наверняка больше знает КАК его заработать. Но вы уверены, что его путь, инструменты, ценности и способы подходят именно Вам? Всем известно, что получить результат можно разными путями, главное, чтобы этот путь соответствовал вам, а не ломал вашу психику и не вводил в стресс. Да и путь у всех, все равно, будет разный. Инструменты могут быть одинаковыми, а путь-никогда.
4. Наставники, менторы, учителя тоже бывают разные и не все и не всегда умеют учитывать контекст вашей жизни или психологические особенности вашей личности.
Лично я за экологичное развитие, которое наполняет, делает мудрее, сильнее, а не за «быстрые результаты», которые могут сломать. Сегодня особенно модно: быстрее, быстрее, быстрее. Но не зря говорят, что прийти то ты сможешь к желаемым результатам, а вот удержать осилишь? Для этого нужно быть готовым физически, морально, эмоционально и психологически. И об этом можешь знать только ТЫ! Научись распознавать свои ощущения и уровень готовности, развивай самодиагностику, самонаблюдение и тогда ты быстро сможешь распознавать, где организм тормозит и может больше, а где надо остановиться. Сегодня же люди верят больше другим, чем себе. Это путь в никуда. Я это проходила и знаю о чем говорю. Только ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ может по-настоящему привести Вас к желаемым результатам. Только ВЫ ответственны за все, что происходит или не происходит в Вашей жизни.
Наставник. Нужен ли он?
Уверен, что вы знаете уже намного больше, чем нужно для того, чтобы стать счастливыми. Так почему же не применяете эти знания? Начитались книжек, статусов в соц. сетях и что? Где результаты?
Сегодня пообщаемся на тему, которая для меня стала потрясающим открытием и источником высочайших достижений.
Из этой статьи вы узнаете:
Время прочтения статьи: 10 мин.
Наставник. Кто это?
Вспомните, пожалуйста, любой вид спорта. Любой человек с интернетом может узнать за пару недель абсолютно всё об этом виде спорта:
Итак, вы прочитали всё это. Стали ближе к олимпийской медали?
Сильно ли это отличается от того, что многие постоянно ищут информацию по развитию, находят новые программы тренировок, диеты и т.д.
Мало знать. Надо делать. И делать лучше не одному, а с тренером-наставником. Любым видом спорта можно заниматься и самому, но стать победителем можно только с хорошим тренером. Или у вас есть примеры спортсменов, которые тренируются полностью сами?
Наверное, вы тоже пробовали достичь максимумов в разных отраслях жизни. Искренне рад за вас, если максимумы достигнуты и вы счастливейший человек. Если же вы похожи на меня, и не достигли желаемых результатов в интересующих вас областях — почему бы не попробовать последовать примеру самых успешных спортсменов?
Что же даёт наставник?
Остановимся на некоторых моментах, которые вы получаете от наставника:
Рассмотрим теперь поподробнее эти аспекты:
Теперь поговорим о том, какие наставники бывают.
Виды наставников:
Самое время обсудить — как же найти наставника и заинтересовать его в работе с вами.
Привлечение наставников:
И, напоследок, самый главный совет, о котором уже писал, но напишу ещё раз, чтобы быть уверенным, что вы его запомнили. Не бойтесь просить интересных вам людей стать вашими наставниками. Дальше они уже могут сказать свои условия или отказаться, но если спрашивать не будете — то и результата никакого не будет! А если согласятся — это гарантированно перевернёт всю вашу жизнь, и вы начнёте двигаться в нужном направлении семимильными шагами!
Роль наставника в личностном развитии.
Мудрость гласит: «Для того чтобы стать Мастером, сначала нужно походить в подмастерьях!» Многие возразят: «Зачем нужно выбрасывать деньги на этих наставников, если сейчас полно материала по Успеху – только успевай усваивать…» Да, Вы правы, вопрос только в том: «Хватит ли Вам жизни на то, чтобы успеть найти и реализовать свою миссию на земле…?»
Давайте вспомним любую ситуацию из жизни, когда Вам что – то было непонятно или нужен был совет… Что Вы делали в таком случае, шли в библиотеку Успеха и перерывали «тонны книг» в поиске решения проблемы…? Очень сомневаюсь… В лучшем случае, «лезли» в интернет и сёрфили по сайтам пока Ваш мозг не «взрывался» от переизбытка мнений. В большинстве случаев, Вы обращались к своим друзьям или родственникам за советом. Вам круто повезло, если Ваше окружение, это компетентные люди во всех интересующих Вас вопросах, а если нет…? Что обычно советуют родители…? «Не рискуй… Посмотри, что в мире делается… У тебя не получится… Иди работать на завод… Деньги к добру не приводят – это зло… и т.д.» Лучшее одолжение Вам от некомпетентного человека будет его признание в том, что в этом вопросе он профан.
Уверен, что 99% читателей задаются вопросом: «Где найти наставника – чудотворца…?» Ответ простой:
Большинство считает, что Успешные люди даже не посмотрят в их сторону, не говоря уже о помощи с их стороны… Позвольте задать Вам один вопрос: «А Вы у них спрашивали об этом…?» Самый трудный шаг в любом деле – ПЕРВЫЙ. Приготовьте ряд интересующих вопросов и спрашивайте (шаг №1).
Шикарная есть фраза, которая убедит Вас в том, что наставник должен быть у каждого человека. Цитирую:
«Наставники помогут Вам преодолеть интеллектуальную «слепоту», одновременно служа образцом для подражания и сообщая определённые надежды в процессе общения с Вами».
Сколько может быть у Вас наставников…? Столько, сколько Вы сможете себе позволить. В сфере отношений может быть один человек, бизнеса — другой, духовном развитии — третий, а по здоровью — четвёртый. Главное, чтобы каждый был компетентным специалистом в своём деле.
Часто в офисах слышны такие «сопли» в адрес руководителей: «Козёл, моральный урод, жлоб и т.д.» Сейчас задам вопрос, который Вам явно не понравится: «Почему же ОН Ваш начальник, а Вы, до сих пор, в его подчинении…?» Ответьте только честно, без привычных отговорок и оправданий… После того, как Вы ответите, подумайте: «Может этот человек и является для Вас потенциальным наставником…? Может Вам у него есть чему поучиться…? Может этот человек поможет Вам подняться выше…?»
Те, кто многое преуспели в этой жизни, любят делиться своей мудростью с другими, мало того, им это необходимо (по закону обмена), но если бы не одно «НО»… Они никогда не станут навязывать эти знания другим, а отдадут их только тогда, когда их об этом попросят. Что же делать, если Вы обратились к человеку с просьбой быть Вашим «путеводителем», а он Вам отказал…? Не отчаивайтесь, напишите список «потенциальных наставников» и спрашивайте их согласия. У многих на Вас не будет времени, а некоторые согласятся. Ведь быть наставником, не всегда означает сотни часов тренингов или лекций. Часто человеку достаточно одного телефонного звонка или сообщения в социальной сети, чтобы не сбиться с правильного пути (заговорил уже стихами). Мудрость гласит: «Иногда хватает и пяти минут общения с мудрым человеком, чтобы тебе захотелось жить дальше…»
Итак, с поиском наставников мы уже определились… Теперь давайте представим себе картину, что такой человек в Вашей Жизни уже есть. Какие существуют «правила игры» в наставничестве:
Если Вы готовы следовать этим простым правилам, не медлите, напишите список потенциальных наставников и отправляйтесь к ним.
Подведём итог сегодняшней беседы. Итак, наставник поможет Вам:
Уверен, что этих убеждений, более чем достаточно. Сделайте первый шаг сейчас.
P.S. Хочу поблагодарить своего наставника по бизнесу за Мудрость, Успешные идеи и советы, заряд энергии и Веры в Результат.
Благодарю за Ваше бесценное время, проведенное в моей компании.
Пусть увеличение продаж доставляет Вам удовольствие…
С уважением, Андрей Жулай.
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В тоже время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Мыслить как наставник: помогать с проблемами без непрошенных советов
Представим, близкий человек жалуется, что у него ничего не ладится в работе. Или друг пошёл учиться на дорогие курсы, но зашёл в тупик и думает, что зря потратил деньги. Хочется помочь человеку, но как: дать совет или просто посочувствовать?
Есть ещё один способ — задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Казалось бы, что тут сложного и нового: задавать вопросы. На самом деле эту практику называют наставничеством.
Образовательная платформа «Яндекс.Практикум» использует наставничество, чтобы помочь студентам онлайн-курсов подготовиться к рабочей среде. Наставниками становятся разработчики «Яндекса». Мила Кудрякова, психолог и специалист по построению работы в команде, разрабатывала программу и проводила обучение наставников.
Мила и будущие наставники рассказывают, как применить наставничество в обучении и обычной жизни.
Наставник — человек, который помогает другому решить проблему или научиться новому. Проблемы могут быть разными: наладить отношения, продвинуться в карьере или справиться со сложной задачей во время обучения.
Когда люди заходят в тупик, советы обычно вызывают желание огрызнуться: «Да ничего ты не понимаешь!» Здорово, если рядом оказывается человек, который не пытается навязать свое мнение, а просто задаёт правильные вопросы. Он как будто чувствует, какой вопрос наведёт на нужные мысли. Именно так действуют наставники.
Крупные компании практикуют техники наставничества для обучения новичков. К примеру, приходит в команду новый программист: он где-то учился, но ещё не работал по профессии. Во время работы он сталкивается с неожиданными для себя задачами и не знает, как к ним подступиться. Пытается раз, другой, а потом сдаётся и хочет бросить.
В этот момент появляется наставник — более опытный сотрудник. Он не кидается делать за новичка задачи, а начинает с вопросов: «Что именно не получается? Каким ты видишь результат?» Так человек сам учится решать задачи.