nasa что это означает

Что означает официальный логотип NASA

Содержание статьи

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Символика официального логотипа NASA

Логотип национального ведомства США представляет из себя круг синего цвета с надписью NASA. Само собой, окружность символизирует землю. Как известно, из космоса планета предстает перед взорами космонавтов синей или голубой. Выбор этого цвета не случаен. У многих народов он символизирует небо и вечность. Стоит отметить, что синий цвет довольно часто используется не только в эмблемах, но и во флагах. Он часто означает организованность, непреклонность, идеализм и силу духа. В данном случае синий одновременно символизирует землю и бескрайние космические просторы.

На синем шаре изображены звезды и звездные скопления в нескольких местах. Звезды являются главными телами Вселенной, поскольку в них заключена основная масса светящегося вещества в природе. Невооруженным взглядом (при хорошей остроте зрения) на небе видно около 6000 звезд, по 3000 в каждом полушарии. Присутствие звезд на логотипе космического агентства вполне логично.

Поверх синего шара изображена раздваивающаяся красная аэрострела. Она является символом аэронавтики. Белая окружность внутри шара символизирует орбиту космического корабля.

Год появления логотипа NASA: 1959. А история логотипа такая: Джеймс Модарелли попросил исполнительного секретаря NASA создать логотип Управления, который бы подошел для неофициального использования. За основу логотипа была взята официальная печать Управления. Дизайнер упростил ее, оставив лишь синий шар, белые звезды и орбиту, а также красную аэрострелу. Немного позднее на логотипе появилась надпись белыми буквами: NASA. Ведомство NASA до сих пор ответственно за гражданскую космическую программу страны.

Копирование логотипа другими странами

Корейский логотип был представлен по случаю первой годовщины с момента создания космического агентства. Примечательно, что в социальных сетях появление логотипа космического агентства Северной Кореи было встречено с сарказмом. А на испанском языке nada означает «ничто» или «пшик».

Логотипы NASA и Роскосмоса тоже имеют много общего. Основу эмблемы Федерального Космического Агентства также составляет окружность синего цвета. Поразительное сходство послужило причиной редизайна логотипа Роскосмоса в недавнее время.

Источник

Феномен NASA: в чем секрет сумасшедшей популярности лого государственного ведомства?

Причины популярности айдентики NASA на рынке, история ее логотипов и их альтернативные версии от дизайнеров

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Парк, к вечеру холодает, какая-то девушка на скамейке натягивает на себя серое худи с крупным логотипом NASA. Магазин одежды, известный бренд масс-маркета — на вешалках между футболками легко и быстро можно найти, например, белую с шевроном NASA. И так везде: в России, Европе, само собой — в Америке.

Казалось бы — обычное государственное ведомство. Но вот уже и Puma запускает с ним коллаборацию, анонсируя линейку новых кроссовок NASA.

Walmart и Target предлагают футболки, свитшоты, купальники, кружки, сумки и обувь.

Певица Ариана Гранде и вовсе выпускает собственный мерч в стилистике «лого-червяка» NASA, созданный совместно с корпорацией.

Вопрос «Как так?» витает в воздухе. Разбираемся в причинах.

Основных, кажется, три.

Крутой дизайн

Да, именно крутой, что бы ни говорили критики. Историю происхождения логотипа (а точнее — логотипОВ) мы еще вспомним ниже. Действующих сейчас два — знаменитые «фрикаделька» и «червяк». Сторонники каждого из них в свое время были своеобразными «Монтекки-Капулетти». С течением времени ситуация нормализовалась, и логотипом по праву являлся уже культовый синий шар («фрикаделька»), но в 2017 году ведомство решило лицензировать и слегка забытого «червяка» и разрешить его использование, как минимум, в маркетинге бренда.

Но нельзя не признать — оба логотипа выполнены очень профессионально. Сочетание цветов, отлично выраженная космическая стилистика — в одном лого, минимализм и плавность — в другом. Такие шевроны и принты, как минимум, просто приятно видеть на своей одежде.

Ну, это же ретро

Наибольшей популярностью пользуется, конечно, синий лого. Он легендарный, он культовый, и он уходит глубоко в историю — его использовали еще в 1959 году. А ретро всегда в тренде. Не знаем, представляют ли девушки в поло NASA себя дамами из 60-х, но отсылка к прошлому веку — это однозначно одна из основных причин маркетингового успеха логотипа.

Роялти фри

Если первые две причины популярности целиком и полностью опираются на интересы покупателя, то эта — важный критерий для ритейлеров и подрядчиков. NASA не получает процентов от использования логотипа другими брендами. И это очень важно. Стилистика NASA — это так называемое общественное достояние, за коммерческое использование ее элементов, по сути, платить не нужно. Этим и объясняется то, что свои коллекции в этом стиле выпускает болшое количество брендов.

Компаниям тем не менее необходимо разрешение на использование логотипа. В NASA признаются, еще пару лет назад они получали один такой запрос в несколько недель, теперь — несколько в день.

Наверное, это действительно основные параметры выбора товаров NASA. Но есть и еще один, он едва ли зависит от времени (как ретро) и от чисто визуальных впечатлений (как дизайн). И уж точно он никак не измеряется деньгами.

Его суть в следующем: космос — это просто здорово. Он всегда привлекал и будет привлекать людей палитрой вызываемых чувств и эмоций. Для одних — ностальгия, для других — романтика, для третьих — наука, для четвертых — сказка и фантастика.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Люди готовы покупать и носить то, что в тренде, что не стыдно, что вызывает уважение. И NASA, несмотря на то, что является государственным ведомством, заслужила за свою более чем шестидесятилетнюю историю, не только американское, а всеобщее мировое признание за свои космические исследования и миссии. Большой вклад внес и американский кинематограф, бесконечно освещающий беспредельное геройство американских астронавтов и их безоговорочное превосходство в космосе.

Так NASA стала словом нарицательным, обозначающим крутые приключения к далеким звездам. Она стала национальным достоянием, иконой, если хотите. Как, например, Coca-Cola. Я думаю, какая бы айдентика не была у NASA, мерч будет жить и разлетаться как горячие пирожки.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Никто не просыпается утром с мыслью: «Вот бы сегодня обзавестись мерчем какого-нибудь государственного учреждения. Футболка с логотипом Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства — вот что скрасит мой унылый четверг».

Людям вообще плевать на логотипы, им важно другое. Им хочется быть как майор Том, который сообщает на Землю, что сегодня звезды выглядят немного по-другому. Они не против разбить пару грядок с картофелем на Марсе. И хотят увидеть такое, во что не просто поверить. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Посмотреть, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. И в конце концов, люди просто «don’t want to live on this planet anymore».

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Коллаборации брендов, какими бы они ни были, работают по стратегии «win-win». Они приносят выгоду каждому из брендов. NASA подчиняется непосредственно Президенту США, это априори закрытая правительственная структура. Так было до недавнего времени. Сейчас NASA осуществляет коммерческие полеты, выделяет бюджеты частным компаниям на исследования и разработку, стремится привлечь внимание молодежи.

Для NASA коллаборация с брендом одежды или спортивной обуви — это возможность стать более «земными», открытыми и понятными обычным потребителям.

Для производителей коллаборация с NASA — это возможность добавить своему бренду частичку героизма, высоких технологий, вырвать из рутины обыденной жизни.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Этот феномен — хороший пример грамотного маркетинга и продвижения бренда. Бренд не стал бы таким желанным, если бы мерч раздавался бесплатно. Популяризируя в массах свой бренд, NASA поэтапно создает монополию на ассоциацию своего имени с космосом. Это инвестиция в будущее, которая уже сейчас приносит и будет приносить немалую прибыль.

Sostav поговорил с теми, кто совсем недавно приобрел одежду NASA, и с теми, кто очень хочет иметь ее в своем гардеробе. Вот, что они говорят.

Екатерина, 25 лет:

Мне нравится тематика космоса в целом, а здесь еще и лого кайфовый. Но, думаю, это очень сильно навязано рекламой и всеобщим помешательством. Это повсюду, автоматически хочется себе что-то подобное.

Ульяна, 22 года:

У меня обычная белая футболка и нашивка NASA. Я была в музее космонавтики в Вашингтоне и купила ее там на память. NASA активно развиваются в направлении изучения космических пространств, развивают технологии, саму индустрию, и это видно. Всем приятно быть частью чего-то глобального и крутого, и пускай это будет лишь логотип. Все ходят важные, мол, «да, я про них знаю».

Это просто такой бизнес, который на грани с фантастикой что ли. Очень вдохновляет. Ну, и конечно, объективно красивый логотип. Ничего не скажешь. Мода давно повернулась в сторону винтажа, да еще и такого красивого, актуального, вот и «пипл хавает», как говорится.

Маргарита, 25 лет:

Я очень хочу купить уже давно, только руки не доходят. Логотип очень красивый, и компания, занимающаяся космосом — это же круто.

Но последнее время я понимаю, что уже неловко как-то покупать такую одежду. Ее сейчас все носят, многие просто из-за красоты и тренда. Они не придают значения тому, что это на самом деле за компания, а я не хочу выглядеть, как все эти люди (в основном — подростки).

Мария, 18 лет:

Когда я пришла в магазин, моей целью было просто купить футболку. Эта показалась красивой, стоила недорого. Я, конечно, заметила логотип NASA, но покупала, что называется, без задней мысли. Покупала просто красивую футболку.

Денис, 23 года:

Я хочу купить кроссовки из коллаборации Puma x NASA. Там, кстати, красный лого, а не синий. На них невольно обращаешь внимание, не ожидаешь, что на одежде или обуви будет написано NASA.

Александрина, 24 года:

Я очень люблю тему космоса и очень люблю США и их культуру. Собственно, НАСА — это буквально пересечение двух моих интересов и любимых тем. Ну и конечно, лого у них и правда красивый. У меня и тату с ним есть, с футболкой гармонирует.

Но только из-за лого, если бы не нравился цвет/ткань/крой, не стала бы брать.

К логотипу NASA иногда хочется относиться, ну, не как гадкому утенку, конечно — таким он никогда не был. Но как к человеку, который несмотря на множество преград, разногласий, противоречий все-таки выбился на вершину.

Логотип NASA никогда не принимали целиком и полностью. Ни один из логотипов. Даже сейчас, когда, казалось бы, руководство ведомства приняло решение из разряда «и вашим, и нашим», разрешив использование двух лого, споры не утихают.

Более того, к 50-летнему юбилею высадки человека на Луну NASA выпустила принт со слоганом Next Giant Leap «Следующий гигантский скачок». Но вместо поздравлений получила резкий фидбек: многие дизайнеры поспешили заметить, что придерживаться этого слогана нужно и в айдентике организации, обновив свои коммуникации, а прежде всего — лого.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Вспомним, с чего всё начиналось.

До NASA была NACA

Учрежденный в 1915 году, NACA (Национальный консультативный комитет по аэронавтике) не имел логотипа как такового, но использовал в коммуникации ряд символов — например, крылья орла и щит, чтобы показать военный потенциал.

В 1950-х годах крылья и щит были объединены, чтобы сформировать контур, окруживший буквы NACA.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

«Печать» НАСА — 1958

Как федеральной организации, НАСА требовалась официальная печать. Она же, кстати, иногда используется как логотип, но вместе с этим имеет геральдическое и церемониальное значение.

В основе композиции снова крыло. Оно охватывает планету, вокруг которой расположены луна и звезды. Крыло бросает тень на планету, что добавляет объектам трехмерность.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Многие пытались разглядеть в звездах реальные созвездия, но разработчикам пришлось расстроить публику — это просто элемент дизайна, созвездий там нет.

Печать прошла через несколько уровней согласования (в лучших традициях рекламной отрасли). Новый дизайн «побывал» и в армии, и в комиссии по изобразительному искусству. Его отправляли на доработку и повторно согласовывали. Окончательное «Да» сказал президент Эйзенхауэр.

Легендарная «фрикаделька» NASA- 1959−75

Прошло совсем немного времени, и печать решили немного упростить. Новые разработки привели к созданию логотипа с круглым синим фоном, символизирующим планету, с крылом красного цвета, символизирующим воздухоплавание. В новой интерпретации крыло пересекает аббревиатуру NASA, звезды и знак орбиты.

Этот логотип прижился и просуществовал до 1975 года.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

«Червяк» — 1975−92

В 1974 году руководство НАСА решило, что организации необходим более современный вид. Для обновления айдентики НАСА пригласили агентство Danne & Blackburn. Креаторы отметили, что круглая эмблема действительно отражает старомодный научно-фантастический взгляд на космическую программу и не отвечает тем реалиям, за котоые выступает НАСА.

Но в модернистском дизайне, который придумали Ричард Данн и Брюс Блэкберн не оказалось, по мнению многих, ничего высокохудожественного, а плавно изгибающиеся буквы все быстро окрестили «червяками». Новый лого главным образом не устраивал «старичков» ведомства, молодые сотрудники отнеслись к переменам более спокойно.

В 1984 году логотип был даже удостоен Президентской премии в области дизайна.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Возвращение «фрикадельки» — с 1992 года по настоящее время

В 1992 году все и всё в NASA было пронизано неимоверным желанием что-то изменить. Дух сотрудников подрывали профессиональные неудачи, да и в целом, общее настроение в ведомстве было не на высоте.

Если перемены, то быстро и уверенно. Вероятно так подумал Дэниел Сол Голдин, который свой первый день в роли администратора NASA начал с принятия решения о восстановлении логотипа-предшественника. Голдинг вернул старый логотип, чтобы освежить воспоминания о гигантском скачке для человечества — «Апполон-11» — и показать, что «магия возвращается в NASA».

Снова споры, широкие дискуссии и огромный вал критики. Едва ли меньше, чем во время запуска «червя». Разногласия есть и по сей день, интерес к проблеме подогрело решение NASA в 2017 году лицензировать и лого «червя», сделав его доступным для использования.

Из-за того, что споры продолжаются уже слишком долго, дизайнеры и пользователи социальных сетей постоянно призывают NASA провести ребрендинг, обновив стиль коммуникации и таким образом завершив спор между двумя лого-конкурентами.

Сохранится ли успех при тотальном изменении айдентики — сказать сложно. И «червяк», и «фрикаделька» не выглядят современными, но тренд на ретростиль ещё поддерживает их актуальность для коллабораций с модными домами.

Новая айдентика может быть достаточно стильной для коллабораций, может выглядеть достаточно круто для тех, кто хочет выглядеть круче, но для того, чтобы стать такой же культовой, ей придётся заново внедряться в массовую культуру, а это требует времени.

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

NASA основано в 1958 году, и его логотип сейчас смотрится «олдскульно» на фоне современных digital брендов. Такой коммуникацией не привлечь молодых людей, которые через несколько лет должны пополнить ряды астронавтов. Думаю, что ребрендинг пойдет на пользу Национальному Управлению и сделает его бренд актуальным сегодняшним задачам.

В сети регулярно появляются пользовательские логотипы от фрилансеров, которые также культивируют мнение — НАСА нуждается в переменах.

Один из них (первый в нашей подборке) произвел фурор в мировом сообществе. Его разработал российский дизайнер Максим Лаптев, а издание Wired даже посоветовало NASA принять этот логотип в качестве официального.

Филиппинский дизайнер Эйзен Бернардо и вовсе однажды сравнил эмблему НАСА с работой Винсента Ван Гога «Звёздная ночь».

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Людям безразличны бренды. Их интересуют собственные мечты и чуть-чуть бренды, которые с этими мечтами ассоциируются. Смена айдентики не повредит бренду NASA, даже если новый вариант будет ужасным. Единственное, что может пошатнуть позиция NASA— это если люди перестанут всматриваться в звездное небо и мечтать как-нибудь побывать в одной далекой-далекой галактике.

Источник

Весь мир носит одежду NASA. Почему она так популярна?

NASA — государственное ведомство США. Осуществляет гражданскую космическую программу страны, занимается исследованиями воздушных и космических пространств. Но популярностью в 2019 году организация обязана не научным достижениям.

Вещи с логотипом NASA захватили мир

Футболки, толстовки, рюкзаки — мы постоянно видим людей в одежде и с аксессуарами с логотипом американского космического ведомства.

Кроме того, популярные бренды и известные люди активно пользуются им. Певица Ариана Гранде (166 млн подписчиков в «Инстаграме») анонсировала выход линии одежды NASA на крупном американском музыкальном фестивале Коачелла в апреле этого года. Одежду с эмблемой носят знаменитые модели, вроде Сары Снайдер. В коллаборации с брендом выпускают вещи всемирно известные марки, вроде Nike и Puma.

Представитель NASA, отвечающий за распространение логотипа, Берт Ульрих говорит, что несколько лет назад получал в среднем один запрос от бренда одежды каждую неделю. В 2019 году к нему приходит как минимум один запрос каждый день.

NASA выпускает одежду?

Нет. Само ведомство не занимается одеждой и аксессуарами. Это государственная структура США, не имеющая права производить товары в коммерческих целях. Ради выпуска товаров с NASA бренды запускают коллаборации с ней. Ограничений нет.

Более того, ведомство не получает процент прибыли с продаж товаров с его эмблемой.

Это выгодно производителям одежды. Есть шанс поднять продажи за счет популярного логотипа, не платя при этом деньги за продвижение.

Устойчивое ограничение одно — логотип запрещено использовать на нижнем белье.

Только космос

Впрочем, ведомство может отказать в выдаче разрешения на использование логотипа и по другим причинам. По словам Ульриха, оно не дало лицензию фирме, сделавшей футболку с астронавтами с красными стаканами в руках.

«Вопрос лишь в том, как марки одежды нас воспринимают и каким образом представляют нас. Вдохновлять людей на освоение космоса — это одно. Но если дело доходит до области, не имеющей к нам никакого отношения, мы стараемся держаться в стороне», — говорит представитель NASA, отвечающий за распространение логотипа.

Не все партнеры NASA ограничиваются выпуском классической одежды с принтом компании. Совместно с Puma были выпущены кроссовки к 50-летию высадки на Луну экипажа «Аполлона-11». В 2018 году дизайнер Херон Престон выпустил коллекцию уличной одежды в стиле обмундирования астронавтов — напомнивший о направлении деятельности NASA.

Чем интересен логотип?

Бренды не ограничиваются логотипом. Производители одежды используют две эмблемы космической компании:

Второй является логотипом NASA в 2019 году. Он уже более узнаваем, и одежда с «фрикаделькой» пользуется большей популярностью, чем «червяк».

Ностальгия

Одежда NASA начала завоевывать популярность еще в 2016 году.

В июле на широкое распространение одежды NASA обратило внимание издание The Guardian. Журналисты заметили в «Инстаграме» фото модели Кайли Дженнер в одежде Nike и с надписью NASA, астронавта Базза Олдрина в обычной одежде с логотипом компании, о логотипе начали говорить модельеры вроде Донателлы Версаче.

Как ни странно, успех одежды с логотипом ведомства не связан с его успехами в области космоса.

Наоборот, компания стагнирует. На фоне спада NASA увеличивается влияние SpaceX Илона Маска. Весомую роль сыграл запуск ракеты Falcon Heavy в начале этого года.

Хэмиш Смит считает, что главная причина популярности одежды и аксессуаров с принтом NASA — ностальгия. Люди, родившиеся в 70-90 годах прошлого века, хорошо помнят как мечтали стать астронавтами и слушали о новых достижениях компании.

Аналогичного мнения придерживается генеральный директор бренда одежды Alpha Industries Майк Сиркер. У них тоже были линейки с логотипом NASA. Бизнесмен сравнил историю своего бренда с историей ведомства: «Богатая история наших организаций связывает нас. С учетом всех недавних достижений и успехов наблюдается всплеск интереса и хорошей рекламы вокруг NASA».

В лучшие годы NASA люди действительно высоко оценивали ведомство США. Администратор организации Майкл Гриффин рассказывал об отношении иностранцев к этой американской структуре. Путешествуя в другие страны, он много рассказывал о работе, и везде люди встречали его истории с восторгом.

Основной способ самовыражения будущего — это космос

Второй причиной популярности считается страсть к космосу. Ему посвящен целый культурный пласт в США. К примеру, великая сага «Звездные войны». Кроме того, бренд продвигает Голливуд. В фильмах «Марсианин» и «Скрытые фигуры» упоминается NASA.

Модельер Донателла Версаче считает, что одежда с космосом — это способ самовыражения. «Основной способ самовыражения будущего — это космос», — сказала она изданию The Guardian.

Тезис доказывает и коллаборация Арианы Гранде. Одним из слоганов мерча был «Мне нужен космос». Кроме того, в последнем альбоме она выпустила песню «NASA» со словами «мне нужен космос». Именно оттуда взялись слоганы.

Естественно, перечисленные факторы сыграли роль лишь на старте продаж в 2015 году. Далее популярность разрослась естественным образом — ряд известных брендов активно начали использовать логотип, и люди стали чаще покупать такие вещи.

Источник

История и структура НАСА. Справка

nasa что это означает. Смотреть фото nasa что это означает. Смотреть картинку nasa что это означает. Картинка про nasa что это означает. Фото nasa что это означает

Летом 1958 г. американский президент Д. Эйзенхауэр подписал закон о создании Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA). Поводом для этого решения послужил запуск в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли. Официальной датой рождения НАСА считается 1 октября 1958 г. Новое учреждение заменило собой несколько правительственных организаций, в том числе Национальный совещательный комитет по аэронавтике, созданный еще во время Первой Мировой войны (1915).

В настоящее время НАСА ‑ это крупнейшая в мире правительственная организация со штаб–квартирой в Вашингтоне, обладающая всем необходимым научным и экономическим потенциалом. В ведении НАСА находятся несколько крупных исследовательских центров и космодромов. Расходы НАСА только в одном 2007 г. составили более 17 млрд. долларов. На организацию работает около 18 тыс. человек. Глава НАСА ‑ Майкл Гриффин (Michael Griffin).

Структура НАСА

По своей структуре НАСА – это крупная сеть исследовательских лабораторий и аэрокосмических центров. Основная задача – координировать работу НАСА в целом и контролировать развитие четырех стратегических направлений: исследование космоса; исследование Земли; работу с людьми; развитие новых технологий для реализации дальнейших проектов.

Калифорнийский исследовательский Центр AMES назван в честь первого директора НАСА доктора Джозефа С. Эймса. Центр занимается разработкой и созданием самых передовых технологий, включая информационные и научные, а также проведением всевозможных исследований. Исследовательский Центр DRYDEN расположен на территории военно‑воздушной базы в Калифорнийской пустыне Моджев и с 1946 года является постоянным местом для тестирования прототипов летательных аппаратов. Исследовательский Центр GLENN в Огайо ‑ мировой лидер в исследовании реактивных двигателей. Космический Центр GODDARD, расположенный в Гринбелте, имеет широкий спектр задач ‑ от исследования астрофизики и свойств Земли до спутникового слежения и контроля. Лаборатория реактивных двигателей JPL в Пасадене находится в собственности американского правительства и координируется Калифорнийским Технологическим Институтом. Космический Центр JOHNSON, расположенный в Хьюстоне, заведует основными космическими проектами НАСА (запуск шаттла на орбиту или создание МКС). Космический Центр KENNEDY, как и предыдущий, предназначен для контроля полета космических объектов НАСА. Исследовательский Центр LANGLEY – национальная аэрокосмическая лаборатория. Именно здесь разрабатывались главные достижения НАСА. Космический Центр MARSHALL, расположенный в Хантсвилле, занимается конструированием космических объектов и систем для контроля и слежения. Космический Центр STENNIS является крупнейшим в США комплексом для тестирования ракетных двигателей.

Основные достижения НАСА

1958 г. ‑ в сотрудничестве с военно‑воздушными силами США, НАСА осуществило свой первый космический запуск, отправив исследовательский зонд Pioneer‑1 на высоту 114 тыс. км. Pioneer‑1 впервые измерил магнитное поле Земли на большом удалении от планеты и уточнил границы ионосферных радиационных поясов (поясов Ван‑Аллена);

1959 г. ‑ запуск в космос шестикилограммового зонда Pioneer‑4, который пролетел на расстоянии 60 тыс. км. от Луны, а затем вышел на околосолнечную орбиту;

1960 г. ‑ запуски первого метеоспутника Tiros‑1 и первого экспериментального навигационного спутника Transit ‑1B;

1961 г. ‑ начало истории пилотируемых полетов НАСА. 5 мая с мыса Канаверал ушел в околоземное пространство одноместный корабль Mercury, на борту которого находился первый американский астронавт Алан Шепард (Alan Shepard). Он совершил 15‑минутный полет по суборбитальной траектории, высшая точка которой лежала на высоте 213 км;

1962 г. ‑ астронавт Джон Гленн (John Glenn) первым из американцев совершил орбитальный (трехвитковый) полет на корабле того же типа. Полеты кораблей Mercury продолжались до 1963 года;

1964 г. ‑ запуск автоматической станции Mariner‑4, которая впервые сфотографировала с близкого расстояния поверхность Марса;

1965 г. ‑ экспериментальный запуск двухместного орбитального корабля Gemini ‑ первоначально в беспилотном варианте. 23 марта 1965 года он впервые ушел в космос с экипажем из двух человек. Параллельно НАСА занималось отработкой мощной космической ракеты Saturn, предназначенной для доставки к Луне пилотируемых кораблей серии Apollo;

1968 г. ‑ первый орбитальный полет корабля Apollo‑7 с экипажем из трех человек. В том же году Apollo‑8 вышел на окололунную орбиту и благополучно возвратился на Землю;

1969 г. ‑ с мыса Канаверал ушел в свое историческое путешествие корабль Apollo‑11, который через четверо суток послал свой спускаемый модуль на Луну. Командир корабля Нейл Армстронг (Neil Armstrong) стал первым человеком, ступившим на поверхность этого небесного тела. В течение трех последующих лет на Луну опустились еще пять кораблей серии Apollo, после чего программа пилотируемых лунных полетов была прекращена;

1971 г. ‑ автоматический зонд Mariner‑9 стал первым аппаратом, вышедшим на орбиту Марса;

1972‑1973 гг. ‑ запуски зондов Pioneer‑10 и Pioneer‑11, которые пролетели вблизи Юпитера и послали на Землю фотоснимки этой планеты;

14 мая 1973 г. – запущена орбитальная станция Скайлэб (Skylab). В общей сложности на станции побывали три экспедиции. Третья и последняя экспедиция (Джералд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг) поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня (16 ноября 1973 г. ‑ 8 февраля 1974 г.), который был побит лишь в 1977 году на Салюте‑6.

1975 г. ‑ ушли в космос автоматические станции Viking‑1 и Viking‑2, совершившие на следующий год посадку на поверхность Марса;

1977 г. ‑ стартовали корабли Voyager‑1 и Voyager‑2, которые передали на Землю ценнейшие сведения о лунах Юпитера. В дальнейшем связь с зондом Voyager‑1 была потеряна, однако второй корабль провел исследование Сатурна, Урана и Нептуна;

1981 г. ‑ начало эры орбитальных кораблей многоразового использования («космических челноков» ‑ «шаттлов»). Первым из них был запущен корабль Columbia, который дебютировал в космосе в апреле 1981 года (с двумя астронавтами на борту). За всю историю космической программы США было построено шесть шаттлов, пять выходили в космос, два из них погибли.

1989 г. ‑ НАСА осуществило запуск космического зонда Galileo, который в течение восьми лет собирал и отправлял на Землю информацию о Юпитере и его лунах;

1990 г. ‑ шаттл Discovery доставил на околоземную орбиту космический телескоп Hubble, который произвел революцию в астрономических исследованиях;

1998 г. ‑ начало монтажа Международной космической станции (МКС), модули которой транспортировались в околоземное пространство американскими и российскими кораблями;

2003 г. ‑ НАСА отправило на Марс корабли Opportunity и Spirit. Они доставили на Красную планету самоходных роботов‑разведчиков, которые до сих пор ведут исследования ее поверхности;

2008 г. ‑ аппарат «Феникс» совершил мягкую посадку вблизи Северного полюса Марса. Спустя некоторое время специалисты НАСА сделали заявление о том, что при анализе образцов взятого грунта зонд зафиксировал присутствие воды в марсианской почве.

Несмотря на значительные успехи в деле освоения околоземного пространства, деятельность НАСА нередко подвергается критике со стороны экспертов. Наиболее резкие оценки руководство НАСА получило после гибели космических челноков Челленджер (Challenger) и Колумбия (Columbia). НАСА обвиняли в пренебрежении жизнями астронавтов. Ругают НАСА и за недальновидную, по мнению ряда экспертов, политику. Например, в докладе, подготовленном комиссией Национального исследовательского совета США (National Research Council) в 2008 г. отмечено, что НАСА затрачивает слишком много усилий на выполнение краткосрочных проектов и не уделяет внимания более длительным и перспективным программам. Другой важной проблемой для НАСА является перспектива остаться без собственных космических кораблей. Совсем скоро три космических челнока должны быть списаны из‑за их высокой стоимости и ненадежности. Строительство нового ‑ «Орион», затягивается как минимум до 2015 г. США, таким образом, будут вынуждены пользоваться услугами России для доставки на МКС астронавтов и грузов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *