narrow wide звезда что это
Nego35 — Обзор овальной Narrow Wide от Neutrino components
Не так давно полностью заменил на своем хардтейле привод, вместо сингла установил мульт на новой святости. Но наслаждения от отличного мультиспида мне было мало, и я думал чего бы ещё добавить. Решил заменить переднюю звезду Hope Single DH на трендовый Нароу Уайд оптимального по цене брэнда. Так же интересно было попробовать в действии не так давно пришедшую в МТБ дисциплины овальную форму звезды. На рынке МТБ запчастей достаточно различных брэндов, предлагающих овальные звезды в сочетании с профилем Нароу Уайд, но с текущим курсом валют их цена не притягивает к себе. И вот я случайно узнаю, что в славном городе Екатеринбурге существует фирма, производящая звезды и еще некоторые детали под брэндом Neutrino components. И цена у этих звезд весьма шикарная, и технологии при производстве все самые современные. Тут тебе и овал, и правильный профиль, и высота зуба. Заказал, оплатил, доставили.
Визуально звезда от Нейтринно выглядит не хуже забугорной Hope. Обработка качественная, форма всех зубьев одинаковая, никаких даже намеков на дефекты.
Очень лёгкая (в моем случае, 34 зуба, под 10 скоростную трансмиссию весит 40 грамм). Изготовлена из алюминия 7075 Т6, имеет овальность 15%, а так же возможность регулировки положения (наклона) благодаря четырем, рядно расположенным отверстиям под каждую бонку (не для версии с 32 зубьями, как я понял).
Стоит отметить то, что в цвете серебристой анадировки звезда от Нейтрино выглядит не так выразительно (тускло) в сравнении с серебристой Hope.
Надежда более блестящая и яркая. Так же, звезду от Нейтрино вы, вероятно, получите в картонке, обмотанной скотчем. Никаких фирменных упаковок с ярким оформлением, за которые вам же и придется доплачивать. Только картонка и скотч! Только хардкор!… За то стоимость овальной звезды с профилем Нароу Уайд составляет всего 1450 русских рублей.
На адскую легенду — DC Cock, новенькая звезда была установлена в кратчайшие сроки, как и положено, без успокоителя. То, что она значительно эффективнее удерживает цепь стало заметно сразу. При переключении скоростей по всему диапазону цепь держалась уверенно, не закусывалась. На фото видно, что более высокий зуб на 2-2.5 мм выступает над звеном цепи.
Вывод: звезда с профилем Нароу действительно крутая вещь! Овал действительно позволяет быстрее разгоняться и развивать бОльшую скорость при меньшем количестве зубьев на звезде! При этом производитель утверждает, что при использовании овальных звезд и педалей-топталок крутящий момент даже более эффективный, чем при использовании круглой звезды с контактными педалями.
И ещё! Данная статья не носит рекламный характер. Я писал её не по заказу производителя и мне никто не заплатил за неё ни копейки. Этот, строго ознакомительный обзор, был написан с целью выразить впечатления от новой детали.
С нетерпение жду открытия сезона. Всех благ!
Магазин StarBike — Narrow Wide звёзды Fifty-Fifty.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что подавляющая часть велосипедных компонентов производится в Китае. Китайское производство сделало огромный шаг вперёд в своем развитии и постоянно работает над улучшением качества продукции. Под брендом Fifty-Fifty выпускается широкий ассортимент успокоителей цепи, подходящих для любого стиля катания, запчастей и расходников к ним. А дополняют ассортимент достаточно интересные Narrow Wide звёзды собственной разработки, о которых мы сейчас и поговорим.
Ведущая звезда, в том числе и с технологией Narrow-Wide, может показаться довольно простым компонентом трансмиссии. Но, если внимательно приглядеться к этому узлу, сразу становится понятно, что надёжное удержание цепи на своём месте особенно без использования успокоителя требует достаточно кропотливого инженерного подхода ко всем элементам. И чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить все самые распространённые на рынке NW звёзды. Чаще всего инженеры работают с вариантами высоты зубов, их толщиной, профилем, а также борются за более эффективное очищение от налипающей грязи.
Итак, посмотрим, что нам предлагают парни из Fifty-Fifty…
Бонки поставляются в комплекте.
Анодированная Narrow Wide звезда, стандарта 104 BCD, изготовлена на ЧПУ станке, из алюминиевого сплава 7075 T6. Толщина звезды переменная с уменьшенным количеством материала в малонагруженных во время работы зонах.
Вес: 36г(32T), 48г(34T), 60г(36T).
Цветовые варианты: чёрный, синий, красный.
Цена: 2 480 руб. ( Ссылка на карточку товара в магазине Starbike).
Профиль зубов напоминает большую часть NW звёзд, но одновременно с этим сразу бросается в глаза большое количество фасок, а также дополнительные канавки на внешней части узких зубов.
Обновлённые к началу сезона 2016 года звёзды получили новую несимметричную форму широкого зуба, обеспечивающую более плотную посадку цепи «внатяг», не дающую ей слетать при агрессивной езде.
Узкие зубы звезды, также, существенно переработаны. Канавки на внешней стороне зубов облегчают работу цепи с большим перекосом, характерным при переключении на крайние звёзды кассеты.
По большому счёту, фаски сняты на всей площади рабочей поверхности зубов, как широких, так и узких, что заметно уменьшает уровень шума, возникающего при работе трансмиссии.
Ещё один интересный момент хорошо виден на скриншоте:
Борясь с точками повышенного напряжения, инженеры Fifty-Fifty переработали посадочные места бонок, увеличив в этих места толщину звезды и изменив стандартную форму отверстия.
И в заключение, обратим внимания на ещё один элемент конструкции звезды, достаточно часто упускаемый из внимания разработчиками NW звёзд.
Основание зубов опирается на своеобразную «полку», имеющую скошенную к центру звезды форму, таким образом, грязь, скапливающаяся в этом месте, не задерживается, а выдавливается цепью наружу. Во время катания в сырую или грязную погоду возможность эффективного самоочищения от грязи станет залогом надёжной работы трансмиссии.
В качестве обобщения:
• NW звезды Fifty-Fifty могут стать хорошим вариантом для тех райдеров, кто озабочен снижением шума трансмиссии во время работы.
• Предпочитают агрессивный стиль катания, где всегда присутствует вероятность «потери» цепи.
• Развивают большое усилие при педалирования, что приводит к высокой нагрузке на звезду и трансмиссию в целом.
• Не боятся выезжать в плохую погоду, когда налипающая грязь начинает оказывать влияние на надёжность контакта цепи со звездой.
Полный ассортимент продукции Fifty-Fifty в каталоге нашего магазина.
Выбор звезды Narrow Wide. Есть ли между ними разница?
Велика ли разница между разными моделями таких звезд? На что обращать внимание при выборе? Давайте рассмотрим этот вопрос с технической точки зрения.
Существует несколько принципиальных отличий специализированных сингловых звезд от обычных – тех, к которым давно привыкли. Это:
— наличие широкого зуба
— модернизированная геометрия профиля зуба
— высота зуба
Каждый из пунктов напрямую влияет на то, надежно ли звезда удерживает цепь.
Наличие широкого зуба
В этом вопросе похоже все более-менее понятно.
Звенья цепи имеют попеременно ширину. А обычные звёзды имеют одинаковую ширину всех зубьев. Когда цепь входит в зацепление своим узким звеном- всё вреде бы нормально, но когда широким- появляется излишняя степень свободы, ввиду появления зазора. Их-за этого при тряске и вибрации цепь боле свободно ходит из стороны в сторону и есть большая вероятность спадания. Звезда с переменной толщиной зуба ограничивает поперечные перемещения цепи, уменьшая вероятность спадания.
Профиль зуба
Зубы сингловой звезды должны плотно удерживать цепь на звезде без дополнительных посторонних приспособлений (рамок, цепегасителей и т. д.). Это главное свойство сингловой системы. Стандартные зубы, начерченные по ГОСТ, ISO или DIN, плохо справляются с такой задачей. Их специализация очень широка, поскольку во всяческих механизмах они работают в очень разных условиях, вдобавок при высоких скоростях и нагрузках. Дабы сделать «общетехнические» цепные передачи универсальными, в них предусмотрены большие геометрические припуски. Большие припуски дают зазор между зубьями и цепью. Зазоры ухудшают контакт звезды с цепью, увеличивают люфты. Это не наш путь.
Правильный профиль зуба должен обеспечить максимальный контакт звезды с цепью, повторяя траекторию движения звеньев. Однако тут есть нюанс. В профиле зуба должен быть припуск, учитывающий износ цепи, то есть ее постепенное удлинение.
Начинаются вариации. Фантазия, опыт и грамотность инженеров-проектировщиков различны, и каждый производитель решил эту проблему по-своему. Для наглядности на рисунке 1 показана утрированная схема не очень удачного профиля (А), и «правильного» зуба (В). Легко понять, что с более «пологого» зуба цепь сбросить значительно проще, чем с «крутого».
Рисунок 1
Некоторые именитые фирмы по непонятным причинам оставили зубья почти стандартными. Есть некоторые сомнения, что они держат цепь надежно (рисунок 2).
Рисунок 2
Кое-кто изменил профиль зуба, однако высоту зуба оставил прежней (рисунок 3)
Рисунок 3
Высота зуба
Обычная звезда (рисункок 4, слева) удерживает цепь только двумя зубьями. Первый вошел в зацепление. Второй вошел лишь наполовину и при сильном ударе может «потерять» цепь. Третий только подходит к цепи. Он ее не удерживает. Получается, надежность такой конструкции меньше минимум на треть.
Рисунок 4
Некоторые фирмы рискнули отказаться от зубьев Narrow Wide в пользу более-менее обычных, но высоких. Например, Shimano и FSA применили в прототипах своих сингловых звезд высокий зуб с доработанным профилем (рисунок 5).
Мы проверяли это решение, и испытания намекают, что звезды такого типа в самом деле работают хорошо и надежно. Но тесты продолжаются, поэтому спешить с выводами не будем. Возможно, это тема следующей статьи.
Рисунок 5
Для наглядности на рисунке 6 приведена сравнительная диаграмма высоты зуба у разных производителей. Замеры наши, точность +- 0,1 мм.
Рисунок 6
Грязеустойчивость
Тот, кто катался на звездах Narrow Wide, мог заметить, что они легче забиваются грязью, чем обычные звезды с узкими зубьями.
Это таки проблема. Чем плотней цепь сидит на звезде, тем лучше она удерживается. Но плотная посадка мешает работе, когда налипла грязь. Нужен компромисс.
В эту тему глубже всех углублялся Sram. На его прототипах зубья у своих «корней» имеют форму, мешающую грязи липнуть и скапливаться (рисунок 7).
Рисунок 7
На самом деле это не такая уж великая новация: Sram использовал способ отвода грязи, применяемый в мотокроссе (рисунок 8). Но можно заметить что, на серийных образцах Sram конструкцию упростили, в зависимости от модели. Вероятно, ради меньшей себестоимости.
Рисунок 8
Наши тесты показали, что для хорошего отвода грязи необходим широкий [b][color=#FF0000]грязевой зазор[/color][/b]. На (рисунке 9, А) показано классическое обнижение звезды Narrow Wide. Обнижение равноудалено от контура зубьев. При такой компоновке (рисунок 10) грязи некуда деваться, и как следствие, она не позволяет цепи как следует «сесть» на свое место. Цепь может слететь.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Такие тонкости и нюансы встретились нам при проектировании собственных звезд. Мы тестировали, дорабатывали, переделывали, снова тестировали, снова совершенствовали. Полученным практическим опытом решили поделиться с вами.
Естественно, зная все эти нюансы- мы реализовали в своих звездах. И каждый производитель позиционирует свои звезды как самые лучшие. Ведь это, так сказать, его долг. Поэтому скажем лишь, что старались сделать их таковыми.
С ув.
команда Garbaruk
Оригинальная версия статьи тут
Теги: narrow wide chainring, звезда с переменной толщиной зуба, звезда Garbaruk, Garbaruk RC, Garbaruk narrow wide chainring, Garbaruk Oval chainring, Garbaruk Melon, narrow wide oval chainring, race face narrow wide chainring, wolf tooth chainring, xx1 style chainring