nariyal ki barfi что это в индии
Bollywoodtime.ru
Энциклопедия индийского кинематографа. Профессиональные переводы, авторские статьи. Достоверная аналитика. Добро пожаловать!
Bareilly Ki Barfi / Конфетка из Барели (2017) Рецензия Pol’a
Этот фильм замечателен по нескольким причинам. Одна из которых заключается в том, что он на всем протяжении не будет вас напрягать или грузить сюжетом, он не заставит вас излишне переживать за судьбу главных героев, поскольку он абсолютно не драматичен. Он не содержит тайн и белых пятен, в нем нет хитроумных ходов. Прелесть этого фильма заключается в том, что он создан для отдыха, для души. Вы просто смотрите и получаете удовольствие от того, как преподнесена эта совершенно простая история трех молодых людей. Идеальный ромком!
В главных ролях задействованы два актера, которые на данный момент входят в число моих главных фаворитов – это Аюшманн Кхуррана и Раджкумар Рао. И это вторая причина, которая делает этот фильм увлекательным.
Удивительный тандем! Пока я его прочувствовал только в комедийном амплуа, но уверен, если этим парням будет предоставлена возможность сыграть что-то серьезное, то он и здесь не подкачает. В фильме они играют друзей детства совершенно разных по характеру – один решителен, другой слабак, один хитроват, другой простодушен, один смел, другой трусоват, один мачо, другой размазня. Я думаю, понятно кто из них какой характер играл. Но так было только поначалу! Обстоятельства заставляют их поменяться характерами. Мы смотрим на происходящую в них трансформацию весело, с привкусом легкой грусти, как бы изнутри, то и дело проникаясь теплым чувством то к одному, то к другому герою. Но если дать отдельно каждому из них оценку, то они оба сыграли на железобетонную пятерку, но плюс я бы поставил Раджкумару. За его улыбку. Только она одна способна заставить вас улыбнуться в ответ без каких-либо видимых причин.
Отдельно несколько теплых слов стоит сказать о Крите – «Льдышке» – Санон (простите поклонники!). После увиденных ранее нескольких фильмов с ее участием, у меня сложилось о ней очень среднее впечатление, то есть никакое. Ничего особенного она в них не показала. Ну симпатичная, ну молоденькая. Но актерских навыков-то почти никаких. И ее участие в этом кино у меня вызывало наибольшее опасение – может все запороть. Однако, не в этот раз! Что-то заставило ее работать, выглядеть и играть естественно, будто роль «пацан в юбке» написана специально для нее. Ей невероятно идет этот характер. Могу предположить, что обстановка во время съемок была очень располагающая, непринужденная, слегка расслабленная. Мне кажется над таким фильмом нельзя работать с умным видом. Возможно, именно эта атмосфера позволила ей раскрыть задумку режиссера. Крити — это третья причина уникальности фильма, почему бы и нет? А вдруг вы ее нигде больше такой не увидите?
Как уже говорилось выше, фильм не задаст вам загадок. Минут примерно через 20-25 вы будете точно знать, чем кончится дело. Мало того, в самом конце финал прочитается слету. Да, понятно, вы скажете сами себе, сейчас произойдет все вот так, и вы не ошибетесь! Но поверьте, фильм все равно выжмет из вас слезу. И сделает это Аюшманн очень просто, элегантно, очень искренне и трогательно, в общем так, как он это умеет.
Вердикт: смотреть обязательно, особенно при плохом настроении в качестве лекарства для повышения тонуса и бодрости духа!
Ученых озадачил фантастический спад коронавируса в Индии и Японии
«Пузырь» самоизоляции или идеальная терапия?
Что случилось с Индией? А вернее, с коронавирусом там. Еще полгода назад эта жаркая восточная страна не сходила с информационной повестки – сотни тысяч заболевших в день, сплошной ужас-ужас и печальные пророчества, что скоро от Индии ничего не останется. Как же так получилось, что прародина шахмат с ее повальной нищетой и грязью на улицах успешно поборола коронавирус (по крайней мере на данном временном промежутке), а цивилизованная Европа опять в огне?
В субботу, 8 декабря, коронавирус в Индии подтвердили у всего 8 603 человека, для государства более чем с миллиардным населением, это практически на уровне погрешности, умерли – 0. Полностью вакцинировано на данный момент 33,6% населения.
В чем же причина исчезновения Индии с мировой карты пандемии и как долго это может продлиться с учетом появления на планете нового штамма «Омикрон» с 32 мутациями в S-белке?
Вспомним конец осени прошлого года. В Индию беспрепятственно стекаются варианты вируса из Европы, Африки, США, Пакистана, Непала. Уже в октябре 2020-го в отобранных образцах был обнаружен вариант B.1.617.2, имевший 13 мутаций, менявших его свойства в сторону большей заразности с одновременным ускользанием от специфических антител, позволявших ему обойти некоторые иммунные реакции организма.
Та самая грозная «Дельта», заставившая человечество более полугода поклоняться и бояться себя. Если вспомнить, то впервые она эволюционировала именно в Индии. Уже к концу марта вариант SARS-CoV-2 составил 70,4% образцов, собранных в течение недели, местная система здравоохранения не выдержала, Индия пала. Паника в те дни стояла нешуточная. Заболевали сотни тысяч, а умирали десятки тысяч. Модифицированная «Дельта» быстро расползалась по миру, будучи одновременно обнаруженной в 60 государствах. Но следующая мутация – «Омикрон» – с Индией уже никак не связана. Она появилась, как мы знаем, в ЮАР. Мало того, сейчас в Индии относительно того, что происходило ранее, крайне низкая заболеваемость.
Что же случилось, почему «плавильный котел» вариантов COVID-19 тут больше не варится? Причин этому может быть множество. Одна из них, как говорят специалисты, изменение в терапии больных. Так, в некоторых штатах в протокол лечения был допущен дешевый антипаразитарный препарат ивермектин. Который кто-то называет панацеей от коронавируса, а кто-то считает пустышкой.
Тем не менее 80% ковидной смертности в Индии сейчас дает штат Керала, хотя его население составляет всего 2,5% от всех жителей Индии. И это едва ли не единственный штат, где данного лекарства в схеме лечения нет. В других регионах его выдают в домашнем наборе лекарств вместе с антибиотиком, препаратами цинка, витаминами C, D (состав может отличаться в разных местах). Что же касается нового штамма, то «…в Индии пока происходит подготовка к встрече «Омикрона». Снова введен карантин по прилету. Вот и все, больше сказать нечего», – подтвердил ситуацию Александр Кухарчук, доктор медицинских наук, профессор, живущий в Мумбаи.
Тем не менее 21 ноября «Омикрон» впервые был выявлен и в Индии: его подхватил 46-летний полностью привитый врач. Заболевание началось с болей в мышцах, сильной лихорадки и температуры 37,8. На третий день с приступами сильного головокружения мужчина был госпитализирован, КТ выявило минимальное поражение легких. Тем не менее были сразу же введены моноклональные тела – крайне серьезная терапия, предотвращающая развитие цитокинового шторма. У нее много серьезных последствий, прежде всего бьющих по иммунитету, но на сегодняшний день это, как говорят, лучшее спасение из возможного.
Насколько цитокиновый шторм грозил индийскому доктору, до этого переносившему коронавирус, по словам экспертов, достаточно легко, неизвестно, но после введения моноклональных антител температура тут же упала, и на следующее утро человек был уже совершенно здоров. Коллеги, впрочем, усомнились в том, что течение заболевания было именно таким, как рассказывает пациент. Потому что в этом случае вряд ли можно считать оправданным внутривенное введение моноклональных антител стоимостью более 2000 долларов США. Но правду сейчас мы вряд ли узнаем. Пока же Индия, как и все остальные государства, спешно закрывает границы от «Омикрона».
Вновь воскрешенные правила въезда и выезда мало чем отличаются от тех, что действовали в Индии ранее.
«По прибытии пассажиры, у которых обнаружены симптомы заболевания, должны быть немедленно изолированы и доставлены в медицинское учреждение в соответствии с протоколом состояния здоровья. В случае положительного результата теста их контакты должны быть определены и обработаны в соответствии с установленным протоколом», – говорится в инструкции. Обследованию могут не подвергаться только дети младше пяти лет, у которых не обнаружены внешние признаки заболевания. Если у какого-то из пассажиров тест покажет положительный результат, то под карантин отправится не только он, но и его соседи по полетным креслам – три ряда впереди и три ряда сзади.
Ранее индийское правительство заявило, что пересмотрит «решение о дате вступления в силу возобновления регулярных коммерческих международных пассажирских перевозок в соответствии с развивающимся глобальным сценарием, при этом внимательно следя за возникающей пандемической ситуацией внутри страны». Но есть и еще одна страна, где, по крайней мере на данный момент, «Дельта» самоликвидировалась, а ситуация лучше, чем у всех в мире. Это Япония.
Опять же неизвестно, как долго продлится «ремиссия», но от греха подальше японцы с 1 декабря решили вообще не впускать к себе иностранцев. С их ментальностью и закрытостью на протяжении всей истории это очень легко. Хотя для многих и обидно.
Так, был отменен финал Гран-при по фигурному катанию, в котором должны были принять участие сильнейшие фигуристы планеты. Большинство пар и одиночниц – россияне. Однако японское правительство отклонило даже вариант, при котором спортсмены жили и соревновались бы в полностью изолированном от внешнего мира «пузыре», а на трибунах не было бы зрителей.
«Японцы очень любят фигурное катание, но они все всецело за отмену Гран-при, – рассказала «МК» россиянка, проживающая в Токио. – Местные жители реально очень боятся «Омикрона»; несмотря на то, что только их девочка помимо россиянок прошла в финал, они потребовали все отменить и были категорически против того, чтобы Гран-при перенесли в Россию, как некоторые предлагали, так как опасаются, что это приведет к тотальному заражению всех и вся».
И этот страх расцвел в Японии не на пустом месте, так как летом, сразу после Олимпийских игр, число заразившихся в стране подскочило до 25 тысяч в сутки и стало максимумом с начала пандемии. Вчера же здесь заболели всего 120 человек. Кстати, общее у Индии и Японии в терапии коронавируса все-таки есть.
Несколько месяцев назад глава медицинской ассоциации Токио Харуо Одзаки предложил использовать в Японии тот же антипаразитарный препарат, как и в Индии.
Многие медики отнеслись к этому призыву с иронией. Однако, как бы там ни было, применять его стали, и к октябрю в Стране восходящего солнца смертность от коронавируса была сведена к нулю.
«Как я вижу, почему в Японии сейчас мало болеют, – рассказывает ещё одна россиянка Екатерина, живущая здесь. – Во-первых, у нас закрыты границы. Все добросовестно используют маски, санируют руки, дистанцию держат, ушли на дистанционную работу по возможности. Никаких массовых мероприятий нет и быть не может, праздники отменили. Японцы сами по себе не тусовочная нация, им нехарактерно собираться группами, в том объеме, как это принято у русских, например. И к государству гораздо больше доверия. Что нам говорят, то мы и делаем. Но и граждан в ответ не обманывают. Например, нам сразу же выплатили компенсации за отмену рейса в связи с чрезвычайной ситуацией. После немыслимых цифр заболевших в результате проведения Олимпиады это поняли. Проще и надежнее закрыться на какое-то время, пересидеть в «пузыре», чем болеть и умирать».
Увы, для многих европейских стран такая самоизоляция практически невозможна.
Портреты Индии. Ужасные военные ритуалы джаухар и шака. Выход из безвыходной ситуации
Средневековая фреска с изображением процессии раджпутов.
Кстати, потом их успешно использовали в этом качестве англичане, которым, изначально, раджпуты тоже оказывали серьезное военное сопротивление. И в наше время индийская армия тоже имеет в своем составе существенную часть раджпутов.
Раджпуты
Во время войны, если поражение было неминуемо, перед лицом превосходящих сил противника, женщины раджпутов просили у своего правителя или у своих мужей разрешения совершить джаухар. Получив его, они одевали свои лучшие одежды, все драгоценности, брали детей, и совершали коллективное самосожжение.
Джаухар.
Это делалось для того, чтобы сохранить свою честь, которая ценилась больше жизни, ибо в случае захвата врагами, их ожидало надругательство, рабство и прочие унижения.
Раджпутская невеста. 1835 г.
Само слово джаухар означает специальный дом, пропитанный горючими материалами, для сжигания людей заживо.
Джаухар и шака.
Некоторые исследователи считают, что эти обычаи применялись только в войнах с мусульманами.
Массовые самосожжения были применены некоторыми индийскими племенами во время похода на Индию Александра Македонского.
Арабский военачальник Мухаммед ибн Касим в 712 году захватил Синд. Столица Синда находилась в осаде, царь был убит. Царица несколько месяцев организовывала оборону. Когда стало понятно, что падение столицы неизбежно, она со всеми женщинами столицы совершили джаухар, в то время, как все наличные мужчины совершили шака.
При захватах города Джайсалмера были трижды совершены эти обычаи.
В 1294 году, когда город пал после восьмилетней осады мусульманской армией 24 000 женщин совершили джаухар.
В конце 14 века, при осаде тюрками, 16 000 женщин города совершили джаухар
В 15 веке здесь был произведен неполный джаухар при нападении на город афганцев. Поскольку поражение казалось неминуемым, а времени было мало, и костер подготовить было некогда, защитники города стали убивать своих женщин сами, своими руками. Ужас в том, что после этого к городу подошло подкрепление, и афганцы были разбиты.
Три джаухара в городе Читторе.
Читтор. Видим башню, которая фигурирует на картине в заглавии статьи.
Портрет султана.
Но закончилось дело осадой Читтора и тем, что Падмавати вместе с другими женщинами города совершили джаухар. Самое интересное, что султан ее так никогда и не увидел.
Во второй раз в Читторе обычай был выполнен 8 марта 1535 года. Перед этим правитель погиб, во главе Читтора встала его жена, но тут же нашелся мусульманский сосед, который решил, что эти земли можно присвоить. Помощи правительница не дождалась, дела были плохи, и она, а с ней 13 000 женщин города, обложились порохом, подожгли его, и так совершили джаухар.
Все мужчины города в оранжевых одеждах вышли к противнику и совершили шака.
Последний штурм Читторе.
Кто такие индийские неприкасаемые?! (длино-длинопост)
В принципе, идея делить общество на сословия имеет свои плюсы. Мы до сих пор исправно ею пользуемся, когда одна часть общества бежит за пивом, другая настраивает спортивный канал, а третья врет всем подряд по телефону, что никого дома нет. Правда, сейчас это называется «специализация», но суть от этого не меняется.
Практически все народы мира проходили период жесткого разделения людей по профессиям — во всяком случае, те народы, которые доросли до земледелия. Всякие пастухи и охотники еще могли одной рукой пасти верблюдов, а другой резать глотки врагам, отнимая у них этих самых верблюдов без особого вреда для экономики. А вот с земледельцами все было очень сложно. Эти привязанные к конкретным кускам земли граждане нуждались в охране, а заодно и в развитой торговле.
Но время идет, условия жизни меняются, а священные книги, как мы знаем, обновляться особо не торопятся. Отчего выходят всякие неприятности. Вот в Индии, согласно статистике, происходит до четырех тысяч мелких и крупных неприятностей еженедельно, а все из-за «Ману-смрити» — «Законов Ману».
Индийцы полагают, что Ману — это первый человек, от которого мы все произошли. Когда-то давным-давно бог Вишну спас его от Потопа, уничтожившего все остальное человечество (жалкое, распутное и ни на что не годное, естественно), после чего Ману, обсохнув, уселся под баньяном и быстренько накидал правила, которыми отныне надлежало руководствоваться людям.
Индуисты верят, что это было 30 тысяч лет назад (историки же упрямо датируют законы Ману I—II веком до нашей эры и вообще утверждают, что этот сборник инструкций является компиляцией трудов разных авторов). Как и большинство других религиозных предписаний, законы Ману отличаются исключительной дотошностью и внимательностью к самым ничтожным деталям человеческой жизни — от пеленания младенцев до кулинарных рецептов. Но там содержатся и куда более основополагающие вещи. Именно согласно законам Ману все индийцы разделены на четыре сословия — варны.
Жрецы. Появились из уст Брахмы. Сегодня брахманы чаще всего работают чиновниками. Наиболее знаменитый брахман — Джавахарлал Неру.
Воины, вышедшие из рук Брахмы. Пусть высшей кастой считаются брахманы, но раджи и магараджи обычно были из кшатриев. Будда Шакьямуни, например, кшатрий.
Торговцы и земледельцы возникли из бедер Брахмы. Семейство Ганди — из вайшьев, и в свое время то, что оно породнилось с брахманами Неру, вызвало грандиозный скандал.
Батраки, слуги, ремесленники — из стоп Брахмы. Есть высшие и низшие шудры, последние относятся к неприкасаемым. Митхун Чакраборти из «Танцора диско» — шудра.
А еще есть чандалы, которые жрут собак, но о них и упоминать-то неприлично, потому что это вообще как бы не люди. И зародились они сами по себе, из какой-то грязи. К слову, этих самых нелюдей в современной Индии около 20% населения. Махатма Ганди, впервые начавший отстаивать их права, назвал их «хариджанами» — «божьими людьми». Но сами себя они предпочитают именовать «далитами» — «сломанными».
Европейцам была совершенно непонятна идея того, что некоторые люди рождаются изначально пораженными в самых простых правах: праве на то, чтобы выпить воды из колодца, зайти в храм, заговорить с другими людьми на улице. Слово «пария» вошло в обиход и приобрело романтический флер, став, помимо всего прочего, обозначением личности непонятой и одинокой. В Индии же оно вызывало смущение и отвращение, ибо означало жуткую гадость — ребенка, рожденного от запретной любви представителей разных варн. Браки не только между представителями разных варн, но и разных каст до сих пор дело нечастое. (Единственным исключением были кшатрии, мужчинам которых позволялось брать себе жен из низших варн. Ну, для военных всегда приходится делать всякие исключения. Вон и вегетарианство, обязательное для большинства каст брахманов и вайшьев, кшатриям не предписано.)
Но европейцы тогда не совсем разобрались в вопросе, конечно. Парий в Индии было немного. А к пораженцам — неприкасаемым — относилось огромное число людей, хотя их родители вели вполне скромную сексуальную жизнь, не нарушая законов.
Когда британская журналистка индийского происхождения Рамита Наваи решила снять революционный фильм, раскрывающий миру страшную правду о жизни далитов, она выдержала многое. Мужественно смотрела на далитских подростков, жаривших и поедавших крыс. На маленьких детей, плескавшихся в сточной канаве и игравших частями дохлой собаки. На домохозяйку, вырезавшую из стухшей туши свиньи кусочки понаряднее. Но когда ухоженную журналистку взяли с собой на рабочую смену дамы из касты, традиционно вручную очищающей нужники, бедняжку стошнило прямо перед камерой.
«Почему эти люди живут так?!» —спросила у нас журналистка в последних секундах документального фильма «Далит значит сломленный». Да потому же, почему ребенок брахманов проводил утренние и вечерние часы в молитвах, а сына кшатрия в три года сажали на коня и учили махать саблей. Для далита умение жить в грязи — это его доблесть, его мастерство. Пусть древние индийцы ничего не знали про теорию «тренированного иммунитета», но они прекрасно знали, как это работает на практике. Когда ты кладешь своего новорожденного ребенка в корзинку с помоями, ты защищаешь его. Современные индийские сантехники, приводящие в ужас туристов своим нырянием в сточные воды, могли бы сделать свою работу менее тошнотворной. Но далиты знают: тот, кто боится грязи, умрет быстрее прочих. Многие далиты — не самые бедные люди в Индии, спрос на их труд есть всегда, и они вполне могли бы позволить себе не ходить в таких грязных одеждах и с ногтями цвета воронова крыла. Но заниматься их санитарным просвещением совершенно бесполезно. Потому что они прекрасно знают, что делают.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДАЛИТАМ
Конституция Индии не признает ни варн, ни каст, и в этом она ушла далеко вперед от своего населения, 90% которого куда больше чтят наставления Ману, чем благие пожелания господ Неру и Ганди. В четырех больших городах страны — Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе — неприкасаемые чувствуют себя более-менее вольготно, но в городах поменьше и в сельской местности все обстоит так же, как и сотни лет назад. Им нельзя пользоваться общественными колодцами и колонками. Нельзя ходить по тротуарам, чтобы не соприкоснуться ненароком с представителями высшей касты, потому что тем придется очищаться после такого контакта в храме. (Впрочем, есть касты неприкасаемых, которым можно контактировать с высшими кастами «по делу», — например, парикмахеры.)
В некоторых районах городов и селах им вообще запрещено показываться. Под запретом для далитов и посещение храмов; лишь несколько раз в год им дозволено переступать порог святилищ, после чего храмы подвергают тщательному ритуальному очищению. Если далит хочет что-нибудь купить в магазине, он должен положить деньги у входа и с улицы крикнуть, что ему надо, — покупку вынесут и оставят на пороге. Далиту запрещено начинать разговор с представителем высшей касты, звонить ему по телефону. После того как в нескольких штатах Индии были приняты законы о штрафовании владельцев столовых за отказ кормить далитов, в большинстве мест общепита завели особые шкафы с посудой для них. Правда, если у столовой нет отдельной комнаты для далитов, обедать им приходится на улице (напомним, далитом является каждый пятый индиец — это не меньше 200 миллионов человек).
В 2008 году в городе Матхура далитка с шестилетней дочерью решили пройтись по тротуару и столкнулись с прохожим, который в ярости схватил ребенка и кинул его в огонь, разведенный неподалеку дорожными рабочими. Девочка чудом выжила.
В 2005 году шестеро крестьян в деревне под Джайпуром забили палками до смерти подростка за разговор с девушкой из «чистой» касты.
Год назад закончилось судебное разбирательство по поводу строительства в одной южноиндийской деревне трехметровой стены, ограждающей поселение далитов от остальных домов. Протест вызвала не сама стена, а то, что поверху было заботливо протянуто ограждение под током. Решением суда ток отключили, стену оставили.
В июне 2008 года жених-далит, пожелавший устроить пышную свадьбу, собрался поехать за невестой, согласно местным обычаям, на лошади. Увы, садиться на лошадь далитам не положено, и местные граждане оповестили общину далитов, что если парень попробует воплотить свой план в жизнь, то и он, и его соседи умоются кровью. В результате всадника к невесте пришлось провожать полиции и «скорой помощи», в кортеже было задействовано более 400 машин сопровождения.
ТЕ, КТО ХОТЯТ МЕНЯТЬСЯ
Соблазн оценивать человеческие проблемы как нечто простое и понятное всегда присутствует и у философов, и у политиков, и у писателей, и у журналистов.
В реальности все куда многослойнее: на каждое действие есть противодействие, а на каждое «а» найдется свое «б» с дубиной наперевес. Можно ли сказать, что далиты – самая несчастная и униженная часть индийского населения и что нужно делать все возможное, чтобы искоренить гнусность их положения? Можно. И многие умнейшие люди это делали, начиная с того же Махатмы Ганди и заканчивая, например, борцом за права неприкасаемых Бхимрао Рамджи Амбедкаром.
Амбедкар, выходец из касты неприкасаемых, в самом начале XX века стал одним из первых детей-далитов, получивших под давлением англичан право посещать школу. Правда, в классе он сидел за особой ширмой и воду для питья ему приходилось носить с собой, так как не только пить из школьной посуды, но и осквернять своими губами водопроводный кран в школьном туалете он права не имел (однако и в современной Индии с ее обязательным образованием те дети-далиты, которые не могут попасть в школу для своих каст, часто вынуждены таскать с собой бутылки с водой и сидеть за партами, отодвинутыми в особый угол). Амбедкар уехал в США, получил там высшее образование и вернулся «освобождать народ свой».
Единомышленников в предсоциалистической Индии у него нашлось достаточно, и сегодня права далитов законодательно защищены так надежно, что местами случаются перегибы. Например, определенный процент учеников-неприкасаемых должно принять каждое образовательное учреждение. Такие же квоты обязательны при распределении бюджетных рабочих мест в государственных учреждениях, администрации и даже в политических и властных структурах. А так как среди самих далитов идеи высшего образования и безмятежной чиновничьей жизни вовсе не так популярны, как могло бы показаться, то сплошь и рядом на вожделенную студенческую скамью садится тупоумный и ленивый двоечник, вытесняя более талантливых и усердных учеников из высших каст. Но и способный далит всю жизнь будет вынужден носить на себе ярлык «списочного ничтожества»: ведь всем известно, что далитов берут учиться и работать просто за то, что они неприкасаемые.
О нищете далитов тоже говорить не совсем верно. Те из них, кто сохраняет связи со своей кастой и занимается ее профессией, имеют вполне гарантированный доход, который часто превышает средний доход их «чистых» соседей. А забастовки далитов могут мгновенно парализовать жизнь любого города, так как никто не может выполнять их важнейшую для общества работу. В Индии проще встретить голодающих брахманов или кшатриев, чем семейство далитов, которому по-настоящему нечего есть (справедливости ради отметим, что некоторые уважаемые далитами блюда брахман не поднесет ко рту, даже умирая от голода). Более того, в 1997—2002 годах президентом Индии был далит Кочерил Раман Нараянан.
И часть далитов вполне устраивает такое положение дел. Они живут в отдельных кварталах, молятся в своих домашних храмах, пользуются защитой общины и имеют дело исключительно с собратьями, безразлично относясь к остальным людям и ничуть не стремясь интегрироваться в общество. Их психология в чем-то близка психологии хиппи, и многие туристы отмечают странный контраст нищеты и убожества далитских кварталов с безмятежными улыбками на лицах их обитателей. А с чего им так уж горевать?
Даже будучи одетым не по обычаям своей касты, неприкасаемый часто внешне отличается от основного населения (привет многовековым внутрикастовым бракам). Да и скрывать свою касту от окружающих чревато неприятностями. Вдруг обман раскроется? Тогда это может привести к трагедии, если в числе знакомых далита найдутся ревнители кастовой чистоты.
Поэт-далит Нирав Пател писал о людях, которые вынуждены были пожимать ему руку, зная, что он неприкасаемый: «Я страдал в такие моменты не меньше их самих, потому что чувство отвращения и страстное желание его скрыть буквально током проходило от их ладони к моей. И, поверьте, я на самом деле сочувствовал им тогда».
ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ВСЕ ТАКИЕ НЕПРИКАСАЕМЫЕ
Каст неприкасаемых насчитывается несколько сотен. Вот некоторые из них.
Самые колоритные и самые далитские из далитов — это конечно, чандалы (а также касты бханги, чурха и другие) — мусорщики и ассенизаторы. Именно они посвятили свою жизнь борьбе с грязью и срастанию с ней. Если ты видишь ребенка, невинно плещущегося в луже у общественного туалета, женщину, с ног до головы измазанную рыбьими потрохами, или мужчину, с которого при ходьбе отваливаются куски чего-то черного, — перед тобой чандала. Даже касты нищих, которые переламывают своим детям спины и ослепляют их для больших профессиональных успехов, относятся к чандалам с пренебрежением.
Каста евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов существует в Индии испокон веков. Полный хиджра – это евнух с совершенно удаленными гениталиями. Но в касте встречаются и обычные гомосексуалисты. Обычно хиджры путешествуют семьями, во главе которых стоит «матушка». Все они одеты и накрашены как женщины. Занимаются хиджры проституцией, песнями и танцами, а также выполняют разного рода сакральные услуги. Например, их присутствие на свадьбе считается важным для тех новобрачных, которые хотят много детей. Но хиджры могут не только благословлять, но и проклинать, навлекая на свои жертвы бесплодие и импотенцию. Для этого им достаточно поднять подол, показать место, где ничего нет, и произнести несколько колдовских оскорблений.
ЭМИГРАНТЫ КАСТОВОЙ СИСТЕМЫ
Надары — небольшая тамильская каста, традиционное занятие которой, самогоноварение, веками надежно держало их в числе неприкасаемых. Еще в конце XIX века надарам это надоело. Правдами и неправдами выклянчив кусок земли у британской администрации, надары занялись земледелием. На этих землях они возвели храм и школу, забросили свой пальмовый самогон, стали вегетарианцами и в качестве обязательных кастовых правил ввели ежедневные омовения утром и вечером, очень чистую накрахмаленную одежду, безупречные прически и маникюр. Кроме того, надары не поленились создать свой мини-эпос, повествующий о происхождении надаров от Маходара — одного из упоминаемых в «Рамаяне» военачальников при дворе Раваны. Сейчас надары считаются безусловно «чистой» кастой, внушающей почтение окружающим своей гордостью, религиозностью и благородным происхождением. Тем же, у кого нет в запасе лишней сотни лет, приходится пользоваться иными методами.
Одним из самых распространенных является переход из индуизма в другую религию — буддизм, ислам или христианство, которые не признают кастовых систем. Эти религиозные общины часто поддерживают таких беженцев, подыскивая им места работы и жительства и защищая от возможного насилия. Впрочем, индийским христианам и мусульманам, увы, идея каст тоже не слишком чужда. Местные обычаи нередко берут верх над религиозными предписаниями, и в мусульманском Раджастхане, например, нападений на бывших далитов происходит не меньше, чем в традиционно индуистских штатах.
А еще можно всеми правдами и неправдами убежать в Лондон или, скажем, в Лос-Анджелес и забыть свою родину как страшный сон. Что многие и делают. Некоторые почтенные брахманы и кшатрии именно по этой причине брезгуют ездить в западные страны, потому что там кишмя кишит неприкасаемыми, в то время как тупые европейцы даже не догадываются, среди какого ужаса они живут.