направления деятельности оппозиции в политической жизни современного демократического общества
Политическая оппозиция, её роль в демократическом обществе
Одним из наиболее распространенных факторов дестабилизации политического режима является деятельность оппозиции. Оппозиция представляет собой
политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима. Тем самым оппозиция
выражает и консолидирует протестную активность населения, формулирует требования, оппонирующие или
корректирующие поведение властей. Оппозиция — это носитель «критического духа» в политике.
По степени лояльности к целям и ценностям правительства обычно разделяют проправительственную, нейтральную и непримиримую
формы (типы) оппозиции, а также
институционализированные (включающие партии,«теневые кабинеты» и т.п.) инеинституционализированные (ограничивающиеся идейной критикой). Главной характеристикой любого типа оппозиции служит степень ее сплоченности, организованности, массовости, отношение к легальным и законным средствам протеста. Иногда оппозиция складывается даже внутри правящих кругов (например, на основе разочарования части правящей элиты в идеалах системы власти).
Соответственно типу оппозиции формируются и средства, способы ее политической деятельности: от критики режима узкой группой инакомыслящих, диссидентов (олицетворяющих духовную оппозицию власти и не прибегающих к каким-либо активным политическим действиям, организации протеста) до политического террора и насилия со стороны партий и движений, находящихся на нелегальном положении. Они могут инициировать разрушительные для государства формы нелегального вооруженного сопротивления властям, революции, мятежи, бунты, гражданские войны. Но оппозиция может играть и роль «клапана» для «выпускания пара», снижения степени протеста в целях стабилизации власти и даже выполнять чисто декоративные функции для «облагораживания» режима в глазах зарубежного общественного мнения. Функуции:
-сновной канал выражения социального недовольства, важный фактор, будущих перемен, обновление общества.
48. Основные типы избирательных
систем
Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем:
пропорциональная система на общем голос. уровне. В этом случае изб голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не выделяются; система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах. В практике применяется также и смешанная система: мажоритарная + пропорциональная, которая пытается объединить в себе все позитивные моменты каждой их избирательных систем.
49. Мажоритарная избирательная
система. Мажоритарнаясистема. Избиратели голосуют за отдельного кандидата и выборы проходят в один или два тура. Существует две разновидности мажоритарной’ системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Но так как кандидатов, как правило, много и голоса распыляются, то никому набрать такое число голосов неудается, поэтому, через неделю проводится второй тур, куда выходят, два лидирующих кандидата. И Для победы нужно набрать больше голосов, чем у соперника, т.е. относительное большинство. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии. Недостатком этой системы является то, что у победителя может оказаться низкая легитимность. Если, допустим: собрав 30°/о (на. 2% больше, чем у соперника), кандидат проходит в парламент, то это означает, что две трети избирателей ему попросту не доверяют, какое уж здесь выражение интересов народа.
Избирательная система Украины
Политическая элита
Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером полит режима.
Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.
Политическая оппозиция как атрибут демократического общества
Исследованы общие принципы деятельности политической оппозиции. Освещены сущность и содержание понятия «политическая оппозиция», подано важнейшие характеристики ее роли в государствах с устоявшейся демократией, раскрыты основные формы и методы деятельности этого политического института, особенности его функционирования. Сформулированы цель оппозиции, которая заключается в приходе к власти, самостоятельной позиционировании и выборе собственной модели поведения среди различных властных и политических актеров. Определяющим фактором при выборе линии поведения оппозиции всегда есть потребности и требования электоральной базы, что приводит ответственность партии за свои действия перед избирателями. Уточнено главные задачи оппозиции, суть которых не только в борьбе за власть и ее свержения, а также в том, чтобы имеющуюся систему изменить, исправить и улучшить. Проанализированы правила отношений власти и оппозиции, которые должны формироваться на основе закона, раскрыта роль и значение оппозиции для демократизации украинского общества. Приведены примеры распределения полномочий в парламентско-президентских республиках.
Ключевые слова: политическая оппозиция, авторитарный режим, политическая система, коалиционное большинство, политический процесс, парламентский контроль.
политический оппозиция власть демократизация
Под оппозицией в широком смысле понимают политические движения, которые отстаивают альтернативные по правящей политической силы идейные и политические принципы и модели развития. Оппозиция может существовать в институционализированной форме, то есть как парламентский институт со своим устоявшимся исторически или определенным законодательно статусом и набором прав. Это касается, прежде всего, демократических политических систем. В недемократических системах оппозиция обычно не является легитимным парламентским институтом, а формирует в политическом поле общественную контрэлиту и побуждает к развитию общественные движения.
В процессе выяснения сути оппозиции возникает неоднозначность оценки, больше касается не столько самого понятия, как характер типов и форм функционирования оппозиции,
На протяжении длительного времени оппозицию в Европе понимали как сопротивление государству с применением силы, а ее нелегализованных форму рассматривали как бунт. Осознание оппозиции как необходимого и неотъемлемого компонента государства и общества растет с распространением политических доктрин либерализма. Среди основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму исследователи обычно называют социальное расслоение в обществе, национальную неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей.
Учитывая распределение власти между президентом и парламентом, в парламентско-президентской республике премьер-министры и их кабинеты сильнее, поэтому могут уделять меньше внимания запросам отдельных групп населения. Если оппозиционность парламентского меньшинства по отношению к большинству и правительства является оппозиционностью как таковой, то формирование линии отношений с главой государства всегда оставаться открытым вопросом, ответ на который зависит от политического содержания и политических намерений оппозиции. И нет оснований утверждать, что определяющими и доминантными в этом процессе всегда будут политические интересы.
Функции оппозиции в политическом процессе разнообразны и очевидны: это главный канал выражения социального недовольства положением вещей, важный фактор будущих изменений и политического обновления общества. Критикуя официальный курс правительства, участвуя в законотворческом процессе, оппозиционная партия имеет возможность добиваться принципиальных уступок от администрации, находящейся у власти, корректировать ее политику, поддерживать в надлежащем тонусе правящую партию, оказывать развитию страны необходимой динамики, ограничивать злоупотребления властью, нарушения гражданских и политических свобод населения, препятствовать смещению курса правительства слишком влево или вправо от политического центра, гарантировать поддержку социальной стабильности, содействовать диалогу правящей и оппозиционной партий.
Оппозиция и власть должны усвоить цивилизованные правила отношений, руководствоваться в своих взаимоотношениях законом. Важно сделать политику власти публичной, прежде всего в определении стратегии развития страны в экономической, социальной, научно-образовательной и других сферах. Оппозиция может и должна предлагать свои взгляды на стратегию страны, на ход экономических и политических реформ, доказывать населению их рациональность и, основываясь на этом, бороться за представительство в законодательной и исполнительной власти.
Нарастание кризисных процессов в обществе, когда политический курс правительства становится непопулярным, дает оппозиционным партиям очевидные преимущества. В этих условиях оппозиция идет на обострение разногласий с правящими партиями, иногда сознательно увеличивая идейно-политическую дистанцию между ними, отклоняясь влево или вправо (в зависимости от ориентации) от центра. В период относительной социально-политической стабильности, когда рейтинг главы исполнительной власти, кабинета министров и партий правящей коалиции достаточно высокий, возможности маневра в оппозиции предельно ограничены. Она вынуждена лавировать, вооружаться популярными лозунгами (и по-своему их интерпретировать) и направлять острие своей критики на отдельные, наиболее уязвимые аспекты деятельности правительства. Но нет гарантии, что это даст желаемые результаты. Ранее оппонентам власти достаточно было переждать, «пересидеть» тяжелые времена, надеясь, что рано или поздно правящая партия допустит грубые просчеты и баланс политических сил неизбежно изменится в пользу оппозиции. Долгое время такая тактика оставалась едва ли не основной для британской оппозиции. Даже не имея конструктивной программы, ведущая оппозиционная партия объективно становилась полюсом притяжения для всех противников политического курса правительства и, следовательно, могла, используя сугубо его непопулярность, рассчитывать на возвращение к власти.
В отличие от правящих партий, возможность влияния руководства оппозиции на своих сторонников весьма ограничена. В его арсенале нет тех эффективных институтов поощрения и принуждения (прежде распределение должностей в государственном бюрократическом аппарате), которыми владеет и которые использует партия, находящаяся у власти. Ядро электората оппозиционных партий, которое помогает им «держаться на плаву» в неблагоприятные периоды, составляют их члены, активисты и традиционные избиратели. Кроме того, представители оппозиции могут рассчитывать на поддержку тех слоев населения, которые не удовлетворены своим социально-экономическим положением и статусом в обществе.
Политические силы прибегают к инсценировке оппозиционности как процесса поиска популярности на основе критики власти, процесса искусственного «конструирования» политического стиля, когда акцентируют на внешних признаках, символах, имитируют бурную деятельность по борьбе с преступностью, мафией, чиновничеством, бюрократией. Они создают фальшивый имидж, очень далек от реальности, чтобы сформировать себе привлекательный вид «борца за народное счастье». Такие роли неоднократно примеряли партии, движения и лица. Они даже производили впечатление на избирателей и получали вина-огорода в виде депутатских мандатов, должностей. Но быстро исчезали присвоены имидже, имевших чисто внешний характер, а новейшие политические имитаторы оседали в сто-лице державы, не отчитываясь перед избирателями о своей деятельности в органах власти.
Несовершенство украинского законодательства в сфере политической системы, нечеткое определение властных функций и полномочий в значительной степени обусловлены конфликтностью политического процесса в Украине, который, со своей стороны, концентрируется и консервируется в аспекте «войны юристов» относительно толкования прав.
Направления деятельности оппозиции в политической жизни современного демократического общества
Назовите любые три направления деятельности оппозиции в политической жизни современного демократического общества и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В ответе должны быть названы и пиоиллюстоиоованы примерами направления:
1) критика политического курса, проводимого правящей элитой. (Например, оппозиционная партия X. выпустила в партийной печати большую статью, где подвергла критике новую пенсионную реформу проводимую Правительством государства);
2) разработка и предложение альтернативных проектов реформ. (Например, оппозиционная фракция депутатов Парламента государства X. разработала и выдвинула свой вариант законопроекта по пенсионной реформе);
3) выдвижение кандидатов из среды оппозиции на занятие правительственных постов. (Например, оппозиционная фракция депутатов в Парламенте государства X выдвинула своего кандидата на пост министра транспорта);
4) участие в избирательной кампании. (Оппозиционная партия X ведет агитацию в СМИ с целью сделать оппозиционные взгляды более востребованными в обществе и добиться победы на очередных выборах).
Могут быть названы иные направления, приведены иные примеры.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три направления | 3 |
Правильно названы два-три направления, два из которых проиллюстрированы примерами | 2 |
Правильно названы одно-три направления, одно из которых проиллюстрировано примером(-ами). ИЛИ Названы только три направления. ИЛИ Приведены только три примера | 1 |
Названы только одно-два направления. ИЛИ Приведены только один-два примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Политическая оппозиция: определение, сущность, подходы к изучениюОпределение категории «оппозиция»В научных источниках и практической политологии в настоящее время существует большое количество различных подходов к трактовке такого политического явления, как оппозиция. Это можно объяснить особенностями политического строя различных стран в совершенно разные исторические периоды, а также особенностями их политических процессов. Оппозиция может быть проинтерпретирована как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле, оппозиция – это определенное противоборство, существующее во взаимоотношениях «подчинение-власть», которое оформляется в форму дихотомии «оппозиция-власть». В представленном, расширенном понимании, феномен, который определяется как «оппозиция» был объектом анализа еще у древнегреческих философов, которые исследовали различные типы государственных укладов. В узком понимании, оппозиция – это совокупность любых организованных субъектов, которые осуществляют контроль, проводят информирование, а также подвергают активной критике формы текущей государственной политики и (или) целостный политический режим. Сущность политической оппозицииУже в период древних веков, в оценке оппозиции было сформировано два вектора, которые до сих пор являются весьма распространенными. Естественный (органический) вектор оценки признает выражение оппозиции в рамках политической жизни в качестве естественного явления, которое обуславливается реакцией части населения, или целого населения на искоренение актуальных на данный момент времени форм правления. Вместе с тем, оппозиция в данном случае рассматривается не как полноценный институт, существующий в политической системе (по учению Аристотеля и Платона), а в большей степени как патология социальной организации общества, либо как реакция на недостатки в имеющихся государственных моделях. Вторым направлением оценки оппозиции является признание ее легитимного и естественного характера в условиях актуальной политической властной структуры (приверженцами являются Ш. Монтескье и Дж. Локк). В данном подходе принято исходить из понимания важности введения мер правового регулирования оппозиционной деятельности, и, в ситуации необходимости, ввода ограничения таких прав. Развитие данного подхода связано прежде всего с развитием буржуазных типов общества, а также противоборства с системой абсолютизма и формированием публичных форм права, в которых существуют конституциональный и республиканский типы правления. Говоря о первых правовых основах в становлении института парламентской оппозиции, следует отметить, что они берут начало в Англии, с принятием документа «Билль о правах» в 1689 году, который по прошествии времени начали считать одним из основных частей Конституции Британии. В документе говорилось о том, что свобода прений, свобода слова и свобода всех событий, происходящих в парламенте не может становиться поводом для преследования, либо объектом изучения в судебной сфере, либо иных мест, кроме парламента. Понятие «оппозиция» происходит от латинского слова «oppositio» – противопоставление, его начали употреблять в середине XVIII века. Первыми лицами, которые начали вводить его в политические обороты стали важные деятели государственной службы, а также великие британские мыслители Эдмунд Берк (1729-1797) и Генри Болингброк (1678-1751). Большинство трудов, которые посвящены исследованию функционирования современных форм демократии, оппозиционное право, как право на свободное публичное и легитимное оспаривание и противостояние действиям властей принято рассматривать в качестве центрального и необходимого элемента в демократическом государстве. Вопросы политической оппозиции получили освещение в трудах таких классических приверженцев социологии, как Р. Даль, М. Люверже, С. Липсст, Х. Линц, И. Шапиро, С. Хантингтон, А. Степан. Среди отечественных авторов, вопросы политической оппозиции были затронуты такими авторами, как: А. Мельвиль, Е. Мелешкина, А. Цыганков, Н. Попова, Л. Тимофеева, Л. Вдовиченко и прочими. Современная социологическая наука имеет различные трактовки феномена политической оппозиции. Так, политическая оппозиция – это: Подходы к изучению оппозицииВ рамках политической социологии принято выделять две траектории изучения оппозиции. Первый подход рассматривает оппозицию в качестве элемента политического устройства общества и его политического института. Так, стратегии исследователей в данном случае направлены на изучение оппозиционной институциализации, совместно со степенью ее организационной структуры, а также исследования средств влияния и взаимодействия с властью и значимостью этих процессов на политической арене. В этом случае принято говорить о системных или внесистемных формах оппозиции, которая может быть парламентской, либо непарламентской, а также легальной, либо нелегальной. Во втором подходе оппозиция рассматривается в качестве поведенческой предрасположенности или готовности человека, организации или группы к демонстрации несогласия с действующим политическим режимом в целом, либо с политикой государства. В данном контексте принято исследовать социальную базу оппозиции, совместно с ценностными ориентациями участников оппозиционного движения, а также их поведенческих актов, и условий трансформации латентных форм оппозиции в манифестируемые. Деятельность оппозиции, которая выражается в различных формах политического участия, а также конкретных коллективных действиях, предполагает принятие определенных мер политической организации общества – то есть способности общества, благодаря созданным им организациям (партиям, объединениям) производить контроль государства, совместно со способностью и готовностью членов общества к консолидированию собственных усилий. Направления деятельности оппозиции в политической жизни современного демократического обществаУкажите и проиллюстрируйте примерами три вида политических отношений в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в демократическом обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства. (Сначала укажите признак демократии, затем как он проявляется в РФ). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто) Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа. Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте примером каждую названную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Приведите три проявления роли общественных организаций в политической системе демократического общества и проиллюстрируйте каждое проявление примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три признака политической партии как общественной организации и конкретизируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три внешнеполитические функции современного государства и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три признака демократического режима и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите три вида элит, которые существуют в обществе и проиллюстрируйте примерами способность представителей каждого типа влиять на принятие политических решений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите три функции политической системы и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Приведите три примера, иллюстрирующие реализацию гражданами политических прав и свобод. Сначала назовите право (свободу), а затем приведите пример его (её) реализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической партии в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три функции политической системы общества и проиллюстрируйте примером каждую из этих функций. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите любые три направления деятельности оппозиции в политической жизни современного демократического общества и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три стадии избирательного процесса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три внутриполитические функции современного государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите и проиллюстрируйте примерами три внутриполитические функции государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической партии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей Проиллюстрируйте примерами использование экономических, информационных и правовых ресурсов политической властью для её реализации. (В каждом случае сначала укажите тип ресурсов, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
|