нам всем нужны свидетели нашей жизни
Почему люди женятся.
(цитата из фильма «Давайте потанцуем»)
«All these promises that we make and we break. why is it that you think people get married? Because we need a witness to our lives. There’s a billion people on the planet, I mean what does any one life really mean? But in a marriage, you’re promising to care about everything. the good things, the bad things, the terrible things, the mundane things. all of it, all the time, every day. You’re saying. Your life will not go unnoticed because I will notice it. Your life will not go unwitnessed, because I will be your witness».
-Beverly (Shall We Dance 2004)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Свидетели жизни и ментальный тракт
Кто о чём, а я на любимую тему, о шизоидах. То, что у нормальных невротичных людей получается само, нам надо осмыслять и исполнять сознательно. Часто получается интересно.
А это быстрый непрерывный обмен свидетельствами жизни.
Дубликаты не найдены
Психология | Psychology
7.7K постов 42.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Шизоидам все же нужны свидетели, но действительно, гораздо реже и меньше, что со стороны может выглядеть полным ауизмом, замкнутостью на себя.
Шизоид может дико уставать от семьи, тусовки, но ему, как прочим, долго одиноко и неуютно в пустой квартире. В этих случаях он с неохотой, щурясь, ненадолго всплывает на поверхность, глотает воздуха и, успокоенный, снова опускается в ил своих миров.
Партнер шизоиду нужен как живая душа рядом. А вот общаться совершенно не обязательно.
«долго одиноко и неуютно в пустой квартире». Мне все это смешно читать. Вы поверхностны, судите по себе, перенос и ваши фантазии. У меня нет патологии и хорошая социализация.
Верно, замкнутая система, но, если уж я живу с кем-то, значит человек мне дорог и я хочу, чтобы ему было хорошо. Если ему надо общение для этого, можно и пообщаться. Мы не животные, какие «лампочки».
Никогда не хотела отношений ради отношений. Но постоянно докапывалась до подруг: «зачем тебе парень?». И вот одна из них так дословно и говорила: «мне нужен свидетель моей жизни». Ей 29, не замужем, без постоянного партнера. Часто бывают нервные срывы, врет и манипулирует. Она шизоид?
З.Ы. Или я, потому что у меня такие подруги?
не знаю кому как, но даже в коматозном состоянии от таблеток мне нужны были люди. хотя я не могла видеть их глаза, не могла сосредоточиться на их лицах, и ни хрена не помнила о чем они говорили 15 секунд назад, но что они сидят у меня дома и разговаривают со мной мне было очень важно. именно они спасли меня и им благодарна)) а что касается самого приступа, шизофреник вырубает реальный мир, голоса затыкаю разум на 100%, но я поняла что все же есть проводники, у меня это мальчик, который мне даже родственником не является, когда до меня пытались достучаться (это во втором и последнем приступе было) именно он смог это сделать, абсолютное доверие к этому парню даже в состоянии «я-Бог».. так что ищите проводника. он наверняка есть и у вас.
допускаете наличие другого мнения?
зы. хотя это и более энергозатратно. и проще «пролечить всех» еще в школьном возрасте и «уровнять среднюю температуру по больнице».
т.е. родитель определит норму по своему усмотрению и будет «корректировать» ребенка? =) определяя что есть паталогия, а что нет?
Привет, люди с аутистическими нарушениями
Если вы можете сказать про себя слово «интроверт» (как и я) то вас, скорее всего, можно заносить в эту категорию. Другое дело, что категория, мягко говоря, размыта. И в неё от души навалено сразу несколько синдромов.
Но сначала главное. Итак, есть версия, что мозг приматов развился до невероятных высот рода Homo из-за социальных взаимодействий. Это когда надо думать за себя, потом как вон та обезьяна-вожак, потом его ближайшее окружение, потом как все омеги (можно посчитать их за одного, ладно), нужно продумать действия, понять, что они сделают в ответ, учесть, что они могут предсказать такой ход наших мыслей. В общем, кончается это рекурсией и высокой вычислительной сложностью. Механизмы, позволяющие прогнозировать реакции других — начиная от зеркальных нейронов — так плотно в нас вшиты, что если мы посмотрим видео про зубного и его пациента, то почувствуем сами отголосок его реакции.
Плюс отклонений аутистического спектра — это когда вся вот эта мощность, направленная на выявление тысяч закономерностей в социальной жизни, была переброшена на что-то другое. Например, на анализ сложных систем в математике или разработке. Или на теоретическую физику. Или на музыку. Или на искусство. Гипотеза, разумеется, пока не так чтобы очень доказуемая, и не факт, что эта «мощность» была вообще. Но, тем не менее, этой моделью легко пользоваться, рассуждая про лёгких аутистов.
А теперь давайте разбираться в деталях.
Степень уезда крыши
Градация такая: есть шизотимик, это абсолютно здоровый человек. Шизоид — это всё ещё социально допустимый, но уже странный. А шизофреник — это когда человек во время обсуждения кода может спросить: «Ты чё такой грустный?» и выбросить компьютер в окно. Ну или порезать кого-нибудь. Но чаще у них нет ресурса всё это делать, они лежат, пускают слюну и смотрят ковёр. Я сейчас утрирую. Я вообще тут много утрирую, потому что хочу донести пару важных вещей про характер поведения, которые лично мне были очень полезны. Сама по себе тема жутко чувствительная для родителей и родственников, но сейчас я с вами буду говорить как «аспер» с «асперами».
Итак, шиза косит людей по двум основным причинам:
1. Врождённый фактор
В смысле, можно уже родиться яркой личностью, а можно приложить усилия и стать. Ну или кто-то другой может направить вас по этой карьерной лестнице.
Первый случай ген-среды — баг в ДНК, который заодно покоцал нервную систему. Потому что вероятность сбойнуть на таком участке кода, чтобы не задеть ЦНС, вообще-то, довольно мала. То есть почти любое хорошее генетическое отклонение часто сопровождается разными видами повреждения нервной системы. Второй случай — достаточно, например, повредить шею во время родов. Вообще-то это фактор среды, но заболевание тоже получится врождённым. Повредится кровоток к мозгу, и вот уже вы растёте без части обработки данных. Не автофункцию «вдох, выдох» же выкидывать, правильно? Кстати, это синдром Ундины, и если какой-нибудь попавший осколок отобьёт пациенту этот участок лимбической структуры мозга, то умирать человек будет не от асфикции, а от недосыпания. Угадайте, почему. На самом деле ситуация «ген-среда» гораздо сложнее. Например, если вам достанется дефект, который отправит вас в больницу на первые несколько лет жизни, то у вас не будет обычных для человека стимулов, и половина ваших нейросетей обучится не на том материале. В итоге дефект мог касаться только костей, а связанная с ним среда отыгралась на психике.
Например, самый роскошный вариант — синдром Ретта. До 2-3 лет всё выглядит нормально, а затем ребёнок перестаёт играть и говорить. Если вы видите аутиста-девочку в возрасте 3 лет, потирающую руку о руку движением «умывания» — не стоит говорить родителям, что это юное создание погибнет в подростковом возрасте от паралича дыхательных мышц. Потому что лечение сейчас как раз ищут.
Чтобы стать шизоидом или шизофреником во взрослом виде, надо хотя бы немного постараться. Подходит сильный стресс, интересные родители или другой осложнённый семейный анамнез, родственники и коллеги-начальники, всякие пограничные состояния (вроде трёхдневного накатывания и закатывания обратно большого релиза или год сгоревшего дедлайна), разные прикольные депривации сна и еды, злоупотребление психоактивными веществами (как насчёт белочки, сэр?) и так далее. Способов миллионы, включая органическое повреждение мозга. Например, если мать с вирусом герпеса, а ребёнок прошёл родовыми путями вместо Кесарева сечения — вирус может сожрать кусочек нервной ткани.
Вообще, шизофреников отличают от остальных ярких личностей по негативной симптоматике.
Продуктивная — это когда добавляются новые фичи. Например, тот же бред или панические состояния — очень даже продуктивные. А негативные — это когда какие-то куски ветвера становятся недоступными. Например, перестал испытывать эмоции — негативная. Нет чувства сострадания — негативная. И так далее. Диагноз обычно ставится по дефекту, а продуктивная симптоматика приходит в ассортименте. Кстати, таким людям могут дать инвалидность за лежание на диване, потому что это будет систематическое лежание: человек просто не сможет встать и пойти на работу. Ресурса психики не хватит. Аутистов этой группы я не рассматриваю по причинам того, что это далеко не главная особенность такого человека.
Если кукушка поехала не так сильно, то присваивается почётное звание шизоидного психопата. Как и у шизофреников, у них есть яркие отличия от нормы (за понятие нормы, кстати, тоже можно устроить лютейший холивар среди психологов и психиатров), но в основном, в отличие от шизофреников, они сохраняют контакт с реальностью. Однако они обладают похожими странностями, которые мешают им жить, выражены в любых жизненных ситуациях и постоянно. Именно тут лежит первая большая группа аутистов. Скажем так, совсем аутичных, наглухо.
Кстати, весь этот рассказ заведомо упрощён и не совсем точен, плюс очень сильно зависит от источника. Тоже хорошее место для холиваров, но я вынес следующее: вокруг этих двух вложенных колец из центрального шизофреничного и следующего за ним шизоидного грустно стоят акцентуанты. Это почти как психопаты, только они в нужный момент могут взять себя в руки и проконтролировать проявление расстройства. Такие шизоиды могут учиться, работать и заводить отношения. Их иногда тоже называют аутичными (за компанию, а то чего они тут тусуют).
Нас интересуют акцентуалы и те, кто получил Аспера по каким-то другим причинам не как дополнение к основному диагнозу. И именно про них я дальше общался с психологами. Первопричиной было то, что многое можно поправить играми, но по ходу пьесы мы как-то разговорились про математиков, и я признался, что сам такой. А дальше пошло-поехало.
Ура, теперь переходим к делу!
Итак, представьте, что у кого-то проблема с ЦНС из-за натуральных причин или чуть-чуть поехала кукушка из-за среды. Сверху может наложиться отличная защитная реакция, которая стабилизирует кучу всего и многое пофиксит, но зато поимпактит сенсорику. Или просто человек не так разовьёт свои нейросети в детстве. Ну или крыша слетит сразу в нужную сторону, и так или иначе будет аутистическое отклонение. Это, если коротко, итог ещё одной двухчасовой беседы с психологом коррекции.
Аутизм — это общий термин для всего набора непонятных состояний, когда у человека социальный дефицит и коммуникативный дефицит.
В итоге есть две большие группы:
1. Каннер и прочие радости ситуаций, когда что-то радикально поломалось. Это не вы, потому что с Каннером шансов прочитать Хабр у вас где-то в дельта-окрестности нуля.
2. Аспергер — это шизотипическая психопатия. В смысле, это когда человек просто гик, отаку, хиккикомори или senior-разработчик. Я не прикалываюсь. Даже если вы просто любите читать книги на природе, вас уже можно забирать по Кречмеру. В эту группу сваливают всё то, что хоть как-то отдаёт аутистическими отклонениями. Кстати, само определение синдрома — тоже лютейший холивар среди психиатров. Очень рекомендую к обсуждению.
Как получить аутиста второго типа? Злобные психиатры шутят, что самый простой способ — скрестить разнополых физика и математика. В результате у вас будет интересное генетическое сочетание со склонностью к концентрации внимания на абстракциях. И воспитание, полностью защищающее ребёнка от удара лопаткой в нос, объятий и других сенсорных стимулов. Характерный пример: в семью потомственных математиков в гости пришёл дедушка и посмотрел, как внук играет. И высказал тезис, что играть — это несерьёзное занятие, взрослые этим не занимаются. Внук дедушку очень уважал и в силу возраста не мог отложить осуществление его тезиса на будущее. Он спросил, что ему делать, чтобы это было серьезно. Дедушка разъяснил, что решать задачи. Через полгода постоянного решения задач мальчик появляется на пороге кабинета психолога.
Что нормально при таких нарушениях?
* Позднее развитие речи. Ребёнок может начать понимать всё происходящее куда раньше, чем научится подавать хоть какие-то символы на выход. И есть обратный редкий вариант: заговорил раньше, чем пошел. Причем возможно, что сразу целыми фразами.
* Избирательная чувствительность ко внешним стимулам. Если вы можете работать при грохочущем перфораторе или под тяжёлый рок, но при этом вас бесит шуршание пакета или чавкание соседа в опенспейсе — это оно. Или даже нет, если вас вообще бесит опенспейс при том, что дома вы нормально чувствуете себя под рычание холодильника и музыку. В этой же категории невозможность перестать замечать ощущения: это если вы надели удобные штаны, но через полчаса все равно продолжаете непрерывно их на себе ощущать. И через два часа тоже. И тиканье часов тоже никуда не девается. Предположительно, это бага обработки, когда разные стимулы идут разными путями вместо мультиплексирования где-то по дороге.
* Часто повышенный уровень норэпинефрина (это норадреналин, предшественник адреналина) — среди всего прочего эта штука отвечает за передачу нервных импульсов. То есть нервная система работает «быстрее», чем в норме, но при любом сильном стрессоре выбрасывает эксепшн. А дальше мозг просто отрубает этот участок для перезагрузки. Со стороны выглядит так: дотронулись до головы аута, и хлоп — он отвернулся и замолчал. Через минут 10 вернётся.
* Кстати, касания. Вы сейчас офигеете, но при аут-отклонениях часто бывает, что человек боится прикосновений, но при этом ему их не хватает. То есть из-за вышеописанных особенностей нервной системы и нехватки в детстве необходимых стимулов для обучения нейросетей, каждое касание — это шанс вызвать стресс-реакцию. При этом «нормальных» касаний начиная с детства ребёнок избегает, и в итоге ему начинает очень не хватать тактильной стимуляции. Это прямо влияет на те игрушки и игры, которые таким детям даются для развития — там очень, очень много всяких штук разной формы, фактуры и температуры. Ну и, конечно, во взрослом виде ауты очень падки на прикосновения. Если удастся дотронуться. Без пруфа мне подсказали, что у людей с шизоаутическими особенностями часто снижено либидо (следствие — асексуальность на том же уровне, что иногда можно забыть поесть), но при этом они очень любят прикосновения — больше, чем само соитие.
* Возможны проблемы с терморегуляцией, потому что она тоже лежит в районе телесных ощущений. Одна из причин гибели прямо совсем шизофреников — злокачественная гипертермия, которая не снимается жаропонижающими, реакция идёт только на жёсткое подавление ЦНС.
* Бывают проблемы с ритмом. Точнее, ритм может просто бесить, а может обрабатываться по длинному пути, то есть не сразу. Прекрасная Темпл Грандин, например, не могла хлопать под музыку — но зато могла прохлопать весь ритм после того, как музыка кончится. Если у вас проблемы с танцами — возможно, это оно.
Ясное дело, у одного человека это будет не всё сразу. Но если вы замечали за собой какие-то штуки из списка — выдохните и расслабьтесь, это не вы кривой и плохо стараетесь, это вам такой персонаж в детстве достался.
Ладно, хорош нагнетать, где обещанные плюсы этого прекрасного состояния?
Итак, я ещё раз напомню упрощённую модель: часть мощности с сенсорики и социального взаимодействия переброшена на что-то ещё.
«Исследования, касающиеся преступности среди одаренных подростков, показали, что эти дети набирают высокие баллы в области так называемого «текучего», невербального мышления, а «жесткое» мышление, требующее предварительного обучения и тренировки, у них развито плохо. «Жесткое» мышление — словесное, последовательное, логическое — в нашей системе образования поощряется, награждается и считается едва ли не единственно возможным. Поэтому многие одаренные дети и подростки, обладающие «текучим» мышлением, не вписываются в обычную систему образования. Другое исследование выявило людей, обладающих интересным и уникальным даром: способностью воспринимать большие порции информации и находить систему там, где остальные видят лишь бессмысленный хаос. Благодаря этому такие люди могут успешно решать самые сложные проблемы.»
У взрослых людей с шизоаутистическими особенностями часто есть частичный или полный иммунитет к химзависимостям. Дело в том, что способность быть зависимым от какого-то вещества схожа со способностью образовать привязанность к другому человеку. Есть даже гипотеза, что шизофреники-алкоголики более сохранны, чем те же шизофреники без алкоголя — они им пользуются как протектором по мере возникновения потребности, а не по мере возникновения денег на алкоголь. Только не спешите так лечиться, это средство пока не было клинически испытано. Но бессистемные попытки продолжаются.
Аутисты хорошо пользуются соцсетями, отлично пишут, проектируют интерфейсы и так далее. В общем, объясняют. Я когда-то уже приводил подобные выкладки для интровертов. Если очень коротко — у интроверта нет социального контекста. Контекст важен, чтобы встречать друзей вживую, но он же при этом мешает при общении с неизвестным человеком (поскольку пока нет общих протоколов, нужно их ещё найти). Так вот, это даёт суперспособность быть понятным.
Более высокая концентрация на задаче — по тому же принципу, что у интровертов. Вообще, бегло просмотрите вот этот раздел Вики про экстраверсию, там развенчивается довольно много мифов (и ещё пачка создаётся, следите за датами пруфов). Если коротко:
«Хотя экстраверсия воспринимается в западной культуре как социально желательная, она не всегда является преимуществом. Например, экстравертированная молодежь более склонна к антиобщественному или правонарушительному поведению. В соответствии с этим, некоторые данные свидетельствуют о том, что экстраверсия также может быть связана с психопатией. И наоборот, хотя интроверсия воспринимается как менее социально желательная, она тесно связана с положительными чертами, такими как интеллект и одаренность. В течение многих лет, исследователи обнаруживали, что интроверты, как правило, более успешны в академической среде, что экстраверты могут найти скучным».
Там же есть потрясающая ссылка на исследование «The behavioural immune system and the psychology of human sociality», показывающее, что документальные фильмы про зомби-апокалипсис не совсем документальные. Выживут сисадмины и аутисты, потому что сисадмины в залах с воздушной подпоркой и свитерах, а ауты не общались с заражёнными с высокой вероятностью. А ещё дети с ранним детским аутизмом и ранней детской шизофренией имеют бонус к выживанию, если их бросили при рождении. Нормативный ребенок в доме ребенка начинает дико страдать от нехватки любви и внимания, а аутичный ребенок никакого существенного дискомфорта по этому поводу не испытывает. Примерно аналогично во взрослом возрасте — никакого страха расставаться в отношениях.
Ну и самое важное — аутисты могут упражнением развить навыки компенсации своих недостатков. В смысле, если это те ауты, которым достался высокий IQ. Простой пример: ребёнок не различает эмоции других людей, а потому никак не может понять, что нужно говорить в диалоге и когда. Ему нарисовали схемы характерных эмоций и дали алгоритм. Он запомнил относительное расстояние между глазами, относительный размер глаз, положение губ и так далее — и натренировался сознательно различать выражения лиц. Ну а дальше со способностью расшифровывать человека пошёл общаться. И сработало. Хакнул первый уровень социальных взаимодействий. А вот та же Темпл к пожилому возрасту развила даже чувство юмора, недоступное лучшим из роботов.
Одна моя подруга пишет таблицы про людей: перед встречей друзей она пробивает всех в соцсетях, составляет досье, выписывает важные черты характера, записывает, с кем о чём говорить и нет и так далее. Получается алгоритм «как быть приятным человеком». Если этого не видеть и не знать, что она готовится к дню рождения почти как мы готовимся к переговорам на 10 миллионов рублей и выше — для вас это всегда будет душа компании. Пока не зайдёт кто-то новый и неизвестный. Но и для него есть набор стандартных реакций.
Если речь про ребёнка с аутистическим отклонением, то у вас есть три основные проблемы в общении:
1. Он на вас не реагирует или реагирует плохо, то есть очень тяжело получить от него обратную связь в общении.
2. У него есть фиксация на чём-то, что ему интересно, и остальное в его мире проходит мимо.
3. Несколько другой тип мышления позволяет находить взаимосвязи там, где вы их не видите, но не позволяет быстро разучить скучные повторяющиеся линейные алгоритмы.
С отсутствием реакции простой пример такой: обычный ребёнок (близкий к психической норме) отлично умеет экранироваться от внешних стимулов. Например, если ребенка часто ругать, он через некоторое время вообще выключает из восприятия обращенную речь, потому что смысла она не несёт, зато расстраивает. Зачем она? Аналогично, если вокруг слишком много цветных и ярких объектов, ребенок может стать нелюбознательным. Чем интровертированнее ребёнок, тем быстрее у него развивается толерантность к информационным стимулам. Есть гипотеза, что современные дети «ничем не интересуются», как говорят педагоги, как раз из-за перегрузки стимулами. Хотя рядом с этой гипотезой надо проверять другую, что трава 20 лет назад была зеленее.
Ну а если речь про ребёнка с аут-нарушениями, то ситуация ещё смешнее: вы можете с ним некоторое время разговаривать, а он будет на вас смотреть и молчать. Это не потому, что он вас не слышит или не видит, а потому, что всё идёт хорошо, и ничего менять не надо. Но вам будет зверски неуютно.
Теперь фиксация. Предположим, ребёнок всерьёз упоролся по гоночным машинкам. Он в свои, скажем, 7-9 лет, проявляет невероятно гиковые качества и может часами про них рассуждать, смотреть ролики или читать (если умеет). А ему надо учить физику. Если вы хотите, чтобы он ей занимался — надо переформулировать задачи. Не «катер выплыл из точки А», а «первый гонщик выехал со старта, а второй в это время стоял в пит-стопе через километр…», не «белочка бросила орех в дерево», а «белочка прыгнула с разогнавшейся машины» — и если вы покажете, что физика может быть полезна при изучении машинок, то через некоторое время она будет пройдена на «отлично». В части гоночных машин, конечно.
Очень интересно выглядит игровое поведение. Поскольку мы уже больше года тестируем настолки с коррекционными психологами, логопедами и другими очень интересными людьми, то мне есть, что рассказать.
Итак, для аспер-типа любой сидящий рядом человек — источник угрозы. И очень тяжело перейти от конкурентного поведения к стратегическим союзам.
С другой стороны, не забывайте, что аутистическое отклонение компенсируется интеллектом и построенными костылями. То есть так: вот юный чемпион по шахматам приходит обедать. Там он три раза сидел на одном конкретном стуле, а сегодня он занят. Ребёнок всё ещё думает про шахматы, поэтому ему в голову не приходит, что можно попросить оккупанта подвинуться. Он просто берёт и пихает его как предмет. Где-то через год работы с психологами у него появится некий сознательный драйвер, который скажет: «ага, прежде чем пихать, давай поговорим». Он проиграет скрипт разговора, и всё должно получиться. Если не получится — пойдёт обдумывать и зализывать ментальные раны (или вернется к предыдущей стратегии и всё-таки выпихнет оккупанта). Итак, вот этот ребёнок играет в новую игру. Он легко может ухватить суть стратегического союза с прогнозом на десятки ходов вперёд. Но объяснить свою позицию игрокам не сможет (скорее всего) и чисто эмоционально захочет взять и ушатать соседа. Поэтому если игра на психологию вроде Мафии — жадные алгоритмы будут побеждать чаще, и ребёнка будут «выносить» с завидным постоянством.
То есть да, безопасны и интересны логические игры без прямой конкуренции. Желательно с контролируемой средой, без дикого влияния рандома.
Ещё шизоаутистичные люди недобирают телесный опыт. Поэтому им до почтенного возраста может нравиться простая сенсорная стимуляция. Таких, кстати, можно ловить на плёнку-пупырку. Если человек её не выпустит до последнего пузыря — держите аутиста. Ну, для диагноза, конечно, нужна ещё пара факторов, но в целом просто представьте человека, которому дали рулон пупырина, а он его весь последовательно похлопал за вечер. Если ребёнок в детстве не интересуется медведем или куклами, зато очень взволнован ощупыванием крапивы — надо подбирать более сенсорные игрушки. Как следствие, дети с аутизмом любят игрушки, где то вода переливается, то шарики катаются. Очень, невероятно любят кинетический песок — но только если их не воротит с его запаха и нет других сенсорных защит (многих невероятно бесит липкость, а пластилин и сенсорный песок как раз липкие). Это просто бессознательное ощущение, что липкое — это опасное. Кстати, если к этому добавить шизоидную маму с идеей, что если ребёнку куплен пластилин, то пусть он, гад, лепит во что бы то ни стало, то можем получить нехилые истерические реакции.
Психологи используют вибраторы. В смысле, в коррекционной работе тоже. Находят такие, которые не очень похожи на ассортимент сексшопа (лучше всего шар с хвостом, который катается по картонной коробке и часто продаётся около метро) и прикладывают к детям. Дети невероятно радуются тому, что наконец чувствуют свое тело.
Для совсем тяжёлых случаев типа синдрома Каннера игрушка должна быть детской по факту, но из неубиваемых материалов. Дело в том, что дети с разными типами умственной отсталости вырастают сильно крупнее, чем ожидают производители игрушек на соответствующий уровень развития. А сопромат никто не отменял. И здоровенный бугай способен поломать уже целую табуретку, не то что какие-то мелкие штуки. В этом плане приятны деревянные конструкторы и прочие штуки. Только учтите, что всё, что может быть брошено, рано или поздно попадёт кому-то в лоб, потому что дети очень любят метать разные предметы, почти как низушки из Сапковского. Но, в отличие от низушков, не всегда могут оценить возможную траекторию.
Одна из самых крутых штук для развития речи — игры на «подуть». Вот игрушка, смотрите:
Здесь нужно задувать шарик в определённую лунку. У меня получилось раза с пятого, детям ещё сложнее. Похожее упражнение есть в нашей настолке «Волшебник Изумрудного города», там надо бросать фишку разными способами (в том числе задувать) на определённые поля. Когда ребёнок контролирует силу «дува», развиваются стволовые структуры. То есть речь и умение владеть двумя руками сразу. Но в нежном возрасте именно речь. Ещё один ребёнок в коррекционном саду запал на «Пушкина», рычит, не отдаёт и не хочет играть в другое. Это полезно сейчас, но его постепенно сдвигают через тему пиратов на другие игры, потому что фиксация не совсем та, которая может быть полезной годами.
Тут же была возможность уточнить про то, почему вдруг игра «Данетки» показала на длинных тестах в школах развитие коммуникативных навыков. Основная гипотеза в том, что подойти и спросить — социальное взаимодействие нехилой сложности. Если не верите, то вспомните, что есть взрослые люди, которые просто стесняются дойти до врача в определённых случаях.
Одна из самых социальных вещей — конструкторы типа «Лего», но только когда играет несколько детей. Потому что там тяжёлый B2B-рынок: нужно договариваться об обмене деталями. Первая стадия — можно пронаблюдать как ребёнок созерцает деталь у себя в руке и примеривается поставить её куда-то. В это время второй видит нужную ему штуку и выхватывает из руки первого. Вторая стадия — обучение фразе «можно я возьму?» Третья стадия — научиться дожидаться ответа после этой фразы. У меня есть знакомые взрослые, для которых это уже тёмный лес.
Похожим образом работают пазлы: тоже учат общению. Но с конструкторами, в отличие от пазлов, есть ещё четвёртый слой: можно вместе строить что-то общее. Например, парковку для машин (не спрашивайте меня, почему детям нравится ее воспроизводить, хотя есть ощущение, что два самых любимых объекта строительства — домик и машинка, но домик на колёсах строится редко). Вообще, конструкторы без подсказок, что из них собирать — это почти как «Факторио», только для детей. Кстати, передаю привет гикам из JUG.RU с 1500+ часов, наигранных в эту игру.
Ещё одна чертовски важная игра для детства — это научиться проигрывать. Если ребёнок с нежного возраста привыкает к тому, что всё, что он хочет, исполнится, то кончится печально. Тренировка для взрослых описана в «Гарри Поттере и методах рационального мышления». Для детей всё проще: есть ходилка, где вы лепите фигурки из пластилина. Можно вместо броска кубика прихлопнуть фигурку другого игрока в лепёшку. Тогда ему нужно будет лепить заново и вставать на старт. То есть выиграть принципиально невозможно, и через сопли и плач приходит это понимание. Играть дома не рекомендую: это одна из тех вещей, что делается только и строго под присмотром психолога. Но от себя добавлю, что самые ушлые дети могут договориться не хлопать по фигуркам и всё же выиграть. Увы, практика в этом возрасте неумолима и таких случаев не знает.
Ну и мне пора останавливаться. [Здесь исключаю две фразы рекламного характера] Ну а вы теперь знаете, что аут-отклонения — это может быть по-аристократически круто, хоть и привносит много неприятностей окружающим и носителям. А может быть очень печально.
Теперь надо разобрать последнюю историю — почему дети-аутисты часто себя грызут. Тут история простая: есть очаг возбуждения (неприятное состояние, стресс), и внезапно выясняется, что можно создать конкурентный очаг, например, в виде физической боли. Стоит себя погрызть или поковырять — и вот уже становится спокойнее. Психологи для тех же целей используют аромалампы: от сенсора запаха до гиппокампа всего одна нейронная связь, и тот же запах мяты очень быстро успокаивает. Ну или бесит до безумия, если есть сенсорная защита на запахи. Это вообще очень хороший пример вытеснения. Похожие механизмы заставляют при стрессе ходить к холодильнику, хотя есть не надо.
Пока всё. Мне осталось поблагодарить [тут список благодарностей, тоже не принципиальный] и принести извинения за однобокий далёкий от науки рассказ, от которого у многих глаза вытекут. Ну и отправить вас читать книгу Темпл Грандин «Отворяя двери надежды» (на Флибусте её имя пишется как Темпл Грэндин). Показать крутой и предельно странный мануал на английском, как правильно выживать в этом диком мире с совсем базовыми вещами, написанный аутистом. Лайтовая версия некоторых аспектов другого человека в привязке к ИТ — вот этот перевод. А вот одно из самых забавных исследований по поводу самоизоляции сетевых сообществ, там внутри есть пара слов про общий контекст. Из художественной литературы стоит прочитать пару-тройку глав «Загадочного ночного убийства собаки»: писатель не эксперт, но очень наблюдательный товарищ, и хорошо передаёт от первого лица атмосферу довольно серьёзно развитого аут-отклонения. Ну и ещё, если вдруг вы считаете, что я неправ, или если вам есть, что рассказать по этой теме профессионально, мне всё ещё очень интересно.
И вновь про шизоидность
Психологические проблемы пациентов с шизоидными чертами и их решения. Слабость эмоций. Опыт ШРЛ-пациента.
Приветствую вас, Пикабушники!
Сегодня я хотела бы поговорить на тему психологических проблем, которые могут быть ответственны за развитие шизоидных черт и расстройств. Повествование будет вестись от лица пациента. Это мои маленькие заметки о том, что меня беспокоило раньше или беспокоит в период обострения и как я нашла подход к этим проблемам. В связи с этим прошу учесть тот факт, что все это субъективный взгляд на проблему, которым я делюсь из соображений передачи своего опыта тем, кого он заинтересует или, быть может, мои размышления кого-то натолкнут на собственные ценные умозаключения. На истину не претендую.
Существует много взглядов на развитие шизоидных черт от уровня акцентуации до болезни, но в сущности они сводятся к двум составляющим: генетическая предрасположенность к своеобразному протеканию мыслительных и эмоциональных процессов и психологическая обстановка, способствующая изменению мыслей и эмоций в заданном векторе. В зависимости от количества, процентного соотношения и глубины каждой из этих составляющих, можно косвенно прогнозировать успех лечения. Так, если преобладает психологический компонент, то, на мой взгляд, болезнь будет проще ослабить. Естественно, при условии успешного решения психологических проблем.
Возможно со стороны покажется, что слабость эмоций не такая уж и большая проблема, а может быть даже и не проблема вовсе, это же тебе не отсутствие ноги или руки. Но все сложнее. Дело в том, что эмоциональное развитие напрямую связано с двигательным, эмоциональные центры головного мозга связаны с моторными, поэтому дефицит эмоций отражается не только в не умении взаимодействовать с окружающими, но и в на пластике движений, которые становятся угловатыми, в ассоциативной деятельности головного мозга, вследствие чего речь становится на слух дробленой, заумной, обстоятельно и труднопонимаемой другими. Все эти первичные проблемы влекут за собой их производные, такие как дискомфорт в обществе. А как иначе, если поведение людей для тебя, вследствие отсутствия свящующего звена в виде эмоций, мало предсказуемо? Возникает страх быть белой вороной, «городским сумасшедшим» в глазах других, страх выпасть из общества и стать его изгоем. Одним словом, ничего хорошего.
Такой подход даёт возможность пресловутого соприкосновения с собственными переживаниями, которые, в моем случае, расценивались как постыдные, отчего я старалась их не испытывать. Конечно, опять таки же, в моем случае, это не решило проблему в целом, очевидно, если в семье есть здоровые люди с идентичными эмоциональным проблемами, то все же генетический фактор имеет место быть, на барханах цветы не растут. И лекарственную терапию не отменяет. Но ряд проблем, связанных с общением, исчез, что дало возможность сдвинуть с мёртвой точки процесс работы над эмоциональным фоном, сделать его более разнообразными. Вообще, это то, чем обычно занимаются на психотерапии, но, как известно, с шизоидными чертами в психотерапии все сложно, и я, как пациент, это подтверждаю, довериться и дать другому увидеть мои «эмоциональные культи» я не смогла. Но у шизоидов есть высокая способность к самоанализу. Так что опять же, опирайтесь на свои сильные стороны. Вот такой мой опыт на сегодня.
Внутренняя империя: кто такие шизоиды?
Человеческие характеры очень разнообразны, но среди них, тем не менее, можно выделить типичные «рисунки». Для описания некоторых подобных паттернов в психологии существует понятие «акцентуация». Так называют сумму наиболее ярко очерченных свойств характера, которые еще находятся в пределах клинической нормы, но делают человека уязвимым к психологическим нагрузкам определенного типа. Шизоидная акцентуация — один из ее вариантов. T&P рассказывают о том, что отличает шизоида от шизофреника и человека с синдромом Аспергера, каковы сильные и слабые стороны этого типа и в каких отношениях он находится с близкими и с социумом.
Отстранение как защита
Рассказ о том, что же из себя представляют люди с шизоидной акцентуацией, стоит начать с понятия психологической защиты. Зигмунд Фрейд, увлеченный не только психологией, но и, внезапно, военной теорией, любил термины войны — и именно он ввел в обиход данное понятие. Он назвал так бессознательные психологические механизмы, которые помогают нам сберечь наш внутренний мир, его целостность. Несмотря на однозначность слова «защита», речь далеко не всегда идет о ситуациях неблагоприятных воздействий извне. Психологические защиты, краеугольный камень в психологии, это способ познания человеком мира, способ адаптироваться к его условиям. Два человека с разными защитами будут по разному видеть имеющуюся проблему — к примеру, один сделает вид, что никакой проблемы не существует, а второй — обесценит саму цель, ради которой надо было эту проблему решить.
Разные психологи выделяют разное число психологических защит. Но, тем не менее, есть «основная команда», без которой не обходится ни один список. В нее, в частности, входит примитивное отстранение: в случае усталости, перегруженности информацией, стресса, агрессии извне люди, которым свойственна эта защита, просто «выключаются из реальности»: засыпают, уходят в себя, переключаются на мир собственных фантазий, перестают реагировать на внешние раздражители, просто убегают. Употребление веществ для изменения состояния сознания также может быть одним из видов примитивного отстранения.
Как правило, говоря о примитивном отстранении, обычно упоминают, что это защита, охотнее всего используемая шизоидами. Однако вопрос «что первично» в данном случае вполне уместен: ребенок, часто убегающий от реальности в мир собственных фантазий, «строит» этот мир, наполняет его новыми историями и смыслами, и привыкает к тому, что внешнее окружение часто далеко не так увлекательно, как «внутренняя империя». Таким образом, теория, согласно которой именно привычка к примитивной изоляции формирует шизоида, вполне имеет право на жизнь.
Шизоиды и не шизоиды
Прежде чем говорить о том, какими бывают шизоиды, стоит сказать о том, кем они не являются.
Общий корень со словом «шизофрения» может ввести в заблуждение: шизоидная акцентуация — это вовсе не то же самое, что и сама болезнь. Как и со всеми прочими акцентуациями, здесь есть некий континуум, на одном из краев которого находятся совершенно здоровые психологически люди с некоторыми, не слишком выраженными, чертами характера, свойственными шизоидам — индивидуализмом, некоторой закрытостью, склонностью беречь свои внутренние границы. Чем ближе к другому его концу, тем больше заостряются и выпирают эти черты и тем больше их способность «портить жизнь» человека. И, наконец, на другом, патологическом, краю континуума, находится диагноз шизофрения. Как правило, люди, страдающие ей, до начала болезни были обладателями шизоидной акцентуации. Однако большинству (абсолютному большинству, к счастью) шизоидов шизофрения вовсе не грозит.
Из-за их замкнутости и отчужденности шизоидов можно спутать с людьми с диагнозами аутистического спектра, например, «аспергиками». Однако если «аспи» зачастую не понимают, что чувствуют или думают окружающие, шизоиды, как правило, чувствуют это очень остро. Просто далеко не всегда хотят что-то делать с этим знанием. Человек с синдромом Аспергера, скорее всего, не заметит, что у его приятеля огорченный вид и тот хочет, чтобы его утешили. Шизоид заметит и все поймет — но нет никаких гарантий, что он найдет в себе мотивацию пойти утешать лично.
Сверхчувствительность и замкнутость
Хорошее понимание чужих эмоций — это частный случай общей шизоидной чувствительности. Эти люди живут «без кожи» — они чувствуют очень многое и остро реагируют на стимулы извне — от капающей из крана воды до требования принять участие в корпоративе. Чувствительность у шизоидов дополняется богатой эмоциональностью — в их мире очень много чувств. Вот только все они внутри, и до поверхности доходят лишь немногие. Именно из-за этого шизоидов часто и ошибочно видят деревянными и бесчувственными.
Страх поглощения — один из ведущих в складе характера шизоидов. Их так часто можно видеть в одиночестве именно потому, что чувство принадлежности чему-либо видится угрозой их индивидуальности. Альберт Эйнштейн писал об этом: «мое страстное чувство социальной справедливости и социальной ответственности всегда странно контрастировало с моими высказываниями об ограниченной необходимости в прямых контактах с другими человеческими существами и общинами. Я истинно «одинокий странник» и никогда всем сердцем не принадлежал ни моей стране, ни дому, ни даже моей семье; перед лицом всех этих связей я никогда не терял чувства дистанции и потребности в одиночестве»
Дистанция — способ сберечь свою индивидуальность, сохранить свой внутренний мир в безопасности от «захватчиков». Шизоиды куда больше живут «внутри», чем «снаружи», и высоко ценят границы своей внутренней империи. В то время, как другие, чувствуя себя плохо, стремятся «выйти к людям» и получить сочувствие, естественная реакция шизоида — залезть в свою «раковину» и отсидеться там до лучших времен. У них, как правило, бывает немного доверенных друзей, они вовсе не стремятся в любовных отношениях считать партнера «своей половинкой» (с чего бы вдруг, они и так целые). Это не значит, что они не ценят близость — просто зачастую им кажется, что ценой этой близости может стать их поглощение другим. Таким образом, колебания между сближением и отдалением — естественное для шизоида состояние.
Вне норм и условностей
Люди с шизоидной акцентуацией часто бывают эксцентричны. Не напоказ — у них нет потребности в аплодисментах или доказательствах своей уникальности. Просто они либо не обращают внимания на социальные ожидания, либо игнорируют те из них, которые кажутся им бессмысленными и глупыми. Еще один из мотивов пренебрегать условностями — все та же пресловутая шизоидная индивидуальность. Они нарушают нормы оттого, что им кажется, что эти нормы «определяют» их, вынуждают стать хоть немного, но другими. Необходимость подстраиваться и соответствовать окружению вызывает у них неприятное чувство фальши и притворства.
Честность — еще одно прямое следствие страха перед потерей индивидуальности. Среди всех акцентуированных людей у шизоидов меньше всего психологических защит — что означает, что они, как правило, лучше понимают собственные цели, мотивации и страхи. С одной стороны, это дополняет их чувство инаковости «почему все эти люди постоянно врут себе», с другой — подобная эмоциональная искренность может стать проблемой для них же и привести к выгоранию.
Шизоиды и самовыражение
Именно для того, чтобы избежать выгорания, трансформировать собственные эмоции и выразить собственную индивидуальность, шизоиды выбирают себе наиболее творческие работы, те области деятельности, где они, с их богатым воображением, интеллектуальным потенциалом и нестандартным мышлением, могут проявить себя: наука, искусство, религия — все это наиболее близкие шизоидам сферы деятельности.
Как понять, что человеку с шизоидной акцентуацией нужна медицинская или психологическая помощь? Как было написано выше, сама по себе акцентуация не является проблемой. Но если какие-то отдельные черты, связанные с ней — изоляция, неумение «вписываться», проблемы с построением романтических отношений — вызывают серьезный дискомфорт, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Также с шизоидной акцентуацией часто связывают склонность к депрессии и ангедонию (неспособность испытывать радость) — в этих случаях также стоит обратиться за помощью.
Ресурсно о шизоидах
Это раньше я думала, что я странная, никем не понятая, социофобная и чувствительная. А теперь я знаю, что нас много. И называемся мы шизоидами (не путать с шизофрениками).
Жить с шизоидом трудно. Приступы социофобии распространяются и на близких. Я могу закрыться просто потому что «перегруз», а не потому что меня кто-то обидел или мне что-то не понравилось. Мои домашние это называют «вылетела». Причём я вылетаю не в мысли, я все вижу и слышу, но будто через стекло, нейтрально, безоценочно, не вовлекаясь. Словно смотрю через окошко в чужой мир, до которого мне нет дела. Это, кстати, спасает меня от импульсивной реакции в конфликтах. При первой угрозе, я прячусь и, улыбаясь, не меняясь в голосе и реакциях, прохожу ситуацию, не цепляясь за форму происходящего и видя суть.
Но, на самом деле шизоид очень раним. Его ранят не пробоины в эго, не слова, тон или децибелы, а сам факт нападения. А в его мире все друг друга любят. Он идеалист! А тут война и несправедливость. И ты, Брут? Поэтому, не выдавая внешнюю реакцию, сохраняя лицо, он открывает огромный мешок, куда складывает все чувства, реакции, прихватит намерения и состояние оппонента, гигабайты другой информации о том, что происходит на самом деле и со словами «Дома дожую!», вылетит на свою планету к своей Розе.
Потом, когда он остаётся один, его накроет. Он все запомнит. И не забудет никогда, поверьте. Люди, которые его отвергли, обесценили, предали, навсегда будут в чёрном списке, даже если его оболочка продолжит общение по каким-то, важным для него причинам. Он будет рассматривать, анализировать, перебирать и структурировать прихваченное с собой добро делать выводы, принимать решения. Вернётся он уже с конструктивом и никто даже не догадается, какой ураган прошёлся по его любимым замкам и сколько голов было снесено единорогам. Все думают, что шизоиды спокойные, мудрые и без эмоциональные. Щас! Просто к их чувствам мало кто допущен.
Шизоид абсолютно сапиосексуален. Его возбуждают только умные, глубокие партнёры со своим богатым внутренним миром. Поверхностные партнёры для него бесполы и неинтересны. И неважно, у кого сколько денег, машин, какая должность и статус. Если ты глуп, это тебя не спасёт.
Автор: Елизавета Колобова. Опубликовано на личном сайте.
Фарш назад не провернуть
Задумался: а возможно ли матёрому шизоиду прокачать общительность, чтобы не просто изображать нормальные коммуникации, а получать от этого удовольствие?
По принятым теориям, шизоиды образуются, если маленьким детям поломать привязанность к родителям (например, уходить надолго, реагировать на призывы ребёнка редко, криво и непредсказуемо. ). Тогда дети расстраиваются, отчаиваются получить любовь и отращивают компенсаторные механизмы.
Любое взаимодействие достаточно быстро завершается или усталостью (если повезло), или скукой (если не повезло). Но завершается быстро, максимум часа за два-три, ну четыре, и надолго. И превратиться в нормального человека можно, только куда-то протеряв свой внутренний мир. Ну там, спиться, крепко получить по голове, удачно завести инсульт. Иначе, пожалуй, никак.
Инструкция по общению с людьми для интровертов-шизоидов
1. При разговоре, слушая собеседника и отвечая ему, смотрите не под ноги и не по сторонам, а в направлении лица собеседника. Прямо в глаза не обязательно, достаточно глядеть в область носа-губ-подбородка. Не расфокусируйте взгляд и не рассматривайте предметы за спиной собеседника! Люди нервно реагируют на «взгляд сквозь», который при этом получается.
3. Когда вы чувствуете тепло и симпатию к собеседнику, улыбайтесь не только внутри себя, но иногда и лицом.
4. Носите на себе несколько (одно-два-три, не больше) ярких и необычных украшений или элементов одежды. Внимание собеседника будет постоянно сбиваться ни них, это немного уравняет ваши позиции в разговоре.
5. Когда вы не узнаёте собеседника, который, судя по всему, вас знает, говорите нейтральными фразами, не упоминая имени и обходя разговоры о прошлых событиях. Всё, что вам важно знать в этой беседе, собеседник скажет сам. В крайнем случае, сокрушённо жалуйтесь на усталость и хронически плохую память. Таким образом, люди могут полгода-год не догадываться, что вы их не узнаёте, а за это время вы их уже запомните.
7. Собирайте коллекцию занятных, но эмоционально нейтральных баек из своей жизни и из рассказов знакомых. Когда в разговоре повисает неприятная пауза или когда от вас ждут рассказа о жизни, байка в тему идеально подходит.
8. Когда вы устали от разговора, не говорите об этом собеседнику. Люди обычно расстраиваются, когда от них устали. Вместо этого сошлитесь на необходимость срочно заняться важным делом, выразите удовольствие от беседы и с видимым сожалением распрощайтесь.
Шизоиды и креативность
(Это 3-я и последняя часть мини-сериала, предыдущая была здесь)
Главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного. И, несмотря на отсутствие склонности к выражению собственных чувств, такой человек бывает очень восприимчив к чувствам других. На здоровом конце шизоидной оси мы находим людей, выдающихся своей креативностью: художников, писателей, ученых-теоретиков, философов, религиозных мистиков и других высокоталантливых созерцателей жизни, чье свойство находиться в стороне от стереотипов дает им способности к уникальному неординарному видению.
Наиболее адаптивной и волнующей способностью шизоидных личностей является их креативность. Большинство действительно оригинальных художников имеет сильный шизоидный радикал почти по определению, поскольку они должны противостоять рутине и вносить в нее новую струю. Более здоровый шизоид направит свои ценные качества в искусство, научные исследования, теоретические разработки, духовные изыскания. Более нарушенные индивиды данной категории пребывают в своем личном аду, где их потенциальные способности поглощаются страхом и отстраненностью. Сублимация аутистического ухода в творческую активность составляет главную цель терапии с шизоидными пациентами.