надеждой сергеевной надеждиной биография
Правда и ложь о знаменитом танцевальном ансамбле «Берёзка»: 7 исторических несоответствий в сериале
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Смещение времени
События сериала разворачиваются в 1980-е годы, но руководит коллективом его создатель, Надежда Сергеевна Надеждина. На самом деле известный хореограф скончалась в 1979 году и передала управление «Берёзкой» ведущей солистке и своей первой помощнице Мире Михайловне Кольцовой.
Мира Кольцова отмечала: актёры играли очень хорошо, но множество нестыковок всерьёз испортили впечатление тем, кто работал или работает в ансамбле. По мнению Миры Михайловны, создатели, безусловно, имеют право на авторский вымысел, но слишком мало оказалось в нём исторической достоверности, хотя анонсирован был сериал, как приуроченный к юбилею «Берёзки».
Дети и детище Надежды Надеждиной
По сюжету, у руководителя коллектива Надежды Надеждиной есть сын, который в какой-то момент покидает Советский Союз и отправляется на постоянное место жительства в США. На самом деле у Надежды Сергеевны никогда не было наследников, её детищем, гордостью и предметом неустанных забот всегда была «Берёзка».
Кроме того, Мира Михайловна Кольцова утверждает: за всю 70-летнюю историю ансамбля «Берёзка» в коллективе не было ни одного человека, которого в соответствии со временем, когда это происходило, могли бы назвать предателем. Ни один танцор не остался за границей после гастролей, никто не занимался незаконными валютными операциями или шпионажем. Мира Михайловна сама попала в «Берёзку» 17-летней девочкой, сразу после окончания хореографического училища. На протяжении 25 лет она была ведущей солисткой, а после ухода Надежды Надеждиной возглавила прославленный коллектив.
Контрабанда
В сериале присутствует момент, когда одна из главных героинь попадается на контрабанде. На самом деле подобных проблем у «Берёзки» никогда не было. Поэтому Мира Кольцова очень остро отреагировала на подобные несоответствия и в некотором роде сочла их даже оскорбительными.
Отношение к сценическим костюмам
Члены коллектива всегда очень трепетно относились к сценическим костюмам и даже не позволяли себе в них присесть перед выступлением, дабы на платье не появилось ни единой лишней складочки. Поэтому представить себе ситуацию, когда солистка берёт костюм, чтобы появиться в нём на вечеринке, просто невозможно. И уж точно, никто не стал бы трапезничать в уникальном сценическом наряде.
Стать солисткой
Одна из главных героинь сериала становится солисткой, начав службу в коллективе с должности уборщицы. Но на самом деле с момента основания Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» сюда принимали людей с хорошей подготовкой, настоящих профессионалов, выпускников хореографических училищ. Только первые 16 девушек, исполнившие танец «Во поле берёзка стояла» пришли в ансамбль из самодеятельности.
Сама же Надежда Сергеевна Надеждина была балериной Большого театра и танцевала ведущие партии в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Баядерке» и других постановках. А во время подбора танцоров руководствовалась не только высокими профессиональными качествами кандидатов, но ещё и обращала внимание на «огонёк в глазах», который бы помог зрителю увидеть русскую душу.
Нездоровое соперничество
Ксения Журавлёва, сыгравшая в сериале роль педагога по танцам, проработала в «Берёзке» почти 30 лет. По её мнению, среди солисток всегда отсутствовала нездоровая конкуренция. Девушки не строили интриги друг против друга и, тем более, не могли подсыпать в туфли битое стекло или создавать ситуации, когда «соперница» могла бы получить травму. Эта выдумка сценаристов очень сильно портит репутацию хореографического ансамбля. В «Берёзке» не было такого соперничества, потому что каждая из солисток работала в своём амплуа, у девушек просто не было причин для злой зависти.
Кстати, касается это и показанного в сериале соперничества между «Берёзкой» и ансамблем Игоря Моисеева (в фильме это ансамбль Евсеева). В реальной жизни артисты двух коллективов дружили между собой, они учились в одних учебных заведениях, создавали семьи и, в общем-то, занимались одни делом.
Общая атмосфера
Все, кто имеет отношение к ансамблю «Берёзка» сегодня, сходятся во мнении: в погоне за сюжетом создатели сериала просто «пренебрегли» главным достоянием коллектива, который на протяжении 70 лет называли лицом огромной страны. Надежда Сергеевна в своё время создала уникальный ансамбль.
Его отличал не только профессионализм, особенная хореография, но и уникальная атмосфера, царившая в коллективе. Её бережно сохраняют и сегодня, когда создателя «Берёзки» давно уже нет в живых. Здесь и сегодня царят добрые и по-настоящему семейные отношения.
Игорь Моисеев, легендарный балетмейстер и основатель известного ансамбля, не конкурировал с «Берёзкой». У каждого коллектива была своя специфика и свой стиль. Кстати, и личное счастье руководителей двух ансамблей было очень разным. Игорь Моисеев уже отпраздновал 35-летие, когда познакомился с 16-летней Ириной Чагадаевой. Но до начала их большого чувства должно было пройти ещё три с лишним десятилетия. Много лет спустя Игорь Моисеев скажет о том, что всё серьёзное в его жизни началось с момента женитьбы на его Ируше…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Надеждина Надежда Сергеевна
Балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка»
Народная артистка СССР (1966)
Лауреат Государственной премии (1950)
Герой Социалистического Труда (1978)
Кавалер ордена Ленина (1978)
Надежда Надеждина (Бруштейн) родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе.
Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем и общественным деятелем, министром по еврейским делам Литовской республики и депутатом польского сейма, погибшим в Вильнюсском гетто. Мама Надежды была писательница Александра Яковлевна Бруштейн, а ее отец Сергей Александрович Бруштейн был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физио-терапевтического института в Ленинграде, и одним из основоположников советской физиотерапии.
Когда Надежда после окончания школы сказала, что хочет учиться танцевать, ее мама Александра Бруштейн была недовольна, и сказала: «Нет». Потом менее сурово добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся». Но Надежда настояла на своем, и в 1918 году поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где ее педагогами были Агриппина Ваганова, Николай Легат и Александр Монахов. Надежда ежедневно оттачивала свое мастерство, и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. К концу ее обучения педагогам стало ясно, что их ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре. «Мамочка, – радостно воскликнула Надя, – я уезжаю в Москву. Я – артистка балета!». Александра Яковлевна грустно ответила: «Значит, твоя мечта сбылась?». Надежда задумалась, и сказала: «Сбудется, обязательно сбудется».
В 1925 году Надежда Бруштейн стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. В ней она проработала до 1934 года, и девять лет упорного труда в Большом театре принесли свои результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера» и «Раймонда». Ее страсть к танцам была оценена зрителями по достоинству. Она танцевала в театре русские, украинские, испанские и венгерские танцы. Зрителям очень нравилось смотреть, как лихо молодая девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы. Во время работы в Большом театре Надежда познакомилась с сотрудником «Сатирикона» и одним из основателей «Окон РОСТА» художником Владимиром Лебедевым, и вышла за него замуж.
В середине 1930-х годов она начала свою карьеру как хореограф-постановщик и начала ставить свои первые номера на эстраде. В годы Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна стала балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, где во фронтовых бригадах ставила танцы, выезжая с ними на фронтовые концерты в части действующей армии. Спустя три года ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады, и она с присущей ей энергией практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар.
После окончания войны ее пригласили в коллектив народного хора в город Калинин (Тверь) на должность руководителя для постановки танцев, она согласилась, и начала заниматься изучением фольклора народного танца разных областей России. Надежду привлекло в этой работе то, что ей предстояло работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом.
После длительной работы поставленные Надеждой номера ждал грандиозный успех, полные залы и хвалебные статьи в газетах. В 1948 году в Москве во время первого послевоенного сельского фестиваля народного танца на сцене Большого театра Надежда поставила для колхозников Калининской области танец, назвав его «Березка». Этот танец был настолько необычен и интересен, что Надеждину попросили возобновить этот номер силами профессиональных артистов, и исполнить его на сцене театра «Эрмитаж». Собирая свой собственный коллектив, Надеждина много времени проводила в учебных заведениях и танцевальных коллективах. 15 мая 1948 года хоровод «Березка» был впервые исполнен ее коллективом на профессиональной сцене, и эта дата стала днем рождения нового ансамбля. Зрители приняли хоровод с радостью. Их покорили лиричность и неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» исполнителей. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина. «В 40 лет все начинать с нуля? – спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, – зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?». Только муж Владимир Васильевич заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».
Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие постановки были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров, а со временем у нее появился и свой оркестр народных инструментов. Тогда же Надежда Сергеевна обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре Кольцову, и скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.
Особый танцевальный стиль русского танца, созданный Надеждой Надеждиной, открыл совершенно новое направление в сценическом воплощении поэтического образа русской женщины. Сущность нового стиля заключалась в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Этот сплав давал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Когда Надежду Сергеевну спрашивали, откуда у нее появилось такое глубокое и тонкое понимание содержания русского танца, она рассказывала, что оно сложилось из ярких детских воспоминаний. Надеждиной довелось много лет подряд наблюдать сельские народные гуляния и праздники, во время которых она вместе с семьей проводила лето на живописном берегу Камы. Там она была свидетельницей красочных деревенских гуляний с песнями, плясками и хороводами деревенских парней и девушек. Маленькой Наде в то время так понравилась и запомнилась сказка русского танца, что вернувшись в город, она вдохновенно ставила русские танцы для всех своих школьных подружек. А спустя много лет, став профессиональной артисткой, Надеждина вернулась к постановке русского танца, и ее детская мечта воплотилась в создании ансамбля «Березка».
В 1950 году Надежде Сергеевне Надеждиной была вручена Государственная премия СССР, а в 1959 году возглавляемому ею коллективу была присуждена Золотая медаль Мира имени Жюлио Кюри. Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию…
Надежда Надеждина умерла 11 октября 1979 года, и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
С 2000 года ансамбль «Берёзка» носит имя своего создателя — Надежды Сергеевны Надеждиной.
3 июня 1908 года – 11 октября 1979 года
Надеждина Надежда Сергеевна
Биография Надеждиной Надежды Сергеевны
Надеждина (фамилия при рождении – Бруштейн) Надежда Сергеевна – советская артистка балета, балетмейстер, хореограф. Создательница ансамбля русского народного танца «Березка».
Надежда Бруштейн родилась 3 июня (по старому стилю – 21 мая) 1904 года в городе Вильно (позднее – Вильнюс, Литва) в семье писательницы Александры Яковлевны и ученого Сергея Александровича. Родители Нади были очень успешными в плане карьеры людьми. Александра Яковлевна написала известную трилогию «Дорога уходит в даль…». Сергей Александрович выступил одним из основоположников советской физиотерапии, а также был организатором системы усовершенствования и повышения квалификации врачей. Кроме того, Сергей Бруштейн создал и возглавил Государственный физиотерапевтический институт в Ленинграде. Занимал пост профессора кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей. В 1927 году получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
Известным был и дедушка Надежды по материнской линии. Яков Иехильевич Выгодский был врачом и писателем на идише, занимался общественной деятельностью, был министром по еврейский делам Литовской республики, позднее – депутатом польского сейма. Трагически погиб в Вильнюсском гетто в 1941 году.
В семье Бруштейном, помимо Надежды, воспитывался ее младший брат Михаил (родился в 1907 году). Михаил Бруштейн стал инженером-механиком. Он занимал должность главного инженера кондитерской фабрики «Красный октябрь». В 1954 году Михаил Сергеевич написал книгу «Кондитерская промышленность».
К искусству народного танца Надежда тяготела еще с раннего детства. В 1918 году девушка поступила во Вторую государственную балетную школу в Петрограде. В стенах этого учебного заведения Надежда познала азы и тонкости танца, узнала его историю, раскрыла некоторые секреты мастеров и научилась грамотно использовать свой врожденный талант.
В 1925 году Надежда Надеждина (к тому моменту она стала представляться именно под такой фамилией) была принята в Большой театр. Она стала самой молодой артисткой труппы. Несмотря на юный возраст и отсутствие большого опыта, очень скоро Надеждина стала исполнять сольные партии и ведущие танцевальные номера в балетах «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Дон Кихот», «Красный мак», «Раймонда», «Баядерка» и прочих. В Большом театре Надежда Сергеевна работала вплоть до 1934 года.
После ухода из театра Надеждина начала давать представления на эстрадной сцене. Впервые она познакомилась с этой сферой искусства еще в 1931 году, но занялась работой в ней вплотную только в середине десятилетия.
Во время Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна была балетмейстером в ансамбле Сибирского военного округа и ансамбле Карельского фронта. В этих должностях Надеждина ставила танцевальные номера во фронтовых бригадах, в агитбригадах, она даже неоднократно выезжала в действующую армию.
Первым танцовщицами «Березки» были молодые колхозницы из Калининской области, участвовавшие в конкурсе сельских народных талантов. Двадцать красивых и статных девушек вели по сцене хоровод, поражая публику своим невероятным умением даже не идти, а плыть. Это было первое выступление «Березки». Со временем способности участниц коллектива «плыть» по сцене стала визитной карточкой группы, а секрет этого фокуса стал их главной коммерческой тайной.
«Березка» стала своего рода открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Этот ансамбль стал родоначальником нового стиля современной хореографии. Благодаря Надежде Надеждиной, много лет изучавшей русскую культуру, танцовщицы очень точно и правдиво передают настроение той поры, отражают сущность народного бытия и богатство русской души, подчеркивают самобытность русского фольклора.
Надежда Сергеевна Надеждина – обладательница множества медалей и почетных званий, среди которых: Сталинская премия третьей степени (1950), Народная артистка РСФСР (1959), Народная артистка СССР (1966), Герой социалистического труда (1978), Орден Ленина (1978) и многие другие.
Мужем Надежды Надеждиной был Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), русский и советский живописец. Владимир Лебедев основал ленинградскую школу книжной графики и стал признанным мастером книжной и журнальной иллюстрации, а также мастером плаката.
Надежда была музой для своего супруга. Лебедев написал немало ее портретов, самый известный из которых – «Портрет артистки Н.С. Надеждиной», с 1928 года хранящийся в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.
Надежда Надеждина скончалась 11 октября 1979 года в возрасте 75 лет. Ее могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Место захоронения балерины украшает памятник из мрамора и гранита, который спроектировали и создали архитектор А. Гераскин и скульптор П. Шапиро.
Летом 2000 года ансамбль, созданный Надеждой Сергеевной, стал официально называться Государственным академическим хореографическим ансамблем «Березка» имени Н.С. Надеждиной.
freesmi_by
freesmi_by
Этим летом исполнится двенадцатая годовщина со дня смерти культового советского актера Михаила Ивановича Пуговкина. Народный артист СССР, на фильмах которого выросло уже не одно поколение, более всего знаком зрителям по музыкальным комедийным картинам «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик», ленте «Солдат Иван Бровкин», комедийному фильму «12 стульев», фильму-сказке «Огонь, вода и.. медные трубы», приключенческой картине «Новые приключения капитана Врунгеля» и десяткам других фильмов, ставших классикой отечественного кинематографа. Помимо этого, актер часто снимался в юмористических киножурналах «Ералаш» и «Фитиль».
Фото: fb.ru Михаил Пуговкин и Надежда Надеждина
Михаил Иванович трижды был женат официально. Сам он как-то сказал, что две его первых супруги были «народными», а третья – «из народа». В первом браке с актрисой Надеждой Владимировной Надеждиной родилась единственная наследница Пуговкина – дочка Елена. К сожалению, тот брак просуществовал недолго, а после развода знаменитых родителей дочь актера не была обласкана отцовским вниманием и заботой.
В этой статье речь пойдет о том, как складывалась судьба Надежды Владимировны после развода с первым супругом, а также мы расскажем вам, как живут единственная наследница и внук легендарного актера, названный Михаилом в честь деда.
Михаил Пуговкин и Надежда Надеждина до знакомства
Будущий актер появился на свет в небольшой деревеньке Рамешки, которая располагалась в Костромской губернии, в 1923-м году, тринадцатого июля, в простой крестьянской семье. Он рос вместе с двумя старшими братьями. Глава семейства работал мясником, а мама трудилась в поле. Семья жила довольно бедно, поэтому маленький Миша с ранних лет помогал своим родным по хозяйству: ухаживал за домашней скотиной, приносил в поле обеды. Школа находилась далеко от деревни, так что ежедневная дорога туда и обратно занимала много времени. Мальчик имел возможность закончить всего три класса.
С пятилетнего возраста Миша начал проявлять свои творческие способности, он обладал хорошим музыкальным слухом, любил петь, а также демонстрировал природный артистизм. Члены семьи и односельчане, замечая таланты мальчика, говорили, что из него выйдет великий артист. Ребенок так часто слышал это от взрослых, что и сам вскоре поверил, что ему уготовано большое будущее на театральной сцене.
Фото: 24smi.org Михаил Пуговкин в молодости
В 1936-м году сильно заболела мама будущего актера. Женщине требовалась операция, которую могли сделать только в столице, в связи с чем все семейство перебралось в Москву, где первое время ютилось в коммунальной квартире у родственницы. Миша отчаянно пытался найти себе хоть какую-то работу, но его никуда не хотели принимать из-за слишком юного возраста. Тогда он соврал, прибавив себе пару лет, и был принят в качестве ученика электромонтера на столичный тормозной завод. Параллельно подросток записался в драматический кружок, где проводил практически все свое свободное время. Там его заприметил режиссер-постановщик Федор Каверин, и пригласил талантливого парнишку в труппу Московского драматического театра.
Когда грянула Великая отечественная война, Михаил добровольцем отправился на фронт. Через год он был тяжело ранен в ногу, ему тогда грозила ампутация, но Пуговкин уговорил доктора повременить, и спас свою конечность, а вместе с ней и актерскую карьеру. А вот отец и оба старших брата актера погибли на войне. После лечения молодой человек был комиссован, и в 1943-м году поступил на службу в Московский академический театр имени Маяковского. В сентябре того же года он стал студентом только открывшейся Школы-студии МХАТ. За Михаила ходатайствовал актер Иван Москвин, а так как у парня было всего три класса образования, пришлось соврать, что аттестат потерялся на фронте.
В кино молодой актер дебютировал еще до войны, снявшись в небольших эпизодах в исторической биографической картине «Яков Свердлов» и драматической ленте «Дело Артамоновых». Но тогда имя Пуговкина даже не было упомянуто в титрах. После возвращения в столицу с фронта он снова начал активно сниматься в кино, однако, длительное время ему доставались преимущественно эпизодические роли. В период учебы в Школе-студии МХАТ Михаил повстречал свою первую настоящую любовь и будущую первую супругу – талантливую молодую актрису Надежду Надеждину, которая училась с ним на одном курсе.
Фото: stuki-druki.com Михаил Пуговкин в фильме «Свадьба в Малиновке»
Настоящая фамилия Надежды Владимировны – Ленина, она появилась на свет в Баку, в 1923-м году, пятнадцатого декабря в известной творческой семье. Её мама была балериной, а глава семейства служил в театре. В многочисленных интервью актриса вспоминала о том, что отец по-настоящему был влюблен в свою работу, но очень не хотел, чтобы дочь пошла по его стопам. Публика его обожала, но когда мужчина видел восторг в глазах дочери, то говорил: «Нет! Только не театр!». Папы не стало, когда Наде было четырнадцать лет, а мама впоследствии повторно вышла замуж.
В 1942-м году будущая актриса была в эвакуации в Куйбышевской области. Вскоре там объявили набор в актерскую студию местного театра. Казалось, что все девчонки и парни города разом решили стать актерами — столь много было желающих поступить, ведь в Куйбышеве тогда было немало людей, эвакуированных из разных уголков страны. Надежду приняли с первой же попытки, а два года спустя она отправилась в столицу, где подала документы сразу в четыре театральных училища, и.. была принята в каждое из них. Однако, девушка выбрала для себя недавно открывшуюся Школу-студию МХАТ.
Фамилия отца актрисы была Ленин, причем, настоящая, в отличие от вождя мирового пролетариата. Мужчину неоднократно просили сменить её, потому как имя Владимир Ленин на театральных афишах выглядело довольно странно. Однако, актер делать это категорически отказывался. Но когда юной Надежде посоветовали поменять фамилию, она охотно согласилась, взяв себе звучный псевдоним Надеждина.
Фото: muzh-zhena Михаил Пуговкин и Надежда Надеждина
Михаил Пуговкин и Надежда Надеждина: история любви
Начинающие актеры познакомились в тот период, когда они вместе учились в Школе-студии МХАТ и жили в одном общежитии. Они сразу прониклись симпатией друг к другу и между молодыми людьми завязались романтические отношения. Михаил называл свою возлюбленную на иностранный манер – Надин, а она звала его Мишель.
В начале 1947-го года влюбленные официально узаконили свои отношения. Никакой свадьбы они не устраивали, а просто сбежали с лекций и отправились в загс расписываться. Там, соблюдая правила, у каждого из молодоженов по очереди спросили, хотят ли они взять фамилию своей второй половинки. На это Пуговкин ответил, что с его лицом носить фамилию Ленин – это несерьезно.
В том же 1947-м году в молодой семье родилась наследница – дочурка Елена, которая так и осталась единственным ребенком Пуговкина. Однако, заниматься воспитанием дочери родителям было совершенно некогда, ведь все их время занимали репетиции, гастроли и съемки. Поэтому девочка росла в Смоленске у своих бабушки и дедушки, которых она стала называть мамой и папой. Родителей Лена практически не видела, но время от времени писала им письма под диктовку бабушки.
Фото: biographe.ru Михаил Пуговкин и Надежда Надеждина
Когда девочка училась в третьем классе, брак её родителей уже трещал по швам, хотя ребенок об этом, конечно же, не догадывался. Тогда бабушка решила отправить Леночку пожить к папе с мамой, надеясь, таким образом, скрепить семью. Малышка попала в гудящее словно улей общежитие, где она спала на маленькой раскладушке и кушала, что придется. Родители постоянно пропадали в театре, им некогда было готовить дочери еду и делать с ней уроки. Когда бабушка через время наведалась к ним в гости и увидела исхудавшую внучку, то тут же решила забрать девочку обратно к себе.
Актерский брак все же рухнул почти двенадцать лет спустя. Тот разрыв был долгим и мучительным для обоих супругов: они и вместе больше не могли находиться, и порознь им было тяжело. Причиной развода стала от части безумная и неоправданная ревность Пуговкина, от части его пристрастие к горячительным напиткам, хотя сам актер гораздо позже в своих интервью в качестве причины называл плотный гастрольный график и постоянные длительные разъезды.
Михаил Пуговкин и Надежда Надеждина: после развода
Когда бабушка сообщила Лене о разводе родителей, девочка не знала, как ей к этому относиться, ведь с ранних лет она видела папу с мамой лишь от случая к случаю, и не знала, что такое крепкая и счастливая семья. Еще какое-то время девочка жила в Смоленске, и думала, что её жизнь мало изменится, после расставания родителей.
Фото: kulturologia.ru Михаил Пуговкин с дочерью Леной
В это время актеры разменяли свою столичную квартиру, полученную от театра Ленинского комсомола, а после Надежда Владимировна уехала из Москвы в Омск. Там женщина вскоре во второй раз вышла замуж, а её избранником стал известный актер и режиссер-постановщик – Александр Иванович Щёголев. В этом браке в феврале 1961-го года родился общий наследник – сын Иван.
Надеждина обосновалась в Омске со своей новой семьей, а вот её комната в столичной коммунальной квартире осталась пустовать, и на неё вскоре стали претендовать соседи. Тогда актриса решила поселить там дочь-подростка от брака с Пуговкиным. На тот момент Лене было всего пятнадцать лет, но женщина решила, что наследница уже достаточно взрослая для самостоятельной жизни.
Подавать на алименты актриса не стала, и они с бывшим мужем просто договорились о сумме, которую он будет ежемесячно отдавать их дочери. Вниманием и заботой девочку не баловали ни мать, ни отец, потому как у каждого из них уже были новые браки и другие хлопоты. Много позже Елена Михайловна в интервью призналась, что на собственной шкуре тогда испытала, что значит выражение: «Москва слезам не верит».
Фото: bulvar.com.ua Надежда Надеждина с дочерью Еленой
Надежда Владимировна была вполне счастлива во втором браке, они с супругом растили сына, который впоследствии решил пойти по родительским стопам, и стал довольно известным актером и кинематографистом. Иван Щеголев снялся в мистической драме «Семья вурдалаков», детективном телесериале «Адвокат», а также теленовелле «Обручальное кольцо». Кроме того, в 00-х он был одним из самых востребованных режиссёров сериального производства. Был женат на актрисе Марине Сахаровой, в этом браке родились две дочери: Нина и Кира. К сожалению, несколько недель назад, 20-го апреля 2020-го года Иван скончался на 60-м году жизни.
После развода Надеждина и Пуговкин сумели сохранить более-менее нормальные отношения. Иногда они созванивались, но виделись очень редко. Когда актрисе в 1974-м году дали звание Заслуженной артистки РСФСР, первый муж её искренне поздравил с этим, а когда в 1988-м году он сам был удостоен звания Народного артиста СССР – Надежда поздравила его. Пуговкин даже подружился с её сыном Иваном, который приехал в столицу, где поступил в «Щуку». Второй муж Надежды Владимировны скончался осенью 1988-го года, а её самой не стало в 2011-м году, пятого июня. Актриса умерла в Омске на 88-м году жизни.
Михаил Иванович был женат еще дважды. Его второй супругой стала известная эстрадная певица Александра Николаевна Лукьянченко, которая ради актера ушла от своего первого мужа, а также оставила успешную карьеру на сцене. Их не смутила ни одиннадцатилетняя разница в возрасте (избранница была старше Пуговкина), ни наличие семей у обоих на момент знакомства. Именно в период брака с Лукьянченко у актера был наиболее плодотворный и успешный творческий период. Кроме того, вторая супруга помогла ему преодолеть пагубное пристрастие к алкоголю, а еще она сопровождала его на длительных гастролях и съемках фильмов.
Фото: foto-history.livejournal.com Михаил Пуговкин со второй женой Александрой Лукьянченко
В 1991-м году Народный артист СССР овдовел. Утрата любимой женщины едва и его самого не свела в могилу: Пуговкин осунулся, снова начал пить и все время плакал. Однако, вскоре в его жизни появилась Ирина Константиновна Лаврова, работавшая администратором Союзконцерта. Женщина была на два десятка лет моложе него, обладала властным характером и, по словам близких Михаила Ивановича, что называется, быстро прибрала пожилого мужчину к рукам.
Его дочь Елена так и не нашла общего языка с третьей супругой отца, и утверждает, что женщина прилагала все усилия для того, чтобы Пуговкин не общался в последние годы с дочкой и внуком. Актера не стало 25-го июля 2008-го года, он скончался в собственной московской квартире из-за обострения сахарного диабета менее чем через неделю после празднования своего 85-ти летнего юбилея. Был похоронен рядом со своим близким другом и коллегой Александром Абдуловым.
Что касается единственной дочери актера, то она тоже хотела пойти по родительским стопам, и даже пыталась после школы поступить в театральное училище, но не прошла конкурс, хотя талант и способности у девушки были. Елена Михайловна считает, что ей просто нужно было помочь с подготовкой к экзаменам, но родителям было некогда этим заниматься. Она рано вышла замуж, её избранником стал Владислав Васильевич Прибрежецкий, а в 1970-м году родила своего единственного сына, которого в честь деда назвала Михаилом. Миша стал фотокорреспондентом.
Фото: globalsib.com Михаил Пуговкин с дочерью и внуком