набиева алсу рустэмовна биография

Алсу Набиева, ККИ: «Кооперативный вуз должен быть законодателем мод в кооперации на селе»

«Сегодня внутреннее содержание наших дисциплин и направлений подготовки изменилось. Красной линией через весь образовательный процесс проходит кооперация. Это наш мейнстрим», — отмечает Алсу Набиева, ректор Казанского кооперативного института — филиала старейшего в РФ Российского университета кооперации. О том, какие современные направления появились в ККИ, почему будущие таможенники выбирают в качестве второго иностранного языка турецкий и как институт намерен встать во главе кооперативного движения, Набиева рассказала в своем интервью.

набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть фото набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть картинку набиева алсу рустэмовна биография. Картинка про набиева алсу рустэмовна биография. Фото набиева алсу рустэмовна биографияАлсу Набиева: «В течение года мы работали над тем, чтобы появлялись новые формы хозяйствования в районах – кооперативы, объясняли сельчанам, какие экономические плюсы и выгоды они будут иметь от этого формата» Фото: Ирина Ерохина

«ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО НЕОБХОДИМО ГОТОВИТЬ КООПЕРАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ»

– Алсу Рустэмовна, год назад вы возглавили Казанский кооперативный институт. Какие первоочередные задачи поставили перед собой и коллективом?

– Мое видение развития вуза полностью совпадало с теми задачами, которые поставило перед нами руководство республики: институт должен стать полезным для развития кооперативного движения в Татарстане. Да, мы готовили и готовим профессиональные, востребованные кадры. Но с точки зрения именно кооперации у нас был нереализованный потенциал. В течение года мы работали над тем, чтобы появлялись новые формы хозяйствования в районах – кооперативы, объясняли сельчанам, какие экономические плюсы и выгоды они будут иметь от этого формата.

Вы как консультанты работали в районах?

– И как консультанты, и как преподаватели. Возможно, кто-то задастся вопросом: разве это функция вуза – ездить по районам с консультациями, учить жизни состоявшихся людей? Однако наша активность оказалась очень востребованной. Во-первых, мы начали оправдывать свое название: кооперативный вуз и должен быть законодателем мод в этом направлении, научно-методической платформой кооперации. Во-вторых, в институте открылась новая образовательная программа – «экономика кооперативных организаций». В течение года была проведена кропотливая работа в 10 муниципальных районах, мы проводили встречи с главами сельских поселений, приглашали жителей. В итоге в Татарстане появилось более 20 кооперативов, созданных с помощью института. Наша задача как научно-методического центра – определить для каждого муниципалитета свои доходогенерирующие направления. Например, для одного района – это молочное направление, для другого – мясное или рыбное. Необходимо выявить потенциал каждой местности с точки зрения кооперации и дать практические советы.

Что такое кооператив в современном понимании?

– Это форма ведения хозяйства, в котором состоят как минимум пять пайщиков, объединяющихся для совместного ведения общего дела. У кого-то есть средство производства, у кого-то – земля, оборудование, кто-то умеет производить продукцию, а кто-то – хорошо продавать. Они объединяются, ведут кооперативное хозяйство, а дивиденды распределяются между пайщиками. Я сама много ездила по районам: важно было увидеть обратную связь со стороны сельчан – почему кто-то хочет объединяться в кооператив, а кто-то не желает этого? Основная проблема, как мы выяснили, – это вопрос доверия сельских жителей к данному формату. Кооператор сегодня должен быть эффективным коммуникатором, человеком, которому доверяют, который может вокруг себя объединить людей, выстроить цепочку взаимоотношений: сбытовое направление, производственное, логистическое. Здесь очень много нюансов. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо готовить кооперативных управленцев.

набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть фото набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть картинку набиева алсу рустэмовна биография. Картинка про набиева алсу рустэмовна биография. Фото набиева алсу рустэмовна биография«Казанский кооперативный институт среди всей филиальной сети РУК является самым крупным и по динамике развития, и по финансовым показателям. Это филиал номер один» Фото: «БИЗНЕС Online»

6 ТЫСЯЧ СТУДЕНТОВ И НОВЫЙ 14-ЭТАЖНЫЙ КОРПУС

Что изменилось в институте с момента вашего назначения на должность ректора? Появились ли новые направления, приоритеты развития?

– Изменилось внутреннее содержание наших дисциплин и направлений подготовки. Как я уже отмечала, мы открыли новый профиль – «экономика кооперативных организаций». Это специализированный курс для ребят, которые планируют связать свою жизнь с кооперацией на селе. Им дают прикладные знания – более того, наши студенты закреплены за конкретными кооперативами, где они в течение всей учебы практикуются. Все курсовые, дипломные работы учащиеся будут писать на базе хозяйственной деятельности кооперативов. Это абсолютно практическое обучение, чтобы молодые специалисты вернулись в село подготовленными. Перед нами поставлена задача, чтобы в рамках этой деятельности мы могли повысить деловую активность на селе – именно за счет появления данной формы хозяйствования. Кстати, международной экспортной кооперацией мы тоже занимаемся, но в рамках специальности «таможенное дело». Это ближе к внешнеэкономической деятельности. То есть у нас красной линией через весь образовательный процесс проходит кооперация. Это наш мейнстрим, генеральный путь. Мы надеемся, что тот 21 кооператив, который был создан за 9 месяцев нашей деятельности, не предел. Уже сегодня в стадии регистрации находятся еще 20 кооперативов. Они планируют создать свой ревизионный союз – орган, который контролирует их финансовую деятельность, своеобразное СРО кооперации.

Преподавательский состав остался тот же?

– Коллектив остался фактически тем же. Единственное, он увеличивается. Количество студентов растет – в этом году мы приняли более 2 тысяч студентов! Появляются новые специальности. Кстати, буквально недавно мы получили лицензию на новую специальность высшего образования – «экономическая безопасность», на которую в следующем году открываем набор студентов. Соответственно, появятся и новые преподаватели.

Вы отметили, что увеличивается количество направлений, студентов. Не получится излишней нагрузки на существующую базу?

– Мы этого, конечно же, не хотим допустить. Поэтому сейчас разрабатывается несколько проектов расширения материально-технической базы, в том числе и строительство 14-этажного корпуса ККИ на улице Даурской.


Кто инвестор проекта? Когда он будет реализован и какова его стоимость?

– Инвесторы – Российский университет кооперации, чьим филиалом является наш институт. Мы ведомственный вуз, наш учредитель – Центросоюз РФ, одно из старейших ведомств России. Стоимость проекта – 500 миллионов рублей, реализация запланирована через два года, в 2021-м. Решение о столь серьезных вложениях со стороны головного вуза и учредителя принято не случайно: Казанский кооперативный институт среди всей филиальной сети РУК является самым крупным и по динамике развития, и по финансовым показателям. Это филиал номер один – мы находимся в числе лидеров кооперативного образования: у нас обучаются более 6 тысяч студентов. При этом есть еще и перспективы. Конечно, мы это связываем с теми интересными и востребованными направлениями подготовки, которые у нас реализуются. Сегодня молодежь очень интересуют туризм, индустрия гостеприимства, технология продуктов общественного питания, ведь в Казани открывается много новых ресторанов, которым нужны подготовленные кадры.

Зачем для того, чтобы работать в индустрии гостеприимства или в общепите, нужно получать высшее образование?

– Конечно, для тех, кто работает, к примеру, непосредственно на кухне, достаточно среднего профессионального образования. Но этой отрасли нужны и грамотные управленцы. Уже с первого курса студенты, обучающиеся и по программе СПО, и высшего образования, определяются на базы практики по специальностям общепита, гостиничного бизнеса, туризма. Причем, отмечу, студенты проходят практику с оплатой от работодателя. Это говорит о заинтересованности рынка в специалистах индустрии гостеприимства. Очень востребован специалитет «таможенное дело», открытый в 2011 году: выпускники после пяти лет обучения трудоустраиваются по специальности не только в таможне, но и в компаниях, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Таких организаций в Татарстане достаточно много, поскольку предприятия РТ активно сотрудничают с зарубежными партнерами. В этом году у нас впервые появились такие интересные образовательные профили, как «спортивный менеджмент» и «управление талантами». Кстати, в крупных западных компаниях традиционно есть специальные отделы, которые занимаются тем, что ищут таланты, воспитывают, растят их, составляют индивидуальные условия работы – это делают профильные специалисты. Потребность в таковых есть и в наших компаниях, имеется запрос от работодателей.

У вас многоступенчатая система образования: помимо высшего в составе института есть и колледж. Насколько эффективна такая система?

– Колледж был открыт в 2014 году, что оправдано требованиями времени и рынка труда. Если вы хотите, чтобы специалист работал в отрасли эффективно, нужно сделать образование многоуровневым. Мы готовим в колледже студентов, чтобы они, получив основные профессиональные знания, могли применить их на практике. Те молодые люди, которые хотят и способны быть управленцами в этой сфере, могут продолжить обучение на уровне высшего профессионального образования. Кстати, мы являемся центром компетенций по визуальному мерчендайзингу и витринистике в рамках движения WorldSkills, и у нас очень хорошие результаты: в этом году на национальном чемпионате WorldSkills наши студенты в своих компетенциях заняли первое место в стране. В целом студенты ККИ принесли пять медалей в копилку сборной республики. Это позволило нам применять новые тренды при подготовке кадров и наполнило современным содержанием среднее профессиональное образование.

набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть фото набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть картинку набиева алсу рустэмовна биография. Картинка про набиева алсу рустэмовна биография. Фото набиева алсу рустэмовна биография«У нас обучаются более 6 тысяч студентов. При этом есть еще и перспективы. Конечно, мы это связываем с теми интересными и востребованными направлениями подготовки, которые у нас реализуются» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ ИЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ, ПРОЦЕДУРА ПРОВЕРОК ЖЕСТКАЯ ДЛЯ ВСЕХ»

Бытует мнение, что если вуз принимает студентов в основном на коммерческой основе, то уровень преподавания в нем недостаточно высок. Насколько это мнение соответствует действительности?

– Возможно, это было актуально лет 5–10 назад. За последние годы число вузов в России сократилось в разы, к ним предъявляются очень серьезные требования. И не важно – государственный вуз или негосударственный, процедура проверок очень жесткая для всех. Мы дважды проходили процедуры внеплановых проверок, в ходе которых доказывали свою эффективность. Кроме того, наш институт ежегодно принимает участие в мониторингах эффективности – подтверждаем состоятельность по всем направлениям: кадрам, материально-технической базе, науке, по лицензионным требованиям. Если вуз аккредитован, успешно прошел все процедуры мониторинга эффективности, вопросов к нему быть не может. Если нет, то он не может выпускать специалистов. О качестве университета свидетельствуют два фактора: наличие конкурса на места и востребованность выпускников на рынке труда. В нашем институте конкурс есть на все направления, особенно на специалитет «таможенное дело». Выпускники в подавляющем большинстве трудоустраиваются по специальности. Каждое наше направление подготовки сопровождает пул знаковых партнеров, они вместе с нами готовят специалистов – начиная с разработки учебных планов, которые согласовываются с кадровыми партнерами, и заканчивая председательством ведущих работодателей в ГЭК. После окончания института выпускники идут к кадровым партнерам. Фактически у нас работает система распределения молодых специалистов.

Есть ли у вас квоты на бюджетные места?

– Квот как таковых нет, но с этого года у нас обучаются три группы студентов за счет бюджета министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ: одна группа высшего образования, профиль «экономика кооперативных организаций», и две – уровня средне-профессионального образования, по хлебопечению.

– Ведется ли у вас целевая подготовка студентов?

– Да, у нас ведется целевая подготовка. Мы готовим кадры для системы потребительской кооперации, районных потребительских обществ уже на основе трехсторонних договоров.

Есть ли у Казанского кооперативного института зарубежные партнеры?

– Есть, и немало. Мы сотрудничаем с Карагандинским университетом экономики и права Казпотребсоюза, это тоже кооперативный вуз. Также активно работаем с Киргизией, Беларусью, Молдовой. Из дальнего зарубежья работаем с двумя университетами Турции, в Чехии наш партнер – Институт менеджмента и бизнеса Праги. В этом году реализовали проект совместно с российской дочерней структурой TUI Group (TUI Russia&CIS, входит в TUI Groupприм. ред.) – 53 наших студента работали в каникулы трансфер-гидами в Турции. Вернулись все довольные, счастливые, им платили по 400 долларов в месяц. Этот проект удачный, и на следующий год планируем его продолжить и выезжать не только в Турцию, но и в другие страны, в которых TUI присутствует. У нас, кстати, очень хорошие перспективы работы с Турцией. В скором времени откроется центр турецкой культуры и изучения турецкого языка на базе нашего института. Удивительно, но более 400 студентов, обучающихся по специальности «таможенное дело», в качестве второго иностранного языка выбрали турецкий. Так что перспективы для зарубежного сотрудничества есть.

набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть фото набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть картинку набиева алсу рустэмовна биография. Картинка про набиева алсу рустэмовна биография. Фото набиева алсу рустэмовна биография«После окончания института выпускники идут к кадровым партнерам. Фактически у нас работает система распределения молодых специалистов» Фото: Ирина Ерохина

ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАПРОСАМ РЫНКА

Каким вы видите будущее института?

– Для нас очень важно, чтобы содержание каждого образовательного направления четко соответствовало тем задачам, которые ставят работодатель и рынок. Чтобы обучение было ориентировано на практику даже в деталях. Здесь мы хотим, чтобы каждая лекция, любое практическое занятие – все отвечало нуждам работодателя. Второе направление – развитие международного партнерства. В планах – создание программ двойных дипломов, и уже есть три перспективных зарубежных вуза, с которыми мы хотим попробовать реализовать данную программу. Также формирование новых направлений подготовки, научно-методической работы по созданию и развитию кооперативного движения. Конечно, будущее мы видим с новой материально-технической базой, новым учебным корпусом и, надеемся, собственным общежитием. В этом я усматриваю наши основные задачи.

Расскажите о себе: откуда вы родом, где получили образование?

– Родилась в Казани, мама – бухгалтер, папа – строитель. Супруг тоже занимается строительством, а дочь учится в 10-м классе на физико-математическом направлении. Я училась в татаро-турецком лицее в Казани и после его окончания поступила в КГУ на исторический факультет, где защитила диссертацию по внутренней политике Турецкой Республики.

Как проводите свободное время?

– Время – мой самый ценный, самый ограниченный ресурс. Свободное время стремлюсь проводить со своими близкими, семьей, родителями. Это доставляет мне самую большую радость. Люблю читать книги, слушать татарскую музыку, особенно песни наших корифеев: Альфии Авзаловой, Ильхама Шакирова, Салавата Фатхетдинова, Венеры Ганиевой.

Что категорически не приемлете в людях?

– Ложь, отсутствие порядочности и внутренней культуры, хамство.

Есть ли у вас секреты успешного руководителя?

– Я считаю, что на работе так же, как и в жизни, нужно все делать по совести и закону.

Визитная карточка компании

Казанский кооперативный институт – крупнейший филиал Российского университета кооперации. ККИ РУК создан в 1987 году.

Учредителем ККИ РУК является Центросоюз России.

ККИ РУК предлагает широкий спектр программ высшего и средне-специального (на базе факультета СПО, ранее – кооперативного колледжа), а также дополнительного образования, MBA, ведет подготовку научных кадров на базе аспирантуры и магистратуры. Выпускники ККИ РУК – это специалисты в сфере кооперации («экономика кооперативных организаций»), банковского дела, экономики и финансов, менеджмента, бухгалтерского учета, таможенного дела, сервиса, туризма и сферы гостеприимства, товароведения и общественного питания, хлебопечения и кондитерского дела. Направления обучения сформированы с учетом актуальных тенденций рынка труда, в том числе на перспективу, среди них есть уникальные для региона – в частности, исламские финансы, управление талантами, спортивный менеджмент. Особая гордость ККИ РУК – специалитет «таможенное дело»: в настоящее время это единственный вуз в регионе, где готовят таких специалистов. Обучение в ККИ РУК проходит по очной и заочной форме, в том числе с применением дистанционных технологий.

Казанский кооперативный институт выдает диплом государственного образца.

Визитная карточка руководителя

Алсу Рустэмовна Набиева – ректор ККИ РУК.

Окончила Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина по специальности «история» (2002). Кандидат исторических наук.

В Казанском кооперативном институте работает с 2006 года: сначала старшим преподавателем, далее доцентом, проректором. Назначена ректором в сентябре 2017 года.

Помимо татарского и русского владеет турецким и английским языками.

Семейное положение – замужем, воспитывает дочь.

Источник

Депутат Набиева Алсу

Ректор Казанского Кооперативного Института.
Депутат Государственного Совета РТ.
Руководитель Алькеевского землячества.

набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть фото набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть картинку набиева алсу рустэмовна биография. Картинка про набиева алсу рустэмовна биография. Фото набиева алсу рустэмовна биография

Депутат Набиева Алсу запись закреплена

набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть фото набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть картинку набиева алсу рустэмовна биография. Картинка про набиева алсу рустэмовна биография. Фото набиева алсу рустэмовна биография

Депутат Набиева Алсу запись закреплена

набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть фото набиева алсу рустэмовна биография. Смотреть картинку набиева алсу рустэмовна биография. Картинка про набиева алсу рустэмовна биография. Фото набиева алсу рустэмовна биография

Депутат Набиева Алсу запись закреплена

На съёмках передачи «Наша республика-наше дело» рассказали о летнем отдыхе детей и трудоустройстве студентов.
Тезисы моего выступления:

6. В 2016-м году было подписано 3-х-стороннее соглашение между РСО, нашим институтом и администрацией отеля «Ялта-Интурист», и с тех пор студенты ККИ ежегодно являются одними из самых активных участников одноименного сервисного отряда. Сегодня 300 новобранцев ждут открытия «целины» на базе отеля «Ялта-Интурист», чтобы отправиться к морю и новым карьерным горизонтам! Для бойцов студотряда созданы все условия для работы и удобного проживания, выплачивается достойная зарплата. Поэтому так много желающих стать участниками данного проекта!
Тем временем, пока Ялта «закрыта», студенты ККИ имеют возможность работать на объектах РТ, в том числе в летних оздоровительных лагерях Татнефти, и даже выехать на «путину» на Сахалин (студенты будут работать на рыбоперерабатывающем предприятии Камчатского края). Мы убеждены – это повышает трудовую конкурентоспособность выпускников – через профессионализм и уникальный опыт.

Хотя эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы в наши планы, в части сроков, уверена, вскоре все задуманное будет реализовано.
! Как раз сегодня мы даем старт новому трудовому семестру РСО!

7. На базе ФСПО – Центр карьеры, практики и трудоустройства.
Для тех ребят, кто в силу объективных причин вынужден пойти на работу этим летом:
Мы здесь работаем с коллегами из Минсоцзащиты и в приоритетном порядке обеспечиваем трудоустройство всех желающих студентов нашего факультета СПО. У нас большой пул кадровых партнеров – баз практик и трудоустройства.
И, конечно, мы призываем ребят продолжать образование – для этого в ККИ РУК есть все условия!
8. Татпотребсоюз: возможности для сельской молодежи
Сегодня много говорится о важности поддержки сельской молодежи –большинство студентов ККИ составляют уроженцы районов РТ.
Татпотребсоюз – наш надежный партнер – предлагает ребятам этим летом сезонные вакансии, практику и заработок. Кроме того, наш совместный проект «Школьная кооперация», который уже реализуется в 4-х пилотных районах РТ, позволит этим летом сельских школьникам не только вырастить вместе хороший урожай на пришкольных участках, но и на практике узнать преимущества кооперативного формата ведения хозяйства. А осенью мы поможем ребятам выгодно продать их урожай на сезонных ярмарках.

Источник

«Российский университет кооперации»

Елена Брызгалина ― Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Это программа «Трансформаторы». Елена Брызгалина, заведующий кафедрой философии образования философский факультет МГУ. И гость программы Алсу Рустэмовна Набиева, ректор Российского университета кооперации, ректор Казанского кооперативного института, депутат Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, член комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству. Здравствуйте, Алсу Рустэмовна!

Алсу Набиева ― Добрый день, Елена Владимировна и уважаемые наши слушатели радио «Эхо Москвы».

Е. Брызгалина ― Наша программа «Трансформаторы» о людях, идеях и институциях, которые меняют мир. Безусловно образование формирует определенный образ будущего, меняет под него мир. Сейчас июнь. Школьники сдают ЕГЭ, родители пытаются сохранять спокойствие. Вузы ждут своих абитуриентов. Давайте на примере вашего вуза поговорим о возможностях образования для трансформации жизни человека и общества. Тема программы «Российский университет кооперации». Алсу Рустэмовна, чтобы Вы отметили как главные направления трансформации современного образования? На каким тренды Вы ориентируетесь в Российском университете кооперации?

А. Набиева ― Елена Владимировна, этот вопрос очень часто нам задают наши абитуриенты и наши родители. Самое главное сегодня, чтобы образование не было оторвано от практики, чтобы Федеральный государственный образовательный стандарт, он соответствовал чаяниям наших работодателей, чтобы соответствовал пожеланиям самих абитуриентов, мнению родителей. И вот нам нужно соединить все эти треки, чтобы получилось качественное образование, чтобы наши абитуриенты получили, и чтобы они были трудоустроены. То есть вот все эти вещи, соединив и безусловно сегодня интегрировав в образовательный процесс, мягкие компетенции, которые сегодня необходимы, мы получаем специалиста, который будет востребован, на наш взгляд. И, конечно же. тренд Российского университета кооперации – это акцент на кооперативное образование. Это наш голубой океан. И сегодня у нас очень много направлений, которые именно интегрированы с процессом и с институтом кооперации. Например, у нас очень хорошие направление с точки зрения самих абитуриентов и нашего кооперативного сектора экономики. Это направление бакалавриата «Экономика кооперативных организаций». Здесь у нас очень сильный и предпринимательский модуль, и практический модуль связан с созданием кооперативов.
И вот этот проект по созданию кооператива мы предлагаем и школьникам в рамках наших профориентационных мероприятий. И проект по школьной кооперации, он уже реализуется в 5 регионах нашей страны. У нас базовым регионом, пилотным была республика Татарстан. Здесь что из себя этот проект представляет? Мы на территории нескольких муниципальных районов в ведущих школах организовали школьные потребительские общества. Туда вошли школьники, которые по закону могут быть пайщиками с 16 лет, где-то педагоги, где-то родители. И были реализованы стартапы, которые поддержаны системой потребительской кооперации. Логистические центры системы потребительской кооперации были предоставлены школьникам, чтобы они могли пользоваться этим ресурсом. На летнее время они официально трудоустраивались в систему Райпо. И вот таким образом они узнали и что такое кооперация, и что такое предпринимательство в кооперации, и какие оптимизационные решения с точки зрения бизнеса они могут получить, придя учиться в Российский университет кооперации. Поэтому здесь у нас очень много… линейка наших специальностей и направлений подготовки очень широкая. Мы реализуем многоуровневое образование. И у нас среднее профессиональное образование есть, и высшее образование есть, и далее аспирантура и диссертационные советы, где мы можем защищать наших выпускников, и они могут уже и учёную степень получить. Но мы, конечно, начинаем со школьников, потому что если они со школы не поймут, что такое кооперация, и насколько широкие возможности сегодня она нам даёт как никогда, потому что сегодня кооперация поддерживается со стороны государства. Очень много грантов на развитие кооперации. очень много грантов на развитие предпринимательства как федеральных программ, так и отдельных на уровне каждого отдельно взятого региона. И поскольку у нас очень широкая филиальная сеть мы эту выборку по возможностям в рамках каждого нашего региона предоставляем нашим клиентам, предоставляем нашим слушателям, ещё которые не поступили к нам учиться, но себя пытаются искать в рамках различных программ дополнительного профессионального образования. Их у нас тоже много. И вот здесь вот мы пытаемся для нашего абитуриента найти самую интересную траекторию с точки зрения его профориентационных запросов. И нам очень важно видеть, как он ищет, как он меняется, какие профессиональные пробы он проходит, и что ему подходит.

Е. Брызгалина ― Действительно это очень важно – гибкость траекторий. И сейчас много пишут об изменении отношения к среднему профессиональному образованию. Надо ориентироваться на практику, Вы это подчеркнули, и для высшего образования это актуально. Хотят, как можно быстрее, приобрести профессию молодые люди и быть востребованными на рынке труда за короткий срок. Вот Ваш вуз это ощущает? Чтобы Вы ответили на аргументы о соотношении среднего профессионального и высшего профессионального образования? Что выбирать?

А. Набиева ― У нас запрос на среднее профессиональное образование возрос последние 3 года, и мы это ощущаем. Каждый год у нас всё больше и больше абитуриентов, которые заканчивают 9-й класс, они приходят учиться и хотят получить профессиональное образование. Я думаю, что это связано с тем, насколько активно наше государство вкладывает в развитие среднего профессионального образования, какие ресурсные центры открываются по рабочим профессиям и специальностям, проходят конкурсы профессионального мастерства. Один Worldskills мирового уровня, который прошёл в России в городе Казани, чего стоит! Насколько поддержана материально-техническая база наших учреждений среднего профессионального образования. Реализуются новые компетенции, которые сопряжены со специальностями среднего профессионального образования. Выпускники среднего профа, они сдают демонстрационный экзамен. То есть на сегодняшний день их квалификация, она оценивается более тщательно. И подход к среднему профессиональному образованию сегодня очень серьёзный. И, конечно, наши абитуриенты выбирают между тем, что для них более интересно закончить 9-й класс, получить уровень среднего профессионального образования и потом поступить на уровень высшего образования, и отучиться ускоренно, многие из них выбирают и свой вывод делают в пользу среднего профессионального образования, потому что они уже будут иметь диплом. Они уже могут быть трудоустроены. Далее параллельно получать образование заочно. И такая возможность тоже сегодня есть. Причём они могут обучавшись на уровне среднего профессионального образования далее поменять свою траекторию, понимая, что им нужны дополнительные компетенции. Например, УГС с экономикой им понадобятся после получения профессионального образования в другой области. То есть они сделать могут своё образование более универсальным. Таким образом набрать больший пакет компетенций. Сегодня это востребовано. И поскольку, Елена Владимировна, акценты молодёжь делает по-другому, и мы знаем, что минимум наш молодой человек, начиная с первого курса до его окончания, уже пытается на себе примерить 3-4 специальности ещё в процессе обучения. Они себя ищут. И вот такой пакет возможностей, когда ребёнок, абитуриент может получить среднее профессиональное образование, далее выбрать направление бакалавриата, далее выбрать магистратуру программу и таким образом выстроить себе универсальный пакет компетенций, который будет востребован со стороны работодателя. Это сегодня, на мой взгляд, очень интересная траектория. Потому что когда нам задают вопрос, а какой сегодня управленец, мы говорим, управленец – это тот человек, который обладает большим количеством компетенций. Это точно также как председатель кооператива, как председатель Райпо, который не может быть узкоориентирован только на одно направление подготовки и должен быть специалистом, скажем так, правого уха только. Да? Он должен обладать компетенциями и в сфере экономики, и сфере права, и бухгалтерского учета, и должен он естественно обладать широким кругозором, и коммуникационные навыки у него должны быть. И всё это проявляется в процессе обучения. В процессе того, что перед ними, перед абитуриентами и уже студентами новые вызовы появляются в лице необходим… в лице новых коллег, преподавателей, необходимости освоения новых компетенций, новые вызовы со стороны работодателей, которые сегодня от нас просят все больших и больших компетенций, потому что у нас реалии жизни меняются. Вот даже пандемия сегодня полностью переориентировала образовательный процесс. Вот, например, направление «Товароведение». Мы стали уходить в сторону электронной коммерции, электронной торговли, потому что стала эта тема очень востребована. И мы понимаем, что если у нас этим модулем не будут наши студенты овладевать, они будут отставать от жизни. И вот реалии жизни в той или иной специальности, направлении подготовки диктуют свои условия. Мы естественно на это реагируем вместе с нашим работодателями, потому что традиционно каждый год мы наши учебные планы и наши образовательные программы пересматриваем с точки зрения того, что им нужно в первую очередь, чтобы не было потрачено время и самих работодателей, и уже выпускников, когда они, приходя на работу, вынуждены переучиваться. Вот мы хотим этого избежать, чтобы они уже абсолютно подготовленными пришли к нашим базовым работодателям.
И вот в этом смысле, конечно, очень интересен опыт Российского университета кооперации, когда мы под базовых работодателей и готовим… под их запросы готовим отдельно взятые группы. И они практику, начиная с первого курса, там проходят, оплачиваемую, когда речь идёт о базовых работодателях. Они и работать начинают там. И мы понимаем, для вуза… Вот что для нас самое важное? Мы и родителям об этом говорим. Нам важно гарантировать трудоустройство наших выпускников. И мы это начинаем делать с первого курса, чтобы они имели реальный трудовой навык. Мы… У нас, конечно, свой практически в этом есть интерес, потому что мы в рамках мониторинга отчитываемся по трудоустройству. Вы это тоже знаете, Елена Владимировна. Но для нас очень важно, чтобы они оторванными от жизни не были, чтобы они понимали, что такое их специальность и их направление на практике и по-настоящему, чтобы они это ощущали.

Е. Брызгалина ― Алсу Рустэмовна, а вот Ваши выпускники, они сами-то на что настроены? Стать наемными сотрудниками? Или всё-таки рискнуть и открыть свое дело? Вот в этом ваши выпускники как-то отличаются от выпускников других вузов?

А. Набиева ― Вот здесь я хочу, Елена Владимировна, Вам ответить итогами рейтинга «Интерфакс», который оценил вузы страны по уровню предпринимательского образования. И вот мы вошли, Российский университет кооперации, в десятку лидеров этого…

Е. Брызгалина ― Поздравляем Вас!

А. Набиева ― Спасибо. И этот рейтинг подтверждает, что мы даём именно предпринимательское образование. И нам отрадно было увидеть результаты этого рейтинга, потому что на самом деле он подтверждает наше в первую очередь желание. Мы в рамках каждой специальности, направления подготовки даём студентам предпринимательским модуль. И сама кооперация и кооперативное образование – это в первую очередь предпринимательское образование. Конечно, здесь существует несколько мнений о том, что это генетически передается, вот это предпринимательство. Кто-то даже говорит, что это где-то на уровне авантюризма, такие должны быть характерные черты у человека. Но мы считаем, что этому можно обучать и обучать профессионально. И сегодня очень много программ реализуется в университете с другими институтами развития предпринимательства. Это и фонды поддержки предпринимательства. Это министерства экономики как региональные у нас, которые поддерживают студенческие инициативы. Это и наш Центросоюз Российской Федерации, наш учредитель.
190 лет в этом году мы отмечаем системе потребительской кооперации. У нас большой юбилей. И наша система она поддерживает стартапы студентов, которые направлены на развитие кооперативного предпринимательства. Это в каждом отдельно взятом регионе каждый год у нас защищаются такие проекты, и они реализуются. Каждый отдельно взятый Райпо поддерживает эти проекты. И вот для нас тоже очень интересна динамика этого процесса. И студенты сейчас делают больше проектов, связанных с цифровизацией кооперации. Вот, например, недавно у нас был реализован проект по цифровизации кооператива, чтобы кооператив мог все свои операции проводить на базе блокчейн-платформы, чтобы все транзакции с паями были очень открыты, были прозрачны, все подписчики видели, как это всё происходит. И даже настолько понравился этот проект нашему Татпотребсоюзу, что взяли отдельно взятой кооператив, и вот на базе этого кооператива начали реализовывать эту модель. И мы хотим посмотреть, какая у нас статистика работы будет в течение года. И если всё будет успешно, мы хотели бы масштабировать этот проект. И цифровизация, она у нас сегодня везде. И в образовании.
И вот даже я хочу сказать нашим абитуриентам, которые документы в этом году хотят подавать, что подавать можно дистанционно. То есть и здесь у нас таким образом цифровизация добралась. Уже второй год у нас приемная комиссия работает онлайн в том числе. Поэтому цифровизация у нас во всём. И в кооперации, и в образовательном процессе. И преподаватели уже в этот процесс втянулись очень активно. И мы реализуем очень хорошие проекты по сетевому образованию. У нас есть наша система кооперативного образования, она уникальная. Здесь три университета больших. Это Российский университет кооперации, который я представляю сегодня. Это Сибирский университет потребительской кооперации. Вот мы буквально на прошлой неделе были в Новосибирске, 65 лет отметили нашему сибирскому университету. Это Белгородский университет потребительской кооперации. Это еще 38 регионов, где реализуется отдельно взятое среднее профессиональное образование кооперативное. То есть география очень широкая. И вот мы все объединены учредителем нашим Центросоюзом Российской Федерации. И внутри у нас очень активные горизонтальные контакты, что нам позволяет делать лучшие образовательные программы для наших абитуриентов, чтобы лучшие наши кадры встречались и общались сегодня уже на электронных платформах с нашими студентами. И где бы ни находился, скажем так, лучший преподаватель по той или иной интересной дисциплине, сегодня наши электронные площадки позволяют встречаться ему со всеми студентами. Это…

Е. Брызгалина ― Алсу Рустэмовна, очень интересно. Мы вынуждены прерваться на новости. Уважаемые радиослушатели, оставайтесь с нами в разговоре о кооперативном образовании.

Е. Брызгалина ― Уважаемые радиослушатели, мы продолжаем эфир программы «Трансформаторы». Сегодня в гостях у программы Алсу Рустэмовна Набиева, ректор Российского университета кооперации, депутат Государственного Совета Республики Татарстан. Продолжаем важный разговор об образовании, максимально приближенным к практике. Алсу Рустэмовна, не секрет, что преподаватель в вузе – главный создатель образовательной среды. Он должен быть и организатором, и оратором, и аналитиком, и психологом, и экспертом в своей узкой области, и эрудитом во всех областях. У Вас в вузе принято оценивать преподавателей? На какие качества Вы обращаете внимание, обращают внимание, может быть, Ваши студенты?

А. Набиева ― Елена Владимировна, спасибо. У нас сегодня для преподавателей непростое время. Конечно, мы обращаем внимание на многие их качества. И это определяется индивидуальным планам преподавателя, на то, как они качественно готовят методические материалы, как они читают лекции, насколько заинтересованы студенты. Есть рейтинг со стороны студентов в отношении преподавателей. Каким образом они наукой занимаются. Естественно эти наши базовые показатели по… и как они индексируются, какие у них рейтинги. Оцениваются всё. Их коммуникационные компетенции, в том числе то, как они проявляют себя в качестве кураторов академических групп либо индивидуальных кураторов. Поскольку студенты, уже обучавшись 1-й семестр, могут себе выбрать индивидуального куратора, и по тому, кого они выбирают, и насколько часто они выбирают того или иного преподавателя, мы судим и о профессиональных качествах преподавателей, и о его коммуникационных качествах. И вот здесь мы выстраиваем общую картину. И, ну, конечно же, наши студенты, они обращают внимание на преподавателей-практиков. Всегда очень интересно, когда приходят преподаватели-практики. Вы знаете, что в рамках каждого образовательного стандарта определяется процент преподавателей-практиков, которые должны обеспечивать реализацию образовательной программы. Естественно этот процент выдерживается, но мы хотим чтобы наших преподавателей-практиков было больше. И мы очень много внеучебных мероприятий проводим с привлечение преподавателей-практиков, которые рассказывают о том, каким образом реализуется тот или иной аспект практической деятельности вот в рамках того или иного направления подготовки. Я горжусь нашими преподавателями, нашим уникальным педагогическим… профессорско-педагогическим нашим коллективом. У нас самым взрослым нашим действующим профессорам 92 года, которые в строю, которые молодые, которые прекрасно владеют и компьютером, и вот всеми программами, которые сегодня существуют. Это вот на самом деле у нас уникальный коллектив, который дает возможность развиваться, глядя на них и студенчеству тоже, и они наставниками являются для наших молодых преподавателей.
А вот, что касается практикоориентированности наших преподавателей, я хочу сказать, что у каждого структурного подразделения, у каждой кафедры, у каждого филиала есть проект, который они реализуют. Дополнительный проект. Вот у нас каждый филиал, он является центром компетенции по тому или иному направлению, связанному с нашим университетом. Например, Башкирия – это тема, связанная с кооперацией. Владимир – это социальное предпринимательство. Камчатка и Калининград, наши крайние с точки зрения географии филиалы отвечают за международную деятельность и с той, и с другой стороны. То есть каждый филиал реализует очень интересный проект, который транслирует далее на весь университет. И также каждое структурное подразделение, каждая кафедра. За каждой кафедрой закреплена та или иная инициатива, которая реализуется. Вот, например, все кафедры бухгалтерского учета, которые у нас есть, они являются ресурсными центрами по развитию кооперации. И на многих их базах существуют ревизионные союзы региональные. Они альтернативно… Они вторые, где-то третьи ревизионные союзы. А это что значит? Это значит, что в этом ревизионном союзе собираются кооперативы, которые создаются также благодаря участию вуза. То есть ресурсный центр и вклад в развитие кооперации по-настоящему. Что делает этот ресурсный центр? Помогает инициативным гражданам собраться и объединиться в кооператив, причём помогает как в подготовке документов, так в регистрации. Далее когда вступает этот кооператив в ревизионный союз, мы помогаем им с отчётностью, помогаем им подавать документы на получение грантов, в составлении бизнес-планов. И это всё бесплатно естественно для наших инициативных граждан, которые хотели бы стать кооператорами. Что от этого имеет университет? Наши студенты получают замечательный практический опыт, что такое кооперация изнутри. И у нас есть уже своя статистика для того, чтобы мы могли исследования проводить и рекомендовать кооперации, каким образом развиваться вот в том или ином аспекте, значит, внутреннего развития данного института. Поэтому здесь у нас большой практический опыт. У каждой кафедры, у каждого структурного подразделения, у каждого филиала есть такие замечательные проекты, которые на сегодняшний день соотносятся с теми задачами, поставленными перед нами в национальных проектах. Естественно для того, чтобы качественно выполнить эти задачи, мы их разбили, и каждый наш филиал несёт ответственность за ту или иную задачу. Конечно, хотелось бы, чтобы университет достойно выглядел и в программе приоритета академического лидерства. Хотелось бы, чтобы у нас успешно этот проект также был реализован. Существует консорциум на базе Российского университета кооперации по развитию потребительской кооперации. В этот консорциум вошло уже более 10 вузов. У нас процесс этот продолжается. Мы благодарны нашим коллегам, которые продемонстрировали, во-первых, свое желание заниматься развитием кооперативного сектора экономики. Много аграрных вузов. И эта тема дала нам возможность развиваться. Вот мы сейчас хотим открыть диссертационный совет по экономике сельского хозяйства. Это тоже до нас определенный рост. Новые лицензировать программы, связанные с кооперацией, связанные с сельским хозяйством, с переработкой продукции сельского хозяйства как на уровне высшего образования, так и на уровне среднего профессионального, поскольку у нас был такой запрос. Сегодня есть комплексная программа развития сельских территорий. Очень много запросов именно по этому направлению. И вот мы здесь отвечаем и хотим очень быть востребованными и полезными.
И ещё, Елена Владимировна, я не могу не сказать о том, что у нас активно развивается направление, связанное с гостеприимством. И очень много профессиональных преподавателей, которые работают в индустрии гостеприимства. И здесь у нас и гостиничное дело. Здесь у нас и туризм. Здесь же у нас и технология общественного питания. Всё это традиционно наши кооперативные компетенции, потому что кооперация, она всегда славилась своим гостеприимством. А сегодня это что для нас? Это для нас первоклассное размещение на уровне 5 звёзд. Эта первоклассное питание премиальное, которое мы могли бы своим гостям предлагать. Это сервис и обслуживание. То, чему мы учим студентов. И очень много запросов у нас. И вот мы работаем и с «Космос групп», с нашими коллегами, которые хотят, чтобы наши студенты и летом, и в течение всего года проходили практику на их базах. И с Крымом активно работаем, со здравницами и с санаторными учреждениями для того, чтобы наши студенты получали практику, практическое образование на местах. То есть большая потребность и востребованность. И с точки зрения развития ресторанного бизнеса тоже привлечение наших студентов… Вот это, наверное, самые наши востребованные студенты. Начиная с первого курса, их уже буквально забирают у нас, пытаются забрать. Вот. Но тем не менее мы свои условия диктуют работодателем, понимая, что они у нас теоретическую базу, так или иначе основу должны пройти. И вторая половина дня у них всегда на местах. И вот всегда они загружены. А для нас это большой плюс. Мы понимаем, что они загружены профессиональной деятельностью.
Здесь у нас акценты на воспитание тоже сейчас поменялись. Ведь у нас с 1 сентября 21-го года изменялось… изменился документооборот в рамках воспитательного процесса. И все эти модули, они включены в основные образовательные программы. И на сегодняшний день молодёжь, она нуждается в том, чтобы мы пересмотрели программы наши и концепции воспитательной работы, то, чем мы занимаемся. И вот мы недавно изменили положение о студенческом самоуправлении вместе со студентами, пообщавшись. Вот после тех вызовов, которые у нас были в отношении молодёжи, подготовили специальную программу, которую отработали во всех регионах, согласовав с министерствами образования регионов, где-то с департаментами, и провели онлайн мастер-классы и онлайн-лекции и семинары как для молодых преподавателей, так и для самих студентов.

Е. Брызгалина ― Алсу Рустэмовна, то, что Вы говорите, очень важно. Вы ведь даете возможность не только попробовать себя в предпринимательстве, Вы помогаете молодым людям сформировать и реализовать свои жизненные цели в контексте развития страны, своего родного региона. Это очень важно.

А. Набиева ― Приглашаем, Елена Владимировна, мы всех наших абитуриентов и наших родителей в приемные комиссии нашего головного вуза и всех филиалов. Мы работаем всю неделю. Всегда на связи с вами. Уважаемые родители, мы можем гарантировать вам то, что ваши дети получат у нас качественное образование в очень теплой домашней среде среди очень дисциплинированных студентов. Это вот не потому, что я их люблю, а это на самом деле так. У нас очень много потомственных кооператоров учатся. Ждём вас в Российском университете кооперации.

Е. Брызгалина ― В программе «Трансформаторы» была Алсу Рустэмовна Набиева, ректор Российского университета кооперации, депутат Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, член комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству. Спасибо Вам, Алсу Рустэмовна за такой важный, содержательный разговор. Я уверена, что Вы обратили внимание на значимые и для родителей, и для абитуриентов вопросы поиска себя в этой жизни. Спасибо вам большое.

А. Набиева ― Спасибо.

Е. Брызгалина ― Доброго дня, дорогие радиослушатели! Спасибо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *