на пороге взрослой жизни беседа с подростками
«На пороге взрослой жизни». Внеклассное меропрятие для старшеклассников
Цель: Оказать помощь будущим выпускникам в приобретении знаний по основам выбора профессии, развить способность правильной самооценки и углублению знаний о разных профессиях.
У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
Вот этими слова из стихотворения В. Маяковского мы начнем нашу познавательную игру “На пороге взрослой жизни”. Сегодня она посвящена разным профессиям.
Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами встанет вопрос “Кем же мне стать?”. В силу многих обстоятельств не все могут получить высшее образование, поэтому некоторые из вас захотят получить рабочую специальность. И от того, как правильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь.
В качестве разминки вам предлагается шуточная викторина. За правильный ответ 1 балл.
Первый конкурс “Профессия и специальность”
Итак, мы проверяем ваши ответы. За каждый ответ команда получает I балл.
Вед. Сколько замечательных пословиц и поговорок сложено о людях труда, о труде. Сейчас вспомните, какие поговорки, и пословицы вы знаете. Мы поводим словесную дуэль. За каждую пословицу 1 балл. Начали.
Третий конкурс “Аукцион профессий”
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов: За правильный ответ 1 балл.
Четвертый конкурс “В мире профессий”
Пятый конкурс “Что это за профессии?”
Вед. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Только один ответ (из трех предложенных) является правильным. За верный ответ 1 балл.
технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.
Вед. Мы завершаем познавательную игру “На пороге взрослой жизни” и подводим итоги.
Занятие с элементами тренинговых упражнений «Подростки. На пороге взрослой жизни».
Занятие с элементами тренинговых упражнений «Подростки. На пороге взрослой жизни». (слайд 1)
создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе,
вызвать интерес у участников и настроить их на работу в группе.
Форма проведения: занятие с элементами тренинговых упражнений
Приветствие
Время 5 мин
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить, что подростковый и юношеский возраст – один из важнейших этапов жизни человека, который решает задачи во многом определяющие события дальнейшей жизни.
Каждый подросток неизбежно сталкивается с жизненными трудностями, которые ставят его перед необходимостью решать следующие задачи:
(слайд 2)
1. Развить свою независимость, а именно, научиться самостоятельно принимать решения; научиться ставить реалистичные цели в учёбе и работе.
2. Развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться всё более уверенным в себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.
3. В своих действиях научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.
С необходимостью решать эти задачи сталкиваются все подростки, и хорошо, если близкие взрослые могут помочь им в этом. Чтобы справиться с решением задач соответствующих своему возрасту, подростку необходимо снизить для себя значимость родителей и ослабить внутренние связи с ними. У многих подростков в этот период наблюдаются частые проявления агрессии, или наоборот, парень или девушка избегают взаимоотношений, замыкаются в себе, чувствуют себя одиноко и подавленно. Это нередко приводит к конфликтам подростков с родителями.
А это значит, что и родители, и подростки постоянно напряжены, делают много ошибок, постоянно срываются.
Для того, чтобы помочь подросткам и их родителям справиться с этими проблемами и решить задачи взрослеющего ребёнка наиболее эффективно, для этого мы сегодня собрались.
2.Знакомство с членами группы (слайд 3)
3. Приветствие – разминка: «Локотки» (музыкальное сопровождение)
Цель: создать благоприятный климат и доверительную обстановку в группе, развивать у участников тренинга навык взаимодействия.
При обсуждении упражнения выясняется, как было легче общаться. Участники должны прийти к выводу, что наиболее приятно, легко и эффективно общаться «на равных».
4. Сейчас мы предоставим слово инспектора по делам несовершеннолетних Шуваевой Зои Николаевне. (10-15 мин)
5. Принятие правил группы (слайд 5)
Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила
ПРАВИЛА РАБОТЫ ГРУППЫ:
Все то, что мы делаем в группе, является закрытой информацией и принадлежит лишь группе, и каждый из нас отвечает за то, чтобы информация, обсуждаемая здесь, не выходила за пределы группы.
Всей семьей участвовать в занятиях, проявлять активность в обсуждении вопросов и выполнении заданий, однако эта активность должна быть добровольной
Это очень важное правило, оно означает, что участники тренинга равны между собой, независимо от их должности, опыта, возраста, пола и т.п.
Это правило регулирует организационные вопросы – сбор группы, опоздания, использование телефонов во время занятий – все мы должны начинать и заканчивать вместе
Уважаем друг друга, не перебиваем, обращаемся по имени.
— БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ
В процессе общения мы не высказываем своих оценочных суждений о другом человеке и его мнении.
Каждый из нас говорит от своего имени.
— ИСКРЕННОСТЬ И ПРАВО «ВЕТО»
Каждый из вас искренне говорит том, что он чувствует, однако, если мы не хотим говорить на данную тему, то искренне заявляем о том, что не хотим обсуждать этот вопрос.
Давайте договоримся, как мы будем друг к другу обращаться. Заполнение бейджей участниками тренинга.
В случае если ведущий считает, что пора прекратить обсуждение или упражнение, он имеет право прервать их.
6. Упражнение: Нужные мне люди (слайд 6)
Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. (Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине.)
Продолжительность: примерно 15 минут.
Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди».
Инструкция: Мы хотели бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам.
Мы подготовила для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 10 минут.
Подведение итогов:
Легко ли вам было выделить шесть основных групп?
Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить?
Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий?
Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей?
Могу ли я иногда быть один?
Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?
Вывод: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей.
Рабочий листок:
Нужные мне люди
Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.
(. ) Деятели искусства
(. ) Родители
(. ) Пилоты
(. ) Автомеханики
(. ) Пекари
(. ) Уборщицы
(. ) Врачи
(. ) Аптекари и фармацевты
(. ) Нефтяники
(. ) Сапожники
(. ) Продавцы
(. ) Футболисты
(. ) Адвокаты
(. ) Актеры
(. ) Музыканты
(. ) Судьи
(. ) Политики
(. ) Священники
(. ) Бабушки и дедушки
(. ) Шахтеры
(. ) Работники милиции
(. ) Двоюродные братья и сестры
(. ) Психологи
(. ) Учителя
(. ) Крестьяне
(. ) Инженеры
(. ) Опекуны
(. ) Забойщики скота
(. ) Медсестры
(. ) Водители автотранспорта
(. ) Сотрудники уголовного розыска
(. ) Обслуживающий персонал в гостиницах
(. ) Ученые
(. ) Бездомные
(. ) Социальные работники
(. ) Тюремные служащие
(. ) Воспитатели в детских садах
(. ) Владельцы ресторанов
(. ) Братья и сестры
(. ) Прочие родственники
(. ) Правительственные чиновники
Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.
7. Упражнение – разминка «Карандаши» (слайд 7)
Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
8. Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок» (слайд 8)
Время: 15 мин: (работа 2-х групп: дети-родители)
Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.
Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка».
Анкета обратной связи по тренингу
В заключение рекомендуется провести небольшое анкетирование, направленное на получение ведущим обратной связи касательно прошедшего тренинга. Лучше, если ведущий будет не диктовать текст анкеты, а распечатает его и раздаст подростам для заполнения.
Инструкция. Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным. Подписывать этот листок не обязательно.
1. На этом тренинге я…
2. Основное, чему я научился(лась) на наших занятиях…
3. Больше всего мне запомнилось…
4. Мне не очень понравилось, что на тренинге…
5. Я бы хотел(а), чтобы при проведении следующих тренингов ведущий…
6. Думаю, что после тренинга изменится…
7. Мне больше всего понравилось, что на тренинге…
10. Ритуал прощания (слайд 10)
Мы завершаем наше тренинговое занятие. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.
Конспект занятия «Час общения «На пороге взрослой жизни» для 8–12 классов
Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Ход занятия:
2. Информационный блок
1 ведущий. В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.
• Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом «хочу».
• Во-вторых, оценить,каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».
• В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т. е. что сегодня обществу«надо».
Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.
2 ведущий. “Разминка”
1. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми плодами. (Буратино)
2. Кто мог написать мемуары “Как я была царицей”. (Старуха)
3. Автор воспоминаний “Встречи со слоном”. (Моська)
4. Специалист по одежде, для которого работа в порядке “вещей”. (Гардеробщик)
5. Место мягкой посадки продавца шаров. (Торт)
6. Огородная история о семейном подряде. (Репка)
7. Рабочее место короля. (Трон)
8. Место работы, где люди скрывают свое лицо. (Пасека)
9. Пиявочных дел мастер. (Дуремар)
10. Бывшая должность мистера Твистера. (Министр)
11. История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок)
12. Любимое занятие нерадивых дочерей. (Зевота)
1 конкурс “Аукцион профессий”
Скажите,в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов: За правильный ответ 1 балл.
2 конкурс. «Профессиональный»
Ведущий зачитывает названия малоизвестных профессий, а учащиеся должны определить, чем занимаются представители данного вида деятельности.Можно дать учащимся варианты ответов:
а) специалист, изучающий жизнь героев;
б) специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры;
в) специалист, изучающий старения живых организмов.
а) специалист, скрепляющий бумаги в архивах;
б) штамповщик скрепок;
в) машинист земельно-транспортной машины.
а) специалист, воплощающий эскиз рисунка ткани в материал при крашении;
б) специалист, занимающийся изучением и описанием ракообразных;
в) художник, рисующий ракообразных.
а) специалист, рассчитывающий допустимые дозы радиоактивного облучения;
в) специалист, рассчитывающий на ЭВМ компоненты комбикормов.
а) испытатель эскалаторов в метро;
б) контролер измерительной техники;
в) изготовитель швейного инструмента.
а) специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе;
б) вальщик деревьев в лесу;
в) специалист, изготовляющий коленчатые валы.
а) составитель меню;
б) ревизионный работник в столовой;
в) работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.
а) работник киностудии;
в) изготовитель киноэкранов.
а) работник в торговом флоте;
б) работник в сельском хозяйстве по изготовлению инвентаря;
в) работник, обслуживающий машины по разделению минералов.
б)Специалист по управлению транспортировкой продукции;
в)Организует конференции и научные саммиты.
а)Работает на компьютере;
в)Работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
а)Работает на рынке ценных бумаг;
б)Тот, кто изучает рынок;
в)Тот, кто изучает товарные марки и бренды.
а)Ищет деньги и возможности для организаций;
б)Фанат, которого занимает звезда;
в)Изучает пути развития предприятия;
а)Связан с политикой;
б)Специалист по рекламе и связям с общественностью;
в)Выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
3 конкурс: «Отгадай профессию»
Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы. (5 баллов)
Несколько раз за время службы меняет место жительства. Трудоустройство определяется условиями контракта. (4 балла)
Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет. (3 балла)
Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат. (2 балла)
Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища. (1 балл)
Эта профессия процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного. (5 баллов)
Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие к людям. (4 балла)
Цена одного часа консультации у данного специалиста стоит дорого. Во многих странах он является другом и советчиком 50-80% населения. (3 балла)
Не жалейте денег на здоровье!
В жизни это главное условие.
Почему? Да просто потому,
Что без душевного здоровья
Деньги нам уж ни к чему!
Он изучает причины душевных расстройств. (2 балла)
Психотерапия существует с незапамятных времен. В ХIХ веке прославил ее врач Зигмунд Фрейд. (1 балл)
3. Менеджер по рекламе
Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги. (3 балла)
Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, решителен, имеет творческий подход к делу. (2 балла)
Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. (1 балл)
Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходиться интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. (5 баллов)
Умеют убеждать, вести переговоры, отстаивать собственное мнение, проявляют твердость и независимость в отстаивании своего суждения, не боятся смелых идей, обладают способностью концентрировать и быстро переключать внимание. (4 балла)
Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. (3 балла)
Специалисту приходится отставать истину, быть аккуратным, гибким. (2 балла)
Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правого регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. (1балл)
Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. (5 баллов)
Имеет качества исследователя, организаторские способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, использовать современные технические средства обучения. (4 балла)
Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. (3 балла)
Двадцать пар за указкой следят.
Куда ж это Волга впадает?
Что жители делают и что там растят,
Иван Иванович всем объясняет. (2 балла)
Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах. (1 балл)
Этот специалист занят на строительстве объекта от начала и до конца. Он «одевает» здание в леса, вставляет окна, двери. (4 балла)
Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью. (3 балла)
В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, шершебель, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так «Мой глаз – ватерпас». (2 балла)
Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен без гвоздей. (1 балл)
4 конкурс: «Профессия и специальность»
При выполнении этого задания необходимо проявить артистические способности.
Капитаны команд выбирают одну из нескольких карточек с названием профессии (детский зубной врач, контролер в транспорте, продавец в магазине, директор фирмы). Участники должны разыграть ситуацию с представителем данной профессией. Команда соперника должна угадать профессию.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Формирование навыков речевого общения во время ООД, в повседневной жизни и деятельности детей Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.
Организация совместно детско-взрослой коммуникативной деятельности при решении задач Опдо Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.
Конспект по проведению общения детей в повседневной жизни «Чтение произведения Н. Н Носова «На горке» Цель: познакомить детей с произведением Н. Носова. Задачи: Образовательные: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных.
Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (подготовительная к школе группа) Уважаемые коллеги,предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке.
Консультация для родителей «На пороге к школьной жизни» Цель: вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки..
Пути развития речевого общения детей 4-го года жизни в разных видах деятельности Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности.
Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Цель: формирование активной педагогической.
Спортивное мероприятие для начальных классов «Стиль жизни — здоровье!» МБОУ Дальненская СОШ Пролетарского района Ростовской области Сценарий спортивного праздника «Стиль жизни – здоровье!» для.