на основе своего социального опыта определите все ли сферы современной общественной жизни
На основе своего социального опыта определите, все ли сферы современной общественной жизни развиваются прогрессивно. Приведите примеры.
Социализм в нашей стране сменился олигархическим феодализмом. Социальные лифты не работают.
Прогресс не ведёт к повышению умственных способностей людей в общей массе, скорее наоборот. У каждого в кармане сейчас процессор с вычислительной мощностью которые и не снились десять лет назад с доступом в интернет, а за решением простейших домашних заданий приходят на znanija.com
Ответом является буква «В)»
Рачительный хозяин 1.Экономный
2.Бережливый
3.Трудолюбивый
4.хозяйственный
5.Умный
Расточительный хозяин
1.не хозяйственный
2.Не экономный
3.Ленивый
Краткое описание: Рано или поздно каждый здравомыслящий человек задумывается о собственном бизнесе. Предприниматель — человек, который работает на себя и принимает самостоятельные решения, касающиеся жизнедеятельности фирмы.
История профессии: Если считать предпринимателями всех, кто осуществляет свою деятельность с целью извлечения выгоды, то этот вид деятельности возник в древние времена. Торговцы продавали заморским гостям всё, что можно было продать. Вначале продавали товары (скот, зерно, оливковое масло), потом приобрели актуальность услуги — почистить обувь, например. Таким образом, ребята зарабатывали себе на хлеб и осуществляли свою первую предпринимательскую деятельность. Есть идея, есть реализация, есть прибыль — вот нехитрые правила для ведения коммерческой деятельности. В 1723 году во Всеобщем словаре коммерции появился термин «предприниматель».… Социальная значимость профессии в обществе: Труд бизнесменов полезен в первую очередь тем, что они создают новые рабочие места. То есть чем больше людей, которые решили открыть своё дело, тем больше им понадобится сотрудников для осуществления задуманного. Сложно судить о востребованности данной профессии, так как человек не будет идти в кадровое агентство и спрашивать: «А есть ли спрос на предпринимателей; пришло ли мне время открыть бизнес?». Если услуга или товар, который предлагает бизнесмен, приживётся в обществе и условия будут лучше чем у конкурентов, то такая деятельность принесёт владельцу прибыль.
Массовость и уникальность профессии: У предпринимателя должны быть управленческие и организационные способности, также нужно уметь правильно распоряжаться финансовыми средствами. Отвечать придётся не только за себя, но и за подчинённых. Эта работа связана с рисками, стрессами и надеяться порой придётся на чудо или интуицию, но лучше — на адекватный бизнес-план.
Риски профессии: Риск — благородное дело. В результате предприниматель получает независимость и свободу выбора. Обычно этого очень не хватает, если работать «на дядю». Но этот плюс на определённом этапе развития фирмы может стать минусом — появляется ощущение зависимости от клиентов, партнёров, экономики в целом.
Сферы общественной жизни
6 класс, 8 класс, 10 класс
Подсистемы общества
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.
Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.
По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.
Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.
Экономическая сфера общественной жизни
Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.
Основные элементы экономической сферы:
Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.
В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.
Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.
Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.
Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.
У социальной сферы есть две формы:
Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.
Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Таблица с примерами сфер общественной жизни
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
Отношения в процессе производства, обмена и потребления.
Отношения по поводу права собственности.
Отношения в процессе предпринимательской деятельности.
Взаимосвязь государства и экономики.
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Отношения по поводу власти и управления обществом.
Отношения человека и государства.
Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
формы государственной власти;
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
социальная мобильность и социальные лифты;
национальные отношения; семья.
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
На основе своего социального опыта определите все ли сферы современной общественной жизни
Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
2. Что такое процесс глобализации?
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
К основным глобальным проблемам современности относятся:
— сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;
— экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);
— проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;
— болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);
— население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» — это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.
Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.
Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».
Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.
Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.
На основе своего социального опыта определите все ли сферы современной общественной жизни
Какие сферы общественной жизни (социальные процессы, явления), по вашему мнению, должны быть в наибольшей степени защищены от политического воздействия? Укажите три сферы (процесса, явления) и в каждом случае кратко поясните своё мнение.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Ответ на вопрос о распространённости политики в обществе прямо зависит от её трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи.
В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемнения её особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.
Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация может быть названа политической, если выполнение её распоряжений постоянно осуществляется на определённой территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа».
Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, её распространением на определённую территорию, наличием специальных органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером c общегосударственным (макро)уровнем её функционирования.
Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан‚ общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).
Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придаёт им особый аспект — делает их объектом воздействия публичной власти.
Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счёте многообразием качеств и социальных ролей человека.
Какое широкое понимание политики приведено в тексте? В чём, по мнению авторов, опасность такого понимания? Какие критерии политического предложены М. Вебером?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— любая деятельность и поведение, связанные с властью, авторитетом, организацией и управлением;
— затемнение особенностей политики, растворение её среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук;
— постоянство власти, её распространение на определённую территорию, наличие специальных органов принуждения.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Приведите три объяснения фразы: «Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества». Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Могут быть приведены следующие объяснения:
— политика предполагает согласование интересов различных политических сил;
— политика учитывает сложившуюся социально-экономическую ситуацию;
— политика может быть направлена на целенаправленное реформирование общества.
2) Дано объяснение понятию:
— политическая власть — способность индивида или группы лиц навязывать и проводить свою волю широким слоям населения с помощью правовых и политических норм и специальных институтов.
Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Чем авторы объясняют многоаспектность различных общественных объединений? Проиллюстрируйте тремя примерами это объяснение авторов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— многообразием качеств и социальных ролей человека;
2) примеры, допустим:
— одной из базовых социальных ролей человека является роль потребителя, в стране Z существуют многочисленные организации защиты прав потребителей;
— граждане реализуют свои политические права, Аркадий вступил в политическую партию;
— свободу вероисповедания граждане реализуют, участвуя в различных религиозных организациях: Макар — православный, он посещает приход РПЦ Московского Патриархата, а Рустам — мусульманин, он посещает мечеть.
Могут быть приведены другие примеры.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Политическая власть — способность индивида или группы лиц навязывать и проводить свою волю широким слоям населения с помощью правовых и политических норм и специальных институтов.
В правильном ответе должны быть указаны сферы (процессы, явления) и даны краткие пояснения, например:
1) религиозная сфера (вопросы религиозной веры — сфера свободного самоопределения человека, политическое принуждение не может привести человека к искренней вере или атеизму);
2) процессы, связанные с культурным творчеством (в культурном творчестве ценны свобода и разнообразие художественных идей, приёмов, а не пропаганда определённых политических идей);
3) экономические процессы (рынок должен оставаться преимущественно саморегулирующейся системой, следование политической конъюнктуре может привести к экономическому кризису, дезорганизации экономических связей).
Могут быть указаны другие сферы (процессы, явления), даны иные пояснения.
Выберите верные суждения о социальном интересе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальные интересы могут быть индивидуальными, групповыми, классовыми, общенациональными.
2) Социальные интересы проявляются только в духовной сфере общественной жизни.
3) Сущность интереса состоит в необходимости реализации потребности посредством включения субъекта в общественные отношения.
4) Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.
5) Социальный интерес является врождённым и не меняется в процессе социализации.
1) Социальные интересы могут быть индивидуальными, групповыми, классовыми, общенациональными. Да, верно, социальный интерес обусловлен принадлежностью к определенной социальной группе.
2) Социальные интересы проявляются только в духовной сфере общественной жизни. Нет, неверно, они могут проявляться в любой сфере жизни.
3) Сущность интереса состоит в необходимости реализации потребности посредством включения субъекта в общественные отношения. Да, верно, в этом сущность реализации интересов индивидом.
4) Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Да, верно, это определение понятия интерес.
5) Социальный интерес является врождённым и не меняется в процессе социализации. Нет, неверно, социальные интересы появляются и меняются в течении жизни, они обусловлены принадлежностью индивида к определенной социальной группе.
Установите соответствие между характеристиками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
Революция | Коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя |
Усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни посредством ряда постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ |
Реформа — частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя. Постепенные сверху частичные не во всех сферах.
Единственно верным ответом является: реформа.
Выберите верные суждения о системе российского права и ее компонентах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Система права — это единство правотворчества, правоприменения и правовой культуры граждан.
2) Отрасль права регулирует значительную сферу однородных общественных отношений.
3) Совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют социальные отношения в разных сферах общественной жизни, относят к процессуальному праву.
4) К отраслям частного права чаще всего принято относить гражданское, трудовое и семейное право.
5) В систему права входят правовые нормы, институты права и отрасли права.
1) Система права — это единство правотворчества, правоприменения и правовой культуры граждан. Нет, неверно, это совокупность правовых норм, институтов, отраслей права.
2) Отрасль права регулирует значительную сферу однородных общественных отношений. Да, верно, это ее определение.
3) Совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют социальные отношения в разных сферах общественной жизни, относят к процессуальному праву. Нет, неверно, к материальному.
4) К отраслям частного права чаще всего принято относить гражданское, трудовое и семейное право. Да, верно, это примеры отраслей частного права.
5) В систему права входят правовые нормы, институты права и отрасли права. Да, верно, это ее компоненты.
Какая сфера общественной жизни нашла отражение в тексте?
Какое явление отражают приведённые в тексте данные?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации социальных групп.
Ответ: Правильный ответ должен содержать:
1. Социальная сфера общественной жизни.
2. Социальная мобильность
3. Социальные группы выделяются:
а) по количеству членов;
б) по характеру взаимодействия;
в) по характеру создания;
г) по способу объединения;
д) по ценности для индивида;
е) по времени существования.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни — социальная;
2) явление, отражённое в статистических данных, — социальная мобильность;
3) критерии классификации социальных групп:
— численность (большие и малые);
— характер взаимодействия (первичные и вторичные);
— факт существования (номинальные и реальные);
— сплочённость и характер взаимодействия (формальные и неформальные);
— время существования (временные и устойчивые).
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Какую тенденцию политического участия автор называет наиболее актуальной? Какое влияние, с точки зрения автора, оказывает эта тенденция на политическую сферу общественной жизни? Какое условие высокого уровня участия граждан демократического государства в политической жизни он называет?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.
Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах не характерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.
Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.
Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.
По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.
По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие. Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическое участие». Какие три точки зрения на причины кризиса политического участия приводит автор (изложите суть точек зрения)? В каких режимах и по какой причине явка на избирательные участки, как пишет автор, является почти сто-процентной?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление;
2. три точки зрения:
— кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам;
— он вызван отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации;
— кризис вызван тем, что простые формы политического участия теряют свою действенность;
3. режим и причина высокой явки:
— высокая явка наблюдается в недемократических режимах по причине принудительных мер со стороны государства.
Может быть дана иная формулировка определения.
Автор пишет, что уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Какие две группы граждан можно выделить по такому признаку, как отношение к политической системе? Приведите по два объективных и субъективных фактора, которые влияют на решение гражданина об участии в голосовании.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— группа граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение;
— группа граждан, выражающих таким образом свой протест;
— объективные: уровень выборов, активность информирования граждан о выборах и их значении;
— субъективные: уровень политической культуры избирателя, его личностные психологические качества.
Могут быть выделены другие группы и приведены другие факторы.
Автор пишет, что высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе. Уровень снижается по мере роста индивидуалистических настроений. Приведите по одному аргументу в защиту и в опровержение данной точки зрения. В какой демографической группе уровень абсентеизма особенно высок? Своё мнение обоснуйте.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— аргумент в подтверждение: если в обществе и в ближайшем окружении избирателя принято ходить на выборы и для него важно мнение окружающих, то избиратель будет участвовать в выборах;
— аргумент в опровержение: не всегда фокусирование на личных интересах приводит к снижению интереса к политике, гражданин, наоборот, понимает, что успех его деятельности зависит от гарантий со стороны политической власти, поэтому заинтересован в победе соответствующих политических сил и принимать участие в выборах;
2. Демографическая группа:
— уровень абсентеизма особенно высок среди молодёжи;
— это может объясняться тем, что интересы молодёжи сосредоточены на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях, молодые люди не видят непосредственной связи между личным успехом и активным политическим участием.
Могут быть приведены другие аргументы и объяснения
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическое участие».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Политическое участие — это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— отказ граждан от участия в политической жизни социума;
— тенденция негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти;
— преобладание коллективистских настроений в обществе.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
По данным Всесоюзной переписи населения, в 1970 г. в СССР проживали 241 720 тыс. человек. Из них 57 % проживали в городах и 42 % в сельской местности. В структуре ВВП на долю сельского хозяйства (включая охоту и рыболовство) приходилось 16,3 %, на долю промышленности (включая строительство) 45,7 %, на долю сферы услуг (включая торговлю, транспорт и связь) – 38 %.
Какие сферы общественной жизни нашли отражение в этих данных?
К какому историческому типу общества можно отнести СССР согласно этим статистическим данным?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия выделения исторических типов общества.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сферы общественной жизни – социальная и экономическая;
2) исторический тип общества – индустриальное;
3) критерии выделения исторических типов общества:
— соотношение городского и сельского населения;
— структура экономики или структура ВВП;
— уровень социальной мобильности;
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите верные суждения о глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
2) К движущим силам глобализации относится деятельность транснациональных корпораций.
3) К причинам глобализации относится увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами.
4) Глобализация проявляется исключительно в экономической и политической сферах общественной жизни.
5) Необходимость решения глобальных проблем совместными усилиями способствует глобализации.
1) Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Да, верно, это определение процесса глобализации.
2) К движущим силам глобализации относится деятельность транснациональных корпораций. Да, верно, они представляют собой одних из субъектов глобальных экономических процессов.
3) К причинам глобализации относится увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами. Нет, неверно, это одно из негативных последствий глобализации, глобальная проблема «Севера и Юга».
4) Глобализация проявляется исключительно в экономической и политической сферах общественной жизни. Нет, неверно,она проявляется во всех сферах жизни.
5) Необходимость решения глобальных проблем совместными усилиями способствует глобализации. Да, верно, так как ведет к усилению интегративных процессов между государствами.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты происходят только в социальной сфере общественной жизни.
2) Социальный конфликт отражает противоречие интересов различных социальных групп.
3) Государство может выступить в роли арбитра для сторон социального конфликта.
4) Социальные конфликты могут быть спровоцированы политикой государства.
5) Все социальные конфликты протекают в явной форме.
1) Социальные конфликты происходят только в социальной сфере общественной жизни — нет, неверно.
2) Социальный конфликт отражает противоречие интересов различных социальных групп — да, верно.
3) Государство может выступить в роли арбитра для сторон социального конфликта — да, верно.
4) Социальные конфликты могут быть спровоцированы политикой государства — да, верно.
5) Все социальные конфликты протекают в явной форме — нет, неверно.
По данным российской переписи населения, в Российской империи в 1897 г. проживал 125 640 021 житель. Из них 86,6% проживало в сельской местности и 13,4% в городах. Самым крупным сословием было крестьянство — 77% населения, мещане составляли 10,7%, казаки — 2,3%, дворяне — 1,5%, духовенство — 0,5%. Уровень грамотности составлял 19,8%.
Какую сферу общественной жизни отражают эти данные?
К какому историческому типу общества можно отнести Российскую империю на рубеже XIX—XX вв. согласно этим статистическим данным?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия выделения исторических типов общества.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни — социальная;
2) тип общества — традиционное;
3) критерии выделения типов общества;
— основная отрасль экономики;
— соотношение занятости населения в различных отраслях экономики;
— социальная структура общества;
— характер воздействия человека на природу;
— преобладающие формы мировоззрения.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите верные суждения о реформах как способе преобразования общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Реформы предполагают изменения в какой-либо сфере общественной жизни.
2) Целью реформ всегда является изменение фундаментальных основ системы, в которой они проводятся.
3) Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.
4) Реформы проводятся органами государственной власти.
5) Главным отличием реформы от революции является использование исключительно ненасильственных способов преобразования общества.
1) Реформы предполагают изменения в какой-либо сфере общественной жизни. Да, верно, они не вносят фундаментальных изменений существующего строя.
2) Целью реформ всегда является изменение фундаментальных основ системы, в которой они проводятся. Нет, неверно, это признак революции.
3) Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Да, верно, например «Великие реформы» Александра II историками рассматриваются как прогрессивные, а «Контрреформы» Александра III — реакционные и регрессивные.
4) Реформы проводятся органами государственной власти. Да, верно, они разрабатываются и проводятся государством.
5) Главным отличием реформы от революции является использование исключительно ненасильственных способов преобразования общества. Нет, неверно, существуют реформы, осуществляемые насильственными методами (например, коллективизация и раскулачивание; культурные преобразования Петра I и т.д.)
Международное разделение труда и международное производство являются проявлениями в экономической сфере более общей тенденции современного общественного развития. Назовите эту тенденцию. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два её проявления в двух других сферах общественной жизни. Снчала укажите сферу, затем проявление.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
С началом промышленного переворота, модернизацией транспорта и связи международное разделение труда бурно нарастало. При этом в международное разделение труда втягивается подавляющее большинство государств. Меняется и характер этого разделения труда. Во-первых, межотраслевое разделение труда (обмен сельскохозяйственной продукции на готовые изделия), господствовавшее в течение нескольких столетий, ныне замещается и дополняется внутриотраслевым (обмен одного типоразмера продукции на другой), придающим особое постоянство экономическим связям между партнёрами. Во-вторых, всё большее значение приобретает обмен товаров на услуги. Поскольку обмен услугами и межотраслевой продукцией к началу тысячелетия превысил половину общего оборота мировой торговли, этот феномен получил название нового международного разделения труда.
Международное разделение труда, особенно в его новых формах, необратимо. Именно этот элемент позволяет определённому числу государств оптимизировать народно-хозяйственную структуру и получить осязаемые выгоды. Поэтому он будет углубляться и совершенствоваться независимо от воли и намерений тех или иных производителей и государств.
При этом международное производство ведётся как на иностранных предприятиях, размещённых в зарубежных странах, так и на основе подрядов, переданных местным предприятиям. Вследствие этого иностранные компании добиваются не только снижения издержек производства, но и экономии первоначальных инвестиций, а также упрощения и удешевления управленческих структур, так как подрядчики сами отвечают за переданную им фазу производства. Существует и другая форма международного производства: головное предприятие, расположенное в развитой стране, превращается в чисто сборочное, а производство деталей и компонентов для сборки размещается в соответствии с ценой факторов производства за рубежом.
Поскольку международное производство является одним из важнейших инструментов борьбы за рынки сбыта, оно быстро растёт.