на основе чьих либо воспоминаний расскажите о повседневной жизни в городе или деревне в 1930
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ В СССР В 1920-1930-Е ГОДЫ
Жизнь и умонастроения советских граждан в период 20-30-х гг., во многом определявшиеся зигзагами экономической политики государства.
Повседневная жизнь в эпоху 20-х гг.
Начало 20-х годов было связано в жизни советского общества со значительными изменениями в экономической политике Советской России. С 1921 г. страна перешла к НЭПу, что не могло не сказаться на жизни простого человека. Крестьяне с надеждой смотрели в будущее, так как отменялись чрезвычайные меры времен Гражданской войны. В то же время в 1921-1922 гг. страна столкнулась с засухой и неурожаем, от голода погибло от 1 до 5 млн. человек. В 1924 г. был введен единый сельхозналог (в денежном виде) вместо продразверстки, крестьянам разрешалась аренда земли и использование наемного труда. Рос слой среднего крестьянства. Также происходило разгосударствление и в сфере промышленности и услуг, росло количество частных предприятий, их собственников стали называть «нэпманами». Для борьбы с гиперинфляцией в 1922-1924 гг. Совнарком принял решение о введении червонца, что стабилизировало экономическую систему. В городе была отменена карточная система, восстановлена плата за проезд и жильё. Предприятия перешли на хозрасчет, а рабочие стали получать сдельную оплату труда. Возвращение товарно-денежных отношений вызвало неоднозначную реакцию общества, вновь случались забастовки на заводах, рабочие требовали повышения оплаты труда, росла безработица.
Повседневная жизнь в эпоху 30-х гг.
Индустриальный рывок начала 30-х годов был также в значительной степени достигнут за счет социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашен курс на сплошную коллективизацию, ударивший не только по кулакам, но и среднему крестьянству. Среди крестьян вспыхивали волнения, в ходе которых было убито около 10 тысяч представителей советской власти и колхозных активистов. Параллельно все частные лавки, магазины, мастерские, предприятия перешли в собственность государства.
В 1932-1933 гг. из-за голода погибло около 3-4 млн. человек. В результате коллективизации и «ликвидации аграрного переселения» городское население в СССР значительно выросло. Росло население старых городов, стремительно увеличивалось количество городских поселков, возникавших вокруг новых центров промышленности. Государство стремилось регулировать процесс миграции населения: в 1932 г. вводились паспорта, появился институт прописки населения, как крестьян, так и горожан. Колхозникам и единоличникам паспорта были не положены. При этом масштабного жилищного строительства в Москве, Ленинграде не велось. Горожане в основном жили в бараках и коммунальных квартирах в крайне стесненных условиях. До конца 1934 г. основные продукты питания и промтовары распространялись среди населения по карточкам. При этом население распределялось на категории, в зависимости от принадлежности к той или иной группе устанавливался и размер пайка. Лишенцы, урезанные в гражданских правах (представители буржуазии, дворянства, лица духовного сословия), были вне системы распределения и покупали необходимые товары в магазинах. С начала 1935 г. карточная система была отменена, но вместо нее вводились ограничения на продажу товаров в одни руки. 1936 и 1939 гг. были неурожайными, что привело к острой нехватке продовольствия в городах. Ситуация со снабжением городского населения непродовольственными товарами также оставалась непростой, поскольку после свертывания НЭПа фактически не осталось кустарного производства, не хватало обуви и одежды, за ними выстраивались очереди в магазинах. Дефицит рождал появление спекулянтов.
Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. В 1930 г. была закрыта последняя биржа труда, что означало решение проблемы безработицы. При этом рабочие сталкивались с крайне тяжелыми бытовыми условиями: зачастую спали в палатках, страдали от перебоев со снабжением. В этих условиях власти решили поддержать инициативы рабочих и опереться на трудовой энтузиазм. В августе 1935 г. состоялся рекорд шахтера А.Г. Стаханова, добывшего 102 т. угля за смену. Эти рекорды поддерживались властями мерами материального поощрения, имена ударников труда были известны всей стране. В тоже время в рабочей среде росло социальное недовольство, увеличивался разрыв в оплате труда между рабочими, повышались нормы труда.
Но власти не только поощряли ударников производства, но и ужесточали режим работы на предприятиях в условиях текучки кадров и увеличения брака на производстве. С 15 января 1939 г. в СССР вновь вводились трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. На следующий год был принят указ, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым.
Русские крестьяне вспоминают о жизни при Сталине
Воспоминания Васильевой В.П.
Васильева Валентина Петровна родилась в деревне под Омском в 1928 г. Живет в Подъяково. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г. (спецэкспедиция фонда «Исторические исследования»).
«Я, конечно, могу рассказать, про то, что ты, милая, спрашиваешь. Но не заберут ли? Ведь я стану говорить не так, как про то в книгах написано. Про правду жизни мы только промеж собой могли говорить. Да и то… Это сейчас всё можно говорить. Мы привыкли к другому. С начальством или с кем приезжим мы всегда знали, как говорить. Как нужно им, так мы и говорили.
Типичная крестьянская семья до большевистских реформ
Воспоминания Михайловой А.З.
Михайлова Анастасия Захаровна родилась в 1906 г. в Алтайском крае. Живет в д. Балахоновке Кемеровской области. Беседу вела Лопатина Наталия в августе 1999 г. (спецэкспедиция фонда «Исторические исследования»).
Воспоминания Изотовой Д.М.
Изотова Дарья Максимовна родилась в 1909 г. в Минске. Живет в с. Елыкаево Кемеровской области. Рассказ записала Павлова Наталья в марте 1997 г.
Как только приехали, мужики наши стали пятистенки рубить. Завели, конечно, своё хозяйство. Сначала купили корову. Через три года у каждого хозяина не меньше шести коров стало. Скотины держали много. Деревня была середняцкой. Жили мы не совсем богато, но в достатке. Жили дружно.
Одевались мы в то, что сами ткали и шили: узорные юбки, рубашки холщовые, бельё для мужчин и женщин. Девчата вышивали такую красоту! Готовили сами себе приданое. На ногах во время работы носили лапти, а в воскресенье надевали ботиночки до колен, на каблучке. В них хорошо было выплясывать. Обувь покупали на базаре. Жили весело и дружно. Мужики тогда пили только по праздникам. Только по праздникам, даже не по выходным! В школе я не училась. Да какая там школа: некогда было!
Очень рано, в 17 лет, я вышла замуж и жила в семье мужа. Они были тоже, как и мы, середняками. Иван меня очень сильно любил. И я его. Бывало, едем с сенокоса, заберемся на воз, обопремся на локоть и смотрим друг на друга. Люди нас называли близнецами. Мы были с ним, как неразлей-вода. До свадьбы мы с ним дружили три года. Дружили по совести. Домой к друг другу не ходили, не то, что сейчас. Нигде не ночевали, не шарились. Зимой собирались большой компанией у кого-нибудь дома. Девки песни пели и пряли, а парни в карты играли, но не пили и не курили.
Воспоминания Благовещенской М.Г.
Благовещенская (Позднякова) Мария Гавриловна родилась в 1910 году в с. Грязное Курской области. Живет Кемерово. Рассказ записала правнучка Благовещенская Ольга в марте 2000 г.
Хлебозаготовки в сталинской деревне
Отец так переживал, что вскоре умер от сердечного приступа. Отношение односельчан к кулакам было неоднозначным. Работящие люди кулаками их не считали, а бездельники желали, чтобы раскулачивание проходило более жестоко. Со стороны властей к раскулачиваемым применялись всевозможные жесткие репрессивные меры. Всех, кто сопротивлялся раскулачиванию, выселяли в «Соловки», на Колыму и в другие отдаленные места. Так, мою сестру с семьей выселили на север. В чем были одеты, в том и, с голой душой, отправили этапом. Двое ее детей умерли по дороге от голода и мороза. Долгое время после коллективизации деревня оставалась крайне бедной. Но в период пика коллективизации это выразилось наиболее остро. Конфискации подлежало все: скот, имущество. Их дома брали под сельсоветы. При такой ситуации не обходилось без возмущений. Но это моментально подавлялось властями. А такие факты скрывались от народа. Противников коллективизации бесшумно арестовывали и ссылали. А люди узнавали об этом лишь по слухам. Сведения о выселенных, конечно, поступали, но они были далеко не радостными. Власти внушали людям, что коллективизация проходит замечательно, а жизнь людей вот-вот наладится. Активистами колхозов становились те, кто безгранично поверил в пропаганду. Бывало, доходило до фанатизма. Чаще это были легкомысленные люди, которым все равно терять было нечего.
Многих односельчан, наших друзей, знакомых вскоре назвали «врагами народа» и репрессировали. Людей забирали неожиданно, и большинство из них уже не возвращались. Обстоятельства и факты тщательно скрывались. У одной нашей соседки забрали мужа, и только через несколько лет она узнала, что его вместе с другими врагами народа согнали в заброшенную шахту и погребли заживо под землей. Все понимали, что людей чаще всего забирали без вины, но никто не протестовал, все молчали. Из-за страха за жизнь.
Был голод. В 1931-33 годах голод коснулся и нас. Взрослые приберегали скудную пищу детям, а сами пухли от голода. Это обстоятельство заставило нас покинуть центральную Россию и переехать в Кузбасс, где мы спаслись благодаря картофелю и другим местным овощам. В военные же годы в Сибири голод не коснулся моей семьи, так как работали на заводе и стабильно получали хлеб по карточкам, а все остальное выращивали на подсобном хозяйстве.
Воспоминания Панкратова А.Ф.
«Панкратов Алексей Федорович родился в 1907 г. в Тамбовской губернии, переехал в д. Покровку Кемеровской области. Рассказ записывался Берестовой Натальей со слов его сына Юрия Алексеевича в декабре 1999 г.
Раскулаченные на раскорчевке леса
Мы, конечно, могли бы и уехать. Но куда? Где было лучше? Да и паспортов у нас не было. Была только трудовая книжка, которая удостоверяла личность колхозника. Не уезжали мы из деревни и потому, что с детства к земле были приучены. Другого-то ничего больше делать не умели. Только за землей ухаживать…»
Воспоминания Дмитриевой Н.Д.
Дмитриева Нина Дмитриевна родилась в 1914 г. в д. Синяево Новосибирской области. Живет в Прокопьевске Кемеровской области. Рассказ записал Минор Дмитрий в январе 2000 г.
Колхознику разрешали держать свое хозяйство. Однако оно было очень маленьким: держали всего одну корову, несколько кур, уток, пару овечек. Инвентаря в таком хозяйстве не должно быть. Разве это хозяйство.
Воспоминания Владимира Купцова
Коллективизация в воспоминаниях. Архивные документы. Л.Н.Лопатин
1. Как происходила урбанизация в советском обществе? В чём проявились стихийность и организованность этого процесса?
2. Выясните, что такое «6 условий товарища Сталина».
Что такое номенклатура? Почему этот слой общества называют привилегированным?
1. Как появилось стахановское движение? Почему отношение к стахановцам в рабочей среде было двойственным?
2. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из участников стахановского движения.
1. На кого равнялась молодёжь Страны Советов?
2. Как появился ОСОАВИАХИМ, чем он занимался и какую роль играл в 1930-е гг.? Какая организация позже продолжила его деятельность?
3. Для чего была создана Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, какова была её дальнейшая судьба?
1. Почему Русская православная церковь и другие религиозные организации, а также «религиозные пережитки» в целом подвергались ожесточённым нападкам? О чём свидетельствует тот факт, что более половины населения страны продолжали считать себя верующими?
2. Подготовьте презентацию о каком-либо храме или другом памятнике культуры, погибшем в конце 1920-х — 1930-е гг. (можно взять памятник, который позже был восстановлен).
1. С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Как изменилась социальная структура советского общества в ходе индустриализации и коллективизации? (Укажите три самых важных, по вашему мнению, изменения и обоснуйте свой выбор.) Какие из этих изменений вам представляются положительными, а какие — отрицательными? Почему?
3. На основе чьих-либо воспоминаний расскажите о повседневной жизни в городе или деревне в 1930-е гг.
4. В каких художественных произведениях отражены особенности жизни и быта советских людей в 1930-е гг.? Насколько достоверно эти особенности воспроизведены? (Выберите одно произведение для анализа.)
5. Каким гонениям подвергались в 1920—1930-е гг. католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудаисты? (Подготовьте сообщение, выбрав одну из конфессий.)
6. Подготовьте презентацию о развитии какого-либо вида спорта в СССР в 1930-е гг. Проследите процесс превращения данного вида спорта из любительского в профессиональный. (Можно взять историю возникновения любимого спортивного клуба.)
7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Как был установлен стахановский рекорд и почему первым рекордсменом стал именно Стаханов? Какова была его дальнейшая судьба?
1. Что такое стратостат? С какими целями в СССР строили и запускали стратостаты? Какую роль они сыграли в истории воздухоплавания?
3. Какими легендами окружено плавание парохода «Челюскин»?
4. Почему в 1930-е гг. советские спортсмены не участвовали в Олимпийских играх? В каких международных спортивных соревнованиях они принимали участие и какой уровень показали?
5. Что предлагали обновить «обновленцы»? Почему, несмотря на активную поддержку власти, обновленцы проиграли борьбу за руководство Русской православной церковью?
На основе чьих-либо воспоминаний расскажите о повседневной жизни в городе или деревне в 1930-е гг.
людям, которым поставили диагноз тугоухость (нейросенсорная, сенсоневральная) нельзя слушать музыку, используя наушники, можно потерять слух, который у вас еще остался. слух нужно тренировать, а не одевать наушники.
это большой риск. люди перестают слышать низкие частоты, далее перестают слышать высокие и шипящие. постоянно идет реклама, где люди в наушниках слушают музыку, никого не волнует, что они разрушают свой слух и реклама умалчивает о том, что это можно к потере слуха.
три раза в неделю я хожу в секцию армейского рукопашного боя. мне нравится там тренироваться. хотя иногда лень туда идти, особенно, когда плохая погода. секцию ведет папин сослуживец и хороший друг. это он посоветовал меня туда записать. время от времени у нас устраиваются соревнования, в которых я пару раз занимал призовые места. по воскресеньям я с друзьями хожу в бассейн. родители купили нам абонементы на его посещение. я люблю плавать, веселиться, играть в водные игры. а недавно к нам в город приезжал зоопарк. мы всей семьей туда ходили. мне понравилось, а сестра была просто в диком восторге. больше всего нас позабавили белые тигрята и веселые обезьянки.
перед сном, когда все дела уже сделаны, я люблю полежать в тишине и почитать любимую книгу. если нет настроения для чтения, то оно всегда находится для игры в компьютерные игры. сестра любит наблюдать, как я играю. она радуется, когда я храбро убиваю монстров, которые ее пугают. она считает меня героем, а я стараюсь ее не разочаровывать. немного поиграв, мы отправляемся спать.
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Вопросы и задания к главе I
Стр. 83. еуроки – ГДЗ без мороки
1. Как вы думаете, почему мы называем революциями не только перемены в политической жизни? Что общего между революциями XVIII в. в различных сферах? Как эти революции изменили жизнь Европы? Почему они помогли ей вырваться на первое место в мире по темпам экономического развития?
Под революцией подразумевается коренное изменение основ жизни общества. Коренные изменения в каждой из сфер жизни общества затрагивают и другие сферы, вызывая такие же изменения.
Реформация, сопровождавшие ее изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма изменяли традиционный миропорядок. Начинается процесс модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствии с требованиями времени. Распространение капиталистических отношений в деревне запустило аграрную революцию, которая создала условия для промышленной революции. Развитие промышленности потребовало проведение транспортной революции. Транспортная революция привела к оживлению европейской и мировой торговли. Европа смогла вырваться на первое место в мире по темпам роста экономики благодаря модернизации, которая трансформировала все сферы жизни европейского общества, тогда как в других регионах сохранялось традиционное общество.
2. Как мы могли бы в целом охарактеризовать изменения в повседневной жизни людей, происходившие в Европе в XVIII в.? Сделали ли они жизнь европейцев лучше или хуже? Докажите правильность своего ответа.
Жизнь людей в Европе в XVIII в. быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали более современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало внимания воспитанию детей. Эти изменения сделали жизнь людей намного лучше. Развитие гигиены, разнообразие питания повысили качество жизни населения, что привело к снижению уровня смертности. В городах активно развивается социальная политика властей. Появление полиции способствовало снижению преступности. Эти изменения привели к общему повышению качества жизни европейского населения.
3. Продемонстрируйте на примерах, что принятие идеологии Просвещения было в интересах европейских монархов.
Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако все изменения наталкивались на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций. Кроме того, у ряда просветителей существовали готовые планы реформ – монархи стали переписываться с философами, интересоваться их мнением и в конце концов приглашать их на высшие государственные посты. Принималась идея о том, что власть монарха происходит не от бога, а от народа. Это имело несколько важнейших последствий. Отказ от традиций и оправдание своих действий благом народа привели к безмерному усилению государственной власти. Кроме того, отказ от религиозной основы власти монарха приводил к повсеместному появлению веротерпимости. В Дании в начале 1770-х гг. провозглашается свобода совести. В монархии Габсбургов вначале протестанты и православные были уравнены в правах с католиками, а затем был принят аналогичный закон и в отношении иудеев. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы. Итогом реформ просвещенного абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации.
5. Подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры эпохи Просвещения. Отметьте, как связано его творчество с теми изменениями в духовной жизни общества, которые происходили в XVIII в.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Его называют предтечей Великой французской революции.
Учение Жан-Жака Руссо содержит радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании посредством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым движениям.
6. Напишите рассказ от имени одного из правителей великих держав о том, какие внешнеполитические задачи стояли перед его страной. Определите, успешно ли он их решал.
Фридрих II – король Пруссии с 1740 по 1786 гг.
Пруссия – великое государство! Оно должно быть единым, а не разделено на разобщенные области. На Балтике мы должны потеснить Швецию. Моя задача – создать экономически и политически сильное государство, что невозможно без войн.
Я говорил, что с Россией мы будет друзьями! Так и произошло, вместе с Россией и нашими врагами австрийцами нам удалось договориться, и мы получили от Речи Посполитой Западную Пруссию. Теперь Бранденбург и Пруссия едины. Германия будет единой, я сделал большой шаг к благу германских народов.