на каком году жизни скончался сличенко
Родные Николая Сличенко прокомментировали его смерть
Сегодня на 87-м году жизни скончался народный артист СССР и художественный руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко. Печальная новость шокировала всех, кто знал замечательного артиста лично и по ролям в кино. В программе «Прямой эфир» на телеканале «Россия 1» члены семьи Николая Алексеевича рассказали о последних днях его жизни.
«Я сказала ему: «Только живи, потому что ты нам нужен. Он мне пообещал, что будет жить», – говорит Ольга со слезами в голосе.
Внук народного артиста СССР Николай пришел в студию программы «Прямой эфир» и подтвердил слова родственницы.
«Все думали, что поправится и все будет нормально, но, к сожалению, сегодня ужасный день, печальный», – говорит Николай Сличенко-младший.
Певец Александр Бердников, который приходится знаменитому артисту внучатым племянником, с грустью констатировал, что цыганский народ лишился сегодня своей главной звезды.
«Сегодня ушла целая эпоха. Ушел человек, который является лицом целого огромного цыганского народа. Человек безмерно талантливый, обаятельный. Я был бы рад на несколько процентов быть таким талантливым, как он. Мне посчастливилось видеть его в спектаклях. Когда он выходил на сцену театра «Ромэн», весь зал вставал. Аплодисменты продолжались минут пять, и так было каждый раз на спектакле. Я понимал – вот она величина», – вспоминает Бердников.
Александр выразил надежду, что пример Николая Сличенко поможет молодым цыганским артистам тянуться к вершинам актерского мастерства.
Еще больше интересных новостей – в нашем Instagram и Telegram-канале @smotrim_ru
Николай Сличенко
Биография
Николай Сличенко — советский и российский актер, режиссер, певец. Он стал единственным цыганом, удостоившимся звания «Народный артист СССР». Его любили не только обычные зрители, но и члены советского правительства. Талант Сличенко особенно ценил Леонид Брежнев.
Детство и юность
Николай Алексеевич Сличенко родился в декабре 1934 года в Белгороде в семействе оседлых цыган-сэрвов, где, кроме него, подрастали еще четверо детей. Когда Николаю шел 7-й год, грянула Великая Отечественная война, опалившая жизнь юного Сличенко навсегда. На глазах мальчика фашисты расстреляли отца. Горе, боль, голод и разруха — незабываемые детские впечатления Николая Алексеевича.
После окончания войны семейство Сличенко надолго остановилось в колхозе под Воронежем. Наравне трудились и взрослые, и дети. Мирная жизнь возрождалась, а вместе с этим и желание петь и плясать. У юного цыгана Николая Сличенко это получалось лучше, чем у остальных. Не раз парень слышал о себе, что такому таланту нельзя дать пропасть, надо бы отправить мальчика в «Ромэн».
Этот единственный в Советском Союзе цыганский театр, у истоков которого стоял сам Анатолий Васильевич Луначарский, начал чаще появляться в мечтах юного артиста. В конце концов, мысль стала материальной: в 16 лет парень был принят в «Ромэн». В том же 1951-м и началась творческая биография Николая Сличенко.
Руководитель театра Михаил Яншин даже не предполагал, что этот артистичный смуглый паренек когда-то сменит его и станет народным артистом СССР.
Однако до этого был долгий путь. На момент прихода в «Ромэн» Николай Сличенко стал самым младшим артистом труппы, но очень быстро он выучил наизусть тексты мужских ролей из театрального репертуара. Вскоре Николаю, выступавшему в массовке, начали доверять заметные роли.
Театр
Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой его поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.
Так Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу принесшей признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре ему предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Актер сыграл блестяще. Вместе с ним на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.
С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом ему досталась роль возрастная — дедушки в спектакле «Плясунья».
Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай Алексеевич много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Он попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.
В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказался Василь в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая Алексеевича в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке “Макрель”». В качестве режиссера поставил ряд спектаклей, самые яркие из которых — «Мы цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Птицам нужно небо» и др.
Особое место в творческой биографии Сличенко занимала песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились в исполнении певца композиции «Письмо матери», «Очи черные», «Ах, ручеек, ручеек» и «Гитара семиструнная».
Умер народный артист России Николай Сличенко
О смерти народного артиста СССР сообщила пресс-служба театра «Ромэн», художественным руководителем которого он являлся много лет. Точная причина смерти Сличенко пока не сообщается. Дата прощания с Николаем Алексеевичем будет известна позже.
«Звезда Николая Сличенко всегда будет сиять на небосклоне в созвездии «Тельца», память о нём мы навсегда сохраним в наших сердцах», — сообщается на сайте театра.
Напомним, в мае 2021 года Сличенко попал в Боткинскую больницу сразу из-за нескольких заболеваний. Он жаловался на недомогание и пониженное давление, а прибывшие к нему домой медики заподозрили пневмонию, но тогда артист отказался ехать в больницу. Спустя несколько дней дали о себе знать проблемы по урологической части, и Сличенко все же был госпитализирован, а позже даже переведен в реанимацию.
К слову, пока Николай Алексеевич находился на лечении, его первая супруга Сетара Казымова спровоцировала скандал, заявив, что артист бросил первую семью на произвол судьбы, а его сын проиграл в казино все пять квартир в центре столицы, оставив мать на улице.
Судьба Николая Сличенко складывалась непросто. Он родился 27 декабря 1934 года под Харьковом в семье оседлых цыган-сэрвов. Часть детства будущего артиста выпала на годы Великой Отечественной войны, на глазах мальчика расстреляли его отца. После войны Сличенко вместе с выжившими родственниками поселился в цыганском колхозе в Воронежской области и там же обрел мечту — услышал о существовании цыганского театра в Москве и решил, что будет там играть во что бы то ни стало.
В 1951 году Сличенко был принят в московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн» артистом вспомогательного состава. За свою карьеру он сыграл свыше 60 ролей на театральной сцене, снялся в таких популярных кинокартинах, как «В дождь и солнце» и «Свадьба в Малиновке». До конца своих дней он был художественным руководителем театра «Ромэн».
Время цыгана: умер народный артист СССР Николай Сличенко
Время безжалостно к человеку, но каждый раз, когда приходит пора прощаться с лучшими, трудно совладать с горестным чувством утраты. Николай Алексеевич Сличенко прошел долгий, удивительный, насыщенный событиями путь. Сегодня, 2 июля, на 87-м году жизни его не стало. «Известия» отдают дань памяти великому артисту.
Его имя навсегда связано с театром «Ромэн», первым и единственным в мире цыганским театром. Мальчишкой из воронежского колхоза пришел он в его стены в 1951 году да так и остался на всю жизнь. Артистичный красавец начал со второго состава, постепенно продвигаясь вперед и вверх — он был настолько органичен на сцене, что не нуждался в особом учении. Впрочем, за спиной у родившегося 27 декабря 1934 года в оседлой цыганской семье актера был уже немалый — и страшный — жизненный опыт.
Лев Лещенко, певец, народный артист России:
Николай Сличенко был человеком широченной души, выдающихся вокальных, актерских данных. Он привнес в цыганский театр не просто фольклорную народность, а сделал его эмоциональным искусством, за что его и ценили у нас в стране и за рубежом. Театр много гастролировал. В позапрошлом году на свой день рождения он прекрасно выглядел, замечательно пел и даже немного станцевал. Он останется в памяти как яркая, самобытная личность, большой талант, как настоящий друг. Николай был очень отзывчивым человеком, общаться с ним было огромным удовольствием. 50 лет я видел его на сцене, поклонялся его таланту. Мы с ним приятельствовали. Может, не слишком часто общались, но очень хорошо относились друг к другу. Для меня большая честь и гордость считать себя другом такого замечательного человека. Светлая ему память.
Детство будущего посла цыганской культуры прошло на оккупированной нацистами Украине, где каждый день любой цыган рисковал смертью или отправкой в концлагерь — человеконенавистнические теории Гитлера ставили этот народ в очередь на полное уничтожение. В 1942 году на глазах у маленького Коли был расстрелян его отец. Всё же семье удалось пережить кошмар оккупации и перебраться в цыганский колхоз под Воронежем. Там-то подросток Сличенко, мечтавший о славе артиста, и услышал о том, что в далекой Москве есть целый театр, сделанный цыганами для цыган. Впрочем, как вскоре он смог выяснить на собственном опыте, поклонниками настоящего цыганского искусства, необычной, не по-северному жгущей сердца культуры были миллионы, вне зависимости от языка или национальности.
Он сыграл более 60 ролей в театре, сам поставил более десятка пьес, снимался в кино (в его фильмографии такие всенародные хиты, как «Свадьба в Малиновке» и «Мы — цыгане»). И, конечно, пел. Популярности Сличенко на пике славы могли бы позавидовать рок-звезды — не наши, западные, «первой категории». «Однажды я выступал на стадионе в Воронеже и должен был спасаться бегством, потому что по окончании весь стадион ринулся в мою сторону. Мне быстро подогнали машину — «Волгу», я туда запрыгнул, а люди подняли ее на руки и стали качать. » — вспоминал он в канун 75-летия.
Иосиф Райхельгауз, народный артист России, худрук театра «Школа современной пьесы»:
Николай Сличенко был не только артистом, но прежде всего символом — символом того, как человек из низов, откуда-то из табора, из бродячей жизни может подняться на вершины признания. Ведь это единственный цыган, ставший народным артистом СССР! Он был обаятельнейшим, красивейшим, довольно быстро стал любимцем зрителей, а потом и худруком театра «Ромэн», который возглавлял очень долго. И надо сказать, что обязанности руководителя такого непростого коллектива он выполнял профессионально, талантливо и скромно. Никогда не требовал, не стучал кулаком, но работал очень убедительно.
Много-много лет он этот театр сохранял, но не переставал и сам выходить на сцену — например, замечательно пел цыганские романсы. Мне посчастливилось несколько раз выступать с ним в одних программах, участвовать с ним как с худруком в одних совещаниях, и он всегда производил впечатление человека доброго, благородного. И я всегда испытывал радость, когда встречал его. И сейчас, конечно, с большой грустью узнал об этом печальном событии.
В 1972 году он получил и формальное образование — окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Впрочем, Сличенко к тому времени уже и сам мог учить молодежь — чем вскоре успешно и занялся. Как писал сам артист в своей книге мемуаров, «режиссер начинается не с поступления в институт на режиссерский факультет и даже не с получения диплома о его окончании, а лишь с того момента, когда у него появляются своя тема в искусстве, свое отношение к явлению жизни, свой взгляд на всё, что совершается вокруг него». В 1978 году артист создал на базе Музыкального училища имени Гнесиных студию, где готовят кадры специально для театра «Ромэн», а в 2005 году открыл Цыганский национальный курс при Театральном институте им. Б. Щукина. И, конечно, именно тогда, в 1977 году, случилось, пожалуй, главное событие в его профессиональной жизни: он стал художественным руководителем театра «Ромэн».
Николай Сличенко на сцене театра «Ромэн», 1979 год
Радда Эрденко, певица, участница дуэта «RadaNik»:
Для нашей семьи это личная трагедия. Николая Алексеевича я знаю с детства. Мои родители заслуженные артисты России Николай и Роза Эрденко более 15 лет проработали вместе с ним. На тот момент папа был музыкальным руководителем театра «Ромэн», а Николай Сличенко — ведущим артистом. Его магнетическое обаяние распространялось не только на зал, но и на находящихся за кулисами. Профессионал высочайшего класса.
Папа мне рассказывал, как однажды он с друзьями решил подшутить над Николаем Алексеевичем. У него тенор — высокий голос. И подговорив гитаристов, решили сыграть его арию на тон выше. Но, поняв, что он с этим справиться, усложнили задачу и заиграли на два тона выше. Произведение было серьезное даже для тенора. И Николай Сличенко исполнил ее, а после вышел со сцены и просто сказал: «Что-то ребята вы сегодня высоковато взяли».
Он был не просто звездой, а человеком. У Сличенко был непререкаемый авторитет. Николай Алексеевич в мире цыган — № 1. Самородок, мальчик из простой семьи, наделенный музыкальным талантом. Наверняка все слышали «Очи черные» в его исполнении. От этих интонаций — мурашки по коже. Он создал себя и свою карьеру сам. О яркости его таланта, самобытности, человечности можно говорить бесконечно. Николай Сличенко был человеком без вредных привычек.
Он тяжело болел и при этом, как говорят артисты его театра, до последнего приходил на постановки. Ему необходимо было физическое присутствие в этих стенах. Его преданность театру «Ромэн» была безгранична. А его энергетикой пронизаны эти исторические стены. Такие люди как Николай Алексеевич Сличенко рождаются раз в сто лет.
В 1981 году он стал первым и единственным цыганом, которому было присвоено почетное звание народного артиста СССР. Впрочем, к тому времени он уже был действительно народным — и не только для собственного древнего народа, но для всех нас, кому довелось жить в Советском Союзе. «Своим» он считался, пожалуй, везде — от Белоруссии до Камчатки, от Заполярья до Средней Азии. А уж об отношении к нему самих цыган трудно и рассказать словами. Его обожали в исконном значении глагола — боготворили, его слово значило во многих случаях больше, чем мнение традиционного «барона».
Виктория Ушакова, руководитель цыганского ансамбля «Русска Рома»:
Николая Сличенко в цыганском мире знали все. К нему отношение было только с почетом. Слов нет, какая это для нас потеря. Он был безусловным авторитетом. После него никто не продвинулся так высоко, не достиг таких высот.
Для молодежи он не просто кумир, но еще и эталон. Песни в его исполнении всегда попадали прямо в сердце. Этому не научишься, это подарок родителей и Бога. Многие молодые исполнители ему подражают. Певцы перенимают его манеру и дальше ищут себя, отталкиваясь от эталона.
Для цыган Сличенко — на уровне Бога. Он от природы был очень одаренным. У него был талант, благодаря которому он попал в театр без всяких дипломов. Мастерство у него было в крови. Мы виделись с ним на мероприятиях, фестивалях. Смотрели на него как бы снизу вверх. Мы по возрасту помоложе, и для нас Николай Алексеевич был живой легендой. А легенды слагают не о простых людях, а о выдающихся.
Ему рукоплескали по всему миру: во Франции и Японии, в США и Болгарии, в Италии и Индии. Кажется, едва ли остался уголок земли, где не слышали его бархатистого, глубокого голоса. И каждую песню он исполнял так, словно делал это в последний раз, — с полной внутренней отдачей, без каких-либо поблажек к самому себе. Список его наград и премий займет, пожалуй, полную страницу — и нет смысла приводить его здесь. Главным же его званием, наверно, было вовсе не официальное, данное ему не сильными мира сего, а верными поклонниками. «Главный цыган страны» называли его уже много десятилетий — теперь этому званию уготована вечность.
В мае Сличенко был госпитализирован из-за проблем с легкими. Все мы надеялись, что это лишь мимолетный недуг, которого трудно избежать просто в силу возраста, что всё обойдется. Но болезнь оказалась сильнее. Свою роль, наверно, сыграло и то, что всю свою жизнь Николай Алексеевич прожил без красования и лицедейства, каждый выход на сцену для него был жертвой искусству — до полной гибели всерьез. Сегодня этот скорбный час пришел по-настоящему.
Николай Сличенко, 1994 год
«Для мужчины главное — мозги не потерять. Красивый, не красивый — ерунда. Другое дело — обаяние, человеческое тепло, душа, опыт, понимание жизни. Сдаваться никогда нельзя. Надо жить и благодарить Бога за то, что ты до сих пор действуешь», — говорил он в интервью «Известиям». Таким он и был до самого конца — мудрым, ироничным, душевным. Не сдавшимся. То, что смерти удалось всё же вырвать его из рядов живых, — лишь случайность, нелепая ошибка судьбы. Ведь цыган не умирает — он лишь уходит отдохнуть от этого мира.
В возрасте 86 лет скончался народный артист Николай Сличенко
Николай Алексеевич Сличенко (1934—2021)
Виталий Белоусов/РИА «Новости»
Художественный руководитель театра «Ромэн», народный артист СССР Николай Сличенко умер 2 июля. Ему было 86 лет. Об этом сообщили в пресс-службе самого театра.
«В творческой биографии Николая Алексеевича множество ярких актерских работ, сыгранных на подмостках родного театра и в кино. Выдающиеся режиссерские работы, которые подняли цыганский театр «Ромэн» на новую ступень», — говорится в некрологе.
В театре отметили, что дата прощания будет объявлена позже.
Памятная доска
Памятная доска Николаю Сличенко может появиться в Москве, передает ТАСС со ссылкой на председателя комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова.
«Болел он последнее время. Очень жалко. Он был достоянием не только всего цыганского народа, но и всей нашей страны. Если к нам обратиться, я думаю, что, если поступит обращение об установке памятной доски Николаю Сличенко, то Мосгордума поддержит», — сказал Герасимов.
Он добавил, что Николай Сличенко был замечательным актером. «Будем провожать его и помнить», — добавил председатель комиссии.
Жизнь и карьера артиста
Николай Сличенко родился в 1934 году в семье оседлых цыган-сэрвов. Часть его детства пришлась на Великую Отечественную войну. Во время нее он потерял многих родных, в том числе лишился отца. После войны семья поселилась в цыганском колхозе в Воронежской области, там Николай услышал о существовании цыганского театра в Москве.
В 1951 году был принят в московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн» артистом вспомогательного состава, где работал с ведущими актерами театра. В 1952 году на выездном спектакле «Четыре жениха» по пьесе И.В. Хрусталева в Загорске (ныне Сергиев Посад) сыграл роль Лексы, заменяя заболевшего актера С.Ф. Шишкова. Позднее сыграл в этом спектакле еще и роль Бади. В дальнейшем его начали вводить в спектакли текущего репертуара.
Всего сыграл свыше 60 ролей в театре, снялся в ряде фильмов, в том числе в картинах «В дождь и солнце», «Олеко Дундич», «Свадьба в Малиновке». Исполнял цыганские, эстрадные песни, старинные романсы в театре, кино и на эстраде.
С середины 1960-х годов начал активно пробовать свои силы в режиссуре. В 1966 году работал режиссером-ассистентом (спектакль «Пражские куранты»), а с 1970 года начал ставить самостоятельно. В 1972 году окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. С 1977 года Сличенко стал главным режиссером и художественным руководителем театра «Ромэн» — единственного в мире профессионального цыганского театра. В 1978 году создал на базе Музыкального училища им. Гнесиных студию подготовки профессиональных кадров для театра «Ромэн», в 2005 году открыл Цыганский национальный курс при Театральном институте им. Б. Щукина, художественный руководитель курса. В 1981 году стал единственным из цыган, удостоенным почётного звания «Народный артист СССР». В 1998 году на площади Звезд Эстрады в Москве была заложена именная звезда Николая Сличенко.