Можайский Николай Николаевич (Mozhaysky Nikolay Nikolaevich).
По датам рождения
Родившиеся в январе
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в феврале
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Родившиеся в марте
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в апреле
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Родившиеся в мае
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в июне
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Можайский Николай Николаевич.
6 декабря 1865 ( 1865-12-06 )
Российская империя Российская империя
член Государственной думы IV созыва от Подольской губернии
Православный. Из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии. Крупный землевладелец Брацлавского уезда Подольской губернии (3400 десятин).
Окончил Киевскую 1-ю гимназию и естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1891 году поступил на службу в лейб-гвардии Гусарский его величества полк.
В 1897 году вышел в запас в чине поручика гвардейской кавалерии. Занимался сельским хозяйством и общественной деятельностью: состоял почетным мировым судьей Брацлавского округа, предводителем дворянства Брацлавского уезда (1897-1899, 1909-1917), председателем Брацлавской уездной земской управы (1911-1912). Кроме того, был почетным попечителем Брацлавской гимназии. Дослужился до чина действительного статского советника (1914), имел придворный чин камергера (1911). Был действительным членом Киевского клуба русских националистов.
Во время Первой мировой войны состоял членом Юго-Западного земского комитета по оказанию помощи больным и раненым воинам и уполномоченным Красного Креста Юго-Западного района.
Был женат на Матильде Алексеевне Гудим-Левкович (1868-1947). Их дети:
Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…
В первый день солнечного апреля 1890 года скончался контр-адмирал Можайский Александр Федорович. Незаурядная личность, военный деятель и изобретатель оставил в истории России заметный след. Его биография, приводимая сегодня исследователями, отрывочна и практически совсем не содержит данных о детстве и отрочестве.
Александр Федорович родился в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственных моряков 21 марта в 1825 году. Отец его Федор Тимофеевич Можайский был славным адмиралом российского флота. Крестили мальчика, по обычаю, рано и крестным отцом его стал командир порта командор Степанов И.Г. Вот и все, что удалось разыскать автору о детстве столь знаменитой личности. Следует заметить, что Роченсальм являлся важной стратегической точкой на карте Империи, так как территория всей Финляндии, отошедшая России после войны в 1809 году, находилась в запустении. В этот период на окраину ссылали политических заключенных, и Роченсальм не был исключением. Достойных учебных заведений для юного Можайского в Выборгской губернии не оказалось, поэтому мальчика определили на воспитание в морской кадетский корпус города Санкт – Петербурга.
В России это было единственное военное учебное заведение, которое готовило морских офицеров. В качестве учеников принимались только дети генеральского состава, офицеров и дворян. Выпускниками этого заведения были знаменитые русские флотоводцы, такие как: Ушаков Ф.Ф. Крузенштерн И.В. Невельский Г.И. Беллинсгаузен Ф.Ф. Нахимов П.С.Лазарев М.П. Путятин Е.В. Более 250 географических объектов отмечено на карте мира, которые открыли выпускники корпуса, либо назывались в их честь. Учащиеся в младших классах назывались кадетами, а в старших – гардемаринами.
Закончил учиться Можайский 19 января 1841 года с отличными оценками и характеристиками. По итогам обучения Александра Федоровича произвели в чин мичмана. Он получил свое первое назначение на флот и ходил на кораблях по просторам Белого и Балтийского морей. Семь лет верной службы были вознаграждены чином лейтенанта в 1849 году. На Балтике Александр Федорович проходил военную службу вплоть до 1852 года.
Экипаж, лишившись судна, был вынужден расселиться в одной из японских деревень. Русские приняли активное участие в восстановлении построек, разрушенных стихией, в результате чего расположили к себе местное население. 7 февраля был подписан Симодский трактат, в соответствии с которым между Российской Империей и Японией устанавливались дружественные торговые отношения, а русским судам открывались три японских порта. Экипаж при содействии местных властей и населения смог построить новое судно, на котором Можайский и вернулся на родину.
В Японии впервые был построен корабль по европейскому образцу, свое название он получил от наименования бухты, в которой затонул русский фрегат 14 апреля 1855 года «Хеда» была спущена на воду, загрузив пресную воду и провиант, экипаж поднялся на борт и направился в Россию. Позже шхуну передали в Японию, где по образу ее было построено еще много кораблей.
В период пребывания среди местного населения Можайский внимательно изучает быт, нравы, обычаи, а также пишет картины. Александр Федорович был весьма разносторонней личностью. Живопись стала одним из любимых его занятий еще с юношества. По возвращению на родину, им было представлено на обозрение около двадцати полотен японской тематики.
С 1855 года Можайский получает назначение на Балтийское море на бриг под названием «Антенор». Здесь он крейсировал берега Финского залива, охраняя территории от вторжения. В 1858 году Александр Федорович отправился в Хивинскую экспедицию, где ему представилась прекрасная возможность исследовать и описать Аральское море и Амурдарью. За успешно выполненное поручении Можайский получает звание старшего офицера и продолжает службу на 84-х пушечном корабле с гордым названием «Орел». Уже в 1859 году Можайскому присваивают чин капитана-лейтенанта и поручают командование новым судном «Всадник».
В 1860 году начинается активная гражданская деятельность Александра Федоровича. Он женится на дворянке Любови Кузнецовой и получает должность кандидата мирового посредника в Вологодской губернии и селится в небольшом селе своей молодой супруги под названием Котельниково. Через три года Можайский уходит в отставку, в результате сокращения численности штата после Крымской войны.
Энергичный человек, любитель искусства, Можайский участвует в организации первой этнографической выставки в Москве, программу которой утверждал сам император Александр 2. Свои трофеи, добытые в ходе экспедиций, он предоставил для проведения выставки. «Народы России», такое название получило мероприятие, состоялось 23 апреля 1867 года.
Однако гражданская жизнь Можайского длилась недолго, уже в 1879 году в звании капитана первого ранга его вновь зачисляют на военно-морскую службу. Его назначают преподавателем в Морской кадетский корпус, где Александр Федорович охотно передает свои знания и опыт молодому поколению. Кроме того, Можайский получил возможность общаться с именитыми отечественными учеными. Консультации требовались Александру Федоровичу для создания первого летательного аппарата, который бы был тяжелее воздуха.
Идея постройки такого аппарата появилась у Можайского еще в 1855 году, когда он длительное время наблюдал за свободным полетом морских птиц. Он длительное время изучал принцип работы воздушных винтов и даже дважды поднимался в небо при помощи на воздушных змеев различной конструкции. После длительных размышлений, исследований и обсуждений Можайский, наконец, приступил к проектированию в 1876 году. Первая модель самолета приводилась в действие за счет пружины, имела фюзеляж в форме лодки, крылья и три винта. Один винт находился на носу самолета, а два других были встроены в конструкцию крыла.
На основе исследований ласточек и других стремительно летающих птиц Можайский делает вывод о том, что лучшей формой крыла является остроконечная конфигурация. Наблюдения и опыты с голубями наталкивают изобретателя на мысль о том, что для взлета самолету потребуется «разбег». Постепенно Александр Федорович понимает, что крыло самолета должно быть неподвижным, наклоненным под некоторым углом к горизонту, а также оснащенным специальными моторами.
В ноябре 1881 года Можайский получил первый в России патент на изобретение самолета, точнее « воздухолетательного снаряда», как он тогда именовался. Для реализации своего проекта конструктор потратил все сбережения и даже заложил обручальные кольца. Помогал ему в постройке и в испытаниях механик Иван Голубев. Александр Федорович создал свой летательный аппарат, находясь в Красном селе, оснастив его двумя паровыми двигателями. Однако мощности 10 и 20-ти лошадиных сил двигателей оказывается недостаточно, а тип двигателя выбран неверно. Летные испытания оканчиваются неудачно, машина не смогла взлететь, хотя на некоторое время все же оторвалась от земли. При падении машина повредила крыло, и испытания прекратились.
Можайский был первым, кто применил в конструкции летательного аппарата неподвижное крыло, больше того он первый предложил вариант самолета, управляемого человеком. Именно Александр Федорович установил существование зависимости лобового сопротивления и подъемной силы. Положительно отзывался о его разработках выдающийся инженер – кораблестроитель Богословский П.А., именуя Можайского даровитым изобретателем, решившим многие вопросы воздухоплавания. Тем не менее, для дальнейших разработок нужны были большие деньги, которых у бывшего моряка не было. Правительство не сочло нужным поддержать изобретателя, и его планы остались нереализованными, а расчеты незаконченными.
Очередное звание Можайскому присваивают в 1882 году, а немного спустя он получает свое последнее звание контр-адмирала. Скончался Александр Федорович в 65 лет, похоронен на Смоленском кладбище в 1890 году.
Человек уже подходит к разгадке полета на неподвижных крыльях. Нужно только обеспечить упорную силу, которая будет толкать «плоскость» вперед. Забрезжила нерешительная еще идея мотора.
Можайский пришел к своим прозрениям, когда на дворе вершилась неслыханная техническая революция. Он, в чине капитан-лейтенанта, командовал первым паровым судном в России, винтовым клипером «Всадник». Он был безоглядно влюблен в громоздкие механизмы, не догадываясь, что именно паровая машина станет ему помехой. Уже скоро ее вытеснит мотор внутреннего сгорания.
Но уже уйдет из жизни Александр Можайский.
Оппонент Менделеева
Его самолет был явлен изумленному миру в конце 1876 года. Состоялись и удачные полеты модели (или моделей), вселившие великолепную уверенность в изобретателя. Как писали «Санкт-Петербургские ведомости», он был «убежден, что в непродолжительном времени даст публике возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах».
Но его упорства не понимал даже гениальный Дмитрий Менделеев.
В начале 1877 года Александр Можайский решился «подвергнуть свое изобретение суду научной критики, предложив военному министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией». 20 января 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина была образована особая комиссия для рассмотрения проекта Можайского, в ее состав вошли крупнейшие представители русской науки и техники. Мнение Менделеева было решающим. Вывод комиссии убийственный:
Понятно, что Можайскому отказали в финансировании проекта. Дело не в зависти ученых-ретроградов. Они и не могли оценить взлет Можайского. Это была всего лишь месть уходящего времени тому, кто посмел жить в будущем.
Кажется, что эти слова Можайского написаны кровью:
«Я желал быть полезным своему Отечеству и занялся разработкой моего проекта, для чего я оставил место своего служения, отказался от другого, тоже выгодного по содержанию и карьере. Сначала я проживал и расходовал небольшие наличные средства, затем делал долги, продавал и закладывал все, что имеет ценное [так в тексте], даже часы и обручальные кольца, но терпя нужду и лишения и не получая того, что правительство дает каждому служащему, т. е. приличное содержание, на которое я имел право по своей тридцатипятилетней полезной службе, по своему чину и потому, что трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и действовал при этом не по личному усмотрению, а по указанию комиссии, назначенной правительством. И только доведенный до крайности, до нищеты, не имея уже приличной офицеру одежды, я просил у правительства не награды, а насущного куска хлеба, которого я не имел и которого мне не давали, но при этом, при доказанных мною бескорыстии и самопожертвовании, без всякого повода к недоверию к словам моим, остались глухи к моей просьбе и еще связали вопрос о куске хлеба для меня с мнением и оценкой моего труда той комиссии, действия которой я имел честь объяснить при сем».
Спасти честь Александра Можайского мог полет его детища.
Гениальный конструктор
Следует восторженный отклик ученого секретаря VII отдела Русского технического общества А.В. Эвальда: «г. Можайскому удалось изобрести машину, каких до сих пор еще не было, и, действительно, его машина вместе с котлом весит 14,5 ф. на паровую лошадь. Такою легкостью не обладала еще ни одна машина, и это не проект, а такая машина существует. «
Да, Можайскому в одиночку удалось сделать то, чего не могли сделать самые передовые фирмы мира, занимавшиеся конструированием и изготовлением паровых машин. В расчетах он опирался на опыт морского офицера: «Взяв в соображение силу, потребную для вращения корабельных винтов в воде, и сравнительную плотность воды и воздуха, я нахожу, что машины в 30 лошадиных сил дадут мне желаемую скорость винтам и аппарату».
Моряк ошибся в расчетах. Но и без этого паровой мотор вел идею в тупик. Можайский не знал и не мог этого знать.
На первый случай ему достаточно было просто оторваться от земли.
Великий неудачник
Летом 1882 года самолет, названный «Жар-Птицей», был готов к испытаниям. Как он выглядел? Об этом мы можем теперь только гадать. Единственное, пожалуй, свидетельство оставил профессор В.И. Ковалевский при открытии Первой международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, через год после смерти Можайского: «. Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: «Шапки долой!»»
О самом историческом полете, состоявшемся в Красном Селе ориентировочно осенью 1884 года, сохранилось несколько скупых сообщений.
(Из статьи Е.С. Федорова «Летательные приборы тяжелейшие воздуха» в «Записках русского технического общества»).
(Из журнала «Воздухоплаватель» за 1909 год.)
(Из газеты «Дальний Восток» за 16 июня 1909 года.)
И, наконец, лаконичная публикация в томе «Военной энциклопедии», изданном И.Д. Сытиным в 1916 году:
Русский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.
Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 года в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И.Г.Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.
После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта. С 1850-го по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853-1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт — Япония. В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А.Ф.Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 году, отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А.Ф.Можайского и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей. В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел». 8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на нем в Балтийском море до 1863 года.
В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).
В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 года по 1876 год Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.
В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект. В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.
20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции. Самолёт был построен на собственные средства А.Ф.Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А.Ф.Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран.
Умер Александр Федорович 21 марта 1890 года. Могила А.Ф.Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награды: -орден Святого Владимира IV степени; -орден Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.».
Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в городе Лохвица, Украина. Когда мальчику исполнилось десять лет семья поселилась в городе Харьков. Именно там будущий композитор начал обучение в консерватории и гимназии. В 1918 году окончил с золотой медалью гимназию, в 1919 году обучение в консерватории.
Далее, Дунаевский начал работу в харьковском оркестре Русского драматического театра. Вскоре главный режиссер предложил молодому композитору сочинить музыку к новому спектаклю. Дебют оказался удачным и послужил первой ступенькой его восхождения к вершине музыкальной славы. В Москву Исаак Осипович приехал в 1924 году и на протяжении следующих двух лет заведовал музыкальной частью в театре «Эрмитаж».
Затем перешел на службу в московский Театр сатиры. Спустя еще пять лет, в 1929 году, Исаак Осипович снова сменил место жительства. На этот раз композитора пригласили в Северную столицу, предложив работу в театре под названием «Мюзик-холл».
Дунаевский являлся активным общественным и культурным деятелем. С 1937 по 1941 год возглавлял Санкт-Петербургский союз композиторов. В годы Великой Отечественной войны руководил ансамблем песни и пляски железнодорожников, побывав на всех фронтах. Наиболее известен как автор музыки к фильмам «Песня о Родине», «Марш энтузиастов», «Летите, голуби», «Вратарь», «Школьный вальс», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки».
Дунаевский считается основоположником отечественной оперетты: «Вольный ветер», «Золотая долина», «Белая акация». Также выступал автором нескольких балетов и музыки к спектаклям.
Исаак Осипович Дунаевский скончался 25 июля 1955 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен композитор Новодевичьем кладбище столицы.
Заслуженный деятель искусств России (1936)
Народный артист России (1950)
Орден Трудового Красного Знамени (31.12.1936)
Орден «Знак Почета» (1942)
Орден Красной Звезды (1945)
Оперетты
«И нашим, и вашим» (1924) «Женихи» (1927) «Соломенная шляпка» (1927) «Ножи» (1928) «Туда, где льды» (1929) «Миллион терзаний» (1932) «Золотая долина» (1937) «Дороги к счастью» (1940) «Вольный ветер» (1947) «Сын клоуна» (1950) «Белая акация» (1955) (не окончена, по наброскам Дунаевского музыку двух номеров закончил К. В. Молчанов).
«Моя Москва» («Дорогая моя столица»), в 1995 году стала официальным Гимном Москвы «Песня о Родине» (из фильма «Цирк», текст В. И. Лебедева-Кумача), служила позывными Всесоюзного радио «Эх, хорошо!» «Марш веселых ребят» (из фильма «Веселые ребята») «Песня о Каховке» «Спортивный марш» «Песня о веселом ветре» (из фильма «Дети капитана Гранта») «Песенка о капитане» (из фильма «Дети капитана Гранта») «Ой, цветет калина» «Каким ты был» «Песня о Сталине» (текст М. Инюшкин) «Марш энтузиастов» «Пути-дороги» «Дорожная песня» «Дальняя сторожка» (текст Е. Долматовский, 1939) «Летите, голуби» «Вечер вальса» «Школьный вальс» (1950) «Молчание» «Не забывай» «Заздравная» «Курортная» (текст В. Волженина) «Молодежная» (текст В. И. Лебедева-Кумача) «До чего же хорошо кругом» «Скворцы прилетели» «Марш юннатов» «Звезды милой Родины»
Улицы
В 1962 году его именем названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок). Улица Дунаевского (Новосибирск) Улица И. Дунаевского (Алма-Ата) Переулок Дунаевского (Липецк, исчез в 1990х) Улица имени Дунаевского (Днепр) Переулок Дунаевского (Ростов-на-Дону) Детская музыкальная школа им. И. О. Дунаевского (Москва, Чапаевский пер., д.5а) Детская музыкальная школа им. И. О. Дунаевского (г. Лохвица Полтавской области, Украина) Детская школа искусств им. И. О. Дунаевского в г. Гуково Ростовской области Детская музыкальная школа № 13 им. И. О. Дунаевского (Екатеринбург) Детская школа искусств № 5 им. И. О. Дунаевского (Украина, Харьков) Детская школа искусств № 16 им. Исаака Осиповича Дунаевского (Россия, Самара, ул. Свободы, 198). Детская школа искусств имени Исаака и Максима Дунаевских (Калининградская область). Детская школа искусств им. И. О. Дунаевского в г. Тарко-Сале.
Мемориальные доски
Санкт-Петербург, ул. Гороховая д. 4. «На доме установлена гранитная мемориальная доска: «В этом доме с 1936 по 1941 год жил и работал выдающийся композитор Исаак Осипович Дунаевский» Внизу мемориальной доски высечены ноты строки из песни «Широка страна моя родная». Архитектор Т. Н. Милорадович. Sight symbol black.svg памятник архитектуры. Харьков. На фасаде дома по ул. Петровского, 24, размещена памятная доска: «В этом доме в 1923-24 годах жил выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский».
Киновоплощения
В 1945 году у Дунаевского от романа с балериной Московского театра оперетты Зоей Ивановной Пашковой (1922-1994) родился сын Максим Дунаевский.
Фамилию Дунаевский получил в шестнадцатилетнем возрасте, по специальному решению государственных и партийных инстанций, принявших во внимание его необычайную музыкальную одаренность. Максим Дунаевский является эстрадным композитором. Написал музыку для фильмов «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания».