n key rollover что это

NKRO, KRO, #KRO, 6KRO и Ghosting

Введение

Набирая текст на клавиатуре мы не задумываемся как она работает, пока не столкнемся с той или иной проблемой, для решения которой уже нужно понимание внутреннего устройства. Часто пользователи и геймеры сталкиваются с проблемами связанными с одновременным нажатием нескольких клавиш. В некоторых ситуациях это неприятно, а иногда даже критично. Давайте разбираться, что такое KRO, #KRO, 6KRO, NKRO и Ghosting.

Расшифруем эти аббревиатуры:

KRO – (Key Rollover) Количество одновременных нажатий клавиш.

#KRO – символ # – это максимальное количество клавиш, которые можно нажать одновременно и не сомневаться, что сигнал будет правильно обработан и передан компьютеру. Большинство мембранных клавиатур выпускается в классах 2KRO или 3KRO. Среди механических встречаются и клавиатуры класса 20KRO.

6KRO – (6-Key Rollover) 6 одновременных нажатий клавиш.

NKRO – неограниченное количество одновременных нажатий клавиш.

Ghosting – «фантомное нажатие». Подача сигнала с клавиши, которой вы не касались.

Разберемся как фиксируются и передаются нажатия клавиш в различных клавиатурах и как это устроено.

Полноразмерная клавиатура содержит 104/105 клавиш. Для регистрации нажатия со стопроцентной точностью требуется провести от каждой кнопки до контроллера провод и один общий на все – землю. Примерно по такой схеме:

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

Логично, что данная реализация сложная и дорога в производстве, виной тому, в основном, физические ограничения микроконтроллеров, на базе которых строятся клавиатуры. Дело в том, что с увеличением количества выводов у микроконтроллеров и программируемых логических микросхем растёт и их размер, что, в свою очередь, влечёт за собой рост энергопотребления, возможностей, но главное — цены. В итоге, вы можете выбрать либо дешёвый чип с небольшой производительностью, но с малым количеством входов и выходов, либо более мощную микросхему, производительность которой, однако, сильно превышает ваши требования. Но только этот мощный чип будет обладать достаточным количеством выводов, чтобы подключить каждую кнопку клавиатуры.

Поэтому многие недорогие клавиатуры строятся по принципу матрицы. Это набор пересекающихся горизонтальных и вертикальный контактов. Контроллер сканирует столбцы, обнаруживая сигнал сканирует уже строки и таким образом вычисляет нажатие.

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

В случае, если вы нажимаете, S + H и захотите нажать третью клавишу в другом ряду, контроллер уже не может сказать, какая из линий была замкнута и в лучшем случае не обнаружит одно из трёх нажатий, а в худшем, из-за особенностей разводки, определит ещё какое нибудь лишнее, которое вы не совершали.

Давайте посмотрим, что случится, если нажать несколько кнопок, находящихся одновременно в одной строке и в одном столбце.

На рисунке три кнопки нажаты одновременно. Две из них находятся в столбце «C2», и две — в строке «Rm». Это значит, что одна из нажатых кнопок делит строку с другой нажатой кнопкой, а столбец — с третьей нажатой кнопкой. Именно в такой ситуации и происходит фантомное нажатие. Представьте, что в данный момент мы опрашиваем столбец «C1» (то есть, он придавлен к земле — находится в состоянии «0»). Такой характерный аккорд нажатых кнопок приводит к следующему: даже несмотря на то, что левая верхняя кнопка не нажата, строка «R2» находится в состоянии «0», потому что она придавлена к земле столбцом «C1» (находящемся в «0») через три нажатые кнопки. В результате клавиатурный контроллер считывает левую верхнюю кнопку, как «нажатую», вне зависимости от того, нажата она на самом деле или нет. Описанная ситуация называется фантомным нажатием (ghosting), потому что некоторые комбинации одновременно нажатых кнопок вызывают фантомное срабатывание других кнопок (ghost keypresses), хотя физически эти другие кнопки и не нажаты.

Можно поймать момент возникновения фантомного нажатия и заблокировать его. Обычный человек не в состоянии одновременно нажать или отпустить две клавиши с идеальной точностью. Поэтому, сканируя матрицу достаточно быстро, мы можем предположить, что между двумя проходами по матрице изменить своё состояние может не больше одной кнопки. В таком случае, контроллер принимает одиночные нажатия и следит за возникновением ситуаций, когда между проходами матрицы оказываются нажатыми две кнопки или более. Учитывая, что сканирование матрицы происходит со скоростью, при которой штатное возникновение таких ситуаций крайне маловероятно, можно заключить, что одна из только что нажатых кнопок — призрак. Поэтому контроллер должен проигнорировать все эти нажатия. Кроме того, безопаснее сразу не сообщать компьютеру об изменениях статуса клавиатуры — сначала имеет смысл подождать, пока все эти срабатывания не пропадут.

Есть и другой подход. Можно выявить ситуацию, когда срабатывает «третья» кнопка, и заблокировать как это нажатие, так и все последующие. Блокировку не снимать до тех пор, пока фантомное срабатывание не пропадёт, и ситуация опять не станет нормальной. Для реализации этого подхода программа должна помнить, какие именно кнопки сейчас нажаты (а обычно она это помнит и так), чтобы отклонять последующие срабатывания кнопок, в строках и в столбцах которых уже зафиксированы одновременные нажатия. Если написать программу с умом, то блокироваться будут только проблемные срабатывания, а все последующие будут приниматься как обычно — кроме тех, что снова нарушат правила. Раз контроллер отвергает нажатие каждой кнопки, уже имеющей одновременные срабатывания в своей строке и столбце, то выходит, что в зависимости от статуса одних кнопок, другие могут не регистрироваться вообще. Эта ситуация широко известна как блокирование (jamming). То есть кнопки, которые препятствуют одновременным срабатываниям других кнопок, получается, «блокируют» часть клавиатуры.

С точки зрения пользователя, можно одновременно нажать все кнопки из одного столбца (не нажимая кнопок из другого), но одновременно нажать все кнопки из одной строки можно только в том случае, если в столбце у каждой из этих кнопок зафиксировано не более одного срабатывания. То же самое относится и к нажатию кнопок из одного столбца — дополнительные срабатывания фиксируются только в том случае, если кнопки находятся в строках, которые «не заняты».

Люди часто путают «фантомное срабатывание» и «блокирование срабатывания» («ghosting» и «jamming»)

В клавиатурах с использованием таких матриц, как мы только что рассмотрели, невозможно избежать ни фантомных срабатываний, ни блокирования. Поскольку фантомные срабатывания в повседневной работе недопустимы, то для борьбы с ними практически все производители резинокупольных клавиатур пускают в ход различные ухищрения, и в игру вступает блокирование.

Решается подобное поведение различными хитростями в области разводки: наиболее популярные сочетания размещаются на разных линиях, функциональным клавишам, которые часто являются элементами хоткеев, назначаются отдельные линии. Разводка остается достаточно простой, но в недорогих клавиатурах редко встречается 5+KRO — обычно дело ограничивается 3-4 одновременно зажатыми клавишами.

Сейчас эта дешёвая система почти полностью вытеснена более сложной, «открытой» матрицей, однако, экземпляры до сих пор встречаются.

В дорогих клавиатурах используются более сложные схемы, несколько контроллеров, индивидуальное подключение, многослойные печатные платы, одним словом различные подходы, которые уменьшают или полностью убирают Ghosting, но приводят к росту цены.

Так же стоит рассказать, что такое дребезг контактов в механических переключателях и про борьбу с ним. При работе с механическими кнопками возникает одна проблема — дребезг контактов. Суть его в том, что при замыкании контакт срабатывает не один раз, а в момент замыкания и размыкания происходит несколько срабатываний. Происходит это от того, что идеальный контакт возникает не сразу, а через какое то время, искрит и скрежещет, хоть это и не видно. Вот и получается, что вместо одного перепада получаем вначале серию всплесков и только потом возникает устойчивое состояние.

Но микроконтроллер работает с такой скоростью, что успевает посчитать эти всплески как устойчивые состояния. Решить эту проблему можно аппаратно, с помощью RS триггера, так и программно — внеся небольшую задержку перед следующим опросом кнопки. Задержка подбирается такой, чтобы дребезг успел прекратиться к ее окончанию.

Про PS/2 или что было до USB

Самым распространенным разъемом для подключения мыши и клавиатуры до USB был PS/2. Впервые он появился в 1987 году на компьютерах IBM PS/2. Скорость передачи данных — от 80 до 300 Кб/с и зависит от производительности подключенного устройства и программного драйвера.

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что этоСиреневый – клавиатура, зелёный – мышь

Из шести контактов в разъёме используется четыре: тактовые импульсы, данные, питание, общий.

В настоящее время подавляющее большинство изготавливаемых компьютерных мышей и клавиатур имеют разъем USB, современные материнские платы не имеют разъёма PS/2 или имеют только один разъём, хоть ещё и можно встретить материнские платы с этим разъемом, это скорее уже редкость. Современные ноутбуки и ультрабуки вовсе не имеют внешних разъемов PS/2. Также у PS/2 наблюдается ряд недостатков таких как проблемы с Plug’n’Play и неудобство самого разъема.

Сами устройства ввода генерировали прерывание и отправляли информацию о нажатых кнопках или перемещении курсора. И тут хоть стучи по клавиатуре палкой, если всё разведено грамотно, и rollover не упирается в аппаратные возможности клавиатуры — клавиатура отправит всё, что прочитает контроллер.

NKRO на USB

И так мы разобрались, что PS/2 разъем практически вышел из употребления, давайте посмотрим как обстоят дела с популярным USB.

Для работы клавиатур через USB до загрузки системы (BIOS / UEFI) используется стандартный HID-драйвер (human interface device), который был разработан для максимально широкой поддержки клавиатур и USB-хостов. Класс USB HID описывает устройства таким образом, чтобы стандартная реализация USB-хоста и USB-устройства могли взаимодействовать без установки специальных драйверов.

Обычная клавиатура (с поддержкой USB HID) использует выходной (исходящий от USB-хоста) поток данных (endpoint USB-стека) для получения информации о состоянии индикаторов (Num / Caps / Scroll Lock), и входной поток (исходящий от клавиатуры, «входящий» для USB-хоста) для отправки информации о нажатых клавишах.

Если следовать наиболее строгой спецификации USB HID v1.11, которая поддерживает режим USB Boot (и позволяет использовать USB-клавиатуру для входа в BIOS и работы в нём), то клавиатура будет отправлять прерывания на CPU каждый раз, как USB-хост будет опрашивать её, вне зависимости от того, изменилось её состояние или нет. Таким образом «эмулируется» работа PS/2 клавиатур минимальными издержками.

В данном случае клавиатура работает по стандарту USB 1.1 (иногда 2.0) Low-speed, а частота опроса порта составляет 100 Гц. В данном режиме максимальная длина пакета на USB равна 8 байтам, а отправляются они раз в 10 мс. Один из байтов зарезервирован, так что на работу клавиатуры остаётся 7 байт, т.е. количество достаточное, чтобы закодировать нажатие любой клавиши-модификатора и еще шести других.

Получится, кто клавиатура работает в режиме 6-KRO, и он является стандартным для большинства USB-клавиатур. Сделать меньше — можно, больше — только с нарушением спецификации USB HID. Уже после загрузки система может увеличить частоту опроса USB-порта, загрузить драйвер, который позволит работать с мультимедийными клавишами и макросам.

Обходы ограничений USB HID, собственно, встречаются двух видов. В первом случае клавиатура обнаруживается фирменным ПО, переводится в какой-нибудь специальный режим и отправляет данные с контроллера напрямую в драйвер, а тот уже общается с системой. Минус такого решения — увеличивается т.н. input lag: задержка ввода.

Второе решение подкупает своей простотой и бесхитростностью, но по сути является костылём:

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

Клавиатура просто представляется в системе несколькими HID-устройствами, каждое из которых имеет свои 6KRO. Таким методом пользуются популярные производители периферии такие как Logitech, A4tech, Cougar и SteelSeries.

Кардинальное решение матричных проблем

Если вы еще раз взглянете на картинку про фантомные нажатия, то сможете заметить, что во всём виновата правая нижняя кнопка.

А ведь эта кнопка — единственная, через которую ток в данной ситуации течёт «вверх». Так что, если мы не хотим, чтобы текущие «вверх» токи мешали нам нормально считывать матрицу, то давайте введем диоды, чтобы ток мог идти по столбцам строго сверху вниз, втекая в выходы микроконтроллера.

К сожалению, сэкономить тут не получится — придётся ставить по диоду на каждую кнопку. Если же говорить о полярности, то вы уже должны были разобраться, что в данном конкретном случае диоды должны пропускать ток «сверху вниз», то есть их катоды («кончики стрелок») должны смотреть на выходы микроконтроллера (столбцы), тогда как аноды должны быть обращены ко входам (строкам).

Не имеет значения, с какой стороны кнопки располагать диод; главное — соблюсти верную полярность. Просто запомните, что в данном случае ток всегда будет течь от входов к выходам. К слову, если входы подтянуты к питанию, а выходы — в режиме ОС, то так происходить будет всегда.

При данном подходе получается, что ток всегда будет течь «вправо вниз», и это исключает появление замкнутых токовых контуров при одновременном нажатии нескольких кнопок. Кроме того, эта конструкция — единственная, которая может обеспечить клавиатуре полный NKRO. Вдобавок, нелишним будет упомянуть (хотя это и кажется очевидным), что проблема отсутствия у выходов микроконтроллера режима ОС решается теперь автоматически. Диоды, установленные последовательно с каждой кнопкой, избавляют выходы от замыкания.

Существуют моды проделанные энтузиастами по установке диодов в механические клавиатуры:

Источник

Технология защиты от привидений в игровых клавиатурах: как она работает?

Игровые клавиатуры обладают рядом характеристик, которых обычно не хватает обычным клавиатурам, и среди них есть технология защиты от ореолов, которую мы часто видим выражением английского термина «N-Key Rollover». Эта технология, как мы объясним ниже, может иметь несколько уровней эффективности и выражается переменной перед «сменой ключа», поскольку не все производители могут реализовать ее одинаковым образом. В любом случае, мы собираемся начать с самого начала, то есть с объяснения того, что такое фантомный хостинг, чего, как вы уже догадались из названия этой технологии, мы всегда будем избегать.

Что такое ореолы и почему они возникают?

Когда мы говорим о клавиатурах, ореолы Это явление возникает, когда вы одновременно нажимаете больше клавиш, чем может поддерживать клавиатура. Например, на клавиатуре, в которой отсутствует технология защиты от ореолов, в момент, когда вы нажимаете три клавиши одновременно, клавиатура «блокируется», и много раз оборудование издает звуковой сигнал, чтобы сообщить нам об этом.

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

Чтобы упростить внутреннюю схему клавиатуры, клавиши подключены к сетке, известной как матрица. Контроллер клавиатуры по очереди подает ток к каждому столбцу в матрице и проверяет, какие строки излучают ток; это указывает, какие пересечения сетки внутри столбца являются замкнутыми переключателями (которые были нажаты), и двоение происходит, когда ток течет в противоположном направлении вокруг матрицы, и заставляет строку излучать ток, когда этого не должно быть.

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

Как работает технология защиты от привидений?

Технология Anti-Ghosting основана на конструкции матричного переключателя, которая предотвращает зависания при нажатии определенных комбинаций клавиш. Он не снимает блокировку, за исключением некоторых случаев, и на самом деле во многих из них это маркетинговое преувеличение, но качество этой оптимизации матрицы означает, что мы сможем нажимать большое количество клавиш одновременно без сбоев.

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

Чтобы объяснить уровень или способность матрицы поддерживать одновременное нажатие клавиш, у нас есть термин » Key Rollover «. Например, клавиатура с 10-клавишной технологией защиты от одновременного нажатия клавиш означает, что она поддерживает одновременное нажатие до 10 клавиш до достижения уровня блокировки, в то время как 5-клавишная клавиатура с одновременным нажатием клавиш поддерживает одновременное нажатие только 5 клавиш. время, прежде чем мы дойдем до этого. Мы также можем видеть эти сокращенные термины как 10KRO или 5KRO в случае этих двух примеров, которые мы поместили.

Как проверить ореолы на клавиатуре

Когда вы используете клавиатуру для игр, вы, очевидно, не хотите, чтобы она имела ореолы (кейлоггер, который вы не нажимали) или сбой при нажатии различных комбинаций клавиш. Представьте, что вы играете в шутер от первого лица и продвигаетесь по диагонали (например, клавиши W + D) во время спринта (клавиша SHIFT) и хотите прыгнуть (клавиша пробела). Если на вашей клавиатуре нет технологии защиты от привидений, при нажатии четвертой клавиши произойдет сбой, и, следовательно, ваш персонаж не будет прыгать.

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

Например, здесь вы можете увидеть пример, который мы взяли сами, когда мы нажимаем комбинацию клавиш, которую мы упомянули в примере выше, но, очевидно, вы можете нажать столько клавиш, сколько хотите, чтобы проверить это самостоятельно.

n key rollover что это. Смотреть фото n key rollover что это. Смотреть картинку n key rollover что это. Картинка про n key rollover что это. Фото n key rollover что это

Источник

Терминология

Наиболее распространенные механические клавиатуры с точки зрения возможности одновременного нажатия клавиш (см. Key Rollover ) – это 6KRO и NKRO: шесть нажатий и неограниченное количество нажатий соответственно. Однако встречаются и другие варианты. В маркировке #KRO символ # – это то самое максимальное количество клавиш, которые можно нажать одновременно и не сомневаться в том, что сигнал от каждой из них будет правильно обработан и передан компьютеру. Большинство мембранных клавиатур выпускается в классах 2KRO или 3KRO. Среди механических встречаются и клавиатуры класса 20 KRO : то есть, ограничение по количеству нажатий все же есть, но, согласитесь, лимит в 20 клавиш – это очень демократично.

6-Key Rollover / 6KRO – 6 одновременных нажатий клавиш

На сегодня это самый распространенный класс механических клавиатур с подключением по USB. Маркировка 6KRO означает, что вы можете нажать до шести клавиш одновременно (плюс клавиши-модификаторы вроде CTRL, ALT и т.д.), и компьютер получит и обработает соответствующие сигналы от каждой из них. Как правило, 6-клавишного ограничения более чем достаточно – ситуаций, в которых вам будет нужно разом нажать на семь и более клавиш, не так уж много, даже в играх. Но если вы пользуетесь семью и более клавишами одновременно, всегда можно приобрести механическую клавиатуру класса NKRO (см. No Key Rollover): здесь ограничения по количеству одновременно нажатых клавиш нет вообще.

Actuation Force / Activation Force – Сила срабатывания

Точка срабатывания (или рабочая позиция) – это та длина хода клавиши, на которой клавиатура распознает сигнал от ее нажатия. Соответственно, сила срабатывания – это тот уровень усилия, которое необходимо приложить, чтобы механический переключатель сработал. Обычно для удобства выражается в граммах.

Bottoming Out – Нажатие клавиш до упора

При максимальном нажатии на клавишу ее переключатель оказывается «на самом дне» (англ. bottom) – отсюда и термин: клавиша касается дна, будучи выжатой до упора. Отчасти из-за этой особенности механические клавиатуры называют громкими. При нажатии до конца клавиша ударяется о « дно » и появляется характерный звук удара пластика о пластик. Чтобы исключить возможность такого удара, многие пользуются специальными насадками – резиновыми кольцами O-Ring толщиной 0.2 мм. или 0.4 мм.

Chattering

Click vs Clack – Клик и щелчок

«Клик» – это срабатывание механического переключателя (исключительно в том же ключе, что и «кликнуть кнопкой мыши»); английское «клэк» – щелчок – используется для обозначения звука при нажатии клавиши до упора, когда ее переключатель находится в максимально выжатом положении.

Clicky Switch – Кликающий переключатель

Такие переключатели, как нетрудно догадаться, издают заметный «клик» при пользовании механической клавиатурой. Как правило, они пользуются популярностью у машинисток и стенографисток; важно понимать, что они издают существенно более громкие звуки, чем другие механические переключатели. Если поблизости от вас часто оказываются чувствительные к шуму коллеги или супруги, возможно, такая клавиатура вам не подойдет.

Compact / Compact Layout – Компактная клавиатура

Некоторые клавиатуры оборудованы примерно тем же количеством клавиш, что и стандартные полноразмерные, однако клавиши на них расположены немного по-другому, чтобы сэкономить на ширине. Такие клавиатуры и называются компактными.

Double Tap – Двойное касание

Довольно очевидно: быстрое нажатие на одну клавишу дважды – одно нажатие за другим. Как правило, встречается преимущественно в играх.

Ghosting – Фиктивные нажатия

Речь идет о ситуациях, когда клавиатура отсылает сигнал нажатия клавиши, которую вы на самом деле не нажимали (по-англ. ghost означает «призрак», «привидение»). Это конструктивная особенность мембранных клавиатур. Как правило, в механических клавиатурах подобные ситуации сводятся к минимуму за счет поддержки количества одновременных нажатий клавиш (см. Key Rollover ). Иногда производители механических клавиатур изощряются и указывают в описании, что те оснащены технологией Anti Ghosting, нейтрализующей проблему фиктивных нажатий; на самом деле они всего лишь имеют в виду, что их клавиатура – класса NKRO. Зачем они это делают? Вероятнее всего, им кажется, что так звучит круче.

HHKB

Механическая клавиатура Happy Hacking Keyboard производится торговой маркой PFU Systems, входящей в группу компаний Fujitsu, и работает на основе технологии переключателей Topre.

Key Bounce / Key Bouncing / Chattering – Дребезг клавиш

Дребезг клавиш (реже – «дрожание клавиш») – это характеристика срабатывания механических переключателей, когда одно-единственное нажатие считывается как несколько нажатий подряд. Как правило, эту проблему можно устранить при помощи ряда фильтров, но бракованный переключатель может, все равно, оказаться «чувствительным» и фильтры обойти.

При касании контактов механического переключателя его пружина может, какое-то время, «дрожать», замыкая и размыкая контакты, прежде чем зафиксирует свое положение. При изготовлении контроллеров для клавиатуры это учитывают и выбирают такую скорость обработки нажатия, чтобы она, с одной стороны, была достаточно высокой для бесперебойной и своевременной передачи сигнала от клавиатуры компьютеру, а с другой стороны – достаточно низкой, чтобы клавиатура была способна игнорировать дребезг. То есть, такой контроллер «берет паузу» в несколько миллисекунд – и только тогда передает сигнал в компьютер. Как правило, механическим клавиатурам достаточно паузы в 5 миллисекунд, в то время как мембранные ощутимо менее эффективны в этом плане.

Не стоит путать дребезг клавиш с характеристикой «скорости срабатывания» (key speed), которую можно встретить на некоторых игровых клавиатурах. Наглядный пример – модель Ducky DK9008 с опциями скорости 1x, 2x, 3x и 4x (они регулируются клавишами в верхней правой части клавиатуры). Эта скоростная характеристика отражает, сколько раз сигнал будет передан компьютеру за заданный промежуток времени. К примеру, нажав клавишу S только один раз на установке 4x, вы получите в «Блокноте» нечто подобное: SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSS.

Key Lifecycle – Срок эксплуатации клавиш

Срок службы переключателя клавиши отражает, сколько раз можно нажать на нее и рассчитывать на ее срабатывание, прежде чем клавиша откажется вам служить. Как правило, для механических клавиатур характерны сроки эксплуатации в районе 20-50 миллионов нажатий. Для наиболее популярных переключателей Cherry MX это значение – 50 миллионов.

Key Rollover / KRO – Количество одновременных нажатий клавиш

Keyboard Matrix – Клавиатурная матрица

Если бы в клавиатуре все клавиши соединялись друг с другом по отдельности, ее начинка была бы похожа на баловство Безумного шляпника; поэтому клавишные переключатели организованы при помощи матрицы. Клавиатурная матрица – это набор электронных схем, расположенных под клавишами; под каждой из них цепь по умолчанию разомкнута – но при нажатии переключатель опускается и замыкает ее. Это служит сигналом, который тут же обрабатывается и передается компьютеру.

Особенности матрицы под переключателями зависят от количества одновременных нажатий клавиш, которые допускает клавиатура.

Linear Switch – Линейный переключатель / Переключатель равномерного нажатия

Mechanical Keyboard – Механическая клавиатура

В отличие от мембранных, все клавиши механических клавиатур оснащены индивидуальными переключающими механизмами, записывающими нажатия на клавиши – вместо единой мембраны, к которой подведены все клавиши. По факту, мы имеем ощутимую разницу в использовании клавиатуры во время игры или набора текста. К примеру, переключатели Blue Cherry MX – это клик-тактильные механические переключатели, при нажатии на которые пальцам пользователя передается выраженная отдача в сочетании с явственным кликом при срабатывании; во многом напоминает процесс пользования кнопкой мыши. Таким образом, сами тактильные ощущения от взаимодействия с механической клавиатурой существенно отличаются от мембранной; разные пользователи отдают предпочтение разным ощущениям при нажатии клавиш, а, значит, и разным клавиатурам.

Membrane Keyboard – Мембранная клавиатура

У мембранных клавиатур крышки клавиш расположены над каучуковыми колпачками, под которыми, в свою очередь, расположена цельная мембрана из полимеров. Она покрывает собой всю площадь под клавишами, а срабатывание клавиши происходит при полноценном нажатии на нее до упора – в этот момент на определенную точку на мембране осуществляется давление. Длина хода клавиатуры определяется толщиной слоя мембраны, который, как правило, составляет порядка 3,5-4 мм. Сегодня мембранные клавиатуры, безусловно, являются самым широко распространенным воплощением клавиатурной архитектуры за счет дешевизны производства.

No Key Rollover / NKRO – Неограниченное количество одновременных нажатий клавиш

Normally Open – Нормально разомкнутый

Таким определением награждается электрический контакт, который в исходном положении разомкнут (открыт).

Otaku – «Отаку»

В мире механических клавиатур термин «Отаку» относится к пустым крышкам клавиш – к тем, на которых не нанесена никакая маркировка. Наверное, самый известный пример такой клавиатуры – Das Keyboard Ultimate, однако, многие производители механических клавиатур выпускают такие модели.

Вне контекста клавиатур слово «отаку» в Японии используется, помимо прочего, для обозначения молодых людей, виртуозно разбирающихся в компьютерных технологиях – вплоть до того, что из-за этого увлечения им приходится жертвовать своими социальные навыки; попросту говоря, «отаку» – это гик или нерд. Безусловно, некая связь между этими двумя значениями терминов прослеживается: как-никак, нужно действительно мастерски владеть клавиатурой, чтобы всегда набирать на ней вслепую, не имея возможности свериться с маркировкой клавиш.

Ping – Пинг

Явственно различимый звук, который иногда издает пружина, расположенная внутри механического переключателя.

Plate Mounted vs PCB Mounted Switches – Переключатели на металлических или печатных платах

Переключатели могут крепиться на металлическую пластинку, покрывающую печатную плату с микросхемами – или непосредственно на саму печатную плату. Это может сказываться на ощущениях от работы с клавишами и общем качестве сборки клавиатуры.

Polling Rate – Частота опроса

Если для мышки от частоты опроса напрямую зависит точность и скорость курсора, то для клавиатуры она роли практически не играет. Давайте предположим, что у нас есть клавиатура с аналогичными Cherry MX переключателями – их задержка срабатывания, или время реакции, составляет 5 миллисекунд (кстати, очень щедро). Даже если вы обладаете сверхчеловеческими рефлексами и скоростью движений, реакция клавиатуры на нажатие какой бы то ни было клавиши будет запаздывать как минимум на эти 5 миллисекунд. Поэтому любая частота опроса выше 200Гц, в лучшем случае, совершенно бесполезна – и становится лишь маркетинговой уловкой. Более того, высокий показатель может даже навредить: процессор будет перегружен частыми и ненужным опросами. Кстати, в отличие от USB-клавиатур, подключенные через порт PS/2 клавиатуры вообще не опрашиваются – они регистрируют и передают сигнал непосредственно при нажатии: это провоцирует так называемое аппаратное прерывание – и процессор, в свою очередь, это нажатие регистрирует.

PS/2 Interface – Порт PS/2

Порт PS/2 – это 6-разъемный коннектор типа Mini-DIN, который используется для подключения мышки или клавиатуры к совместимым с ПК компьютерным системам. Название PS/2 расшифровывается довольно неинтересно – речь идет о линейке персональных компьютеров IBM, которая называлась Personal System/2: она появилась на рынке в 1987 году. Несмотря на то что эта технология существенно старше технологии подключения USB, с точки зрения качества работы подключение через PS/2 превосходит USB- подключение (см. USB Interface).

Правда, надо признать, что в контексте современных компьютеров превосходство PS/2 над USB практически неактуально. В общем, совет такой: по возможности пользоваться портом PS/2, но не отказываться от понравившейся клавиатуры только потому, что она подключается через USB.

Response Time – Время реакции

Riding the Activation Point – Удерживание клавиши на полпути к срабатыванию

Rubber Dome Switch – Переключатель с резиновой прокладкой

Переключатель с резиновой прокладкой по-английски обычно называется polydome – он представляет собой выпуклый «колпачок» куполообразной формы из полиэстера, с тыльной стороны покрытый графитовым напылением. Такие «полидомы» дешевле металлических колпачков, но срабатывают глуше – и быстрее изнашиваются. Перфекционисты нередко считают «полидомы» слишком мягкими: по ощущениям такие клавиши срабатывают более «вяло», чем клавиши с металлическими колпачками. Так или иначе, когда вы нажимаете клавишу, она схлопывает колпачок, вследствие чего замыкаются контакты – и сигнал передается компьютеру.

Sprue / Keycap Sprue – Литник / Литник клавишной кнопки

В литье и литьевом формообразовании литником называют канал, по которому расплавленный/жидкий материал попадает непосредственно в форму. Этот термин также нередко используется для обозначения излишков материала, которые затвердевают внутри канала.

Так как большинство клавишных крышек изготовлены из пластика методом литья под давлением, с тыльной их стороны нередко можно заметить небольшие неровности – те самые литниковые остатки. Их можно принять за производственный дефект, как лишнее отверстие, или, наоборот, рельеф; однако, они совершенно не стоят вашего внимания – свести образование литников на нет просто невозможно из-за особенностей производственных процессов. Вы вряд ли вообще когда-нибудь обратите на них внимание – если только вы не любитель печатать на подсвеченной клавиатуре, у которой все кнопки закреплены «вверх ногами» – тыльной стороной вверх.

Tactile Switch – Тактильный переключатель

Есть такой полуофициальный термин tactile bump – «тактильный толчок». Суть в том, что тактильные переключатели непосредственно перед нажатием клавиши до упора дают почувствовать, как ход клавиши немного замедляется – словно она преодолевает некий рубеж. Такие переключатели называются тактильными (как и клавиатуры, оснащенные ими), а этот «тактильный толчок» можно считать равнозначным точке срабатывания.

Tactile Point / Tactile Force – Точка тактильности / Сила тактильности

Tenkeyless (TKL)

Так называются клавиатуры, у которых отсутствует цифровой блок с правой стороны: это позволяет сэкономить на ширине клавиатуры, убрав целый кусок клавиатуры, и некоторые считают такие модели более эргономичными.

Travel Distance – Длина хода

Ход клавиши или длина хода клавиши – это фактическое расстояние, которая она преодолевает от момента нажатия до момента срабатывания. Как правило, клавиатуры ноутбуков отличаются гораздо более малой длиной хода по сравнению со стандартными автономными клавиатурами для десктопов. Некоторые геймеры предпочитают клавиши с коротким ходом, так как это создает ощущение, что для их срабатывания нужно прилагать меньше усилий; другие же, наоборот, предпочитают больший ход, потому что при работе с такими клавишами сам процесс нажатия и срабатывания более «явный» – и многим пользователям это как раз нравится.

USB Interface – Порт USB

При том что порты PS/2 слегка превосходят своими рабочими характеристиками (см. PS/2 ) подключение по USB, именно возможности вроде USB-хаба нередко добавляют решающей привлекательности той или иной модели в глазах покупателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *