mvp mlp что это
Что такое MLP — минимально привлекательный продукт
Мы в Heads and Hands разрабатываем мобильные экосистемы и помогаем создавать продукты, которые полюбят пользователи. Мы постоянно мониторим свежие исследования и материалы, чтобы быть в курсе трендов в создании продуктов, дизайне, разработке, и делимся ими с нашими клиентами и сообществом.
В этот раз перевели статью Карлоса Гонзалеза, CEO в Product School, о том, что такое MLP и чем такая версия продукта отличается от MVP.
Пользователям сложнее угодить, чем раньше. Дизайн продукта взлетел до небес. Клиентам мало удовлетворения их потребностей, они хотят быть в восторге от продукта.Что это значит для менеджеров по продукту?
Во-первых, необходимо чувствовать себя комфортно с командой дизайна и работать над созданием прочных отношений с ними. А затем переосмыслить то, что вы вкладываете в понятие минимально жизнеспособного продукта (MVP).
Продукт должен быть привлекательным для пользователя. И так появляется новое понятие — минимально привлекательный продукт (MLP).
Эрик Рис популяризировал идею MVP и описал ее так: «минимально жизнеспособный продукт — это версия продукта, которая позволяет собрать максимальное количество проверенных знаний о клиентах с наименьшими усилиями».
Некоторые компании предпочитают использовать MVP в качестве закрытой бета-версии для тестирования, другие стартапы фактически запускают свой MVP в качестве первой версии продукта.
🚀 MVP или минимально жизнеспособный продукт — это версия вашего продукта, которую вы впервые запускаете для своих клиентов. Он имеет минимальное количество функций для решения проблем потребителей и чаще всего используется в качестве инструмента тестирования.
❤ MLP или минимально привлекательный продукт — похож на MVP, но с более продуманным пользовательским интерфейсом и опытом пользователя. Помогает не только решать проблемы, но и приносит удовольствие.
💰 MMP или минимальный продающий продукт — это версия вашего MVP (или MLP), которую вы будете продвигать на рынке.
Минимально привлекательный продукт не только решает проблемы клиентов, но и восхищает их.
Цзяона «JZ» Чжан, вице-президент по продукту в Webflow, а ранее в Airbnb, WeWork и Dropbox, так комментирует эволюцию MVP: «Идея минимально жизнеспособного продукта привлекала, так как позволяла быстро и дешево вывести продукт на рынок. Но все более жесткая конкуренция усложняет выпуск MVP. Если стартап действительно хочет выделиться, ему нужно создавать минимально привлекательный продукт».
Давайте представим, что вы пришли к другу в гости. Он спрашивает, хотите ли вы кофе. И да, именно его вам не хватает сейчас. Друг приносит вам черный растворимый кофе.
Это то, что вы просили? Да.
В напитке есть кофеин, который взбодрит вас? Возможно.
Порадует ли вас такой кофе? Не факт.
Если бы ваш друг спросил не только о том, чего вы хотите, но и что вам нравится, то мог бы порадовать вас чашкой свежесваренного кофе.
Исследование пользователей при создании MLP включает в себя выяснение их предпочтений. Это может быть эстетичный дизайн, инновационный пользовательский опыт или интеграция с другими инструментами.
Для успеха продукта жизненно важно заработать любовь пользователя, именно это поможет сделать его запоминающимся и даст преимущество над конкурентами.
Правила построения MLP очень похожи на создание продукта обычным способом. Но если вы никогда не делали этого раньше, следует сосредоточиться на нескольких ключевых моментах.
Ваш продукт должен быть не только симпатичным, но и все-таки решать проблемы пользователей. У всего в продукте должна быть цель. Вернемся к кофе: если дополнить его взбитыми сливками и шоколадной крошкой — то он уже не будет выполнять роль «просто кофе».
Менеджер по продукту несет ответственность за настройку своих команд на одну общую целью. UX, продажи, маркетинг, дизайн, технологии — все должно быть направлено на создание продукта, который полюбят пользователи.
Не забудьте про M (минимальный) в MLP. Хоть вы и сосредотачиваетесь на том, чтобы впечатлить пользователей, помните, что при этом нужно оставаться гибкими. Выберите минимальный набор функций, необходимый для решения проблем пользователей, и реализуйте их максимально приятными для них.
Не думайте, что привлекательный продукт должен дать пользователям все, чего они только захотят. Это не только потратит драгоценное время, но и будет повторяться раз за разом.
Существует баланс между недостаточным и чрезмерным инвестированием в MLP. Из-за недоинвестирования вы рискуете потерять потенциальных клиентов или не выделиться из толпы. При чрезмерном — реализовать слишком большое количество функций, на которые вы потратите много времени и ресурсов.
Поговорите с первыми пользователями и выясните не только то, как продукт решает задачи, но и как воспринимается ими. В опросах пользователей предлагайте открытые вопросы, которые позволят выразить мысли развернуто, а не просто ответить «да / нет» или выставить флажки.
Ваш MLP — это не окончательный вариант продукта. Как и MVP, это ценный инструмент обучения, который поможет узнать, чего хотят ваши пользователи. После сбора качественной и количественной обратной связи планируйте следующие шаги для развития продукта.
Ваш MLP — это первый шаг к созданию продукта, в который влюбятся пользователи.
Мы решили пойти путем запуска MLP на своем проекте Baristika по доставке specialty-кофе в бизнес-центрах. Мы не только решили проблему офисных работников, которые не могут найти качественный кофе поблизости, но и создали wow-эффект от продукта. Для этого сосредоточились на качестве кофе, подачи, скорости доставки, платформе для заказа. При этом ограничили ассортимент классическими напитками, разработали только веб-интерфейс для заказа и сделали один способ оплаты — картой онлайн.
Закупили зерна категории specialty, поставили дорогую кофемашину, процесс и технологию приготовления кофе ставил бывший технический директор сети кофеен DoubleB. Все как в лучшей кофейне. К заказу клали тростниковый сахар, а не обычный, и добавляли печенье в качестве комплимента — так вызывали положительные эмоции у клиентов. Забрендировали всю продукцию, вплоть до пакетиков для сахара, чтобы нас точно запомнили. Казалось бы, мелочи, но клиенты их отмечали в комментариях. Они могли сварить кофе в офисной машине или купить в автомате, но здесь сыграло роль то, что курьер приносил вкусный кофе с крутой подачей прямо к рабочему столу и желал хорошего дня. Это и есть lovable product.
Клиентам нравился сервис, мы это поняли по отзывам и рейтингу, который в среднем составил 4,7 из 5 и высокому retention — по три заказа в неделю на пользователя.
В то же время мы пробовали запуститься с меньшим упором на MLP, в другом бизнес-центре по модели MVP. Качество кофе было прежним, использовали аналогичное зерно, доставка тоже занимала 15 минут, но не было комплиментов к напиткам, брендированных чашек, сахара, курьеры не носили форму. Даже сделали отдельный бренд для теста. Результаты отличались в разы: 150 заказов в день в MLP-версии и 12-20 заказов в MVP.
Так мы поняли, что доставка привлекала не столько решением задачи «попить качественный кофе», а именно своей подачей. Клиенты полюбили продукт за эмоции, которые они получали при заказе.
Только после создания MLP, мы добавили в доставку дополняющие продукты (сэндвичи, сладости), под их заказ адаптировали сайт, корзину и сделали больше методов оплаты.
Секрет успешных стартапов. Minimum Viable Product: что это, и как его создают
MVP — это не только лучший игрок в команде (most valuable player). В сфере стартапов это ещё и минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product). Сервис, обладающий достаточными качествами для того, чтобы привлечь первых пользователей.
Это очень важно в условиях, например, стартапа — для получения обратной связи и понимания того, в какую сторону стоит двигаться (и стоит ли двигаться вообще, или лучше похоронить идею).
Сбор информации через MVP — обходится намного дешевле, чем разработка полноценного продукта с большим набором функций. MVP позволяет во много раз снизить затраты и риски, и, при грамотном подходе, в итоге выйти на бизнес-идею, которая работает.
Для примера, возьмем онлайн-планировщик. Сразу мечтать о создании конкурента ToDoist или Trello — нет смысла. На такое не хватит никакого бюджета, и даже с неограниченными финансами (см. Google) победа не обеспечена. Поэтому в соответствии с теорией MVP-тестирования нужно создать основу, «костяк» продукта. Например, простой сервис, способный записывать новые задачи и отмечать их как сделанные, с тегами, возможностью фильтрации и выставления приоритетов.
Когда хорошие стартапы задумываются о выпуске планировщика, они обычно начинают с этого короткого списка. А дальше всё зависит от дизайна, маркетинга и пары-тройки выделяющихся функций. Если пользователям понравится — можно развивать идею, добавлять возможности и постепенно становиться одним из главных игроков. Если MVP себя оправдал.
Термин «минимально жизнеспособный продукт» был придуман Фрэнком Робинсом в 2001 году. И популяризован Эриком Рисом, который в 2009-м в деталях описал его в своём бестселлере Lean Startup (на русский его перевели как «Бизнес с нуля»).
Как видим, концепт родился сравнительно недавно. В России о том, что такое МВП, и о его принципах почти не знают. К большому сожалению, у нас больше укрепились модели «выйдем и сразу всё захватим!», где компании прожигают сотни миллионов, стараясь сразу стать монополистом. А также модели «Яндекса», Mail.ru и «Сколково», когда новые идеи подводят под технологические цепочки существующих крупных компаний. Мы в Rubrain занимаемся разработкой MVP для стартапов из США и Британии уже около пяти лет, и знаем, что если у вас мало денег (и они свои) — это единственный путь к созданию успешного проекта.
Почти все успешные стартапы на Западе начинают свой путь к успеху с минимально жизнеспособного продукта. Это наименее опасный и затратный подход, об этом хорошо знают жители Кремниевой долины. Другой вариант — «откол» проекта от более крупной компании, или разработка большого продукта после привлечения солидных инвестиций (зачастую — от сооснователей).
Но всё же большая часть известных в США и Европе стартапов начинали с простой версии MVP, которая позволила им протестировать рынок, набрать базу клиентов, освоиться, доказать инвесторам свою идею, а потом — начать добавлять в продукт новые функции и продолжить развивать успех.
Вот пять характерных примеров:
MVP отличается от раннего релиза проекта с открытым исходным кодом, поскольку релиз учитывает потребности и предпочтения пользователей, но не рассчитан на то, чтобы они напрямую определяли направление развития продукта. Видение проекта зачастую уже существует, и оно будет поддерживаться на протяжении всего жизненного цикла, несмотря на наличие прямой и косвенной обратной связи. MVP призван проверить потребность рынка, а если её нет — попробовать её создать. До вложения большого количества денег и времени.
Dropbox стал одним из характерных примеров MVP
Стив Бланк считает, что стратегия создания минимально жизнеспособного продукта может быть использована как часть методологии custdev (развития клиента). Это один из принципов движения «Бережливый стартап». Ученик Бланка Эрик Рис и сделал MVP частью дискуссии в кругах Кремниевой долины. Это самая успешная стратегия быстрого тестирования идей, получения обратной связи с клиентами и выбора жизнеспособной бизнес-модели.
Кстати, стратегию можно сделать ещё успешнее, если представлять аудитории несуществующие продукты и функции, и проверять свои гипотезы путём A/B-тестирования среди веб-пользователей. В основном стартапы, с которыми сотрудничает Rubrain, до обращения к нам именно так и поступали. А потом приходили к нам с уже оформленным планом: какие возможности должен содержать их MVP, и какие функции (скорее всего) нужно будет добавлять в их сервис или программу по мере получения одобрения от рынка.
Конечно, минимальный жизнеспособный продукт имеет свои недостатки. Первый, очевидный — срезание углов не в тех местах. Конечно, целью является создание сервиса с минимумом затрат, и только самыми ключевыми функциями. Но некоторых затрат всё равно не избежать. А некоторые вещи урезать нельзя.
В первую очередь это касается пользовательского опыта. Хороший UX — вещь обязательная. Без него весь MVP может показывать, что проект «не взлетает» и не оправдывает ожиданий аудитории. В то время как проблема состоит только в UX, а весь остальной продукт работает вполне достойно.
Другая проблема MVP — состоит даже не в таком продукте, а в подходе, который иногда с ним ассоциируют. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, как-то сказал: «Запуститесь так рано, чтобы вы были опозорены своим 1.0 релизом». Конечно, он имел в виду, что это потом заставит вас работать сильнее. Но такая стратегия приносит больше вреда и компании, и её пользователям. MVP — это, наоборот, продукт, за который не стыдно. Пусть по нему видно, что он бюджетный, но он показывает потенциал. И не отталкивает, а привлекает аудиторию.
Мы в Rubrain не раз замечали, что для многих команд главная проблема с разработкой MVP заключается даже не в самом проекте, а в отношении к нему. Они используют не тот подход. Идея MVP в том, чтобы это был процесс создания крутого продукта. Первый жёлтый кирпичик по дороге в Изумрудный город. Вместо этого разработчики рассматривают MVP как отдельную цельную вещь, и не уделяют должного внимания сбору данных или анализу аудитории. Которые потом позволили бы скорректировать продукт и сделать его успешным. Они выпускают такие MVP, которые скорее похожи на прототипы или концепты. И слишком сосредоточены на своей изначальной идее, даже если рынок намекает на её несостоятельность.
Из-за ловушек сознания, к которым иногда может привести MVP, в последние годы появилась другая идея. Некоторые стартапы теперь ставят своей целью не Minimum Viable Product, а Minimum Valuable Product (MVaP). Минимальный ценный продукт. Так становится проще напоминать себе и команде, что задача — не выпуск какой угодно вещи при низких затратах. А создание продукта, который несёт в себе какую-то ценность для пользователей. И позволит вам набрать изначальную аудиторию, поведение которой потом можно будет анализировать.
MVaP ставит в приоритет своих пользователей, их потребности и ожидания. Проводит исследования, анализирует юзабилити, оценивает демографию, создает use cases. Всё с целью определения наилучших способов для удовлетворения запросов потенциальных клиентов.
Обычно есть несколько разных идей о том, как лучше достигнуть этой задачи. Здесь на помощь приходит тестирование прототипов. Функциональные прототипы представляются реальным пользователям, чтобы увидеть, какой вариант устроит их лучше всего. Это важный шаг в создании MVaP.
Но минимально ценный продукт должен приносить пользу не только клиентам. Он создаёт ценность и для самого проекта. Как и MVP, он обязан уметь извлекать полезную информацию о том, как продукт воспринимается рынком.
Ценность с MVaP также создаётся для бизнеса в целом. Один из рисков выпуска MVP, минимально жизнеспособных продуктов, — в том, что они могут плохо отразиться на бренде (если сделать это неаккуратно и представить «сырой» вариант). Крупная компания, от которой пользователи ждут определенного уровня, позволить себе такого не может. Поэтому для её лучше выбирать более безопасный путь — MVaP. Такой продукт часто стоит дороже в разработке, зато он гарантированно несёт в себе ценность, и позитивно влияет на имидж бренда, который он представляет. По этой стратегии с нашими программистами сейчас сотрудничают «Яндекс» и Mail.ru.
Если вы не крупная компания, и создаете буквально один из своих первых сервисов, концепт простого MVP для вас вполне подходит.
Для начала нужно определить проблему, которую продукт будет решать. И создать проект с минимальным набором функций, решающих эту проблему. А дальше — начинать учиться понимать пользователей, и улучшать свой продукт в соответствии с реальными требованиями рынка.
Идея в том, чтобы сервис проверил ваши основные предположения. Может ли это быть чем-то, чем люди интересуются? Если да, то дальше стартап может развивать свою деятельность: набирать команду, искать финансирование.
Итак, по шагам, нужно:
Раньше, на «Диком Западе» интернета, всё было попроще. Но сейчас успех стратегии MVP во многом зависит от продуманного бизнес-плана. В США для этого сейчас любят использовать канву бизнес-модели. Этот полезный инструмент был предложен в 2005 году Александром Остервальдером, швейцарским предпринимателем и бизнес-теоретиком. Почитать о нём подробнее можно в интернете, для этого есть десятки специализированных сайтов. Но если вкратце, такая канва позволяет на одной странице описать все основные бизнес-процессы компании. В том числе:
Канва бизнес-модели — простой способ прийти к тому, как должен выглядеть ваш минимально жизнеспособный продукт. В ней есть все модули, необходимые для формирования общей стратегии.
Главное — это позволяет лучше понять, на каких функциях сосредоточиться, в чём основная цель продукта, и что будет отличать его от конкурентов.
Взять, к примеру, первый iPhone. Все телефоны в то время имели ряд функций, которые Apple специально не включила в свой девайс. В нём не было функции копирования и вставки (!), не было SDK, не было 3G-связи. Даже нельзя было отправлять текстовые сообщения сразу нескольким контактам.
Но Стив Джобс знал, на чём сосредоточиться. Он представил MVP, минимально жизнеспособный продукт. С мультитачем и большим экраном. В нём были ровно те основные возможности, которые выделяли его на фоне остального рынка. На отсутствии привычных фич специально не заостряли внимание — ни публики, ни разработчиков. Аудитория этот MVP, как показывает история, приняла, и теперь, на двенадцатой итерации, в смартфоне есть все недостающие функции, и даже более того.
Если вы пока что не Стив Джобс, есть некоторые полезные сервисы для начала работы над своим первым минимально жизнеспособным продуктом:
Можно обратиться к опытной компании, предлагающей свои услуги по разработки MVP для стартапов. У неё должно хватать дизайнеров и программистов с опытом в этой сфере. Заказчики с идеей и определенным количеством денег сейчас обычно так и делают. Не обязательно искать разработчиков, решать легальные вопросы, с нуля создавать команду. Если есть хорошая идея и вариант её продвижения — найдется достаточно опытных фирм, которые возьмутся за работу за вас. Это будет намного дешевле, чем начинать с нуля, а временные затраты несопоставимы.
В следующем материале расскажем о примерах крутых идей для MVP, которые позволили основателям компаний почти из ничего создать бизнесы на несколько миллиардов.
Что такое MLP: основы
Узнайте, чем MLP отличается от MVP и как его разработать
Minimum loveable product (минимально привлекательный продукт) — это минимальная версия продукта, которая способна завоевать расположение первых потребителей. В отличие от MVP (минимально жизнеспособный продукт) в ней больше внимания уделяют интерфейсу и опыту покупателя.
Содержание
Зачем нужен минимально привлекательный продукт
Сегодня первое впечатление о продукте и бренде играет в разы большую роль, чем десять лет назад. Это связано с непрерывно растущей конкуренцией и требованиями потенциальных покупателей. Согласитесь, когда в городе всего одна кофейня, то в ней вряд ли перестанут покупать кофе даже если там будут отсутствовать красивые стаканчики, вкусные зефирки и салфетки. Однако, все изменится, как только появятся еще несколько кофеен. Тогда бизнесмены начнут искать пути к сердцам клиентов, а покупатели будут выбирать между сервисом, оформлением, удобством расположения и другими важными для них параметрами.
Чем выше конкуренция, тем выше требования потребителей. Ожидания покупателей растут буквально по часам, удивить их становится все сложнее. Поэтому, так важно создать эмоциональную связь с первой встречи и подарить клиенту положительный покупательский опыт. В этом случае он даже сможет простить компании ошибки, поскольку бренд завоюет его лояльность.
Чтобы лучше понять, что собой представляет минимально привлекательный продукт, посмотрите пример ниже.
Слева расположена простая чашка кофе, которая поможет покупателю удовлетворить потребность в кофеине, — это MVP. Он решает главную задачу клиента, однако не вызывает ярких эмоций и впечатлений. Справа на изображении вы видите пример MLP. Такая чашка кофе не только удовлетворит потребность покупателя, но и, как минимум, вызовет улыбку.
Чтобы лучше разобраться в отличиях между этими двумя версиями продукта, читайте следующий раздел.
Чем MLP отличается от MVP
MVP — это та версия продукта, которая помогает недорого и в короткие сроки выйти на рынок. После запуска компании собирают и анализируют отклик, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и разработать дальнейшую стратегию развития. Однако из-за высокой конкуренции с MVP все сложнее выделиться среди множества других брендов и стартапов.
Поэтому, на смену ему пришла версия MLP. Ее главная цель заключается в создании такого продукта, который при минимальных физических и финансовых затратах позволит завоевать максимальную лояльность целевой аудитории. Ознакомьтесь с главными отличиями MLP от MVP.
MVP зачастую создают на ранних стадиях разработки продукта, когда нет подробной информации о рынке и потенциальных клиентах, а также отсутствуют данные о том, что конкретно необходимо целевой аудитории. В других случаях лучше всего делать ставку на подготовку и запуск MLP. Далее вы узнаете, как создать минимально привлекательный продукт и что для этого нужно.
Как разработать MLP
Прежде всего необходимо обозначить границы разработки привлекательного продукта. Помните, что MLP — это минимальная версия, которая должна принести компании максимальную отдачу от пользователей. Поэтому, во время разработки не пытайтесь запустить на рынок готовый идеальный продукт. Это займет слишком много времени, ресурсов и, скорее всего, не принесет желаемых результатов, поскольку нельзя со стопроцентной гарантией угадать желания и ожидания целевой аудитории. Чтобы создать MLP, следуйте рекомендациям ниже.
Разработка MLP — это цикличный процесс, поскольку вы создаете, тестируете, изучаете результаты, дорабатываете продукт, снова тестируете и так по кругу пока не будет получен желаемый результат. Если все сделать правильно, то за время работы над минимально привлекательным продуктом у вас появится большое сообщество лояльных клиентов. Они будут поддерживать компанию и продвигать ее среди своих друзей и знакомых.
Минимально жизнеспособный: как MVP помогает продукту выйти на рынок
Содержание
MVP (или Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это самая ранняя версия продукта, у которой есть минимальный набор функций, достаточный для презентации публике и проверке на первых потребителях. Однако такой продукт обязан демонстрировать достаточную ценность для пользователей.
Понятие ввел в оборот в 2001 году соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. Он определил MVP как итог «синхронной разработки» или одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.
MVP отличается от прототипа тем, что представляет собой рабочий продукт, который должен выполнять обозначенную функцию наилучшим образом. К примеру, это может быть бета-версия сайта компании, функциональность которой затем дополнят, изучив поведение первых посетителей.
Чем MVP полезен для бизнеса
Создание MVP дает прямые и косвенные финансовые преимущества. Оно позволяет бизнесу:
Примеры MVP
Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик в 2010 году запустили приложение для iPhone UberCab, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки автомобили премиум-класса всего в полтора раза дороже стоимости обычного такси. Идея у создателей родилась после того, как они заметили, что тарифы на городское такси стали несоразмерно высокими. Изначально приложение работало на ограниченной территории и с узкой целевой аудиторией, но спустя год бета-тестирования создатели смогли привлечь первые крупные инвестиции.
В 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа не смогли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Они создали простой одностраничный сайт с фотографиями своей квартиры и начали сдавать собственный чердак. Молодым дизайнерам удалось рассчитаться со всеми долгами. Уже в 2009 году их стартап привлек внимание Пола Грэма и получил первые инвестиции от его бизнес-инкубатора Y Combinator. После этого Чески и Геббиа поехали в Нью-Йорк, где ходили по домам клиентов и расспрашивали их об опыте аренды. Вскоре они поняли, что многих квартиросъемщиков отталкивают изображения плохого качества, которые фигурировали в объявлениях. Тогда молодые дизайнеры взяли напрокат зеркальный фотоаппарат и отправились по адресам в Манхэттене и Бруклине, чтобы самим фотографировать квартиры арендодателей.
Разработчики MVP стримингового сервиса сконцентрировались на функции потоковой передачи музыки. По итогам закрытого бета-тестирования приложения для Windows они заключили контракты с крупными лейблами и смогли получить значительное финансирование для своего проекта.
Авторы идеи создали MVP с чеки́нами и наградами за них в виде бейджей. После тестирования они начали расширять возможности сервиса, добавили рекомендации и путеводители по городам.
Изначально создатели сервиса купонов запустили сайт The Point, объединяющий людей, которые не могли в одиночку выполнить какую-либо задачу. Тестирование показало, что идею нужно сузить. Тогда был запущен кастомизированный блог на платформе WordPress, куда вручную добавляли информацию о возможностях коллективных скидок. При подписке на сайт его пользователи получали по почте рассылку с PDF-файлами о скидках.
Основательница маркетплейса Татьяна Бакальчук сначала закупила женскую одежду из Германии, затем создала сайт и запустила рекламу своего магазина на платформе Passions.ru. Бакальчук использовала каталоги Otto и Quelle, которые работали в России только через агентов, но не были представлены в сети. В отличие от агентов, которые брали около 15% комиссии, она выставила агентское вознаграждение в размере 10% и не брала предоплату.
История файлового хостинга началась с трехминутного демо-видео, которое объясняло идею и ценность будущего продукта. Оно получило множество положительных отзывов и набрало миллионы просмотров, что помогло привлечь инвесторов.
В 2009 году Ян Кум и Брайан Эктон решили создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании и так далее. Контакты пользователей этой книги получали соответствующие всплывающие уведомления. Однако вскоре они стали использовать статусы для общения. Тогда создатели выпустили новую версию WhatsApp с функцией отправки сообщений.
Типы MVP
Существует несколько основных подходов к созданию MVP. В зависимости от этого выделяют несколько типов такого продукта.
Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться тем, кем он на самом деле не был. То же можно сказать о данном типе MVP. Продукт только кажется функциональным, но на самом деле его разработчик делает всю работу вручную. Это нужно для того, чтобы проверить саму концепцию продукта и понять, востребован ли он. Так развивался сайт заказа обуви Zappos. Изначально у авторов идеи не было ни склада, ни закупленных партий товара, а существовал лишь сайт с фотографиями обуви. Когда ее начали заказывать, разработчики обновили функциональность сайта.
Продукт работает по тому же принципу, что и в случае с Волшебником страны Оз: изначально все работы выполняются вручную. Однако клиенты при этом осознают, что за товаром или услугой стоит человек. Сотрудники службы финансового планирования и инвестиций Wealthfront изначально общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом, а автоматизированная система появилась позднее. Такой тип MVP помогает сформировать план развития продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории.
Цель такого типа продукта состоит в том, чтобы донести до клиентов ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Его используют, чтобы проверить и реализовать идею без разработки уникального программного обеспечения. Так начал работать Groupon. Создатели начали с сайта на WordPress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Лишь позднее сервис дополнили социальными функциями, полноценной email-рассылкой и мобильным приложением.
Это рабочий продукт с минимальным набором функций, которые нужно проверить. Такой тип MVP позволяет сформировать целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, а также провести тестирование функциональности.
Этапы создания MVP
Чтобы создать успешный продукт, потребуется детальный план его развития. Предварительно нужно подтвердить базовые принципы и методы MVP. Команда должна следовать им на протяжении всего процесса. При этом нужно стремиться потратить как можно меньше денег и усилий.
Выделяют несколько этапов проверки идеи и превращения ее в продукт.
Идея MVP отвечает концепции «бережливого стартапа». Главная цель создания заключается в тестировании концепции или продукта на рынке. Именно по его итогам бизнес может принимать решения о выпуске. Автор методики развития клиентов Стив Бланк говорит, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов. Это подтверждает и исследование CB Insights, согласно которому в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Создание MVP позволяет понять потребности аудитории на ранних стадиях развития продукта и не выпускать на рынок товар или услугу, которая не будет пользоваться популярностью.
MVP подходит не только для стартапов, но и при разработке решений на предприятиях. Зачастую разработка нового продукты достаточно сложна, а изменения сопряжены с серьезными рисками. Концепция Minimum Viable предполагает небольшие и постепенные изменения, которые достаточно безопасны и позволяют внедрять функции или обновления, не доставляя неудобств клиентам.