мураталиев жандос дуйсенбаевич биография
Проект ПДД: На вопросы граждан ответил начальник управления административной полиции ДВД Алматы Жандос МУРАТАЛИЕВ
Автолюбители интересуются…
На все вопросы отвечает начальник управления административной полиции ДВД города Алматы полковник Жандос МУРАТАЛИЕВ.
– Почему в Алматы при выезде на перекресток все налево поворачивают по-разному? В одних местах, как, например, на ул. Сатпаева, перед пр. Достык, согласно дорожной разметке, надо поворачивать, расходясь правыми бортами? А в других местах поворачивают, расходясь левыми? Как правильно?
– На пересечении ул. Сатпаева – пр. Достык водители транспортных средств должны выполнять требования ПДД РК п. 8.7 “Поворот осуществляется таким образом, что при выезде с пересечения проезжих частей дорог транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения”, так как на данном перекрестке отсутствует разделительная полоса, т. е. конструктивный выделенный элемент дороги.
– Нельзя ли поставить инспектора-регулировщика дорожного движения на какой-нибудь постамент, чтобы он был виден участникам движения издалека?
– Нет, установка постамента на перекрестке небезопасна, так как будет препятствовать безопасному проезду перекрестка транспортными средствами.
– Сколько в Алматы с начала года произошло ДТП? Сколько зарегистрировано ДТП со смертельным исходом, сколько человек погибли, сколько из них детей? Больше или меньше, чем за аналогичный период прошлого года?
– Можно ли велосипедистам ездить по проезжей части? Если можно, то на каком расстоянии от обочины?
– В соответствии с ПДД РК п. 24.2 “Велосипедисты при отсутствии велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения двигаются по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств или по обочине”. Точное расстояние от обочин правилами не регламентировано.
– Можно ли велосипедистам ездить по тротуарам? Если нет, то какое наказание за это предусмотрено?
– Пунктом 24.2 Правил дорожного движения Республики Казахстан регламентировано: велосипедисты при отсутствии велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения двигаются по тротуару или пешеходной дорожке, не создавая опасности для движения пешеходов.
Наказание для велосипедистов Административным законодательством РК не предусмотрено.
– Можно ли ездить по велосипедным дорожкам на электрическом самокате, на электробайке, на роликовых коньках, на гироскутерах и прочих электрических средствах передвижения?
– Движение мопедов по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд – разрешено. Оно регламентировано пунктом 24.4 ПДД РК. (К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.)
– Мотоциклисты должны двигаться строго по полосам, определяющим направления движения, или им можно петлять между машинами и полосами?
– Мотоциклисты должны выполнять общие требования водителей транспортных средств и пункта 8.1 ПДД РК “Перед началом выполнения маневра водитель подает сигналы световыми указателями соответствующего назначения, а если они отсутствуют или неисправны – тогда рукой. При этом маневр осуществляется с соблюдением безопасности и не должен создавать помех другим участникам движения”.
– Имеют ли инспектора дорожно-патрульной полиции право преследовать мотоциклистов или им это запрещено?
– Да, имеют. В случае при выявлении нарушения ПДД водителем мотоцикла, а также других причин и основания для остановки.
В соответствии с ч. 1 ст. 613 “Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции), военной полиции (исключительно лицом, управляющим транспортным средством органов Национальной безопасности, Вооруженных сил РК, других войск и воинских формирований РК) применяется также в отношении водителей мотоциклов.
– Сколько с начала года совершено ДТП с участием мотоциклистов, водителей мопедов, велосипедистов, катающихся на электросамокатах, простых самокатах и скутерах? Сколько из них со смертельным исходом? Больше или меньше, чем за аналогичный период прошлого года?
– За 6 месяцев 2018 года с участием мотоциклистов совершено 24 ДТП, при этом погибших нет, травмировано – 29.
С участием мопедов совершено 33 ДТП, погибло –1, травмировано – 37.
С участим велосипедистов – 53 ДТП, погиб – 1, травмировано – 52.
С участием обычного самоката – 1 ДТП, погибло – 0, травмировано – 1.
Скутеры в 2018 году ДТП не совершали. Но в 2017 году ими совершено одно ДТП, при этом погибших нет, один человек травмирован.
Второй раздел
Особенности дорожного движения в нашем городе
В последнее время алматинские водители все чаще стали обращать внимание на пробки, которые возникают на пересечении улиц Розыбакива – Жандосова и Розыбакиева – Тимирязева. В чем причина?
Выехав на место, журналисты “КАРАВАНА” выяснили, что она кроется в слишком длинной “красной волне” на улице Розыбакиева. По Жандосова или Тимирязева поток машин уже давно прошел, но красный сигнал светофора по улице Розыбакиева продолжает гореть…
Из-за этого досадного несоответствия на Розыбакиева собираются длинные заторы, а Тимирязева остается почти пустой…
И еще. После демонтажа на перекрестке улиц Жарокова и Тимирязева водителям, которые едут в южном направлении, приготовлен неприятный сюрприз.
Когда мирно катящиеся по левой крайней полосе авто подъезжают к перекрестку, то они видят нарисованную на асфальте стрелку: движение только налево.
Третий раздел
Водительские истории
Глупая шутка
Какую из полицейских служб одинаково не любят в любой стране мира? Правильно, гаишников.
Но бывают в жизни ситуации, когда дорожно-патрульных инспекторов очень и очень жаль…
Эту историю нам прислал один из читателей.
– Я живу в Карасайском районе, а работаю, как и многие, в Алматы, – пишет он. – И вот недавно въезжаю в город, а меня догоняет патрульный автомобиль. Инспектор по громкоговорителю требует, чтобы я принял вправо и остановился на обочине. Я все делаю, как положено. Инспектор выходит из машины и подходит ко мне, представляется. Затем, как обычно, просит предъявить ему документы для проверки. Предъявляю. Внимательно изучив их, он как бы мимоходом интересуется, не выпивал ли я накануне? Отвечаю, что нет, не выпивал. Поясняю, что вообще непьющий. Он деланно удивляется и спрашивает, даже воды не пьете? Говорю, пью.
Потом он приближает ко мне свое лицо и просит дыхнуть. Я дышу, потом спрашиваю, могу ли я теперь ехать, товарищ сержант? А он по званию старший сержант и потому обижается, что я, мол, в звании его понизил. И спрашивает, вы, что, в армии не служили, раз в лычках не разбираетесь?
Ну на меня тут какое-то веселье вдруг накатило, и я решил пошутить. Отвечаю, нет, меня не взяли потому, что туберкулезом болею!
Не могу передать словами то, какое выражение приняло лицо инспектора. Побледнев, он отшатнулся от меня. Ветеран рассказал о хитростях казахстанских гаишников
Я, конечно, не ожидал, что моя шутка так на него подействует. Мне даже стало его искренне жаль.
Пришлось потом еще минут десять клясться ему и его напарнику (тот, увидев, что со старшим сержантом случилось что-то неладное, выскочил из автомобиля), что я просто пошутил. Потом инспектор простил меня за глупую шутку и отпустил на все четыре стороны.
Теперь, когда вдруг хочется кого-нибудь разыграть, я всегда вспоминаю лицо инспектора и сижу тихо, прикусив язычок…
Уважаемые читатели газеты “КАРАВАН”!
Жандос Мураталиев: До ЦОНов техника уже дошла! А наши водители никак не привыкнут
Все услуги для автолюбителей упростили и ускорили
— Жандос Дуйсебаевич, давайте сразу поймем, что из сказанного господином Тургумбаевым является новостью для Алматы, а что нет? Например, информация о том, что штрафы теперь можно оплачивать в ЦОНах?
— Эта работа продолжается уже с момента открытия ЦОНов, можно сказать. Еще будучи начальником департамента внутренних дел г. Алматы, Ерлан Заманбекович активно продвигал эту идею, чтобы в районных ЦОНах, где выдаются те же паспорта и удостоверения личности, сидели сотрудники полиции и занимались бы взысканием этих штрафов. Сейчас эта работа продолжается. Уверен, что Ерлан Заманбекович просто хотел донести до всего населения Казахстана, что все граждане могут пользоваться услугами ЦОНов.
Сейчас, сколько ни говори, люди до сих пор спрашивают: как можно оплатить штрафы, где и так далее. Вопрос неинформированности. Так вот, для сведения наших автовладельцев, которые нарушают ПДД и хотят оплатить штраф: да, действительно, они могут оплатить эти штрафы во всех ЦОНах, а также через портал электронного правительства, через кассовые аппараты и в обычных кассах банков второго уровня. В настоящее время 12 банков интегрированы в эту систему. Если вы там оплатили штраф, не надо с этой квитанцией бежать в управление административной полиции и доказывать, что вы оплатили штраф. Он снимается автоматически.
— С введением этой практики стало ли легче вам, административной полиции? Все-таки ЦОНы взяли на себя большую ответственность.
— Мы все это сделали, для того чтобы в первую очередь упростить процедуру для водителя. Чтобы он не ездил в ГАИ, в управление административной полиции, не стоял там у окошка, не предъявлял эти квитанции. Конечно, нагрузка на дорожную полицию стала значительно меньше. Но при этом количество нарушений правил дорожного движения не уменьшается. Как показывает статистика, наоборот, идет увеличение, растет количество автотранспорта. Все больше перекрестков оборудуются видеокамерами, и поэтому, чтобы улучшить этот процесс и исключить волокиту, бюрократизм, были введены эти новшества.
— А как быть с теми, кто не согласен со штрафами? Могут ли они прийти в ЦОН и уже там озвучивать свое недовольство?
— Вот еще одно заявление Ерлана Тургумбаева. Он также сообщил, что для предоставления гражданам в ЦОНах полной информации о штрафах за правонарушения в сфере общественной и дорожной безопасности в этом году будут проведены работы по интеграции систем фото-, видеофиксации с информационной системой «Контроль» КАП МВД с предоставлением доступа работникам ЦОН. Что предполагает эта работа?
— Да, эта программа у нас уже давно имеется, все уже интегрировано, и фото-, и видеофиксация. Все, о чем пишут в протоколах, у нас в республиканском режиме работает. То есть вы, к примеру, в Алматы нарушили, поедете в Костанай, у вас выплывет информация, что вы нарушили ПДД в Алматы. Все интегрировано и работает, одним словом. Здесь больше имеется в виду то, чтобы у сотрудников ЦОНа, когда принимают документы, они ведь гражданские люди, чтобы был доступ к просмотру – оплачен штраф или нет. Это нужно, для того чтобы упростить процесс, чтобы водитель не бежал к сотруднику полиции с просьбой проверить, есть ли у него штраф. Теперь это также могут сделать сотрудники ЦОНа.
— А что касается камер, сколько их сегодня и планируете ли увеличить их количество на дорожных перекрестках?
— В настоящее время у нас установлено 105 постов фото- и видеофиксации, 615 видеокамер. Только за прошлый год они у нас выявили более 300 тысяч нарушений. Увеличение количества камер планируется. У нас уже согласован проект на 2017-2018 годы о том, что в Алматы появится еще 150 постов видеокамер.
— Скажите, а как часто бывают в вашей практике случаи, когда камера фиксирует нарушение, которого, как выясняется впоследствии, не было?
— У техники, конечно, бывают сбои. Бывает, что электричество отключили на светофорном объекте, а водители едут. Тут внезапно дали электричество, и камера фиксирует водителя на «красном». Да, такое бывает, и мы каждый такой факт рассматриваем индивидуально. Водители приходят сами и объясняют – вот, в данном случае не работал светофор или регулировал сотрудник административной дорожной патрульной полиции, который, в зависимости от оперативной обстановки, прогонял транспорт по определенной улице, но светофор при этом работал в режиме. В таких случаях мы рассмотрение прекращаем. Каждый гражданин может прийти и сказать: я с этим нарушением не согласен. Мы включаем компьютер, просматриваем, все это в действии изучаем, запись имеется, она сохраняется на протяжении месяца. Повторюсь, каждый может прийти и доказать свою невиновность.
— А как вы прокомментируете такую цитату заместителя главы МВД: «Все эти меры позволят исключить бюрократические барьеры и сократить время предоставления услуг». Вы согласны с ним, я о бюрократии в первую очередь?
— Конечно. Все это для того и нужно. Бюрократии как таковой нет, но неинформированность нашего населения приводит к ее появлениям. Вся система, о которой мы говорим с вами, работает уже два-три года, электронное правительство с 2012 года работает, но никто не хочет этим пользоваться. Обязательно нужно по старой привычке приехать, потрогать бумажку, сходить в кассу, отстоять там очередь, потом прийти к окошку с просьбой закрыть штраф, хотя этого штрафа уже давно в базе нет.
— Жандос Дуйсебаевич, давайте поговорим о выдаче и замене водительского удостоверения в ЦОНах. Как думаете, насколько этот процесс прозрачен там, в Центрах обслуживании населения?
— В ЦОНах с 2013 года ведется выдача водительских удостоверений. Как вы знаете, пока такая работа проводится только в Астане, Алматы, Костанае, Караганде, Павлодаре. Сейчас речь идет о том, чтобы охватить всю республику, все регионы, чтобы любой гражданин мог поменять свои права не только в регистрационно-экзаменационных пунктах, но и в ЦОНах. Там также сидят наши сотрудники, которые принимают экзамены, смотрят, как проходят практические, теоретические экзамены, проверяют любого гражданина на совершение каких-либо нарушений, розыск и так далее. После этого передают сотрудникам ЦОНа, и те уже выдают водительское удостоверение. То есть, повторюсь, в ЦОНах сидят наши сотрудники.
— Если на конкретном примере: я нуждаюсь в водительском удостоверении, какие действия я должна предпринять пошагово, с учетом новых возможностей ЦОНов?
— Вы можете записаться в любую автошколу по месту жительства или просто, которая вам удобна по каким-либо причинам, выбрать время, которое вам удобно, отучиться на ту категорию, которую вы хотите: А, В, С, Д. На первом этапе это категория В. Здесь обучение идет от 2 до 3 месяцев. Проходите обучение, получаете свидетельство об окончании курсов, после этого приходите в ЦОН, проходите медкомиссию на предмет того, что вы можете управлять автотранспортом и что у вас состояние здоровья соответствующее, справку формы 083 получаете, далее идете на теоретический экзамен. Мы всю эту систему с сотрудниками ЦОНов уже отработали. Для того чтобы люди не ходили в наркодиспансер на улице Макатаева, в психдиспансер на улице Каблукова за нужными справками, теперь в ЦОНах сидят врачи. База интегрирована, они смотрят, что вы не состоите на учете, зрение нормальное, здоровье нормальное, получаете допуск к нужной категории и идете сдавать теоретический экзамен. После него идете на практический экзамен. Все это на территории ЦОНа.
— Отлично, спасибо за полезную информацию. Вот еще один информационный тренд, как говорится, «по вашу душу»: казахстанцы смогут получать водительские права, не проходя обучение в автошколах. Как здесь будет работать система?
— Человек, который хочет получить водительское удостоверение, сам изучает правила дорожного движения. Можно посмотреть в интернете, получить вопросы, узнать, какие требования, какие тесты обычно задают на экзаменах. После того как он все изучит и почувствует, что готов сдать экзамен, приходит, обязательно с медицинской справкой, проходит теоретическую часть и идет на практическую. Сейчас этот проект разрабатывается и будет согласовываться с другими органами. После согласования выйдет приказ министра внутренних дел, и уже потом мы начнем действовать.
— Сейчас также прорабатывается вопрос об исключении из закона о дорожном движении нормы, которая обязывает граждан по истечении срока действия его водительского удостоверения сдавать экзамен для его замены. То есть, если у меня вышел срок действия, мне достаточно прийти и просто поменять документ, правильно?
— Да, но также обязательными остаются медицинская справка, квитанция об уплате за выдачу водительского удостоверения. При этом каждый гражданин должен сам следить за своими сроками, не упускать, не относиться халатно к своим документам. Он должен своевременно или до истечения срока прийти и поменять. Сейчас, пока проект приказа рассматривается, если у водителя вышел срок действия документа, он обязательно сдает экзамен на теоретические и практические навыки.
— Если говорить о других новшествах профильного закона, на ваш взгляд, какие из них наиболее значимые?
— Такое возможно, чтобы вы не предприняли никаких мер в отношении должника?
— Закон вступил в силу с 1 января 2015 года, и до настоящего времени пока таких фактов не было.
— То есть если человек ждет год и не оплачивает штрафы, он может быть уверен в том, что его дело вскоре будет рассматриваться в суде?
— А снижение размеров штрафов в ближайшее время не планируется?
— В прошлом году рассматривали возможное снижение штрафов, но Парламент республики не поддержал, и все осталось на своем уровне.
— Как в целом со статистикой дела по нарушениям ПДД на сегодняшний день?
— Каждый год почти одинаковые цифры с небольшим увеличением. Например, если в прошлом году было 290 тысяч зафиксировано, в этом году уже 300 тысяч. Пять лет назад было 250 тысяч, получается, ежегодно прирост по 10 тысяч нарушений.
— Увеличение количества камер никак не сказывается на этих показателях?
— Камеры помогли нам снизить число дорожно-транспортных происшествий. На тех участках, где установлены видеокамеры, у нас количество ДТП сократилось на 30-40%. Они также позволяют при совершении уголовных правонарушений быстрее идти по следам преступника, задержать его, выявить само нарушение.
— Жандос Дуйсебаевич, как вы думаете, те условия, которые созданы для автовладельцев сегодня, не слишком ли комфортные? Получается, уже совсем ничего делать не нужно, только кликай на кнопки сайта электронного правительства?
— Это не вольготность, это доступность наших услуг. Мы делаем это, для того чтобы человек, не выходя из дома, мог оплатить штраф. Это сегодня совсем не редкость! Сейчас можно любой товар домой заказать, купить авиабилет за домашним компьютером, сидя в одном городе, сделать так, чтобы тебе принесли чашку кофе завтра в другом городе. Мы хотим разъяснить людям простую вещь – нужно, чтобы они своевременно оплачивали свои штрафы. Не ждали, когда к ним придут судебные исполнители, потому что те плюс к тому штрафу, который составлял 10 тысяч тенге, еще 25% дополнительно будут требовать за свои услуги.
— Спасибо за сведения, за интересную беседу, успехов!
Почему в Казахстане доброжелательные «гаишники» вызывают удивление?
Изменится ли стоимость штрафов в 2016 году? Нужны ли детские кресла? Сколько ДТП в год происходит в Алматы? На эти и другие вопросы ответил гость студии — заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев.
— Жандос Дуйсенбаевич, здравствуйте! Вы такой доброжелательный, словно не из ГАИ…
— Меня часто спрашивают: как ты в ГАИ оказался?
— Вот и расскажите, как сегодняшним молодым людям стать инспекторами дорожной полиции?
— В первую очередь, нужно иметь юридическое образование или окончить Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени Тынышпаева, где есть факультеты организации дорожного движения и организация перевозок.
— То есть нынешние офицеры — все с высшим образованием. И их там же воспитывают?
— Да. Почему юридическое? Потому что там они изучают все кодексы: Правила дорожного движения, Административный кодекс, Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный.
В 1997 году я закончил юридический факультет КазГУ им. Аль-Фараби. Потом по распределению пошел работать дознавателем в РОВД Бостандыкского района, через 2 года — в отдел дознания по дорожно-транспортным происшествиям. То есть был инспектором этого отдела. Потом отдел расформировали в отдел дознания при Управлении дознания ДВД Алматы. В общем, на протяжении 9 лет я рассматривал дела по ДТП.
— Очень характерная тема сейчас для Алматы – ДТП. Сколько в сутки ДТП у нас фиксируется?
— В среднем поступает около 200 вызовов. За сутки оформляется 70-80.
— Те, которые дальше пойдут в суд на рассмотрение?
— Да. Бывает, что мы приезжаем на место, а они уже разъехались.
— Это много или нормально?
— В сравнении с прошлыми годами — меньше.
— Скажите, а сколько машин передвигается по самому большому городу Казахстана?
— Сейчас в городе зарегистрировано 555 тысяч машин.
— Которые официально стоят на учете?
зарегистрировано 555 тысяч 918 машин. Кроме этого, на всех въездах стоят камеры. И мы посчитали, что еще 200-300 тысяч машин заезжают в город
— Да и транзитные. Кто-то с Рыскулова-Кульджинки заехал, а с Рыскулова-Саина выехал. В любом случае, они тоже засчитываются.
— Понятно. Раньше бы вы назывались начальником ГАИ города, потом начальником управления дорожной полиции. Сейчас вы – заместитель начальника управления административной полиции. С 1 января ввели еще и муниципальную полицию. Вы войдете в муниципальную полицию или там будет своя дорожная инспекция?
— В связи с Указом президента управление дорожной полиции было расформировано и создано Управление административной полиции, куда вошли и другие службы.
— Участковые туда вошли.
— Сейчас в Управление административной полиции входят участковые, ювенальные, природоохранные службы, полк дорожно-патрульной полиции, специализированный батальон дорожной полиции и такие службы как административная практика, процессинговый центр, отдел регистрационной и экзаменационной работы, отдел дорожно-технической инспекции, отдел автоматизации электронных услуг.
— В прошлом году было много разговоров о внесении изменений и дополнений в правила дорожного движения и административный кодекс. Потом что-то отменили, что-то добавили. Народ запутался. Нужны ли детские кресла, можно ли отключать свет днем? Давайте озвучим, что является обязательным с 1 января?
— Как вы сказали, с 1 января была создана местная полицейская служба. Начальник местной полицейской службы будет назначаться министром внутренних дел по согласованию с акимом г. Алматы и маслихатом города.
— Два раза в год он будет отчитываться непосредственно перед населением Алматы.
— Это не как на Западе — черная полиция? Она может проверить, что у тебя в сарае хранится, почему белье на балконе висит?
— Нет. У них те же функции. Только начальник будет подотчетен непосредственно населению.
— А ДВД также сохранит свои функции. А вы войдете в местную полицию?
— Нет. Службы, которые я курирую, туда не входят.
— То есть если инспектор остановит главного специалиста районного акимата, тот не скажет через окошко: «брат, мы тут свои, что ты от меня требуешь?»
— Но они и сейчас не могут так говорить.
— Вот мы оба смеемся.
— Перед законом все равны.
— Действительно. Я хотел бы отметить, что офицеры дорожной полиции стали намного вежливее. Они с вас берут пример?
— Может, и с меня. Но мы каждый день инструктируем сотрудников дорожной полиции — утром и вечером. И первое, с чего мы начинаем – с соблюдения конституционных прав граждан: не хамить, не грубить, выполнять свои функциональные обязанности.
— С улыбочкой выписывать штраф тысяч на 30.
— Если водитель нарушил, мы обязаны выписать протокол.
— А если не нарушил, можно не останавливаться?
— Если мы остановили, то обязаны проверить документы.
— Кстати, кто придумал автопатрулирование? Я прекрасно помню (у меня 40-летний стаж водителя), на наиболее опасных участках и перекрестках всегда стоял инспектор с палочкой. Как его увидишь, моментом скорость сбавляешь и в правый ряд. А сейчас нечаянно по телефону разговариваешь, они тебе палочкой – на обочину. Так не должно быть. Давайте выставляйте своих полицейских.
— В целях эксперимента мы ввели автопатрулирование. Оно было поддержано населением города.
— Водители подняли этот вопрос. И только потом акимат и ДВД города поддержали этот вариант несения службы. В настоящее время мы работаем как с автопарулированием, так и в пешем порядке. Это законом нигде не запрещено.
— Здесь еще вот что. Когда опять появится человек с палочкой на дороге, то появятся и лжеинспекторы. Сколько в год задерживают патрулей-лжеинспекторов?
— За последние 2 года я не помню ни одного случая. Потому что и люди стали грамотными. Жетон, рация, жезл, поведение, разговор — все это показывает, лжеполицейский перед вами или настоящий.
— А вот вашу форму можно где-то купить? Как вы изношенную форму сдаете?
— Каждому сотруднику выделяют форму по норме из бюджета.
— А есть возможность утечки?
— Сейчас в любом ателье, где шьют форму сотрудника полиции, можно заказать.
— Вот видите. Я в начале разговора сказал – я бы в инспекторы пошел. А что мне учиться? Зачем меня воспитывать? Шутка, конечно. Давайте о штрафах. Пошел разговор, что с 1 января штрафы снижены, потому что казахстанцы сейчас не в состоянии платить, что сейчас заложено в административный кодекс.
— В парламенте идут дебаты по этому вопросу. Некоторые уже рассмотрели, нас поддержали. Некоторые отправили на доработку – по каким именно статьям снизить штрафы.
По странам СНГ, можно сказать, у нас самые высокие штрафы
Думаю, снизят на некоторые нарушения, которые не влияют на аварийность.
— Ой, не знаю. Наш народ пока понимает только жесткое управление. Я за штрафы.
— Правильно говорите. Судя по статистике, даже при высоких штрафах люди нарушают. Мы каждый день делаем статистику – количество правонарушений увеличивается. Даже по видеонаблюдению… Если ранее за 11 месяцев было 400-450 тысяч правонарушений, то…
— Не понял. Вы это в тенге говорите?
За последние 11 месяцев число правонарушений на дорогах перевалило уже за 600 тысяч. Это только по видеофиксации. По административной группе — за 260 тысяч.
— А зачем тогда нам снижать? Карать, карать безбожно.
— Как заметил наш министр, у нас отмечается снижение ДТП как по городу, так и по республике. И погибших, и ДТП у нас меньше. Количество мелких ДТП – царапины — увеличилось. Но это связано с тем, что сколько гектаров земли к нам прибавилось в Алматинскую область. Многие магистрали города привели в соответствие нормам. Посередине – разделительная полоса. Наземные и подземные пешеходные переходы, которые стали дополнять лампами, чтобы пешеход был виден.
— Многие гости завидуют нашим дорогам и благоустройству, особенно количеству дорогих автомобилей. Во всей Украине нет столько мерседесов, как у нас в Алматы. Есть у нас и категория водителей, которых большинство называет неприкасаемыми. Я прямо по точкам могу перечислить. Это студенты КИМЭП.
— Я что-то давно не слышал о неприкасаемых.
— А вы поезжайте на ул. Валиханова. Вокруг КИМЭП на две стороны запрещены парковки — стоят благополучно эти ребята. Пройти невозможно.
— Это не говорит о том, что они неприкасаемые, а что у нас не хватает…
— Не хватает мест для парковки.
— И вы закрываете глаза на это.
— На пр. Абая ввели обособленную полосу для общественного транспорта. Сейчас с пр. Абая все побежали на поперечные улицы и паркуются. Мы на этой улице несколько отработок проводили, уже составили уйму протоколов, на штраф-стоянку забирали. Все равно нарушают.
— Я вам назову вторую точку. В ночное время — это ресторан «Алматы» по улице Желтоксан.
— Да, действительно много обращений было на сайт ДВД.
— Надо навести там порядок. По проспекту Достык гонки автомобилей с прямоточными выхлопными трубами. Как там живут люди, когда рев такой стоит? С прямотоками этими можно что-то сделать? Как-то оштрафовать?
— Оштрафовать можно. Но мы должны экспертизой доказать, что они не установлены заводским способом, а самодельно. Потому что сейчас есть машины с 5-литровым объемом. У заводского «Гелендвагена» с двух сторон выхлопы. Мы задерживали такой автомобиль, потому что поступали жалобы. Но проведя экспертизу, увидели, что все сделано заводским способом. Поэтому никаких мер применить не могли. А если мы доказываем, что это самодельное устройство, то за переоборудование наказываем штрафом 5 МРП.
— В нашу студию позвонил бывший зам начальника ГАИ Ковальчук. Говорит, что объездил много стран и в большинстве стран, где много машин, разрешен правый поворот на красный сигнал светофора. Может, нам тоже задаться этим вопросом?
— Во-первых, нужно внести изменения в ПДД. А правила у нас – это закон.
— Акиматом Алматы вносилось это предложение, но в Астане пока не поддержали. Вы со своим решением на уровне начальника ДВД и акима города не можете принять?
— Нет. Это принимается только на законодательном уровне. Кроме того, у нас не все улицы приспособлены к этому. И если такой поворот повлечет ДТП, то…
— Он не виноват – это разрешено. Много сложностей. Было такое решение – поставить регулировщиков на постамент в час пик. Я бы никогда не пошел в инспекторы, потому что за 2 часа регулирования движения на перекрестке надышишься этими выхлопными газами. Но служба есть служба. Не видно ваших регулировщиков в темное время суток. Может, для них сделать какие-то постаменты на перекрестках, как это было раньше?
— У нас основные — это около 30 перекрестков, утвержденных руководством, где в утренний и вечерний час пик выставляется регулировщик. Все назвать не могу. Но самый близкий от вас — перекресток ул. Сатпаева — ул. Сейфуллина.
— Да, стоит. А вот такой вопрос — наверняка приезжие не платят штрафы с камер? Уехал к себе домой и все.
50% нарушений в Алматы делают водители из других регионов
Мы направляем штрафы судебным исполнителям по месту жительства. Рано или поздно сумма взыскивается и попадает в бюджет.
— Есть еще предложение — ввести график работы предприятий. Чтобы не все к 9 часам съезжались в город, кто-то с 7-8, кто-то с 10 может работать. Что-то подобное предпринимали коллеги в Астане. Оправдало себя?
— Видимо, нет. Поэтому в Алматы пока не будут вводить этот метод.
— И самый главный вопрос. Когда завязываются отношения водитель-инспектор, инспектор-водитель – то оба правы. 90% водителей спрашивают, почему меня остановили. Если инспектор действительно не прав, как быть водителю?
— В данном случае водителю нужно указать в протоколе, что он не согласен с предъявленным правонарушением. Затем в течение 10 дней прийти в административную группу, написать заявление на рассмотрение этого вопроса в административном суде.
— Нет. В административный суд. Сначала прийти в административную полицию, расположенную на пересечении ул. Тимирязева и Байтурсынова, написать заявление, что на него был составлен протокол с данным правонарушением. Указать причину несогласия и попросить направить дело в административный суд. Либо же написать заявление непосредственно в административный суд. Судья рассмотрит дело.
— Потому что каждый доказывает свою правоту. Видеорегистратор играет роль?
— Конечно. У нас все патрульные машины сейчас оснащены видеорегистраторами и многие водители ими пользуются. Некоторые граждане требуют: «Покажите видеорегистратор. Что я нарушил?»
— Бывает, что человек нарушил не из хулиганских побуждений, а просто прозевал. Что делать?
— Некоторые моменты — как ремень безопасности или разговор по телефону, видеорегистратор не может записать. Но их видит сотрудник.
— Зачем вы это говорите? Пусть пристегиваются, пусть не говорят. Bluetooth сейчас есть в каждой машине – разговаривайте.
— Я хочу сказать, что сотрудник несет ответственность, составляя протокол. Он – представитель власти. Он выявил это правонарушение. Он обязан это делать.
— Когда-то такого не было. Останавливает инспектор – ты в его власти. Готовь рубль – он тебе оторвет талончик. Почему бы сейчас не сделать так, чтобы штраф можно было оплатить на месте? У вас в машине же можно поставить не только видеорегистратор, интернет, но и кассовый аппарат. Вы говорите, что будут снижены штрафы за некоторые нарушения. Так пусть оплачивают, чем потом стоять в очереди. Это самая неприятная процедура.
— Чтобы не было контакта с деньгами. Бросьте вы. Кто захочет…
— У нас все банки второго уровня подключены к интегрированной базе. Если вы оплатите в них, то вам не нужно будет приходить к нам.
— То есть только одна очередь.
— Итак, мы с вами в 2016 году. Ваш совет водителям.
— Водители, не нарушайте правила дорожного движения.
— 30 км/ч в правом ряду – и езжай себе спокойно.
— На всех улицах у нас имеются дорожные знаки.
— Многие наши читатели обращались с вопросом – почему так мало светофоров? Еще не везде установлены светофоры. Не только в Алматы, но и по Казахстану? Это ваша прерогатива?
— Я, как руководитель, пришел в 2010 году. Тогда было 210 светофорных объектов. Сейчас 378 светофоров. То есть они увеличиваются с каждым годом, по мере выделения финансовых средств. За один год мы весь город не может обеспечить светофорами. Сначала к нам поступают обращения.
— Штрафных денег хватает для установки светофора?
— А раньше летал вертолет над городом. Была польза от этих воздушных инспекций?
— Когда мы летали на вертолете, то отмечали более загруженные улицы. После многие улицы стали разгружать.
— Увидели болевые точки.
— Так мы разгрузили северное кольцо возле барахолки. В сторону микрорайона «Калкаман» сейчас нет заторов. Дошли руки и до рынка «Алтын Орда». Мы и дальше будем заниматься организацией дорожного движения, чтобы без затора можно было выехать из Алматы.
— Я не буду задавать последний вопрос о вашем прогнозе. Потому что, я думаю, он оптимистичный. Вы – человек с горящим взором, профессионал своего дела. Дай Бог, чтобы у нас не было хуже! Я понимаю, что количество машин у нас будет увеличиваться.
— Я же говорил, что работал дознавателем по ДТП со смертельным исходом. Тогда,
в начале 2000-х годов, в Алматы на дорогах в сутки погибало до 2 человек
Не помню точно, какой год, но показатель был 1,7 человека в сутки. А по прошлому году если брать, то за 11 месяцев погибло 134 человека.
— То есть даже не каждые сутки.
— Это на 34 погибших меньше, чем в прошлом году. Но для нашего Казахстана с населением всего в 17, 5 млн каждая человеческая жизнь ценна.
— В этом году нам 2 ЧП принесли трамваи, прославив нас на весь СНГ.
— Хорошо, что без человеческих жертв.
— А почему где-то промелькнуло, что инспекторы ГАИ виноваты?
— Чтобы уйти от ответственности. После этого следственный отдел и управление собственной безопасности занимались этим делом.
— По первому ЧП направили дело в суд.
— Значит, есть конкретные обвиняемые?
— Но не инспектор ГАИ.
— Нет. Это халатность водителя.
— Вопросов еще много. Мы обязательно еще раз пригласим должностное лицо административной полиции самого высокого уровня. Алматы – самый большой город нашей страны и руководит миллионами автомобилей Жандос Мураталиев – полковник полиции. Спасибо за беседу!