мунк художник биография кратко
Эдвард Мунк
Биография
С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:
Детство и юность
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.
Эдвард Мунк и его сестра Ингер
Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.
Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.
Эдвард Мунк
В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».
Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.
Автопортрет Эдварда Мунка
Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.
В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.
Живопись
В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки».
Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.
А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.
После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.
В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:
«Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…».
Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»
Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.
Картина Эдварда Мунка «Крик»
В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.
Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»
Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:
«Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».
Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».
Картина Эдварда Мунка «Созревание»
1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.
Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»
Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.
Личная жизнь
Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.
В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.
Станислав и Дагни Пшибышевские
В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.
Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.
Тулла Ларсен и Эдвард Мунк
Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.
До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.
Смерть
Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.
Эдвард Мунк на смертном одре
Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.
После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.
Музей Эдварда Мунка
Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.
Эдвард Мунк
Фото Все
Видео Все
Экскурсия по выставке «Эдвард Мунк»
Эдвард Мунк / Цвет времени / Телеканал Культура
Эдвард Мунк. Рассказывает Александр Таиров.
Эдвард Мунк — биография
Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, автор «живописного хоррора», самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».
Мрачная жизнь Эдварда Мунка была полна разочарований и это отразилось на его творчестве. Картины художника проникнуты мотивами тревоги, отчаяния, ужаса и смерти, но при этом во многих его произведениях присутствуют надежда и попытки вырваться из психологического кризиса. Творчество несомненно помогало ему справиться с душевными надломами.
Детство
Эдвард Мунк фото в юности
Художественные способности Эдвард проявлял с раннего детства. Это отмечали многие из его родственников. Он был впечатлительным ребёнком и после всякой волнующей ситуации садился рисовать. Его отец был очень набожным человеком, но его вера не была светлой, он часто поминал ужасы ада и пугал своими «проповедями» детей. Так что Эдварду в детстве хватало впечатлений. Когда умерла София он разочаровался в боге, – как мог бог допустить такое в то время, как отец денно и ношно молится.
Творческий путь
После средней школы в 1879 году Эдвард пошёл учиться в техническое учебное заведение, неплохо справлялся с физикой и математикой, но страсть к рисованию заставила его в 1881 году поступить в Королевскую школу рисования в Христиании (прежнее название Осло). Его наставником был приверженец натурализма Кристиан Крог. Он познакомил Мунка со столичной творческой элитой, где всеобщее внимание привлекал писатель Ханс Егер, который не признавал ни морали, ни религии, считал, что свободные отношения полов являются естественной и искренней добродетелью человека. Спустя годы они с Мунком сильно подружились и Егер стал одним из тех, кто оказал сильное влияние на личность художника.
Мунк стал вести богемный образ жизни – пил, ходил по ресторанам и общался с нигилистами, что очень сильно раздражало отца и испортило без того натянутые отношения.
«Этюд головы» Эдварда Мунка 1883г.
Впервые свою работу в 1883 году Мунк предъявил публике на выставке в Дворцовом парке Христиании. Это был «Этюд головы». А немного позже он выставил реалистичную картину «Девушка, разжигающая огонь в печи».
В конце 1884 года влиятельный художник и дальний родственник Мунка Фриц Таулов выхлопотал ему стипендию, которая позволила начинающему художнику поехать в Париж. Налюбовавшись на работы парижских импрессионистов, Мунк начал перенимать их манеру писать светлыми красками и плавными мазками.
В 1885 году Мунк переживал болезненный роман с замужней женщиной Милли Таулов, которая приходилась невесткой Фрицу Таулову. Он не написал ни одной картины с изображением Милли, но некоторые исследователи его творчества считают, что её образ присутствует на картинах «Голос» и «Лунный свет».
«Голос»
В 1886 году на Осенней выставке в парке Мунк представил свою картину «Больная девочка».
Ему позировала 11-летняя соседская девочка Бетти Нильсен, которая со слезами на глазах обратилась к нему за помощью, когда её брат сломал ногу.
Художника впечатлило её взволнованное лицо, напомнив об утраченной старшей сестре, и он обратился к ней с ответной просьбой – стать его моделью. Критикам картина показалась незаконченной или, как сказал один из них «едва намалёванным наброском». Считалось, что художнику не хватает техники. Его стиль не поняли и не приняли.
«Больная девочка»
Последующие свои работы Мунк постарался сделать в традиционной манере. Он написал серию портретов, жанровых сценок и пейзажей в импрессионистском духе, а также картину «Весна», где передал свои ощущения связанные с болезнью сестры и собственной болезнью (в тот год он сильно болел). Как и в предыдущей картине «Больная девочка», на полотне много внимания уделено деталям, что приближает картину к реализму, а небрежные размашистые мазки – к импрессионизму.
«Весна»
Лето 1889 года семья Мунков провела на съёмной даче в Осгорстранне. Эдварду настолько понравились места вокруг этого небольшого городка, что со временем он приобрёл там дом. Осенью того же года, снова получив стипендию, художник повторно отправился в Париж.
Париж
На этот раз время, проведённое в Париже, прошло более плодотворно, чем прежде. Мунк посетил несколько уроков Леона Бонна, который оценил необычную манеру письма Мунка, но ругал его за вольное обращение с цветом.
В этот период Мунк много экспериментировал со стилями. Его произведения можно было бы отнести как к импрессионистским, так и пуантилистским. И там, и там краски не смешиваются, а мазки имеют геометрическую форму (круглую или квадратную). При взгляде на картину цвета сливаются за счёт оптического обмана.
Помимо занятий творчеством Мунк посещал большое количество парижских выставок и экскурсий, нацеленных на классическое искусство, которые устраивал для своих студентов Леон Бонна.
«Ночь в Сен-Клу»
В декабре до Мунка дошло известие, что его отец умер от инсульта, но письмо пришло слишком поздно – художник не успевал на похороны. Это вогнало его в глубокую депрессию. Он замкнулся, перестал показываться на людях и много времени проводил за переосмыслением своей жизни и творчества. В результате появилась картина «Ночь в Сен-Клу», в которую он вложил своё стремление показать человека чувствующего и страдающего. На этом полотне нечёткие очертания человека, сидящего у окна в пустой комнате, залитой лунным светом, могли быть как его отцом, так и им самим. Это произведение считается самым сильным в творчестве Мунка парижского периода.
Весной 1890 года Мунк ненадолго приехал в Христианию, где выставил свои новые работы. Теперь критики теплее отзывались о его творчестве. В конце года художник вернулся в Париж, но вскоре перебрался в Ниццу, поскольку промозглая зима Парижа была опасна для его слабых лёгких.
Эдвард Мунк
Весной 1891 года он впервые увидел картины Ван Гога и Гогена, посетив салон Отверженных в Париже. Мунк искренне восхищался ими, но больше уже не брался никому подражать, потому что к этому моменту окончательно выработался его собственный неповторимый «экспрессионистский» стиль. Для него стали характерны простые формы, условные сюжеты, экспрессивные линии и вдумчивое разделение по цвету.
По возвращении в Норвегию в 1892 году Мунк написал несколько картин в этой своей манере и показал их публике на персональной выставке в Христиании. Это была «Меланхолия», «Настроение на закате» и несколько других полотен, которые в дальнейшем составили его цикл «Фриз жизни».
Работы Мунка заинтересовали весьма консервативного художника-пейзажиста Адельстена Нормана, который предложил норвежцу устроить персональную выставку в Берлине.
Берлин
Выставка прошла с большим ажиотажем и закончилась грандиозным скандалом, в результате которого в мире художников произошёл раскол. Молодые авангардисты по достоинству оценили работы Мунка, а консервативное крыло Объединения художников было возмущено увиденным и требовало немедленно закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду». В итоге группа молодых художников и скульпторов, отвергающих набивший оскомину академизм, образовали своё сообщество, получившее название «Берлинский сецессион». Мунк, уже привыкший к постоянной критике в свой адрес, довольно спокойно, даже иронично отнёсся к происходящему. Тем более, что он в Берлине погрузился в кипящую жизнь андеграунда и обзавёлся массой интересных знакомств. Он сблизился с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой Дагни Юль. В философских беседах с большим ценителем и меценатом искусства Альбертом Кольманом он пришёл к идее создания цикла полотен, который впоследствии стал главным творением в его жизни.
Фриз жизни
Первым «фризом» художника была небольшая берлинская выставка «Любовь», на которой на суд зрителей была представлена его, ставшая в дальнейшем чуть ли не культовой, картина «Крик». Позднее он показал более масштабную серию. В общей сложности в цикл «Фриз жизни» вошло 22 полотна, и он делится на четыре темы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни», «Смерть». Целиком цикл был выставлен в 1902 году в галерее Берлинского сецессиона. Объединив всё им созданное, Мунк писал, что хотел достичь «симфонического эффекта». Он считал, что живопись не должна быть отстранённой, как у импрессионистов, и стремился выразить всё пережитое и наболевшее без прикрас. Но в то же время его творчество далеко отошло от натурализма. Теперь критика иначе относилась к его работам и основательно хвалила.
«Крик»
Знаменитая картина «Крик» имела несколько версий. Вначале она называлась «Отчаяние» и на ней был изображён не некий гуманоид, а человек в шляпе. Идея написания этой странной вещи у Мунка возникла, когда он вместе с двумя приятелями шёл по тропинке и увидел, как красный закат солнца окрасил всю природу в кровавые тона. Он ощутил, как природу пронзил бесконечный крик и захотел передать своё ощущение на полотне. Искусствоведы потрудились найти это место и поразительно то, что неподалёку от него находилась крупнейшая в Норвегии скотобойня и клиника для душевнобольных. Самая популярная версия картины «Крик» была создана художником в 1893 году и хранится в Национальном музее Осло.
Поздний период творчества Мунка отмечен упрощением сюжета картин, более грубыми резкими очертаниями и преобладанием светлых тонов. Всё чаще художник изображал повседневную жизнь крестьян и бесконечные поля. Лучший цикл работ этого времени украшает концертный зал университета Осло.
Личная жизнь
Психически неуравновешенный художник не очень доверял женщинам, поэтому никогда не был женат и не имел детей. Но романы в его жизни случались, и довольно красочные. Всего их было три.
Первой зазнобой Мунка была замужняя, весьма кокетливая женщина Милли Таулов, с которой он познакомился в 1885 году. Он очень страдал из-за неё, потому что Милли не разделяла его глубоких чувств, рассматривая их роман как очередное ни к чему не обязывающее приключение. Для Мунка такое отношение было вдвойне оскорбительным, поскольку в то время он ещё придерживался религиозных принципов семьи.
История с Милли могла бы длиться долго, но на пути Мунка встретилась другая женщина, поразившая его воображение. Когда художник, находясь в Берлине, в 1892 году познакомился с писателем Станиславом Пшибышевским, его очаровала невеста и будущая жена писателя Дагни Юль. Пианистка, писательница и муза всех художников и литераторов берлинского бомонда разбила ему сердце. Он изобразил её, точнее её образ, на своей картине «Мадонна».
«Мадонна»
Последней любовью художника стала молодая богатая женщина Тулла Ларсен, которую он встретил в 1898 году. Начало их романа было безоблачным и нежным, но в дальнейшем Мунк стал тяготиться этой связью. Чем холоднее становился Эдвард, тем навязчивее вела себя Тулла. В 1902 году она совершила попытку самоубийства. Художник не был до конца уверен, что она это сделала на почве своих переживаний, возможно, она так попыталась им манипулировать. Через несколько дней Тулла действительно разыграла перед ним сцену, в результате которой у художника оказалась простреленной рука. Он работал на своей вилле, когда к нему приехал приятель обоих и сообщил, что возлюбленная Мунка при смерти. Он поехал к ней и увидел посреди комнаты гроб с лежащей в нём бледной Ларсен. Не успел художник перевести дух, как «покойница» вскочила и стала размахивать пистолетом. Он попытался остановить её руку, тогда она нажала на курок и, в итоге, прострелила ему руку. После этого они расстались.
Эдвард Мунк и Тулла Ларсен
Имея тяжёлый неуравновешенный характер, Мунк трудно сходился с людьми. К тому же с годами стали усиливаться его необъяснимые страхи, появилась мания преследования. В таком его состоянии присутствие женщины было исключено.
Последние годы и смерть
Измотанный депрессиями, в последние годы жизни Мунк глушил свою тоску и ощущение обречённости алкоголем. В 1908 году после нескольких нервных срывов он угодил в психиатрическую клинику Копенгагена, где провёл чуть больше полугода. Там он не переставал творить и написал портрет своего лечащего врача Якобсона. После клиники художник практически отказался от алкоголя и это помогло ему создать ещё несколько произведений, которые теперь стоили очень больших денег. Но Мунк неохотно расставался со своими картинами. Он стал очень популярным и ему часто предлагали выставляться, не только в Европе, но и в Америке, давали заказы на оформление зданий и написание декораций к спектаклям.
Памятник Эдварду Мунку
В 1916 году художник купил виллу Экелю в предместье столицы. Там он и провёл свои последние годы, занимаясь творчеством и сельскохозяйственным трудом.
В 1930 году Мунк почти ослеп на правый глаз после кровоизлияния, но продолжал писать. Искажённые формы его этюдов полностью отражали проблемное физическое состояние художника.
Во время Второй мировой войны он жил в постоянном страхе, что немецкие оккупанты отнимут у него картины. Но этого не произошло.
Эдвард Мунк скончался тихо в собственной постели 23 января 1944 года от паралича сердца. Он похоронен в почётной роще церкви Спасителя в Осло.
Часть картин художника находится в Национальном музее Осло, а большая часть составила коллекцию Музея Мунка, открывшегося в 1963 году.