мультик про нашу жизнь
Научиться отстаивать личные границы и мечтать: 6 полезных короткометражек для детей
Родительство ― отличное прикрытие для того, чтобы прыгать на батутах и смотреть классные мультики.
Иногда я делаю какао, включаю добрые короткометражки и смотрю их вместе с дочкой. А иногда просто слушаю мультфильмы одним ухом, но все равно хочу, чтобы на фоне играла красивая музыка, а не прилипчивые детские песенки.
В этой подборке — короткие мультфильмы, которые понравятся как малышам, так и их родителям. Сохраняйте, чтобы включить вместо «Маши и медведя» или «Свинки Пеппы».
Крокодил
Чему научит: вместе с друзьями преодолевать трудности легче, чем в одиночку
Студия: Filmbilder
Сколько длится: 3,5 минуты
Чем порадует. Теплая атмосфера, простая рисовка и линейный сюжет доносят важную мысль о взаимопомощи даже до самых маленьких зрителей: если не получается что-то сделать самому — возможно, справиться с задачей получится коллективно.
Впрочем, взрослым тоже будет любопытно понаблюдать за изобретательными, но тщетными попытками крокодила проглотить печенье. Частенько родителям самим приходится изрядно попотеть без гарантии положительного результата — например, когда нужно уложить ребенка спать или накормить полезной едой.
У этой студии есть и другие короткие мультфильмы: про осьминога, который пытается совладать с щупальцами и приготовить пирог, или про зебру, потерявшую полоски. Все они длятся 3—5 минут и показывают простые, но забавные истории, которые малыши поймут без помощи родителей.
Песочник
Чему научит: не бояться окружающего мира и экспериментировать
Студия: Pixar
Сколько длится: 5,5 минуты
О чем мультфильм. Берег океана ― шведский стол для стаи бекасовых: когда волна уходит, птицы склевывают моллюсков, а во время прибоя отбегают подальше. Птенец учится добывать еду под присмотром родителей, но однажды не успевает за взрослыми — и его накрывает волной.
Сначала малыш не рискует выходить на берег снова, но потом преодолевает страх и находит свой способ спасаться от быстрых волн. Герой вдохновляется примером раков-отшельников и закапывается в песок: так вода не сбивает птенца с ног и он успевает полюбоваться красотой подводного мира.
Чем порадует. Мультфильм показывает жизнь как череду опытов — пусть не всегда удачных, но неизбежно ведущих к развитию. Пример песочника призывает зрителей не опускать руки, если что-то не получается: найти решение можно даже в ситуации, когда приходится противостоять океану.
В 2017 году «Песочник» получил «Оскара», и с решением Академии сложно поспорить. Мультфильм восхищает как тщательной проработкой деталей — зрители могут разглядеть буквально каждую песчинку на побережье, — так и фоновой музыкой, которая вместо слов отражает все оттенки эмоций героев. Трогательный сюжет не оставит равнодушными зрителей любого возраста: умение принимать свой страх и бороться с неизбежными обстоятельствами одинаково актуально и в 3 года, и в 33.
Советские мультфильмы, ломающие психику зрителя (27 фото)
Принято считать, что все советские мультфильмы пронизаны глубоким моральным и философским смыслом. В общем-то, это так, но некоторые мультики настолько необычны и оригинальны, что до сих пор вызывают споры.
Одни из этих мультфильмов полны юмора, другие имеют глубоких смысл, переворачивающий сознание зрителя, третьи так и остаются загадкой: мы не понимали их смысла в детстве, и с годами мало что изменилось… После их просмотра мозг зрителя зависал, а то и вовсе ломался на какое-то время, и появлялись мысли «А не пора ли мне к психиатру?». Но несмотря на всю свою странность, мультфильмы, созданные в конце ХХ века мультипликаторами с богатым и глубоким внутренним миром, дарят нам яркие эмоции и по сей день.
ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ (1976 г.)
Яркий и красочный, этот мультфильм, тем не менее, пугает до сих пор. Несуразные и непропорциональные персонажи, поющие колокольчики, много геометрических фигур, всё мельтешит и сверкает. Интересующийся устройством шкатулки мальчик попадает внутрь, в дикую феерию из составных частей шкатулки, которые бегают, прыгают и поют. Страха при просмотре добавляют и тексты, особенно там, где они вообще не к месту.
ИКАР И МУДРЕЦЫ (1976 г.)
Это – мультфильм-притча, и как в любой притче, в нем, конечно, тоже есть смысл и мораль, но вот какие. Волшебный и милый мультик про мечту любителям психоделических сюжетов «со специальным смыслом». С карикатурными персонажами, странной графикой и анимацией. Зато в нем есть прикольные поговорки на латыни, которые можно выучить во время просмотра.
ГОЛУБОЙ ЩЕНОК (1976 г.)
Спустя 40 лет после своего создания мультфильм обрел совсем не тот подтекст, что вкладывали в него создатели. Но благодаря этому изменились и история щенка, и эмоциональный отклик в душах зрителей…
КОНТАКТ (1978 г.)
Этот мультфильм тоже из разряда психоделических. Впечатляющие, непривычные картинки, да еще под сопровождение мелодии из «Крестного отца», вызывают по телу мурашки, как от просмотра фильма ужасов.
Если смотреть этот мультфильм в солидном возрасте – то более-менее становится понятно, что к чему. А вот своим детям до определенного возраста я его не показывал.
ПИФ-ПАФ, ОЙ-ОЙ-ОЙ (1980 г.)
По сути, авторы мультфильма просто представили зрителю разножанровые театральные постановки считалочки «Вышел зайчик погулять», поэтому искать в этом мультике смысл – занятие безнадежное. Но зато он полон непревзойдённого юмора от своих создателей, а прекрасная музыка и чудесная озвучка добавляют ему шедевральности.
Благодаря этому мультику многие из нас весело и непринужденно научились видеть разницу между оперой, театральной драмой, опереттой, детским утренником и экспериментальной постановкой со всеми их нелепостями и штампами.
ПАДАЛ ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ (1983 г.)
Этот мультфильм тоже вполне может послужить основой для написания не одной диссертации по психиатрии. Хотя бы потому, что рассказчик, судя по тому, что он видит – страдает шизофренией, отягощенной синдромом рассеянного внимания, причем в запущенной стадии. Он постоянно теряет нить повествования, забывает, на чем остановился, и перескакивает с одной сюжетной линии на другую. В общем, зритель вместе с главным героем погружается в полный абсурд, особенно в очень сумбурном начале. Но это так увлекательно!
УХ ТЫ, ГОВОРЯЩАЯ РЫБА (1983 г.)
Каждое творение киностудии «Арменфильм» – культурный памятник абсурду, сделанный так качественно, что совершенно не замечаешь своего собственного духовного роста. Интересно и при этом даже представить, что происходит в головах у создателей таких мультфильмов. Чего стоит один только образ Большого Эээх!
В СИНЕМ МОРЕ, В БЕЛОЙ ПЕНЕ (1984 г.)
Один из лучших мультфильмов Роберта Саакянца, вполне соответствующий построенным на абсурде мультфильмам все той же киностудии «Арменфильм». Очень колоритные монстры. Знал ли создатель, что девы с лицом Русалки и губами на пол-лица, будут так распространены через каких-то 30 лет? Вряд ли… Но вопрос о том, что происходит в головах создателей таких мультиков, остается открытым…
КРЫЛЬЯ, НОГИ И ХВОСТЫ (1985 г.)
Разлетевшийся на цитаты мультфильм. Причем начало ничего этакого не предвещает: подумаешь, птицы нашли что-то вкусное и решили это съесть! А уже через минуту зритель окунается с головой в тотальную психоделику. От моментального попадания в дурдом зрителя спасает только бесконечный юмор мультфильма.
Этот мультик – бездонная кладовая идей для выступлений всяких новомодных коучей, если взять за основу образ страуса, которого все норовили переучить под себя.
ИШЬ ТЫ, МАСЛЕНИЦА! (1985 г.)
Один из серии мультфильмов про находчивого мальчика, известный более всего. Сюжет взят из сказки национального поэта Армении Ованеса Туманяна «Барекендан». Рука армянских мультипликаторов видна очень чётко – в образах, озвучке, музыке, персонажах. И, как и всегда, присутствует глубокая мораль.
В детстве мне этот мультфильм не казался смешным, зато теперь, с годами, смеюсь все больше, но все больше с оттенком грусти – многое из мультика, что было непонятным, стало реальностью.
КУБИК-РУБИК (1985 г.)
Чудесный сборник абсолютно безумных короткометражек под песню Григория Гладкова о том, что все можно найти в коробке с карандашами. Мультфильмы прекрасны и по содержанию, и по рисовке. Милый кот-страшилка, заяц с хвостиком пупочкой, который ищет сам себя, и двое виртуозных друзей, дающих незабываемые представления…
Особенно мне нравится история про зайца, то ли полного дурачка, то ли наоборот – очень мудрого, помогающего незадачливым охотникам искать самого себя. Честно говоря, я все детство ломал себе голову над вопросом: «А почему заяц-то не знает, что он и есть заяц?!»
КОНТРАКТ (1985 г.)
Подарок для эстетов, со своеобразным юмором в сюжете и в идее. Космическая сага про противостояние человека и его контракта под абсолютно неотразимые джазовые композиции.
Сегодня же рекламный упоротый робот, летающий Кубик Рубика – «мистер брутальность и неподкупность», карающие сферы смотрятся очень стильно. А вот хипстеры могут испытать при просмотре эстетический шок!
СУНДУК (1986 г.)
«То в дырочку, то в щелочку, то в странное отверстьице для маленьких жучков!». Из нехитрого, на первый взгляд, сюжета и примитивной, в общем-то, техники авторы сделали чумовой веселый юмор абсурда, да еще и с бодрящими песнями.
Мультфильм был создан режиссёром Юлианом Калишером по сценарию Юрия Коваля, написанному по собственным песням. Наверное, именно поэтому он отлично передает настроения второй половины 80-х и несет сразу много смыслов, зашифрованных один в другом.
ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ (1987 г.)
В то время все выглядело довольно невинно: мальчик играет, стреляет по мишеням и воображает себя то летчиком, то спортсменом. Главный посыл мультфильма – зависимость от виртуальных игр и уход от реальности – дойдет до зрителя много позже, когда игровые приставки и компьютеры появятся в каждом доме.
Что интересно, этот мультфильм дети и сегодня смотрят с огромным удовольствием – особенно мальчишки, ведь танки, стрелялки, гонялки, виртуальные игры – это их всё и есть!
Яркий, динамичный, музыкальный и психоделичный мультик.
ПЕРЕВАЛ (1988 г.)
После просмотра этого мультика одни сразу бежали в библиотеки и искали оригинальную повесть Кира Булычёва, другие раз и навсегда решили для себя, что читать ее – слишком страшно. Эта та самая фантастика, которая не теряет актуальности даже по прошествии десятилетий – она интересна и сегодня.
Сам мультфильм воспринимается как полноценный философский фильм. Фантастический и психоделический шедевр советских аниматоров. А в целом – довольно-таки мрачная история…
МЕДВЕЖУТЬ (1988 г.)
Он про сны медведя, которому мешает спать комар.
Не понимая, что смысла в этом мультфильме нет, вы до последнего пытаетесь вникнуть в сюжет, и иногда вам даже кажется, что вы начинаете понимать. Но потом оказывается, что вы опять ничего не понимаете. Хотя в нем и есть немного философских и психологических аспектов человеческой жизни. И даже каждый из трех снов медведя целостен и логически завершен.
Но от этого понимания происходящего на экране больше не становится… Арт-хаус – он такой арт-хаус.
32 ДЕКАБРЯ (1988 г.)
Стоило однажды показать этот мультфильм по центральному каналу 31 декабря, и с тех пор продуктовая поющая феерия не выходит из голов видевших ее.
А вообще – это самый необычный и лучший мультик про Новый Год – талантливый, оригинальный и рок-н-рольный! Как раз в настроение праздника.
Правда, немного грустный. Потому что плохо это, друзья – ругаться накануне праздника! История какая-нибудь обязательно выйдет неприятная!
Зато какой там Кот!
СВИРЕПЫЙ БАМБР (1988 г.)
Бамбр – это такой агрессивный интроверт в мире обычных людей, испытывающий сложности социальной адаптации и проблемы с управлением гневом.
Смешно подумать, что раньше лохматое существо из мультика «Свирепый Бамбр» могло хоть кого-то напугать. Но не всегда то, на что смотришь со страхом, на самом деле страшное. Хотя мне и в детстве Бамбр казался милым.
ФРУ-89 (1989 г.)
Это как раз то самое, что просто необходимо знать каждому ребенку! При том, что мультфильм неоднократно фигурировал в списках самых пугающих и психоделических советских мультфильмов.
Чего только стоят сюрреалистические существа из видений щенка! Эгоизм и жестокая конкуренция, да еще под давящую психоделическую музыку, будто наполненную страхами и болью.
Многое в мультфильме объясняет один интересный факт. Если многие мультфильмы просто похожих на зарисовки пациентов психиатрических больниц и постояльцев реабилитационных лечебниц, то здесь это – истинная правда: все существа, которые показаны в мультфильме, придуманы психически больными людьми.
МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА (1990 г.)
Еще один из анимационных экспериментов 90-х. Некоторые называют его зоотриллер. Наверное, он это самое и есть. Да еще и с отсылкой к арт-хаусу.
Живет себе спокойно рядом с лесом семья – дед, бабка и младенец. Но вот заявляется к ним медведь, который решил уйти уходит от зверей к людям, и пожалуйста – сразу возникает конфликт сторон. И концовочка замечательная: словно палач в судный день, медведь возвращается, чтобы отомстить за свою утраченную лапу.
ЕГО ЖЕНА КУРИЦА (1990 г.)
Мультфильм явно неоднозначный, на любителя, и подойдёт по вкусу далеко не каждому.
И поймет его каждый по-своему, потому что он состоит из множества образов, метафор и аллегорий, которые все прочтут по-разному.
На экране происходит откровенный сюрреализм, явно читается сексуальный подтекст (демонстрация фаллических символов занимает практически минуту экранного времени).
На одном из сайтов есть вот такое профессиональное мнение об этом мультфильме: «очень высоко ценится в профессиональной среде аниматоров как выдающийся образец шизофреническо-сюрреалистической анимации, наполненный под завязку психологической символикой».
По-моему, это лучшая рекомендация к просмотру, но уже без поисков скрытых смыслов и идей!
ЧУДОВИЩЕ (1990 г.)
Невероятно актуальный на сегодняшний день мультфильм про «вирус-квартирус».
В полупустой комнате в коммуналке со всякими разными соседями безобидно живет непонятное чудовище, которое мусорит своей чешуей и развлекается всякими шалостями. Но вот в его комнату въезжает новая хозяйка, которая хочет навести свои порядки и круто изменить сложившуюся жизнь квартиры.
В детстве этот мультик казался мне невероятно грустным, но я не понимал, почему именно. Сейчас понимаю – потому что это честная и откровенная история о том, что все мы иногда – чудовища, уставшие от одиночества, непонимания и нетерпимости к другим.
ГОСТЬЯ (1991 г.)
Абсурдная комедия режиссёра Анатолия Солина, социальная сатира на грани стёба как над несостоятельными идеями перестроечной власти, так и над менталитетом народа.
Хотя действие мультфильма разворачивается в 20-х годах прошлого столетия в одной бедной деревушке, где Советская власть полным ходом устанавливает свои порядки, легко узнать перестроечное состояние страны, с её противоречиями и проблемами. Обстановка в деревне оставляет желать лучшего: везде грязь, агитационные плакаты и покосившиеся избушки. В одной из таких и живут герои мультфильма – дед с бабкой.
НА КРАЮ ЗЕМЛИ (1998 г.)
Этот фильм – один из немногих, в которых важен “сам процесс”, а не концовка. Несмотря на то, что весь мультик происходит на одной локации, но ей удается вместить себя столько событий и персонажей, что скучать не приходится. Герои мультика Константина Бронзита – бабка «Ой-ой!», дед, квадратная корова Машка, пес и кот – живут в плоской реальности и постоянно балансируют на вершине горы.
В апреле 2020 года Константин Бронзит, перейдя на удаленку, заставил и своих персонажей строго соблюдать режим самоизоляции. В нем главные герои фильма не покидают свой необычный тесный домик.
Надо сказать, что этими мультфильмами для меня не ограничивается ряд странноватых анимационных работ отечественного производства. Я бы дополнил этот свой список еще такими, например, как «Диалог. Крот и яйцо» (1987 г.), «Лень» (1979 г.), «Бескрылый гусёнок» (1987 г.), «Страсти-мордасти» (1991 г.), «Вампиры Геоны» (1991—1992 г.), «Здесь могут водиться тигры» (1989 г.).
Есть еще, конечно, и откровенно страшные, мрачные и не оставляющие надежды мультфильмы, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Девять мультфильмов про экологию для детей и взрослых
Система управления отходами в мультфильме «ВАЛЛ·И», 2009 год
ВАЛЛ-И — робот-уплотнитель мусора, который живет один на безлюдной Земле. Он убирает мусор, пока не встречает робота-исследователя Еву, и влюбляется в нее. Ева находит на Земле росток жизни — зеленое растение. Мультфильм рассказывает об отношениях между Землей и людьми, предлагается критика безответственного потребления.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
К 2050 году в мире будет производиться 3,4 млрд т твердых отходов. Земля станет похожей на планету в мультфильме — непригодной для жизни, везде мусор.
По данным Всемирного Банка ежегодно в мире выбрасывают 2 млрд т твердых бытовых отходов. В России выбрасывают 70 млн т. Органический и пищевой мусор составляет 44%, бумага и картон — 17%, пластик—12%. Все эти отходы можно переработать. Гринпис сообщает, что 94% отходов в России пока отправляется на свалку.
Планета становится все менее благоприятным местом для жизни. Пластиковые отходы и скопления мусора убивают растения и животных: из желудка мертвого кашалота в Индонезии извлекли 6 кг пластика. Ученые нашли пластиковый пакет на дне Марианской впадины. Из-за токсичных выбросов от свалок меняется климат, увеличивается закисление океана и возникают лесные пожары. Каждый год загрязнение воздуха убивает 9 млн человек.
Проблема пищевых отходов в мультфильме «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», 2009 год
Немного сумасшедший молодой ученый Флинт Локвуд живет в небольшом городе и хочет избавить его жителей от недостатка продуктов. Он изобретает устройство, которое позволяет еде всех видов и форм падать с неба. Из-за переизбытка пищи город быстро оказывается на грани экологической катастрофы. После просмотра этого мультфильма вы точно подумаете, прежде чем выбросить недоеденный ужин.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
Потери продуктов питания и отходы — третий по величине источник выбросов парниковых газов. Ресурсы для производства продуктов питания имеют углеродный след, который составляет 8% глобальных выбросов ежегодно.
Домашний мусор на 30-80% состоит из пищевых отходов. На свалке с пищевыми отходами происходит не то же самое, что в компостной куче на даче. На полигоне отходы не становится компостом, потому, что там нет кислорода. Из-за выделений оксида серы, сероводорода появляются отвратительные запахи и вырабатывается большое количество метана.
Проблема загрязнения воды в мультфильме «Рыбка Поньо на утесе», 2008 год
Мультфильм начинается с видов морских глубин. Все животные там живут в гармонии друг с другом. Рыбка Поньо путешествует и попадает в залив, где плавают корабли и живут люди. Побережье в заливе очень грязное, рыбка оказывается в сетях вместе с кучей мусора. Мальчик Сооске помогает ей высвободиться. С этого момента начинается дружба между мальчиком и рыбкой.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
Каждый год в Мировой океан попадает около 8 млн т пластика. Рост объема мусора в океане влияет на окружающую среду и экономику. Пластик накапливается в Мировом океане и опасен для морских животных — от планктона до птиц и млекопитающих. Животные могут запутаться в мусоре или употребить микропластик, что приводит к их смерти и потере биоразнообразия. Эта серьезная экологическая проблема становится актуальнее с каждым днем.
Например, около 20% коралловых рифов уничтожены без возможности восстановления. Еще 24% подвергаются рискам из-за деятельности человека.
По данным Гринпис России 68,1% загрязнения берегов водных объектов России составляет пластик. Найденные пластиковые фрагменты — это части одноразовых вещей и упаковки, среди которых 29,7% составляют окурки. Пластиковые пакеты и мягкие пачки от продуктов составляют 9,7%, бутылки для напитков — 8,7%, пластиковые крышки — 7,3%, кусочки пластика, включая поролон и провода — 5,5%.
Загрязнение океанов пластиком в мультфильме «Сказка о белой льдинке», 1974 год
Пингвин и кашалот живут на льдинке и убирают мусор за людьми. Люди специально приплывают посмотреть, как пингвин убирает и каждый раз оставляют после себя всё больше мусора. Пингвин и кашалот грустно вздыхают и продолжают уборку льдины.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
Пять мусорных островов сейчас плавают в океане. Самый большой находится в Тихом океане и равен площади Франции.
Такое скопление мусора вредит морским животным. Частицы пластика кажутся едой медузам и рыбам. Крышки и кольца от бутылок, одноразовые зажигалки оказывается в желудках морских птиц и животных. Рыба, которую мы едим, становится токсичной, потому что питается пластиком.
Проблема браконьерства в мультфильме «Приключения пингвиненка Лоло», 1986 год
Птенцы пингвинов Лоло и Пепе сталкиваются с многочисленными врагами: чайками-поморниками, морскими леопардами, касатками и людьми. Люди в фильме представлены учеными-полярниками и браконьерами, которые охотятся, ловят и вывозят животных. В конце мультфильма браконьеры будут наказаны, ведь они приносят пингвинам больше горя, чем хищные звери.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
Пингвинам сложно выживать из-за постоянного изменения климата, таяния льдов и ухудшения экологической обстановки. Из 18 видов пингвинов уже 13 находятся в опасности, либо под серьёзной угрозой исчезновения.
Хотя охота на пингвинов или сбор яиц незаконны, это все еще происходит в районах, где пингвины живут рядом с людьми. Например, законный сбор гуано (компонент некоторых удобрений из помета) в Перу и Чили представляет опасность для перуанских пингвинов. Накопление гуано важно для гнездования нор, но когда его собирают, гнезда разрушаются, и для гнездящихся птиц остается очень мало другой подходящей среды обитания.
Браконьерство — острая проблема на территории России. Проблемы с браконьерством есть в Тайге, под прицелом находится Таймырская популяция дикого северного оленя. По данным WWF, на Дальнем Востоке случается браконьерство в отношении тигров, леопардов, охота на бурых медведей.
Потеря биоразнообразия, изменение климата и проблема управления отходами в мультфильме «Смешарики 2D», 2020 год
Сборник экологических историй со Смешариками создан в честь Всемирного дня окружающей среды. Однажды Смешарики собрали весь свой мусор и отправили его плыть в открытый океан. Но вскоре столкнулись с неожиданными последствиями. Во второй серии они испытали на себе, что такое изменение климата и познакомились с Красной книгой. В третьей серии Крош и Ёжик исписали краской деревья, а потом отправились в экстремальный поход.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
Ранее ООН объявило 2011-2020 годы десятилетием биоразнообразия. Деятельность человека сократила уровень биоразнообразия и изменила структуры популяций диких животных. За последние 50 лет вдвое увеличилась численность населения, в четыре раза выросла мировая экономика. Сейчас человечеству нужно 1,6 планеты Земля, чтобы удовлетворить свои потребности для жизни.
Экопросвещение в мультфильме «Мальчик и Земля», 2016 год
Маленький мальчик мусорит на улице, срывает цветы, бездумно тратит электричество. Земля устала от такого поведения и обращается к мальчику с просьбой прекратить и начать беречь природу, иначе всё живое на планете погибнет. Земля помогает мальчику и рассказывает о том, как можно помочь экологии.
В мультфильме Земля просит мальчика не мусорить и не сжигать отходы, сажать деревья, экономно расходовать электроэнергию. Кроме того, Земля просит мальчика рассказывать другим детям об экологических проблемах, чтобы они тоже могли помочь планете.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
Экопросвещение — процесс, который позволяет людям изучать экологические проблемы, участвовать в их решении и принимать меры по улучшению окружающей среды. В результате люди развивают более глубокое понимание экологических проблем и приобретают навыки для принятия решений.
Экопросвещение пропагандирует здоровый образ жизни, прививает уважение к природе, развивает критическое мышление, учит быть ответственными.
Проблема сортировки мусора в мультфильме «Бернард сортирует мусор», 2016 год
Веселый медведь Бернард выкидывает мусор, не сортируя его. Однажды пингвин не позволил медведю выбросить смешанный мусор, но Бернард не в восторге от идеи сортировать отходы по множеству разных баков. Но Пингвин приходит на помощь, и вместе они справляются с этим делом.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
Человек производит 35 т отходов за 70 лет жизни — это вес серого кита. При этом 90% отходов отправляются на свалки, где они разлагаются сотни лет, выделяя токсичные вещества. Площадь свалок в России — около 4 млн га — территория Нидерландов или Швейцарии. Мусор можно сжигать, но тогда выделяются токсичные вещества, которые могут накапливаться в почвах, телах животных и человеке. Самый безопасный способ обращения с отходами — раздельный сбор и переработка.
В России работают около 1 тыс. мусороперерабатывающих предприятий, но они не используются на полную мощь. Раздельный сбор отходов позволит им эффективно работать и создавать новые рабочие места, помогая природе.
Проблема захоронения мусора в мультфильме «Остров собак», 2018 год
Мальчик Атари Кобаяши живет в городе Мегасаки. Коррумпированный мэр Кобаяши издает указ о том, что все домашние собаки должны быть отправлены на мусорный остров. Атари отправляется на поиски своего пса. На острове мальчик путешествует со стаей дворняг. Это путешествие изменит жизнь всей Префектуры.
Как эта проблема выглядит в реальной жизни?
В России отходы утилизируют с помощью захоронения, сжигания и частичной переработки. При этом на сжигание и переработку приходится 4-5% всех отходов. Ежегодно площадь мусорных свалок в стране возрастает на 300 тыс. га. Сейчас в России размещено более 30 млрд т мусора. Почти все свалки и мусорные полигоны загружены отходами на ближайшие пять лет.
Московская область — регион с наибольшим количеством домашних отходов. В регионе утилизируют около 3,5 млн т своего мусора и около 4,5 млн т мусора Москвы. Ежегодно на мусорных полигонах Подмосковья складируется 13-14,5% всех коммунальных отходов России.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.