мудрые слова востока о жизни

Мудрые слова востока о жизни

Да будет злодей разорен и казнен,
Стервятник лихой оперенья лишен…
Казни, чтоб исчезнул насильника след:
Насилье насильнику лучший ответ!

Цель жизни.

Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.
**********

Я долго искал Бога у Христиан, но Его не было на кресте.
Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,
Но и там не нашел я даже следов Его.
Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
Тогда я заглянул в свое сердце.
И только там узрел Бога,
Которого не было больше нигде…
**********

Весь мир бежит… Но различным образом. Бег человека — одного вида, а растения — другого, но полностью отличен от них бег души.
**********
… показать весь текст …

Комар живет меньше слона: это потому, что кровопийцы недолговечны.

Мудрость.

О любви.
На бойне любви убивают лишь лучших, не слабых, уродливых и невезучих. Не надо бояться подобной кончины. Убит не любовью? Знать, жил мертвечиной!
**********
О труде.
Пока ты здоров и силен, трудись! Труд и стремление не противостоят счастью найти клад. Не отставай от дела, и если ты наделен судьбой, то она найдет тебя.
**********

Не бодрствуя сердцем, мы с вами едва ли Достигнем того, о чем страстно мечтали.
**********

Доволен я малым и знаю закон:
Где роза — там шип, а где клад — там дракон!
**********
… показать весь текст …

О КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА.

Благородство и подлость, отвага и страх —
Всё с рожденья заложено в наших сердцах.

Каков удел человека, таков склад ума его,
таковы его намерения, взгляды, друзья.

Друг познаётся в беде, герой — в жестокой битве,
Жена — в невзгодах, а душа — в молитве.

Похвальны силой кони и волы,
А в людях ум достоин похвалы.

Афоризмы от Абу Бакра ал Хорезми

Несколько слов об авторе. Абу Бакр Мухаммад ал Хорезми жил 935 по 993 годах нашей эры. (Его не надо отождествлять с великим математиком Абу Абдуллахом Мухаммад ибн Мусо ал Хорезмием (783 — 850 гг), который изобрел нынешную, всем известную как «арабские цифры»: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 и в честь его названа слово «Алгоритм» и названа наука «Алгебра» согласно его книги Ал-жабр ал муколаба). Его хорошо знали в Европе и русский востоковед И. Ю. Крачковский тоже изучал его творчество.

Эти афоризмы пере…
… показать весь текст …

Отнеситесь ко всему происходящему так, будто вы это выбрали.

Все племя Адамово — тело одно,
Из праха единого сотворено,
Коль тела одна только ранена часть
То телу всему в трепетание впасть,
Над горем людским ты не плакал вовек,
Так скажут ли люди, что ты человек?

Женщина много говорит
Да мало думает

Нужда — помощница

Был у одного старика единственный сын, очень не любивший утруждать себя: что отец не велит сделать — он только в затылке чешет.

Однажды отец сказал ему:
— Сынок, у скотины корм кончился, съезди-ка на луг.
— Там на дороге — яма, как наедешь — арба переворачивается. Не поеду, — отказался сын.

Отец:
— Коль опрокинется, Нужда тебе поможет. Нужду позовёшь.
Поехал сын за кормом. На обратном пути арба в самом деле угодила колесом в яму и застряла. Как парень не пытался, не может лошадка вытащить воз…
… показать весь текст …

Когда Меджуну стали хаять его любимую Лейлу-
он сказал: смотрите на нее глазами Меджуна и она для вас станет самой красивой женщиной на свете.

О добре и зло.

Беспечность есть причина всяких бедствий.

Бесчеловечия кто обнажает меч, Тот сам падет, сражен мечом бесчеловечным.

В победе зла — падение твое.

В добре твоем — спасение твое.

Достоинству нас не научит тот, Кто недостойно сам себя ведет.

Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания.

Зависть для ума — что боль для глаза.
… показать весь текст …

«Не ради насилия и убийств куется правый меч» (Рудаки, таджико — персидский поэт)

«Не милуй слабого врага, ибо, если он станет мощным, он тебя не помилует» (Саади, таджико — персидский поэт XIII в.)

«Там, где нужна суровость, мягкость неуместна… Мягкостью не сделаешь врага другом, а только увеличишь его притязания» (Саади, таджико — персидский поэт XIII в.)

«Если болезнь не определена, невозможно и лечить ее» (Ас-Самарканди, таджико — персидский поэт XII в.)

«Если принял решение ты, пу…
… показать весь текст …

Восточная мудрость

Вы никогда не пожалеете о том, о чем сумели умолчать.

Быть верным

Не нам дано судить друзей, их обвинять во лжи не смей.
Быть может его жизни путь, труднее был, и был сложней.
Ты лучше вовсе промолчи, коль поддержать его не смог,
Словами часто не сори, за словоблудство спросит Бог!

Секреты

« Я спрятал свою истину за семью печатями и сорока замками, чтобы злое стадо людей не использовало эту истину во имя зла».

Не важно, какой мы выбираем путь. Важно, куда он нас приведёт.

Об уважение к родителям.

Беда тому, кто на себя взвалил

То дело, что исполнить нету сил.

Когда участвуешь ты в скачке спора,

Не горячись, и упадешь не скоро.

В совете горьком, что нам друг дает,

Снаружи — горечь, в сердцевине — мед.

Облегчи седому путь, помоги хоть малость.
… показать весь текст …

О любви.

Лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни.
Любовь это готовность стареть с другим человеком.
Подобно тому, как любовь не имеет более близкой подруги, чем ревность, так она не имеет и большего врага. Любовь, чувство и разум, как парус и штурвал корабля жизни. Один приводит к движению, другой направляет. Но любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет.
Разлука для любви то же, что ветер для огня, маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее.

О дружбе и уважение друг к другу.

Давайте в мире жить друзья, не нужно завистью сорить.
И чтоб понять чужую жизнь, его Судьбой попробуй жить.
Не нужно Злостью поливать, и бранных слов не нужно нам,
Коль друга нечем поддержать, не нужно было приходить.

Источник

Мудрые слова востока о жизни

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Предисловие

Восточная мудрость – фундамент современной философии, которую называют самой коварной среди всех гуманитарных наук. Ведь она задает вечные вопросы, которые тревожат каждого человека: «Кто я в этом мире?», «Существует ли душа?», «В чем смысл жизни?», «Есть ли жизнь после смерти?», «Что есть истина?» Ученые, конечно, выдвигают свои гипотезы, но на то они и гипотезы, потому что вызывают сомнение. И только восточные мудрецы на эти сложные вопросы дают короткие и ясные ответы в своих афоризмах и притчах так, что им хочется верить. Как будто они черпают мудрость свыше. Как им удается в короткой фразе или кратком поучении поместить так много смыслов – психологических, житейских, личных, общественных, приходиться только гадать и восхищаться.

Восторгайтесь и вы, читая эту книгу, где собраны самые лучшие афоризмы, притчи и цитаты восточных мудрецов! Наслаждайтесь восточным остроумием, логикой, образованностью. Станьте на время послушным учеником, внимающим многомудрым Учителям. И, может быть, прислушавшись к их словам, вы сами найдите ответы на все волнующие вас вопросы. И превзойдете восточных наставников, став настоящим Мудрецом.

Будда Гаутама Шакьямуни

Духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трех мировых религий (566–486 гг. до н. э.). Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально – «пробудившимся») и Полностью совершенным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татхагата («так пришедший/ушедший»), Бхагаван («блаженный»), Сугата («идущий во благе»), Джина («победитель»), Локаджьештха («почитаемый миром»).

Все для всего всегда.

Победи себя и выиграешь тысячи битв.

Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее.

Три вещи нельзя скрыть: солнце, луну и истину.

Истинно перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах.

Тот может, кто думает, что может.

Думать, что кто-то другой может сделать тебя счастливым или несчастным, – просто смешно.

Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и преданности.

То, что мы есть сегодня, – это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь – это порождение нашего разума.

Ненавистью не одолеть ненависть. Лишь любовью ненависть побеждается. Это вечный закон.

Если вы хотите знать, что делали в прошлой жизни, – посмотрите на свое нынешнее состояние. Если вы хотите узнать свое будущее, посмотрите на свои сегодняшние действия.

Всякая усиленная привязанность ко всему земному – страдание.

Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения.

Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться.

Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?

Посвятивший себя суете и не посвятивший себя размышлению, забывший цель, цепляющийся за удовольствие завидует самоуглубленному.

Что толку в красноречии человека, если он не следует своим словам?

Когда вода в резервуарах загрязнена, то все краны дадут только грязную воду. Ваше сердце – это резервуар. Ваше видение и мысли нечисты, ваша речь грязна. Когда сердце загрязнено подобным образом, чувства обречены быть оскверненными.

Знать избранных есть добро, а жить с ними – истинное счастье; счастлив тот, кому не приходиться сходиться с глупцами.

Не думай легкомысленно о добре: «Оно не придет ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель.

Самое необходимое – это любящее сердце.

Все, что мы есть – это результат наших мыслей.

Бессмертие может быть достигнуто только непрерывными деяниями доброты.

Лучше будет, если взамен тысячи слов ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.

Отрешиться от всего зла, приумножать добро, очистить свой разум: Вот совет всех Будд.

Не по рождению определяют высшую и низшую личность, а делами своими человек подтверждает эту принадлежность.

Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют.

Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти – поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

Те, кто знает, что все мы здесь обречены погибнуть, не тратят время на пустые ссоры…

Лао-Цзы

Древнекитайский философ (579–499 гг. до н. э.). Его имя переводится как Старый Младенец или Мудрый Старец. Основоположник религиозно-философского направления «даосизм». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее, в научной литературе он часто все равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество – один из Трех Чистых.

Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага.

Никогда не говори «никогда», потому что дни бегут так быстро и ничто не остается неизменным.

Путь в тысячу ли начинается с первого шага.

Тот, кто знает – не говорит. Тот, кто говорит – не знает.

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты.

Когда нет врагов, то не бывает войны.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя страной, совершенно мудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки – полными. Его управление ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.

Умеющий управлять другими силен, но умеющий владеть собой еще сильнее.

Когда народ много знает, им трудно управлять.

Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия – это только подобие правды и начало всякого беспорядка.

Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.

Будьте внимательны к своим мыслям, они – начало поступков.

Нет такого дела, в котором не пригодился бы шпион.

Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое – из малого.

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Тот, кто знает и делает вид незнающего, тот на высоте. Кто без знаний делает вид знающего, тот больной.

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Лучше быть мягким снаружи и твердым внутри, чем твердым снаружи и мягким внутри.

Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит.

Не ищите, в противном случае вы потеряете. Не ищите – и вы найдете.

Целостное существо знает не уча, видит не смотря, и достигает не делая.

Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?

По воле фортуны человек может управлять целым миром некоторое время, но по воле любви и добра он может управлять миром вечно.

Кто не борется, тот непобедим.

Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло.

Вами управляет тот, кто вас злит.

Освободитесь от стремления иметь.

Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной.

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею.

Авиценна (Ибн Сина)

Персидский ученый, философ, врач (980–1037 гг. до н. э.). Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира. Долгие годы работал над «Каноном медицины» – медицинской энциклопедией, которая принесла ему мировую славу.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Море слов сокровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Как от слепцов скрыт солнца ясный свет,
Так для глупцов дороги к правде нет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Растительную если ты предпочел еду,
То с пищею скоромной будь строго не в ладу.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.

Душа Вселенной – истина.

Сердца наши, скальной породы,
связала любовь оттого,
Что ты неприступна, как камень,
а я – терпеливей его.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир.

Кто счастья не ценил,
тот близится к несчастью.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Источник

Из мудрости Востока и Кавказа

ИЗ МУДРОСТИ ВОСТОКА И КАВКАЗА

В самой глубине ваших надежд и желаний лежит безмолвное знание о мире ином. Верьте мечтам, ибо в них сокрыты врата вечности.

Если хочешь поступить мудро, спроси мнение жены, выслушай его и сделай совершенно противное.

Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их, тот похож на безумца, который стремиться погасить пожар соло-мой.

Ислам — это не зелёный халат, не турецкий колпак и боро-да. Ислам — это душа человека, которую можно украсить не одеждами, а добрыми делами. Мне, чеченцу, дорога чеченская одежда, а не арабская и турецкая. Меня Всевышний создал че-ченцем, и никто кроме Него не знает, как я благодарен Ему за это.

Абдулбаки Джамо
Иорданский шейх
;

Беспечность есть причина всяких бедствий.
А. Джами

Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. В начале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает харак-тер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Сказано, что мы обязаны прощать своих врагов; но нигде не сказано, что мы должны прощать своих друзей.

Не принимайте подаяний и милостыню у воров, ибо они ещё больше будут воровать у народа.

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимание на их достоинства. Они подобны мухам, которые но-ровят сесть только на воспалённую часть тела.

Снисходительное отношение к глупости присуще каждому умному человеку.
Абу-ль-Фарадж

Кричащий в гневе — смешон, молчащий в гневе страшен.

Гнев сверх меры вызывает страх, а неумеренная ласка уменьшает к тебе уважение в людских глазах. Не будь настоль-ко суров, чтобы всем надоесть, и настолько кроток, чтоб тебе дерзили.
Саади

Если дарящий делает это на виду у всех, значит, он не дарит, а подкупает.
Чеченская мудрость

Война испытывает храбреца, гнев — мудреца, друга — нуж-да.

Скрывать не надо своего недуга
От двух людей: от лекаря и друга.
Аттар

Делай людям добро, пока у тебя есть возможность. Потом, когда такой возможности не будет — будешь жалеть.

Если вы даёте взаймы, вы либо теряете деньги, либо нажи-ваете врага.
Албанская пословица

Измениться, перемениться способен умный, если это необ-ходимо. Дурака изменит только могила.

Единственный способ помочь себе — это помогать другим.

Высшее мужество — найти в себе выдержку и терпение по-сле того, когда выдержка и терпение уже заканчиваются.

Доброта и нежность — это не признаки слабости и бессилия, а проявление силы и решимости.

Но я говорю, что подобно тому, как даже самый праведный и святой человек не может подняться выше самого высокого, что заключено в каждом из вас, так и злой человек не может пасть ниже самого низменного, что тоже заключено в каждом из вас.

Труд — это явленная любовь. А если ты не можешь трудиться с радостью и испытываешь только отвращение к труду, то лучше брось свою работу, сядь у дверей храма и принимай милостыню у тех, кто трудится с радостью. Ибо если ты испёк хлеб, оставаясь равнодушным, то этот хлеб будет горек и уто-лит голод человека лишь наполовину.

Хорошо давать, когда тебя об этом просят, но лучше давать без просьб, умея понять нужду другого человека.

Я научился молчанию у болтливых, терпению у невоздержанных, доброте у злых.

Жизнь без любви подобна дереву без цветов и плодов.

Деньги подобны любви: того, кто удерживает их только для себя, они убивают медленной и мучительной смертью, а того, кто щедро делится со своими ближними, они пробуждают к новой жизни.

Щедрость — не в том, чтобы дать мне то, в чём я нуждаюсь больше тебя; нет, щедрость в том, чтобы отдать мне то, в чём ты нуждаешься больше меня.

При счастливой жизни нет нужды в гаданиях.

Бережливость в доме выгодней прибыльной торговли.

Когда один муравей тащит зёрнышко, другой муравей всегда поможет.

Азбука — ступеньки к мудрости.

Страшен гнев добряка.

Повзрослевшие дети — словно огонь. Либо ты успеваешь разнести этот огонь по нужным очагам, либо он опалит роди-тельский дом.

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Чтобы быть ближе к Богу, стань ближе к людям.

Если цель религии — награда, если патриотизм служит эгоистическим интересам, а образование — достижению соци-ального положения, то я предпочитаю быть неверующим, не-патриотичным и смиренно невежественным человеком.

Справедливость близка человеческому сердцу, а милосердие близко сердцу Бога.

Химик, которому удастся извлечь из сердца элементы со-страдания, уважения, томления, терпения, сочувствия, удивле-ния и умения прощать, а затем соединить все эти элементы в один, сумеет создать атом того, что называют любовью.

Тот, кому нужны стимулы для совершения благородного по-ступка, никогда не сможет совершить его.

Ценность человека — в тех немногих вещах, которые он создал, а вовсе не в огромном имуществе, которое он накопил.

Господь поместил в каждое сердце апостола, чтобы тот вёл нас по светлому пути, и всё же многие люди ищут свет на сто-роне, не подозревая о том, что он есть внутри них.

Когда ты отказываешься от своего имущества, твоя жертва мала. Настоящий дар — отказаться от самого себя.

Вам говорили также, что жизнь есть тьма, и в своей слабости вы повторяете то, что было сказано слабыми людьми. Я же утверждаю: да, жизнь — на самом деле тьма, если она лишена стремлений, а все стремления слепы, если лишены знаний. А все знания тщетны, если нет труда, а любой труд останется пустым, если нет любви; и лишь когда вы трудитесь с любо-вью, вы создаёте связи между собой, вы привязываетесь друг к другу и к самому Богу.

Мир бренный создал чародей,
Всё сказки в нём и вымысел пустой.
Не обольщайся призраком добра,
Но против зла неколебимо стой.

Ты змеелов, а мир подобен змею, —
Погибнешь от укуса, змеелов.

Мир благоденствует, а ты
Обязан прозябать.
Пусть мир к тебе несправедлив,
Сам справедливым будь.

Величие политических деятелей мерят не по их звонким ло-зунгам и торжественным декларациям, а по результатам их действий. Одни государственные деятели завоёвывают бес-смертие своими благотворными делами во имя человека и че-ловечности, другие утверждают своё бессмертие в истории злодеяниями, но только в том случае, если эти злодеяния уни-кальны.

Всевышний излишне откармливает человека к его погибели

Лучшая похвала — та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.
Абу-ль-Фарадж

Старик в доме — сторож, изобилие, сокровище. Дом без старика — башня без фундамента.
Чеченская мудрость

От силы — правдивость наша.
От слабости — лживость наша.
Фирдоуси

Не будь как барабан, работающий только тогда, когда тебя бьют.

Из предельного рождаясь,
Входим в вечность бытия.
И начала нет у жизни,
И конца не видно ей.

Старайся этот мир покинуть так,
Чтоб без долгов расстаться с пережитым.
Из мира, не закончив дел, уйти —
Не то же-ль, что из бани — недомытым?

Ты видишь: время старит всё,
Что нам казалось новым.
Но время также молодит
Деяния былые.
Навои

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, — приобретай сегодня.

А то, что без труда добыли,
Мы и теряем без труда.

Ты от бездельника не жди услуг:
Ему с тобой возиться недосуг.
Зато тебе всегда поможет друг,
Что трудится, непокладая рук.

Но если прошлое нам возвратят,
Не станет счастием былое счастье.

Жизни смысл — един от века,
Форм её вовек не счесть.
Изменяет облик пена,
Неизменна глубина.

Кто, Джами, над бренностью вознёсся
И в пути утратил «мы» и «я»,
Может быть по внешности началом,
А по сути может быть концом.
Джами

Ангелы — это силы, скрытые в способностях и органах чело-века.

Жизнь подобна лестнице. Человек живёт до тех пор, пока продолжает карабкаться вверх.

Все мы созданы по образу Бога. Все религии едины в том, что касается вопроса о творении. Бог — это великий создатель, и все религии учат нас тому, что мы были созданы по образу Бога. Поэтому основное предназначение рода человеческого — быть творцами. Мы обязаны быть творцами, чтобы завершить своё подобие Творцу.

Уже доказано, что люди, обуреваемые гневом и раздражени-ем, не могут творить. Чем твёрже мы нацелены на созидание, тем больше в нас творческих сил, и тем больше добра мы мо-жем совершить.

Ты должен трудиться не только для того, чтобы помочь лю-дям, окружающим тебя в настоящем, но и для того, чтобы за-платить долги тем, кто помог тебе идти по дороге жизни.

Самое тяжкое оскорбление — это то, что исходит от челове-ка, которому ты не сделал ничего плохого.

По странности психологии человека имена сеятелей добра постепенно исчезают из его памяти, но имена великих злодеев остаются навсегда.
Абдурахман Авторханов

Спешил я приукрасить, другим под стать, себя,
Не ближних за терпенье — хвалил опять себя.
Когда ж узнал в разлуке, где спешка, где терпенье, —
Тогда, хвала Аллаху, я смог познать себя.

Чтобы этот бренный мир земной
Не омрачала мгла,
Будь путеводной всем звездой,
Сожги себя дотла.
Джами

Человек создан ненасытным. Единственное, чем он насы-тится — это земля, которая одолеет его в могиле.

За темнотой — предел сиянья света,
Ты в это верь и будь неколебим.
Всё в мире так: есть пламень и горенье,
Над пламенем всегда завесой — дым.

Воспринимай трудности и страдания как дар Всевышнего, присылаемые для того, чтобы пробудить в нас упорство, силу; утончить наш ум и просветлить разум.

Нет такой величины, которая после деления стала бы чем-то уже не имеющим частей; тела не состоят из таких частей, у ко-торых не было бы своих частей.
А. Фараби
;

Если хочешь без труда стать богатым, будь нетребователен.

От сотворенья так уж повелось:
В стихах и жизни — все дороги врозь.
Кто в вышину, кто в глубину стремится,
Но большинство идёт куда-то вкось.

Речь громкая порой ничем не блещет,
Речь тихая бывает речью вещей.
Вращается неслышно круг судьбы,
А колесо арбы гремит, скрежещет.
Мирза Шафи

В этой жизни неприметны души, полные любви,
И напрасно сокрушаться, вкруг себя глядеть с тоской.

Свалившимся с неба добром не дорожа,
Наследник праздно жил, лишь тратил не тужа.
Не так ли ни за что душа досталась нам?
Как тратится легко, что ты не нажил сам!
Руми

Живущий духом — доблестью сияет.
Живущий телом — доблесть убивает.
Саади

Временная неудача лучше временной удачи.

Члены человеческого тела — это орудие в руках Бога, при помощи которого он карает человека.

Да, я считаю, что пора людей переродить.
Мир надо заново создать, — иначе это ад.
Хафиз

Мне говорят: «Молчишь — не знаешь, значит, горя».
Нет, горя я хлебнул, да мочи нет кричать.

Я не виню тебя. Так исстари идёт:
О тех, кто заточён, не думает свободный.

Страдания поймёт лишь тот, кто сам страдал,
Податливей в огне становится металл.
О, пасынки судьбы, сражённые печалью,
Придите, вас пойму, я горе испытал.

Ни с кем не дружит рок. Ты року подневолен.
Он даже не вздохнёт, терзает — и доволен.
А если и вздохнёт, так только для того,
Чтоб погасить свечу у тех, кто обездолен.

Чужой ум можно узнать в какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы узнать чужой характер.

Не пренебрегай маленькими людьми: они могут помочь тебе возвыситься.

Чтобы обрести покой в обоих мирах, соблюдай два правила: с друзьями будь великодушным, с врагами — сдержанным.

В бою же. себя не жалей, ибо, пока не сделаешь своё тело пищей для собак, не сможешь приравнять своё имя к имени львов.

Учёные на земле — это то же, что звёзды на небе. Ум и зна-ние — это жизнь сердца и светоч глаз: кто даёт жизнь уму и знанию, тот не умирает.
Арабская мудрость

Высшее счастье — всю летнюю ночь пасти луну и звёзды вместе с возлюбленной.
Неизвестный автор
;

Подобно кожаным ножнам для человека тело:
Душа в них — меч, и лишь душа в бою решает дело.
Джами

Возьмите терновник и поливайте его целый год розовою водою — он всё-таки не даст вам ничего кроме терний; но возьмите финиковое дерево и оставьте его без воды в самой сухой почве — и оно всё-таки будет приносить вам в изобилии самые вкусные плоды.
Так и хороший человек в самых тяжёлых условиях будет ис-точать мудрость, доброту и терпение.
Кликуши, мутящие народ будут прокляты Аллахом. Взы-вающие к терпению и благоразумию — одарены вечным раем.

Жизнь — трудная наука. Человек живёт, пока он обучается жизни. Перестав учиться, он перестаёт жить и превращается в камень на дороге, мешая жить другим.
Чеченская мудрость

Умный человек в поисках средств к жизни готов отправить-ся в дальние края, на все четыре стороны; глупый же ищет себе пропитание только в том месте, где отец его родил.

То, что пройдёт — сновидения спящего, а то, что остаётся ему — мечты.

Счастье, которое ты ищешь, подобно тени, что идёт вместе с тобою, ты не поймаешь её, гонясь за нею, а побежишь от неё — она гонится за тобою.
Арабская мудрость

Человек не может быть наделённым с самого начала, от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирождённым ткачом или писцом.
Фараби

Скорее всего совершенство существует преимущественно во многих индивидах, вместе взятых. Для отдельного же индиви-да без помощи других, видимо, невозможно обрести и какую-нибудь одну из этих добродетелей. Для приобретения своей добродетели человек нуждается в других людях.

. То, что полезно по своей природе и сущности, нельзя от-вергать из-за какого-то зла, наличиствующего в нём побочно.
Ибн-Рушд

Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.
Абу-ль-Фарадж
;

У каждого из нас своя земная,
Пусть маленькая радость, пусть большая.
И даже тот, кто знает: счастья нет,
Находит счастье, это утверждая.

Счастливец тот из нас, прошедший испытанья,
Кто может в смертный час промолвить
на прощанье,
Что тяжелей вины понёс он наказанье
И больше сам страдал, чем причинял страданье.

Что ни пошлёт беда, что ни пошлёт удача,
Приемли в жизни всё, то радуясь, то плача.
И если счастье сам ты взять себе не мог,
Его не смогут дать ни царь земной ни Бог.

Не всем дана способность постиженья.
Кто изреченья мудрости прочёл,
Не всяк постигнул мудрость изреченья.

Считает лишь дурак или злодей,
Что горе совершенствует людей.
Мирза Шафи

. Необходимо, чтобы существовала группа людей, совершенных в нескольких видах человеческого совершенства и помогающих друг другу в достижении полного совершенства; менее совершенный следует за всесторонне совершенным как средство для подготовки к его полному совершенству, а все-сторонне совершенный приносит пользу менее совершенному, давая ему начала своего совершенства. Дело обстоит так же, как с искусством верховой езды и ремеслом уздечных дел мастера. Ибо ремесло того, кто делает узду, служит искусству верховой езды в качестве подготовки к нему, а искусство верховой езды показывает, каким образом можно улучшить узду и как оба могут объединиться для достижения общей цели.

. Всякий раз, когда мы обнаруживаем у живущих до нас на-родов какие-либо взгляды и суждения относительно сущего. нам следует изучать то, что они говорили по этому поводу и излагали в своих книгах. Если что-то в этих книгах соответст-вует истине — переймём это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это; если же что-то окажется несоответствующим истине — укажем на это, предостережём от этого и простим их.

«Чем лучше ты других? Смугла, черна.
Таких, как ты, страна у нас полна»,
Лейли в ответ: «Ты не Меджнун! Молчи!»
Познанья свет не всем блеснёт в ночи.
Спит мёртвым сном пленённый суетой
И видимостью ложной и пустой.

Всегда в долине злачной бытия
К тебе вернётся эхом речь твоя.
Руми

Ошибки мудрых приносят добро.
Убеждения глупых приносят насчастья.

Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.
Абу-ль-Фарадж

Сегодня я тебе не скажу, как буду действовать, а завтра уз-наешь, когда я тебе скажу, как я сделал.
Унсуралмаали

Смотрите на свои собственные недостатки, и у вас не хватит времени искать недостатки у других.
Чеченская мудрость

Когда корысть звучит в словах, не верь
Ни лести женщины, ни проискам мужчины.
И в собеседнике цени не сан, а речь:
Неважно, кто сказал, важны причины.
Навои

Огнедышащего змея не страшись, а страшись сплетника, ибо то, что он в час разорвёт, и в год не зашьёшь.
Унсуралмаали

Если ты доволен своим лицом как собеседником, то ты единственный в своём роде по глупости.
Абу-ль-Фарадж

Бежал я, видя — сгинула надежда,
С судьбой сражаться выйдет лишь невежда.
Ведь не помогут щит и шлем, когда
Погаснет счастья светлая звезда.
Когда ты ключ победы потеряешь,
Руками дверь победы не взломаешь.
Саади

Умный человек утешает себя тем, что сознаёт неизбежность случившегося. Дурак утешается тем, что и с другими произош-ло то же, что с ним.

Умный человек всегда соглашается с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глу-пым. По аналогии можно сказать, что все прямые линии при наложении всегда совпадают между собой, кривые же обрезки никогда не совпадают ни друг с другом, ни с прямыми линия-ми.

То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет га-рантии, что дружба будет длиться вечно.

Истинно мягкими могут быть только люди с твёрдым характером. Большой порок юности — упрямство приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству — стойкости.

Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в своё дело.
Умный человек всегда узнает глупого, так как сам был в его шкуре, прежде чем набрался ума-разума.

Глупец не испытывает огорчений от скудности своего ума.

Сквозь оболочку мира глаз твой не видит жизни сокровен-ной,
Так научись глазами сердца глядеть на таинства вселенной.
На всё, что зримо и телесно, гляди открытыми глазами,
Но сердце научи увидеть изнанку видимости бренной.

Иглою любви прокололи артерию духа,
И капля упала, и сердцем её нарекли.
Руми
;

Дайте человеку рыбу, и он будет есть её целый день. Научите его ловить рыбу, и он будет есть рыбу до конца своих дней.

Как бы человек ни был учён, но если наградой за это ему не будет разум, знания его — беда для него. Берегись невежды, который считает себя учёным. Если ты не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, что нельзя найти.
Унсуралмаали

. Человек, воспрещающий изучать философские книги тем, кто достоин их, ввиду того, что о каких-то негодниках могут подумать, будто они сбились с пути из-за чтения этих книг, — такой человек уподобляется тому, кто не давал жаждущему пить пресную холодную воду, пока тот не умер, потому что кто-то погиб, захлебнувшись водой.

Дети Адама — все члены одного тела. Когда страдают одни члены, все другие страдают. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

Скорпион жалит не от злости: такова его натура.

Надевать своё старое рубище лучше, чем просить новое пла-тье.

Чтоб до колодца истины дойти
Не о наградах думай на пути.

Кого можно считать умным? — Того, кто стремиться лишь к достижимой цели.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Абу-ль-Фарадж

А если сам себя познать захочешь,
Смотри — собой себя не заслони.

Для песни — рифмы сладкое звучанье,
Как для кокетки складки одеянья.
Ни рифмой, ни одеждой не прикрыть
Уродство или скудость содержанья.

Вот голова твоя, мой друг,
А вот твоя рука.
Но как от головы до рук
Дорога далека.
Мирза Шафи

Часто доброе забудешь,
Помня только злой поступок.
Нужно ль думать о колючках,
Плод вкушая с наслажденьем?

О, легкомысленный юнец, тебе не следует судить
О том, что знают мудрецы, а ты не ведал и не знал.

Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут «довольно». Человеку, в отличии от животного, дан язык. Но он хуже животного, если использует язык во вред.

Различие между царским достоинством и званием раба исчезнет, когда наступит неизбежное определение рока. Если кто расколет землю, покрывающую мёртвых, то не различит богатого от бедного.

Мир, в котором мы существуем, похож на волшебный фо-нарь. Фонарь — это солнце, в лучах которого мы мельтешим причудливым образом.

Простирать милосердие на злых — не справедливо, но угод-но Всевышнему. Прощать притеснителей и стремящихся воз-выситься деньгами и властью — притеснять угнетаемых.

Внимай речам учёного человека с величайшим вниманием, хотя бы дела его не соответствовали его учению. Человек дол-жен поучаться, хотя бы поучение было написано на стене.

Приятные манеры составляют добродетели придворных и почти пороки мудреца.

Локон красавицы — цепь для умного человека и сеть для легкомысленного.

Что делается наскоро, живёт недолго.

Знайте, что у безрассудного найдётся в сто раз больше от-вращения к умному, чем умный чувствует нерасположения к безрассудному.
Саади

Если хочешь, чтобы люди о тебе хорошо говорили, говори сам хорошо о людях.
Если не хочешь, чтобы у тебя за спиной смеялись, будь ми-лостив к подчинённым.
Если хочешь быть проницательным, разгляди своё лицо в зеркале чужих.

Всякий, кто упорствует в своём мнении, всегда пожалеет об этом.

Разве ты не видишь, что врач, когда заболеет, и болезнь его станет сильной и трудной, не прибегает к собственному лече-нию. Он приводит другого врача и, расспросив его, лечит се-бя.

Если сможешь раздобыть себе хлеб неразумием и бесталанностью, будь неразумным и бесталанным. Если же нет — нау-чись чему-нибудь.

Ремесло — величайшее искусство, и пусть сыновья знатных людей знают сотни ремёсел, если они только ими не зарабатывают, то это не укор, а достоинство. Когда-нибудь всё приго-дится.

Судьба несправедлива к мудрецам.
Будь посему в труде неутомим.
Бери, но без раздумья отдавай,
Копи, но щедро поделись с другим.
Рудаки

Учёный знает, что такое невежда, потому что он сам был им когда-то, но невежда не понимает состояния учёного, потому что никогда им не был.

Что касается противопоставления одних сомнительных по-ложений другим, то оно не приводит к опровержению, а вызы-вает лишь недоумение.
Ибн-Рушд

Тот, кто учён, но не прилагает к делу своей учёности, подо-бен человеку, который пахал бы, но не сеял.

Человек стал человеком благодаря разуму.
Фараби

Дом без тепла — разрушенный могильник.
А без тепла не нужен мне светильник.

Поэт без любви — как бескрылая птица,
Как плоть без души и без блеска зарница.

Дыхание правды всегда до народа дойдёт,
Высокие горы для правды не станут преградой.

Где воля напрягается, как тетива,
Там муравей одолевает льва.
Бедиль

Доблесть — достояние стремящихся к высокой цели.

Чем больше у него в земле корней,
Тем человек красивей и сильней.
Когда с бедой ты хочешь бой вести, —
Ты корни в почву родины пусти.

Ничтожен стал я в бытии застойном, —
Всегда застой вредит мужам достойным.
Как хороша проточная вода!
Как портится она в пруду спокойном!

О, Бог, ты мудреца нагим и нищим создал,
А золотом одел ты глупость и разврат!

Как ты изменчив, мир, ты суетой зачат.
Всегда и соблазнить, и обмануть ты рад.

Пусть вовек надо мной не померкнет сиянье
Беднякам недоступного прежде познанья.
Неучёный я шёл, спотыкаясь во мраке.
Чтоб развеялся мрак, приложу я старанья.

Умные люди учатся для того, чтобы знать; ничтожные — для того, чтобы их знали.
Восточная мудрость

Взглядом трезвым и разумным
Посмотри на этот мир,
Всё увидишь по-другому,
Жизнь по-новому поймёшь.
Мир подобен океану,
Строй из добрых дел ладью.
И тогда его спокойно
И легко переплывёшь.
Рудаки

Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникли у тебя самого, — про-центами на него.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытаю-щийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока.

Моя религия — это любовь ко всему живому.

Когда бы дым валил от горя,
Как от костра лесного,
Лишился б мир, закрытый дымом,
Сияния дневного.
Шахид Балхи

Пользуйся благами мира, когда он благоприятствует, ибо ты в руках случайностей преходящих. Не откладывай никогда удовольствия на завтра, ибо кто тебе за них завтра — порукой.

Верь тому, кто видел.
Не верь тому, кто слышал.
Чеченская мудрость

Один добрый опыт важнее семи правил мудрости.

Кто богатствами владеет — у того на грош познаний.
Кто познаньями владеет — у того богатства мало.

На солончаке преступления не расцветут тюльпаны талантов.

Слова — это плоть содержания.

Когда красив язык, проявляется и высокий смысл.

Богатство, собранное путём притеснений, насилий над народом, путём обмана, — приведёт к гибели.

То, что совершает мудрец, совершает и глупец. Но он совершает это, опозорившись.

Ты посади побег, который вечно приносил бы плоды счастья.

На бедняков, объятых страстью,
Не смей с презрением глядеть:
Хоть без венца они — но шахи,
Хоть без корон — но короли.

Лишь то для сердца отрадно, что мукам на смену дано.

Ломай колесо судьбы, если оно начнёт вращаться вопреки твоему желанию.
Хафиз

Молчать с невеждами — мудрей, чем в лицемера обратиться.

Всякая любовь есть благодать.

Сколько бы ты ни приобрёл знаний, — если ты не применяешь их в жизни — ты невежда.

Чтобы скромность по заслугам оценить,
Перед нею нужно голову склонить.

Кто твёрдо цель свою решил найти, —
С отчаяньем не встретится в пути.

Ссору начинает подлый.
Первым бьёт трус.
Чеченская мудрость

Друг науки жив вечно после смерти своей, хотя кости его под землёй сгнили. А невежда мёртв, хотя ходит по земле и считается в живых, — так он ничтожен.

Не лишай бедного надежды его: она ведь насущный его хлеб.

Человека, который ищет мудрости, можно назвать умным. Но если он думает, что нашёл её, — он безумец.

Давайте любить, и любить больше; любить такой любовью, которая способна растопить лёд любой ненависти, которая побеждает любого врага; любовью, которая сметает все преграды; любовью, которая исполнена милосердия, великодушия, терпимости, прощения и благородных устремлений; любовью, которая торжествует над всеми препятствиями.

Служение другим — это плата, которую мы вносим за то, что занимаем место на Земле.

Человек без воображения — это человек без крыльев.

Милее книги в мире друга нет.

Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это — собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча.

Труд — отрада, лень — жестокий бич.

Высоким званьем «человек» достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не оставлял забот.

Не по мычанью узнают силу быка, а по работе.

Кувшину, брат, не подражай в одном:
Не наполняйся до краёв вином!

У пишущего человека мысли спорят между собой на каждой странице, в каждой строке, за каждое слово.

Мы все умрём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново.
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Цель жизни заключается в том, чтобы жить так, чтобы и по-сле смерти не умереть.

Конах (мужчина) не остаётся без врагов и клеветы, ибо только в бесплодное дерево никто не швыряет камней.

Невежество осрамляет всегда,
Невежество — вечный источник стыда.

Хорошенько запомни, откуда берётся вражда:
От праздной неумной насмешки,
которая братству чужда.

Человек велик бывает лишь умом и знанием.
А без них неразличимы, неприметны станем мы.

Кто дружбе изменил хотя бы только раз,
Тому уж веры нет, — хоть пой он, как сааз.

Глупостью на глупость не отвечай,
Верность от предательства отличай.

Познавший истину не станет незнающего упрекать.

Прекрасен рот, но в логовище рта
Беда для человека заперта.

Если разуму и слову впрямь я господин, —
Так зачем же мне страшиться самого себя?

Лжедрузья не затем суетятся,
Что им твоя доля близка:
Своей они требуют доли
И сладкого ищут куска.

Во вселенной нет и не было от века
Святее трудового человека.

Крестьянин, что ни год, то открывает клад:
Здесь — пашня у него, а там — цветущий сад.

Да будет жизнь твоя для всех других отрадой.
Дари себя другим, как гроздья винограда.

Молчанье — вот сокровище для всех.
Язык таит и зло, и грех.

Язык придержи, пребывая порой в нетерпении злом.
Не скалься, остроты пустые не делай своим ремеслом.

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом не сможешь зна-ния добыть.

Коль сам себе не хочешь накликать горя злого —
Ты прикуси язык свой, сдержись от злого слова.

Не огорчай людей ни делом ты, ни словом.
К любой людской тоске прислушиваться надо.

Не суди, о чём не знаешь, упоён тщетою.
Промолчать гораздо лучше, чем сказать пустое.

Ни трепета любви, ни скорби, ни веселья, —
Не сыщешь ничего в ослином ожерелье.

Мудрый, зная много, богачом слывёт.
Но богач не может мудрецом прослыть.

Ты взвешивай слово на точных весах:
Бездушное слово — лишь ветер и прах.

Человек хорош, коль светел изнутри.
На блистательную внешность не смотри.

Ты другом дорожи, коль это вправду друг,
Его полы на миг не выпускай из рук.

***
С-Х. Нунуев
село Махкеты
Веденский район
Чеченская республика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *