мубарякова гюлли арслановна биография
Гюлли Мубарякова
Гюлли Мубарякова родилась 19 сентября 1936 года в Уфе. По другим данным, родилась 9 сентября.
Ее мать увлекалась кинематографом. Как-то увидела грузинский фильм, главную героиню которого звали Гюлли. Ей так понравилось это имя, что она решила назвать им свою дочь.
К искусству Гюлли приобщилась с ранних лет. Она рассказывала: «Поскольку мои родители были служителями театрального искусства, у меня был прямой путь стать актрисой. Я с пеленок находилась в театре, выросла за кулисами, между декорациями. Театральная обстановка, ее неповторимое очарование мне было близко с рождения. В военные годы, на которые пришлось мое детство, все театры Уфы находились в одном здании. Все это окружало меня, маленькую. Поэтому ничего удивительного, что после окончания средней школы, в 1954 году я поступила в ГИТИС».
Театральные работы Гюлли Мубаряковой:
Гюлли Мубарякова в молодости
Как режиссер поставила спектакли: «День рождения любимого» И. Г. Юзеева; «Хадия» Г. Г. Шафикова; «Любовь и ненависть» З. А. Биишевой.
Сыграла несколько ролей в кино.
Гюлли Мубарякова в фильме «В ночь лунного затмения»
В 2017 году снялась в дебютном фильме начинающего режиссера Фарзаны Утарбаевой «Дикарь».
Гюлли Мубарякова в фильме «Дикарь»
Умерла 20 февраля 2019 года в Уфе.
Личная жизнь Гюлли Мубаряковой:
Сын окончил Уфимский институт искусств, но не стал актером.
Внучка закончила факультет иностранных языков, уехала за границу.
Внук окончил ВГИК и стал режиссером кинематографии.
Фильмография Гюлли Мубаряковой:
Награды и звания Гюлли Мубаряковой:
Народная артистка СССР Гюлли Мубарякова: «Моя жизнь прожита не зря»
Наша сегодняшняя героиня – народная артистка СССР, РСФСР, заслуженная артистка БАССР, лауреат госпремии РБ имени С.Юлаева Гюлли Арслановна Мубарякова. Она запомнилась нескольким поколениям зрителей благодаря успешным ролям в театре и кино, таким, как Хафиса («Матери ждут сыновей», А.Мирзагитов), Шафак («В ночь лунного затмения», М.Карим), Агазия («Не бросай огонь, Прометей» М.Карим), Галия («Неотосланные письма», А.Кутуй) и многим другим.
«В театре выживает тот, кто работает больше всех »
— Гюлли Арслановна, расскажите, как Вы стали актрисой? В Вашем случае это не удивительно, но всегда интересно – у каждого актера своя история.
— Поскольку мои родители были служителями театрального искусства, у меня был прямой путь стать актрисой. Я с пеленок находилась в театре, выросла за кулисами, между декорациями. Театральная обстановка, ее неповторимое очарование мне было близко с рождения. В военные годы, на которые пришлось мое детство, все театры Уфы находились в одном здании. Все это окружало меня, маленькую. Поэтому ничего удивительного, что после окончания средней школы, в 1954 году я поступила в ГИТИС. Вопреки желанию отца выучилась, стала актрисой и вернулась в родной Башдрам. Уже больше 50 лет я работаю здесь.
Работа в театре – непростая задача. В отличие от диких природных условий, тут выживает не сильнейший, а тот, кто работает больше всех. В театре нужно уметь себя показать – и все это возможно только многочасовым, изнурительным трудом. Если ты не умеешь работать в коллективе, развиваться самостоятельно – никакие ухищрения, интриги мало помогут.
Я очень рада, что, несмотря на препятствия, мне удалось стать актрисой, заслужить любовь своих зрителей. Мои зрители со мной вместе выросли, повзрослели. Называли своих детей моим именем, именами моих героинь. Они, зачастую совершенно незнакомые, подходят, спрашивают обо мне, желают здоровья, делятся воспоминаниями о просмотренных спектаклях с моим участием. Все еще твердят о том, что хотят увидеть на сцене – это очень приятно любому артисту. Это прекрасный итог всей жизни. Значит, я кому-то приносила радость, со мной связаны приятные воспоминания – жизнь прожита не зря.
Слева на право: Рагида Янбулатова, Гюлли, Салават (брат Гюлли Мубаряковой), Арыслан Мубаряков.
Фото из семейного архива
— Вам тяжело давалась работа над собой? Вы дочь знаменитого актера Арыслана Мубарякова и актрисы, поэтессы Рагиды Янбулатовой. Вас, наверное, постоянно сравнивали с известными родителями.
— Да, актерский труд мне давался нелегко! В молодости постоянно сравнивали уже с признанными в народе, в театральном мире родителями. Я сначала барахталась, как лягушонок, брошенный в кувшин с молоком. Чтобы не потонуть, лягушонок работает лапками, сбивает из молока масло и выпрыгивает. Я точно так же, некоторое время не могла найти свой голос, свое место в театре. Спотыкалась, падала, начинала заново. Были и провалы, и разочарования.
Очень большое место в работе над собой у меня занимало работа над словом. Я, когда пошла в уфимскую школу, не знала ни одного русского слова и чувствовала себя второсортной. Поставила себе цель – выучить русский язык. В итоге выучила так, что пришлось заново начать учить башкирский, который за все это время начал забываться. Как дочь поэтессы, во мне с детства привита любовь к слову. Ведь мы, артисты, объясняемся словом и оно, сказанное нами, должно доходить до сознания каждого зрителя, несмотря на то, в каком ряду он сидит.
Для меня самое трудное, как актрисе, было держать себя в хорошей физической форме. Я по своей природе расположена к полноте, да еще люблю вкусно поесть (смеется). Подавить желание съесть сладенького и возобновить форму после очередного срыва – превратилась в настоящую борьбу. Когда начала играть более зрелых женщин, вздохнула с облегчением, наконец-то смогу есть то, чего хочу. Не нужно больше изнурять себя утренней пробежкой, приседаниями, голодом.
Все равно, перед какими-то знаменательными датами, даже перед своим юбилеем пришлось похудеть. Вот сейчас готовим новый спектакль, премьера которого состоится в следующем сезоне, в котором я буду играть американку. Мне надо снова вернуть прежнюю форму! Надо все лишнее убрать! Килограмм 10, не меньше. Ну, мне не привыкать.
Слева на право: Рагида Янбулатова, Арыслан Мубаряков, художник Мухамед Арсланов, актриса Галия Имашева-Арсланова,
сын Арслановых Рифкат, Гюлли Мубарякова, 1944 год. Фото из семейного архива
«Творческому человеку нельзя быть нечестным »
— Хотелось бы услышать о московском периоде Вашей жизни. Ведь в то время в столичных вузах обучались многие, впоследствии ставшие основной частью культурной интеллигенции башкирского народа. Как повлияла на Вас Москва?
И любовь там была, и разочарование – все было в это время. Тогда как раз в Литературном институте учились наши будущие известные поэты, как Рами Гарипов, Рафаэль Сафин, Раис Низамов. К ним приезжали из республики их наставники из Союза писателей. Нас тоже, будущих театралов, взращивали, следили за успехами, направляли наши учителя, которые остались в Башкирии. Они окружили нас такой заботой и любовью! Тогда по-настоящему умели растить будущую интеллигенцию.
Необычные эмоции остались от посещения первого международного конкурса имени Чайковского. Я осталась под огромным впечатлением от игры американского пианиста Ван Клиберна. Это было что-то невообразимое! Каким-то образом я проникла на его последний концерт, где в зале в прямом смысле яблоку негде было упасть. Он так играл, отдавался музыке! В нем чувствовалась мощная энергетика, он куда-то весь улетал, когда играл Чайковского.
Эти эмоции, полученные во время жизни в Москве, откладывались и помогали нам уже творить свои роли на сцене.
Во время съемок фильма «Дикарь».
Со мной вместе учились такие сейчас уже известные деятели культуры нашей республики, как Амир Абдразаков, который еще тогда ставил цель стать кинорежиссером. Он осуществил свою мечту, пройдя огромные препятствия. Также горжусь с коллегами по цеху, такими замечательными актрисами и актерами как Роза Каримова, Зинира Атнабаева, Рамзиля Адельшина, Физа Латыпова, Фардуна Касымова, Хамит Яруллин, Шамиль Рахматуллин, Ильшат Юмагулов, Марат Султанов, Наиль Тибеев, Виль Каримов, впоследствии, стал министром культуры. Мы, по возвращению в родные края, влились новой струей в театральную жизнь. Я думаю, республика может гордиться нами.
— А как происходит сегодня воспитание подрастающего поколения актеров?
Теперь мои ученики стали сами директорами и режиссерами, народными актерами.
Очень нелегко совмещать две творческие работы – преподавательскую и актерскую. Требуют много сил и труда.
— Что Вы старались донести своим ученикам в первую очередь?
— Правду чувств, как добиться его на сцене. Для этого будущему актеру нужно иметь хороший жизненный багаж, широкое мировоззрение. Актер, даже играя роль, показывает свою сущность. Поэтому, если в нем есть такие пороки как подлость, зависть они будут видны. Творческому человеку нельзя быть нечестным – это погубит талант. К тому же, нас публика принимает как отражение общества. Мы должны быть максимально духовно чистыми, искренними.
— Вы – дочь актера и поэтессы, ваш муж – известный башкирский поэт Рафаэль Сафин. Ваши дети так же стали творческими людьми?
— Сын окончил Уфимский институт искусств, но не стал актером. Внучка закончила факультет иностранных языков и махнула за границу. Вышла там замуж, родила мне правнучку. Внук пошел по нашей линии – окончил ВГИК и стал режиссером кинематографии.
Фото из семейного архива.
— Вы – одна из редких женщин, которая даже в преклонном возрасте остается эталоном красоты. У Вас есть какие-то особые секреты ухаживания за своим телом?
— Особых секретов красоты у меня нет. В этом смысле, я даже ленивая. Изредка спохватываюсь, схожу в салон красоты, но на этом все заканчивается. Снова внешность остается на втором плане. Я не ограничиваю себя в еде, люблю хорошенько высыпаться и стараюсь быть всегда приветливой.
Самое главное, чтобы сохранить красоту, надо прожить жизнь без зависти и без злобы. Уметь радоваться солнышку, чужому успеху, вообще радоваться жизни, жить, не перекладывая проблемы на других. Решать свои проблемы самой. Мне так кажется.
— А как относитесь к искусственному омоложению, которое так популярно сейчас среди актрис России и мира?
— Мне кажется, это хорошо. Когда женщина стремится, в меру, конечно, омолодиться – почему бы и нет? Если она имеет такую возможность и средства, желание в нужном возрасте, лет в 50, пожалуйста! Мне это нравится. Женщины, после умелых процедур преображаются только в лучшую сторону.
Женщина всегда должна быть хороша собой, привлекать внимание. Особенно это важно для ее собственной самооценки, уверенности. Приятно смотреть на ухоженные лица и подтянутые тела. Я приветствую, нельзя быть синим чулком.
— Вашей красоте посвящено много стихотворений, песен. Из них львиную долю написал ваш муж. Как Рафаэль Сафин относился к Вашему успеху среди представителей мужского пола? Не ревновал?
— По-моему, он спокойно относился к этому. Мне так кажется. Наш народ сдержанный. Да и сама не давала повода для ревности. Он доверял мне. Жизнь есть жизнь, взрывы эмоций бывали, но потом все утихало. Он понимал, что эмоции на сцене принадлежат моему герою, а не мне самой.
— Вы недавно снялись в дебютном фильме «Дикарь» начинающего режиссера Фарзаны Утарбаевой. Что скажете о молодом режиссере? Вам понравилось с ней работать?
Старшим, опытным как я, всегда надо способствовать начинаниям талантливой молодежи. Вдруг Фарзана станет второй Светланой Дружининой и я буду гордиться, что когда-то снималась в ее первом фильме.
— Вообще, тяжело было вам, женщине, работать с мужчинами-режиссерами? Как Вы доказывали свою правоту?
— Правоту своих соображений, интуиции можно доказывать только работой – говорить, возможно, не всегда удастся убедительно. Одобрения не всегда получала, но тихонечко, как настоящие женщины, делала свое, если чувствовала, что в конкретном случае права я, а не режиссер. Спорить, кричать я никогда не умела.
— Вы пробовали себя и как театральный режиссер.
— Да, но я почти сразу убедилась, что это не мое, не то, чем я хочу заниматься. У каждого актера, рано или поздно, появляется такое желание – что-то поставить. А это безумно трудоемкая работа – объять необъятное.
Гюлли Мубарякова в роли Тэнкэбикэ («Ночь лунного затмения», М.Карим)
— Вы сыграли на сцене много неповторимых ролей, всех которых даже перечислить невозможно. А остались ли среди них те, о которых Вы мечтали, но так и не добрались?
— Любой творческий человек – ненасытный по своей натуре. Актер никогда не скажет: «Хватит, все», наоборот, надо больше и больше перевоплощений, ради этого готовы работать ночами, сутками напролет. Конечно же, у меня тоже есть образы, которые я хотела сыграть, но не получилось вовремя по разным обстоятельствам. Я очень мечтала сыграть в чеховских спектаклях, таких как «Три сестры», «Вишневый сад». Я в свое время подговаривала режиссеров поставить эти спектакли, но их это не трогало, как меня. Они тогда не дозрели до этих спектаклей, а теперь уже мне поздно.
— Я видела на сцене Башдрама «Бесприданницу»…
— Да, я очень рада, что хотя бы у молодежи есть возможность сыграть в спектаклях Островского. Хорошо это получилось или не очень, другой вопрос. Главное, они попробовали вовремя. Я бы сыграла сейчас Ларису, но уже не могу – груз прожитых лет тянет вниз.
« Министры не ходят в театры »
— Разговаривая с Вами, трудно не затронуть такую больную тему, как отсутствие зрителей в современных театрах. С чем это связано, по-вашему?
— Я объясняю это инертностью нашего коренного зрителя. Многим сейчас лень встать с дивана и прийти на спектакль. При этом, на разные третьесортные шоу, в которых сдирают немалые деньги, они ходят. Поэтому, второй причиной, по которой наши театры пустуют, я бы назвала началом бездуховности, спад интеллигентности нового поколения. Они приходят на спектакли, на которые я бы ни за что не пришла. По-настоящему умные, хорошие спектакли, которые могут послужить пищей для ума, идут трудно. Даже бесплатными пригласительными билетами, бывает, не заманишь. На это трудно смотреть без боли.
А у нас есть замечательные спектакли! Например, «Антигона» Жана Ануя. Это же интересно поставленная классика – там и уважаемые актеры, и молодежь играет. Настоящие ценители искусства этот спектакль не пропускают, даже ради него приезжают из Москвы. В числе лучших спектаклей я бы назвала еще «Кахым-туря» (Б.Бикбай, Х.Иргалин), «Нэркес» (И.Юмагулов), «Черноликие» (М.Гафури), «Джут» (О.Жанайдаров).
Представители власти, чиновники высших рангов тоже редко посещают наш театр. А ведь они должны подавать пример.
Фидан Гафаров поздравляет Гюлли Мубарякову с 80-летним юбилеем. 2016 год
— Напоследок, хотелось бы спросить о значении вашего необычного имени. Оно вроде бы и башкирское, вроде бы и нет.
— Маме было 19 лет, когда родила меня. Она увлекалась тогда еще только появившимся кинематографом. Как-то увидела грузинский фильм, главную героиню которого звали Гюлли. Маме настолько понравилось это имя, что она решила назвать свою будущую дочь этим именем.
— Благодарю Вас за увлекательную беседу, Гюлли Арслановна!
Мубарякова гюлли арслановна биография
Сегодня свой знаменательный юбилей отмечает Гюлли Мубарякова, чье богатое творчество составляет яркие страницы башкирского театрального искусства. Вот уже много лет любая ее роль является новым словом на сцене национального театра.
Гюлли Арслановна Мубарякова родилась 9 сентября 1936 года в Уфе. Росла и воспитывалась в семье выдающихся деятелей театра — Арслана Мубарякова и Рагиды Янбулатовой.
Гюлли окончила уфимскую среднюю школу №3, которая находилась недалеко от дома. Несмотря на то, что отец был категорически против театральной карьеры дочери, Гюлли Мубарякова в 1954 году поступила в Башкирскую студию актерского отделения ГИТИСа им. А.В. Луначарского, где училась у выдающихся педагогов Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. В Москве Гюлли Арслановна познакомилась с земляком, студентом Литературного института Рафаэлем Сафиным, который вскоре стал ее верным спутником жизни.
После успешного завершения учебы в 1959 году Гюлли Мубарякова начала работать актрисой Башгосдрамтеатра, очень скоро вошла в числе ведущих. Многие годы она состоит членом художественного совета. В 1996-1997 годы являлась главным режиссером театра. Одновременно с 1968 года преподавала на кафедре режиссуры и мастерства актера театрального факультета УГИИ. С 1961 года входит в Союз театральных деятелей. С 1993 года является профессором.
В 1960 году Гюлли Мубарякова дебютировала в роли Ольги в спектакле «Годы странствий» по пьесе Алексея Арбузова, создав достоверный романтический образ молодой девушки.
Актриса вспоминает, что первой ролью, сделавшей ее знаменитой, стал образ Шафак в трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Она признается, что каждую из многочисленных своих работ любит по-особому. Ранние роли Гюлли Мубаряковой (Пальмира в трагедии Франсуа-Мари Вольтера «Магомет», Нэркэс и Зумрад в трагедии «Нэркэс» Ильшата Юмагулова, Алиман в спектакле «Мать-Земля» по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле») обусловили ее репертуар и определили основной характер творчества.
Классическая и современная трагедия стали определяющим жанром в творчестве Гюлли Арслановны. Очень скоро она выросла в актрису большой внутренней силы, глубокого драматизма, высокой сценической культуры, достигшую подлинно трагедийного звучания в сложных психологических образах.
К наиболее известным театральным работам Гюлли Мубаряковой, созданным ею в разные годы. относятся: Хафасы («Матери ждут сыновей» Асхата Мирзагитова), Сарвар («Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова), Мадина («Пеший Махмут» Мустая Карима), Оксана («Гибель эскадры» Александра Корнейчука), Медея («Медея» Еврипида), Любовь («Последние» Максима Горького), Галия («Недоставленные письма» Аделя Кутуя), Гульназира («Салават» Мустая Карима) и другие.
Как режиссер в Башкирском театре драмы она поставила спектакли «День рождения любимого» Ильдара Юзеева, «Хадия» Газима Шафикова, «Любовь и ненависть» Зайнаб Биишевой.
В последние годы актриса с неизменным успехом играет в спектакле «Белый пароход» по повести Чингиза Айтматова (Бабка), музыкальной комедии «Похититель любви» Флорида Булякова (Фаягуль), драмах «Камень одиночества» Альфиса Гаязова (Гилминур) и «Кахым-туря» Баязита Бикбая и Хамита Иргалина (Мать).
Актриса имеет достижения и в российской фильмографии. В 1978 году Гюлли Мубарякова блестяще создала психологически сложный образ Танкабики в кинофильме «В ночь лунного затмения», снятом на Свердловской киностудии.
Богатое творчество Гюлли Мубаряковой получило достойную оценку. Ей присвоены почетные звания народной артистки СССР и РСФСР, заслуженной артистки РСФСР и Башкирской АССР. Она является лауреатом Республиканской премии БАССР им. С. Юлаева. Награждена орденом Салавата Юлаева, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской Федерации. Ей присвоено звание «Почетный гражданин города Уфы».
МУБАРЯКОВА Гюлли Арслановна
МУБАРЯКОВА Гюлли Арслановна (р. 1936), башкирская актриса, народная артистка СССР и РСФСР, заслуженная артистка РСФСР и БАССР. Дочь А.К. Мубарякова. С 1959 в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури. Среди наиболее известных ролей – Медея («Медея» Еврипида, постановка 1990). С 1991 профессор Уфимского государственного института искусств.
Лит.: Башкирский государственный академический театр драмы. –Уфа, 1969.
Нет пока комментариев
Добавить комментарий Отменить ответ
Поиск
— люди, традиции, взгляды, идеалы и символы
Информационно-аналитическое издание. Публикует комментарии к событиям и фактам, мнения экспертов и аналитические обзоры по культуре, истории, краеведению, этнографии, православию и мусульманству, по вопросам обороны и противодействия терроризму.
Посреди России – posredi.ru
Информационно-аналитическое издание. Материалы для лиц 18 +
Использование материалов
При использовании материалов и фото прямая ссылка на posredi.ru обязательна (ст. 1274 ГК РФ). Бездействие редакции не лишает ее права предпринять позднее действия по защите авторских прав.
Содержание и комментарии
Ответственность за содержание материалов несут авторы, их мнение не является мнением редакции. Упоминаемые организации Исламское государство, Хизб-ут-Тахрир и т.п. запрещены в РФ.
Регион – Урало-Поволжье
Журнал о тех, кто живет в Башкирии, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Самарской, Новгородской областях, Пермском крае, Мордовии, Татарстане, Удмуртии, Марий Эл и Чувашии.
«Мать нации, актриса эпохи»: Коллеги вспоминают Гюлли Мубарякову
Трагическая новость пришла еще вчера, 20 февраля. В год театра, к столетию родной Башдрамы, скончалась любимица публики, заслуженная артистка СССР, наставник и педагог Гюлли Мубарякова. В 2016 году назад она с размахом отметила 80-летний юбилей. Ей, как и прежде, вновь признавались в любви, благодарили за бесконечный талант и опору в творческих начинаниях, строили планы на будущее.
Именно Гюлли Арслановна для многих известных деятелей кино и театра стала тем человеком, который помог сделать первые шаги в мире искусства.
В июне прошлого года на сцене театра состоялась премьера трогательной мелодрамы в постановке Олега Ханова «Деревья умирают стоя», где она играла главную роль.
Сегодня о любимой артистке вспоминают ее коллеги и те, кто знал ее лично.
Зухра Буракаева, сценарист, кинодраматург
«Не успела сходить на ее последнюю премьеру. »
— Мы успели порадовать Гюлли Мубарякову фильмом «Сказка маленькой Гюлли». Она видела этот фильм по-другому. Но мы с режиссером Романом Пожидаевым и художником Русланом Магалимов ым сделали по-своему и держали до конца в секрете. И позвали ее на презентацию в апреле прошлого года. Она благодарила нас со слезами на глазах.
Да, мы это сделали вовремя. Как и презентацию ее книги-альбома «Гюлли Мубарякова» в Национальной библиотеке им.А-Заки Валиди с Айгуль Муратовой.
А вот на ее последний спектакль «Деревья умирают стоя», куда она меня приглашала не раз, я так и не сходила. Надо, надо все делать вовремя.
Гөлли апай была женой поэта и драматурга Рафаэля Сафина, лучшего друга и сокурсника Рами Гарипова в те годы. Они и познакомились в Москве. Одна веселая студенческая компания студентов ГИТИСа, Литературного института, моего отца из МГУ, оператора Асгата Ашрапова из ВГИК. 50-е годы прошлого столетия.
Рида Буранова, театровед
«Любимая мать башкирского театра»
Всегда обращала внимание, что и в жизни актер чем-то напоминал Поэта. То ли своей интеллигентностью, то ли мудростью, то ли это было природное благородство.
Возможно, из-за того, что именно ее роль в дипломном спектакле Айрата Абушахманова по этому же произведению стала для меня, готовящейся тогда к поступлению на театроведческий одиннадцатиклассницы, самым большим сценическим потрясением, я всегда олицетворяла Гюлли Арслановну в основном с образом Старшей Матери. По-моему она и была общей любимой Матерью башкирского театра.
И не только для актеров. Ужасно осознавать вмиг наступившее сиротство. Похоже, год театра в республике запомнится не столетним юбилеем театра Гафури или другими пышными празднествами, а уходом великих.
Азат Зиганшин, заслуженный артист РБ