можно всю жизнь строить мосты
Несколько любопытных гипотетических вопросов. Часть 4
Что будет, если построить мост по экватору Земли и одновременно уничтожить все опоры?
Очевидно, что в реальных условиях это сделать невозможно. Помимо нашей неспособности сделать симметричный мост и одновременно уничтожить все опоры, надо учитывать тот факт, что гравитация на разных участках Земли может быть разной, не говоря уже о ее форме.
Если мы хотим получить нечто большее, чем груда мусора, этот эксперимент надо проводить в идеальных условиях. Предположим, у нас невероятно прочный материал и равномерная гравитация на поверхности Земли. Что тогда?
Тогда наша гравитация всё равно неустойчива, потому что на Землю влияют ещё Солнце, Луна и другие небесные тела, но они в меньшей мере. В таком случае мост будет колебаться, вертеться, крутиться. Так как он не закреплён на Земле, он может болтаться по планете как обруч, разрушая своей массой всё подряд, или крутиться вокруг своей оси.
Есть ещё вариант, при котором мост «слетит» с Земли как кольцо с пальца и отправится бороздить просторы Вселенной, но это вряд ли. Для осуществления такого сценария придётся как-то преодолеть силу гравитации Земли, что довольно сложно для такого массивного объекта.
Что случится, если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси?
Человечество застанет разрушительные изменения, только если Земля прекратит вращаться вокруг своей оси постепенно. Если же остановка случится внезапно, то мы, перед тем как исчезнуть, даже не успеем понять, что именно произошло.
Но какие основные изменения произойдут с нами и Землей?
Когда человек стоит на экваторе, он движется вокруг центра нашей планеты со скоростью 1670 км/ч, поэтому при остановке все, что не вмуровано в горные породы попросту снесет с поверхности Земли. Воздушная оболочка Земли вместе с Мировым океаном продолжат по инерции двигаться в течении некоторого времени. Если каким-то счастливчикам и удастся выжить, им придется столкнуться с сильнейшими ветрами и огромным цунами. Это не говоря уже о многочисленных извержениях и землетрясениях.
Сутки на планете будут длиться 365 дней. На одной половине Земли почти полгода будет светить солнце и стоять невыносимая жара, а на другой установится почти шестимесячная холодная ночь. «Почти» — из-за того, что между зимней ночью и летним днем будут краткие периоды сумерек.
Помимо этого, на планете останется один гигантский континент и две шапки из океанов. Дело в том, что центробежные силы сплющивают Землю у полюсов и создают «горб» на экваторе — диаметр планеты там на 43 км больше, чем у полюсов. Без вращения «горб» исчезнет и океаны стекут к полюсам.
Кстати, Земля действительно постепенно замедляет свое вращение. Из-за приливных сил между планетой и Луной (они возникают из-за того, что ближние к Луне участки Земли притягиваются к ней сильнее дальних) каждые 100 лет сутки удлиняются на 1,5–2 миллисекунды. Через 140 миллионов лет в сутках будет уже 25 часов. Впрочем, до полной остановки Земли человечество не доживет, так как примерно через 5 миллиардов лет Солнце превратится в красный гигант, увеличится в размерах и поглотит нашу планету.
Сколько физически весит мировая паутина?
Объем данных интернета постоянно увеличивается, на сегодня он достиг порядка десяти зеттабайтов, или 10 триллионов гигабайт. При этом мировой объем информации удваивается каждый год.
Чтобы наглядно представить, как это море информации выглядит, исследователи привели наглядный пример. Если записать в планшет с памятью 128 Гб весь объем информации интернета, то понадобится батарея планшетов длиной около 255 тысяч километров, то есть около двух третей расстояния до Луны.
Если не брать во внимание вес «железа», а только вес информации, ежедневно проходящей через интернет в движении из электронов. А это электронные письма, фотографии, видео, сайты, аудио и прочие документы, переведённые в цифровую форму, то есть в поток единиц и нулей, то весь мировой интернет трафик весит всего около 50 грамм.
Навести мосты: как устроить ледовую переправу
С октября вступило в силу требование о подаче заявлений-деклараций в МЧС от собственников ледовых переправ и наплавных мостов перед началом их использования. Эта декларация станет подтверждением того, что владелец позаботился о безопасности пользующихся ими людей. Как в России устраивают переправы, насколько они распространены и почему на их месте не строят мосты, разбирались «Известия».
Сколько в России ледовых переправ
Новое требование вступило в силу на основании приказа МЧС о правилах использования переправ, который заработал в стране с 1 января. Уведомление собственник должен подать в МЧС не менее чем за 10 дней до открытия переправы. В документе указываются дата открытия объекта, его координаты, адрес сайта и протяженность, а также ожидаемое число проезжающих в сутки машин.
— Новые Правила пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации предусматривают переход от разрешительного к уведомительному порядку допуска к эксплуатации ледовых переправ, — пояснили «Известиям» в МЧС России. — Ранее для постановки на учет собственник ледовой переправы представлял в органы ГИМС заявление о проведении освидетельствования ледовой переправы, и по результатам технического освидетельствования она допускалась к эксплуатации. С этого года собственник подает заявление-декларацию, уведомляя о готовности ледовой переправы к функционированию.
В правилах, вступивших в силу с января, прописывается, что граждане обязаны соблюдать правила безопасности и весовые параметры допустимых нагрузок на переправе, они должны ознакомиться со схемой сооружения и в том числе с отмеченными на ней опасными участками, с номерами телефонов подразделений аварийно-спасательных служб и формирований.
Рабочие намораживают ледовую переправу на реке Енисей для лесовозов и другого тяжелого автотранспорта весом до 25 т при температуре воздуха –33 градуса Цельсия возле села Галанино Казачинского района Красноярского края
В МЧС сообщили «Известиям», что в зимний период 2020/21 года было освидетельствовано и допущено к эксплуатации 1068 ледовых переправ — на восемь больше, чем, например, зимой 2018/19 года. Открытие ледовых переправ, отмечают в МЧС, зависит от климатических особенностей регионов России.
— Ежегодно у нас работают в стране около 1 тыс. ледовых переправ, и даже в Среднем Поволжье они есть, пусть и немного, хотя это никак не Север, — сказал «Известиям» заведующий кафедрой автомобильных дорог, аэродромов, оснований и фундаментов Российского университета транспорта Николай Лушников.
Кому нужны ледовые переправы
В Кировской области в прошлом году, как сообщало МЧС, было открыто семь ледовых переправ через реку Вятку. Это очень значимые объекты. Например, в городе Котельниче такая переправа связывает город с заречным микрорайоном Затон — он отрезан от остальной территории города рекой, и зимой приходится перебираться по льду, а летом — с помощью пассажирского судна, которое называется «Галоша». Причем переправа эта иногда перестает действовать: например, летом это произошло из-за обмеления реки.
Еще в 2019 году прокуратура Котельничского района обязала местную администрацию обеспечить круглогодичное транспортное сообщение между Котельничем и Затоном, однако мост построен так и не был. Вместо этого деньги расходуют на другие работы: в 2022 году дно в районе Котельнича будут углублять силами Росморречфлота. Это сделано не только из-за «Галоши» — речные перевозки в принципе остановились.
Большую ледовую переправу сооружают ежегодно между крупнейшими городами Ямало-Ненецкого автономного округа — Салехардом и Лабытнанги. Пресс-секретарь департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Светлана Калашник отмечает: переправа тут пользуется большим спросом, потому что города сильно связаны экономически, но разделены Обью.
Грузовик с контейнерами едет по ледовой переправе через Енисей
— В Лабытнанги есть железная дорога, а в Салехарде — аэропорт, — рассказала она «Известиям». — Продукты часто везут по железной дороге, и в Салехард их нужно доставить из Лабытнанги. Грузы, доставленные самолетом, следуют в обратном направлении. Кроме того, много людей вынуждены добираться до работы по этой переправе.
По ее словам, в теплое время года круглосуточно работают паромы.
— После того как начнет появляться лед, людей начинают перевозить суда на воздушных подушках, а когда их нельзя выводить на рейс — летают вертолеты, — рассказала она. — Это межсезонье самое сложное. Только после того, как лед встанет, запустят автомобильное сообщение. Оно будет до весны, примерно до мая.
По ее словам, переправу летом обслуживают шесть паромных составов, которые за 2020 год перевезли 137 тыс. пассажиров, 247 279 легковых и 62 297 грузовых автомобилей. В межсезонье работают два судна на воздушной подушке «Нептун 23», которые выполнили в период ледохода и ледостава 1421 рейс, перевезя 26 240 пассажиров. Общая протяженность ледовой переправы — 6,59 км, из которых 4,81 км — сама переправа, а еще 1,78 км — подходы к ней. О необходимости моста здесь говорят уже давно, однако построить его непросто: во-первых, здесь тяжелый климат, во-вторых, у Оби достаточно быстрое течение.
Почему вместо ледовых переправ не строят мосты
Лабытнанги и Салехарду повезло: здесь мост возведут в рамках строительства Северного широтного хода, железной дороги протяженностью 707 км, которая должна связать западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа.
— Сейчас идет проектирование, до конца года оно завершится, потом проведут экспертизу, и только после этого можно будет говорить о том, когда мост начнет строиться, — говорит Калашник. — Точных дат постройки пока нет.
Пока жителям приходится терпеть неудобства — движение может встать из-за сильного ветра летом и метели зимой. Недавно, например, говорит Калашник, переправу закрывали на двое суток.
Николай Лушников отмечает, что в ЯНАО строительство моста сложно с точки зрения погодных условий.
— Когда река замерзает, толщина льда достигает нескольких метров, — говорит он. — И весной, когда лед взламывается, начинается мощный ледоход, от которого очень трудно защитить опоры моста. А в сочетании с очень быстрым течением это просто дорого, хотя и можно что-то сделать, как, например, в Керченском проливе, где сделали очень длинные сваи.
Ледовая переправа через лиман, которая соединяет столицу региона с окружным аэропортом Анадырь
По его словам, на северных реках вообще очень немного мостов — очень уж сложно и дорого их там возводить, а потом и содержать, особенно если речь идет о небольших переправах, где откровенно небольшой поток автомобилей. Там проще устроить переправу другими способами.
Однако где-то работы все же ведутся. Минтранс сообщил «Известиям», что мосты вместо ледовых переправ уже строят на федеральных трассах. Сейчас на автодорогах федерального значения есть семь ледовых автозимников, шесть из которых — в Якутии, а еще один — в Чукотском автономном округе.
— В 2020 году в эксплуатацию сданы мосты через реки Тюкян и Малая Ботуобуйа в составе федеральной трассы А331 «Вилюй», — сообщили в Минтрансе. — Первый соединил Верхневилюйский и Нюрбинский районы Республики Саха (Якутия), второй — Мирнинский и Сунтарский. Ввод в строй данных сооружений позволил ликвидировать понтонные переправы и обеспечить круглогодичное движение между муниципальными образованиями.
Также в ближайших планах — строительство еще двух мостов: госконтракты заключены на выполнение инженерных изысканий и проектирование моста через Вилюй на 660-м км трассы А331 «Вилюй», а кроме того, на подготовку документации по планировке территории и обоснованию инвестиций мостового перехода через реку Алдан на участке автодороги Р504 «Колыма». Этот мост обеспечит круглогодичное движение на участке Нижний Бестях — Магадан.
Автомобиль на ледовой переправе через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги
Однако на некоторых участках строительство моста пока не целесообразно экономически. Так, на федеральной трассе А384 есть ледовая переправа от города Анадырь к аэропорту Угольный с интенсивностью движения 500 автомобилей в сутки и периодом эксплуатации с февраля по апрель. Но использование ее, заметили в Минтрансе, заметно снижается с момента ежегодного открытия региональной ледовой переправы Анадырь — 8-й причал.
— Ледовые переправы, думаю, будут всегда. Даже в Канаде активно их используют: по автозимникам завозят продукцию людям, которые работают на Крайнем Севере, — отмечает Лушников.
Представитель компании КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Александр Соловьев заметил: устройство и содержание ледовой переправы через Енисей стоит примерно 35–40 млн рублей в год, а за погонный метр моста, по его оценке, придется заплатить около 3 млн рублей. В министерстве транспорта Красноярского края сообщили «Известиям», что самая протяженная ледовая переправа в регионе находится на Красноярском водохранилище — 5 км, хотя в основном протяженность переправ невелика — 100–800 м.
— Необходимость в мостах есть, но в этом вопросе нужно исходить из целесообразности, насколько востребована дорога среди населения и есть ли альтернативные проезды, — отметили в министерстве. — Во многих случаях ледовые переправы создаются для сокращения пути, мосты же в первую очередь нужны там, где вариантов проезда больше нет.
В 2019 году в Красноярском крае построили 370-метровый мост через реку Иркинеева в Богучанском районе вместо ледовой переправы — раньше люди задействовали лодки, временные переправы или даже переходили вброд, а в ледоход и ледостав связь с райцентром могла прерваться на полгода. Также будет построен мост через Енисей в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе. Он станет седьмым по счету и самым северным автомобильным переходом через реку Енисей.
— Его проект был разработан еще в начале 2010-х годов в рамках федеральной программы по развитию экономического района «Нижнее Приангарье», — рассказали в краевом министерстве транспорта. — Строительство объекта началось в сентябре 2020 года. Ввод в эксплуатацию запланирован до конца 2023 года. Стоимость строительных работ составит порядка 6 млрд рублей.
Сейчас связь районов Нижнего Приангарья с левобережной частью Красноярского края обеспечивается паромной или ледовой переправой. Мост длиной 1,2 км создаст предпосылки для создания новой автодорожной оси, соединяющей центр края с его северо-восточными районами.
Чем грозит организация ледовой переправы
Есть случаи, когда проблемы с транспортной доступностью люди решают самостоятельно, создавая собственные ледовые переправы. Например, в Амурской области местные жители прошлой зимой устроили несанкционированную переправу через реку Зею в районе железнодорожного моста в селе Белогорье, чтобы быстрее добираться из Березовки, Семиозерки и других населенных пунктов Ивановского района до Благовещенска. Госинспекторы ГИМС, представители администрации и сотрудники ГИБДД устраивали там ежедневные рейды и штрафовали людей, которые подвергали себя риску.
В январе в Красноярском крае прокуратура закрыла несанкционированную ледовую переправу через Ангару. Там люди самовольно оборудовали дорогу без дорожных знаков, на которой никто не проверял толщину льда. Незаконные ледовые переправы обнаруживали и в Татарстане — между поселками Привольное и Вознесенское.
Сотрудники МЧС России по Республике Татарстан во время учений по ликвидации последствий провала машины под лед на ледовой переправе Аракчино — Верхний Услон
Член Ассоциации юристов России, юрист «Легес Бюро» Вероника Ширнина отметила, что статус ледовых переправ и режим их работы согласовываются с районными или областными администрациями, а также с территориальными органами ГИБДД. Кроме того, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России осуществляет регистрацию, учет и техническое освидетельствование всех законных ледовых переправ, а также занимается выявлением стихийных дорог на льду.
Регулируют порядок проезда Правила охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования, штрафы выносятся за выезд на лед.
— За несанкционированный выезд на лед предусмотрена административная ответственность, — пояснила Ширнина «Известиям». — Например, по ст. 9.10 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях граждан могут оштрафовать в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей за выезд на лед.
При этом, замечает она, по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные жители, если у них возникает необходимость переезда по льду через какой-либо водоем, могут обратиться за разрешением открытия ледовой переправы в администрацию своего муниципального образования.
В МЧС России сообщили «Известиям», что подразделения ГИМС регулярно проводят патрулирование водных объектов для выявления несанкционированных ледовых переправах и мест массового выхода людей на лед. Информация о выявленных незаконных ледовых переправах направляется в органы местного самоуправления.
Как организовать ледовую переправу
Александр Соловьев рассказал, что при устройстве ледовой переправы сначала создается проектно-сметная документация с указанием ширины дороги, средней температуры в месте устройства зимника, толщины льда. Ледовая переправа согласовывается с администрацией района.
Проводится в том числе изыскание на предмет возможных источников сбросов теплой воды, которые могли бы помешать устройству ледовой переправы, проверяются перепады в течении. После установления льда делаются сигнальные вехи, устанавливаются дорожные знаки и опорные пункты, где человек мог бы погреться. На автозимнике обязательно должны быть щиты с необходимыми на случай ЧП устройствами — баграми, тросами, спасательным кругом.
— Для ледовой переправы на льду расчищается от снега полотно 30 м шириной, счищается выпирающий лед, делаются снежные валы или укладываются рейки, после чего полотно заливается водой, чтобы увеличить толщину льда, — рассказал Соловьев. — Толщину льда постоянно замеряют, как и глубину ото льда до дна. И когда лед набирает нужную толщину, то постепенно открывается движение: сначала до 5 т для легковых машин, затем на 10 т для грузовых машин и потом уже для большегрузов до 25 т.
Табличка «Выезд на лед запрещен» у ледовой переправы на остров Ольхон на Байкале
Он пояснил, что перед открытием движения по ледовой переправе всегда проезжает машина больше весом: если собираются, например, запустить автомобили до 5 т, то контролируют машиной весом 5,5 т.
Частые проверки ледовой переправы — практически ежедневные — начинаются весной, когда после оттепели меняется структура льда. Тогда снова определяется грузоподъемность переправы, постепенно она снижается.
Разумеется, на несанкционированной ледовой переправе все это не делается, пользоваться ею крайне опасно.
К слову, с ноября 2020 года вступил в силу новый государственный стандарт, устанавливающий четкие требования к зимним автодорогам и ледовым переправам в арктических регионах. Они были разработаны для Сибири и Дальнего Востока. Раньше особенности северных ландшафтов не учитывались, хотя создание зимника отличалось от региона к региону.
Правила поведения на ледовой переправе
В МЧС рассказывают, что при переезде по ледовой переправе действуют особые правила. Выезжать на лед надо без толчков и торможений, предварительно отстегнув ремни безопасности. Двигаться необходимо плавно, не останавливаясь, не передвигаясь рывками, без разворотов и обгонов. Разумеется, нельзя выезжать на лед, если вес автомобиля выше грузоподъемности льда.
Автомобиль проезжает по ледовой переправе Спирино — Чингисы через водохранилище Новосибирской ГЭС на реке Обь в Новосибирской области
Если машина оказалась в воде, то нужно немедленно покинуть машину (и тут помогут отстегнутые ремни), пока она держится на плаву — через боковые окна. Желательно при этом не открывать дверь, так как тогда машина быстрее пойдет ко дну.
Если машина уходит под воду, то, перед тем как из нее вылезти, надо сделать несколько глубоких вдохов, по возможности избавившись от тяжелой одежды. Детей надо спасать в первую очередь: необходимо прижать ребенка спиной к себе, закрыть нос и рот пальцами и всплывать.
Падающие мосты ушедшей России
Скоро в России все рухнет и ничего не останется. Нет мостов, дороги отсутствуют, население стремительно нищает. Экономика страны находится в упадке, а власти никак не реагируют на то, что инфраструктура государства находится на уровне 17-го века! Вы можете не верить мне, но я вам сейчас предоставлю фотофакты того, что в России просто невозможно жить. Держитесь…
Ну как вам вступление? Примерно такое по нескольку раз в день пишут «сердобольные» враги народа. Цель понятна: внести разброд в русское общество. Ведь что для русского человека самое важное? СПРАВЕДЛИВОСТЬ! И когда русский видит несправедливость, у него все внутри переворачивается, он готов биться до последнего вздоха за справедливость, пусть даже его лично она не касается. Он готов помогать, подставить свое плече и нередко свой кошелек. Русский тем и отличается от не русского – справедливость гораздо важнее кошелька.
И вот вывалит такой … нехороший человек несколько фото, неизвестно, когда снятых и неизвестно где. И вспыхнет русский человек: нельзя такого допустить в России! А это не в России… на самом деле. Хотя, когда-то мы все были Россией, а потом нас разделили на РФ, Украину, Белоруссию, Армению, Азербайджан и так далее.
Но вернемся в Россию, где все «разваливается и вот-вот рухнет последний мост». На днях в Татарстане открыли движение по новому мосту через реку Свиягу. Мост расположили на 757 километре трассы М-7. Проезд по мосту открыт в обоих направлениях. Рассчитан мост на нагрузку более 100 тонн, что очень серьезно, это я как строитель говорю вам. На мосту установлено нормальное освещение, барьеры и даже знаки судоходной навигации.
Раньше тоже через реку не в брод добирались. Есть старый мост, который теперь на реконструкции. Строители усиливают бетонные конструкции на нём, меняют некоторые опорные части, обновляют покрытие. Будет установлен осевой барьер, который разделит потоки движения и сделает невозможными ДТП с выездом на встречную полосу.
К чему это я про мосты? Пока был в отпуске, потом приболел, начал мониторить новости моего родного города Николаев. Мне частенько некоторые николаевцы пишут, что все в порядке и я выдумываю страсти всякие. Николаев находится на полуострове, в сторону Одессы нужно переехать Варваровский мост, в сторону Киева Ингульский и только в сторону Херсона можно ехать без мостов. Так вот, «старый мост» через Свиягу был построен в 1996 году… В Николаеве последний раз ремонтировали мосты при СССР, если не считать ремонтом покраску в желто-голубой цвет и регулярную закатку нового асфальта. «Старый мост» почти 400 метров, что даже близко к николаевским мостам не подходит. Однако его реконструируют.
В Николаеве мосты так «устали», что готовы упасть. Городские власти ничего, кроме нового асфальта предложить не могут. А на новом асфальте, аккурат через 2 дня появляются ямы. В Горсовете Николаева придумали: пустить движение через заводской мост, который идет с завода «61 коммунара», но он односторонний и старше мамонтов. А Варваровский мост в Николаеве настолько «устал», что его боятся разводить. Треть высокопрочных болтов, выпали. Хотя, чему тут удивляться, вкручены они были при Леониде Ильиче Брежневе. Движение через мост стараются ограничивать, чтобы не нагружать старичка. Из-за этого в районе моста ежедневные пробки.
Я так понимаю, что николаевцам в скором времени, чтобы попасть в Одессу придется ехать через Каховку. Прямо таки сбывается песня большевиков про матроса Железняка: «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону»…
Можно долго и нудно сравнивать жизнь в РФ и на Украине. В РФ тоже не все намазано мёдом, но в сравнении с жизнью на Украине…, впрочем, это тема для более широкой статьи. Сейчас я пока хотел остановиться на мостах и на Николаеве. Это не последняя статья о моем городе Корабелов, о том, во что можно превратить промышленно развитый город. И о том, что я, как и многие николаевцы, прекрасно помним историю своего города, как и историю всей Новороссии.
Почему начал с мостов? Мост – очень серьезное инженерное сооружение, требующее специфических расчетов прочности, при которых учитывается множество факторов. Мост построить сложнее, чем многоэтажный дом. Мост – это ЦИВИЛИЗАЦИЯ, у которой есть понимание математики и физики. Где мосты строят – там цивилизация развивается, а где они падают… там ушла цивилизация.
Я понимаю, что некоторые не очень умные граждане начнут истерить о том, что я специально выискиваю самое плохое. Ну так найдите хорошее! Давайте, напишите о процветании Николаева, в котором закрыты кораблестроительные заводы, о развитии города, в котором городская инфраструктура выходит из строя ЕЖЕДНЕВНО, а это еще не зима.
Я не призываю вас к восстанию, это просто не реально. Я призываю вас готовиться принять новую реальность, которую принесем мы, хотите вы того или нет. И в этой реальности ничто с неба само в рот не падает, пиво само в холодильнике не появляется. Для всего придется трудиться, строить и восстанавливать. Только ТРУД вернет Николаеву звание русского города корабелов.
В 90-е в Татарстане тоже было не весело. А сейчас строят новые трассы, мосты, растут города.
Пы.Сы: в оглавление вынес фото Римского моста. Если верить официальной истории, ему около двух тысяч лет, можно верить альтернативной, но ему все равно более 700 лет. Что создала так называемая «европейская цивилизация», что могло бы простоять столько времени? НИЧЕГО! Все попытки создать близкое к вечности, карались Инквизицией. Потому что единственная цивилизация, которую создали именно европейцы – карательная инквизиция. Но это уже начало другой статьи. А сейчас я распишу о коронавирусе…