можно примириться и к такой жизни
Значение слова «примириться»
1. Терпимо отнестись к чему-л., свыкнуться с чем-л. Сам отец, видя возрастание семейного благосостояния, примирился с неудачным браком. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Она стала много курить, но он быстро примирился с этим, даже нашел, что папироса в зубах украшает Варвару. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
2. Прекратить состояние ссоры, вражды между собой и кем-л.; помириться. Маруся, казалось, готова была примириться с нами. Короленко, Марусина заимка. Степан, как видно, примирился с женой. Шолохов, Тихий Дон.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРИМИРИ’ТЬСЯ, рю́сь, ри́шься, с кем-чем. Сов. к мириться во 2 знач. и к примиряться. Я примирился с судьбой неизбежною. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
примири́ться
1. терпимо отнестись к чему-либо, свыкнуться с чем-либо ◆ Представлять себе можно всё, что угодно, но любить можно только живое, конкретное, а, любя его действительно, нельзя примириться с уверенностью в его разрушении. В. С. Соловьев, «Смысл любви», 1892—1894 г. (цитата из НКРЯ)
2. прекратить состояние ссоры, вражды между собой и кем-либо; помириться
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трактовка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как принять реальность, не отказываясь от своей мечты
Принять – не значит сдаться или смириться
Всё, чему вы соппротивляетесь, сохраняется.
Большинство людей не хотят быть там, где они есть — их жизнь вызывает у них дискомфорт.
Однако, сражаясь с чем-либо, мы делаем это сильнее. То, что кажется нам неприятным или болезненным, может стать тяжёлым бременем или источником роста. Война с реальностью — это выбор: вы можете стать жертвой или примириться с жизнью.
Принятие — это отказ от борьбы, а не от своей мечты.
Принятие является пассивным
«Сорняк — это всего лишь нелюбимый цветок». — Элла Уилер Уилкокс
Многие люди путают принятие со смирением. Они считают, что это значит снизить планку, перестать заботиться о чём-либо или просто сдаться. Как бы там ни было, вы не можете улучшить то, что не принимаете полностью.
Принятие — это полноценное проживание жизни, без сопротивления. Вы перестаёте пытаться изменить то, что вы не можете контролировать и, вместо этого, сосредотачиваетесь на том, что можете: самом себе.
Как писал Генри Уодсворт Лонгфелло: «Ведь, в конце концов, лучшее, что можно сделать, когда идёт дождь — позволить ему идти».
Принятие — это признание того, что дождь может идти, нравится вам это или нет. Зонт позволит вам не намокнуть, но вы не в силах остановить дождь.
Ной Рашета использует «Тетрис» в качестве аналогии, чтобы объяснить, как люди взаимодействуют с реальностью. Чтобы выиграть, мы должны повернуть фигуру так, чтобы она легла вниз наилучшим образом. Однако мы не можем выбирать форму фигур — нам приходится адаптироваться.
Когда мы пытаемся контролировать игру, мы застреваем. «Это не та фигура, которую я ожидал увидеть. Это не то, что мне нужно!» Вы выигрываете, играя в «Тетрис», когда не кричите, а располагаете фигуры наилучшим из возможных способом. То, что вы делаете, имеет гораздо большее значение, нежели ваша эмоциональная реакция. Всё как в жизни.
Нас парализует, когда всё складывается не так, как мы планировали — мы видим вещи через призму гнева и страха. Принятие помогает нам нейтрализовать разочарование. Оно даёт нам разрешение. Вместо того чтобы бороться с реальностью, мы предпочитаем действовать.
Принятие — это выбор; вы решаете играть с фигурами без ожидания относительно того, какая форма у них будет.
Это, однако, не значит, что нужно мириться с плохими ситуациями. Вы просто признаёте, что вы находитесь в конкретной ситуации, и выбираете, как её можно разрешить. Принятие — это не пассивное поведение; когда вы боретесь с болью, вы создаёте ненужные страдания. Большинство людей не меняются потому, что начинают не с того. Вы не сможете улучшить себя, работу или отношения, если не примите своё текущее положение.
Когда мы принимаем его, мы обретаем ясность — мы сосредотачиваем своё внимание на том, что находится под нашим контролем. Вы работаете над тем, что есть, вместо того, чтобы желать что-то другое.
Принятие — это не отказ от своей мечты. Это прекращение бессмысленной борьбы с жизнью.
Противоположность принятию — это избегание
«Первый шаг на пути к изменениям — это осознание. Второй — принятие». — Натаниэль Бранден
Большинство наших проблем мы создаём сами — мы ожидаем, что всё сложится так, как мы запланировали, и не принимаем обстоятельства такими, какими они есть. Именно поэтому мы всегда стремимся изменить других людей.
Мы избегаем правды жизни: мы не можем контролировать всё. Мы не совершенны. Мы не можем изменить других. Мы не можем контролировать будущее. Мы не можем изменить прошлое. Мы не можем ожидать, что другие люди будут мыслить и реагировать так, как мы. Мы все умрём. Когда мы принимаем эти универсальные истины, нам становится легче.
Принять — значит отпустить необходимость всё контролировать.
Вы не можете иметь дело с тем, что не понимаете. Вы также не можете действовать, если чего-то не видите. Первым из двенадцати шагов программы для анонимных алкоголиков является признание того, что мы не можем контролировать свою зависимость. Принятие требует смелости — вы должны противостоять, а не избегать самого себя.
Чтобы принять реальность, мы должны сначала испытать её.
Проблема — это то, что является нежелательным, и мы должны найти решение, чтобы избавиться от этого. Эмпирическое избегание — это бегство от мыслей, чувств, воспоминаний и прочих нежелательных переживаний, даже если оно вредит нам в долгосрочной перспективе.
Например, рассмотрим случай с лидером, который не получает результаты, обещанные заинтересованным сторонам. Принятие означает признание того, что он должен либо скорректировать прогноз, либо изменить стратегию. Придерживаться упорно одного и того же плана — значит избегать реальности, то есть продолжать действовать так, как будто всё в порядке.
Эксперт по осознанности Тара Брач определяет принятие как «признание истины момента без сопротивления».
«Принятие» в действительности означает раскрытие — мы освобождаем место для дискомфортных переживаний, таких как чувства, ощущения, побуждения или эмоции. Мы даём им свободу и позволяем быть такими, какими они есть. Мы не сопротивляемся правде момента.
Мы принимаем чувства, которые вызывает ситуация. Мы открыто воспринимаем опыт. Когда вы принимаете вещи такими, какими они есть, вы можете выбирать мудрый ответ вместо эмоционально заряженной реакции.
Экхарт Толле сказал: «Всегда говорите “да” настоящему моменту. Что может быть тщетнее и безумнее, чем создавать внутреннее сопротивление тому, что уже есть? Сдайтесь тому, что есть. Скажите “да” жизни — и вы увидите, как жизнь внезапно стала работать на вас, а не против вас».
Попытки подавить внутренние переживания — в ответ на страдания — это прямо противоположное принятию. Сказать «да» реальности — не значит смириться. Это значит не жаловаться потому, что вы ожидали другого.
Оценка фокусируется на вашем потенциале — когда вы перестаёте бороться с реальностью, жизнь начинает работать на вас.
«Иногда сдаться означает отказаться от попыток понять и принять незнание». — Экхарт Толле
Как перейти от сопротивления к принятию?
Именно это рекомендует Экхарт Толле, самый популярный автор книг на тему духовного развития, по версии The New York Times. Мы должны преодолеть реактивную связь «нравится-не нравится» с реальностью. Позволить моменту быть таким, каким он есть. Сопротивление реальности добавляет стресса в вашу жизнь.
Вы создаёте ненужный конфликт между внутренним и внешним миром.
Согласно Толле, большинство людей не хотят быть там, где они есть. Мы не хотим стоять в пробках, очереди в аэропорту или быть на работе, которая нам не нравится, к примеру. Иногда уйти от действительности — это неплохой вариант. Однако постоянный эскапизм — это не выход; мы превращаем избегание в привычку.
Сдаться означает перейти от сопротивления к принятию — мы говорим «да» жизни.
Мы осознаём, что жизнь менее болезненна, когда мы не ожидаем конкретных событий в будущем. Мы сосредотачиваем внимание и усилия на том, чтобы делать лучшее с тем, что мы получаем. Мы перестаём определять себя с хорошей или плохой точки зрения. Мы освобождаем место для наблюдений без оценки и предвзятости.
Если вы не сдадитесь моменту, вы пожертвуете своим счастьем. Вы не можете ценить то, что имеете, если вы постоянно боретесь с реальностью.
Мы должны научиться наблюдать за собственными мыслями, а не определять ими жизнь. Принять — значит обрести ясность.
Сдаться — значит принять момент, а не историю, которую вы рассказываете себе об этом моменте. Вы развиваете способность иметь дело с трудными мыслями и эмоциями, чтобы достигать то, чего вы желаете больше всего.
Перестаньте спрашивать: «Почему это происходит со мной?». Вместо этого, сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать с тем, что у вас есть. Когда вы перестанете предъявлять невозможные требования к своей жизни, всё станет более удовлетворительным, более мирным — вам больше не придётся воевать с реальностью.
Принятие — это навык, требующий практики. Вы по-прежнему будете ощущать разочарование, однако вы не будете обременены дополнительной и ненужной болью.
Сдавайтесь моменту, но не опускайте руки, когда речь идёт об игре под названием «Жизнь».
Дубликаты не найдены
Мне одному кажется, что это тупо набор фраз, скопированных из разных страниц и с авторством никому не известных чуваков?
Зачем нужны эмоции
Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.
Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.
Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?
Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.
Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?
Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.
Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.
Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.
Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.
Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.
Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.
Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.
Знакомо?
Понравилась метафора
Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя
Случаи из практики 99
— Я вас внимательно слушаю.
— Но с последним пунктом возникли сложности.
— То есть вы поженились?
— Где-то через полгода после того, как она переехала ко мне. Собственно говоря, мы решили зарегистрировать отношения сразу, как она обрадовала меня тем, что беременна. Мы хотели ребенка, поэтому можно сказать, что это было не по «залету». Вы даже представить себе не можете как мы были счастливы в то время.
— Что же случилось потом?
— Вы попробовали получить еще одно экспертное мнение?
— И вы решили, что нужно прервать беременность?
— Регина сказала, что не будет этого делать?
— В тот вечер она вылила на меня целый поток каких-то бредовых и бессвязных мыслей! Что возможно, после аборта она не сможет снова забеременеть, что вероятно, это ее последний шанс стать матерью, что нельзя отнимать жизнь у ребенка. Что это страшный грех и все в том же духе! И это при том, что она атеистка, понимаете?!
— В итоге вы сорвались?
Почему осознанность не может и не должна приводить к счастью, радости и хорошему настроению?
Очень часто, и в том числе недавних постах, можно читать про осознанность, как волшебную таблетку, которая расслабляет, избавляет от болей и делает счастливее. К несчастью, такие таблетки уже на самом деле есть, но их оборот и распространение контролируется ФСКН-ом.
Как же осознанность на самом деле помогает? И что это вообще такое?
Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства
Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.
Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного
отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.
Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.
Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».
Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.
Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.
Как справляться с негативными эмоциями
Психолог Джоан Розенберг вывела формулу, которая в этом поможет (P.S. привет любителям формул в психологии): 1 выбор, 8 эмоций, 90 секунд.
⠀
1. Сделайте выбор находиться здесь и сейчас, чтобы прочувствовать и запомнить актуальное переживание.
⠀
Обратите внимание на то, как вы ведёте себя во время неприятного разговора. Понаблюдайте за собой, вы задерживаете дыхание, напрягаете мышцы, пытаясь побороть испытывпемые эмоции? Не пытайтесь «сжаться» во время следующей неприятной ситуации. Напротив, расправьте плечи, дышите ровно, не стискивайте зубы, чувствуйте и запоминайте все испытываемые эмоции.
⠀
2. 8 эмоций. Грусть, страх, стыд, беспомощность, уязвимость, смущение, разочарование, огорчение. Это не плохие, не негативные чувства, они просто неприятные, которые из-за химических веществ, высвобождаемых мозгом и далее распространяемых по телу, сопровождаются физически неприятными ощущениями, дискомфортом в теле, которые мы стремимся избежать. То есть сначала мы ощущаем телесный дискомфорт, и нам не нравятся эти ощущения.
⠀
3. Биохимичечкая реакция длится 60-90 секунд. Неприятные эмоции можно сравнить с волной, которая накрывает нас и тут же отходит назад. Помните, вам под силу покорить эту волну и сохранить равновесие.
Кризис среднего возраста или что это?
Приветствую всех! Поскольку пикабу всемогущ, решил обратиться сюда за помощью и советами.
Очень хочется обрести гармонию с собой и внешним миром, помогите пожалуйста) спасибо, если дочитали
Еще немного о принятии, как его вижу я
И здесь уместно будет вспомнить о медведе. Да-да, о том самом сильном и красивом звере, с которым можно встретиться в лесу, собирая малину, например.
Ну, а если ты сам медведь, то возможны варианты, да. Так же, как если вы повстречались в зоопарке, например.
В любом случае, принимая решение о своих дальнейших действиях, важно опираться на реальность: кто ты, кто медведь, на какой территории вы встретились, кем друг другу приходитесь, и так далее.
Мартин Селигман: Well-being и «выученный оптимизм»
На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform
For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.
Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:
— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;
— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и
— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.
Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.
Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.
Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.
Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.
Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.
Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.
Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.
Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.
А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.
Мы можем научиться:
— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)
Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)
— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.
И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.
Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.
Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”
То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.
Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)
Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.
Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.
И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.
4. Психология. Жан Пиаже
Продолжение разбора тем по психологии выбранных мной или предлагаемых читателями.
Как же сложно мне понять Жана Пиаже и его теории. Платон и Аристотель были полегче. Предлагаю Вам в сжатом и упрощённом виде ознакомиться с его трудами через этот пост.
Жан Пиаже, очень продуктивный швейцарский (я думал он был французом…) психолог, логик, философ, основатель генетической психологии, сильно интересовался самыми глубокими философскими вопросами:
* Что есть правда?
* Откуда берётся правда?
* Как мы приходим к понятиям времени и пространства, протяженности, изменчивости, морали?
* Как происходит развитие логики?
* Как происходят субъектно-объектные отношения и когда они возникают?
Он считал, что ответы «спрятаны» в детстве. Вот он и начал изучать детей, детскую психологию, постепенное развитие интеллекта.
Судя по всему, ответы на свои вопросы он так и не получил. Но, за то, вместо них он обрёл большую базу знаний о том, как развивается наш ум, а следовательно и понятия, которыми мы оперируем.
Не углубляясь в его очень сильно усложненные идеи (с которыми можно ознакомиться, например, в книге «Избранные Психологические Труды»), следует просто сделать замечание, что его работы во многом будут полезны педагогам и тем, кто работает с детьми.
В этом посте я постараюсь говорить больше о том, что может быть полезно взрослым.
Но Жан изменил это представление. Он экспериментально обосновал гипотезу о том, что ребенок не думает иначе, чем взрослый, он лишь использует другие «схемы».
Жан Пиаже ввел термин «схема» чтобы обозначить то, как мы работаем в своей голове с полученной информацией. Взрослый имеет расширенную схему, он гораздо легче упорядочивает внешний мир в своей голове, чем ребенок, который часто воспринимает мир как данность, не пытаясь описать (из-за чего время от времени ребенок может прибегать к противоречивым или нелогичным суждениям, например, что мячик прыгает потому что он красный).
Выводы: гармонично и продуктивно развивается тот человек, который развивает свои схемы. Развитие происходит через взаимодействие с новой информацией.
Чем больше у Вас схем, и чем они шире, тем более умны и способны Вы.
—
Конструктивизм и самообразование
—
Жан Пиаже был приверженцем конструктивизма, и считал (не без оснований), что ребёнок наиболее эффективно учится тогда, когда он сам добывает информацию. Прекрасно. Чтобы ребёнок сам добывал информацию, он должен иметь любознательность/интерес (то есть внутренний мотив эту информацию добыть). Задача педагога по конструктивизму в том, чтобы не учить ребёнка напрямую (лить в него знания), а возбуждать в нем любопытство.
Во взрослой жизни мы вынуждены быть себе и учениками и учителями. Конструктивистская система обучения хорошо подходит взрослому человеку, если он настроен на саморазвитие.
Как обрести любопытство учить неинтересные вещи (химию с физикой)?
1. Попытаться увидеть ценность этого знания.
2. Попытаться увидеть практическую пользу этого знания.
3. Попытаться увидеть красоту/гармонию этого знания.
4. Попытаться вдохновиться людьми, которые обладают этим знанием (пообщаться с человеком, который увлечен физикой, попросить рассказать о том, что он видит ценного в этом)
Четвертый пункт может дать Вам увидеть и ценность и мотив и красоту и практическое применение, если человек будет подходящим. Поэтически говоря, его пламя любопытства может разжечь Ваш костер желания.
Эмпатия увеличивает шанс достижения взаимопонимания, что способствует налаживанию отношений. К тому же, эмпатия очень хорошо влияет на самоанализ..Имея хорошее представление о том, каковы другие люди, стараясь их понимать, человек гораздо продуктивнее анализирует самого себя, так как есть с чем сравнивать и имеются средства для определения состояний, самоопределения в контексте общества или классификации внутренних феноменов.
Короче, сопереживающий умнее эгоиста по объективным причинам.
—
Выводы
—
Интеллектуальные процессы, зародившиеся ещё в детстве, актуальны на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Их развитие приносит много благо.
***
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.
Зашёл сегодня в ванную комнату, включил свет и увидел на дне ванны маленького чёрного паука. Применил магический навык эмпатии и подумал над тем, какого этому пауку сейчас. Он стоял неподвижно, не реагировал на моё приближение к ванне. Я предположил, что он вошёл в состояние защиты «замри». Развивая эту идею, я задумался над тем, участилось ли у него сейчас дыхание, как это бывает у млекопитающих при сильном страхе, и понял, что я не знаю дышат ли пауки, и если да то как и через что, а это значит, что моя схема мышления столкнулась с неизвестной информацией. Нужно применять аккомодацию. Во мне проснулось любопытство, и я зашёл в интернет читать про кислородный обмен пауков, предварительно смыв паука в канализацию, потому что не хочу, чтобы в моём доме возникло паучье гнездо. Хотя почему-то стало больно и совестно перед этим эпизодическим незнакомцем.