моцарт гайдн бетховен годы жизни
Светлана Кириллова. Поколения музыкальной семьи.
Людвига ван Бетховена, так же как Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, традиционно причисляют к плеяде «венских классиков». В данном случае речь идет не о самих композиторах-классиках, действительно живших в Вене, а о музыкальном стиле, который они представляли. Этот стиль определился во второй половине XVIII века и был назван исследователями «венским» в противоположность другим влиятельным музыкальным стилям эпохи — например «мангеймскому». Черты классического венского стиля — уравновешенная и динамичная форма, энергия, эмоциональный подъем, стремление выразить тончайшие оттенки чувств — присутствуют и у других школ. Однако только в венском музыкальном стиле они соединились в столь неповторимый и легко узнаваемый сплав.
Легко представить себе трех великих венских классиков поколениями одной музыкальной семьи. Моцарт (1) (родившийся в 1756 г.) мог бы быть сыном, а Бетховен (родившийся в 1770) — внуком Йозефа Гайдна (2), появившегося на свет в 1732-м. Однако среди трех «звезд» не было преемственности. Знакомство Бетховена с Моцартом в 1787 г. оказалось мимолетным. По легенде, рассказанной музыковедом Отто Яном, Моцарт, услышав игру семнадцатилетнего Бетховена (тогда еще мечтавшего о карьере пианиста), воскликнул: «Этот юноша заставит говорить о себе!» Лишь через год после смерти Моцарта Бетховен вторично приехал в Вену — на этот раз учиться композиции и «принять дух Моцарта из рук Гайдна».
Пожилой и всемирно знаменитый Йозеф Гайдн к тому времени уже обосновался в Вене, навсегда покинув поместье князя Эстергази, где провел 30 лет, по собственному определению, «в изоляции от мира». Композитор не имел права исполнять свою музыку, совершать гастрольные поездки и публиковать свои сочинения без разрешения князя. Неизвестно даже, могли ли встречаться Гайдн и Моцарт до смерти князя Эстергази и окончания гайдновского контракта.
Отношения Гайдна и молодого Бетховена с самого начала не сложились: Бетховен негативно отнесся к принципам преподавания старого мастера, а позднее перенес критику и на музыку Гайдна. Так же сурово он судил и многие произведения Моцарта. Своим любимым учителем Бетховен до конца жизни восхищенно называл Иоганна Георга Альбрехтсбергера (3) (1736–1809), — уважаемого в Вене композитора, сегодня известного только историкам музыки.
Иоганн Шоберт (1735–1767)
Музыку этого молодого немецкого композитора, погибшего в Париже при невыясненных обстоятельствах за три года до рождения Бетховена, современники — чтобы лучше выразить свое восхищение — называли «ужасной» и «проклятой». Силезец по происхождению, клавесинист принца Конти по долгу службы, баловень аристократических салонов, Иоганн Шоберт первым принес в клавирную музыку мятежную бурю страстей и свободную импровизацию внутри заданной формы. Свобода и экспрессия шобертовского стиля, его самоуглубленность в сочетании с внезапно прорывающимися вспышками боли и ярости покорили современников. Одно время под влиянием немецко-парижского композитора находился и молодой Моцарт. Шоберт совершил открытие, которое по достоинству будет оценено только в бетховенскую эпоху: он перенес в клавирную музыку симфонический стиль. При нем фортепиано начинает выходить на первые позиции в семье инструментов — оно уже заявляет о своем стремлении заменить целый оркестр. Так во французских салонах незадолго до Великой французской революции была создана новая модель камерной музыки, продолжением которой станут многие произведения Бетховена.
Антонио Сальери (1750–1825)
Эрих Шенк писал о нем: «Своим открытым и разносторонним умом, врожденным пониманием красот и радостей природы Сальери представляет собой тот тип музыканта эпохи раннего романтизма, который знаком нам, в частности, по фигуре Бетховена».
Присутствие Сальери обогатило музыкальную жизнь Вены новыми взглядами на оперный театр и драматическое пение, отражавшими идеи предреволюционного просветительства. Все эти новшества связывались у венцев с фигурой Кристофа Виллибальда Глюка (1714–1786). Великий Глюк, много лет работавший в Париже, говорил о Сальери: «Только этот иностранец перенял мой стиль, который не хотел изучить ни один немец». Оперный стиль Глюка и стиль Сальери поначалу были так похожи, что слушатели не раз задавались вопросом, кто есть кто. Особенно это относилось к опере «Данаиды», крестным отцом которой был Глюк.
Одна из самых знаменитых опер Сальери — «Тарар» на либретто Бомарше — была поставлена в Париже за два года до Великой французской революции. Надо было иметь немалую смелость для этой постановки: в «Тараре» явно звучат революционные мотивы, даже слышатся интонации «Марсельезы». «Это большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, — писал о своем музыкальном соавторе Бомарше. — Он имел мужество отказаться ради меня от множества музыкальных красот, которыми блистала его опера… но за эту жертву его вознаградят мужественный и энергичный стиль и стремительность и гордость всего произведения».
Некоторые мелодии Сальери столь вдохновенны и прихотливы, что напоминают одного из лучших в мире мелодистов — Джоаккино Россини. Однако для огненной музыки Сальери, как позднее для Бетховена, важны не мелодические красоты, а энергичная поступь оркестра, звучание ансамбля, динамика развития формы. Учителя Бетховена влекли сильные страсти, героические коллизии, крупные характеры. Кажется правдой рассказ о том, что Сальери, прочтя либретто будущей оперы Моцарта «Так поступают все женщины», заключил: «Это недостойный сюжет!» Его ученик Людвиг ван Бетховен пошел еще дальше: он считал, что таковы сюжеты почти всех опер Моцарта.
Хотя молодой композитор изучал у знаменитого оперного маэстро вокальную музыку, сохранились рукописи инструментальных произведений Бетховена, поправленные рукой Сальери.
В 1806 г. прославленный мастер, уже создавший Героическую симфонию и «Аппассионату» (и отнюдь не склонный к самоуничижению), оставил дома у Сальери почтительную записку: «Здесь был ученик Бетховен». Позже между учителем и учеником произошла размолвка: венское Общество музыкантов, которым руководил Сальери, назначило свой концерт в тот же день, что и Бетховен свой. Однако в 1813 г. во время исполнения батальной симфонии Бетховена «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» придворный капельмейстер Сальери руководил репетициями одной из оркестровых групп.
Все ученики Сальери — а среди них были Франц Шуберт, Ференц Лист, Франц Ксавер Моцарт-младший — с теплотой вспоминали своего учителя и посвящали ему свои композиции. Бетховен, например, посвятил Сальери три сонаты для скрипки и фортепиано ор. 12.
Один из учеников Сальери Ансельм Хюттенбреннер в воспоминаниях 1858 г. назвал своего учителя «величайшим музыкальным дипломатом, Талейраном музыки». Действительно, Сальери удалось объединить в своем творчестве несоединимое: пыл страстей и прохладу старой классической формы. Его ученик Бетховен пошел дальше: он довел до совершенства форму, а потом ее разрушил.
Сальери скончался в 1825 г. Его последние годы были омрачены клеветой и тяжелой болезнью. Забвение музыки Сальери в XIX — первой половине XX в. было связано с вкусами новой музыкальной эпохи, которую открыл и освятил его ученик Людвиг ван Бетховен. Антонио Сальери разделил судьбу десятков композиторов своего века, чья негромкая музыка перестала радовать слух, когда грянул финал Девятой симфонии, а за ним — «Полет валькирий».
Рихард Вагнер (1813–1883)
Отвечая на вопрос, почему он не пишет симфоний, Рихард Вагнер объяснял, что это бессмысленное занятие. По его словам, Бетховен, прибегнувший в своей Девятой симфонии к хору и солистам, дошел до пределов того, что можно выразить с помощью инструментальной музыки, — то есть до пределов самого жанра симфонии.
Девятая симфония, с которой Вагнер встретился в 1839 г. в Париже, стала для молодого композитора «лучом света на пути в Дамаск». Он отмечал, что после симфонии Бетховена у него ночью начался жар. А выздоровев, он стал музыкантом.
«Последняя симфония, созданная Бетховеном, есть акт искупления музыки, — писал Вагнер в статье «Художественное произведение будущего», — она, не оставляя присущей ей стихии, превращается во всеобщее искусство. Эта музыка — человеческое евангелие искусства будущего. После него невозможно никакое поступательное развитие, потому что непосредственно после нее может явиться лишь завершенное художественное творение будущего — всеобщая драма, и Бетховен выковал для нас ключи к ней».
Иоганнес Брамс (1833–1897)
В молодости Иоганнес Брамс испытал потрясение, услышав в Кёльне Девятую симфонию Бетховена. Это произведение изменило его взгляды на музыку так же, как десятилетием ранее она перевернула внутренний мир музыкального оппонента Брамса — Рихарда Вагнера.
Ощущение катастрофы, разлитое в первой части Девятой симфонии, дало толчок к музыкальному озарению: в его темном сиянии появилась знаменитая начальная тема брамсовского Первого концерта ре минор. Это произведение по масштабности и мощи оставляет позади все, созданное в инструментальной музыке после Бетховена и Шуберта, и занимает ключевое место в творчестве и духовном развитии композитора.
Критики упрекали Брамса за то, что его музыка «абстрактна» и потому представляет собой полную противоположность бетховенской. Однако немецкий дирижер Ганс фон Бюлов (1830–1894), многократно исполнявший произведения Брамса, не соглашался с этим мнением. Он назвал Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена».
Путь «через тернии к звездам», проложенный в симфониях Бетховена, продолжается в Первой симфонии Брамса (1876). Современники единодушно отметили сходство темы ее финала с мелодией гимна ода «К радости» Девятой симфонии. Однако, как пишет современный исследователь, у скептика Брамса «ликующая нота, на которой оканчивается финал, есть результат самообмана. В финале более ощутима воля к радости, чем сама радость».
Антон Брукнер (1824–1896)
Музыка австрийского композитора Антона Брукнера — одного из самых исполняемых ныне представителей симфонизма конца XIX века — испытала двойное влияние: Бетховена и Вагнера. По торжественному тону и монументальности форм брукнеровские симфонии иногда сравнивали с готическими соборами. Этот образ нередко применяется и к Бетховену.
Последняя симфония Бетховена определила те пластические формы, в которые облекались музыкальные мысли Брукнера. Проникновенное Adagio Девятой симфонии Бетховена стало образцом для медленных частей симфоний Брукнера: для них тоже характерно сочетание мелодической напевности двух тем и все признаки старых венских форм — рондо, сонаты и вариаций. Но особенно напоминает Девятую симфонию Бетховена построение первых частей, их особых, ни с чем не сравнимых интродукций. Загадочное ощущение того, что музыка исподволь проникает в наш мир, зарождается на наших глазах из смутных намеков и интонаций, — открыл своим слушателям именно Бетховен. Брукнер пользуется им всегда, и этот прием неизменно захватывает слушателей.
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
В контексте истории
Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.
Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.
Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.
С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.
Гайдн. Краткие биографические сведения
Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.
Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.
В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.
Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.
В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.
В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.
Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.
Звуки музыки
Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.
Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина.
Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.
Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.
Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.
Моцарт. Краткие биографические сведения
Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.
Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.
Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.
После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.
В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.
Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.
Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.
Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».
Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.
Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».
Бетховен. Краткие биографические сведения
Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.
Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.
Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.
Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.
В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.
Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.
Звуки музыки
Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.
Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.
Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.
Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.
Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.
По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (фрагмент).
Вопросы и задания:
Презентация
5 великих композиторов за всю историю
Здравствуйте, прошло много времени с момента смерти данных композиторов, но мы до сих пор их помним, даже сейчас многие любят слушать Баха, Моцарта и остальных. Хотел бы сразу сказать, я выбирал их, фокусируясь своим личным мнениям, соответственно оно может не совпадать с вашим. Ладно, приступим
5. Клаудио Монтеверди
Родился 1567 года в Кремоне, в городе Северной Италии. Его семья составлялась лишь с врачей. Но это не помешало ему стать великим композитором. В 1613 году переехал в Венецию, там он и написал основную часть своих известных творений. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона.
Монтеверди умер в 1643 году в возрасте 76 лет. Умер по неизвестным причинам. Зато он прожил долгую и насыщенную жизнь.
В 1640 году (в 73 года, за три года до смерти)
В молодости (примерно в 35 лет)
4. Георг Фридрих Гендель
В конце 1740-х гг. у Генделя ухудшилось зрение. 3 мая 1752 года его безуспешно оперировал доктор-шарлатан (до того оперировавший Баха, который тоже страдал от катаракты). Болезнь Генделя продолжила прогрессировать. В 1753 году наступила полная слепота. За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 года, Гендель дирижировал ораторией «Мессия». Во время исполнения силы оставили его, и спустя некоторое время, в канун Пасхи, 14 апреля 1759 года, он скончался. Похоронен в Вестминстерском аббатстве (Уголок поэтов). Пусть он и прожил чуть меньше Монтеверди, однако у него была не менее насыщенная жизнь.
В 1733 году (48 лет)
В 1710 году (25 лет), ну разве не милашка? : )
3. Людвиг Ван Бетховен
Думаю не надо ничего говорить. О нем вы и так все всё знаете. Но я вам расскажу о нем по-больше, чем про остальных
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался: «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».
В 1798 году Бетховену становилось все хуже. Но все изменилось, когда приехала она, 17-летняя аристократка итальянского происхождения Джульетта Гвиччарди приехала в Вену из провинции и, мечтая стать пианисткой, искала себе достойного учителя. Лучшего учителя, чем Бетховен, было не найти, тем более что он уже обучал её кузин. Он согласился преподавать уроки девушке, и летом 1801 года в Венгрии в имя «Джульетта» стало самым счастливым в его жизни. Бетховена пленили жизнерадостность, добродушие и общительность юной ученицы, и он сразу же влюбился. Девушка начала отвечать взаимностью — об этом композитор писал в письме Францу Вегелеру в ноябре 1801 года.
Бетховен всерьёз задумался о том, чтобы сделать предложение Гвиччарди, оставалось только подготовиться к такому неравному браку материально (у Бетховена было не аристократическое происхождение). Но счастье влюблённых оказалось недолгим. Эта бойкая, кокетливая и пустая женщина, как описывают её историки музыки, быстро переключилась на другого. По всей видимости, юную девушку быстро утомил непростой характер её учителя и возлюбленного, а его глухота и обезображенное оспой лицо начали отторгать её. Новым объектом внимания Джульетты стал также музыкант и композитор, но зато уже граф — Венцель Роберт фон Галленберг. Об этом любовном треугольнике даже снял фильм «Бессмертная возлюбленная» режиссёр Бернард Роуз.
В последнем, прощальном, письме к Бетховену Джульетта объясняет свой уход весьма наивным образом: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который ещё борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем»
Вскоре Джульетта стала графиней Галленберг, однако жизнь молодых не заладилась: им не хватало денег. По мнению критиков и музыковедов, граф был столь посредственным композитором, что заработать на достойную жизнь не мог, а какого-либо состояния или наследства у него не было. По некоторым данным, Бетховен даже помогал Джульетте деньгами, когда та уже была замужем, ведь он не переставал её любить.
Одно из самых известных произведений композитора, Лунную сонату, так назвал один из лучших друзей Бетховена поэт Людвиг Рельштаб уже после смерти композитора. Он сравнил музыку с тихой гладью Фирвальдштетского озера, по которому плывёт одинокая лодка под светом луны.
Прям жалко его историю с Джульеттой Гвиччарди.
Когда ему было уже совсем плохо, в 1827 году его самочувствия были крайне плохи, и потом для молодого композитора настала кончина в возрасте 56 лет.
Бетховен примерно в 38 лет
Бетховен в 1820 году (49 лет)
Джульетта Гвинччарди, его любимая
2. Иоганн Себастьян Бах
О нем так же все знают, у него куча известных робот, его первая известная на весь мир работа «Toccata and Fugue» была написана им в всего лишь 18 лет. В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с композиторской деятельностью.
В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше.
В следующем 1721 году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой двадцатилетней высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года, и в последующем у них родилось 13 детей (из которых 7 умерли в детском возрасте).
В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».
Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти (по современным исследованиям — до 1741 г.). При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал весь свой богатейший опыт написания полифонических произведений. После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха — в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641[27][28].
В 61 год (за 4 года до смерти)
1. Вольфганг Амадей Моцарт
Вот и первое место. О нем вы тоже много слышали, я уверен. О нем очень много всего интересного можно рассказать, на половине писанины я задолбался, и, сразу говорю, скопировал текст из Википедии, извините что не мог написать что то более мения своего
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшей тогда столицей Зальцбургского архиепископства. Музыкой он интересовался еще в трёх-летним возрасте. Впервые начал играть на инструментах в 5 лет.
Леопольд хотел видеть своего сына композитором, и поэтому для начала решил представить Вольфганга музыкальному миру как исполнителя-виртуоза. В январе 1762 года Леопольд предпринял со своими детьми первую пробную концертную поездку в Мюнхен, оставив жену дома. Вольфгангу на момент поездки минуло только шесть лет. Об этом путешествии известно только, что оно длилось три недели, и дети выступали перед курфюрстом Баварии Максимилианом III.
1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак».
В связи с премьерой оперы «Милосердие Тита», Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом. Как только «Волшебная флейта» была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над «Реквиемом». Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже до завершения «Реквиема» не принимать больше учеников. По возвращении из Бадена Констанция сделала всё, чтобы удержать его от работы; в конце концов она забрала у мужа партитуру «Реквиема» и вызвала лучшего в Вене врача, доктора Николауса Клоссе.
Действительно, благодаря этому состояние Моцарта настолько улучшилось, что он смог 15 ноября завершить свою масонскую кантату и продирижировать её исполнением. Он велел Констанции вернуть ему «Реквием» и продолжил над ним работать. Однако улучшение продолжалось недолго: 20 ноября Моцарт слёг. У него началась слабость, руки и ноги распухли до такой степени, что он не мог ходить, затем последовали внезапные приступы рвоты. Кроме того, у него обострился слух, и он велел убрать из комнаты клетку со своей любимой канарейкой — он не мог выносить её пения. 28 ноября состояние Моцарта ухудшилось настолько, что Клоссе пригласил на консилиум доктора М. фон Саллаба, в то время главного врача Главной венской больницы. В течение двух недель, проведённых Моцартом в постели, за ним ухаживала его свояченица Софи Вебер (впоследствии Хайбль), оставившая после себя многочисленные воспоминания о жизни и смерти Моцарта. Она замечала, что с каждым днём Моцарт постепенно слабел, к тому же его состояние усугублялось ненужными кровопусканиями, которые были привычнейшими средствами тогдашней медицины, и применялись также докторами Клоссе и Саллаба.
Как считают современные исследователи, более точно установить причины смерти композитора уже невозможно. У. Стаффорд сравнивает историю болезни Моцарта с перевёрнутой пирамидой: на очень небольшом количестве документальных свидетельств громоздятся тонны вторичной литературы. При этом объём достоверных сведений за последние сто лет не увеличился, а сократился: учёные с годами всё более критически относились к свидетельствам Констанции, Софи и других очевидцев, обнаруживая в их показаниях немало противоречий.
4 декабря состояние Моцарта стало критическим. Он стал настолько чувствительным к прикосновениям, что едва терпел свою ночную рубашку. От тела ещё живого Моцарта исходило зловоние, из-за чего находиться в одной комнате с ним было затруднительно. Спустя много лет старший сын Моцарта Карл, которому на тот момент было всего семь лет, вспоминал, как он, стоя в углу комнаты, с ужасом смотрел на опухшее тело своего отца, лежащего в постели. По свидетельству Софи, Моцарт чувствовал приближение смерти и даже просил Констанцию сообщить И. Альбрехтсбергеру о его смерти прежде, чем о ней узнают другие, чтобы тот успел занять его место в Соборе Святого Стефана: он всегда считал Альбрехтсбергера прирождённым органистом и полагал, что должность помощника капельмейстера по праву должна быть его. В тот же вечер к постели больного был приглашён священник церкви Святого Петра.
Один из самых известных портретов, посвященных ему, однако не точный