морис равель личная жизнь
Биография Мориса Равеля
Жозеф Морис Равель (1875-1937) – французский дирижёр и композитор-импрессионист, считается одним из наиболее влиятельных реформаторов и деятелей в музыке ХХ века. Самое знаменитое его сочинение – «Болеро».
Детство
Морис появился на свет на юге Франции, почти у границы с Испанией, в небольшом городке Сибур (сейчас относится к департаменту Атлантических Пиренеев). Произошло это 7 марта 1875 года.
Его папа был очень талантливым инженером и изобретателем, на момент рождения сына работал инженером-путейцем. Отец даже трудился над усовершенствованием двигателя внутреннего сгорания. Несмотря на уникальные технические способности, папа был страстным любителем музыки и превосходно играл на рояле. С раннего детства любовь к музыке он прививал и маленькому сыну.
Мама принадлежала к старинному роду басков, она была удивительная рассказчица.
Вскоре после того, как родился сын, семья Равель уехала в Париж. В шестилетнем возрасте мальчику наняли преподавателя Анри Гиза, который систематически проводил занятия с Морисом и учил его играть на рояле. С 1887 года ребёнок учился ещё у одного педагога Шарля Рене, который преподавал ему азы гармонии.
В возрасте двенадцати лет Равель впервые сочинил музыкальное произведение – вариацию на тему Шумана.
Учёба
В 1889 году Морис начал обучение в Парижской консерватории по классу фортепиано. Сначала его педагогом был Ш. Антиома. Затем большую помощь молодому музыканту оказывал знаменитый французский пианист и композитор Шарль де Берио.
Композиторский талант Равеля проявлялся всё чаще, однако особенный интерес к сочинению музыкальных композиций и импровизации у него возник после того, как он познакомился с творчеством Эрика Сати. Этот композитор отличался экстравагантностью и считался «подпольным» родоначальником импрессионизма в музыке. Через много лет, несмотря на сложность личных отношений, Морис говорил о Сати как о своём «Предтече» и заявлял, что творческими успехами во многом обязан именно ему.
Также немалое влияние на Равеля оказала личное знакомство с испанским композитором и пианистом Рикардо Виньесом. После их встречи у Мориса возникла неудержимая страсть к написанию музыки.
На последнем курсе обучения он занимался в классе у крупнейшего французского педагога и композитора Габриэля Форе. Именно от учителя исходила идея для сочинения Морисом цикла музыкальных композиций на мотивы испанских мелодий:
После этого тематика Испании занимала большое место в творчестве Равеля. Окончив учебное заведение, с 1900 по 1914 годы он написал много произведений на испанские мотивы, особенной популярностью среди которых пользовались «Испанская рапсодия» (её премьера прошла с ошеломительным успехом) и юмористическая остроумная опера «Испанский час».
По классу композиции Морис обучался до 1905 года. Помимо музыки, молодой композитор много внимания уделял изучению современной и классической французской литературы. Ещё его очень интересовала живопись.
Скандал вокруг Римской премии
Среди профессиональных академических кругов творчество Мориса долгое время не признавалось. В этом нет ничего удивительного: такая участь постигала практически всех новаторов.
Три года подряд (1901, 1902, 1903) Морис принимал участие в конкурсе на знаменитую Римскую премию. И каждый раз ему приходилось довольствоваться «Малой Римской премией». В 1901 году Равеля обошёл Андре Капле. В 1902 году главная премия досталась Эме Кунцу (ученику французского профессора и композитора Шарля Леневе). В 1903 году снова подопечный Леневе Рауль Лапарра выиграл состязание у Мориса.
В 1904 году Равель пропустил конкурс, он воздержался сознательно, чтобы набраться сил для последней попытки.
1905 год был последним, когда он мог стать участником конкурса. Потому что для соискателей премии был установлен возрастной ценз в тридцать лет. Равель приблизился к этому возрасту вплотную и в будущем претендовать на премию уже не мог. С заявкой допустить его к участию он обратился к организаторам конкурса последний раз, но получил отказ. В качестве причины сослались на возрастные ограничения. На самом же деле членов жюри раздражала его «антимузыкальная и разрушительная деятельность». К тому времени его яркие сочинения, наполненные импрессионисткой эстетикой, пользовались известностью в Париже. Музыкант-новатор уже много раз исполнял свою знаменитую «Игру воды».
В музыкальном мире разразилась буря негодования, последовала волна протестов. А когда выяснилось, что все соискатели премии, допущенные к конкурсу, были подопечными Леневе, жюри обвинили в коррупции. Околомузыкальная печать объявила цинизм жюри беспрецедентным, а решение пристрастных судей позорным.
Сам Морис отнёсся к инциденту спокойно и комментариев на этот счёт не давал. Общественный резонанс был таким широким, что скандал сослужил Равелю добрую услугу, его популярность и авторитет стали резко повышаться.
Скандал провёл в творчестве Мориса строгую черту, он окончательно порвал с консерваторией. Его не допустили к конкурсу, но для всего общественного и музыкального мира он вышел победителем. Всё внимание было приковано к Равелю, его произведения исполняли на концертах и издавали нарасхват, о музыканте постоянно спорили и говорили. Так Морис стал вторым лидером в музыкальном импрессионизме и вышел на одну планку с Клодом Дебюсси.
Война
С началом Первой мировой войны Морис решил вступить в ряды действующей армии. Состояние здоровья у композитора было удовлетворительное, однако члены медицинской комиссии его забраковали и не приняли ни в один род войск. Равель был слишком маленького роста, а как следствие, из этого он не обладал достаточным для солдата весом и не подходил ни под одни армейские стандарты.
Композитор подключил все свои знакомства и связи и три месяца упорно добивался, чтобы его взяли в действующую армию. Он мечтал стать лётчиком. Осенью 1914 года его приняли добровольцем в автомобильный дивизион.
Чуть больше трёх лет он служил шофёром на грузовике и санитарной машине, сначала в сухопутных войсках, потом был переведён в авиационный полк. Служба резко подорвала его здоровье, Морис отморозил ноги, что стало причиной сильного нервного истощения. В начале 1918 года его комиссовали по причине болезни.
Послевоенное творчество
Служба в действующей армии изменила духовный мир композитора, его послевоенная музыка стала более эмоциональной. Всё меньше он сочинял оперы, всё больше создавал инструментальные пьесы. Широко известно его произведение того времени – «Гробница Куперена». Он посвятил эту фортепианную сюиту своим друзьям, погибшим на фронте.
Вскоре в Париж приехал знаменитый русский постановщик и продюсер Сергей Дягилев, он собирался ставить в столице Франции «Русские сезоны». Морис познакомился с ним. Композитор написал музыку к балету «Дафнис и Хлоя», главную партию в котором исполнял великий русский танцовщик Вацлав Нижинский.
Затем последовал балет «Вальс». После грандиозных премьер балетные произведения Мориса стали использовать как отдельные музыкальные композиции. Наступил период его расцвета и славы.
Несмотря на популярность, композитор временами находился в подавленном состоянии. После того, как в 1917 году умерла его мама, он не мог находиться в родительской квартире в Париже. К тому же стало ещё больше ухудшаться здоровье. Он много путешествовал, ездил в Испанию и Швейцарию. Потом с помощью друзей приобрёл в 50 км от Парижа домик в местечке Монфор-Ламори.
В 1920-х годах Морис начал вести активную гастрольную деятельность, с турами он съездил в Англию, Голландию и Италию. Благодарные почитатели его таланта везде оказывали Морису восторженный приём.
Русский дирижёр Кусевицкий заказал Равелю оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского. Трудясь над этим заказом, Морис одновременно продолжал работу над главным сочинением своей жизни ‒ «Болеро». Идею этого балета ему подсказала знаменитая балерина Ида Рубинштейн. В нём композитор соединил испанские ритмы с традиционной классикой. «Болеро» в свой репертуар включала великая русская балерина Анна Павлова.
В 1925 году Европа услышала его новое сочинение – оперу-балет «Дитя и чудеса (волшебство)».
В 1929 году Оксфордский университет присвоил Равелю почётное звание доктора музыки.
В 1932 году он сочинил свой знаменитый фортепианный концерт для левой руки. Об этом Мориса попросил пианист из Австрии, который во время войны лишился правой руки. В этом же году Равель совершил ещё один грандиозный европейский тур, в котором его сопровождала выдающаяся пианистка Маргарита Лонг.
Вернувшись из турне, Морис задумал новое сочинение – балет «Жанна д’Арк». Он начал над ним трудиться, но в 1933 году попал в автокатастрофу, балет так и остался неоконченным. В аварии Морис получил сильнейшую черепно-мозговую травму, которая стала причиной тяжёлого неврологического заболевания.
Уже тяжело больной Равель писал своё последнее сочинение – «Три песни Дон Кихота Дульсинее». Изначально музыка задумывалась для первого звукового фильма, но фирма, которая должна была его снимать, обанкротилась. «Три песни» Равель писал специально для русского певца Фёдора Шаляпина.
Смерть
Морис вынужденно прекратил свою музыкальную деятельность, так как у него стала прогрессировать опухоль головного мозга, нарушилась речь. Медики настаивали на операции, и Равель дал согласие. Но оперативного вмешательства Морис не выдержал. Он скончался 28 декабря 1937 года. Похоронили композитора в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.
Биография Мориса Равеля
Французский композитор Морис Равель (Maurice Ravel) родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции.
Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Марии Делуар. Его отец — выходец из Швейцарии, мать была из старинной семьи басков.
Морис начал заниматься музыкой в возрасте шести-семи лет. Сначала он брал уроки у композитора и пианиста Анри Гиса, с 1887 года музыкальное образование мальчика продолжил Шарль Рене (ученик Делиба). Занимаясь у Рене, Равель сочинил вариации на тему Шумана и первую часть сонаты для фортепиано.
В 1889-1895 и 1897-1905 годах Морис Равель учился в Парижской консерватории, где его педагогом по композиции был Габриель Форе — один из ведущих французских композиторов того времени.
К началу 1900-х годов Равель снискал признание как незаурядный мастер малой формы. Популярность ему принесла фортепианная пьеса «Павана усопшей инфанте» (1899).
Новым словом во французской фортепианной музыке стали «Игры воды» (1901): лучшие черты листовского пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента.
В 1900-1905 годах Равель несколько раз участвовал в конкурсе на самую почетную для молодых французских композиторов Римскую премию, но успеха не добился. В 1905 году его не допустили к конкурсу по возрастному цензу.
Оставив консерваторию, Равель избрал карьеру свободного художника.
В 1905 году он создал «Зеркала» — сборник из пяти пьес. Четыре пьесы — музыкальные зарисовки природы и одна — жанровая сценка.
В 1906-1908 годах композитором были написаны вокальные «Естественные истории», оркестровая «Испанская рапсодия» и опера «Испанский час», большой фортепианный цикл «Ночной Гаспар».
В 1912 году по заказу Сергея Дягилева композитор создал балет «Дафнис и Хлоя».
После начала Первой мировой войны (1914-1918), несмотря на официальное освобождение от военной службы, Равель стремился попасть в действующую армию. Забракованный военной комиссией, он пытался добиться зачисления в летчики, но врачи не допустили его по состоянию здоровья. Тогда он вступил добровольцем в армию и в 1915-1917 годах служил водителем санитарного транспорта, был демобилизован вследствие общего и нервного истощения и обморожения ног.
В военные годы он написал «Фортепианное трио» (1914), были завершены «Три песни» (1916), фортепианная сюита «Памяти Куперена» (1917), а в 1920 году закончена хореографическая поэма «Вальс», задуманная еще до войны, — трагический реквием по веселой и беззаботной довоенной эпохе.
В 1922 году Равель оркестровал «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского.
В 1924 году он написал скрипичную рапсодию «Цыганка», в 1925 году вышла его одноактная опера-феерия «Дитя и волшебство», в 1926 году — вокальный цикл «Мадагаскарские песни» на слова Эвариста Парни.
В ноябре 1928 года на сцене парижской «Гранд-Опера» состоялась премьера знаменитого «Болеро» композитора, созданного по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн. Сразу же после театральной премьеры началось его победное шествие по концертным эстрадам мира. «Болеро» Равеля вошло в репертуар подавляющего большинства оркестров и дирижеров мира, его мелодия стала шлягером, подвергшись многочисленным обработкам в самом разном стиле.
Последними крупными опусами Равеля стали два концерта для фортепиано с оркестром (1930-1931). Один из них — Концерт для левой руки был заказан и впервые исполнен в 1931 году одноруким пианистом Паулем Витгенштейном.
Равель много гастролировал: выступал с турами в Европе, успешными были четырехмесячные концертные поездки по Америке и Канаде. Концерты везде проходили с триумфом, Равель пользовался успехом и как пианист, дирижер и даже лектор.
Творческие открытия композитора в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке XX века. К середине 1920-х годов вокруг Равеля сложилась группа учеников и последователей, которая получила название «мон-форская школа», самой известной фигурой из которой стал композитор Манюэль Розенталь.
Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю дальнейшую жизнь композитора, когда он был удостоен ордена
Почетного легиона, отказался от награды, сочтя ее оскорблением.
Композитору была присуждена степень почетного доктора музыки Оксфордского университета.
В 1932 году Равель вновь совершил турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начал работу над новым произведением — балетом «Жанна д’Арк».
В 1933 году Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала развиваться опухоль мозга. Последним произведением тяжело больного композитора стали «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Федора Шаляпина.
Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
МОРИС РАВЕЛЬ
7 МАРТА 1875 — 28 ДЕКАБРЯ 1937
АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: ИМПРЕССИОНИЗМ
ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «БОЛЕРО»
ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: ЕЕ БЕСКОНЕЧНО ПОВТОРЯЮТ В КАССОВОМ ФИЛЬМЕ С ДАДЛИ МУРОМ И БО ДЕРЕК «10» (1979)
МУДРЫЕ СЛОВА: «МЫ, ХУДОЖНИКИ, НЕ СОЗДАНЫ ДЛЯ БРАКА. МЫ РЕДКО БЫВАЕМ НОРМАЛЬНЫМИ, А НАША ЖИЗНЬ ТЕМ БОЛЕЕ».
Одно из «чудес» авторского права заключается в том, что музыканты могут зарабатывать деньги даже после своей смерти. В 2007 году, например, доход Элвиса Пресли составил 52 миллиона долларов — больше, чем у любого живого музыканта. (На этом фоне 44 миллиона Джастина Тимберлейка в том же году смотрятся жалко.)
И какой же французский музыкант до сих пор гребет деньги лопатой, хотя его уже несколько десятилетий нет на свете? Незабвенный усопший Морис Равель, чье «Болеро» приносит ежегодную прибыль в 2,2 миллиона долларов. Со дня смерти композитора в 1937 году по 2001 год его состояние увеличилось на 63 миллиона долларов — исключительно благодаря «Болеро».
Никто, включая самого композитора, не смог бы предсказать, что это оркестровое произведение с причудливой компоновкой удостоится такой популярности. Равель отзывался о своем детище так: «Это вообще не музыка». Для Равеля «Болеро» стало последним выдающимся произведением — и, возможно, в этой «не-музыке» мы найдем разгадку жизни и судьбы композитора.
В четвертый раз Равель принял участие в конкурсе на Римскую премию уже в возрасте тридцати лет, будучи обласканным парижской прессой. Тем не менее его отсеяли в первом туре — в очередной раз. Французский артистический мир возмутился и обвинил консерваторию в замшелом традиционализме. Подключились газеты, раздув целое «дело Равеля», — пресса требовала отставки директора консерватории. Когда пыль улеглась, в консерватории сменился директор, а Равель превратился в любимца артистического сообщества.
Равель купался в этом всеобщем внимании. Он был невысок — чуть выше метра пятидесяти — и недостаток роста компенсировал тем, что сногсшибательно одевался — в щегольские костюмы с экзотическими галстуками. Равель усвоил манеры утонченного эстета и тесно общался с группировкой художников и интеллектуалов под названием «Апаши». («Апашами» на парижском жаргоне называли уличных хулиганов, к каковой категории круг Равеля определенно не принадлежал; словечко прилипло к ним после того, как компания столкнулась на тротуаре с уличным торговцем и тот крикнул им: «Эй, вы, апаши, полегче!»)
Кое-кто из «апашей» были гомосексуалистами, и некоторые современные биографы утверждают, что Равель тоже отличался нетрадиционной ориентацией. Достоверно известно одно: он никогда не вступал в брак. Все прочие доказательства носят косвенный характер либо попросту притянуты за уши. Сам Равель о своей сексуальности благоразумно не распространялся, но его привычка надевать трико, балетную пачку, накладные груди и танцевать на цыпочках, развлекая друзей-«апашей», не могла не спровоцировать толки и слухи.
Кроме того, Равель сотрудничал с человеком из мира искусства, даже не старавшимся скрывать свою гомосексуальность, — балетным импресарио Сергеем Дягилевым, у которого в ту пору как раз разгорался бурный роман с танцовщиком и хореографом Вацлавом Нижинским. Для труппы Дягилева Равель создал балет «Дафнис и Хлоя» (1909, первая постановка — 1912), причем он намеренно включил в партитуру напряженно-протяжные отрывки, подстраивая таким образом музыку под прыжки Нижинского, известного умением парить в воздухе.
В Первую мировую войну почти сорокалетний Равель ушел добровольцем в армию. Он стремился попасть в самое опасное войсковое подразделение — авиаполк, но его определили в автомобильный дивизион, и Равель служил водителем грузовика. На военной базе, где он жил, не было даже пианино, однако композитор наотрез отказывался от более приемлемых жилищных условий. Хотя ему не довелось побывать на передовой, ужасов войны Равель повидал достаточно, в том числе жертв кровавой мясорубки — битвы при Вердене.
Участь молодых солдат, отправленных на бойню, вызывала у Равеля подлинную скорбь. («Если война скоро не закончится, во французской армии придется раздавать куклы и погремушки», — сказал он своему приятелю.) Еще до войны он начал фортепианную сюиту «Гробница Куперена»[43]-произведение, в котором композитор намеревался возродить изящную ясность музыки семнадцатого века. Заканчивая «Гробницу Куперена», Равель посвятил каждую из шести частей кому-нибудь из друзей, погибших на войне. Когда композитора спросили, почему «Гробница Куперена», вопреки обстоятельствам, получилась скорее светлой, чем печальной, Равель ответил: «Мертвым и так хватает печали».
После войны известность Равеля значительно упрочилась. В январе 1920 года его представили к ордену Почетного легиона, и он шокировал всех, отказавшись от награды. Равелю казалось, что прочие свежеиспеченные кавалеры добились этой почести в результате подковерных игр, и композитор не хотел оказаться в одном строю с ними.
Дягилев заказал Равелю еще один балет под названием «Вальс». Пока композитор работал над партитурой, Нижинский разбил сердце Дягилеву, женившись. Импресарио прекратил всякое общение с танцовщиком, ожидая, что его друзья поступят так же. Равель, однако, сохранил дружеские отношения с Нижинским; Дягилев, усмотрев в этом предательство, отверг «Вальс».
Равель занялся другими проектами, в том числе оперой «Дитя и волшебство» — сюрреалистическим произведением с танцующими креслами, поющими чашками и летающими белками. Танцы в этой опере должны были исполнять участники труппы «Русский балет», и Равелю волей-неволей пришлось пойти на контакт с Дягилевым. Импресарио и композитор встретились в холле отеля. Дягилев протянул руку, но в ответ Равель неожиданно вызвал его на дуэль.
Сколь бы забавным ни было поглядеть, как крошечный француз и вальяжный русский встречаются на рассвете с пистолетами в руках, друзья все же уговорили дуэлянтов уладить дело по-хорошему, — но лишь после того, как Дягилев пригрозил отозвать из оперы «Дитя и волшебство» своих танцовщиков и тем самым загубить постановку. Дягилев умер в 1929 году, так и не помирившись со старым другом.
РАДОСТИ И НЕВЗГОДЫ РАВЕЛЯ
В 1927 году Равеля пригласили на гастроли в Соединенные Штаты. Сухой закон в Америке набирал силу, и Равель опасался, что в турне он будет лишен своего обожаемого французского вина. Организаторы клятвенно пообещали ему свободный доступ к любым видам алкоголя, невзирая ни на какой сухой закон, а также предусмотрели, чтобы в Штаты заблаговременно был отправлен ящик с любимыми сигаретами композитора. Французский денди Равель сразил американскую публику как своим внешним видом, так и фортепианной игрой. Однажды он долго не выходил на сцену, потому что куда-то задевал носовой платок с монограммой. Свободное время он проводил с Джорджем Гершвином, Белой Бартоком, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом. В заведении в Гарлеме, куда Гершвин привел его послушать джаз, Равель с изумлением разглядывал сигареты на столике с надписью «травка».
ЖЕЛАЯ ПОЗАБАВИТЬ ДРУЗЕЙ, РАВЕЛЬ ТАНЦЕВАЛ В ТРИКО, БАЛЕТНОЙ ПАЧКЕ И ЛИФЧИКЕ, НАБИТОМ ВАТОЙ.
Во Франции Равель жил в тихом городке Монфор-Л’Амори в небольшом доме, нареченном композитором «Бельведер». Дом был переполнен всякими безделушками и кустарными поделками, купленными на уличных ярмарках и в магазинах подержанных вещей. Равель обожал приобретать потрепанные, грязные полотна с какой-нибудь мазней и сообщать гостям, что это оригинал Ренуара или одного из старых итальянских мастеров. Друзья ахали и охали, пока хозяин не разражался довольным смехом и не восклицал: «Это подделка!» Тихие обитатели Монфора взирали на эксцентричного Равеля со смесью восхищения и ужаса. После вечеринки, устроенной по поводу возвращения композитора из Америки, в городке поползли слухи о том, что гости Равеля, раздевшись догола, предались разнузданной оргии. Когда один из друзей пересказал Равелю эту байку, композитор воскликнул: «Какое безобразие, честное слово!»
НЕУЖТО Я ПОВТОРЯЮСЬ?
В 1928 году Равель создал свое самое знаменитое произведение — «Болеро». Нынешняя популярность этого произведения мешает нам осознать, насколько странно оно звучало на слух современников композитора. Около пятнадцати минут одна и та же мелодическая линия в «Болеро» повторяется пятнадцать раз. Варьируется лишь оркестровка, когда поочередно вступают различные инструменты, подхватывая мелодию либо присоединяясь к настойчивому ритму.
«Болеро» принесло Равелю целое состояние — впрочем, далеко не все были очарованы этой музыкой. Брат Равеля утверждал, что на одном из первых концертов видел старуху, которая, вцепившись в спинку кресла, кричала: «Безумец! Безумец!» Она и не подозревала, что, возможно, в ее вопле содержится зерно истины. В середине 1930-х годов у Равеля начались провалы в памяти. Придя как-то на пляж, он вдруг понял, что разучился плавать, — просто забыл, как это делается. Порой Равель не мог вспомнить имена и был вынужден прибегать к описаниям, чтобы донести то, что он хочет сказать. Например, он говорил: «Знаете ли, эта дама хозяйничает в доме, и еще у нее несносный характер», — имея в виду свою экономку мадам Ревело. Друзья полагали, что проблемы с памятью вызваны происшествием на дороге, когда в такси, в котором ехал Равель, врезался другой автомобиль. Композитора обследовали лучшие неврологи, но мало чем смогли ему помочь. Наконец в 1937 году Равелю предложили экспериментальную операцию, состоявшую в том, чтобы «заново накачать» одну из долей мозга жидкостью. После операции Равель ненадолго очнулся, позвал брата, но потом опять впал в забытье и спустя девять дней скончался.
Сегодня медики предполагают, что Равель страдал лобно-височной деменцией, заболеванием, при котором происходит атрофия лобных и височных отделов больших полушарий мозга. Ранняя стадия этой болезни часто характеризуется взрывом творческой активности; правда, в этом случае в творчестве наблюдается тяга к чрезмерному упорядочиванию элементов и повторам. Современные неврологи считают, что повторяющаяся форма «Болеро» служит ранним признаком болезни композитора.
ПОТОМУ ЧТО Я ТАК СКАЗАЛ
В 1929 году Равель получил весьма необычный заказ: написать фортепианный концерт для одной руки. Заказчиком был Пауль Витгенштейн, австрийский пианист, потерявший правую руку на фронте в Первую мировую войну. Желая продолжить исполнительскую карьеру, Витгенштейн обратился ко всем великим композиторам своего времени с просьбой написать музыку исключительно для левой руки. Бенджамин Бриттен, Пауль Хиндемит, Рихард Штраус с готовностью откликнулись на эту просьбу, но самым известным «одноруким» произведением стал «Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (для левой руки) и симфонического оркестра» Мориса Равеля.
Джазовая интонация концерта поначалу претила Витгенштейну. На премьере он вскользь обронил, что внес некоторые изменения в музыку. Равель не стал скрывать своего раздражения. Витгенштейн сердито заметил:
— Я старый пианист, и концерт звучит не так, как надо!
— Я старый оркестровщик, и концерт звучит, как надо! — парировал Равель.
Позднее Витгенштейн написал композитору: «Исполнитель не должен превращаться в раба!» И что же ответил Равель? «Исполнитель и есть раб!»
Со временем Витгенштейн согласился с Равелем и начал играть концерт так, как он был написан. Немногим пианистам хватало смелости взяться за это весьма трудное произведение. Правда, швейцарский пианист Альфред Корто как ни в чем не бывало исполнял концерт обеими руками — к великой досаде Равеля.
ГЛАВНОЕ, ПРАВИЛЬНО ЗАДАТЬ РИТМ
Читайте также
1907 год: Морис Шевалье. Неудача
1907 год: Морис Шевалье. Неудача Каролина Отеро всегда любила рассказывать о своих экстравагантных любовных похождениях, желая разрушить сложившееся о ней представление как о холодной женщине, благосклонной лишь к миллионерам и монархам. Потому стали известны столь
Раш Морис Дени (1868–1951)
Раш Морис Дени (1868–1951) Французский писатель, переводчик Чехова. В 1901 году издал в Париже сборник «Мужики», в котором кроме этой повести помещены рассказы «В овраге», «Свирель», «Ванька», «Тоска», «Княгиня», «У предводительши», «На чужбине», «Перекати-поле», «Тиф», «Палата
Морис Поцхишвили[160]
Морис Поцхишвили[160] ФЕРЗЕВЫЙ ГАМБИТ[161] Следи хоть день-деньской за шахматной доской — всё будет пешку жаль. Что делать с бедной пешкой? Она обречена. Ее удел такой. Пора занять уста молитвой иль
МОРИС РОЛЛИНА
МОРИС РОЛЛИНА 214. МАГАЗИН САМОУБИЙСТВА «Вот — верный пистолет… Отточенные бритвы… Веревка… Хлороформ… Надежней не найти! Попробуйте, клянусь: ни папские молитвы, Ни лучшие врачи не смогут вас спасти! Вот — яды разных змей… Растительные… Я бы Советовал вам взять
МОРИС РОЛЛИНА
МОРИС РОЛЛИНА Роллина М. (1846–1903), несмотря на свою несомненную одаренность, был не столько даже последователем, сколько подражателем Бодлера и своеобразным «популяризатором» всего, что в лирике Бодлера было сложно и трудно для восприятия рядового читателя. Первый
Морис Шевалье
Морис Шевалье Одним из первых любовников Марлен в Голливуде стал Морис Шевалье, звезда французской эстрады. Дитрих и Шевалье вместе снимались в фильме «Шанхайский экспресс» и их гардеробные оказались рядом. Удобное соседство и воспоминания о Европе быстро сблизили двух
В поисках реального: Яначек, Барток, Равель
В поисках реального: Яначек, Барток, Равель Ван Гог в своем саду в Арле был угнетен мыслью о том, что правила живописи не дают ему зафиксировать реальность. Он пытался создавать абстрактные работы, писал об этом Эмилю Бернару, но препятствие было непреодолимым. Теперь он
Равель
Равель О концерте для левой руки D-dur и пьесе «Лодка в океане» из цикла «Зеркала» У Равеля фортепьянная музыка «почти гениальна». Кроме леворучного концерта и «Лодки в океане». Это «гениально — сверх».Мне не важно, кто и что в лодке. Важно — что под лодкой. А там — рыбы. Я
Талейран Шарль Морис
Талейран Шарль Морис Помощник Наполеона Бонапарта, выдающийся французский полководец и государственный деятельС именем князя Шарля Мориса Талейрана-Перигора (1753–1838) связана целая эпоха. И даже не одна. Королевская власть, Революция, Империя Наполеона, Реставрация,
Эпилог С любовью, Морис
Эпилог С любовью, Морис Дорогая Лори.Я пишу тебе это письмо, чтобы рассказать о том, какое влияние ты оказала на мою жизнь. Когда я вспоминаю себя и свое прошлое, то понимаю, что никогда бы не стал тем, кем стал, если бы не встретил тебя. Я бесконечно благодарен тебе за любовь
26. Морис Шевалье
26. Морис Шевалье Она еще не знала, что означает эта зловещая тишина. Вдруг обнаружила, что шарф Балле лежит у ее ног. И все видят ее нелепый свитер без одного рукава.На глазах у Эдит заблистали слезы отчаяния.И вдруг раздались аплодисменты… Нет, не аплодисменты –