монах и без актеры

Монах и бес

О чем фильм

«Монах и бес» – новый фильм, 2016 года выпуска. Выделить один жанр картины сложно. Это смесь фантастики, комедии и драмы.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Сюжет фильма – история, которая развивается в первой половине 19 века, в России. В картине видно, как простого человека искушают две противостоящие силы – добра и зла. Можно сказать, что «Монах и бес» – это новая версия «Фауста», но, более легкомысленная.

Актеры смогли безупречно передать с помощью эмоций каждый момент сюжета киноленты, в особенности эпизоды религиозных мотивов. Особенно это красочно вышло у Тимофея Трибунцева, воплотившего на экране образ Ивана.

Перед съемками

Никто не расскажет более детально и точно процесс, который проходил «за кулисами», как режиссер. Режиссурой фильма «Монах и бес» занимался Николай Досталь. После премьерного показа и выхода на экраны, на Николая посыпалась череда интервью с различными расспросами о съемках. Он рассказал, что идея снять «Монаха и беса» появилась после прочтения книги. Это была книга о жизни монахов и о преподобном Иоанне Новгородском.

В основе фильма лежат религиозные мотивы, которые принесли свои сложности в съемки. Досталь рассказывает, что очень тяжело снимать религиозных людей, ведь это очень тонкое дело. Необходимо не только создавать образ, но, и подбирать присущие этим людям интонации, манеры поведения. Грань правильности и провала образа очень тонкая. Чтобы не стереть ее, режиссер предпринимает прием «выезда» из ситуации с помощью юмора.

На «голой» идее далеко не уедешь для создания фильма Монах и бес. Большая часть работы над фильмом пришлась на руки сценариста Юрия Арабова. Он рассказывает, что перед тем, как сложить грамотный сценарий, ему также нужно было прочесть книги, которые сподвигли режиссера на создание фильма.

Все началось с прочтения о житии киевского старца из Киево-Печерской лавры. Но, как только Юрий принялся за создание сценария, ему вспомнилась концепция Оригена. Размышления привели к тому, что у Оригена и у Булгакова есть сходство в мыслях по поводу темных сил. В своем сценарии к фильму Арабов делает посыл на «Мастера и Маргариту» Булгакова, а также «Фауста» Гете.

Актеры и съемки

Главная роль, как уже было сказано, досталась актеру Тимофею Трибунцеву. Хотя изначально режиссер присмотрел на нее совершенно другого актера. Но, так сложились обстоятельства, что тот не смог принять участие в фильме. К тому же, создатель фильма искал малоизвестных актеров.

Актер Трибунцев на то время как раз вышел из состава «Сатирикона» и был готов уехать в другой город, отрастить бороду ради съемок. Актер настолько всех поразил своей игрой, что в картине играет сразу две роли – беса и человека. Но как? Просто когда в сюжет вступал бес, актер играл человека.

Актер Георгий Фетисов был приглашен для проб в съемках очень интересно. Режиссер просто увидел его на сцене театра. На нем были борода и усы. Тогда Николай решил, что именно этот человек должен сыграть в его фильме роль беса. И не прогадал. Малоизвестный Фетисов замечательно вжился в образ и представил его зрителю максимально красочно.

Интересные моменты

В фильме «Монах и бес» были описаны царские времена, но, можно заметить интересный киноляп. В эпизоде, где звонарь ударяется о колокол, на нем виднеется надпись «Воронеж 1989».

Сценарий фильма был написан Арабовым еще в 2013 году. Н, так как, финансы не позволяли приступить к съемкам, он ждал своего «звездного» времени.

Источник

Николай Досталь: Прихожане выходили на митинг против фильма «Монах и бес»

Церемония открытия фестиваля длилась уже почти два часа, и Николай Досталь явно переживал за судьбу украинской премьеры своего фильма. «Мне вас жалко, друзья мои, фильм идет 1 час 54 минуты, а вы столько уже сидите в этом зале. Это будет подвиг. Я вам заранее благодарен, если вы фильм досмотрите до конца», — поставил точку режиссер и дал слово своему фильму «Монах и бес».

Опасения были напрасны: большинство зрителей остались смотреть кино, тем более что на улице их ждал дождь и сильный ветер. Многим фильм понравился, но далеко не всем. «Самым симпатичным в фильме мне показался бес, — рассказала зрительница, — и ощущения после просмотра картина оставляет не самые приятные…» «Вряд ли оправданы сцены с демонстрацией интимных частей тела, как можно такое показывать детям?» — заметил преподаватель воскресной школы одного из киевских храмов. «Кино вполне подходит для светской аудитории, интересующейся вопросами духовности, но я бы не стала рекомендовать его православным», — комментировали выходящие с кинопоказа люди.

Это было девятого октября, а утром следующего дня Николай Досталь провел творческую встречу с участниками фестиваля в киевском Доме кино. Спрашивали у режиссера много, а он пил горячий чай и с удовольствием отвечал.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Фото: Екатерина Гура

Откуда взялись «Монах и бес»

Многосерийный фильм «Раскол» я снимал в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, а в 15 километрах от города Кириллова находится Нило-Сорская пустынь, от которой почти ничего не осталось. И я стал читать о монахах этой обители.

В середине XIX века был там такой Иван Семенович Шапошников. Убогий, хромой, но большой праведник. Даже кого-то исцелял. Рассказывали о нем, что слышали в его келлии по ночам какой-то шум, а наутро у него появлялись царапины на лице. Там не было сказано, что он воевал с бесом, но, тем не менее, так можно подумать. И вот этот Иван Семенович запал мне в душу как персонаж.

После премьеры «Раскола» меня старообрядцы пригласили в Великий Новгород. И я побывал в Софийском Соборе, в Кремле, где лежат мощи преподобного Иоанна Новгородского. А в его житии написано, как, будучи простым монахом, он поймал беса в рукомойнике. Бес просил: «Отпусти, отпусти», а он отвечает: «Отпущу, если свозишь меня в Иерусалим». Тот свозил, но стал мстить: подкидывать разный компромат в его келью. Братия узнала, Иоанна схватили, связали, положили на плот и пустили в речку Волхов. Но плот поплыл обратно. Все монахи на колени: чудо! Вернули его в монастырь. И со временем он стал архимандритом и даже был прославлен как святой.

Эти две истории у меня срослись. И я думал, кто такое может написать? Только Юрий Арабов. Он и стал автором сценария.

Но ради тщеславия я написал в титрах: режиссер и автор идеи Николай Досталь. Ну, надо же тщеславие подкармливать как-нибудь…

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Кадр из фильма «Монах и бес»

Как вернуть государству миллион

Сценарий был написан в 2012 году, и четыре года я собирал бюджет и искал продюсера, который бы взялся за этот проект. (Наш бюджет тогда составлял около 4 млн долларов). Юра привел меня в «Православную энциклопедию», снимавшую фильм «Орда». Там нашли для нас 1 млн и стали искать остальные деньги, но не справились. А потом я читаю заголовки: «Досталь вернул государству миллион долларов». Ну, действительно, они должны были вернуть эти деньги государству.

Потом нашелся продюсер Игорь Толстунов и компания «Профит». Он сразу нашел 50 млн рублей, а потом еще 70. В результате я снял картину. И в итоге от написания сценария до выхода ленты на экран у меня ушло четыре с половиной года.

Все это время я отказывался от других заманчивых предложений, в основном на телевидении. Там проще, потому что их бюджет — это деньги возвратные. За счет рекламы за 1-2 показа фильм окупается. Но я отказывался от этого ради моего замысла.

Спрашиваете, когда мой фильм окупится и принесет ли какую-то прибыль? Никогда он не окупится! Из российского кино окупаются только единицы, и то лишь комедии и картины про героев. Здесь все зависит от проката и рекламы. Мы особо не надеялись на большой прокат или большое количество копий. У нас их всего 200, поэтому и прокат очень скромный.

Афон и Легион

У меня принцип — не снимать явно медийных актеров. Зрителю легче поверить в персонажа, если за ним шлейфом не идет десять ролей.

По поводу актера на роль беса, у меня была задача, чтобы это вообще был неизвестный артист, потому что он играет того, кого мы никогда не видели. Я нашел его в московском театре Васильева. Это был его дебют в большом кино. И я как увидел его, сразу понял, что нашел. Внешне он такой и в жизни — с бородой и усами. Но без рогов, конечно.

Странная вещь. Георгий Фетисов, который играл Легиона, дважды был на Афоне, а Тимофей Трибунцев, игравший монаха, ни разу не был и даже не собирается. Когда мы стали делать картину, я Георгию говорю: ты забудь про Афон, забудь про это все. Ты бес, черт.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Георгий Фетисов в роли Легиона

Некоторые сцены мы хотели снимать в Израиле и Иерусалиме, но когда подсчитали, сколько это будет стоить, поняли, что не осилим. Единственное, что было по карману — город Петра и Мертвое море в Иордании. Все остальное снимали в Крыму, в Бахчисарае и под Судаком в Генуэзской крепости.

Прихожане против

Мы снимали в городе Кириллове, и одна из сцен была возле храма. И вдруг народ вышел на демонстрацию против наших съемок.

Мне потом звонит митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и говорит: «Все-таки воздержитесь от съемок возле этого храма, потому что народ против». Они ведь сценарий не читали, а фильм называется «Монах и бес», вот и начали протестовать.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Съемки фильма «Монах и бес». cultinfo.ru

Исторический детектив

Есть такой киносценарий исторического детектива, но денег никто на него не даст. Мы предложили Первому каналу. Если клюнут, то Юра будет делать сценарий восьмисерийного фильма.

Беспокоит отсутствие любви

— Николай Николаевич, последние ваши работы неизменно говорят о проблемах веры и Церкви. Чем вас привлекает религиозная тематика?

— Это совпадение. Ведь проекты и новые работы рождаются иногда даже не от моего желания, а от случая, от какого-то поворота судьбы.

— У православных это называется Промыслом.

Меня беспокоит отсутствие любви в нашем обществе, любви друг к другу, к миру, к окружающей природе, ко всему. И от этого много всяких негативных последствий. Фильм «Монах и бес» тоже о любви. О том, что любовью можно бороться даже со злом. Вот о чем речь. Не только самолетами, ракетами, хотя и это тоже должно быть.

Хороший девиз у кинофестиваля «Покров» — «Вера без дел мертва». Я бы добавил: и без любви тоже мертва.

— Когда человек хочет по-настоящему полюбить своих близких и всех окружающих, он сталкивается со своей черствостью и эгоизмом. Оказывается, все не так просто, приходится упорно работать над собой. Вы хотели рассказать именно об этом — как бороться со злом, в первую очередь, внутри себя? Есть ли у вас такой опыт?

— Может быть, с годами становишься терпим к разным негативным вещам, более терпим к тому, что вокруг творится. Когда какое-то зло вокруг тебя происходит, стараешься сам не стать злобным. Потому что когда говорят, что «добро должно быть с кулаками», я вот не очень с этим согласен. Уже если добро с кулаками, то это уже не любовь, это уже борьба, война, ожесточение. Это как-то не очень правильно. Конечно, кулаки должны быть, если это касается защиты Отечества. Но в повседневной жизни кулаки — это не орудие общения с людьми.

— В фильме есть эпизод, где бес искушает монаха, а тот говорит ему — не буду это делать, отстань от меня. Вот такие случаи с вами лично были?

— Такие искушения бывают и даже ежедневно, но более мелкие. Иногда с ними удается бороться, а иногда нет. Иногда идешь на какой-то компромисс, на который нельзя идти. Это наше несовершенство, трудно быть таким. Одно дело, когда я что-то декларирую, говорю о чем-то. Непросто следовать постулатам, которые ты исповедуешь. Это естественно.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Кадр из фильма «Монах и бес»

— А вы хотите, чтобы зрители следовали примеру этого монаха, который боролся с бесом до последнего?

— Конечно. Ведь, как написано в житийной литературе, «и бесы веру укрепляют и о Боге вопиют». То есть чем сильнее враг, тем ты должен быть более упругий, вот что важно. Бесы помогают становиться крепким.

— Некоторые зрители заметили, что в фильме бес намного симпатичней, чем монах. Вы не боитесь, что люди могут полюбить беса больше, чем монаха?

— Нет, не боюсь. Бес всегда должен подавать себя таким. Они же себя всегда показывают обворожительными, симпатягами, ловкими. И чудо он сотворит, и в Иерусалим отвезет. Бесы всегда так маскируются. Но это обаяние поверхностное, оно снаружи, но на самом деле это бес.

Но я бы не хотел, чтобы он зрителей заворожил. Если это случилось, значит, они плохо вооружены против него. Нужно искать причину в себе: почему мне вдруг бес нравится, с какой стати? Ведь он не должен нравиться, его нужно остерегаться, быть все время начеку, чтобы он нас не обаял, не соблазнил.

— Все чудеса в фильме совершает бес. Почему в картине не показаны сверхъестественные события со знаком плюс — Божьи чудеса?

— Эта картина о другом. Мы же не снимаем картину о святом. Я бы никогда не стал снимать просто про святого, про человека, который совершает чудеса. У нас же Иоанн Семенов не святой. Он обычный монах, борется всю жизнь, а в конце отдает Богу душу, берет на себя какие-то грехи рода человеческого, но он не святой. Его чудо в том, что он преодолел беса. Он у нас не чудотворец.

— Когда снимают фильмы, в которых присутствует нечистая сила, иногда случаются всякие необъяснимые происшествия…

— Сразу отвечаю: у нас не было таких случаев.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

— А чудеса в вашей жизни случаются?

— К сожалению, нет. Хотя, наверное, чудом можно считать то, что я все-таки снял эту картину. Нам даже священники говорили: «Это вам бес не дает бюджета».

— Вы говорите, что фильм о любви. Но это легко сказать, а как ее достичь, как стать человеком любящим?

— Я не знаю. Есть заповеди, им нужно следовать. Каждый сам должен искать в себе силы на любовь. Нет учебных пособий для этого. Я сам каждый раз ставлю такую задачу перед собой. Пытаюсь быть доброжелательным, любящим окружающих меня людей, близких и не только. Рецептов тут я дать не могу.

— Если бы вам предложили стать святым ценой таких страданий, какие перенес герой вашего фильма, что бы вы ответили?

— Это из области фентези. Надо, наверное, с детства идти по этой дорожке, а когда уже столько лет, тут уже до святости какой-то далеко. Лишь бы в самый жуткий ад не попасть. Уж где-нибудь на маленькой сковородке, чтобы не на большой.

На следующий день Николай Досталь поехал по святым местам Киева. А на закрытии фестиваля фильм «Монах и бес» получил Гран-при.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Фото: Екатерина Гура

Беседовал Олег Карпенко

Читайте также:

Источник

«Монах и бес»: православная фантастика

Трагикомедия об одержимом монахе была показана на ММКФ, а теперь вышла в российский прокат. Кинообозреватель Лайфа — о фильме, который может возбудить православную общественность.

Кадр из фильма “Монах и бес”/kinopoisk.ru

Монах-скиталец Иван Семёнович (Тимофей Трибунцев) приходит невесть откуда в православный монастырь где-то далеко в глуши. Настоятель видит, как новоявленный послушник творит чудеса, да какие-то злые, от лукавого. А после случайного визита в монастырь Николая I из несчастного монаха вылезает бес и имя ему — Легион.

Режиссёр Николай Досталь — в высшей степени непоследовательный и потому категорически интересный режиссёр. Карьеру он начал в конце 80-х с военно-музыкального фильма «Человек с аккордеоном». В 90-х Досталь снял неожиданную картину «Облако-рай», а затем — и вовсе поразительную экранизацию Искандера «Маленький гигант большого секса» с Хазановым в главной роли.

Новый его фильм, единственный отечественный, взятый в конкурс ММКФ-2016, противоречит сам себе. С одной стороны, средства на его производство режиссёр добыл от Министерства культуры, что влечёт за собой какие-то, пусть вслух не называемые, но обязательства. А с другой, тема для фильма выбрана самая опасная — православие.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актерыКадр из фильма “Монах и бес ”/kinopoisk.ru

В такие неспокойные времена, как наши, о православии лучше даже не говорить, не то что кино снимать. Несведущий человек перешагнёт двойную сплошную и даже не заметит, где она проходила. А здесь по сюжету на территорию особого правового пространства, которым, как известно, является монастырь, попадает монах-экстремист, который под рясой, где-то в душе проносит имплантированного беса-кощунника.

Тем более что и сам фильм противоречит себе, причём по заранее заложенному плану. Картина чётко разбивается на три части.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актерыКадр из фильма “Монах и бес ”/kinopoisk.ru

Первая, смешная, о пребывании Ивана в общине, являет собой прекрасный образец сюрреалистичной комедии о дуализме святости и дьяволизма в человеке. Иначе говоря, ни настоятель монастыря, ни другие монахи, включая самого Ивана, Семёнова сына, не могут до конца понять, что же такое этот визитёр представляет из себя. То ли его чудеса — свидетельства того, что перед ними новый русский святой, то ли это искушения преисподней. Дело, разумеется, усугубляется дремучестью монастырских служек.

А вот затем после материализации антагониста в виде молодого театрального актёра Георгия Фетисова с мефистофельской бородкой начинает происходить какая-то околесица. Иван вместе с Легионом отправляется в Иерусалим, где они ходят смотреть на Храм Гроба Господня и Мёртвое море. Сложно даже предположить, к какому выводу нас подталкивает 70-летний Досталь. Возможно, он утверждает, что таким образом смиренный монах пытался вытравить порождение сатаны, но тогда такое сюжетное развитие представляется топорным. А может, страшно даже подумать, режиссёр таким неумным способом намекает на инфляцию веры в мире.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актерыКадр из фильма “Монах и бес ”/kinopoisk.ru

Наконец, в патетичной и скоропалительной концовке Досталь проговаривает все желаемые смыслы. В его волшебной стране святого мученика травит чернь, а немытая Россия превращается в Русь, где даже бес, раскаявшись, становится монахом.

Перед показом Досталь самоуверенно заявлял, что, хоть зрители и смеются на его фильме, но эта картина вовсе не комедия и что «Монах и бес» занимает важное место в его фильмографии. Так что пусть сценарий писал и не сам режиссёр, а культовый в узких просвещённых кругах сценарист Юрий Арабов, данное произведение можно считать программным. Сложно, правда, сказать, на что же он хотел зрителя запрограммировать.

Пусть кино и получилось неоднозначным, но к обсуждению оно склоняет так же легко, как дьявол склоняет грешника к прелюбодеяниям. «Монах и бес» легко зажжёт праведный гнев и в душе пользователей православной социальной сети «Елицы», и в душе министра культуры. Всё, что ему осталось, — добраться до зрителя из тёмной кельи небольшого проката.

Источник

«Говорить о борьбе с бесами, сидящими в нас, надо с улыбкой»

История создания фильма

Идея создания «Монаха и беса» родилась у его режиссера в 2011 году. Когда он посещал Нило-Сорскую пустынь, то узнал о подвизавшемся здесь некогда монахе Иване Семеновиче Шапошникове. Он захотел снять картину, в центре которой будет подобный персонаж. С этой идеей Досталь обратился к сценаристу Юрию Абрамову.

В 2012 году у них уже был готовый сценарий. Отправной его точкой, по словам сценариста, был вопрос Может ли черт стать человеком? Однако поиски средств затянулись, поэтому съемки были завершены только в 2021 году. При этом режиссер все время отказывался от работы над телевизионными сериалами, которая бы принесла ему гораздо больше денег.

В ролях

Сюжет картины

5 православных фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Хотя картина получила главный приз фестиваля «Покров», ее, пожалуй, нельзя в полной мере назвать только лишь православным фильмом. Здесь есть место художественному вымыслу и догадкам, которые не вписываются в традиционное учение Церкви, хотя и не противоречат сильно ему. Но это только дает дополнительный повод для собственных поисков и размышлений.

Действия происходят в России первой половины XIX века, во времена царствования Николая I. В одну из монашеских обителей приходит монах, одержимый бесом. После этого здесь начинают происходить разные необычные явления. Силой бесовской монах творит чудеса, за что некоторые начинают почитать его за святого. Сам царь Николай I, герой которого также появляется в «Монахе и бесе», после случая с чудесной починкой английского рессора уверовал в его святость.

Игумен, желая избавиться от невыгодного монаха, привязывает его к плоту и отправляет по реке. Плот дважды возвращается против течения. Тогда злополучного насельника обители ссылают на послушание в далекий скит. Здесь-то и начинает происходить самое интересное. Бес отделяется от монаха и сам, приняв человеческий образ, начинает его искушать. Чем все это закончится, можно узнать, посмотрев фильм до конца.

Краткое содержание

В мужской монастырь приходит паломник-чудотворец Иван, Семенов сын. Он хромой, заика, дерзко разговаривает с игуменом, но при этом быстро и качественно выполняет все указания. Иван чистит колодец за один день, ловит огромную рыбину в реке, где рыба не водится, начисто стирает и быстро гладит белье. Он безгрешен, самый большой его грех – это любовь ко всему.

Игумен пытается найти подвох в его поступках. При обыске комнаты паломника, под одеялом обнаруживают расческу, ножницы и женское белье.

К игумену приходит архиерей из Эстонской губернии — укоряет его в издевательствах над Иваном. Предлагает сделать из монаха приближенного-последователя и получать благодаря ему большой доход.

Когда Иван принес сома размером с человека, игумен привязал монаха к плоту и отправил плыть по течению. Но плот вернулся. Тогда Ивану наставляют стирать и гладить белье.

В монастырь приезжают император со своими приближенными – у кареты сломалась рессора. Сделать ее сумел только Иван, за что получил кольцо от Николая I.

Увидев, как паломник гладит белье (ягодицами), игумен отправляет его в лес, жить в землянке. Дает задание – срубить все сухие деревья, живые пронумеровать. Иван остается в лесу один, наедине со своим бесом. Бес начинает его соблазнять – чревоугодием, распитием спиртных напитков. Паломник от всего отказывается. Бес уговаривает монаха подписать донос на настоятеля. Иван ставит вместо подписи крест, донос сгорел. Вредный черт привязывает монаха к дереву и поджигает, но начинается дождь.

Бес выполнил задание игумена по вырубке леса. На уговоры Ивана уйти он отказывается. Две противоположности заключают договор: Иван отдает душу Черту, если тот отвезет его в Иерусалим. Они летят на родину Христа. У входа в храм торговцы предлагают купить части креста, на котором был распят Христос, гвозди из него, венок Иисуса. Иван опрокидывает прилавки. Его избивают продавцы.

Паломник заставляет беса зайти в храм Гроба Господня вместе с ним. Обратно Иван выносит его на руках. Чтобы вылечить черта, монах везет его на телеге на Мертвое море. Бесу становится лучше, но взлететь он не может. Приходится продать перстень императора, чтобы купить корабль и вернуться домой.

Иван учит черта тому, как получить прощение Бога, ведет его в церковь. Их ловят и приводят к местному городничему, допрашивают. Паломник признается во всех местных преступлениях. А бес защищает товарища. Их обоих высекают плетями. Монах не выдерживает наказания, умирает. Черт (Легион) идет служить в монастырь, с которого начиналась история.

Между комедией и драмой

Говоря о жанровой принадлежности картины, для официального релиза ее окрестили «фантастической комедией», очевидно, рассчитывая привлечь больше аудитории и получить положительные отзывы зрителя. Фантастический и юмористический элемент действительно присутствуют в «Монахе и бесе». Однако за этим жанровым определением полностью скрыта серьезная составляющая фильма.

Сам режиссер более склонен называть ее «трагикомедией». Она раскрывает очень важную тему: борьбы и сосуществования добра и зла в человеческом сердце. Тонкий и неподражаемый юмор здесь часто переходит в весьма едкую обличительную сатиру. Стоит также отметить, что несмотря на присутствующий фантастический элемент, этот фильм можно назвать более чем реалистичным. В нем показана духовная жизнь, в том числе и монастырская, без каких-либо прикрас, во всей своей сложности и противоречивости.

Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»

— Почему вы так упорно бились за этот фильм? Могли бы жить припеваючи, снимая сериалы. А вы от всех предложений отказывались.
— Понимал, что это необычный и неожиданный проект. Мне казалось, что ничего подобного до этого в нашем кино не было, в том числе и по гротесковой форме. Все-таки в фильме «Монах и бес» большая комедийная составляющая.

— Вы изначально в главной роли блаженного Вани Семенова видели Тимофея Трибунцева? Могли бы Евгения Миронова пригласить.

— У меня был один артист, с которым пришлось расстаться по разным не очень хорошим причинам. А потом, на мое счастье, театр «Сатирикон» закрылся на ремонт, и Тимофей Трибунцев оказался свободен. Мне нужен был артист, готовый поехать в Кириллов, отпустить бороду… И Тимофей оказался лучше своего предшественника. Это стопроцентно его роль, к тому же на сегодняшний день — лучшая в его фильмографии. Тимофей сыграл две роли: человека и беса. Когда появляется бес, он играет только Ивана.

— Почему вы пригласили на роль Мефистофеля Георгия Фетисова? Можно же его так назвать?

— Я увидел Георгия в таком облике — с бородой и усами — на сцене театра Анатолия Васильева и понял: это то, что нужно. У меня была задача найти неизвестного артиста. Трибунцев — не такой уж медийный артист, его многие не знают. Мне и нужны были такие актеры. А уж бес-то точно должен был быть никому не знакомым. Вы меня не путайте с теми режиссерами, которые снимают суперизвестных артистов — Миронова, Машкова, Хабенского… Артисты могут быть замечательные, но у них — ассоциативные лица. Появляется такой артист в роли беса — и у зрителя возникают параллели с десятком ранее виденных ролей на разных каналах. Я сторонюсь медийных лиц. Мне нужны были Тимофей Трибунцев и Георгий Фетисов, которых широкий зритель не очень знает. Я нашел беса, которого никто в большом кино не знает. Он у меня на месте.

— Вижу, что вы довольны результатом.

— Я доволен, что одолел этот проект. Персонажи — эксклюзивные. Кино не очень-то фестивальное, скорее — для российского зрителя. Столько в нем рифмованных прибауточек. Как их перевести на другой язык? Мы с большим трудом нашли в Бостоне поэта, который сделал нам перевод для субтитров. Артисты говорят быстро, зритель не успевает иногда прочитать титры. Картина не станет хуже или лучше оттого, что получит или не получит награды. Они ведь для чего нужны? Для удовлетворения тщеславия. Иногда полезно на полочку поставить еще одну статуэтку. А картина живет своей жизнью. Я спокойно отношусь к наградам и к их отсутствию. Вот дали бы Тимофею Трибунцеву приз за лучшую мужскую роль! Вот это стало бы для меня подарком.

Где проходили съемки?

Съемки православного фильма проходили в России и Иордании. Монастырские сцены снимались в Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области. Причем когда были съемки в Кириллове, возле храма случилась казусная ситуация: прихожане вышли с протестом против них. Дело в том, что название картины вызывало у них негативное отношение, но зато потом, когда им разъяснили, о чем фильм, все было улажено.

Запланированные съемки в Израиле и Иерусалиме пришлось ограничить только городом Петра в Иордании и Мертвым морем. Все остальные «иерусалимские» сцены снимали в Крыму. Причина — нехватка средств. По той же причине пришлось ограничить и количество спецэффектов только самыми главными.

Образы главных героев

Главным героем ленты «Монах и бес» является странствующий из обители в обитель монах, который называет себя «Иван, Семенов сын». Его роль сыграл актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев, который уже снимался в некоторых картинах Николая Досталя (сериалы «Штрафбат», «Раскол»). Изначально режиссер планировал на эту роль другого актера, но снимать с ним не сложилось, а Тимофей Трибунцев как раз оказался свободен и идеально подошел к этому образу.

Как мы уже упоминали, одним из прототипов главного героя стал насельник Нило-Сорского монастыря Иван Семенович Шапошников. Некоторые его черты, например, хромоту и дар прозорливости, создатели православного фильма непосредственно перенесли на своего героя. Кроме того, известно, что Иван Шапошников каждую ночь боролся с бесом, отчего лицо его утром оказывалось все в царапинах.

Еще одним прототипом главного героя фильма, победителя фестиваля «Покров», Досталь называет святого Иоанна Новгородского. Из его жития праведника известно, что он однажды поймал беса в святой воде в рукомойнике. В благодарность за освобождение бес пообещал свозить Иоанна на себе в Иерусалим (сразу вспоминается Вакула у Гоголя, который также заимствовал сюжет из этого жития).

Роль беса по прозвищу Легион сыграл тоже малоизвестный актер Георгий Фетисов. Это первая его главная роль в большом кино. Режиссер специально выбирал актеров не слишком узнаваемых, чтобы избежать аналогий с предыдущими сыгранными ролями. Он считает, что в «Монахе и бесе» этот выбор полностью оправдался, обе роли получились удачными.

Роль игумена монастыря сыграл Борис Каморзин. На роль Николая I подошел Никита Тарасов, который похож на него даже внешне. Его советника Бенкендорфа исполнил Сергей Барковский. В картине также снимался Роман Мадянов, герой всех режиссерских работ Досталя.

Православная Жизнь

Идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века и жития преподобного Иоанна Новгородского.

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Режиссер Николай Досталь рассказал конкурсантам кинофестиваля «Покров» о своем фильме «Монах и бес». Встреча с метром состоялась 10 октября в киевском Доме кино, сообщает Foma.in.ua.

По словам режиссера, идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского. Святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху.

Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается в творчестве Александра Пушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.

Часто звучащие в фильме поговорки взяты сценаристом Юрием Арабовым и режиссером из житий святых.

Во время съемок фильма верующие одной из церквей в Вологодской епархии, узнав, что возле неё будут проходить съемки фильма с таким названием, вышли с протестом. «Они не знали, что фильм православный», – отметил режиссер. А те, кто знал, – поддерживали, в том числе архиереи.

Большинство съемочных дней (съемки продлились около 2 месяцев) прошли на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а также в г. Петра (Иордания) и в Крыму, который на время «стал» Святой Землей.

Николай Досталь также рассказал притчу – «ключик к фильму». Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.

«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть». Об этом наше кино. И хотелось бы, чтобы его так и воспринимали», – сказал Николай Досталь.

«Монах и бес», 2021 год, Россия.

Режиссер: Николай Досталь.

Сценарий: Юрий Арабов.

В главных ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский.

Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Интересно: сыгравший беса Легиона актер Георгий Фетисов – человек верующий и дважды бывал на Афоне.

К слову: Блаженнейший Митрополит Онуфрий, когда услышал название фильма-открытия фестиваля «Покров», сказал: «О, это то, что я вижу каждый день».

монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры монах и без актеры. Смотреть фото монах и без актеры. Смотреть картинку монах и без актеры. Картинка про монах и без актеры. Фото монах и без актеры

Создатели о фильме

Коротко режиссер охарактеризовал картину «Монах и бес» такими словами:

Это фильм о том, как человек победил черта. Своей праведностью, терпением и покорностью Божьей воле монах Иван Семенович в конце концов сделал так, что бес потерял дьявольскую силу. И бес становится человеком, а добрый человек – святым.

И бесы веру укрепляют и о Боге вопиют, — такими словами он оправдывает и объясняет главный замысел православного фильма. Он не рассчитывает на громадный успех, однако в целом картиной остался доволен, особенно удачным выбором актеров на главные роли.

Свою работу Николай Досталь не считает фестивальной, так как вряд ли она будет так же понятна нероссийскому зрителю. Даже осуществить перевод с субтитрами будет довольно сложно. Здесь очень много фольклорных элементов, специфических поговорок, хотя для полноценного перевода им все же удалось найти одного бостонского поэта. Режиссер был бы вполне рад награде с формулировкой За разрушение барьеров между фильмами для всех и кино для избранных, которую он получил когда-то за свою работу «Облако-рай».

Сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Абрамов так характеризует главный ключ, в котором был написан сценарий:

Я противник веры в образе «Мерседеса». Дорогая машина, отрегулированная подвеска, шикарное внутреннее оформление; в ней едешь, заплываешь жиром и благополучием, а потом попадаешь в геенну огненную… Мы должны верить в Бога и не ждать «Мерседеса» в качестве награды за веру.

В успешности картины он не сомневается, поскольку сюжет ее считает уникальным. Однако говорит, что вряд ли следующим будет писать сценарий для очередного православного фильма, так как сейчас это входит в моду, становится своеобразным трендом.

Отзывы зрителей

Среди зрителей новинка кино получила самые разнообразные отзывы, в том числе и на «Покрове». Интересно, что в интервью на открытии фестиваля Предстоятель Украинской Церкви Блаженнейший Онуфрий прокомментировал фильм следующими словами: Я такое кино каждый день вижу…

В целом же никаких запретов со стороны духовенства «Монах и бес» не имеет. Картина снималась по благословению митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия. Еще до выхода на большой экран она была показана многим авторитетным священникам и серьезных возражений ни у кого не вызвала. Поэтому обвинения в ереси не имеют никакого основания. К тому же нужно понимать, что это художественное произведение, а не богословская дискуссия.

Мнения широкой аудитории, вместе с тем, разделились. Кто-то считает фильм понятным только узкому кругу верующих людей, другие, напротив, уверены, что православным его как раз смотреть не стоит. Впрочем, каждый может выразить свое впечатление, посмотрев картину.

Мы же предлагаем вашему вниманию небольшой сатирический отрывок с исповедью монаха:

Отрывок, характеризующий Монах и бес

Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами. Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало. Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска. Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *