модестас паулаускас актер движение вверх
Модестас Паулаускас
Биография
В середине ХХ столетия советский спорт отметился периодом расцвета благодаря талантливейшим спортсменам со всех республик. Среди них и легенда советского баскетбола Модестас Паулаускас – мастер спорта, олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, обладатель четырех золотых медалей чемпионатов Европы. Целеустремленность этого баскетболиста ставят в пример современным спортсменам тренеры из России и стран СНГ.
Детство и юность
Модестас Феликсович Паулаускас родился в городе Кретинга (Литовская Республика, СССР) 19 марта 1945 года. О родителях будущего баскетболиста Феликсе и Оне Паулаускас ничего не известно. Модестас (в семье мальчика звали Модя) стал четвертым ребенком. Сам Модестас вспоминает, что родители с двумя старшими сыновьями и дочерью на время войны эвакуировались в деревню к бабушке и дедушке по линии матери.
Модестас Паулаускас
Накануне победы в марте 1945 года семья Паулаускас возвращалась в родной город Клайпеду на побережье Балтийского моря. Ехали Феликс и Оне с детьми через невзрачный городок Кретинга, где в пути и родился Модестас. В паспорте спортсмена местом рождения указан Кретинга, а сам он малой родиной считает Клайпеду.
Энергичный и инициативный Модестас пробовал себя во всех видах спорта, но по душе ему пришелся именно баскетбол. Еще ребенком он не выпускал из рук мяч, а когда отец установил на тесной кухоньке проволочное кольцо, имитировавшее баскетбольную корзину, мальчик и вовсе пришел в восторг. В корзину отправлялось все: мячи, игрушки, обувь.
Модестас Паулаускас в молодости
Впрочем, маленькому Модестасу было с кого брать пример, ведь брат мальчика Эдмундас играл за сборную города по баскетболу и с 1957 года стал систематически брать на тренировки и младшего брата.
Окончив школу, юноша уже знал, что посвятит жизнь спорту, но все же поступил в политехнический институт в Каунасе, поскольку избегал призыва в ряды вооруженных сил.
Баскетбол
Модестасу едва исполнилось 14 лет, когда он впервые попал на серьезные спортивные соревнования, где получил звание лучшего игрока и приглашение в литовскую национальную сборную по баскетболу. Уже став взрослым успешным спортсменом, Паулаускас с теплотой вспоминал своего первого тренера Владаса Кнашиуса. Команда, где играл 17-летний Модестас, победила на национальном чемпионате отчасти и благодаря таланту и навыкам парня. За превосходную игру Модестас получил звание лучшего игрока.
Баскетболист Модестас Паулаускас
Среди успешных баскетбольных клубов в Литве лидировал «Жальгирис». В 1962 году в команде произошла замена тренера, этот пост занял Витаутас Бимба. Именно новый тренер привел в команду юного Паулаускаса. Учитывая, что «Жальгирис» был единственным литовским клубом в чемпионате СССР, а Модестаса довольно быстро оценили и тренер, и личный состав команды как незаменимого игрока, слава о перспективном и талантливом баскетболисте быстро распространилась по всему Союзу. В узких кругах «Жальгирис» стали неофициально называть клубом Паулаускаса. Хотя клуб и не лидировал в чемпионатах Советского Союза, но ребята достойно играли в высшей лиге и дважды занимали третье место в первенстве.
Модестас Паулаускас на баскетбольной площадке
На Модестаса, играющего за «Жальгирис», обратили внимание тренеры сборной СССР. Так Паулаускас начал играть на международных турнирах, защищая честь Советского Союза. В составе сборной молодой человек проходил подготовку к Олимпиаде, но был отстранен. Модестас решил, что все его победы еще впереди и начал активную подготовку к чемпионату Европы среди юношей, где команда с Паулаускасом во главе заняла первое место.
После того, как нападающий Юрий Корнеев оставил команду, главный тренер предложил Модестасу, ранее игравшему в защите, попробовать свои силы в атаке. Так баскетболист занял позицию легкого форварда.
Модестас Паулаускас в сборной СССР
В 1965 году Паулаускас в составе сборной отправился на чемпионат Европы, где Александр Гомельский сделал ставку на литовца и не ошибся – домой команда вернулась с золотыми медалями, а Модестас к тому же получил звание лучшего игрока. А после победы сборной на первенстве мира литовского баскетболиста наградили званием заслуженного мастера спорта.
Уже через четыре года Паулаускас занял пост капитана сборной СССР, на котором провел пять лет. А после занятого в 1969 году третьего места на континентальном первенстве Модестас вместе с Сергеем Беловым вошел в состав сборной мира по баскетболу, то есть был признан лучшим баскетболистом в мире.
С 34 лет спортсмен начал тренерскую карьеру. Сначала готовил к международным соревнованиям юношескую сборную команду из Анголы, затем вернулся в ставший уже родным литовский «Жальгирис» в должности тренера. В начале 2000-х годов Модестас Феликсович открыл собственный спортивный центр в Литве, а затем переехал в Россию, чтобы работать с одаренными детьми в Калининградской области. Благодаря его вкладу в развитие российского спорта литовец награжден медалью «За заслуги перед Калининградской областью».
Личная жизнь
Модестас Паулаускас сейчас
Учитывая возраст спортсмена, играть самому Модестасу уже давно не приходится, а тренерская карьера не привлекает к нему пристального внимания общественности, потому личность его некоторое время находилась в тени. Пока в 2017 году на российские телеэкраны не вышла кинолента «Движение вверх».
Роль Модестаса в фильме исполнил актер Джеймс Тратас. Джеймс родом из Литвы, как и его персонаж. Статный и привлекательный Тратас внешне отдаленно напоминает Модестаса на фото молодого баскетболиста. В киноленте режиссер показал яркий антисоветский настрой Паулаускаса и даже его желание эмигрировать, но сам спортсмен подчеркивает, что эти факты нисколько не соответствуют реальности – он всегда тепло относился к России, до сих пор работает тренером по баскетболу с детьми и юношами в Калининградской области, хотя и живет в Литве.
Актер Джеймс Тратас и Модестас Паулаускас
Но при этом Модестас Феликсович подчеркивает, что кинолента относится к жанру художественных, а не документальных фильмов, а потому придираться к неточностям бессмысленно. Спортсмен остался доволен работой Антона Мегердичева, как и большинство жителей Литвы.
Модестас Паулаускас: Никогда не думал о побеге из СССР
Олимпийский чемпион-1972, капитан сборной СССР по баскетболу Модестас Паулаускас, один из главных героев фильма «Движение верх» сейчас живет в маленьком литовском городке Шакае. Сразу после премьеры фильма, которая прошла в Вильнюсе, Паулаускас улетел в Америку к родственникам, а когда вернулся, дал интервью «Советскому спорту».
«КОМУ ИНТЕРЕСНО СМОТРЕТЬ, КАК МЫ ТРЕНИРУЕМСЯ?»
– Модестас, признаюсь, пока сам не посмотрел фильм, по отзывам в прессе сформировал отрицательное мнение. Но, затем сходил в кинотеатр. Признаюсь, к финалу слезу прошибло.
– Актер Жильвинас Тратас, который сыграл меня в этом фильме, рассказывал, что после премьеры в Москве у многих женщин были слезы. Я ему ответил, что в Вильнюсе было то же самое. Я, правда, слезы сдержал, но все было на пределе. В фильме очень хорошо показан матч. Во время просмотра все вспомнилось, нахлынули воспоминания… Словом, меня сильно пробрало.
– В России мнения по поводу фильма разделились: от – все неправда, пропагандистская поделка, до – сильное кино, такие фильмы нужны.
– Это художественный фильм, создатели решили добавить некоторые эпизоды, которых не было в жизни. Допустим, истории с сыном Владимира Петровича Кондрашина. Но именно эти эпизоды и придают фильму нерв, такое кино хочется смотреть. Если б просто показали, как мы тренируемся и играем, получилось бы сухая документальная лента. Кому это интересно? А так получился разноцветный букет, а не состоящий только из одних роз.
– В России фильм пользовался большим успехом, а как прошел прокат в Литве?
– Вся Литва с удовольствием посмотрела. Меня друзья после просмотра замучили звонками, задавали вопросы. Приходилось отвечать.
– Молодежь в Литве русский уже не знает. Фильм ведь не дублировали,
– Сделали литовские субтитры.
– Cыну лента понравилась?
– Понравилась – и сыну, и жене. Модестас-младший многих из героев, которых уже нет в живых, видел в жизни. Я несколько раз ездил в Санкт-Петербург на Кубок Кондрашина и Белова и всегда брал Модестаса с собой. Мы там много общались, вспоминали молодость с Геннадием Вольным, Серегой Беловым, другими. Модестас с удовольствием все это слушал.
– Киношный Кондрашин похож на себя в жизни?
– В некоторых моментах похож, в других – авторы применили художественный вымысел. А вообще, сыграть Владимира Петровича трудно. Это был уникальный человек.
«СЦЕНАРИЙ ПРОЧЕЛ, СО ВСЕМ БЫЛ СОГЛАСЕН»
– Вам перед началом съемок приносили сценарий. Вы его внимательно прочли?
– Прочел основные моменты, касающиеся моей роли. Со всем был согласен. А после того, как фильм вышел, поблагодарил Жильвинаса Тратаса за то, как он меня сыграл. Он приезжал ко мне в Шакяй перед началом съемок. Мы много разговаривали, Жильвинас задавал много вопросов, уточнял нюансы. Чем мог, помог ему.
– Но вы в некоторых эпизодах выглядите неприглядно. При чтении сценария вас это не покоробило?
– Нет, как я уже говорил, это художественное произведение, а не документальное кино. Авторы имеют право на художественный вымысел, и, как показал фильм, это сработало.
– В фильме вас склоняют к побегу из СССР ваши соотечественники. У вас ведь действительно не раз была возможность остаться за границей, но вы ею не воспользовались.
– Возможностей таких было немало. Мы со сборной часто выезжали за границу. Как-то в Америке еще в конце 60-х мне предлагали остаться, сулили большие перспективы, обещали помочь. Но у меня никогда даже мыслей таких не было. В Литве оставались жена, сын, родители, братья. Литва – моя родина, я просто не смог бы жить где-то еще.
– Вас часто опекала за границей литовская диаспора. Гомельский и Кондрашин легко отпускали на такие встречи?
– Они знали, что я никуда не сбегу. Литовская диаспора есть во многих странах Европы, в Южной и Северной Америке. Куда бы мы ни приехали со сборной, соотечественники хотели со мной пообщаться. То же самое происходило с Хомичюсом, Сабонисом, Куртинайтисом, когда они выезжали за границу в составе сборной. Гомельский всегда их отпускал на такие встречи.
– В фильме есть такой эпизод. Игроки сборной отмечают победу на чемпионате Европы в Эссене. Едешко и Жармухамедов подходят к Сергею Белову со словами: «Нам понравилось с тобой играть». На что он отвечает: «А мне с вами – нет». Мог Белов так ответить?
– Нет, мы были единым кулаком: один за всех и все за одного. Серега был довольно замкнутым человеком, но так ответить он точно не мог.
– В начале фильма есть такой эпизод: на тренировке вы бросаете мячом в лицо Александру Белову. Но в реальности это был Сергей Белов.
– Сергей немного грубо сыграл, я тоже не сдержался, это была такая ответная реакция. Но через три минуты все забылось.
– Вы ведь потом с Сергеем Беловым подружились, жили в одном номере.
– Нам было комфортно друг с другом. Сергей был не очень разговорчивым, а тоже не любитель поговорить. Мы могли молчать часами, и нас это никак не напрягало. Я его часто брал на встречи с литовцами, он сидел в уголке, смотрел на нас и помалкивал. Как-то спросил: «Тебе не скучно? Мы же по-литовски говорим, ты ничего не понимаешь». Он ответил, что ему комфортно на таких встречах.
«ТАК И НЕ УЗНАЛ У КОНДРАШИНА, ПОЧЕМУ ОН НЕ ВЫПУСТИЛ МЕНЯ НА ФИНАЛ В СТАРТЕ»
– Давайте пройдемся по спорным моментам. Полагаю, стритбола на улице в Нью-Йорке с темнокожими парнями быть не могло?
– Конечно, не могло, но этот эпизод здорово украсил фильм. Как и поездка всей сборной на свадьбу в Грузию. Ее не было, но, как снято и как смотрится этот эпизод в картине.
– Еще есть вопросы. После победы на чемпионате Европы начальник команды раздает игрокам в раздевалке конверты с призовыми за победу. Вы, заглянув в конверт, возмущаетесь: «У нас в Каунасе таксисты больше зарабатывают».
– Тоже художественный вымысел. Призовые были разные за различные турниры. Сумм я не помню, столько времени прошло.
– Но за победу на Олимпиаде в Мюнхене вам выдали на месте по 1000 марок, а по приезде в Союз еще по 3 тысячи рублей. Правильно?
– Да, что-то в этом роде. Это были приличные деньги.
– Кондрашин не выпустил вас на финальный матч с американцами в стартовом составе. Он как-то объяснил свое решение?
– Нет, не объяснил. Я был в полном недоумении, нахожусь в нем и по сегодняшний день. Мы с Кондрашиным не раз после этого встречались, но я так у него и не спросил. Травма? Не было никакой травмы. Она была, но еще за полгода до Олимпиады. Я давно восстановился и был в хорошей форме. Нормально отыграл полуфинал с кубинцами. В общем, не знаю, почему Владимир Петрович принял такое решение.
– Со скамейки да еще в таком матче трудно выходить?
– Конечно! Я привык играть почти весь матч. А тут вышел во втором тайме, набрал всего три очка – прямо скажем, не густо. Но хорошо, что выиграли, а остальное уже не важно.
– После матча баскетболисты несколько часов просидели в раздевалке, ждали, что будет переигровка.
– Так и было. Никто не переодевался. Где-то часа в три ночи зашел человек из нашей делегации и сказал, что переигровки не будет. Бурной радости уже не было, эмоции ушли.
КАК ЭТО БЫЛО
ОСЕННИМ УТРОМ НА СТАНЦИИ ЙОНИШКИС…
Существует такое выражение – «человек из телевизора». Так говорят о персонажах из другого мира – селебрити, знаменитых актерах. С жизнью простых людей они никак не пересекаются. Мы существуем с ними в разных галактиках. Таким «человеком из телевизора» был для меня Модестас Паулаускас.
Было темное прохладное осеннее утро. Я увидел Модестаса через окно поезда: он стоял на перроне, пытаясь угадать вагон, из которого я выйду. Паулаускас отвез меня в местную гостиницу, где, несмотря на раннее время, уже ждали московского журналиста.
Я побывал у него в гостях, познакомился с супругой, вечером посмотрел тренировку его команды. А днем мы гуляли по городку, обедали в кафе, и каждый встречный спешил выразить свое почтение национальному герою Литвы.
В одном разговоре Модестас посетовал: мол, с центровым беда. «Нашел парня из соседнего села, вроде неплохой, но не может на все тренировки ездить. Рост? 196 сантиметров. Но выше его все равно нет».
Так пролетели два дня. Вечером Паулаускас отвез меня к вильнюсскому поезду. Прощание был недолгим: мы пожали друг другу руки, я зашел в вагон, а олимпийский чемпион направился к своему автомобилю – его ждала семья и работа.
Прототипы героев фильма Движение вверх и актерский состав кино
Время узнать, кто играл баскетболистов в фильме «Движение вверх». Поскольку фильм основан на реальных событиях, то существуют и прототипы героев, согласно которым и подбирался актерский состав. Вы узнаете, кем были реальные герои и какие артисты кино их играли.
Большинство зрителей, которые успели посмотреть фильм «Движение вверх», задаются вопросом – почему поменяли фамилию тренера? Это произошло из-за разногласий со вдовой тренера, которая была недовольна искажением фактов о ее муже. Кинокомпания, чтобы избежать судебных разбирательств, заменила фамилию. Таким образом, речь не идет о вмешательстве в личную жизнь человека или клевете. С юридической точки зрения все выглядит законно, а моральный аспект так и остался под вопросом (подробности).
Несмотря на весь талант Машкова, многие утверждают, что Кондрашин был совсем другим человеком и вел себя на баскетбольной площадке по-другому.
Сергей Башкин выступал помощником главного тренера сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене. Его вклад в победы команд был внушительным и именно благодаря в том числе и ему сборная достигла серьезных успехов.
В съемках участвовал и настоящий Александр Белов (сын), но его работа была сосредоточена вокруг постановки баскетбольной игры. Также он снялся в эпизодической роли, сыграв Геннадия Вольнова.
На роль Белова пригласили Ивана Колесникова. Впервые этот артист появился на экранах в 1998 году в фильме «День полнолуния», так что, новичком его в кино не назовешь, но, без всякого сомнения, эта роль для актера станет решающей в его карьере.
В истории советского спорта Белов известен как один из самых знаменитых баскетболистов.
Кирилл Зайцев изначально пробовался на другую роль – он хотел сыграть Модестаса Паулаускаса, но позже было принято решение отдать ему роль Сергея Белова – молчаливого и трудолюбивого спортсмена. Актер посвятил 8 месяцев работы тренировкам с Александром Беловым, чтобы хорошо вжиться в роль.
В американской сборной по баскетболу Генри Айба был тренером. Его игроки дважды выигрывали на Олимпийских играх. На роль тренера из США пригласили Джона Сэвэджа, сыгравшего в таких фильмах как «Луковое поле», «Волосы», «Твин Пикс».
Марату Башарову досталась роль Терещенко. В то время, да впрочем, как и сейчас, победы на Олимпиадах играли не только спортивную роль для подъема национального духа, но и политическую роль. Ответственность чувствовалась везде, в том числе, и в спорте, а прессинг тут был и так немалым.
Александра Белова, сейчас Овчинникова, была женой Белова. В прошлом, она тоже занималась баскетболом и болела за мужа, когда тот выступал на Олимпиаде. Овчинникова негативно отнеслась к сценарию фильма и боролась до последнего, чтобы его изменили, но тщетно. В результате она вместе с женой Кондрашина подала в суд на киностудию. Об этом читайте в статье Критика фильма Движение вверх.
Сергей Гармаш отлично подошел на роль Сергея Павлова – главы Госкомспорта. Именно он был у руля во время мюнхенской Олимпиады и разделил лавры с игроками СССР.
Одного из запоминающихся игроков баскетбола – литовского баскетболиста Модестаса Паулаускаса – сыграл Джеймс Тратас – литовский артист. В фильме Паулаускаса показали угрюмым антисоветским снобом, мечтавшем покинуть СССР навсегда, но по факту бывший баскетболист прожил всю жизнь в Литве. Сейчас ему далеко за 70 и иногда он приезжает в Россию, чтобы потренировать детей и послушать русскую речь, по которой всегда скучает.
Настоящий Иван Едешко присутствовал во время съемок для консультаций. Пожалуй, он – единственный из всех очевидцев считает фильм близким к правде.
Александр Ряполов – профессиональный баскетболист, но он специально брал уроки актерского мастерства на протяжении 1,5 месяцев, чтобы достоверно сыграть своего персонажа. Кстати, эта роль была его дебютом в кино. В баскетбол Ряполов уже вряд ли вернется из-за травмы. Что примечательно, со своим прототипом Алжаном Жармухамедовым у Ряполова одинаковый рост – 207 см.
Алжан Жармухамедов плохо видел, хотя это было относительно плохим зрением – минус 2. И все же, баскетболист больше полагался на интуицию и на чутье, чем на глаза.
Зураб Саканделидзе был лучшим другом Михаила Коркия. Их даже прозвали грузинским тандемом. Когда Зураб умер в 2004 году, Коркия так тосковал, то ушел из жизни следом за ним в тот же год.
Михаил Коркия был очень вспыльчивым парнем. Однажды он услышал с трибуны мат в свою сторону и ринулся накостылять болельщику, но немного промахнулся и задел соседнего болельщика, которому сломал ногу в двух местах. За это Коркия потом оплачивал лечение человека и отвечал перед судом. И еще был в его жизни случай – свою жену он украл и держал ее на квартире Белова, а последнему ничего не оставалось кроме как поддержать друга, ведь это именно благодаря Михаилу Белов женился на Овчинниковой.
В том решающей матче Коркия был удален с поля за стычку с противником. В результате это пошло команде только на пользу, ведь вместе с Коркия с поля удалили и того противника – сильного игрока Дуайта Джонса.
Теперь вы знаете, кто играл баскетболистов в фильме «Движение вверх», какие были прототипы героев и каким стал актерский состав. Как вы считаете, артисты и актеры кино справились со своим заданием? Смогли ли они отобразить, какими были главные реальные герои тех событий? Ждем ваших ответов в комментариях. 😉
Умер в 26 лет: как сложилась судьба реальных героев фильма «Движение вверх» и кто из них дожил до наших дней
Российский фильм «Движение вверх» уже которую неделю пользуется небывалой популярность у наших зрителей. Он показал лучшие кассовые сборы — 1,678 млрд руб. — за всю историю отечественного кино. По числу зрителей картина примерно на 800 тысяч человек пока уступает предыдущему лидеру, сказке «Последний богатырь».
И это несмотря на то, что еще до выхода фильма в прокат он вызвал резкую критику со стороны Евгении Кондрашиной и Александры Овчинниковой (вдов Владимира Кондрашина и Александра Белова). Они подали иск в суд на авторов фильма, которые, не спросив их согласия, по их мнению, вверглись в их частную жизнь.
А так ли все было на самом деле, как показано в фильме? Издание rep.ru опубликовало подробности той победы и рассказало о характерах и судьбах баскетболистов, а также рассказало, как сложилась судьба героев фильма.
К началу 70-х годов баскетбольная сборная СССР ходила в странном статусе. Она стабильно входила в обойму лучших и с 1952 года ни разу не проваливалась на Олимпиадах. Сборная всегда брала медали… но серебряные (кроме бронзы в Мехико 1968 года). Главным и, по сути, единственным претендентом на золото всегда считалась непобедимая и легендарная сборная США, dream team, команда мечты. До 1972 года она выиграла все Олимпиады, причем каждый раз брала золото с большим, а иногда — просто сокрушительным отрывом от проигравших. Естественно, в СССР никто не собирался оставаться в ранге вечного догоняющего. Тем более если на Олимпиадах обыграть американцев не выходило, то на чемпионатах мира команда Советского Союза обыгрывала в том числе и Штаты. И всё-таки главный трофей не поддавался.
На место Гомельского пришел Владимир Кондрашин, тренер ленинградского «Спартака». Хотя темной лошадкой его было не назвать, вопрос о том, сможет ли он поднять сборную на новый уровень, стоял в полный рост. Так началось соперничество двух великих тренеров. И Гомельский, и Кондрашин были невероятно амбициозными людьми, ревнивыми к славе, оба считали себя достойными привести команду к олимпийскому золоту.
Кондрашин оказался человеком с непростым характером. Нелюдимый, мрачный интроверт, он лишний раз старался не контактировать с игроками, которые его просто побаивались. Впоследствии один из лучших игроков той сборной, Сергей Белов, писал в мемуарах, что даже за элементарной организационной информацией к Кондрашину старались не обращаться. Несколько сглаживал это взаимное отчуждение Сергей Башкин, помощник тренера, отношения с которым установились неплохие.
Зато Кондрашин был исключительно цепким, эффективным тактиком. Он отлично понимал, что главный соперник сборной СССР — это американцы, и самым тщательным образом изучил их манеру игры. Своего рода репетицией стало выступление на универсиаде в 1970 году в Турине. Американцы привезли туда весьма сильный состав, по мнению советских игроков, мало уступавший олимпийскому. Этот этап советская сборная выиграла, но главным стал не успех сам по себе, а возможность при меньших ставках и в более мягкой форме лишний раз оценить игру чужой сборной. Другим «тренировочным подходом» стал чемпионат Европы. Для сборной СССР этот турнир имел неожиданное значение: именно там в сборную впервые включили Ивана Едешко, тогда мало кому в сборной известного новичка. Однако проверить, насколько Кондрашин сумел подготовить сборную, предстояло в 1972 году в Мюнхене, на Олимпиаде.
Судьба героев той сборной сложилась очень по-разному. Трагичнее всего — у героя матча Александра Белова. Выезжавшие из СССР люди часто занимались мелкой контрабандой, и вскоре после матча 1972 года Белов попался при попытке вывезти за рубеж иконы. Откуда они взялись у самого баскетболиста — вопрос, и существует мнение, что он просто нёс чьи-то чужие вещи «по дружбе». В конце концов Белов смог вернуться в баскетбол: в 1978 году восстановили в сборной, но буквально через несколько дней после этого он свалился с болезнью сердца и больше не встал. Белов умер в 26 лет от роду, оставив молодую вдову, с которой прожил чуть больше года. Как видите, все было не совсем так, как в фильме.
Другой Белов, Сергей, один из лидеров сборной, закончив играть, сделал завидную тренерскую карьеру, брал вторые и третьи места, с клубом выигрывал чемпионат России и умер лишь недавно, в 2013 году.
Нет в живых Зураба Саканделидзе, Михаила Коркия, Сергея Коваленко и Александра Болошева. В 1999-м, закончил свой земной путь главный тренер — Владимир Кондрашин. Иван Едешко, Алжан Жармухамедов и Модестас Паулаускас живы, причём литовец постоянно приезжает в Калининградскую область, где тренирует детскую команду.