модернизм влияние на жизнь общества
Влияние модернизма
Художественный авангард начала ХХ века (такие движения как футуризм, абстракционизм, конструктивизм, дадаизм, экспрессионизм) уделял огромное внимание возможностям техники и технологий в современном искусстве. Ещё в первые десятилетия ХХ века итальянские футуристы и русские конструктивисты возвели технику в ранг высшего культурного достижения. Модернизмом принято называть художественный авангард вкупе с его влиянием на культуру и искусство ХХ века.
Видимо неслучайно после Второй мировой войны художники все активнее проявляли интерес к достижениям науки и технологий, идеям кибернетики, теории информации, физике и другим наукам. У этого движения был и чисто идеологический настрой: бороться с катастрофичностью технологий на службе военных можно только силами искусства, использующего те же технологии. Художники искали возможность вернуть надежду в технологии как инструмент творчества creative medium.
В музыкальной культуре это движение проявилось в творчестве таких композиторов как Эдгар Варез, Карл Штокхаузен и Джон Кейдж, которые привнесли в музыку индустриальные шумовые элементы и активно использовали аудиомонтаж. Их новаторство вызвало к жизни целые направления в современной электронной, электроакустической и танцевальной музыке.
Не отстали от музыки пластические и визуальные искусства. Кибернетическая скульптура 1950–1960-х годов положила начало интерактивному оживлению скульптурных объектов в работах Эдварда Игнатовича и Гордона Паска, а алгоритмическая живопись (Ч. Шури, М. Нолл) стала основой компьютерной графики.
Первая масштабная выставка кибернетического искусства прошла в Лондоне в 1969 году. На ней были собраны работы техно-модернистов, которые охватили самые разные сферы художественного творчества: поэзию, скульптуру, живопись, музыку.
Современная цифровая культура
В этом разделе мы кратко обсудим собственно феномены цифровой культуры и попытаемся определить ключевые элементы конвергенции цифровых технологий.
Что такое модернизм
Модернизм – что значит это слово?
Модернизм (с лат. modernus — «современный») — течение конца XIX — начала XX века, затронувшее все сферы искусства. Отличительной чертой модернизма стал отказ от традиций прошлых лет и постоянный поиск новых методов в творчестве.
Модернизм в искусстве
Модернизм оказал огромное влияние на все искусство в целом. Перемены, которые наступили в это время, не просто изменили некоторые жанры, но перевернули саму парадигму искусства. Претерпев стадию полного неприятия, модернистские течения доказали свою состоятельность, и заняли доминирующее положение в европейской живописи, музыке, литературе и архитектуре на целый век.
К модернизму причисляют:
Модернизм в изобразительном искусстве
Модернизм в живописи наиболее богат на направления. Ответвлениями модернизма считаются:
Художники модернизма:
Модернизм в литературе
Модернизм в области литературы сменил собой классический роман реализма. Писатели устали от стандартного описания быта художественных персонажей и стремились к чему-то новому. В начале XX века в Англии зарождается новая форма повествования — поток сознания. Произведения такого плана не имеют выраженной сюжетной линии, а имитируют мысли, возникающие в головах героев. У истоков формы стояла группа Блумсбери.
Значительное влияние на литературу оказали ужасы Первой мировой войны. Военная тематика и описания потерянного поколения ярче всего видны в романах Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Черный обелиск», Э. Хэмингуэя «Прощай, оружие» и К. Воннегута «Бойня №5».
Для модернизма характерно влияние философии и психологии. Идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и К. Юнга можно отыскать в произведениях множества литераторов того времени.
Писатели модернисты:
Модернизм в архитектуре
Начало XX века — время внедрения модернизма в архитектуру. В этот период на смену прошлым стилям приходит полное обновление конструкций и самой формы архитектурных объектов. В Германии на первый план выходит баухаус, в России — рационализм и конструктивизм.
Общие популярные стили для всей Европы:
Известные архитекторы модернизма:
Модернизм в музыке
Характерной чертой музыкального модернизма было повышенное внимание к общемировому научному культурному прогрессу. Музыканты стремились изменить сам облик музыки, внедряя в свои произведения инновационные приемы, не используемые ранее. Для модернистов от музыки характерна позитивная оценка популяризации в общества массовости культуры и тенденции к урбанизации.
Переходным этапом от романтизма к модернизму считают творчество Густава Малера. Среди других влиятельных композиторов модернизма:
Модернизм: основные тенденции в двадцатом веке
“Много кризисов искусство пережило за свою историю. но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при глубочацших потрясениях в тысячелетних его основах. ” Николай Бердяев, “Кризис искусства”.
Прошедший двадцатый век стал во многих отношениях уникальным в истории человечества. Век полетов в космос и мировых войн, век пенициллина и ядерной бомбы, век Эйнштейна и Гитлера. В области искусства он подарил миру небывалое разнообразие направлений и оригинальность творческого поиска. Артистическая жизнь была настолько бурной, что счет течениям шел на десятки, а художественные открытия, им сопутствующие, имели поистине новаторский характер.
Одним из типичных образов мирового искусства стал маленький человек, не способный отстоять свое достоинство и превратившийся в один из винтиков гигантской машинерии. Его мучает бессмысленность жизни, преследует безнадежность и подстерегает отчаяние. Распад духовных ценностей и снижение нравственных ориентиров, характерных для этих персонажей, ярко отражены в романах Габриэля Гарсия Маркеса и пьесах Самуэля Беккета, новеллах Франца Кафки и операх Альбана Берга, кинофильмах Федерико Феллини и поэмах Томаса Элиота.
Наряду с наукой и религией программа Просвещения особо затронула такую важную сферу деятельности, как художественное творчество. Как заметил современный немецкий философ Юрген Хабермас, “проект Просвещения, сформулированный просветителями в восемнадцатом веке, состоял в их стремлении создать объективную науку, универсальную мораль и право и автономное искусство, исходя из их внутренней логики развития.” Стремясь к провозглашенной в качестве идеала тотальной автономии, искусство модерна в двадцатом столетии пришло к пересмотру трёх наиболее важных принципов искусства. Мастера модернизма переосмыслили традиционное соотношение между изобразительными средствами и предметом искусства. Они выработали также новое понимание роли автора в создании произведения искусства. И, наконец, они пришли к перемене во взглядах на взаимоотношение искусства и жизни. Эти три черты и составляют, по моему мнению, смысл эволюции модернизма в двадцатом веке. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Пересмотр традиционного отношения между изобразительными средствами и предметом искусства в Европейской культуре был начат в девятнадцатом веке. В живописи его воплотил художник-импрессионист Эдуардом Манэ, чьи картины запечатлели не столько внешний мир, сколько ощущения и переживания их автора. Импрессионизм, ставший популярным у европейской публики в конце девятнадцатого века, радикально изменил взгляды на живопись и привел к отказу от художественных стандартов, введенных еще в эпоху Возрождения. Согласно этим правилам, живописное полотно служит для зрителя окном в трехмерную реальность и поэтому должно копировать ее свойства в том виде, как они явлены человеческому взору. Изобретенная в девятнадцатом веке фотография подтвердила правильность перспективы, открытой и освоенной мастерами Возрождения. В то же время распространение фотографии потеснило саму живопись и вынудило художников искать иные основания для своего искусства. В результате, с легкой руки импрессионистов, они постепенно отказались от слепого подражания физическому миру и обратились к двухмерной природе живописного полотна.
Следующий шаг на пути к отказу от зеркального отражения мира был сделан в кубизме и футуризме. Эти два течения, пережившие расцвет на заре двадцатого века до первой Мировой войны, показали как можно визуально воплотить не материальную и не субъективную, а теперь уже концептуальную реальность. Техника цветоделения и разложения форм, столь излюбленная футуристами и кубистами, ставила своей целью проникнуть за психофизические покровы и выразить предельную сущность бытия. Для футуристов этой основой существования являлся “жизненный порыв”, еlan vital французского философа Анри Бергсона, неиссякаемый источник круговращения жизни. Футуристы передавали мощь этого вселенского вихря, его затягивающий круговорот, размывающий четкие очертания предметов и стирающий границы между людьми, переливающимися в их картинах один в другого. В отличии от динамичного, опирающегося на интуитивное постижение мира футуризма, искусство кубизма было более аналитично и статично. Однако, и кубисты, расчленяя в своих изобразительных опытах предметы и тела на геометрические фигуры, были тоже поглощены стремлением, как писал Бердяев, “добраться до скелета вещей, до твёрдых форм, скрытых за размягчёнными покровами”.
Пабло Пикассо, «Дамы из Авиньона», 1907.
Позднее, в интервью журналистам, Пикассо признавал влияние африканского искусства на свое творчество. Он подчеркивал, однако, что африканский примитивизм оказался ему близок не своими формальными приемами, а той спиритуалистской функцией, которую он выполнял в архаическом обществе. Вот что Пикассо говорил, к примеру, о своем посещении Музея Трокадеро в Париже (ныне Музей Человека), где была выставлена коллекция африканских масок:
Сюрреализм и был основан в середине двадцатых годов Андре Бретоном как раз с целью раскрепостить подсознание путем разнообразных приемов, призванных ограничить или вовсе исключить из творческого процесса разумную волю человека. Практика этого течения в литературе и искусстве, ставшего модным в Европе в период между мировыми войнами, как известно, выросла из освоения психоаналитических концепций Зигмунда Фрейда, с которыми Бретон, врач по образованию, был хорошо знаком. Сюрреалисты претворяли подсознательные импульсы в произведения искусства при помощи специально разработанной техники автоматизма, противопоставляемой ими сознательному творчеству. Писатель или художник, применяющий автоматизм, был призван, как в древних религиях шаман, очистить свое сознание, выйти из-под контроля разума и вместить в себя парадоксальный и устрашающий мир бессознательных импульсов. По сути, речь шла уже не о художественной одаренности, а о психологическом тренинге, доступном любому человеку. Каждый мог заняться искусством, если у него хватало решимости остаться наедине с запретными желаниями своей души.
Лишение художника-творца ореола избранности, завещанного романтиками, нашло живой отклик в модернистском искусстве второй половины столетия. Воодушевленные опытом сюрреалистов, абстрактные экспрессионисты в послевоенной Америке принялись проторять новые пути, ведущие в лабиринт бессознательного. При этом некоторые приемы, используемые ими, имели лишь косвенное отношение к традиционному искусству. Одним из кумиров абстрактного экспрессионизма или, как его еще называли, “живописи действия” (action-painting) был Джексон Поллок. Вслед за сюрреалистами он отдавал предпочтение процессу создания картины, а не его конечному результату, и вместо старомодного рисования любил, к примеру, беспорядочно разбрызгивать краски по холсту.
Василий Кандинский, «Композиция №6», 1913.
Теургический идеал романтиков был направлен на объединение различных искусств и обогащение жизни их синтезом. Более того, в теургии сама жизнь должна была раствориться в искусстве, чтобы стать одним из голосов в многоголосом хоре всеединого творчества. В модернизме же идея слияния искусства и жизни напротив проникнута духом не единения, а разделения, различения или, выражаясь новейшим термином, деконструкции. Срывая одну из своих оболочек за другой, искусство постепенно растворяется в жизни, сливается с ней, поскольку не остается уже ничего, что отличало бы одно от другого.
Тенденция эта наметилась уже в начале века и отчетливо проявилась в таком течении, как дадаизм. Дадаизм возник во время первой Мировой войны в нейтральном Цюрихе в Швейцарии, а после её окончания получил широкое распространение в Европе. Движение дада было спонтанной реакцией европейцев на безнравственность и ужасы войны. Участники его выражали презрение к устоявшимся институтам европейской культуры, виновным, по их мнению, в развязывании бессмысленной бойни. Свой протест они облачали в форму насмешки, пародии и абсурдистской позы, призванных развенчать столь ненавистные им традиционные ценности.
За фасадом балаганного бунтарства дадаистов скрывалось, однако, более глубокое и вполне серьезное намерение. Речь шла о переосмыслении самой природы творческого акта и о придании статуса произведений искусства предметам повседневной жизни. Один из кумиров дадаизма, француз Марсель Дюшан, оказавший своим творчеством сильное влияние на модернизм двадцатого века, открыл тогда свои, ставшие впоследствие знаменитыми, “найденные объекты”. Эти объекты, или ready-mades, состояли из обыденных вещей вроде унитаза или вешалки для шляп. Дюшан изымал их из бытовой обстановки и предлагал в качестве произведений искусства на выставках. Вскоре Дюшан довёл свои дадаистские эксперименты до их естественного завершения. Он вовсе отверг искусство и всерьёз увлёкся игрой в шахматы.
Экстравагантные выходки француза, однако, не только не были преданы забвению, но напротив, нашли благодарных последователей во второй половине столетия. Появление и эпидемическое распространение в шестидесятые годы такого течения, как концептуализм увенчали усилия Дюшана, направленные на капитуляцию искусства перед жизнью. Вслед за своим мастером, концептуалисты полагали, что истинную сущность творчества составляют не артистическое мастерство и филигранная техника, а одни лишь идеи или концепты. Материальное же их воплощение, если и играет какую-либо роль, то весьма второстепенную. Деятельность концептуалистов поэтому была необычайно разнообразна и полна неожиданных экспериментов. Простиралась она от передачи телепатических сообщений до фотографирования невидимых газов в атмосфере. В сущности, любая, даже откровенно бессмысленная акция, могла быть возведена в ранг искусства, если провозглашалась таковой ее организатором. Так на закате века модернизм смог добиться полной автономии от казавшихся еще недавно незыблемыми принципов искусства и окончательно растворился в водовороте жизни.
Подведем некоторые итоги. Надо признать, что двадцатый век имел решающее значение для развития модернизма. Следуя заветам Просвещения, сторонники модерна продемонстрировали внутреннюю логику своей программы и реализовали проект абсолютной автономии искусства. Пришедший на смену концептуализму постмодернизм стремится открыть уже иную, новую страницу в современной культуре. Сама приставка “пост” подразумевает тут, что миссия модернизма исчерпана, а идеалы модернистского искусства превзойдены.
Не будем оспаривать важность этой миссии и благородство идеалов. Сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, что искусство должно быть свободным. И все же, как заметил Николай Бердяев, «автономия искусства совсем не означает того, что художественное творчество может или должно быть оторвано от духовной жизни и от духовного развития человека. Свобода не есть пустота. Свободное искусство вырастает из духовной глубины человека, как свободный плод. И глубоко и ценно лишь то искусство, в котором чувствуется эта глубина».
Смогло ли модернистское искусство, достигнув полной автономии, стать более глубоким? И сумеют ли его преемники на ниве постмодерна заполнить разрастающуюся духовную пустоту? Исчерпывающий ответ на эти вопросы даст только время. А пока что авангардное искусство продолжает повергать любопытного зрителя в недоумение, которое не способны рассеять никакие, даже самые хитроумные доводы искушенных знатоков.
Видео-версия статьи на моем канале в Ютюбе MISHA IMPOSSIBLE. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и жмите на колокольчик, чтобы получать уведомления о новых поступлениях.
Модернизм в искусстве. Особенности и влияние
Рождение модернизма обозначило важный водораздел в развитии художественного сознания, глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это не обернулось, однако, появлением нового всеобъемлющего стиля, становлением приемов выразительности, ведущих к созданию устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, культура модернизма явила многообразие мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков. Принципиальная специфика художественных процессов модернизма состояла в том, что разнородные художественные течения развивались в его рамках не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимались как равноправные.
Узел проблем, с особой силой потрясших традиционные устои культуры и искусства нач. 20 в. и породивших искусство модернизма, можно определить как кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие психоанализа) не вооружила, а разоружила человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего. Фр. писательница и критик Н. Саррот точно обозначила искусство модернизма как «эру прозренья», вызванную падением доверия к языку традиционных художественных форм со стороны как творцов, так и публики. Привычные опыты «выстроенных рассказов» стали казаться верхним слоем, маскирующим действительность вместо того, чтобы обнажать ее. Точно прорисованные персонажи в традиции старого романа были уже не способны вобрать в себя реальность. Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождался от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремился в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность.
Художественная практика модернизма породила идеи о «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности», о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая их из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов и т.д. самих по себе. Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое, рядоположенное неопределимости самой жизни. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерная новая художественная оптика отказалась от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов.
Вторжение «неклассических форм» в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика кон. 19 в. Безусловно, модернизму был присущ пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был также созидательной работой, своего рода «культурной ретортой». Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, М. Пруста, В. Кандинского, Дж. Джойса, М. Шагала и др. авторов, не наследующих формы классического искусства, была направлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, предопределяла бросок в будущее. Модернизм строит свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы. Эти усилия потребовали колоссальной работы, приведшей в итоге к установлению новых отношений человека и мира.
Модернизм в живописи — иное прочтение реальности
Модернизм появился в западной культуре в конце XIX века и получил свое развитие в начале следующего столетия. Этот период вошел в историю искусства и, в частности, живописи как чрезвычайно плодотворный и наполненный новыми открытиями, хотя в сознании современников он ассоциировался с упадком. Модернизм эволюционировал на волне отрицания классического наследия и невероятно расширил и обогатил художественный язык живописи.
Модернизм стал прямым отражением социальных процессов, проходящих в обществе. Темпы жизни ускорялись, прежние идеалы стремительно устаревали, а новые только создавались. Художников преследовали ощущение пустоты и чувство тревоги, и спасение они искали в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами искусства.
Что такое модернизм, характерные черты и особенности стиля
Модернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира живописца. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира. На смену выверенным веками приемам пришел эксперимент.
Главной ценностью считалось самовыражение, которое стало философией модернизма. Адепты новых течений считали, что искусство прошлого с его ограниченностью и рационализмом ведут живопись в тупик, и только абсолютно новаторские и порой абсурдные приемы способны вдохнуть новую жизнь в творчество.
Модернизм — это совокупность множества направлений, получивших свое развитие в первой половине XX века, в их число входят:
Живопись модернистов объединяла общая черта — художники по-новому подавали привычные образы, что выражалось в нестандартных формах, линейной композиции, сложном ритме и неожиданных цветовых сочетаниях.
Направления в модернизме, известные художники-модернисты
Искусствоведы спорят о точном времени зарождения стиля. В череду событий, которые можно назвать точкой отсчета для развития модернизма, входит «Салон отверженных», работавший в Париже с 1863 года. В экспозицию принимали работы, отвергнутые жюри официального салона. Публика ходила на выставку посмеяться над необычными картинами художников. В частности, жесткой критике была подвергнута работа Эдуарда Мане (Edouard Manet) «Завтрак на траве».
Первым течением в модернистском искусстве в начале XX века стал фовизм. Термин был впервые употреблен французской критикой в отношении творчества группы молодых художников, куда входили:
Живописцы не пропагандировали определенную эстетическую программу, но формально выступали против методов и приемов импрессионистов, что выражалось в примитивизме форм, остроте композиционных решений, стремлении к яркому цвету, пренебрежении линейной перспективой.
Кубизм возник чуть позднее фовизма, его основоположниками считаются Жорж Брак (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Художники взяли за основу постулат Сезанна о том, что в основе любого предмета лежат геометрические формы и развили его в своем творчестве. Картины кубистов представляют собой фантастическую реальность, созданную воображением художника. Вещи предстают в виде комбинаций отдельных частей, а плоскости сдвигаются. Главным критерием оценки произведений для кубистов было геометрическое совершенство изображения.
Первые работы футуристов появились в 1909 году. Художники противопоставляли технику и человека и стремились передать в своих произведениях переполненность сознания современников впечатлениями. Главным героем произведений стало время, его стремительный ритм они передавали через раздробленность зрительного образа, хаотичный ритм и многократное повторение движений тел и предметов. К футуризму примкнули многие заметные художники Италии:
Сюрреализм главным в искусстве провозгласил бессознательное начало и поставил своей целью пробудить ассоциативное мышление зрителей. Течение зародилось во Франции в 1920-е годы и развивалось в двух направлениях. Одни живописцы создавали шедевры с абстрактными образами и произвольными формами — таковы работы Андре Массона (Andre Masson), Макса Эрнста (Max Ernst), Хоана Миро (Joan Miro).
Другая группа сюрреалистов во главе с Сальвадором Дали (Salvador Dali) сосредоточилась на тщательном воспроизведении образов, возникающих в подсознании. Картины мастеров отличает точность изображения, скрупулезная прорисовка деталей и выверенная перспектива, характерная для академической живописи. Лейтмотивом творчества Дали стала фантастика абсурда с парадоксальными сочетаниями форм и зрительной неустойчивостью объектов.
Абстракционизм получил свое развитие после 1910 года. Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire) назвал его «искусством, не имеющим более никакого внешнего сюжета, а только сюжет внутренний». Основоположником направления стал Василий Кандинский, работы которого в этот период окончательно утратили связь с реальным миром, но при этом чрезвычайно содержательны, эмоциональны и проникнуты динамикой настоящей жизни.
Ярким представителем рационального направления беспредметной живописи стал Казимир Малевич, который в своих композициях стремился создать мир холодной гармонии, воплощенный в геометрических формах. Чистейшей формулой живописной абстракции стала его работа «Черный квадрат», где художнику удалось передать саму суть пространства, лишенного масштаба и протяженности.
Начало течению экспрессионистов было положено немецкими художниками в первой четверти XX века. Первые представители направления — Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), Эрих Хеккель (Erich Heckel), Отто Мюллер (Otto Mueller) — входили в группу «Мост», созданную в 1905 году в Дрездене. Целью живописцев стал поиск начала, объединяющего духовную и общественную жизнь. Эмоциональное состояние творцов находило свое отражение в импровизации, искажении реальных пропорций. Основным способом передачи пространства в картинах экспрессионистов стал цвет.
Разгоревшиеся военные конфликты в Европе конца 1930-х годов замедлили развитие модернистского искусства и прервали связь национальных школ живописи. Многие начинания художников первой половины двадцатого столетия остановились, едва начавшись. Модернизм оказал колоссальное влияние на эволюцию искусства, а творчество мастеров той эпохи вызывает неподдельное восхищение у современного зрителя.
Цена на произведения основоположников фовизма, экспрессионизма, футуризма на мировых аукционах живописи поднимается до астрономических сумм. В каталоге Very Important Lot вы найдете как антикварные работы, так и картины современных художников-модернистов.