мирская жизнь всего лишь игра и потеха коран
Мирская жизнь всего лишь игра и потеха коран
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Что наша жизнь? Игра.
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Именно об этом Аллах неоднократно упоминает в священном Коране:
«Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и забава, украшение и похвальба между вами, а также соревнование в обилии богатств и детей. Она подобна дождю, растения от которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они становятся трухой. А в будущей жизни есть как тяжкие мучения, так и прощение от Аллаха и (Его) довольство. Мирская жизнь — не что иное, как предмет обольщения» (Коран, 57:20).
«Поистине, жизнь в этом мире – (только) игра и забава. А если вы уверуете (в Аллаха и Его Посланника) и будете богобоязненны, Он дарует вам ваши награды и не попросит у вас (всего) имущества (для пожертвований)» (Коран, 47:36).
«И земная жизнь есть ничто иное, как игра и забава; а обитель вечности лучше для тех, которые богобоязненны. Неужели вы не уразумеете?» (Коран, 6:32).
Почему же жизнь великого множества людей в этом мире является лишь игрой? Для начала сравним определения понятий «игра» и «труд» в «Энциклопедическом словаре»:
«ИГРА – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе».
«ТРУД – целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей».
Итак, в игры человек играет ради самого процесса (помните лозунг: «Главное не победа, а участие»?), тогда как трудом он занят для достижения каких-то важных и долговечных результатов. Без игр прожить можно, а без труда «не выловить и рыбку из пруда», т.е. не раздобыть себе даже элементарных средств к жизни. Именно поэтому народные пословицы во всём мире поощряют труд и клеймят бесполезные занятия.
Те, кто нашёл ясный ответ на этот вопрос, поймут и то, почему Аллах назвал мирскую жизнь неверных игрой, а не трудом. Ведь большинство людей живут, не помышляя об их участи в загробном мире; все их старания нацелены на достижение временных успехов земной жизни – подобно тому, как игроки в шахматы, домино, бильярд думают лишь о победе (или хотя бы о достойном участии) в той партии, которой они увлечены. Мало того, эта их игра является азартной – забыв Аллаха и Его шариат, неверные жестоко конкурируют друг с другом за место под солнцем, которое они рано или поздно потеряют (или при жизни, или со смертью):
«Воистину, Шайтан желает лишь заронить среди вас вражду и ненависть с помощью опьяняющих напитков и азартных игр и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?» (Коран, 5:91).
Жизни-игре противостоит жизнь-труд, которая имеет целью вечное счастье в Раю (см. Искренность в Исламе):
«Скажи: «Это (адские муки) лучше или же Сад вечности, который обещан богобоязненным и будет им воздаянием и местом прибытия? В нём для них (готово) всё, что они пожелают, и они (останутся там) навечно»» (Коран, 25:15-16).
«Мы одаряем Своей милостью, кого пожелаем, и не теряем вознаграждения творящих добро» (Коран, 12:56).
Поэтому правоверные мусульмане в полной мере заслуживают названия «трудящейся части человечества»; даже те их занятия, которые внешне имеют форму игры и отдыха, входят в рамки труда, нацеленного на обретение награды Аллаха (см. также Спорт в Исламе). Передают, что (однажды) люди из числа сподвижников Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), пришли к нему и сказали Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
««O Посланник Аллаха, обладатели богатств получат все награды, ведь они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) они ещё и раздают милостыню от излишков своего богатства!» (На это он) сказал: «A разве для вас Аллах не приготовил того, что вы можете раздавать в качестве милостыни? Поистинe, милостыней для вас будет каждое прославление (Аллаха), и каждое возвеличивание, и каждое восхваление, и каждое произнесeние слов: “Нет бога, кроме Аллаха”, и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и даже половая близость (с женой) для каждого из вас станет милостыней». (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, неужели за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!» Он сказал: «Скажите, если бы кто-нибудь из вас совокупился запретным (образом), понёс бы он наказание? Но точно также, если он совокупился дозволенным образом, то получит награду»» (Муслим).
В другом хадисе он сообщил:
«. когда ты примиряешь двух (поссорившихся людей) – это милостыня, и помогаешь человеку, подсаживая его на верховое животное или подавая ему его поклажу, – милостыня, и доброе слово – милостыня, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) милостыня, и когда устраняешь с пути то, что причиняет вред (людям,) – милостыня» (аль-Бухари, Муслим).
И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.
Мирская жизнь всего лишь игра и потеха коран
Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что земная жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение, и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения, и прощение от Аллаха, и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (сура 57 «Железо», аят 20).
Всевышний Аллах привёл несколько сравнений, призванных показать, что земная жизнь — это цветок, который быстро увядает, и это преходящее (временное) благо. Он сказал: «Она подобна дождю». Подразумевается дождь, который идёт после того, как люди уже отчаялись дождаться дождя. Как сказал Всевышний Аллах: «Он — Тот, Кто ниспосылает дождь после того, как они отчаиваются» (сура 42 «Совет», аят 28). И Всевышний Аллах сказал: «Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей». То есть мир этот восхищает неверующих так же, как восхищают сеятелей всходы, появившиеся после долгожданного дождя. Они больше всех алчут этого и сильнее всех склоняются к этому. «Но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху». Эти растения засыхают и становятся жёлтыми, после того как были свежими и зелёными, и превращаются в солому, труху. Так и мир этот. Сначала он подобен молодой девушке, но постепенно уподобляется уродливой старухе. И человек в период своей молодости юн и свеж, прекрасно выглядит — но постепенно стареет и меняется, теряя часть своей силы и в конце концов превращается в дряхлого старика, слабого, малоподвижного, которому оказываются не под силу многие простые действия. Как сказал Всевышний Аллах: «Аллах — Тот, Кто создаёт вас слабыми. После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий, Всемогущий» (сура 30 «Румы», аят 54).
Поскольку это сравнение свидетельствует о том, что этот мир вскоре исчезнет, и это непременно произойдёт, Всевышний Аллах предостерегает от мира этого и побуждает к благому из того, что есть в нём. Всевышний Аллах сказал: «А в Последней жизни есть тяжкие мучения, и прощение от Аллаха, и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (сура 57 «Железо», аят 20). В мире вечном человека ожидает либо то, либо другое, то есть либо мучительное наказание, либо прощение от Аллаха и довольство.
И Всевышний Аллах сказал: «Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (сура 57 «Железо», аят 20). То есть это всего лишь наслаждения, которыми обольщаются те, кто привязывается к миру этому. Такие люди обольщаются миром этим, и он приводит их в восхищение, и они начинают считать, что нет никакой иной обители, кроме мира этого, и не будет никакого воскрешения. А на самом деле мир этот ничтожен по сравнению с миром вечным» [Ибн Касир. Тафсир].
Ибн Касир сказал: «Всевышний Аллах сказал: о Мухаммад, приведи людям в качестве примера земную жизнь с её непостоянством, тленностью и исчезновением: это подобно тому, как Мы ниспослали с неба воду, и она смешалась с растениями земли — точнее, с семенами, которые прорастают, растут и покрываются цветами, они прекрасны и свежи. А потом, после всего этого, они превращаются в солому, которую ветер развеивает на все четыре стороны. Аллах может всё, то есть Он способен сделать и то, и это, и часто Аллах приводит именно такое сравнение, чтобы показать сущность мира этого» [Ибн Касир. Тафсир].
Всевышний Аллах сказал: «Земная жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и с которой смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а её жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает её ночью или днём. Мы превращаем её в жнивьё, словно не была она ещё вчера изобильной. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих» (сура 10 «Юнус», аят 24). Ибн аль-Каййим сказал: «Всевышний Аллах сравнил эту жизнь — которая приукрашивается в глазах смотрящего и обольщает его своими украшениями, и он склоняется к ней, и желает её, и обольщается ею, и когда он начинает считать, что завладел ею и обрёл власть над ней, он вдруг лишается её, и она внезапно, как раз тогда, когда он больше всего нуждается в ней, становится недоступной для него — Он сравнил её с землёй, на которую выпадает дождь, отчего она покрывается прекрасными растениями, вид которых привлекает и радует смотрящего, и он обольщается ими, и ему кажется, что они — в его власти. Но с ними случается предопределённое Аллахом, и их внезапно постигает какая-нибудь язва, и от них ничего не остаётся, будто их вообще не было. И человек разочаровывается и остаётся с пустыми руками. Так же и мир этот — и тот, кто привязывается к нему и полагается на него. И это одно из самых доходчивых уподоблений и аналогий» [И‘лям аль-мувакки‘ин].
Всевышний Аллах сказал: «Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (сура 29 «Паук», аят 64). «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие земной жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 14).
Абу Са‘ид аль-Худри также передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, этот мир — сладок и свеж, и, поистине, Аллах сделал вас наместниками в нём и смотрит, что вы делаете. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо поистине, первым искушением израильтян были женщины!» [Муслим, 2742].
‘Абдаллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот мир — преходящее благо, и лучшее из того, что можно приобрести в этом мире, — праведная жена» [Муслим, 1467].
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что, проходя мимо дохлой овцы, брошенной владельцами, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, мир этот ничтожнее для Аллаха, чем эта овца — для её владельцев!» [Ахмад, 3039].
Сахль ибн Са‘д ас-Са‘иди передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, Он не дал бы неверующему из него и глотка воды» [Тирмизи, 2320].
А Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Мир этот — тюрьма для верующего и рай для неверующего» [Муслим, 2956].
Аль-Муставрид ибн Шаддад передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мир этот по сравнению с миром вечным словно палец, который один из вас погружает в море, — пусть посмотрит, с чем он вернётся» [Муслим, 2858].
Жизнь – игра?!
Толковый словарь русского языка в третьем пункте значений данного слова пишет: «Жизнь — это полнота проявления физических и духовных сил», а в четвертом — «период существования кого-либо от рождения до смерти»[1].
Теперь посмотрим, как ее (жизнь) трактовали, ощущали, понимали мудрецы и отдельные ученые мужи человеческой истории. Например:
«Вся наша жизнь уходит на то, чтобы научиться пользоваться ею» (П. Буаст).
«То, что получаем от жизни, прямо пропорционально (соразмерно) тому, что мы вкладываем в жизнь» (Г. Леман).
«Жизнь легче, чем кажется; нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое» (К. Норрис).
Дается жизнь не навсегда,
Жизнь — одноразовое чудо.
Мы все являемся сюда,
Чтобы навек отбыть отсюда.
«Жизнь не перестает быть забавной, когда мы умираем, и не перестает быть серьезной, когда мы смеемся» (Б. Шоу).
А теперь попробуем взглянуть на суть жизни, мирского бытия через призму Священного Корана, но лишь на одну ее грань (один из основных ее смыслов), не распыляясь на многое. Ведь лучше узнать и уместно применить что-то одно, нежели черпать информацию тоннами страниц, не спроецировав ни одной строки на реальную жизнь.
«Мирская жизнь не что иное, как игра и забава [легкомысленная серьезность, она не столь сложна и страшна, как мы это порой себе представляем, да и непостоянна. Это — игра ценою в вечную жизнь]. Вечная же обитель является наилучшим [там на самом деле жизнь со всеми теми радостями и уютом, к которым стремятся люди] для тех, кто набожен [кто нес в себе постулаты веры и был активен в праведном, кто оставил после себя хорошее наследие в мирском. Для тех, кто понял и нашел гармонию между земным и вечным, став счастливым в обоих мирах. Ведь через правильность в мирском идут к благополучию в вечном]. Разве вы не можете это понять (уяснить для себя)?!» (Св. Коран, 6:32).
«Мирская жизнь не что иное, как забава и игра [является таковой по сути своей, особенно когда человек ограничивается ею в мыслях, устремлениях и делах. В сравнении с вечностью она несерьезна. Учитывая ее тленность и быстротечность, подходить к ней следует обстоятельно и умело, дабы выиграть шанс на счастье земное и вечное]. А вот вечная [райская] обитель — это, воистину, жизнь [постоянная, полноценная, с ощущением того комфорта и спокойствия, которых так не хватает здесь, на земле]. Если б только люди знали! [Сколь было бы им на пользу, если бы они осознали это, верно выстроив пропорции мирского и вечного в своем отношении к происходящему, желаниях и усилиях!]» (Св. Коран, 29:64).
«Действительно, жизнь мирская — игра (развлечение, упражнение) [она похожа на партию в шахматы, где следует продумывать все на несколько шагов вперед, а при неверном ходе, отвлекаясь от сложного интеллектуального процесса, можно и проиграть] и забава [для тех, кто легкомыслен в своем отношении к ней; в их случае она похожа на увлечение, быстро проходящее, оставляющее после себя гнетущее чувство растерянности, сожаление о неверно реализованных силах и возможностях]. Если вы уверуете [сердцем] и будете набожны [осознанно сторонясь очевидных грехов и преступлений], то [Господь миров] непременно воздаст вам [многочисленными] благами [в земной обители и в вечной] и не попросит [всего], чем вы [временно] владеете. [Да, Он обязал вас выплачивать милостыню (закят), но не делает акцента на Им же Самим временно предоставленном вам достатке и средствах, ведь многие из вас очень скупы. Поймите, Он, Господь миров, никогда не нуждался и не нуждается в ваших благодеяниях и проявлениях щедрости! Любой ваш добрый поступок, в том числе материальные затраты на благо другим, близким вам или незнакомым, на пользу вам же самим — вернется в виде земных (здоровье, достаток, взаимопонимание с нужными вам людьми и т. п.) и в виде вечных благ (бесконечная благодать и великолепие Рая)[2]]» (Св. Коран, 47:36).
«Знайте же, что, поистине, жизнь мирская — (1) игра [где свои правила и где есть выигравшие и проигравшие; в ней присутствует немало пустого и бесполезного, на что не стоит тратить времени и сил]; (2) забава (развлечение) [в мирской обители много никчемного, а порой и греховного: игорные дома, пьяные застолья, ночные клубы, пляжные романы, бессмысленные и аморальные развлекательные передачи и т. п.]; (3) [ослепляющая и обманывающая вас порой] красота [а это — великолепные, но малополезные предметы фарса: раритетные или гоночные автомобили, яхты, частные самолеты с эксклюзивным дизайном; полные роскоши и неразумного изобилия элитные квартиры и особняки; дорогостоящая одежда и т. п. Посмотрев сквозь все это, проницательный человек легко может понять и уяснить никчемность роскоши подобного уровня, не говоря уже о том, что она зачастую сопряжена с посягательством на имущество и права других, с казнокрадством и обманом[3]], (4) горделивость (кичливость) друг перед другом [когда человек приобретает ту или иную дорогостоящую вещь не для уюта и удобства, а ради хвастовства, ощущения превосходства над другими, чтобы «утереть нос» соседу, компаньону или другу] и (5) накопительство [слепое приумножение] богатств[4], а также [горделивость] многочисленностью детей [когда родители гордятся не порядочностью, умом, образованностью, воспитанностью, набожностью и самостоятельностью своих чад, а тем лишь, что их много].
[И если представить себе мирскую жизнь образно, то] она подобна обильному дождю (ливню). Неверующие восхищаются растениями (урожаем), произрастающими после него, ведь все быстро созревает, но [через недолгий промежуток времени] сразу начинает желтеть (бледнеть), а затем гниет (или иссыхает, превращаясь в бесполезные остатки, сор, мусор, труху). [«Созревающие» мирские «плоды», возможности, достаток, силы нужно уметь вовремя и разумно «собрать», использовать, переведя в то, что полезно и доходно в мирском и в вечном. Но люди часто бывают ослеплены тем, что есть, забывая о том, что земное в скором времени уйдет, а вернется в виде записи в личном деле в Судный День — или грехами, или благодеяниями.]
В вечности [для грешников и безбожников предусмотрено] суровое наказание, [а для кого-то из числа уверовавших и набожных] — прощение от Господа и довольство.
Жизнь мирская — и нет сомнения в этом — предмет ослепления (самообольщения[5], тщеславия, высокомерия, гордости). [Она есть то, посредством чего вы можете быть обмануты, можете жестоко обмануться, купив за кровью и потом заработанные на протяжении десятилетий миллионы то, что не стоит и гроша[6]. От отдельных мирских благ и удовольствий человек может постепенно ослепнуть, переставая проницательно видеть сквозь них, теряя возможность анализировать, во что они превратятся в вечности: в райские плоды, неописуемые по красоте и вкусу, или в адские колючки, запиваемые кипятком Ада. Звучит непривычно, но одного из двух не избежать]»[7] (Св. Коран, 57:20).
Итак, жизнь — игра. Но это по сути своей не легкомысленная забава, а игра, требующая от нас взвешенного, серьезного подхода и неустанных тренировок. Ведь в ней будут и выигравшие, и проигравшие. Но мы ради своего же блага не имеем права проигрывать. Верующий относится к жизни спокойно, ровно, энергично, с радостью, но подход серьезен и чувство ответственности всегда при нем.
Ничто не удержать в руках навечно, кроме как переведя в иную категорию — во имя Аллаха (Бога), совершая тот или иной добрый поступок пред Ним, Господом миров, и на благо себе (но помня о человеческой ненасытности, зная меру в собственных желаниях и хотениях), родным, своему народу, единоверцам и вообще людям[8]. К тому же все по намерениям. Важны — целеустремленность[9], настрой и положительная, разумная активность, иногда — с двойным усилием, упорством. Дело осталось за малым — жить… достойно прожить. И больше на уровне души[10], намерений и фактических дел, нежели — масок, декораций и искусственных представлений; желаний или фантазий.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 306.
[2] «Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [себе на благо, мирское и вечное], а если совершаете что-то плохое, злое [развращаете, сеете раздор; осмеливаетесь посягнуть на честь, жизнь или имущество других], то — против самих же себя. [Вам лишь кажется, что вы помогаете другому, на самом деле вы помогаете самим себе. И вам лишь кажется, что вы вредите другим, на самом же деле пострадаете лишь вы сами, не от людского, так от Божьего правосудия]» (см. Св. Коран, 17:7).
[3] «Слишком много людей тратят деньги, которые они не заработали, чтобы купить вещи, которые им не нужны, дабы удивить людей, которые им не нравятся» (У. Смит).
[4] «Некоторые думают, что покупают наслаждение, а сами продают себя ему в рабство» (Б. Франклин).
[5] Самообольщение — обольщение себя приятными, но ложными мечтами, надеждами. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1144.
[6] Более подробно о смыслах данного аята говорится в моей лекции «Миллион за то, что не стоит и гроша» (14.01.2007) на 6-м диске CD-проповедей или на сайте umma.ru.
[7] Уметь мудро и искусно жить, преодолевая, достигая, не обманываясь и не ослепляясь, — непростой, но в результате работы над собою приобретаемый навык. Есть разные пути достижения успеха, обхода обмана и сохранения зрячести. Наилучшими помощниками в этом для человека, считаю, являются вера и интеллект.
[8] Помогая другим важно не превращать их посредством постоянной помощи и опеки в иждивенцев и паразитов, живущих за чужой счет.
[9] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) наставлял: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление)! Вы обязаны иметь цель (стремление) [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)». Последняя часть хадиса при подстрочном переводе звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, не отчаиваясь в помощи и милости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 180, хадис № 3013, «сахих».
Мирская жизнь как большая игра
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
То, как мы определяем жизнь, влияет на то, как мы к ней относимся. Если для нас это самая важная обитель, то и все, что здесь происходит, мы воспринимаем довольно серьезно, принимаем, как говорится, близко к сердцу. Такое отношение, конечно, сужает наш кругозор, ограничивает нас в возможности маневрирования и трезвого взгляда, который необходим для принятия разумных, выигрышных решений.
Но если мы принимаем жизнь как игру, то наше самоощущение меняется кардинальным образом. Возрастает уверенность, расширяется сознание, смотришь на трудности испытания с позиции победителя. Второй вариант – наиболее близок к реальности. Об этом нам сказано в Коране и Сунне. И возможно, напоминание о признаках игры поможет нам перейти от первого способа восприятия жизни ко второму.
Этот мир – временная обитель, каким бы долгим не казалось время, проведенное в нем. Часто мы «включаем» в сознание только то время, которое мы живем от рождения до предполагаемого времени смерти. Не заглядывая дальше, в вечность. А ведь вечность – это истина. Последующая жизнь – это истина. Не верит в нее только глупец и, простите за тавтологию, неверующий. Все Писания, пророки, посланники были посланы с целью предупреждения о будущей жизни, чтобы мы готовились и относились к происходящему как к чему-то временному, недолгосрочному. Как и всякая игра, мирская жизнь когда-нибудь закончится…
А пока… Как и в любой игре, нам приходится проходить через испытания. Но испытаниями служат не только трудности, но и блага, данные нам на пользование. Богатство, признание, имущество, потомство, знания, ибада, здоровье, силы и т.д. могут стать таким же испытанием, как и несчастья, голод, потери, душевные и физические страдания. Все это – условия игры. Всевышний Аллах говорит в Коране:
В другой суре также сказано:
«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше.
Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (сура «аль Кахф», «Пещера», аяты 7-8).
Правила мирской жизни «прописаны» в Коране и Сунне. То, что нам запрещено и то, что дозволено, что нужно соблюдать и чего остерегаться. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мир этот – тюрьма для верующего и рай для неверного» (Ахмад, Муслим, Тирмизи).
Имам ан-Навави сказал: «Каждый верующий является заключенным в мире этом, на которого возложены различные запреты и не простые обязанности. А когда он умирает, то избавляется и отдыхает от всего этого и возвращается к тому, что уготовил ему Всевышний Аллах из числа вечного блаженства, лишенного недостатка. Ну а что касается неверного, то для него лишь то, что уготовано ему в мире этом, несмотря на то, что его может постичь убийство или горесть мира этого. А когда он умрёт, то будет возвращен к вечному наказанию».
Любая игра предполагает вознаграждение. Мирская жизнь – та же игра, после которой каждый человек получит согласно своим заслугам. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 40) То, как мы жили, определяет нашу будущую жизнь. Если мы «играли по правилам», были праведными, честными, благодарными Создателю, то (ин шаа Аллах1) Всевышний щедро вознаградит нас. Если же мы нарушали «правила», пренебрегали приказами Всевышнего и заветами Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то наверняка наш конец будет не самым счастливым (если только Аллах не помилует нас).