мирская жизнь подобна тени
Мирская жизнь подобна тени
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Любовь к мирской жизни увлекает нас в потоке суеты и заставляет забыть о том, что действительно важно. Толкает на самые скверные поступки, которые разрушают веру, достоинство, отношения. Чтобы не допустить таких последствий, нам нужно почаще вспоминать слова Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, напоминающие о сути мирской жизни и тяготах любви к ней.
• «Мир этот и мир вечный можно сравнить с пальцем, который ты опускаешь в море и смотришь, с чем он вернется» (Муслим).
• «Земная жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (сура «Юнус», аяты 24-25).
• «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аяты 14-15).
• Рассказывают как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо мертвой овцы и сказал: «Вы видите как небрежно обошлись хозяева с этой овцой?» Ему ответили: «Конечно, даже бросили ее тут». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа: мирская жизнь значит для Аллаха еще меньше, чем эта овца для своих хозяев. И если бы она для Аллаха значила столько же, сколько крыло мухи, то Он бы не напоил неверующего и глотком воды». (Ахмад. Также передал Муслим с похожими словами).
• «Земная жизнь проклята, и проклято все, что в ней, кроме того, что для Аллаха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
• «Земная жизнь приятная и благоухающая. И Аллах оставил вас наместниками на ней и смотрит, как вы поступите. Поистине, сыны Исраиля, когда им были предоставлены все блага земной жизни, соблазнились украшениями, женщинами, благовониями и одеждами и заблудились» (Муслим, ан-Насаи).
Всевышний Аллах через Коран и Сунну предупредил Своих рабов об опасности чрезмерной увлеченностью мирской жизнью. В наше время, когда мы начали пользоваться удобствами и удовольствиями прогресса, иными словами, когда перед нами раскрывается многообразие мирских благ, это предупреждение особенно актуально. Потому что именно чрезмерная увлеченность (а не умеренное пользование дарами Аллаха) втягивают в водоворот грехов и заблуждений.
Так, от аль-Хасана передается: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к своим сподвижникам и сказал: «Кто-нибудь из вас хочет, чтобы Аллах избавил его от слепоты и вернул ему его зрение?
Сердце стремящегося к благам мирской жизни и возлагающего на нее большие и долгосрочные надежды Аллах ослепит по мере его привязанности к ней. А отрекшемуся от нее и не возлагающему на нее надежд Аллах даст знания без обучения и руководство. Поистине, после вас придут люди, которые смогут владеть имуществом и удерживать его только убийствами и жестокостью, богатством – посредством похвальбы и скупости, любовью – лишь через потакание своим желаниям.
И тот, кто доживет до того времени, но будет терпеливо переносить бедность, имея возможность быть богатым, стойко переносить ненависть, будучи способным заслужить любовь, терпеть унижение, будучи способным достичь величия – всем этим стремясь лишь к лику Всевышнего Аллаха, получит награду, равную награде пятидесяти правдивейших».
Пусть Всевышний не позволит нашим сердцам обмануться и сохранит их на истине и терпении!
Мирская жизнь подобна тени
Достоверно об Исламе запись закреплена
НИЧТОЖНОСТЬ МИРСКОЙ ЖИЗНИ
Всевышний Аллах сказал:
مَا عِندَكُمْ يَنفَدُ ۖ وَمَا عِندَ الله بَاقٍ ۗ وَلَنَجْزِيَنَّ ٱلَّذِينَ صَبَرُوٓا۟ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا۟ يَعْمَلُونَ
«То, что есть у вас [мирские блага], иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда. А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали». (Священный Кур’ан 16:96)
Всевышний Аллах сказал:
وَمَآ أُوتِيتُم مِّن شَىْءٍ فَمَتَٰعُ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا وَزِينَتُهَا ۚ وَمَا عِندَ الله خَيْرٌ وَأَبْقَىٰٓ ۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ
Всевышний сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ مَا لَكُمْ إِذَا قِيلَ لَكُمُ ٱنفِرُوا۟ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱثَّاقَلْتُمْ إِلَى ٱلْأَرْضِ ۚ أَرَضِيتُم بِٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا مِنَ ٱلْءَاخِرَةِ ۚ فَمَا مَتَٰعُ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا فِى ٱلْءَاخِرَةِ إِلَّا قَلِيلٌ
«О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно». (Священный Кур’ан 9:38)
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, все, что есть на земле, Мы (Аллах) сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. Воистину, все, что есть на земле, Мы (Аллах) превратим в безжизненный песок». (Священный Кур’ан 18:7-8)
Всевышний Аллах сказал:
ٱعْلَمُوٓا۟ أَنَّمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌۢ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِى ٱلْأَمْوَٰلِ وَٱلْأَوْلَٰدِ ۖ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ ٱلْكُفَّارَ نَبَاتُهُۥ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَىٰهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَٰمًا ۖ وَفِى ٱلْءَاخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ الله وَرِضْوَٰنٌ ۚ وَمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَآ إِلَّا مَتَٰعُ ٱلْغُرُورِ
▪ Всевышний Аллах сказал:
وَمَا هَٰذِهِ ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَآ إِلَّا لَهْوٌ وَلَعِبٌ ۚ وَإِنَّ ٱلدَّارَ ٱلْءَاخِرَةَ لَهِىَ ٱلْحَيَوَانُ ۚ لَوْ كَانُوا۟ يَعْلَمُونَ
▪ Всевышний Аллах сказал:
زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ ٱلشَّهَوَٰتِ مِنَ ٱلنِّسَآءِ وَٱلْبَنِينَ وَٱلْقَنَٰطِيرِ ٱلْمُقَنطَرَةِ مِنَ ٱلذَّهَبِ وَٱلْفِضَّةِ وَٱلْخَيْلِ ٱلْمُسَوَّمَةِ وَٱلْأَنْعَٰمِ وَٱلْحَرْثِ ۗ ذَٰلِكَ مَتَٰعُ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا ۖ وَٱلله عِندَهُۥ حُسْنُ ٱلْمَـَٔابِ قُلْ أَؤُنَبِّئُكُم بِخَيْرٍ مِّن ذَٰلِكُمْ ۚ لِلَّذِينَ ٱتَّقَوْا۟ عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّٰتٌ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَا وَأَزْوَٰجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَرِضْوَٰنٌ مِّنَ الله ۗ وَٱلله بَصِيرٌۢ بِٱلْعِبَادِ
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи (людям, о Мухаммад): «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха» Аллах видит рабов». (Священный Кур’ан 3:14-15)
▪ Всевышний Аллах сказал:
الله يَبْسُطُ ٱلرِّزْقَ لِمَن يَشَآءُ وَيَقْدِرُ ۚ وَفَرِحُوا۟ بِٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا وَمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا فِى ٱلْءَاخِرَةِ إِلَّا مَتَٰعٌ
قُلْ مَتَٰعُ ٱلدُّنْيَا قَلِيلٌ وَٱلْءَاخِرَةُ خَيْرٌ لِّمَنِ ٱتَّقَى
«Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен». (Священный Кур’ан 4:77)
▪ Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَىٰ مَا مَتَّعْنَا بِهِۦٓ أَزْوَٰجًا مِّنْهُمْ زَهْرَةَ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ ۚ وَرِزْقُ رَبِّكَ خَيْرٌ وَأَبْقَىٰ
▪ Всевышний Аллах сказал:
لَٰكِنِ ٱلَّذِينَ ٱتَّقَوْا۟ رَبَّهُمْ لَهُمْ جَنَّٰتٌ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَا نُزُلًا مِّنْ عِندِ الله ۗ وَمَا عِندَ الله خَيْرٌ لِّلْأَبْرَارِ
«Но для тех, которые боятся своего Господа (и выполняют то, что Он приказал, и оставляют то, что Он запретил), уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых». (Священный Кур’ан 3:198)
🔹Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!» (ат-Тирмизи 2320. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5292)
🔹 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) Пророк ﷺ шедший по рынку в сопровождении людей, которые находились справа и слева от него, (увидел) дохлого козлёнка с маленькими ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: “Кто из вас хочет (купить) это за дирхем?” (Люди) сказали: “Мы не хотим (покупать) его ни за (какие деньги), да и что нам делать с ним?” Он сказал: “А хотите ли вы, чтобы он достался вам?” (Люди) сказали: “Клянёмся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него маленькие уши, так что же сказать о дохлом?!” Тогда (пророк ﷺ) сказал: “Клянусь Аллахом, а мир этот ещё ничтожнее для Аллаха, чем этот (козлёнок) для вас!”» (Муслим 2957)
«Мир этот проклят и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что этому способствует, и знающего и приобретающего знания» (Ат-Тирмизи 2322. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1609).
Это значит, что удалены от милости Аллаха мир этот и всё, что в нём есть, кроме полезного знания, стремления приблизиться к Нему, поминания Аллаха и всего способствующего этому из того, что приближает к Всевышнему.
🔹 Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Клянусь Аллахом, (чтобы узнать,) что такое мир этот по отношению к Миру Вечному, пусть любой из вас сунет палец в море и посмотрит, что он оттуда вытащит» (Муслим 2858)
💭 Имам Ибн аль-Каййим сказал:
Для того чтобы убедиться в необходимости равнодушия к миру этому, достаточно этого аята: (Всевышний Аллах сказал: )
«Знаешь ли ты, что если Мы (Аллах) позволим им пользоваться благами многие годы, после чего к ним придёт [наказание], которое было обещано им, то всё, чем им было позволено пользоваться, ни от чего не спасёт их?» (сура 26 «Поэты», аяты 205-207) (См. Фаваид)
💭 Шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал:
. Всевышний Господь призвал Своих рабов проявлять умеренность в потреблении мирских благ и не обольщаться роскошью и богатством. Человек должен стремиться к Последней жизни, которая должна быть его единственной целью.
Золото и серебро, породистый скот и богатое убранство, красивые женщины и любящие дети, прекрасные яства и ароматные напитки, соблазнительные удовольствия и все остальные мирские прелести — всего лишь тленные мирские блага, которыми человек пользуется в течение короткого промежутка времени. Но даже пользуясь ими, он находит в них множество недостатков, потому что они зачастую приносят печаль и беспокойство.
Они приукрашивают человеческое бытие в течение короткого срока и даже наполняют душу гордостью и высокомерием, но вскоре человек лишается всех земных благ и осознает, что все эти прелести не принесли ему ничего, кроме печали, сожаления, разочарования и несчастья.
А если бы человек стремился благоустроить свою Последнюю жизнь, то непременно обрел бы вечные блага и спокойную жизнь в Райской обители своего Господа. Воистину, Райские блага лучше и долговечнее. Они превосходят мирские прелести не только качеством, но и количеством, и счастливые праведники будут наслаждаться ими вечно.
О люди! Неужели у вас не хватает ума для того, чтобы понять, какой из двух миров заслуживает предпочтения? Неужели вы не в состоянии уразуметь, ради какой жизни вам надлежит трудиться?
Это Кораническое откровение свидетельствует о том, что каждый человек делает выбор между земным миром и Последней жизни, опираясь на собственный разум. И если человек отказывается от Последней жизни и отдает предпочтение преходящему миру, то это свидетельствует о недостатке его ума. «
(См. Тафсир Абдур-Рахмана ас-Са’ди к суре 28, аяту 60)
Рассуждение тридцать восьмое. О мирском счастье
И мир преходит, и похоть его ( 1Ин.2:17 ).
Счастье мира сего есть собрание временных добр; как то: богатства, чести, любви, начальства, власти, и всего, что есть в мире высокое и великолепное.
Счастье мира сего есть непостоянно; кто ныне богат, заутра – убог; кто ныне славен, заутра – бесчестен; кто ныне свободен, заутра – пленник. Дионисий, Сиракузский Государь, изгнан будучи от царства, учил в Коринфе детей; что сие доказывает? – непостоянство счастья. Сифакс, Нумидийский царь, побеждён от Сципиона Римского, скончал жизнь свою в темнице; что сие являет? – непостоянство счастья. Алуцибиад, богатейший и сильнейший, сослан в ссылку; что сие доказывает? – непостоянство счастья. Поликрат, ничего в жизни противного не претерпевши, наконец, распят; что сие доказывает? – непостоянство счастья. Что, наконец, славнейший и богатейший Иов лишился всего имения, детей и собственного своего здравия, сие не есть ли доказательство непостоянства мирского счастья.
Счастье мира сего ослепляет человека так, что он никого лучше себя не ставит, и почитает себя бессмертным. Сезострис, Египетский Государь, везён был в одно время на позлащённой колеснице четырьмя царями полонёнными; один из них, оборачиваясь часто, смотрел на колесо; царь, приметив сие, вопросил его о причине; на который вопрос, он ответствовал: „я смотрю на спицы, из которых верхние бывают нижними, а нижние верхними, и рассуждаю о коловратности нашего счастья». Сезострис, сим умягчён будучи, свободу им даровал.
Счастье мира сего суетно, и надеющихся на оное, легкомысленными назвать можно. Они подобны спящему, державшему во сне в руках своих дорогую вещь, которая по возбуждении от сна в руках не обретается. Сон есть мирское счастье: много обещает хорошего, но не в самой вещи. Гоняющийся за славою мира сего подобен мальчику, гоняющемуся за своею тенью, и никогда её поймать не могущему. Насыщуся, – говорит Давид, – внегда явитимися славе твоей ( Пс.16:15 ). Сия слава в Боге не есть мирская; ибо слава мирская не насыщает, а слава Небесная, слава присносущная, на которую и Апостолы взирали с удивлением, – сия слава обитает превыше холмов. А кто не восходит на горы, и превыше гор, тот ею не наслаждается. Люди, предавшиеся миру, видят славу сию, но издалеча, точию с горы Фазги, то есть в созданиях; но славы Небесной сладкого мёда и млека Месопотамского не вкушают; ибо не возвышаются выше гор. Ползают по долине мира, и в блате похотей самопроизвольно валяются. Слава сия весьма отлична от мирской; но ах! сколь мало таковых, которые бы сбросив сию ненужную милоть, взлетали яко на небо, которые бы сим доказали одной превосходство, а другой суету. Одни точию Илии сие учинили. Понимал сие различие, хотя тёмно, и Диоген философ, который Александру Великому сказал: „твоя власть и слава или есть настоящая, или прошедшая, или будущая: ежели настоящая, то не долго будет продолжаться; ежели прошедшая, то она исчезла; ежели будущая, то какая мне в ней нужда?» Но при всём том он сидел всегда в бочке, – не на горах Сионских.
Блеск мирского счастья ослепляет нас, и как бы обвораживает. Оно представляет нам мирское злато, ка которое мы засматриваемся, а о злате земли Небесной не помышляем, которое есть доброе. Оно представляет нам многоразличные пищи и пития, и мы забываем хлеб Небесный и вино новое, которое обещал Христос предложить в Царствии Отца Своего: яко не и́мам пи́ти отныне от сего плода́ ло́знаго, до дне того́, егда́ е пию́ с вами но́во во царствии Отца моего ( Мф.26:29 ). Оно представляет нам сладость плотскую, и принуждает забывать имя сладчайшего Иисуса. Таким образом, мы отдаляемся от Христа, отходим на страну далече, подобно луне, которая во исполнении своём весьма далеко отстоит от солнца. Озаряемы сиянием мирской славы, не видим мы свет, о коем говорит Давид: даже до века не у́зрит света ( Пс.48:20 ). Не видим света, ибо ходим во тьме, бегая света, и утопая в тине гнусных похотей самовольно приходим во тьму кромешную даже до рода нечестивых отец своих ( Пс.48:20 ).
Примечать надобно, как счастье возносит человека. Давид из пастуха, сделался царём. Иосиф из раба – господином. Селевк, прежде Александра Великого скороход, после Сирии и Азии – повелитель. Максимин пас скот, но сделался Императором. Марциан, из кузнеца – кесарем. Маврикий, из нотария и писца – на Востоке возведён на престол. Василий кесарь, был прежде слугою у одного игумена; убивши Михаила Императора – стал Кесарем.
Примечать надобно, как счастье переменяется. Аман, первый Артаксерксов министр – повешен. Навал ныне счастлив, заутра – мёртв. Велизарий, коего прежде называли утехою Римского государства, наконец, сделавшись нищим, просил милостыни сими словами: „дайте милостыню Велизарию, коего храбрость возвысила, а зависть – ослепила». Крез богатейший – был пленником. Красса Парфяне, пленивши, налили ему в горло золота, почему он и понёс казнь, сребролюбия достойную. И подобными сим примерами древние времена и новые веки преисполнены.
Спрашивается: откуда бывает сие, что одни счастливы, a друге несчастливы? Удобное решение: от Бога. Сие делает Он, α) да покажет, что Он совершенный и праведный во всех сих дарах Господь, Коему никтоже может сказать: почто тако твориши? ß) Да покажет несходство в роде человеческом, и степени Божиего провидения, чудным порядком расположенные? γ) Чтобы люди учились просить счастья от единого Бога – всех благ подателя. δ) Дабы счастливые употребляли своё счастье в славу Божию, и для вспомоществования ближнему, а несчастливые пеклись бы о благочестии и скромности. ε) Дабы благочестивые знали, что добра мира сего суть ни добрые, ни худые; и что Бог оные дарует и злочестивым, а чрез сие научились бы не прилепляться к оным.
Ежели убо счастье мира сего есть непостоянно, то христианину гоняться за оным не прилично. Тень не заключает в себе вещи. Все добра мирские суть тень: истинная же вещь и нетленная есть добро вечное и Небесное. Христианин ли убо вверит мысли и душу свою мирскому счастью, сему непостоянному Евриппу? Христианин ли прилепится к тому, от чего и умные язычники бегали? В храме Соломоновом окна были из внутрь шире, а из вине у́же: сердце Христианина из внутрь должно быть пространнее ко принятию Святаго Духа, извне же – тесно ко вмещению любви к земным добрам. Изрядно о сем св. Григорий говорит: „плотские мысли столько от похотения плоти расширяются, сколько к приятию Святаго Духа в сердца наши уменьшают вход». Оставить убо должен христианин с Авраамом ( Быт.21 ) сродников и друзей, то есть мир сей и добра его, дабы на земле пожить мог спокойно, всегда имея с собою Бога. Ежели желаешь, чтоб Христос чрез веру в тебе обитал, и, чтобы вера была свидетельствуема любовью, то отдали сердце твоё от земли, подобно кораблю, в коем был Христос и учил народ ( Лк.5:3 ): ибо всяк, не возвышающийся от земных, и полагающий надежду свою в тленных добрах – погибает так, как вся тварь погибла во время потопа, кроме ковчега Ноева, кой носился по водам. Левиты, хотя вошли в землю обетованную, но собственного жилища не имели там ( Чис.18:20 ): так и ты, христианине, ничего присвоять себе в сей жизни не должен. Мы – путники и странники, как утверждает Павел: не и́мамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыску́ем ( Евр.13:14 ). Какая убо нужда нам в том, что нас в пути отягощает? Шествуя к вечности, мы несём с собою неудобоносимое иго богатства и суетной славы, и под сим своевольным крестом совсем ослабевая, – думаем окрылатеть аки орлы, и полететь даже до дому Божия. Превыше небес суть райские утехи: и мы ли – всегда долу поникшие, земная, а не горняя мудрствующие – надеемся получить оные себе в наследие? Там, в будущей жизни, дано будет наследие тем, кои в сей жизни ничего не имели; а имели одно только богатство добродетели: блаже́ни нищии духом: яко тех есть царствие небесное ( Мф.5:3 ) – Царствие небесное ну́дится, и ну́ждницы восхищают е ( Мф.11:12 ). Пойдём убо узкими вратами к Небесному Отечеству. Узкие врата вводят в Царство; широкие же врата – ведут в пагубу. Искать надобно того Царствия, которое состоит в получении Бога, в наслаждении вечными благими, в непременном спокойствии. Помышляй человече! о Небе, и так сам в себе читай: аще забуду тебе, Иерусалиме, забве́на бу́ди десни́ца моя; и аще не помяну тебе в начале веселия моего, прилипни язык мой гортани моему ( Пс.136:5 –).
Зри Златоуста и Иеронима, на 6-ю гл. Матфея.
Устремленность к вечной жизни / Примеры стремления к вечной жизни
Устремленность к вечной жизни
Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения. Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (Сура 57-«Железо», 20-21 аяты).
Всевышний Аллах также сказал: «О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (дьявол) не обольщает вас относительно Аллаха» (Сура 35-«Творец», 5 аят).
Аллах Всевышний также сказал: «Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?» (Сура 6-«Скот», 32 аят).
Также Всевышний Аллах сказал: «Мирская жизнь — всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (Сура 29-«Паук», 64 аят).
Всевышний также сказал: «Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять (во время пятничной проповеди). Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел»» (Сура 62-«Собрание», 11 аят).
Всевышний также сказал: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда. А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Сура 16-«Пчелы», 96 аят).
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заснул на циновке, а когда он встал(, оказалось, что) на боку его остались следы (от неё). Мы сказали: “О посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь!”, — (на что) он сказал: “Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его!”» (Ат-Тирмизи 2377. Ибн Маджах 4109. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 5668).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (место) в Раю (размером) с лук лучше того, над чем восходит и заходит солнце!» (Аль-Бухари 2793. Муслим 1882).
Сообщается, что Сахл ибн Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы находились с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Зуль-Хулейфе и увидели там дохлую овцу, нога которой задралась, — (на что) он сказал: «Как вы считаете она ничтожна для своего хозяина? Клянусь Тем, в Чьей длани мою душа, мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем эта для ее хозяина. Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!»» (Ибн Маджах 4110. Ат-Тирмизи 2320. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджах» 3334, «Сахих аль-Джами’» 5292).
Передают со слов аль-Мустаурида ибн Шаддада, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом! Земной мир по сравнению с последней жизнью подобен капле воды, которая остается на пальце, окунутом в море. Пусть посмотрит, что осталось на нем!» (Муслим 2858).
Всевышний также сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Сура 3-«Семейство Имрана», 133 аят).
Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «… О рабы Мои, поистине, это — только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» (Муслим 2577).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным, и когда вечером будет он верующим, а утром — неверным, продающим свою религию за мирские блага» (Муслим 118).
Всевышний Аллах сказал: «»…Неужели мы никогда не умрем после нашей первой смерти? Неужели мы никогда не будем подвергнуты мучениям?» Это и есть великое преуспеяние! Ради такого пусть трудятся труженики!» (Сура 37-«Стоящие в ряды», 58-61 аяты).
Примеры стремления к вечной жизни
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился по ночам (так долго), что его ступни даже покрывались трещинами. (Однажды) я спросила его: “Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?” (В ответ мне) он сказал: “Разве не хочу я быть благодарным рабом?”» (Аль-Бухари 4837. Муслим 2820).
Передают, что Джарир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему пришли босые и [почти] нагие люди, одетые [только] в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для голов, и опоясанные мечами, и большинство их, если не все, были из племени Мудар. При виде их нужды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изменился в лице и зашёл [в дом], а потом вышел оттуда, и по его велению Билял сначала призвал [людей] к молитве, а потом объявил о её начале. Совершив эту молитву, [пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к людям с проповедью и [прочитал аят, в котором сказано]: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который создал вас из одного человека, и создал из него же пару ему, и рассеял [по земле] множество [родившихся] от них мужчин и женщин; бойтесь Аллаха, [именем] Которого вы требуете друг у друга [соблюдения ваших прав], и [бойтесь разрыва] родственных связей, [ведь], поистине, Аллах наблюдает за вами!» (4:1). [Затем он прочитал тот] аят из суры «Собрание» [где говорится]: «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня» (59:18), [после чего призвал]: «[Пусть же] пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или [что-то] из своей одежды, или один са’ пшеницы, или один са’ фиников…» [и он продолжал перечислять], пока не сказал: «…или хотя бы половинку финика». После этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и [через некоторое время] я увидел, что на земле образовались две кучи, [в одной из которых была] еда, [а в другой] — одежда. Тут я увидел, что лицо посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) засияло, будто позолоченное, и он сказал: «[Человек], который положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, [получит] награду [не только] за это, но и награду тех, кто станет придерживаться такого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в исламе, [понесёт на себе] как бремя самого этого греха, так и бремя грехов [всех], кто станет придерживаться такого обычая после него, что не облегчит бремени их собственных грехов ни на йоту!»» (Муслим 538).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто из вас сегодня постится?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А кто из вас сегодня принимал участие в похоронной процессии?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А кто из вас сегодня накормил неимущего?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А кто из вас сегодня навестил больного?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Любой человек, (который будет делать всё это), непременно войдёт в Рай”» (Муслим 1028).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли бедные (из числа его сподвижников) и сказали: «Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство». (Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует) спросил: «Почему (вы говорите) так?» Они ответили: «Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они дают милостыню и освобождают рабов». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же?» Они сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаха» «Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы “Преславен Аллах /Cубхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”». (Спустя некоторое время) бедные мухаджиры снова пришли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и теперь они тоже поступают так». В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это — милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает»». (Аль-Бухари 843. Муслим 595).
Всевышний Аллах сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сура 33-«Сонмы», 21 аят).
Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Во время рамадана Джибрил встречался с ним каждую ночь, обучая его Курану, и, поистине, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с Джибрилем, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер». (Аль-Бухари 6. Муслим 2308).
Сообщается, что Зайд ибн Халид аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Накормивший постящегося (при разговении) получит такую же награду, как и сам он, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту”» (Ат-Тирмизи 807. Ибн Маджах 1746. Ан-Насаи 3331. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 6415).
Всевышний Аллах сказал: «Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах — богат, а вы — бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (Сура 47-«Мухаммад», 38 аят).
Всевышний Аллах также сказал: «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (Сура 17-«Перенос ночью», 18-19 аяты).