мирская жизнь что это
Мирская жизнь
Мирская жизнь – жизнь на этом свете, жизнь людей в реальном времени на земле, предшествующая их Последней жизни. См. также: дунья
«Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?»
Священный Коран. Сура 6 «Аль-Анам» / «Скот», аят 32
«Когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле без всякого права на то. О люди! Ваши бесчинства обернутся против вас самих. Это — преходящее наслаждение мирской жизнью. Потом Вы возвратитесь к Нам, и Мы поведаем вам о том, что вы совершали»
«Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих»
«Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает»
Священный Коран. Сура 10 «Йунус» / «Йона», аят 23, 24, 25
«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее»
Священный Коран. Сура 20 «Та Ха» / «Та Ха», аят 131
«Аллах добр к Своим рабам и наделяет уделом, кого пожелает. Он — Всесильный, Могущественный»; «Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в жизни Последней»
Священный Коран. Сура 42 «Аш-Шура» / «Совет», аят 20
«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды»
Священный Коран. Сура 18 «Аль-Кахф» / «Пещера», аят 46
«Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает»
Священный Коран. Сура 2 «Аль Бакара» / «Корова», аят 212
«Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха. Если вы уверуете и будете богобоязненны, Он дарует вам вашу награду и не попросит у вас вашего имущества»; «Если же Он попросит у вас его и проявит настойчивость, то вы поскупитесь, и Он выведет наружу вашу злобу (или зависть)»
Священный Коран. Сура 47 «Мухаммад», аят 36, 37
«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад»
Священный Коран. Сура 79 «Ан-Назиат» / «Исторгающие», аят 37-39
Понимание сущности мирской жизни
Хвала Всевышнему, Который сделал этот бренный мир провизией для Вечного Мира, провизией для тех, кто воспользуется этим миром. Хвала Создателю, Который сделал этот мир кусочком Рая для тех, кто оправдал доверие Всевышнего. Да благословит Аллах и приветствует Своего Любимца нашего господина Мухаммада, который обучил нас тому, как относиться к этому миру и как подготовиться к Вечному Миру.
Всё благое, что мы совершаем в этом мире, помогает нам добиться довольства Всевышнего, содействует в осуществлении повелений Аллаха – всё это является провизией верующего для Вечной Жизни.
Всё то, что противоречит повелениям Всевышнего; то, что запретил Аллах; всё то, что становится причиной вреда – всё это зло, всё это мирское (дунья), от которого нас предостерегал Пророк (мир ему и благословение). Дунья – причина порочности и пороков, причина лишения благ в Ахирате.
Мы все знаем, что не имеет ценности то, что отдаляет нас от Всевышнего, отвлекает от Его поминания. Всевышний говорит (смысл):
يا أيها الذين آمنوا لا تلهكم أموالكم ولا أولادكم عن ذكر الله ومن يفعل ذلك فأولئك هم الخاسرون
«О вы, которые уверовали! Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. А тот, кого отвлекают от этого его имущество и дети, потерпит убыток в День воскресения». Понесут урон в Судный День те, кто не поминал Аллаха из-за своего имущества и детей.
В другом аяте говорится (смысл):
وما أموالكم ولا أولادكم بالتي تقربكم عندنا زلفى إلا من آمن وعمل صالحا
«Ни ваши богатства, ни ваши дети не являются тем, что приблизило бы вас к Нам,разве только тех, которые уверовали и творили благое».
Поистине те, которые уверовали, знают, как распоряжаться имуществом и как воспитывать детей, чтобы быть из числа тех, которых приведут к водоёму Пророка (мир ему и благословение). О таких рабах Всевышний говорит в аяте: «тех, которые уверовали и творили благое». Это верующие, средством приближения ко Всевышнему которых являются их дети и имущество.
К сожалению, дети и имущество для основной массы людей не служат средством приближения, так как их имущество и потомство, отклонило людей от того, для чего они созданы.
Становится очевидным, что когда красота этого мира возобладает над нашим сердцем, заняв в нём незаслуженное место – это приводит к отклонению от истинного пути и достоверных знаний, отдаляет от довольства Всевышнего.
Пророк (мир ему и благословение) обратил особое внимание на то, чтобы мы не увлекались тем, что отдаляет нас от Всевышнего. Стремление к тому, что препятствует человеку в возвышении на высокие уровни, является большим бедствием человека.
Дунья не имеет абсолютно никакой цены, как это разъяснил Пророк (мир ему и благословение). Передаёт имам Муслим, имам Ахмад и аль-Байхаки, что Джабир ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил по рынку. Люди находились по обе стороны от него. И тут, проходя возле мёртвого, безухого козлёнка, он подошёл к нему и указал на него, а затем спросил: «Кто-нибудь из вас согласился бы купить его за дирхам?» И они (торговцы на базаре) ответили: «Мы бы за него вообще ничего не дали. На что он нам?»
Они ответили: «Клянёмся Аллахом, он и живой-то был с ущербными ушами, ну, а теперь он, к тому же ещё и мёртв!» И он сказал: «Клянусь Аллахом! Дунья ещё презреннее для Аллаха, чем этот (мёртвый козлёнок) для вас!»
Нельзя возвеличивать мирское сердцем, иначе в нём возникнет любовь к мирскому, и сердце лишится связи со Всевышним. Поистине, любовь к мирскому – основа всех грехов.
О те, которые уверовали, не устремляйте свои взоры на мирское.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отрекись от мирского, и Аллах полюбит тебя, и отрекись от того, чем обладают люди, и люди полюбят тебя».
Таково положение мирского, верующий должен воспользоваться этим миром, то есть правильно вести себя в этом мире, остерегаясь запретного и сомнительного. Мирское необходимо использовать для достижения довольства Господа. Используя мирского вышеуказанным образом, как это делают праведные люди, являющиеся для нас примером, человек сохранится от зла этого мира. Используйте мирское в борьбе с нашим врагом – сатаной, желая встречи с Господом и надеясь на Его милость. Как же унизительно положение тех, кто придал мирскому иное значение, устремившись к нему и обрекая себя на погибель?
Аллах, сохрани наши сердца и подготовь их для Вечной жизни, дай нам сполна и правильно воспользоваться этой короткой жизнь, чтобы обрести вечное счастье. Вся хвала Аллаху, Господу миров!
Стенограмма лекции шейха Хабиб Умара
Мирская жизнь что это
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
То, как мы определяем жизнь, влияет на то, как мы к ней относимся. Если для нас это самая важная обитель, то и все, что здесь происходит, мы воспринимаем довольно серьезно, принимаем, как говорится, близко к сердцу. Такое отношение, конечно, сужает наш кругозор, ограничивает нас в возможности маневрирования и трезвого взгляда, который необходим для принятия разумных, выигрышных решений.
Но если мы принимаем жизнь как игру, то наше самоощущение меняется кардинальным образом. Возрастает уверенность, расширяется сознание, смотришь на трудности испытания с позиции победителя. Второй вариант – наиболее близок к реальности. Об этом нам сказано в Коране и Сунне. И возможно, напоминание о признаках игры поможет нам перейти от первого способа восприятия жизни ко второму.
Этот мир – временная обитель, каким бы долгим не казалось время, проведенное в нем. Часто мы «включаем» в сознание только то время, которое мы живем от рождения до предполагаемого времени смерти. Не заглядывая дальше, в вечность. А ведь вечность – это истина. Последующая жизнь – это истина. Не верит в нее только глупец и, простите за тавтологию, неверующий. Все Писания, пророки, посланники были посланы с целью предупреждения о будущей жизни, чтобы мы готовились и относились к происходящему как к чему-то временному, недолгосрочному. Как и всякая игра, мирская жизнь когда-нибудь закончится…
А пока… Как и в любой игре, нам приходится проходить через испытания. Но испытаниями служат не только трудности, но и блага, данные нам на пользование. Богатство, признание, имущество, потомство, знания, ибада, здоровье, силы и т.д. могут стать таким же испытанием, как и несчастья, голод, потери, душевные и физические страдания. Все это – условия игры. Всевышний Аллах говорит в Коране:
В другой суре также сказано:
«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше.
Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (сура «аль Кахф», «Пещера», аяты 7-8).
Правила мирской жизни «прописаны» в Коране и Сунне. То, что нам запрещено и то, что дозволено, что нужно соблюдать и чего остерегаться. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мир этот – тюрьма для верующего и рай для неверного» (Ахмад, Муслим, Тирмизи).
Имам ан-Навави сказал: «Каждый верующий является заключенным в мире этом, на которого возложены различные запреты и не простые обязанности. А когда он умирает, то избавляется и отдыхает от всего этого и возвращается к тому, что уготовил ему Всевышний Аллах из числа вечного блаженства, лишенного недостатка. Ну а что касается неверного, то для него лишь то, что уготовано ему в мире этом, несмотря на то, что его может постичь убийство или горесть мира этого. А когда он умрёт, то будет возвращен к вечному наказанию».
Любая игра предполагает вознаграждение. Мирская жизнь – та же игра, после которой каждый человек получит согласно своим заслугам. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 40) То, как мы жили, определяет нашу будущую жизнь. Если мы «играли по правилам», были праведными, честными, благодарными Создателю, то (ин шаа Аллах1) Всевышний щедро вознаградит нас. Если же мы нарушали «правила», пренебрегали приказами Всевышнего и заветами Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то наверняка наш конец будет не самым счастливым (если только Аллах не помилует нас).
Мирская жизнь что это
Некоторым кажется, что следовать исламу – это значит отдалится от всего мирского. Многие также считают, что если мы хотим быть религиозными и благочестивыми, то должны избегать мирских желаний и потребностей. Часто нам представляется, что в этой жизни мы может следовать только одному либо религии, либо дунье.
До сих пор для некоторых людей ислам представляется жесткой и трудной религией. На самом же деле, ислам не аскетичная религия, которая требует от своих последователей оставить все мирское и дни и ночи проводить в поклонении.
Ислам призывает людей к взаимодействию с обществом и жить обычной жизнью в рамках, установленных Аллахом. Ислам не просит мусульманина отрекаться от мирского, он устанавливает рамки дозволенного в мирском и подчеркивает, что эта жизнь дана для достойного проживания, которую надо пройти и вместе с ней пройти ее испытания. И очень важно найти ту золотую середину, когда сохраняется вера, но не теряется связь с мирским.
Отрицая мирское, некоторые избегают встреч с друзьями, родственниками и соседями, считая, что время, проведенное с ними потерянное, так как его можно было провести в поклонении. И они заблуждаются, ведь не выполняют предписанное Всевышнем другое обязательство.
Поскольку ислам является простой религией, он предписывает мусульманам жить простой и смиренной жизнью. На нас никогда не возлагается больше наших способностей, мусульманину не сказано отказываться от своих мирских желаний, способностей, социальной жизни и денег, нас не заставляют молиться днем и ночью, поститься целый год, ведь так мы оставим другие виды поклонения, которые немаловажны – это доброе отношение к людям, хорошие взаимоотношения с женой, мужем, детьми, родственниками.
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185).
«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (5:6).
Ислам подчеркивает важность жизни, сохраняя баланс в этом мире, выполняя обязательства и обязанности перед Аллахом, не забывая при этом о наших обязанностях по отношению к окружающим и самих себя.
Ислам обязывает нас поклоняться только Всевышнему Аллаху, быть благосклонным ко всем его творениям, не причинять им вреда, воздерживаться от запретного и быть благочестивым.
Говоря о мирском, важно отличать мирское добро и мирское зло, которое не принесет блага. Ислам – как мы знаем, религия умеренности. И в мирском тоже нужно сохранять умеренность. Например, стараться заработать честным трудом, но не гнаться за деньгами, встречаться с близкими, но не тратить свое время впустую. Все мирское – тоже поклонение, если оно направлено на достижение довольства Всевышнего.
С точки зрения ислама, каждое наше действие большое или малое, может учитываться как доброе дело (хасанат), это и приготовление пищи, уборка, воспитание детей, служение семьи, посещение родственников и соседей, помощь нуждающимся, посещение больных, и даже улыбка является саадака, которая вознаграждается Аллахом.
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые дозволил вам Аллах и не преступайте (границ того, что Он запретил). Поистине, Аллах не любит преступающих! И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, (что является) дозволенным [чистым от скверны], благим [полезным, а не вредным]. И остерегайтесь(наказания) Аллаха, в Которого вы веруете!» (5:87-88).
Очень важно поддерживать баланс между различными нашими обязательствами: обязательствами перед Аллахом, по отношению к другим и к самим себе. Аллах создал между мирским и духовным естественное равновесие, которому легко следовать. Мирское – это тоже поклонение, исполняя обязанности которого, можно обрести довольство нашего Творца. Мирская жизнь – это испытание, которое нужно пройти, не отрекаясь от нее, отделяя дозволенное и запретное. Соблюдайте баланс между мирским и духовным, как крылья самолета держат баланс между собой, ведь предпочитая одно другому вы потерпите крушение.
Мирская жизнь что это
Как обрести покой и умиротворение в мирской жизни?
Мирская жизнь для верующего человека является местом трудностей и испытаний. В одном из хадисов говорится: «Мирская жизнь является тюрьмой и годами голода для верующего. Уйдя из этой жизни, верующий человек освобождается из этой тюрьмы и избавляется от голода» (Хаким). Проблемы и трудности, постоянно сопровождающие верующего человека в этой жизни, являются искуплением его грехов. Верующий не обязан просить для себя трудностей, но и столкнувшись с ними, не должен жаловаться. В хадисе говорится: «Тот, кто не считает трудности благом, а благополучие — бедствием, не достигнет совершенства в вере» (Табарани). Бесполезные развлечения и призрачные услады мирской жизни станут наказанием в ахирате. А проблемы, с которыми человек сталкивается, трудясь ради вечной жизни, станут самыми сладкими плодами вечной жизни. «Сладость мирской жизни — это горечь жизни вечной. А горечь мирской жизни — это сладость жизни вечной» (Хаким).
Обучение в школе является средством для того, чтобы приступить к работе. Необходимо окончить школу успешно, сдав все экзамены. Однако превращать средство в цель, то есть хотеть постоянно оставаться в школе, — безумие. Так же является неправильным вступать во взрослую жизнь, не получив диплома. Целью учебы в школе является получение аттестата. Мирская жизнь подобна школе. Как целью школьника является успешное окончание школы и вступление во взрослую жизнь, так и целью верующего человека является переход из этой жизни в вечную жизнь с верой. В хадисе говорится: «Любящий мирскую жизнь наносит вред вечной жизни, а любящий вечную жизнь наносит вред мирской жизни. Отдавайте предпочтение тому, что постоянно, а не тому, что преходяще» (Хаким).
Успех в мирской жизни
По этому поводу в Священном Коране говорится следующее: «. самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» («аль-Худжурат», 49/13). «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» («аль-Бакара», 2/148).
«Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это — великий успех!» («аль-Маида», 5/119).
Все люди в момент своего рождения обладают одинаковой ценностью перед Всевышним. Затем эта ценность может расти или уменьшаться в зависимости от поступков и действий человека. Коран полностью стирает понятие о превосходстве одного человека над другим с точки зрения пола, занимаемой должности, социального уровня, богатства и расы, устанавливая превосходство лишь в богобоязненности и нравственности. Равенство людей перед Аллахом изменяется лишь степенью богобоязненности, и она же является мерилом превосходства одного человека над другим. Если сегодня увеличились безнравственность и негатив, то богобоязненность будет служить основой, способной выдержать этот негатив. Современник должен осознать важность богобоязненности, разместив ее в каждом мгновении своего бытия. Тот, кто в этой жизни, являющейся полем испытаний, уверовал во Всевышнего, любил Его, жил в соответствии с Его повелениями, выполнял все Его приказы и соблюдал все Его запреты, удостоится вечного счастья и бесконечных благ. Довольство Всевышнего Своим рабом и есть самый большой успех для этого раба в мирской жизни.
«Приближение» к Аллаху…
…подразумевает усиление в человеке чувства любви к своему Господу, веры, богобоязненности и привязанности. Для человека не существует предела приближения к своему Господу. В ахирате каждый человек получит воздаяние в зависимости от степени своей близости к Аллаху и опять же в зависимости от степени этой близости удостоится вечной жизни в Раю. Поэтому главной целью существования мусульманина является искреннее усердие в этом вопросе и стремление приблизиться к Всевышнему. В итоге этих стараний у человека, стремящегося приблизиться к своему Господу, усиливается любовь, уважение и привязанность к Аллаху. Такой человек больше всего боится проявить неуважение к своему Господу, поэтому изо всех сил старается избегать совершения любых поступков, которые могли бы указывать на неуважение. У такого человека возрастает приверженность к исламу и желание служить религии Аллаха. И чем ближе человек становится к Аллаху, тем более усиливаются все перечисленные особенности.
Что нужно, чтобы в каждом деле добиваться успеха?
Сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Тот, кто сделает следующие три вещи, добьется успеха в любом деле: 1) Всё делать только ради Аллаха Всевышнего. Любое дело человек совершает либо ради довольства Аллаха, либо ради своего нафса, то есть довольства других людей. Тех, кто отдает предпочтение довольству людей перед довольством Аллаха, Аллах сделает зависимым от других людей. А тех, кто отдает предпочтение довольству своего Господа, Аллах возьмет под свою защиту. 2) Стремиться к единству и сплоченности. Здесь единство подразумевает сплоченность сердец и общность целей. 3) Никогда не отклоняться от истины. Избегать грехов и не совершать запретного. Совершать добро и проявлять милосердие к рабам Аллаха. Проявлять терпение. Быть приветливым к людям».
Невозможно представить не добившимся успеха того, кто выполняет эти три условия.