минусы жизни в средневековье
Плюсы и минусы жизни в средневековом городе
Средневековье представляет собой исторический период с V века (падение Римской Империи) до XVII века (буржуазная революция в Англии). Данный период характеризуется становлением феодализма вместо рабовладения и имеет большое культурное и историческое значение для всего человечества. Люди в средневековых городах боролись за выживание в невыносимо трудных условиях, но наряду с этим присутствовал расцвет культуры, предметы которой считаются ценными до сих пор.
Средневековые города: история создания
Стены городов возводили вблизи рек, на пересечении торговых путей, вокруг большого феодального владения для производства и продажи ремесленных изделий и перепродажи сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому города строили чаще всего вокруг рыночной площади, которая являлась главной. На ней же строили собор и здание Ратуши, а также демонстрировали населению казни. Остальные улицы были очень узкими, тесно уставленными двухэтажными деревянными домами, где верхние этажи нависали над нижними.
Защита средневекового города представляла собой высокие каменные стены и глубокий ров с водой, а ворота закрывали на ночь и снова открывали утром. Стражники брали плату с каждого входящего в город.
В городах было много работы для столяров, ремесленников, булочников, ткачей, ювелиров и прочих мастеров, которые набирали учеников и таким образом выходили в более высокое сословие горожан – патриции (богатые купцы, руководители цехов), тем самым защищая свое производство от нападок феодалов. Благодаря конкуренции мастеров, городское ремесло быстро развивалось.
Плюсы жизни в средневековом городе
Минусы жизни в средневековом городе
Вывод
Таким образом, средневековье – значимый период истории, новая ее эпоха, связанная со становлением феодализма. Данный период внес огромный вклад в дальнейшее развитие всего человечества: развитие ремесла, науки, техники, строительства, всемирной культуры. Именно в Средневековье жили астрономы, развеявшие теорию плоской земли, а также великие художники, творения которых украшают музеи до сих пор.
Но наряду с достоинствами Средневековье прославилось как один из самых тяжелых времен истории: болезни, уносящие жизни по причине отсутствия гигиены, костры инквизиции, не щадящие никого, эпидемия чумы. Исходя из этого можно сделать вывод, что каждый исторический период, вплоть до современности, имеет свои достоинства и недостатки.
ТОП-10: Заблуждения о людях, живших во времена Средневековья
Как мы представляем себе обычного человека, жившего в Средневековье? Это грязный крестьянин, фермер. У него неопрятные волосы и колючая борода, коричневого цвета одежда и грязные ботинки. Весь покрытый грязью, он тянет за собой шаткую тележку, которая готова в любой момент развалиться. А если подойти к нему поближе, то от запаха можно упасть в обморок, ведь средневековые люди купались только один или два раза в год, верно?
Такое представление у нас сложилось во многом благодаря телевидению. К сожалению, это представление во многом совершенно неверно. Во-первых, бритва существовала в течение тысяч лет, и ее не трудно было заполучить даже тем, у кого было не много денег. Крестоносцы привозили с Ближнего Востока мыло (наряду со многими другими вещами), поэтому после 1200 года люди следили за чистотой. Есть много заблуждений о людях Средневековья. Вот 10 самых распространенных.
10. Они пили исключительно алкоголь
Фото: howstuffworks.com
Часто можно услышать, что люди Средневековья никогда не пили воду, предпочитая ей алкоголь, чтобы избежать болезней, потому что вода была грязная. Совершенно очевидно, что это не так, но этот миф распространяется через Интернет и даже иногда через документальные фильмы. Доказательства обратного можно найти по всему средневековому миру. В большинстве замков, например, есть колодец, воду из которого использовали для питья, а также приготовления разных блюд, типа каши и рагу – одних самых распространенных блюд Средневековья.
В средневековой художественной литературе персонажи часто, не задумываясь, пьют воду из колодцев и ручьев. Некоторые религиозные ордена даже предпочитали воду алкоголю, потому что они хотели жить как можно проще, чтобы быть ближе к Богу. Это подводит нас к сути вопроса: хотя вода была общедоступной и дешевой (в Лондоне с 1236 года была целая система труб и фонтанов, которые можно было свободно использовать), в обществе она считалась напитком для бедных и больных. В эпоху, когда люди сжигали так много калорий, выполняя повседневную работу, им нужно было что-то более питательное. Для этого подходили пиво и эль. Средневековый алкоголь сильно отличался от нашего сегодняшнего. Он был насыщенней и содержал больше калорий, поэтому, человек, который должен был провести весь день в поле или мастерской, естественно, предпочитал его.
9. Они редко мылись
Другое широко распространенное заблуждение заключается в том, что средневековые европейцы были грязными и никогда не мылись. Хотя они, вероятно, не могли конкурировать с греками и мусульманами того времени, они, безусловно, были более озабочены чистотой, чем мы сегодня думаем. Некоторые источники утверждают, что средневековые люди купались только один или два раза в год, и это, вероятно, было верно в большинстве случаев. В среднестатистическом доме не было ванны, а усилия, необходимые для того, чтобы носить много ведер воды туда и обратно из ближайшего ручья или источника не стоили того.
Вместо этого в конце рабочего дня можно было искупаться в самом источнике. Конечно, как и сегодня, уровень гигиены зависел от каждого индивидуально. Но среднестатистический человек, вероятно, мылся довольно регулярно. В больших средневековых городах было сложнее найти источник чистой воды. Но правительство старалось изо всех сил: сброс отходов в водные источники считался незаконным, и за это штрафовали. Тем не менее, во многих городах были построены общественные бани, где люди могли мыться в воде, в которой не было отходов. Они чистили зубы обрывками шерсти или ткани и мыли волосы простыми мыльными смесями. Но самое главное: каждое утро они мыли руки и лицо. Это было обычным делом для всех в средневековом мире. В большинстве домов была раковина, которой пользовалась вся семья, а во многих общественных местах, таких как большой зал поместья или замка, была большая емкость, которой люди могли пользоваться в течение дня. В замке Конисбро (Conisbrough) в Великобритании все еще сохранился каменная средневековая ванна, вырезанная в стене замка.
8. Они выливали свои экскременты на улицу
Фото: Ancient Origins
Если сегодня вы спросите обычного человека, что люди Средневековья делали с содержимым своих ночных горшков, то почти наверняка услышите, что они выливали все на улицу. Но в то время как некоторые люди, несомненно, так поступали, это не было обычной практикой. Для начала, у людей в деревнях не было необходимости так поступать. Им было легко вылить содержимое своего ночного горшка в саду или поле, где это никому не мешало. У некоторых людей были собственные надворные постройки или выгребные ямы. Периодически их опорожняли, а содержимое использовали в качестве удобрения. Как бы то ни было, в сельских средневековых районах практически нет записей о проблемах, связанных с отходами. Проблема была в основном в застроенных городах, где было гораздо труднее утилизировать отходы. Если задуматься, если бы не существовало современных сливных туалетов, в наших городах было бы очень мало мест, куда можно было бы выбросить отходы.
Люди Средневековья боролись с этой проблемой. Сначала они выбрасывали отходы на улицу. Так поступали незадолго до того, как были приняты строгие законы, регулирующие утилизацию отходов. Прежде всего, люди несли юридическую ответственность за поддержание в чистоте улицы непосредственно перед их домом. По ночам улицы патрулировали мусорщики. Если никто не признавался в том, что выброшенные отходы принадлежат ему, в районе штрафовали все дома, что побудило общины самостоятельно контролировать этот вопрос. И, похоже, у них получилось. Одного человека соседи чуть не убили за то, что он выбросил на улицу отходы копченой рыбы.
Были другие варианты избавления от отходов. Даже в средневековом Лондоне было несколько общественных туалетов, хотя они и не могли вместить всех желающих. У самых богатых людей были крытые туалеты, которые соединялись с ближайшими выгребными ямами. Большинство людей должны были либо отвозить свои отходы к реке, либо сбрасывать их в специальный сток или сточную канаву, которая вымывалась во время ливня. Из этих канав отходы попадали в большие подземные ямы, которые опорожняли рабочие, получавшие в день столько же, сколько средний рабочий получал в неделю.
7. Они носили блеклую одежду
Если верить среднестатистической телевизионной драме про Средневековье, подавляющее большинство людей в то время носили одежду какого-то грязно-коричневого цвета, включая даже состоятельных граждан, например, владельцев гостиниц и торговцев. Но на самом деле в средние века была и яркая одежда. Конечно, окрашивание предмета одежды требовало дополнительных усилий в процессе производства, поэтому цветная одежда стоила дороже.
Поэтому у большинства людей, была белая или бежевая шерстяная и льняная одежда, в которой они спали, работали и ходили дома. Самые бедные носили исключительно такую одежду. Но средневековым красильщикам были доступны разные красители, некоторые из которых были намного дороже и долговечнее других. Например, получить пурпурное одеяние было очень трудно, поэтому, по закону, такая одежда была доступна преимущественно членам королевской семьи.
С другой стороны, синий получали из вайды, широко распространенного растения, которое могли использовать даже простые люди. К сожалению, средневековые краски выцветали гораздо быстрее. Им не хватало химических веществ, сохраняющих цвет, а мыло, используемое для чистки средневековой одежды, было очень сильным, поэтому у прачек кожа повреждалась и трескалась. В результате было много людей, одетых в одежду разного оттенка, зависящего от того, сколько раз ее стирали. Как правило, фиолетовый был запрещен для низшего класса, а красный и зеленый были дорогими цветами. Желтый и серый были дешевле, и их носили люди, у которых было немного лишних денег, которые они были готовы потратить. Синий был самым дешевым и самым распространенным цветом.
6. Они не умели вести себя за столом
Фото: medieval-recipes.com
Средневековые люди питались иначе, чем мы сегодня. Представители низшего класса обычно ели руками. Хотя ножи и ложки существовали всегда, в Италии вилки появились только в Средние века, а популярность в Северной Европе они получили в начале современной эпохи. Несмотря на это, мы ошибаемся, когда думаем, что средневековые люди не умели вести себя за столом. Во-первых, это очень зависело от того, с кем вы ели. Если это происходило в доме лорда, следовало придерживаться строгих правил, и современный человек почти наверняка оскорбил бы кого-нибудь за столом, даже не желая этого. С другой стороны, обедать в крестьянском доме было гораздо проще, здесь не было никаких церемоний. Перед едой люди всех слоев мыли руки в тазу и от остальных ждали того же. Большинство людей также произносили молитву.
В знатных домах гости мыли руки как до, так и после еды. Поскольку лучшая еда подавалась гостям, сидевшим ближе всего к хозяйскому месту во главе стола, все гости сидели на стульях, которые для них выбирал хозяин. Женщины и мужчины обычно сидели вместе, чтобы поощрять хорошее поведение. Гигиена была очень важна. Обедающий не мог вернуть еду назад в центр стола, если он ее взял. Кроме того, люди не могли говорить с полным ртом или пить во время еды. Точно так же считалось оскорблением пить суп или причмокивать, ковырять в зубах за столом или удаляться в туалет. Как только трапеза заканчивалась, все пили, чтобы отбить запах съеденного. Обеденный этикет был превыше всего. Правила этикета печатали в руководствах для детей всех возрастов, и те, кто хорошо вел себя за столом, получал Божье благословение.
5. Они спали так же, как мы
Фото: medievalists.net
В современном мире почти все люди ложатся спать после наступления темноты и просыпаются, когда светло. Ученые обычно рекомендуют спать не менее восьми часов в сутки. Большинство из нас не хотят просыпаться ночью, и когда это происходит, стремятся опять заснуть. Однако в средние века значительная часть населения обычно просыпалась среди ночи. Детали относительно того, насколько такая практика была распространена, отрывочны, потому что в источниках говорится как о людях, которые спали всю ночь, так и о людях, просыпающихся после полуночи. Но это была, конечно, обычная практика.
На самом деле, это было настолько обычно, что люди говорили о «первом сне» и «втором сне». Такая практика была широко распространена, пока не пошла на спад в 1700-х годах, но люди придерживались ее до конца Викторианской эпохи. Когда средневековые люди просыпались после первого сна, они бодрствовали около часа или около того – этот период назывался «пробуждением». Часто в это время они мечтали и размышляли. Многие люди писали или молились. Молитвенный период заутрени приходился примерно на 2 часа ночи, поэтому большинство монахов по всей Европе просыпались в это время, чтобы выполнить свои обязанности перед сном. Другие люди использовали его для занятия любовью. На самом деле, врач 1500-х годов Лоран Жубер (Laurent Joubert) советовал заниматься любовью в этот период, потому что у «пар это получалось лучше».
4. Они никогда не покидали своих деревень
Фото: jagranjosh.com
Средневековье было эпохой беспрецедентного ограничения свобод людей, и это было особенно верно в сельской местности. Во всех отношениях крестьянин был собственностью своего господина. Он был привязан к конкретному участку земли. Крестьянин должен был следить за ним во имя своего Господа в обмен на защиту Господа. В результате мы часто думаем, что средневековые люди жили очень ограниченной жизнью, никогда не покидая деревень, в которых родились. Но исследования все чаще показывают, что люди были намного более мобильными, чем мы думали ранее. Хотя они, конечно, не путешествовали так много, как мы сегодня, люди часто перемещались по стране по разным причинам. Обычный средневековый крестьянин часто ездил из своей деревни в ближайший город для торговли. Но пару раз в год он также мог совершать более длительные поездки, особенно для паломничества, или чтобы повидать семью.
Другие уходили, чтобы освободиться от своих господ. Крестьянин, проживший год и один день в свободном городе, не будучи возвращенным своим господином, официально становился свободным человеком, поэтому многие стремились воспользоваться этим. Точно так же войны могли способствовать тому, что людей снимали с насиженных мест и отправляли маршем через пол-Европы. Однако, наиболее мобильными были представители богатого класса.
Торговцы часто путешествовали по стране и даже за границу, чтобы купить и продать товары по разной цене. Королевские чиновники, рыцари и шерифы обычно ездили по стране по королевским делам или посещали королевский парламент, который теоретически мог быть созван где угодно. В средневековых городах гостиницы были более важными, чем в современных городах, ведь нужно было разместить сотни людей, которые могли проезжать через город в любое время. До 1500 года очень немногие люди покидали пределы Европы, но среднестатистический человек путешествовал гораздо больше, чем мы думаем.
3. Они ели пресную пищу
Чеснок, петрушка, шалфей и укроп обычно росли повсеместно. Их добавляли в рагу, чтобы оно было ароматным. Вместе с горстью грибов и корнеплодов рагу становилось полезнее и сытнее, хотя особого разнообразия не было. К 1300 году, почти каждая деревня в Англии располагалась в одном дне пути от города, где был рынок, и где можно было найти вкусную средневековую еду. Очень распространены были кондитерские, и они очень напоминали современные кафе на вынос. В них продавали пряные и сильно соленые мясные пироги наряду с такими лакомствами, как пончики. В то время сахар было трудно найти, а мед был широко доступен, и его использовали для приготовления различных лакомств. На самом рынке люди могли найти почти все специи, доступные нам сегодня, но по гораздо более высокой цене.
Самой распространенной приправой был черный перец. Он был не дешев, но доступен большинству людей Средневековья. Таким образом, хотя выбор продуктов в средние века был не столь интересным, как сегодня, они были более разнообразным, чем нам кажется.
2.Они думали, что Земля плоская
1. Они не подчинялись законам
Фото: historicalhearts.blogspot.com
Есть распространенное заблуждение, что период Средневековья был временем беззакония и анархии. По правде говоря, это было широко регулируемое и организованное общество, и подавляющее большинство средневековых людей послушно следовали законам. Законы затрагивали многое. Торговцам требовалась лицензия на продажу определенных товаров за границу, закон о роскоши предписывал, что могут носить люди разных социальных классов, и существовали штрафы за такие тривиальные вещи, как сбить с кого-то шляпу. Налоги были обязательными. Поскольку налог взимался за богатство, а не с дохода, королевские чиновники отправлялись в каждый дом в стране и каталогизировали предметы в нем, оценивая благосостояние, и рассчитывая сумму налога.
Кому в Средние века жилось хорошо?
Ищем ответ в книге Олега Воскобойникова «Средневековье крупным планом»
Жизнь обычного человека в Средние века сильно отличалась от современной. На улицах не было такси и супермаркетов, а дома — канализации и водопровода. Дети не ходили в школу, а взрослым приходилось работать по многу часов в день. Добавьте сюда смертельные болезни, войны и стихийные бедствия, и получится, что средневековый мир столетиями скорее выживал, чем жил. Предлагаем вместе с книгой Олега Воскобойникова «Средневековье крупным планом» поближе познакомиться с нашими далекими предками. Так кому же в Средние века жилось хорошо?
Женщинам?
Быть женщиной в Средние века значило выйти замуж в 12-18 лет и родить с десяток детей, из которых выживут лишь двое-трое. Зачать, родить, пеленать, стирать, стряпать, опять зачать, опять родить, опять пеленать. И так примерно до 40 лет.
Женщины побогаче могли передать часть дел служанкам, а себе оставить только беременность, роды и вышивание. Тогда они могли рассчитывать — по редким светским праздникам — на турнир и пару лестных песен от заезжего поэта. В конечном счете мир женщины ограничивался несколькими комнатами, кухней, рынком, церковью и колодцем.
«Обычная семья попросту беспрерывно производила потомство: в 1461 году одна жительница Арраса в 29 лет овдовела с одиннадцатью детьми на руках»
Рыцарям?
Рыцарям приходилось нелегко: одна только кольчуга весила килограммов десять. Вдобавок в руках они удерживали копье в два метра длиной, щит и обоюдоострый меч. В результате получался этакий средневековый танк — всадник сливался с конем в одно целое и легко наводил ужас на отряды пеших воинов.
Разлучаться с лошадью — например, в результате падения — было смерти подобно: если рядом не окажется верного оруженосца, встать будет практически нереально из-за тяжести лат. Да и враг не дремал: с помощью тонкого кинжала, проникающего в любые щели, он брал незадачливого рыцаря в плен — чтобы после получить серьезный выкуп.
«Щит и знамя на древке подсказывали любому, кто перед ним, его принадлежность к линьяжу, вассальные отношения по отношению к сеньору. И каждой рыцарской жизни по всем этим геральдическим знакам отличия можно было назначить цену»
Монахам?
Жизнь монаха управлялась «Уставом св. Бенедикта». Послушники должны были читать и писать на латыни, а их труд зачастую состоял в переписывании книг: дневную норму составляла добрая сотня строк. Вообще, монастырский день с раннего утра (или поздней ночи) был расписан по часам, а на общие молитвы приходилось вставать в том числе и затемно. Молитвенные практики полностью определяли распорядок дня.
Монахами было выгодно становиться внебрачным детям и бедным. Средневековый послушник отказывался от самого себя и всех радостей жизни, тем самым становясь равным своей родне и даже своему сеньору и государю. Можно было даже рассчитывать на хорошую церковную карьеру — если повезет, конечно.
Горожанам?
Горожане в Средневековье — это бывшие крестьяне, которые ради безопасности решили жить в узком пространстве под прикрытием каменных стен. Зачастую города возносили посреди пустых бескрайних просторов.
Люди обитали в темных комнатах, с общими кухнями, колодцами и выгребными ямами, со сточными канавами посреди улицы. Цены на недвижимость были кусачими — так, в Милане XII века земля в черте города стоила в 36 раз дороже, чем за стенами.
«Эти каменные мешки представляют собой облюбованные гидами и туристами „исторические центры“ современных городов, разросшихся в эпоху индустриализации и успехов экологии. Жить в них почти невозможно сегодня и было не слишком удобно тогда»
Крестьянам?
Дом крестьянина представлял собою обычную лачугу с земляным полом. Разумеется, без окон — в холодное время года их просто нечем было заслонить. Сначала семьи спали все вместе около очага — единственного теплого места в доме. Свои, чужие, родные, близкие, соседи, приглашенные, трезвые и пьяные — интим тогда еще не придумали, не до того было, нужно было греться.
Когда кто-то додумался подвинуть очаг к стене и надстроить над ним дымоход, то появилась возможность отапливать отдельные помещения. Зимой в доме вместе с людьми жила скотина и птица, которая иначе просто не пережила бы морозов.
Жизнь наших далеких предков во времена Средневековья трудно назвать простой. Осознавали ли они свои несчастья или же были счастливы тому, что имеют? Ответ ищите в книге Олега Воскобойникова «Средневековье крупным планом» — и, поверьте, вы найдете чему удивиться.
Факты о жизни обычных людей Средневековья (11 фото)
Давно покончившие с примитивной сельской жизнью, люди во времена Средневековья имели свои обряды и обычаи и отличались довольно сложными взаимоотношениями. Возможно, что как раз мелкие бытовые детали и способны больше всего поразить воображение современного человека. Простые вещи могли довести общество до смертельного бешенства, а подход к браку и воспитанию детей имел мало общего с тем, что есть у нас сейчас.
10. Потревоженные могилы
Около 40 процентов захоронений средневековой Европы имеют следы значительных повреждений. Раньше в этом обвиняли бессовестных грабителей, однако недавние раскопки на двух кладбищах показали, что это могло быть и делом рук почтенных жителей. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы лангобардов, германского племени шестого века. Все могилы, кроме одной, были повреждены, и характер повреждений везде был одним и тем же.
В большинстве могил отсутствовали черепа. В то же время в двух могилах было отмечено наличие у покойника двух черепов. Многие кости были перемешаны с помощью какого-то инструмента. Мотив этих действий не ясен, но возможно, что жители пытались таким образом воспрепятствовать возрождению нежити. Кроме того, есть версия, что черепа оставляли себе лангобарды, родственники покойных, в качестве напоминания о близких.
На английском кладбище Винналл II (седьмой и восьмой века) скелеты были связаны и обезглавлены, их ноги были согнуты или скрючены; кроме того, могилы содержали «лишние» человеческие кости. Первоначально считалось, что это было частью какого-то необычного похоронного обряда, однако выявлено много доказательств того, что все манипуляции производились значительно позднее похорон. Вероятно, что совершались они всё с той же целью – угомонить беспокойных покойников.
9. Брак было трудно доказать
Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем споткнуться о бревно. Всё, что требовалось для заключения брака – это наличие мужчины, женщины и их устное согласие на заключение союза. Если девушке уже исполнилось 12 лет, а юноше – 14, то не требовалось никакого согласия со стороны семьи. И ни одна церковь и ни один священник не участвовали в этом процессе.
Люди часто заключали брачный союз в любом месте, будь то в местном пабе или постели. (Вступление в сексуальные отношения автоматически считалось заключением брака.) Церковь предостерегала от опасностей такого поспешного супружества. Она предупреждала молодых людей о том, что им не следует злоупотреблять доверием девушек ради занятия с ними сексом. Как правило, если дело доходило до судебного разбирательства, связанного с супружескими отношениями, следовало доказать, что свадьба действительно была.
Если у пары не было свидетелей, то было трудно доказать добровольное заключение союза, именно по этой причине поощрялось присутствие священника. Развод мог состояться, в первую очередь, по той причине, что союз никогда и не был законным. Кроме того, причиной развода могло быть выяснение того обстоятельства, что один из супругов уже состоял в браке, что супруги оказались родственниками (отдалённые родственные связи часто просто придумывались) или что кто-то из супругов не был христианином.
8. Мужчин лечили от бесплодия
В древнем мире в случае отсутствия в семье детей обычно винили жену. Предполагалось, что так же было и в средневековой Англии, но исследователи обнаружили доказательства противоположного. Начиная с XIII века стали считать, что виновниками бесплодия могут быть и мужчины, в медицинских книгах того времени обсуждаются проблемы мужской репродуктивности.
На страницах книг излагаются весьма своеобразные рекомендации по определению бесплодного партнёра и способов его лечения. В частности, оба супруга должны были помочиться в отдельные ёмкости с отрубями, запечатать их на девять дней, а затем проверить их на наличие червей. Если оказывалось, что в лечении нуждается муж, то предполагалось несколько вариантов его излечения от «неподобающего семени». Например, один из рецептов предлагал высушить в земле свиные яички, после чего в течение трёх дней употреблять их вместе с вином.
Хотя врачи и относились с пониманием к бесплодию мужчин, средневековые суды были менее снисходительны. Жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.
7. Отданные в ученики подростки доставляли много хлопот
В Северной Европе у родителей был обычай отдавать подросших детей в подмастерья, обычно обучение длилось в течение десяти лет. Таким образом семья избавлялась от лишнего рта, а мастер получал дешёвую рабочую силу.
Дошедшие до наших дней письма учеников тех времён показывают, что их жизнь была довольно суровой. Некоторые историки считают, что в ученики отдавали наиболее непослушных, так как родители надеялись, что обучение даст свой положительный эффект. Возможно, что мастера знали об этом, поэтому многие из них подписывали контракт, как ученик должен себя вести. Тем не менее, подмастерья приобрели дурную славу. Будучи вдали от семей, они возмущались своей трудовой жизнью и, связавшись с такими же недовольными, сбивались в молодёжные банды.
Чаще всего они играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они бузили на праздниках, нарушали порядок и однажды даже устроили общегородской погром. На улицах Лондона происходили целые битвы между различными гильдиями, а в 1517 году они разграбили город. Вполне вероятно, что всё это происходило от разочарования. Многие понимали, что, несмотря на долгие годы обучения, у них нет никаких гарантий будущей работы.
6. Реальная жизнь стариков в Средневековье
В Англии начала Средневековья человек в возрасте 50 лет уже считался старым. Британские учёные описывали эту эпоху как «золотой век» людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитало их за мудрость и опыт. В реальности это было не совсем так. Очевидно, что не было никакого понятия о том, чтобы позволить кому-то спокойно выйти на пенсию, пожилым людям приходилось доказывать свою ценность. Общество ожидало от них, что в обмен на уважение пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад, особенно воины, благочестивые люди и признанные авторитеты. Солдаты продолжали сражаться, а рабочие – работать.
Средневековые авторы высказывают противоречивые мнения по поводу старости. Некоторые соглашаются с тем, что пожилые люди были духовными лидерами, в то время как другие называют их «столетними детьми». Собственно старость не заслужила хороших стихов. Тексты характеризуют её как «предвкушение ада». Ещё одно заблуждение состоит в том, что все умирали, не доживая до старости. Отдельные люди продолжали нормально жить даже в свои восемьдесят или девяносто лет.
5. Повседневная смертность
В Средние века не все погибали от насилия в обществе и постоянных войн. Люди гибли также от насилия в семье, несчастных случаев и слишком «активного отдыха». В 2015 году были исследованы записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты позволили совершенно по-новому взглянуть на повседневную жизнь в этих районах.
Случались и убийства. Одна из историй подробно описывает, как в 1276 году Джоана Клариче перерезала горло своему мужу и буквально выпотрошила его мозг. Несколько человек погибли во время драк, но не меньше людей погибло и в результате падений. Люди падали с деревьев, крыш зданий и просто с ног, когда слишком сильно напивались. Одна женщина упала с кресла, на которое встала, пытаясь дотянуться до свечи. В 1366 году Джон Кук решил в шутку побороться со своим другом, но на следующий день умер от полученных травм.
4. Лондон считался одним из худших мест
Говоря о насилии, достаточно сказать, что никто не хотел перевозить в Лондон свои семьи. Это был самый жестокий город в Англии. Археологи долго размышляли над 399 черепами, датируемыми с 1050 по 1550 годы. Они принадлежали представителям разных социальных классов и были собраны с шести разных лондонских кладбищ. Почти семь процентов из них были с подозрительными физическими травмами. Большинство из них принадлежало людям в возрасте от 26 до 35 лет из беднейших слоёв общества. Кладбища показали, что насилия было вдвое больше, чем в любом другом регионе, при этом мужчины из рабочего класса часто становились жертвами самой крайней формы агрессии.
Записки коронеров дали некоторые представления и о быте того времени. Нереально большое количество убийств приходилось на воскресные вечера, когда большинство людей из беднейших классов находились в тавернах. Вполне вероятно, что пьяные споры часто приводили к фатальным результатам. Кроме того, только высшие классы могли себе позволить адвокатов или участие в поединках, где обе стороны имели возможность защищаться. Остальным приходилось улаживать разногласия или мстить с помощью неформальных методов.
3. Пристрастия читателей Средневековья
В XV-XVI веках все сферы жизни людей пронизывала религия. Особенно были популярны молитвенные книги. Используя технику, которая вычисляет количество отпечатков на поверхности страниц, искусствоведы поняли, что чем грязнее страница, тем большее количество читателей привлекло её содержание.
Чтобы понять, каковы были предпочтения того времени, а также возможные причины этого, было просмотрено несколько молитвенных книг. Наиболее загрязнённые страницы показали, что средневековые европейцы не так уж сильно отличались друг от друга. В одной рукописи была приведена молитва, посвящённая святому Себастьяну, которая, как говорили, спасала от чумы. Эта молитва перечитывалась много раз – очевидно, теми, кто опасался болезни. Много внимания также уделялось разным молитвам о личном спасении – намного больше, чем молитвам о спасении других.
Эти молитвенные книги хранились во многих домах и читались ежедневно. Однако есть и одна забавная подробность. Наиболее истрёпанными у всех книг оказались только первые страницы. Очевидно, чтения их оказывалось достаточным для того, чтобы людей начинало клонить в сон.
2. В Средневековье с кошек сдирали шкуры
Проведённое в 2017 году исследование показало, что в Испании была довольно распространена выделка кошачьих шкур. Это касалось как диких, так и домашних кошек.
1000 лет назад Эль Борделле был крестьянским посёлком. Среди его многочисленных средневековых находок есть ямы, которые, как полагают, использовались для хранения урожая. Но в некоторые из них были найдены кости животных, и неожиданно большое количество их, около 900 скелетов, принадлежало кошкам. Все они находились в одной и той же яме. Анализ костей показал, что они принадлежали особям в возрасте от девяти до двадцати месяцев – это лучший возраст для получения большой и неповреждённой шкуры. Ещё одним доказательством обдирания кошек были следы на костях. Они характерны для инструментов, с помощью которых обычно сдирали шкуры.
Это может заставить поёжиться любителей домашних животных, но в Северной Европе тоже убивали кошек ради изготовления одежды из их шкур. Тем не менее, исследователи полагают, что в Эль Борделле кошек могли убивать и в рамках религиозного ритуала. В яме с кошачьими скелетами были найдены также череп лошади, куриное яйцо и рог козла. Все эти предметы часто использовались в магических средневековых обрядах.
1. За полосатую одежду могли и убить
Полосы снова и снова входят в моду каждые несколько лет, но в то время подобный нарядный костюм мог привести к смерти. В 1310 году французский сапожник решил походить днём в полосатой одежде и был приговорён к смертной казни за это решение. Этот мужчина не совсем понимал, что полосы означают принадлежность к дьяволу, и он стал жертвой городского духовенства.
Добропорядочным гражданам надлежало любой ценой избегать полос. Доказательная база в документах XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Полосатую одежду надлежало носить наиболее опустившимся проституткам, палачам, прокажённым, еретикам и, по определённым причинам, шутам. Даже инвалиды, внебрачные дети, евреи и африканцы освобождались от ношения полос.
Откуда взялась эта ненависть к полоскам, остаётся загадкой. Почему не пятна или клетка? Ни одна теория не может адекватно объяснить связь между сатаной и полосками. Одно из довольно натянутых объяснений ссылается на строчку из Библии: «Вы не будете носить на себе предмет одежды, который состоит из двух». Возможно, что чей-то средневековый мозг счёл этот отрывок как ссылку на полосы. Но какова бы ни была причина, к XVIII веку эта нетерпимость прошла.