минотавр в реальной жизни
Призраки лабиринта. Что скрывала обитель Минотавра
Существовал ли на самом деле легендарный Минотавр, одно только упоминание о котором вызывало страх по всей Элладе? На этот вопрос ученым еще предстоит найти ответ, но тот факт, что место его обитания – Кносский лабиринт – вовсе не вымысел, уже не вызывает никаких сомнений. На днях международная группа археологов, ведущая раскопки на острове Крит, обнаружила руины этого строения, долгое время считавшегося мифическим
В отличие от многих преданий старины, сохранивших в себе ценные исторические сведения, легенда о Минотавре и критском Лабиринте долгое время считалась абсолютной выдумкой. Мир был уверен, что это всего лишь пересказ финикийского предания о боге Молохе, идолу которого, сделанному в виде быка, регулярно приносились человеческие жертвы.
Гибель чудовища с человеческим телом и бычьей головой от руки Тесея считалась аллегорией падения жестокого культа Молоха, а, следовательно, и вся история про Лабиринт воспринималась исследователями лишь как переложение других сказаний и легенд.
И вот недавно английский географ Николас Ховарт из Оксфорда и его коллеги обнаружили систему пещер в южной части Крита. Оказалось, что под землей скрывается целый комплекс из огромных залов, соединенных туннелями. Некоторые ответвления подземных путей заканчиваются тупиками, некоторые ведут еще глубже и дальше.
Общая протяженность пещерной системы составляет более четырех километров. Ученые с удивлением узнали, что местные жители давно называют это природное творение Пещерами Лабиринта. По одной из версий, здесь содержались преступники, отбывающие наказание. Возможно, их существование и положило основу мифу о Минотавре.
Известно, что Тавр принимал участие в различных соревнованиях на ловкость и силу, призами в которых являлись юноши-рабы. Возможно, именно в системе Пещер Лабиринта Тавр содержал своих пленников, что послужило причиной возникновения легенды о кровожадном чудовище.
Согласно все тем же историческим документам, Тавр действительно был побежден царем Афин Тесеем, равно как и сын Миноса – Астерий. Вместе с тем, в разных источниках указаны разные данные – то ли Тесей победил Тавра в морском сражении, а Астерия – в поединке на соревнованиях, то ли все было наоборот.
После открытия настоящего Кносского лабиринта ряд ученых выдвинули предположение, что у легенды о Минотавре есть еще одно потенциальное объяснение. Они считают, что пещеры использовались для своеобразной корриды, во время которой молодые люди забегали в каменные ходы, а вслед за ними пускались разъяренные бычки. У участников была единственная цель – живыми и здоровыми выбраться из Пещер Лабиринта.
В пользу этой теории говорит популярность и распространенность подобных «забав» по всему древнему европейскому Средиземноморью. Позднее игры с быками переместились на гладиаторские арены Римской империи, а до наших дней дошли в виде классической испанской корриды.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Минотавр
Наверняка вы знаете, что греческая мифология пестрит различными легендами и подвигами, а также обладает невероятным количеством историй о страшных и загадочных существах. Но, пожалуй, самым известным монстром во всей мифологии являлся Минотавр, который был столь же ужасен, сколь и силен. И в этой статье мы расскажем вам все, от происхождения этого существа и до самой его кончины.
Рождение Минотавра
Можно сказать, что эта история начинается с любовных похождений Зевса, которые принесли столько бед в древнюю Элладу. Если вы читали нашу статью, то наверняка знаете, что одной из возлюбленных Зевса являлась Европа, которую бог молний соблазнил, обратившись невероятно красивым белым быком. Финикийская царевна не устояла, подошла к быку, но тот подхватил ее и унес на остров Крит.
Там Зевс овладел Европой. От этой связи родились у нее Минос, Радамар и Сарпедон. Впоследствии Европа вышла замуж за местного царя Астериона, который усыновил детей Зевса и воспитал их, как своих собственных. Более того, он оставил им в наследство свое царство, но трон занял Минос, мудрый, хитрый и коварный, заявив, что его к этому готовили боги и они благоволят его восхождению на трон.
Надо сказать, Минос действительно заручился поддержкой богов, обещая им богатые дары. В частности, он обещал ежегодно приносить в жертву лучшего своего быка богу Посейдону – владыке морей. Достаточно долго и мудро правил Минос. Крит процветал, люди его были богаты и сыты, они не знали горя и недостатка в чем-либо. А расположение города благоволило торговле, что еще больше развивало город.
Но так продолжалось до тех пор, пока Минос не пожалел прекрасного быка, которого он должен был принести в жертву Посейдону. Согласно одним легендам – этот бык и был дарован Миносу Посейдоном. Согласно другим – этот бык принадлежал Миносу, и он хотел зародить прекрасный род подобных существ. Как бы там не было, а Минос пожалел быка, тем самым он нарушил клятву, данную Посейдону.
Последний же, обладая огромной силой и вздорным характером, был не склонен прощать обиды и обманы. Но и мстить сыну Зевса напрямую не решился. Вместо этого он выплеснул свой гнев на молодую супругу Миноса – Пасифаю. Посейдон наслал на нее мощнейшие чары, в результате которых царица влюбилась в быка, сохраненного Миносом и вступила с ним в любовную связь.
Жестокой была кара Посейдона. Пасифая стыдилась своей связи с быком, а Минос – измены. Он вполне мог бы признать сына, если бы не одно но. Мальчик родился невероятно крепким, сильным, но с головой быка. Минос с супругой не могли допустить, чтобы кто-то узнал об их страшной тайне, поэтому они долгое время прятали сына во дворце, никого к нему не подпуская.
Взросление Минотавра, его молодые годы
Но держать столь могущественного ребенка взаперти вечность было невозможно. Более того, их сын уже с ранних лет проявлял свою жестокость и безумный нрав. Изредка ему удавалось сбежать из дворца, и тогда на Крите начинался хаос, ибо Минотавр, а именно так прозвали чудовище, что переводится как «бык Миноса», опустошал деревни и города Крита, убивая и разрывая на части местных жителей. Только лишь вид крови и жертв его успокаивал, только в вечной битве находил он упокоение своей безумной душе.
Делать нечего, Минос поручил Дедалу сконструировать легендарный лабиринт, и мастер, как всегда, справился на отлично. Лабиринт стал безупречной ловушкой, и даже несколько рабочих, которые его строили, пропали бесследно. С тех пор Минос смирился со своей совестью и старался более не гневить богов.
Убийство сына и месть Миноса
Но сама судьба была против мирной жизни Миноса. Пасифая, до того, как попасть в лабиринт, родила Миносу любимого сына Андрогея.
Видимо, божественные гены сказались в юноше. Он был чрезвычайно красив, умен, находчив, силен и ловок. Спустя несколько лет, после того, как Минотавра заточили в лабиринте, Андрогей отправился в Афины, где он пожелал принять участие в спортивных состязаниях, проводившихся раз в 5 лет в честь Пана. Учитывая данные и родословную Андрогея, не удивительно, что он одолел своих соперников без особых проблем, и сразу стал знаменитым, заслужил уважение и любовь местных жителей.
В то время Афинами правил царь Эгей, и было у него несколько племянников. Только они единственные не радовались восхождению молодого героя. Долго они наблюдали за его успехами, но противостоять ему не могли. Но они улучшили момент, дождались, когда Андрогей будет возвращаться домой уставший, после очередного состязания и напали на него всей толпой. Сын Миноса мужественно отбивался, но противники сильно превосходили его числом. В итоге Андрогей упал замертво, а племянники Эгея бросили его на дороге, как последнего раба.
Минос, характер которого без жены сделался еще более суровым, был в отчаянии и бешенстве. Он снарядил огромное войско и войной выдвинулся на Афины. Его армии хватило одной только ночи, чтобы захватить город, а царь Эгей, проснувшись утром, увидел Миноса пред собой. Выхода не было, и мудрый Эгей сразу же сдался на милость царя Крита, но племянников своих защищал и не выдал.
Тогда Минос принял жестокое, но справедливое решение. Он сказал, что раз афиняне убили его сына, то за это они должны будут поплатиться своими детьми. С тех пор ежегодно войско Миноса приплывали в Афины и, пользуясь жребием, забирали из города 7 юношей и 7 девушек, которых приводили в Кносс и запускали в лабиринт, из которого они не могли выбраться и умирали, либо от голода, либо от рук ужасного чудовища.
Минотавр и Тесей
Данную часть истории мы хотим начать с легенды о Тесее. Он являлся сыном Эфры и одновременно Эгея и Посейдона. Случилось это так. Однажды Эгей (царь Афин) отправился к пифии, дабы узнать у него, родится ли у него сын, который станет его достойным приемником. Пифия дала Эгею очень странное предсказание, понял которое лишь Питфей – отец Эфры. То ли обманом, то ли вином, но он заставил царя Афин вступить в любовную связь со своей дочерью. Но, буквально за день до этого, любовью с Эфрой занимался Посейдон.
Это и послужило тому, что мальчик, который родился от этих отношений, имел сразу 2 отцов. Тем не менее, Эгей принял ребенка, как своего. Но взять его с собой в Афины он не мог, ибо его племянники Паллантиды (50 сыновей Паланта – те самые, что впоследствии убили Андрогея и навязали жестокое наказание афинянам) вечно оспаривали у него трон и вполне могли навредить младенцу.
Эгей поступил мудро. Он нашел огромный камень и положил под него меч и сандалии, велев Эфре, чтобы та отправила к нему сына тогда, когда он сможет поднять этот камень. И этот день наступил. На тот момент Тесей рос ученейшим и сильнейшим из мужей своего времени. Боевому искусству его обучала сама Афина, а охоте – мудрый кентавр Хирон.
Легенда гласит, что Тесей с детства выделялся храбростью и силой. Однажды в гостях у них гостил сам Геракл. Дети, увидевшие львиную шкуру, в страхе разбежались кто куда, но Тесей выхватил меч и с боевым кличем бросился на Геракла. Если бы шкура не была столь прочна, то Геракл и не совершил бы своих подвигов, а так – это стало началом долгой дружбы между героями.
Тесей забрал отцовские дары из-под камня и выдвинулся в путь. Долгий путь выбрал юноша. Дорогу ему преграждали разбойники и чудища, но он их всех одолевал. День, когда Тесей появился в Афинах, стал поистине знаменательным. Молодой, красивый 17-летний юноша, шагающий по берегу моря вызывал невольное восхищение у местных жителей. Те места считались крайне опасными, ибо берег моря населяли самые жестокие разбойники. Но Тесей без особого труда их всех одолел.
Схватка с Минотавром
Эгей вынужден был рассказать сыну о той страшной дани, которую они ежегодно выплачивают Миносу. Однако молодой герой негативно высказался в адрес критского царя, сказав, что они сполна заплатили за преступление Паллантидов, и что он собственными руками перебил их всех. Но даже Тесей не мог противостоять армии Крита, поэтому он решил своими руками сразиться с Минотавром, о котором уже слагали легенды.
Долго Эгей отговаривал сына, но Тесей был неумолим. Когда прибыл корабль на черных парусах, Эгей дал Тесею белый флаг и сказал, чтобы тот повесил белые паруса, если он справится со своей задачей и живым вернется в Афины. Так Тесей попал на Крит. Легенда гласит, что он взял с собой еще 2 воинов, переодетых в женщин. По прибытии, Миносу понравилась одна из девушек, но Тесей вступился за нее и не отдал ее на изнасилование Миносу. Более того, он представился и сам, сказав, что он принц Афин и сын Посейдона, и что он не боится Миноса.
Однако правитель Крита лишь высмеял дерзкого юношу. Со смехом на устах он снял один из перстней и бросил его в воду, сказав, что если Тесей действительно сын Посейдона, то владыка морей вернет ему это кольцо. Тесей и афиняне недолго ждали. Вдруг из воды вынырнул дельфин, который перелетел корабль и бросил к ногам Тесея кольцо Миноса. Смех вокруг резко умолк.
Однако это не изменило ни отношения Миноса к Тесею, ни дальнейшей судьбы молодого героя. Но Тесей заметил, что Миноса сопровождает красивая девушка, которая во время встречи не проронила ни слова, но все время «буравила» его своим взглядом. Это была Ариадна – единоутробная сестра Минотавра, которой повезло родиться человеком. В ночь, перед походом в лабиринт, она пришла к Тесею и пообещала ему помочь, если тот согласится жениться на ней.
Тесей пообещал Ариадне жениться на ней и даже провел с ней ночь. Ариадна действительно помогла герою. Она дала ему в руки волшебный клубок ниток, сказав, что он должен привязать один конец ко входу, пройти в центр лабиринта, победить Минотавра, а затем смотать клубок обратно и вернуться ко входу. Тесей последовал ее совету. Более того, Ариадна проводила его к лабиринту под покровом ночи, и Тесей взял с собой меч, чего не дозволялось делать пленникам.
Существует также легенда, согласно которой Тесей проследовал в лабиринт вместе с другими пленниками, а в руках у него был только клубок ниток. Эта легенда гласит, что Тесей забил Минотавра голыми руками.
Смерть Минотавра
Долго-долго шел по лабиринту Тесей. И если бы не спасительная нить Ариадны, молодой герой уже давно бы заблудился в этом огромном лабиринте. Но он продолжал идти к своей цели. И нашел ее…
Лабиринт Минотавра: Миф или реальность?
В 1900 году, 23 марта, на острове Крит после тридцатилетних раскопок были найдены руины. Ученые предположили, что нашли мифологический Лабиринт Минотавра.
В любом мифе есть крупицы правды. Но действительно ли Артур Джон Эванс нашел тот самый лабиринт? Мы попытаемся в этом разобраться.
Мифический лабиринт
Образ ужасного Минотавра, полубыка-получеловека, известен нам из древнегреческой мифологии. Согласно легенде, Минотавр был плодом неестественной любви критской царицы Пасифаи, жены царя Миноса, к жертвенному белому быку, присланному Посейдоном (или Зевсом – в зависимости от источника) для жертвоприношения. По некоторым источникам, чувство к быку Пасифае наслала Афродита за то, что царица не почитала богиню. А кто-то считает, что Пасифая страдала деменцией или даже олигофренией.
Дедал показывает Пасифае деревянную корову, в которой царица могла ублажать быка. Помпейская фреска. Фотоархив Wikipedia
Все версии сходятся в одном: у царицы родился ребенок с головой быка. Царь Минос, дабы скрыть позор своей жены, приказал скульптору Дедалу соорудить громадный лабиринт, в который поместили Минотавра, после чего стали приносить ему в жертву молодых людей.
Мозаика из Помпей в Национальном археологическом музее в Неаполе. Фотоархив Wikipedia
Герой Тесей, в которого влюбилась единоутробная сестра Минотавра – Ариадна, победил чудовище и вышел из ужасного лабиринта целым и невредимым. Да еще и девушек с юношами спас.
В поисках фактов
Многие, кто воочию видел Кносский дворец, считают, что здание и было тем самым Лабиринтом: оно представляет собой скопление множества комнат и залов. Однако Кносский дворец построен намного позже, чем описанный в мифе Лабиринт, и приверженцы теории о существовании пристанища Минотавра считают, что настоящий Лабиринт сокрыт в горах близ Кносса.
Кносский дворец. Фотоархив Wikipedia
Но не слишком ли буквально был понят древний миф?
Мозайка «Тесей убивает Минотавра в лабиринте», город Пафос, Кипр. Фотоархив: Wikipedia
Кносская серебряная монета. Фотоархив Wikipedia
В поисках Лабиринта
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Критскую культуру ученые причисляют к одной из самых таинственных в мировой истории. Вплоть до 30-х годов XX ст. о ней практически ничего не было известно, пока английский археолог Артур Эванс не сделал открытие, ставшее настоящей сенсацией, возможно, даже большей, чем раскопки гробницы Тутанхамона.
На след древней цивилизации, которая была распространена на всем восточном побережье Греции и на островах Эгейского моря с центром на острове Крит, вышел еще Генрих Шлиман, первооткрыватель легендарной Трои. Но к раскопкам памятников культуры, получившей название «крито-микенская» («крито-минойская»), ученый приступить так и не успел — умер. Зато Эвансу удалось найти нечто совершенно фантастическое, чего не мог предположить даже Шлиман: существование народа и государства, которые были на тысячу лет старше Древней Греции. Впервые воткнув заступ в землю Крита, Эванс встретился с настоящим островом загадок.
Об этой некогда цветущей местности было известно лишь то, что относится к области мифологии. Согласно мифам, здесь родился сам Зевс-громовержец, а затем на Крите царствовал его сын Минос, один из могущественных властителей древнего мира. Искусный мастер Дедал соорудил для царя легендарный лабиринт, который впоследствии стал прообразом всех будущих лабиринтов.
Артур Эванс начал с раскопок близ Кносса. Уже спустя несколько часов можно было говорить о первых результатах, а через две недели изумленный археолог стоял перед остатками строений, которые занимали площадь в 2,5 гектара. На этом огромном прямоугольнике располагалось сооружение, стены которого были сложены из полых кирпичей, а плоские крыши поддерживались колоннами. Но покои, залы и коридоры Кносского дворца размещались в таком причудливом порядке, что посетители рисковали и впрямь заблудиться среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат. Это действительно напоминало лабиринт, что дало повод Эвансу не колеблясь заявить о том, что он нашел дворец Миноса, отца Ариадны и Федры, хозяина ужасного человека-быка Минотавра.
Археолог действительно открыл нечто удивительное. Оказывается, народ, о котором до этого ничего не было известно, утопал в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего развития дошел до того сибаритствующего «декаданса», который уже таил в себе зародыши упадка и регресса.
Жемчужиной моря, драгоценным алмазом, вправленным в синь небес, должна была казаться эта столица приближающимся к острову морякам. По крайней мере, два великих человека — Овидий и Геродот, видевшие Критский дворец в более или менее сохранившемся виде, — описали его в необычайно восторженных тонах. Правда, сами эллины уже смутно представляли себе, что такое лабиринт и каково его предназначение. Они лишь пересказывали предания и красивые легенды, наподобие мифической «нити Ариадны», которая помогла возлюбленному царевны Тесею выбраться из лабиринта.
Достаточно окинуть взглядом план Кносского дворца, чтобы убедиться, что это было грандиозное здание, превосходившее и Ватикан, и Эскориал, и Версаль. Лабиринт состоял из центрального двора, окруженного множеством строений, внутренних двориков, театра и летней виллы царя. Сооружение стоит на прочном фундаменте и образует сложную систему храмов, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами. Но это отнюдь не беспорядочное нагромождение зданий, а единый архитектурный замысел, один огромный дворец-город, здание-государство, не имеющее аналогов в истории зодчества. Богато разукрашенный вход во дворец представлял собой величественный портик с колоннадой, нижняя часть стены которого была покрыта росписью, перемежающейся фресками со сложными композициями.
Через главный портик посетитель входил в парадный зал, затем в тронный зал и зал для выходов. По полу коридора, ведущего в эту часть дворца, проложена дорожка из плит известняка, окаймленная полосками из синего аспида. Особый ход вел прямо из покоев царя в театр, в царскую ложу, куда Минос проходил, минуя любопытные взгляды толпы. Далее следовали покои царицы, царской семьи, вельмож и приближенных государя.
Вещи, найденные в лабиринте, подтверждают представления о богатстве его обстановки. До нашего времени уцелели предметы и обломки великолепной мебели, среди которых — столы с затейливо сделанными ножками, изукрашенные ларцы из алебастра, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы. Сохранились также статуи и статуэтки богов, изображающие священные символы, весьма распространенные у эгейцев. В кладовых были обнаружены и другие сокровища, к примеру мечи с изящной инкрустацией, мужские пояса с драгоценными камнями, запасы золота. Особенно много было всяких женских украшений — ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, ящики для помад и пр.
Эванс нашел также кладовые, заставленные гигантскими сосудами (пифосами) с вином, общая емкость которых составила, по подсчетам археолога, 80 тысяч литров. Таким оказался дворцовый запас одного только питья.
Период расцвета крито-микенской культуры ученые отнесли к 1600 г. до н. э. — предположительному времени жизни и царствованию Миноса, предводителя критского флота и властелина морей. Цивилизация уже переживала явные признаки упадка, ей на смену шла неуемная роскошь, а красота была возведена в культ. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий. В живописи, которая раньше была подчинена определенным формам, теперь господствовало буйное сверкание красок, жилище служило не только обителью — оно призвано было услаждать глаз; даже в одежде видели лишь средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.
Надо ли удивляться тому, что ученые, исследовавшие характер настенных росписей и архитектурных особенностей лабиринта, употребили слово «модерн»? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам Букингемскому, были и водоотводные каналы, и великолепные банные помещения, и даже вентиляция. Параллель с современностью напрашивалась и в изображениях людей, позволявших судить об их манерах и критской моде. Если в начале среднеминойского периода женщины носили высокие остроконечные головные уборы и длинные пестрые платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем, то затем их одежда приобрела еще более изысканный вид. И когда сегодня мы говорим, что женщины в подражание мужчинам носят короткие волосы, то критские дамы были с нынешней точки зрения сверхмодницами, ибо имели прически еще короче, нежели их кавалеры.
На стенах Критского лабиринта были обнаружены и другие, более глубокие, и даже философские сюжеты, раскрывающие представление минойцев о мироздании. Это не просто символы, а сама жизнь материи, отражающая ритм космоса, проступающего в керамическом орнаменте. Тем же мироощущением пронизаны и все росписи критских зданий. В центре этих горизонтально бегущих рисунков находится человек, окруженный сверху землей в обрамлении цветов, а внизу — горами. Фигуры напоминают изображение Богини-матери, покровительницы природного мира. «Все течет» — эта мысль Гераклита полностью отражает мироощущение минойской цивилизации.
Строители проявили немалое архитектурное мастерство и фантазию в составлении самого плана дворца. Они искусно разместили отдельные его части, соединив большие залы и храмы в одно целое, не оставив без внимания возможность оптимального освещения здания. С этой целью в лабиринте устроены особые пролеты, внутренние дворики-колодцы, через которые свет падал или на лестницы, или непосредственно в залы, получавшие таким образом освещение е одной стороны. Применение колонн позволяло при этюд увеличивать размеры комнат, приближая их по площади к самым обширным залам современных дворцов.
Тем не менее настал период, когда все это огромное царство с населением не менее ста тысяч человек было по каким-то причинам разрушено. Первую версию гибели Кносса выдвинул все тот же Артур Эванс. Он исходил из того, что- Крит — один из наиболее подверженных землетрясениям район Европы, и потому гипотеза ученого сводилась к тому, что только сильнейший подземный толчок был в состоянии до основания разрушить дворец Миноса.
Однако далеко не все ученые разделяют эту гипотезу. Возражения сводятся к следующему: допустим, что стихийного бедствия, включая землетрясение или пожар, вполне достаточно для разрушения дворцовых построек. Но для гибели всей критской цивилизации — вряд ли.
Вот уже почти столетие историки ищут ответ на этот вопрос. И только в наши дни после очередных раскопок на Крите всплыли новые факты, которые в очередной раз поставили специалистов в тупик. Чем же на самом деле был Кносский лабиринт? Оказалось, что некоторые детали и общая конфигурация ансамбля дают основание предполагать о совершенно ином его предназначении. Не дворцом, а своеобразным колумбарием, то есть священным захоронением умерших людей, — вот чем мог быть на самом деле Кносский лабиринт. Во-первых, люди на фресках показаны не в повседневной одежде и не в бытовой обстановке. И всем им не совсем весело. Ни на одной из фресок ни один человек не улыбается — лица изображены подчеркнуто суровыми и сдержанными. Утонченные и изысканные женщины с открытой грудью одеты в голубоватые платья и переднички с вышитыми на них горными цветками. Можно прийти к выводу, что перед нами не придворные артистки, а плакальщицы. Кстати, жрицы Древнего Египта тоже обнажали грудь во время панихиды, а Геродот писал о сходном знаке траура у греков.
В Кносском лабиринте было довольно большое помещение со ступенчатыми трибунами, которое коллеги Эванса назвали «придворным театром увеселений». На одной из знаменитых фресок есть изображение этого «театра». Ничего праздничного там тоже усмотреть нельзя. Четырнадцать жриц на прямоугольной сцене стоят в ритуальных позах, одеты они в голубые платья. На трибунах — женщины с белыми лицами и мужчины с коричневой краской на лице, что может означать ритуал, который был в обиходе при отпевании покойников. Словом, вполне возможно, что здесь происходит отпевание, на которое собрались родственники умершего.
По преданиям, этот лабиринт был построен Дедалом для того, чтобы заключить в него Минотавра. Средневековые ученые считали этот лабиринт самым сложным из всех когда-либо созданных. Математические шансы выбраться оттуда крайне малы, Дедал так остроумно использовал психологические факторы поведения, что вероятность побега из лабиринта практически равняется нулю. Если же проходы этого лабиринта были в метр шириной, а стены – по 30 сантиметров толщиной, единственный ведущий из него путь имел бы длину более километра. Вероятней всего, что любой человек скорее умер бы от голода или жажды, прежде чем отыскал бы выход.
За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.
Лабиринт — это настоящий Миф, это рассказ о героях и событиях, которые историческая наука не признаёт реальными, но рассматривает как символы. Мы считаем, что в основе любого мифа, любого образа, любого символического повествования лежит реальность, пусть не всегда историческая. Миф точно описывает реальность психологическую: человеческие переживания, психические процессы и формы скрываются за символами, которые передавались из поколения в поколение и наконец дошли до нас, чтобы мы разгадали их, сняли с них вуаль и вновь увидели их сокровенный смысл, осознали их глубинную суть. Миф о Лабиринте — один из древнейших, он похож на мифы всех древних цивилизаций, говорящие, что лабиринт — это труднопроходимый и неясный путь, на сложных и извилистых тропах которого немудрено затеряться.
Иногда в сюжет этого мифа вплетается рассказ о необыкновенном человеке, о герое или мифическом персонаже, который преодолевает лабиринт и находит ключ к решению загадки, представшей перед ним в форме пути. Когда мы говорим о лабиринтах, то сразу же вспоминаем самый известный из них, о котором сохранилось свидетельство в греческой мифологии — в простой и доступной форме, близкой к детской сказке: лабиринт острова Крит. Я не хочу говорить о нём так же упрощённо, как это делается в известных легендах, мы откроем более глубокие его пласты и проанализируем археологические находки, сделанные на Крите, чтобы понять, чему поклонялись критяне и чем в действительности был для них лабиринт. И мы увидим, как этот рассказ приобретёт сложную символическую форму, и он уже не будет казаться нам таким детским.
Арес-Дионис начал ходить посреди мрака, описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу; так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Мы дали такое сравнение, потому что с самого начала хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку.) И вот Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».
Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет — он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим — свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.
Таков символизм критского мифа о лабиринте, самого древнего из дошедших до нас. Более поздние предания мы знаем намного лучше. Самое известное из них — миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём. Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал — символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.
Лабиринт Дедала не был ни подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти. Дедал построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними преданиями всех народов той эпохи. Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.
Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что тот действительно является царём Крита. Однако, как говорит греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё. И вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек — Минотавр.
Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место, внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита. Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка. Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.
Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей. С другой стороны, чудовище, Минотавр — это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля. Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, — Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.
Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход. В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда — кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.
Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не клубок — а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок — идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд испытаний.
Шар, что он создаёт, подбирая нить, — это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта. Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом
В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты. Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру. В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра, что означало встречу с истинным человеком. Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида. Сегодня мы уже не можем увидеть этот лабиринт, у нас есть только свидетельство Геродота. Долгие века за особенности изложения люди называли его отцом истории, Геродотом правдивым и давали ещё много похожих имен, но когда не все его описания подтвердились, мы, естественно, решили, что Геродот не всегда был уверен в своих словах. С другой стороны, современная наука подтвердила истинность стольких его описаний, что, наверное, стоит набраться терпения и подождать — вдруг археологи откроют лабиринт, о котором писал греческий историк. Немало лабиринтов было и в готических соборах Средних веков.
Один из самых известных, изображения которого довольно распространены, — лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии. Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь — достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами. Очень похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты готических соборов отражают не столько историческую реальность, сколько психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте материальном и психологическом. Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, — всё это часть одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.