министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Татьяна Никитина о Соелме Дагаевой: «Лучше кандидатуры Цыденову было не найти»

Кабинет правительства Бурятии пополнился новыми политическими фигурами

На состоявшейся на прошлой неделе сессии депутаты Народного Хурала утвердили в должности зампреда правительства по развитию инфраструктуры специально прилетевшего для этого из Москвы железнодорожника Евгения Луковникова.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Соелма Дагаева. Фото: russianstock.ru

С той же целью из столицы в Улан-Удэ прибыл Вячеслав Дамдинцурунов, который с 6 декабря приступил к исполнению обязанностей министра спорта и молодежной политики.

Днем раньше в правительственном здании на Ленина, 30, начала работу новый министр культуры Соелма Дагаева. Ждут своей очереди начать здесь «жити по-новому» (лозунг Петра Порошенко) министр здравоохранения Дамбинима Самбуев, министр туризма Мария Бадмацыренова и министр экономики Александр Бардалеев. Почему перст судьбы, водимый рукой Алексея Цыденова, указал именно в их сторону? Не понимая закономерностей коридоров местной власти, разобраться в произошедшем будет непросто. Начнем сверху.

На что не способны местные

Можно предположить, что формируя свое первое правительство, первый президент республики Леонид Потапов исходил из следующего. Есть заслуженные и авторитетные люди, которых вполне можно назначить зампредами. Есть просто уважаемые всеми руководители, которым по плечу министерский портфель, а есть перспективные ребята на вырост, которым достаточно пока доверить и какой-нибудь комитет. Так в бурятском правительстве возникла трехступенчатая система органов власти: председатель комитета — министр — зампред.

Оценивая пирамиду российского правительства по тому же сценарию, приходится признать, что позиции Бурятии в постсоветский период в плане кадрового потенциала существенно ослабли. Если второго секретаря бурятского обкома Владимира Бирюкова в 1984 году пригласили возглавить в Москве общий отдел ЦК КПСС, а первого секретаря Анатолия Белякова в 1990 году назначили председателем госкомитета по национальностям РСФСР, что однозначно расценивалось как повышение, то с развалом единой экономики такими карьерными взлетами мы похвастаться уже не могли. Если не брать во внимание нынешнего министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, какое-то время работавшего на Улан-Удэнском авиазаводе, то максимум, что получалось у Бурятии в постсоветский период — поставлять руководящие кадры уровня зампредседателя какого-нибудь федерального комитета или агентства.

Так, гендиректор ОАО «Бурятмяспром» Виталий Морозов был назначен замруководителя даже не министерства, а федерального агентства по сельскому хозяйству. Бывший сенатор от Бурятии Владимир Бавлов уехал в Москву на должность замруководителя федерального агентства по недропользованию, а бывший председатель госкомитета имущественных отношений — зампредседателя правительства Владимир Полютов долгое время работал замруководителя территориального управления минимущества России по Москве.

До сих пор популярна версия, что в столицу Полютов уехал после того, как прокуратура нашла в деятельности комитета ряд серьезных нарушений. Интересно, что следующим председателем госкомимущества — зампредом становится бывший сотрудник органов госбезопасности Евгений Пальцев, чье назначение все восприняли как меру вынужденную, навязанную Потапову из Москвы и продиктованную той логикой, где именно местным доверять нельзя.

Собственно ситуация с Мункожапом Бадмаевым, первоначально назначенным на пост зампреда по инфраструктуре и проработавшим в этой роли всего полгода, показала, что Алексей Цыденов, как и Вячеслав Наговицын, прибыл в Бурятию без команды. И если для железнодорожника Цыденова назначение в республику можно расценивать как своего рода повышение, то для его коллеги Луковникова, еще вчера, по его собственным словам, лично отвечавшего за многомиллионные объекты Росжелдора по всей стране, такого сказать нельзя. В отличие от Александра Чепика, десантировавшегося здесь десять лет назад непонятно откуда и непонятно зачем, прибытие Луковникова на площадь Советов есть не что иное, как приезд в деревню коммуниста-стахановца с конкретным заданием поднять целину, потому как больше поднимать ее здесь некому.

Глядя на решительное лицо Луковникова, можно предположить, что в Москве ему доверяют и в самом ближайшем будущем Бурятию ждут большие объекты (читай — деньги). За объектами и деньгами нужно будет следить, а местные на это не способны, яркий пример чему — провал федеральной программы реконструкции ипподрома и строительство онкодиспансера стоимостью 3 млрд рублей. Если 15 лет назад на смену председателя госимущества в ранге зампреда Полютова Москва могла подобрать в республике 55-летнего силовика Евгения Пальцева, то сегодня таких кандидатур в Бурятии не осталось. Республика не только перестала поставлять руководителей российского масштаба в так называемый реальный сектор экономики, но и сама стала остро нуждаться в управленцах.

Почему Соелма Дагаева

Первый президент Бурятии Леонид Потапов как любой крупный руководитель своего времени делал ставку на производственников, благо их тогда было хоть отбавляй. Зампредом по экономике в первое правительство он пригласил гендиректора завода «Теплоприбор» Анатолия Жильцова, на пост министра промышленности, энергетики и транспорта Бурятии — Владимира Переляева. Даже в 2002-м, после череды проб и ошибок, Потапов назначает первым зампредом не кого-нибудь, а успешного промышленника, гендиректора Селенгинского ЦКК Владимира Гейдебрехта.

Спустя 15 лет в Бурятии не осталось успешных промышленников, как и самой промышленности. Можно хоть сколько гонять кандидатов по тестам или устраивать с ними деловые игры, реальный опыт в таком деле не заменить ничем. Из кого объективно оставалось выбирать Алексею Цыденову? Из тех, кто все эти годы работал, руководил пусть и не многотысячными, но вполне крупными и известными коллективами. Почему избрание в качестве министра культуры гендиректора издательского дома «Информ Полис» Соелмы Дагаевой есть самая яркая сенсация прошедшего открытого конкурса? Потому что из всех претендентов она была единственным кандидатом из реальной жизни, чье дело все эти годы видели и знали все.

Рядом с издательским домом «Буряад Унэн», испытывающим сегодня, как известно, большие сложности, точно такой же издательский дом «Информ Полис» вырос в успешное предприятие, где работают сегодня 120 человек. «Информ Полис» — это самый большой в республике газетный тираж, рост посещений сайта infpol.ru в три раза, более 20 мероприятий в год, включая ставший хорошей традицией конкурс «Человек года». Вполне логично было бы назначить Соелму Дагаеву как антикризисного менеджера гендиректором ИД «Буряад Унэн», но происходящее в нашей культуре потребовало бросить эффективного управленца именно сюда.

Соелму Дагаеву в нынешнем ее статусе можно расценивать одновременно как полпреда от журналистов, полпреда от бизнеса и человека, который пусть и не имеет прямого отношения к культуре, но лично знает многих и многих здешних творческих личностей. Очевидно, что для задач, которые ставит сегодня правительство перед деятелями культуры (к примеру, увеличить выручку театров в 2 раза), лучше кандидатуры Цыденову было не найти.

Источник

Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Новый министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева: «Анкету заполняла полдня»

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Впечатлениями о назначении и этапах конкурсного отбора Соёлма Дагаева поделилась в Facebook. Будущего министра радушно поздравляют подписчики страницы.

Спустя три дня с конкурсантами нанятые эксперты РАНХиГС провели собеседование и деловую игру. Сидящие рядом помощники психологов фиксировали, по словам Дагаевой, проявленную активность.

Завершающим этапом стало собеседование с Алексеем Цыденовым. Окончательное решение принималось не сразу.

Напомним, ранее должность министра культуры Бурятии занимал Тимур Цыбиков. На этой должности он проработал 9 лет.

Всего на пост министра культуры Бурятии претендовали 15 человек. До третьего тура дошли четверо претендентов. Соёлма Дагаева опередила директора Издательского дома «Буряад унэн» Баира Балданова, директора Колледжа искусств им. Чайковского Баира Турбянова и председателя комитета по культуре администрации Улан-Удэ Ирину Ковалёву.

Как сообщал «Байкал-Daily», также своими впечатлениями о конкурсе поделилась будущий министр туризма Бурятии Мария Бадмацыренова. Отметим, указы о назначениях пока не подписаны.

Справка:

Соёлме Дагаевой 49 лет. Она родилась в селе Зандин Мухоршибирского района Бурятской АССР. В 1991 году окончила Иркутский государственный университет по специальности «Журналистика».

С апреля по 21 октября 1991 года работала корреспондентом газеты «Бурятия». Затем перешла в газету «Правда Бурятии», где трудилась до июля 1995 года.

С 1 августа 1995 г. по 1997 г. – корреспондент ТОО «Азия-Пресс».

Источник

Рокировочка. Про непоследовательность, кумовство и абсурд в Минкульте Бурятии

Культуру Бурятии трясет уже больше года — с момента назначения министром Соелмы Дагаевой. Эпопея с Бурятским театром оперы и балета — лишь следствие борьбы за власть внутри ведомства. Бабр рассказывает о кадровых течениях внутри Минкульта и их неизбежных последствиях.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Из грязи в князи и обратно

25 ноября 2017 года бизнесвумен Соелма Дагаева внезапно оказалось в министерском кресле. После изучения деталей ее биографии и заявления о том, что на подготовку к конкурсу министров она потратила полдня, в кулуарах заговорили о профпригодности Дагаевой. Впрочем, как обычно это происходит в Бурятии, споры закончились на «надо дать время».

О новом министре вспомнили 30 мая 2018 года, когда торжественное собрание общественности по поводу 95-летия со дня образования Республики Бурятия прошло на фоне слайда с детскими ошибками. Фотографии облетели соцсети — кто-то смеялся, кто-то оскорблялся. Мероприятие организовал Минкульт.

Тухлый помидор в сторону ведомства бросил даже бывший министр Тимур Цыбиков.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

«Острая необходимость»

На фоне скандального увольнения в оперном затерялись куда более важные кадровые пертурбации в стенах самого Минкульта. 24 августа Соелма Дагаева без объявления войны отправляет в отставку своего первого заместителя Наталью Светозарову. В качестве правой руки министра и главного счетовода ведомства она проработала почти десять лет.

Причины ее отставки Соелма Баяртуевна объясняла тогда так:

«Поэтому назрела острая необходимость в реструктуризации министерства культуры. Хочется, чтобы от приоритета задач выстраивалась и структура. Считаю, что первым заместителем министра должен быть председатель комитета культуры и искусств. Потому что именно ему предстоит курировать масштабные проекты к 100-летию республики», — сказала Дагаева.

Председателем комитета культуры и искусств был невзрачный и незаметный Николай Емонаков. Его повышение прошло бы довольно быстро и без особых дискуссий, но Дагаева допустила критическую ошибку — решила сначала уволить Аюну Цыбикдоржиеву. Министр ожидала, что сможет убрать ее безболезненно, без труда заменив на «своего» директора, как это почти вышло со Светозаровой и Емонаковым. Но мощный скандал запугал министра и спутал ей все карты. На три месяца она воздержалась от каких-либо управленческих решений вообще.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Спячка прервалась 6 ноября, когда первым заместителем назначили Леонида Будаева. Слово «внезапно» в контексте любого назначения или увольнения в Минкульте уже набило оскомину, но и в этом случае решение не поддается никакому логическому объяснению.

Во-первых, Будаев не имеет никакого серьезного управленческого опыта. 42-летний деревенский функционер в кресле первого замминистра культуры Бурятии? Вы серьезно?

Во-вторых, это назначение прямо противоречит словам Соелмы Дагаевой. Она заявляла, что новый первый зам должен быть сведущ в искусстве, ведь ему придется «курировать масштабные проекты к 100-летию республики». Но Будаев по образованию — экономист, он 10 лет проработал на низовых должностях в Минфине, пока его не сослали сначала в администрацию Баунтовского района, затем — Курумканского. Ни там, ни там его не подпустили к реальной власти — он не был главой, лишь функционером, обслуживающим работу администрации.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

На выходе вместо анонсированной замены экономиста «искусствоведом» мы получили замену опытного экономиста неопытным, не знающим ничего о работе Минкульта. Такая вот «острая необходимость».

Ришелье курильщика

После прихода Дагаевой на пост министра 39-летний Емонаков внезапно оказался центровой фигурой в Минкульте. Сотрудники министерства, работающие со времен министра Тимура Цыбикова и до сих пор, анонимно рассказали Бабру о стремительном росте аппаратного веса Емонакова.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Этот в общем-то посредственный функционер принимает ключевые решения, оставив министру Соелме Дагаевой исключительно представительские функции. Низкие управленческие качества первого и неумение второй работать на публике и привели к тому, что Минкульт Бурятии закрепил за собой репутацию скандального и малоэффективного ведомства.

Для примера — именно Емонаков отвечал за организацию мероприятия к юбилею Бурятии. Это он согласовывал тот позорный слайд за ошибками, который высмеяли все кому не лень.

Но в целом деятельность Емонакова — это страшно, а не смешно. Этот человек, утверждают наши источники, проводит на работу в подведомственные учреждения низкоквалифицированных «племянников дяди Баира», согласовывает (но, конечно, не подписывает) документы с нарушениями. Оттуда — проверки прокуратуры в Минкульте и представления министру.

Чем так покорил незаметный зам неопытного министра, неясно. Видимо, очень обаятельный парень — ну или просто дело в крепких «связах» в верхах республиканской власти.

Назначение Леонида Будаева первым заместителем министра, конечно, не означает отказ Емонакова от амбиций. Как сообщил телеграм-инсайдер «Бурятский городовой», в ближайшее время Емонакова и Будаева поменяют местами. Действо абсолютно корявое — понижение первого зама спустя три месяца после назначения. Но информация выглядит достоверной после всего, что мы наблюдали в исполнении Минкульта Бурятии в 2018 году.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Сотрудники ведомства добавляют, что от отставок уважаемых в Бурятии, но «неудобных» директоров и худруков театра никто в Минкульте не отказался. Министр Дагаева и ее верный паж Емонаков просто ждут, пока общественность отойдет от скандала в оперном — именно с этой целью, к слову, и оттягивается рокировочка Будаев-Емонаков.

Но весьма наивно ожидать, что в Бурятии забудут о коррупции и скандалах в Минкульте. 2019 год, вероятно, будет еще более грязным для республиканской культуры. Бабр продолжает следить за развитием событий.

Фото: Зорикто Дагбаев; kurumkan.info; budaev.org; YouTube

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]

Источник

Рокировочка. Про непоследовательность, кумовство и абсурд в Минкульте Бурятии

Культуру Бурятии трясет уже больше года — с момента назначения министром Соелмы Дагаевой. Эпопея с Бурятским театром оперы и балета — лишь следствие борьбы за власть внутри ведомства. Бабр рассказывает о кадровых течениях внутри Минкульта и их неизбежных последствиях.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Из грязи в князи и обратно

25 ноября 2017 года бизнесвумен Соелма Дагаева внезапно оказалось в министерском кресле. После изучения деталей ее биографии и заявления о том, что на подготовку к конкурсу министров она потратила полдня, в кулуарах заговорили о профпригодности Дагаевой. Впрочем, как обычно это происходит в Бурятии, споры закончились на «надо дать время».

О новом министре вспомнили 30 мая 2018 года, когда торжественное собрание общественности по поводу 95-летия со дня образования Республики Бурятия прошло на фоне слайда с детскими ошибками. Фотографии облетели соцсети — кто-то смеялся, кто-то оскорблялся. Мероприятие организовал Минкульт.

Тухлый помидор в сторону ведомства бросил даже бывший министр Тимур Цыбиков.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

«Острая необходимость»

На фоне скандального увольнения в оперном затерялись куда более важные кадровые пертурбации в стенах самого Минкульта. 24 августа Соелма Дагаева без объявления войны отправляет в отставку своего первого заместителя Наталью Светозарову. В качестве правой руки министра и главного счетовода ведомства она проработала почти десять лет.

Причины ее отставки Соелма Баяртуевна объясняла тогда так:

«Поэтому назрела острая необходимость в реструктуризации министерства культуры. Хочется, чтобы от приоритета задач выстраивалась и структура. Считаю, что первым заместителем министра должен быть председатель комитета культуры и искусств. Потому что именно ему предстоит курировать масштабные проекты к 100-летию республики», — сказала Дагаева.

Председателем комитета культуры и искусств был невзрачный и незаметный Николай Емонаков. Его повышение прошло бы довольно быстро и без особых дискуссий, но Дагаева допустила критическую ошибку — решила сначала уволить Аюну Цыбикдоржиеву. Министр ожидала, что сможет убрать ее безболезненно, без труда заменив на «своего» директора, как это почти вышло со Светозаровой и Емонаковым. Но мощный скандал запугал министра и спутал ей все карты. На три месяца она воздержалась от каких-либо управленческих решений вообще.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Спячка прервалась 6 ноября, когда первым заместителем назначили Леонида Будаева. Слово «внезапно» в контексте любого назначения или увольнения в Минкульте уже набило оскомину, но и в этом случае решение не поддается никакому логическому объяснению.

Во-первых, Будаев не имеет никакого серьезного управленческого опыта. 42-летний деревенский функционер в кресле первого замминистра культуры Бурятии? Вы серьезно?

Во-вторых, это назначение прямо противоречит словам Соелмы Дагаевой. Она заявляла, что новый первый зам должен быть сведущ в искусстве, ведь ему придется «курировать масштабные проекты к 100-летию республики». Но Будаев по образованию — экономист, он 10 лет проработал на низовых должностях в Минфине, пока его не сослали сначала в администрацию Баунтовского района, затем — Курумканского. Ни там, ни там его не подпустили к реальной власти — он не был главой, лишь функционером, обслуживающим работу администрации.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

На выходе вместо анонсированной замены экономиста «искусствоведом» мы получили замену опытного экономиста неопытным, не знающим ничего о работе Минкульта. Такая вот «острая необходимость».

Ришелье курильщика

После прихода Дагаевой на пост министра 39-летний Емонаков внезапно оказался центровой фигурой в Минкульте. Сотрудники министерства, работающие со времен министра Тимура Цыбикова и до сих пор, анонимно рассказали Бабру о стремительном росте аппаратного веса Емонакова.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Этот в общем-то посредственный функционер принимает ключевые решения, оставив министру Соелме Дагаевой исключительно представительские функции. Низкие управленческие качества первого и неумение второй работать на публике и привели к тому, что Минкульт Бурятии закрепил за собой репутацию скандального и малоэффективного ведомства.

Для примера — именно Емонаков отвечал за организацию мероприятия к юбилею Бурятии. Это он согласовывал тот позорный слайд за ошибками, который высмеяли все кому не лень.

Но в целом деятельность Емонакова — это страшно, а не смешно. Этот человек, утверждают наши источники, проводит на работу в подведомственные учреждения низкоквалифицированных «племянников дяди Баира», согласовывает (но, конечно, не подписывает) документы с нарушениями. Оттуда — проверки прокуратуры в Минкульте и представления министру.

Чем так покорил незаметный зам неопытного министра, неясно. Видимо, очень обаятельный парень — ну или просто дело в крепких «связах» в верхах республиканской власти.

Назначение Леонида Будаева первым заместителем министра, конечно, не означает отказ Емонакова от амбиций. Как сообщил телеграм-инсайдер «Бурятский городовой», в ближайшее время Емонакова и Будаева поменяют местами. Действо абсолютно корявое — понижение первого зама спустя три месяца после назначения. Но информация выглядит достоверной после всего, что мы наблюдали в исполнении Минкульта Бурятии в 2018 году.

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Сотрудники ведомства добавляют, что от отставок уважаемых в Бурятии, но «неудобных» директоров и худруков театра никто в Минкульте не отказался. Министр Дагаева и ее верный паж Емонаков просто ждут, пока общественность отойдет от скандала в оперном — именно с этой целью, к слову, и оттягивается рокировочка Будаев-Емонаков.

Но весьма наивно ожидать, что в Бурятии забудут о коррупции и скандалах в Минкульте. 2019 год, вероятно, будет еще более грязным для республиканской культуры. Бабр продолжает следить за развитием событий.

Фото: Зорикто Дагбаев; kurumkan.info; budaev.org; YouTube

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]

Источник

Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Соелма Дагаева: «2020-й показал, как не хватает культурного отдыха»

министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Смотреть картинку министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Картинка про министр культуры бурятии соелма дагаева биография. Фото министр культуры бурятии соелма дагаева биография

Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева в интервью рассказала об итогах 2020 года

— Соелма Баяртуевна, уходящий 2020 год начался с яркого культурного события. Впервые в истории России на её самой большой сцене Бурятия отпраздновала Восточный новый год. Как долго шла подготовка к такому грандиозному событию?

— Грандиозному мероприятию года предшествовало другое, не менее масштабное событие. В октябре 2019 года Улан-Удэ принимал у себя чемпионат мира по женскому боксу. Нам удалось сделать яркое, зрелищное открытие. Надо было строго уложиться в отведённое на прямой эфир время федерального телеканала МАТЧ ТВ. Это означало, что мы не имели права на осечки, замедление или ускорение любого номера. А ведь было задействовано на открытии около 900 человек. Но мы работали на имидж Бурятии не только в России, но и во всём мире. Поэтому репетиции шли днём и ночью. Параллельно были подготовлены ещё несколько площадок, чтобы представить богатую культуру Бурятии.

— Действительно, тот чемпионат мира по женскому боксу запомнился ярким культурным открытием.

— Спасибо. После чемпионата мира по женскому боксу глава республики Алексей Цыденов вышел со смелой инициативой – впервые провести Восточный Новый год в столице страны. К этому мы готовились в короткие сроки. Вы верно отметили, что Кремлевский Дворец съездов – это самая большая сцена страны. Поэтому мы репетировали в ФСК с учётом размеров кремлевской сцены. Главное – результат. Два дня огромный зрительный зал Кремлёвского дворца, вместимостью в семь тысяч человек, был полон. Телеверсию концерта показали и повторяли все телеканалы республики. Отдельно хочу поблагодарить за стойкость и профессионализм наших артистов. До сих пор наш концерт с удовольствием вспоминают даже сотрудники Кремлевского Дворца, которые видели разные зрелища.

— Зрелище было грандиозное. Культура Бурятии прекрасно поработала на имидж республики в России.

— Спасибо! Хочу напомнить, что мы успели до карантина провести 26-29 февраля ещё одно крупное мероприятие. Впервые у нас состоялся фестиваль Современной Музыки Uu.Sound. Он прошёл вместе с образовательным Colisium International Music Forum. Впервые музыканты могли послушать мастеров, научиться новому. Были артисты и музыканты из Великобритании и многих городов России. На 2-3 дня мы стали столицей современной музыки. А насколько было полезно нашим артистам – неоценимо.

— Учреждения культуры были долго закрыты для посещений. Как это сказалось на сотрудниках?

— Они не сидели даже на самоизоляции без работы. Учреждения были закрыты только для массовых посещений. Но за закрытыми дверями все сотрудники учреждений культуры работали и даже больше прежнего. Нам всем пришлось перейти на новые условия работы. У каждого были свои специфические трудности. Например, как обучать пению или музыке дистанционно? Или принять экзамен по дирижированию хором, если соблюдать полтора метра между поющими людьми? Да и как танцевать в маске, когда нужно сдавать экзамен выпускнику хореографического колледжа? Коллективам театров и цирка не хватало эмоций от живого общения не только со зрителями, но и друг с другом. Решали вопрос, как репетировать спектакли на расстоянии, как рассадить музыкантов в оркестровой яме на безопасном расстоянии. Тяжело пришлось артистам балета, которым нельзя терять форму. А для акробатов цирка отсутствие или недостаток репетиций просто опасны. Потому что могут привести к травмам на выступлениях. Зато наши театры открыли зрителям бесплатный доступ к видеоархиву. И это повысило посещаемость наших сайтов министерства культуры.

— И в таких трудных условиях сразу два театра из Бурятии попали в список номинантов «Золотой Маски»?

— Да, впервые Бурятский театр оперы и балета попал в шорт-лист престижной премии с балетом «Талисман», а «Ульгэр» в пятый раз готовился к церемонии в условиях карантина и самоизоляции. И в этих же условиях нам предстояло готовить праздничный концерт к 75-летию Победы. Пришлось снять заранее клипы для онлайн-концерта. Например, ставший знаменитым клип с Лудубом Очировым на площади Советов снимали в шесть утра. До этого выкатывали на площадь концертный рояль. Другие клипы снимали за городом. В начале мая по утрам и вечерам ещё холодно, все артисты и операторы сильно замерзли. Но зрители этого не увидели. В сам праздник 9 мая мы впервые организовали выступления артистов в прямом эфире БГТРК и Ариг Ус и на сайте министерства прямо из музея, на фоне выставки, посвящённой Победе. При этом нужно было соблюдать все новые санитарные требования. Летом в день медика наши артисты поддержали тех, кто работает в ковидных стационарах. Певцы выступали на улице перед больницами, из окон хлопали те, кто не мог выйти наружу. Те, кто смог выйти во дворы больниц, подтанцовывали прямо в антиковидных скафандрах. Певцы признавались, что ком стоял в горле от вида такой зрительской благодарности.

— В день рождения Пушкина президент России в прямом эфире по телемосту впервые открыл новый пристрой Национальной библиотеки Бурятии.

— Да, здесь отмечу, что запрет на массовые мероприятия не означал остановку строек и капитального ремонта наших учреждений. Поэтому лето 2020 года у нас началось с торжественного открытия пристроя Национальной библиотеки. Для этого, только в 2019 году мы привлекли федеральное финансирование на 401 млн. руб. И весь 2020 год шла реконструкция старого здания, она будет продолжаться в следующем 2021 году. Нам удалось войти в федеральную инвестиционную программу с завершением реконструкции Национальной библиотеки с бюджетом более 1 млрд рублей.

— Как сказались на зарплате вынужденный простой учреждений, особенно тех, что не могли оказать платные услуги?

— Сказались на показателях, ведь отменились многие проекты. Театры и музеи понесли потери платных услуг. Но даже в условиях карантина или самоизоляции никто из работников культуры не сидел дома без дела. Например, сотрудники библиотек ремонтировали и переплетали книги, привезённые водителями. Делали специальные контейнеры для их хранения. Библиотекари проводили онлайн лекции и мастер классы. Театры успевали делать мелкий ремонт помещений. Артисты тренировались дома, чтобы не терять форму. Мы сохранили уровень зарплаты, не сокращая людей. Для этого мы впервые воспользовались льготным банковским кредитом в 95 миллионов с соблюдением всех условий, в том числе сохранением штата.

— Весь 2020 год мы видели репортажи из районов, где сельчане радовались преображенным домам культуры.

— Да, если в 2019 году капремонт только по нацпроекту получили 4 клуба, то в 2020 году уже 14 клубов. Но поскольку мы в интервью говорим о том, что впервые произошло, то скажу, что в нацпроект «Культура» в этом году включен ремонт детских школ искусств, чему мы радуемся безмерно.

В районах детские школы искусств зачастую находятся в старых малоприспособленных помещениях и давно не вмещают всех желающих учиться. Хотя в прошлом году на дальневосточную субсидию мы смогли капитально отремонтировать две детские школы искусств в Гусиноозерске и Северобайкальске, а в этом году – в Нижнеангарске и продолжили ремонт в ДШИ города Северобайкальск.

В 2021 году отремонтируется уже 4 ДШИ: в Улан-Удэ, в Северобайкальском (пос. Кичера), Хоринском и Кабанском районах.

Нынче мы впервые получили на федеральные средства и музыкальные инструменты на 18 млн рублей – колледж искусств и две ДШИ.

Всего на улучшение инфраструктуры нашей отрасли мы второй год получаем из федерального бюджета по разным программам по 700 млн руб. ежегодно. Здесь, кроме названного ремонта сельских домов культуры, мы получили и модельную библиотеку, и кинозалы, виртуальные кинозалы, автоклубы.

— В 2020 году впервые у нас открылся виртуальный филиал Русского музея. Почему выбор пал именно на этот музей?

— Идея об этом родилась ещё года полтора назад во время знакомства с замдиректора Государственного Русского музея Ольгой Анатольевной Бабиной. Я попросила оцифровать для нас картины о жизни и быте бурят, которые хранятся в фондах Русского музея. В царские времена не было фотографов, отправляли исследовать и запечатлеть окраины империи художников. Они переносили на бумагу ландшафт, ритуалы, жилища, людей. Особенно внимательно относились к деталям. Эти художники оставили нам уникальные портреты бурятских тайшей и лам. В прошлом году наше министерство и Русский музей подписали Соглашение о намерениях на культурном форуме в Санкт-Петербурге. И вот в сентябре 2020 года мы открыли в музее Сампилова «Виртуальный филиал» Русского музея. Правительство республики выделили средства на создание информационно-образовательного центра, оборудование, экран, программное обеспечение. Теперь жители Бурятии, в том числе студенты и школьники, могут ознакомиться с богатейшей цифровой коллекцией Русского музея, с творчеством величайших русских художников. Ольга Анатольевна подготовила презентацию и о работах, касающихся нашей истории.

— В Этнографическом появились еще и весьма необычные скульптуры, благодаря впервые проведенному симпозиуму деревянной скульптуры.

— Да, и это был сплошь проект дебютов. Впервые мы сделали попытку что-то сделать на тему современного искусства. Был цикл лекций, после которых многие пробовали себя в новом направлении. Скульптор Надежда Супонина, например, впервые изготовила что-то не в бронзе и в традиционном стиле, а в новом материале. Её круглый брусок дерева в эпоксидной смоле – это предостережение: если не беречь лес, можно потом только разглядывать его в бруске. Ребята с Русского драмтеатра впервые работали с деревом. Их мальчик с птичкой вместе глядят в гаджет. Участник из Архангельска впервые приехал в Бурятию. Он сделал Мезенского коня, посвященного старообрядцам. Их тоже много у него на севере области. Художник назвал семейских кочевым народом, а коня символом их скитаний. Подчернил его местами под старину, и встроил настоящую доску с узором со старообрядческого дома, которую привез с собой. Этот конь встал у старообрядческого комплекса. В традиционном бурятском стиле отработали мастера из районов. На одной из их работ, лавке, по обеим сторонам которой стоят женщина и мужчина, можно отдыхать.

— Осенью впервые Улан-Удэ принял у себя межрегиональный фестиваль коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Золотые родники».

— Да, до этого фестиваль проходил всегда на Камчатке. В конце сентября к нам отправили свои делегации Камчатский, Хабаровский, Забайкальский края, Иркутская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия). Благодаря этому, мы смогли увидеть культуру малочисленных народов: ительменов, коряков, нивхов, долганов, эвенов, эвенков, сойотов. Они отметили радушие и высокий уровень организации фестиваля в Бурятии. Творческие коллективы, солисты выступили в гала-концерте фестиваля. Мастера народных художественных промыслов привезли на выставку свои лучшие изделия, показали мастер-классы, поделились уникальными знаниями и умениями по традиционным ремеслам. Руководители творческих коллективов учили танцевать, петь, играть на национальных инструментах своего народа.

— Как вам удалось провести такой большой фестиваль в закрытом режиме, без зрителей?

— С соблюдением всех мер профилактики коронавирусной инфекции. Участники, организаторы, творческие коллективы, артисты сдали анализы на Covid-19. Мы обеспечили всех масками, перчатками и т.д., в помещениях проводилось обеззараживание воздуха. Основные мероприятия шли на открытом воздухе в Этнографическом музее. Зрители смогли увидеть видеозаписи концерта, выставки, мастер-классов и других мероприятий фестиваля на ютуб-канале «РЦНТ Бурятия».

— Осенью впервые наши артисты балета участвовали на телеканале «Культура» в проекте «Большой балет».

— Да, впервые на одной сцене с ведущими балетными школами выступали и артисты Бурятского театра оперы и балета. Харука Ямада и Эрдэм Сандаков прославили свой театр еще раз на всю страну.

— В начале декабря впервые прошло ещё одно важное событие. Не припомню, когда так собирались вместе писатели и поэты Бурятии?

— В 2020 году заработала централизованная бухгалтерия государственных учреждений культуры. Есть ли успешный опыт такой реформы в других регионах?

— В 2018 году девять федеральных органов власти передали полномочия по ведению бюджетного учета в федеральные казенные учреждения. В 2019 году на централизованный учет перешли ещё 14 федеральных органов власти и почти 300 бюджетных казенных учреждений. Централизованные бухгалтерии создали в сфере культуры шести субъектов России.

Это не наша прихоть, это политика государства. Везде, где перешли на централизованную бухгалтерию, отмечен положительный эффект. Например, до введения ЦБ контрольно-ревизионное управление мэрии Архангельска выявляло большое количество нарушений у бюджетных организаций: до 15 % средств расходовалось неэффективно или нецелевым образом. После централизации этот показатель снизился до 3 %. Раньше там налоговики наказывали учреждения за некачественную финансовую работу штрафами. После перехода на ЦБ претензий у налоговых органов нет. У наших соседей в Иркутской области в 2019 году создан Единый центр обслуживания в сфере культуры. В него перешли все 29 областных учреждений культуры.

При этом, мы понимаем, что непросто это сделать в учреждениях, где творческие процессы требуют особого подхода к бухгалтерии. Особенно это относится к театрам с их затратами на постановки. Поэтому первыми перевели на централизованную бухгалтерию учреждения с небольшими коллективами. Например, Центр эвенкийской культуры «Арун» и музеи, библиотеки. В следующем году переводятся в ЦБ более крупные учреждения. Наша задача – не навредить, максимально учесть пожелания директоров. Новая система должна помогать в работе, управленческие функции остаются за директорами. Сейчас мы уже видим экономический эффект в целом, поскольку на тех же программах, облачных технологиях идет существенная экономия бюджета.

— В заключение, ваши пожелания читателям!

— Желаю, чтобы все трудности остались в уходящем году. Он показал, как не хватает нам всем культурного отдыха. Пусть он становится для вас доступнее с новыми технологиями и обновленными зданиями! Мы будем работать для вас с новыми силами!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *