милляр актер личная жизнь жена дети
Георгий Милляр
Георгий де Мильё, получивший известность как Георгий Милляр, родился 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1903 года в Москве.
Имел французские и русские корни.
Несмотря на то, что потерял отца в трехлетнем возрасте, жил в обеспеченной семье, воспитывался гувернантками-француженками. С ранних лет изучал иностранные языки, увлекался музыкой, также любил читать. Отличное знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах (чтобы не акцентировать внимание на своем происхождении), хотя свободно владел французским и немецким.
Позже семья переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где Миллярам отвели лишь одну комнату.
Георгий сменил фамилию, чтобы не афишировать свои аристократические корни.
Георгий Милляр в детстве
После окончания школы работал бутафором в геленджикском театре. Параллельно учил все роли. Дебют как актёра состоялся в спектакле «Золушка»: актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и Милляр её подменил. Так в 1920 году с женской роли началась его актёрская карьера. Неожиданный дебют прошёл удачно, и Милляр стал в случае необходимости подменять актёров. Вскоре Милляр стал одним из ведущих актёров театра.
В 1924 году поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), хотя педагоги насторожённо отнеслись к нему из-за его необычной для актёра внешности и проблем с дикцией.
В 1927 году закончил Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр имени Маяковского) и был принят в труппу театра, где проработал до 1938 года.
Театральные работы Георгия Милляра:
Георгий Милляр в молодости
С 1931 года снимался в кино, начинал с с эпизодических ролей в лентах «Рядом с нами», «Штурм», «Рваные башмаки», «Марионетки».
Георгий Милляр в фильме «Марионетки»
Первой заметной работой стала роль царя Гороха в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению». Он блестяще сыграл вздорного, злого дурака, облачённого в царские одежды. Ради этой роли ему пришлось сбрить брови и волосы на голове, что, по воспоминаниям актёра, вызвало шок у домашних.
Георгий Милляр в фильме «Василиса Прекрасная»
Георгий Милляр в фильме «Кащей Бессмертный»
В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты. Знаменитая манера речи Квака была идеей самого Милляра.
Георгий Милляр в фильме «Марья-искусница»
В 1961-м сыграл Черта в знаменитой мистической картине «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Георгий Милляр в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», где Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу. Он готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой.
В 1967 году актёр вновь сыграл Бабу-Ягу в очередном фильме Роу «Огонь, вода и. медные трубы». Здесь же он впервые с 1944 года вернулся к образу Кащея Бессмертного, однако тут этот персонаж был значительно изменён: в отличие от первого фильма, где Кащей был воплощением зла, в картине 1967 года он предстаёт гораздо более симпатичным неудачливым женихом.
Георгий Милляр в фильме «Огонь, вода и. медные трубы»
В том же 1967 году появился в эпизодической роли пожилого любителя домино в получившей широкий успех кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и сыграл небольшую роль французского солдата Мореля в киноэпопее «Война и мир», удостоенной премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
В 1969 году сыграл главную роль в ленте «Варвара-краса, длинная коса» (Чудо-Юдо, царь подводный).
Георгий Милляр в фильме «Варвара-краса, длинная коса»
В 1970 году перевоплотился в шута Ивана Балакирева в историческом фильме «Баллада о Беринге и его друзьях».
После смерти Роу в 1973 году Милляр принимал участие в фильмах в основном во второстепенных или эпизодических ролях. Кончина режиссёра стала ударом для многих членов его актёрской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах.
Сам актёр говорил, что мечтал сыграть и более серьёзные роли, такие как Вольтер, Суворов, Цезарь.
В 1988 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. Высказывались мнения, что широко признанный критикой и зрителями актёр долго не был отмечен этой наградой потому, что всю жизнь имел холодные отношения с властью.
Последние годы жизни актёра мало снимали, и он соглашался на любые роли в фильмах, ответственно подходил к игре даже в эпизодах.
Георгий Милляр в фильме «Пять похищенных монахов»
Активно работал над дубляжем мультфильмов, озвучивал и кинофильмы.
Любил выпить, но не злоупотреблял алкоголем, хотя и регулярно проносил горячительные напитки на съёмки. Для этого часто использовал различные ухищрения, например, договаривался с продавщицей, чтобы она подливала алкоголь в бидоны с молоком.
Не очень хорошо относился к советской власти, в частности, из-за отнятого в детстве богатства. Сожалел, что его дата рождения пришлась на День Великой Октябрьской социалистической революции, и говорил, что предпочёл бы появиться на свет в День взятия Бастилии (14 июля).
Был верующим человеком, вместе с женой часто посещал церковь. Незадолго перед смертью попросил священника для исповеди.
Умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких за несколько месяцев до 90-летнего юбилея. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы (участок № 3).
После его смерти жена и приёмная дочь передали некоторые части его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино. Большая часть документов была утрачена.
Георгий Милляр. Вся нечистая сила
Личная жизнь Георгия Милляра:
Дважды был женат. Детей не имел.
Согласно информации кинооператора Владимира Окунева, в 22 года Георгий Милляр женился на некоей актрисе Московского театра Революции (ныне Театр имени Маяковского), но брак распался после того, как актёр узнал, что жена ему изменяет. Решив, что с ним что-то не так как с мужчиной, он обследовался у врача и получил диагноз: «Как мужик ты замечательный. А вот детей у тебя никогда не будет». Но однажды жена сообщила ему, что беременна. В ответ тот рассказал о своём визите к доктору, посоветовал ей уходить к отцу ребёнка и подал на развод.
Затем до пожилого возраста Милляр не состоял в браке, жил вместе с матерью в коммунальной квартире на Бронной улице.
В 1969 году, в возрасте 65 лет, после смерти матери, актёр по совету Роу женился на своей 59-летней соседке по квартире Марии Васильевне, работавшей в охране одного из министерств. В ряде СМИ писалось, что Милляр якобы был нетрадиционной сексуальной ориентации и данная свадьба была подстроена Роу, чтобы его друг не был привлечён к уголовной ответственности за мужеложство.
Георгий Милляр и жена
По словам кинокритика Игоря Гаврикова, брак был основан исключительно на взаимных выгоде и уважении, но не на романтических чувствах.
Фильмография Георгия Милляра:
Озвучивание Георгия Милляра:
Я не мужчина, я Баба Яга! Личная драма и несбывшиеся мечты самого харизматичного сказочного злодея Георгия Милляра
Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз. Конечно, речь о Георгии Милляре. Виртуоз эпизодических ролей, актер и человек с огромным сердцем, который так и не смог воплотить в жизнь свою главную мечту…
Читайте на Еве
ИЗ СЕМЬИ АРИСТОКРАТОВ
Георгий Милляр родился в 1903 году в Москве. Его отец был французским инженером-мостостроителем и при рождении у мальчика была другая фамилия, которую после революции благоразумная мать, дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева, изменила с де Милье на простое — Милляр.
К несчастью, отец Георгия скончался, когда мальчик отметил лишь третий день рождения, но вдова с сыном не остались без средств к существованию. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У сына Журавлевой были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.
Георгий Милляр Когда в столице начались волнения, Елизавета не стала дожидаться пика народного восстания и увезла Георгия в Геленджик к дедушке еще в 1914 году. Там было решено изменить фамилию и отдать подростка в школу. Новая власть со временем отобрала у семьи будущего актера обе дачи и превратила их квартиру в коммуналку. Мать с сыном получили право жить в одной комнате квартиры, которая некогда полностью принадлежала им.
Георгий не унывал — он не привык жаловаться. В Геленджике юноша поступил на службу в театр и был там простым бутафором. За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.
Георгий Милляр Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. Роу тоже происходил из обеспеченной семьи и обладал европейскими корнями. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Началось их сотрудничество с провальных проб Милляра, который ужасно нервничал. Но в итоге роль в культовой картине «По щучьему веленью» получил именно он.
Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.
Тогда Роу пришел к Милляру с просьбой помочь и посоветовать. Георгий ответил просто: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»
Пробы на роль прошли не просто успешно, а гениально. В этой сказке у Милляра было целых три роли, но Баба Яга стала настоящей легендой. С тех пор эту ведьму из детских кошмаров играл только Георгий Францевич. Образ Яги актер собирал по крупинкам, наблюдая за пожилыми женщинами. Но главный прототип — пастушка греческого происхождения, встреченная однажды Милляром. У женщины был злой взгляд и очень сгорбленная фигура. Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.
В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.
Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.
Виктор Васнецов «Воины Апокалипсиса»
Потом про картину Роу, показанную аккурат в День Победы 9 мая 1945 года, говорили, что Кощей олицетворял Гитлера. Режиссер не спорил, Милляр улыбался: «Я до такой вульгарной трактовки не дошел… Каждая эпоха выявляет своего Кощея, и в этом смысле он бессмертен».
Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс» и еще более ста картин. Режиссеры тянулись к Милляру, он снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.
После смерти Роу работы у Милляра стало меньше, но он продолжал сниматься. Последней ролью актера была лента «Ка-ка-ду» в 1992 году. Про пожилого артиста стали забывать. Власти его не сильно жаловали еще и при СССР, журналистов Милляр также мало интересовал. Актер никогда не отказывался от концертов, но часто ему даже не платили, заявляя, что денег нет.
Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ДЕТИ В СУДЬБЕ АРТИСТА
Георгий Милляр с женой
О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.
После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.
До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей. С Милляром ее объединяло происхождение. Родителей Марьи раскулачили и репрессировали.
Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках. Злые языки, правда, говорили, что романтики в этом союзе не было, и на браке настоял Александр Роу.
Георгий Милляр
Биография
Георгий Францевич Милляр – известнейший актер театра и кино, Народный артист РСФСР. Он родился в начале прошлого века, 7 ноября 1903 года, в Москве. Его отец Франц де Милье был инженером: он прибыл из Франции в Россию для того, чтобы консультировать русских рабочих в области мостостроения. Здесь Франц де Милье познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которой сделал предложение.
Актер Георгий Милляр
Семья была довольно обеспеченной, и родившийся Георгий ни в чем не испытывал нужды. К сожалению, счастье молодоженов было недолгим – в 1906 году отец Георгия умер. После кончины мужа Елизавета со своим сыном продолжала жить в достатке. У них была роскошная квартира в Москве, две дачи (в Подмосковье и Геленджике). Для обучения ребенка языкам, музыке, литературе были наняты гувернантки.
В то время тетя Георгия была известной театральной актрисой, благодаря которой мальчик в столь раннем возрасте познакомился с театром. Любовь к искусству будущему актеру прививали с детства – он имел возможность услышать выступления Шаляпина, Неждановой, Собинова. Неудивительно, что Георгий и сам пытался примерить на себя роль лицедея, устраивая для своих родных домашние представления.
Георгий Милляр в детстве
В 1914 году беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию – революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу. Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.
Георгий Милляр в молодости
Окончив школу в Геленджике, Георгий Милляр устроился на роботу в местный театр простым бутафором. Молодой человек исполнял все свои обязанности на совесть, но его не покидала мечта стать настоящим артистом. Звездный час Милляра настал, когда в 1920 году исполнительница роли Золушки не смогла прибыть на спектакль из-за болезни. Ее то и заменил старательный бутафор, причем получилось это у него великолепно.
В 1924 году поднаторевший артист-самоучка перебрался в Москву, где поступил в нынешний Театр имени Маяковского, который на тот момент именовался Школой юниоров при Московском театре Революции. В 1927 году Георгия Францевича, окончившего учебу, приняли в труппу Московского театра Революции. В составе коллектива он проработал вплоть до 1938 года.
Театральная карьера Милляра складывалась наилучшим образом, но в 1941 году он покинул труппу – актер решил попробовать себя в кинематографе.
Фильмы
Работа Георгия Милляра в кино началась с небольших эпизодических ролей. А вот первую свою крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально поступил заказ на следующую сказку.
Георгий Милляр в фильме «По щучьему веленью»
Следом была снята картина «Василиса прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-Яги. Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил сам артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-Яги Милляр работал самостоятельно – он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику, походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в фильме еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.
В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с патриотическим окрасом «Конец Кощея Бессмертного». В образе Кощея создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей. Так Милляр делал всегда на съемках, чтобы облегчить работу гримерам. Стало понятно – артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом состоялась в День Победы.
Георгий Милляр в фильме «Василиса Прекрасная»
Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы». Бабу-Ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.
Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16 картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы – Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-Яга в «Морозко», царь подводный Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», придворный злодей Квак из «Марьи искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе» – до сих пор помнятся зрителю.
Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнились роли Наимудрейшего в сказке режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина», мистера Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудреца Селима в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злого колдуна Смога в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он принял участие в таких фильмах, как «Кавказская пленница», «Баллада о Беринге и его друзьях», «Шаг с крыши», «Серебряное ревю».
Георгий Милляр в фильме «Кавказская пленница»
Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актёр умел приковать к себе внимание.
Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.
Личная жизнь
О личных отношениях Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет он мог жениться на одной молоденькой актрисе, которая заявила о скором пополнении семейства. На такую новость Георгий Францевич якобы ответил, что не может иметь детей, и отправил женщину к истинному отцу будущего ребенка.
Георгий Милляр и Мария Васильевна
К моменту знакомства с Георгием Милляром у Марии Васильевны уже были взрослые дети от первых двух браков. Присмотревшись к соседке, 65-летний актер попросил ее руки. Марии Васильевне на тот момент было 60. Удивленная женщина заявила артисту, что ей не нужны мужчины, на что Георгий Францевич шутливо ответил: «Я не мужчина. Я Баба-Яга».
Свадьбу отпраздновали в первый день съемок очередной сказочной ленты «Варвара-краса, длинная коса». Съемочная группа сделала сюрприз новобрачным, накрыв столы на берегу Москвы-реки.
Георгий Милляр с женой
Жену Георгий Милляр очень любил и уважал, кроме того, полюбила невестку и мама артиста. Взрослые дети Марии Васильевны тоже приняли мужа матери. В семье Милляров всегда были мир и порядок.
Они проживали в той самой коммуналке, некогда принадлежавшей полностью его семье, вместе с матерью, которая умерла в 1971 году. В жизни Георгий Милляр был простым человеком, любил выпить, хотя пьяным его никогда не видели. Дружбу он водил в основном с гримерами, осветителями и костюмерами.
Смерть
Несмотря на всенародную любовь и популярность, Георгием Милляром никогда не интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание Заслуженного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. В последние годы жизни он часто посещал всевозможные детские мероприятия – встречи с детьми в школах, пионерлагерях. Милляр никогда не отказывался от концертов, хотя иногда организаторы могли не выплатить актёру гонорар, лукаво ссылаясь на то, что нет денег.
Георгий Милляр любил детей
В преддверие юбилея Георгия Францевича попросили выступить для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что в зале будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-Ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью Г.Ф. Милляр». Как признался актёр, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребетеночку».
Было неясно, вычеркнули ли Георгия Милляра из списка приглашенных, либо концерт не состоялся вовсе, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные Бабушки разошлись среди соседей, несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино.
Могила Георгия Милляра
Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив немного до своего 90-летия. Его похоронили на Троекуровском кладбище. Среди переданных в Музей кино вещей артиста был найден небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной смерти:
«А, наверное, было бы здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти».