мхитарян акоп аршалуйсович биография
Чем дальше в лес
Бывший юрист «Тройки Диалог» Акоп Мхитарян построил в Омске крупную современную фабрику по обработке березы. Но сформировать среди российских мебельщиков моду на патриотичный материал оказалось куда сложнее.
Текст: Николай Гришин
Генеральный директор «АВА компани» Акоп Мхитарян забрался по шаткой железной лестнице под самый потолок огромного цеха. Он с явным удовольствием наблюдает, как внизу по конвейеру быстро перемещаются бревна. Машина сортирует их и пилит на бруски, на выходе получаются аккуратные доски. Находящаяся неподалеку кабина оператора линии напоминает фантастический звездолет. Четыре монитора, клавиатура, в руках рабочего по джойстику.
В соседнем цехе заточки пил можно наблюдать сцену почти как в последнем «Терминаторе», где одни роботы собирают других роботов. Машины монотонно работают без операторов — в цехе до нашего появления никого не было. О том, что люди здесь все же иногда появляются, напоминает надпись «Машенька», сделанная фломастером на одной из пил. По словам директора по производству «АВА компани» Сергея Олонцева, пилам сотрудники завода, преимущественно мужчины, дают только женские имена, нередко собственных жен.
В самом конце цеха стоит усатый мужчина в спецовке и что-то помечает мелом на готовых досках. «Это Рэндол Уилсон, он из Америки, работает у нас уже второй год,— поясняет мне советник гендиректора «АВА компании» Алексей Ценев.— Рэндол на глаз различает качество доски — наши пока так не умеют». Иностранцы на этом производстве вообще частые гости. Мы, к примеру, застали отца и сына Баччи, владельцев крупнейшего в Италии производителя оборудования для мебельных фабрик Bacci. Под их контролем рабочие на днях закончили монтаж нового станка для производства мебели за 140 тыс. евро — робот умудряется вырезать на одной машине две разные заготовки одновременно. Кажется, что они не сталкиваются только чудом.
Правда, заработать на передовых лесопильных технологиях не удается до сих пор. Среднемесячная выручка фабрики осенью 2009 года — 18 млн руб. (минус 60% от бизнес-плана), а расходы на ее содержание — 27 млн руб. Российские производители мебели предпочитают использовать дешевые плитные материалы (МДФ, ДСП и др.), а иностранцы — массив дерева из Юго-Восточной Азии.
Без отходов
Когда Акопа Мхитаряна спрашиваешь о его работе в «Тройке Диалог», он скучнеет на глазах. «Юридическое сопровождение сделок, корпоративное управление»,— монотонно перечисляет он. Выпускник МГИМО 1993 года сделал в «Тройке Диалог» завидную карьеру — начинал младшим юристом и дослужился до начальника управления внутреннего контроля.
Зато когда речь заходит о деревообработке, глаза Мхитаряна загораются. «У всех схема пиления финская — бревно как оно есть просто разрезают на части. Максимальный выход — 30-35%, две доски с бревна,— чертит продольные линии на сигарете Мхитарян.— А у нас 60-65%, потому что технология североамериканская — станок сканирует конкретное бревно и разрабатывает индивидуальную программу распила каждой доски».
Отходы для Мхитаряна настоящий фетиш. Так, он договорился с местной администрацией о реализации щепы на ТЭЦ, а деревянные обрезки продает местным жителям на дрова. В итоге «АВА компани» удалось создать практически безотходное производство, хотя в среднем по отрасли 30-40% леса при обработке идет в утиль.
В 2006 году Акоп оставил в Москве жену, двух дочек и «отправил себя в ссылку». «Мы в «Тройке Диалог» все время ищем интересные бизнес-проекты в новых нишах»,— рассказывает Мхитарян.
Нишу обнаружил омский предприниматель Бабкен Аракелян. Вместе с менеджерами «Тройки Диалог» он еще в 1999 году построил в Омске завод по производству гофрокартона и гофротары, а в 2002-м партнеры продали его структурам «Базэла».
Экзотическая береза
Изначальная задумка Аракеляна выглядела красиво. В Омской области в год можно добывать 12 млн кубометров леса, а добывается лишь 2 млн. Дело в том, что 95% местного леса, пригодного для промышленной вырубки,— береза. А практически вся российская лесодобывающая отрасль «заточена» под экспорт хвойного «кругляка». Береза, как правило, используется лишь в производстве фанеры. Так что арендовать для лесозаготовки участки в Седельниковском и Тарском районах Омской области не составило труда.
Мхитарян решил выпускать не фанеру, а мебельный щит (склеенные рейки из массива дерева), пиломатериалы и комплектующие для мебельного производства. «Береза в промышленных масштабах растет лишь в Канаде и России, причем в Канаде производство падает из-за того, что государство ограничивает вырубку более качественной «белой» березы. А спрос на это дерево в мире есть — наша древесина напрямую конкурирует с кленом»,— уверяет Мхитарян.
Плотность (один из важнейших факторов в производстве мебели) омской березы — 640 кг/кв. м, почти как у дуба (670 кг/кв. м) и намного больше, чем у распространенной в России сосны (250 кг/кв. м). Но дело даже не в технических характеристиках, а во внешнем виде березы. «Несколько лет назад в России появились закупщики производителей мебели из Италии и Испании — для расширения ассортимента они хотели покупать березу. Этот материал за рубежом считается редким и красивым. Однако найти производителей качественных пиломатериалов им так и не удалось»,— рассказывает директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрей Радухин.
На мировом рынке мебельного сырья правят бал производители пиломатериалов лиственных пород из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Конкурировать с ними низкими ценами «АВА компани» не могла: мало того что труд рабочих в России обходится дороже, так еще и стоимость обработки деревьев с толстыми стволами, растущих в теплом климате, ниже. Так что Мхитарян сделал ставку на качество производства (закупил самое современное оборудование, нанял европейских технологов) и «экзотичность» своего продукта.
Отпор шведам
Мхитарян, похоже, переоценил потенциал спроса на русскую березу за рубежом в период кризиса. В первую очередь упал экспорт необработанных бревен (кругляка) — в 2007-м россияне продали за рубеж 49,3 млн кубометров леса, а за восемь месяцев 2009-го — 14,5 млн. Но и «глубоким переработчикам» досталось — цены на пиломатериалы упали на 60%, спрос тоже сильно просел.
Продажи самой дорогой продукции фабрики Мхитаряна — мебельного щита — практически встали. Лето 2008 года «АВА компани» встретила с ежемесячной выручкой всего 6 млн руб.
Когда экспортная модель дала сбой, Мхитарян попытался переориентироваться на российский рынок. И практически сразу получил от местной IKEA крупный заказ на мебельные комплектующие. Но в «АВА компани» есть правило не продавать одному клиенту свыше 25% от общего объема всей своей продукции, а шведы рассчитывали на большее. «Я знаю, как работает IKEA — выбирает практически все объемы поставщика, а затем требует резкого снижения цен или сокращает объем закупок. И никуда с этого крючка уже не деться»,— рассуждает Мхитарян. Переговоры прекратились, сейчас «АВА компании» поставляет лишь пиломатериалы чешским, итальянским и китайским производителям мебели, чья продукция представлена в IKEA.
Может быть, зря Мхитарян не пошел на условия шведов — российские производители мебели явно не ждали Russian Birch. «Все массовое производство сидит на МДФ и ДСП, с натуральным массивом дерева работает мало кто»,— говорит независимый эксперт мебельного рынка Вадим Бахтов. Ведь плитные материалы обходятся на 30-40% дешевле. По расчетам старшего аналитика Lesprom Network Ольги Деулиной, на отечественную мебель из массива дерева приходится лишь около 20% российского рынка. В основном это привычная сосна, которая во всем мире применяется только для выпуска самой дешевой мебели, и импорт из Юго-Восточной Азии.
«К примеру, в производстве мягкой мебели натуральный массив практически не используется — его же все равно не видно под обивкой,— объясняет владелец компании «Цвет диванов» Дмитрий Ходасевич.— Мы покупаем лишь немного бука».
Китайские комплектующие (тот же бук, скажем) обходятся на 10-15% дешевле российских, даже с учетом логистики и таможенных пошлин. Неудивительно, что договориться о поставках с крупными российскими производителями мебели «АВА компани» не удалось, и она пошла по пути диверсификации. К примеру, начала выпускать комплектующие для дверей.
«Раньше мы работали с сосной, но в начале года перешли на березу,— рассказывает совладелец «Истринской мануфактуры» Михаил Зуев.— Ценовая ниша одна и та же, но работать с березой проще — нет смоляных карманов, более плотная древесина. В целом куда менее проблемный материал».
В 2009 году «АВА компани» начала производство паркета, плинтусов, подоконников, которые продает через строительные рынки и небольшие магазины в Омске и Подмосковье. Сейчас эти побочные товары занимают уже около 10% в общем объеме продаж. Однако амбициозному Мхитаряну останавливаться на полпути не интересно — он нацелился на куда более емкий и маржинальный рынок мебели.
Сам себе покупатель
Недавно жена Акопа купила домой новый итальянский сервант. Когда Мхитарян узнал, что он обошелся в 15 тыс. евро, то здорово удивился. «Я же знаю себестоимость всего этого производства — не стоит он таких денег»,— сетует Акоп. Однако предложение обставить дом мебелью из сибирской березы супруга пока встречает в штыки — мол, «покажи сначала, какое качество вы способны предложить».
Скоро такая возможность представится — в октябре на фабрике «АВА компани» началось производство мебели из массива. «Если мебельщики не хотят работать с березой, то мы займемся этим сами — станем локомотивом категории»,— рассуждает Мхитарян. Теперь он ни много ни мало мечтает организовать в Омске «настоящую итальянскую мебельную фабрику», оснащенную современными станками Bacci.
Экспериментальные продажи стартуют в ноябре в двух собственных магазинах в Омске. Мхитарян делает ставку на детский и кухонный сегменты. Продавать мебель «АВА компани» собирается через мультибрэндовые сети. На днях, к примеру, он заключил договор магазином детской мебели «ДИН», а также получил заказ на оформление московского ресторана. «Это будет первое в России производство мебели полного цикла. В условиях падения спроса затея, мягко говоря, рискованная»,— считает Ольга Деулина.
Березовая маржа
Технологическая цепочка «АВА компани» и создание прибавочной стоимости.
МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ
Бизнесмен МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ ИНН: 773700499070
Регистрация: Нет данных
РЕЕСТР ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛИЦ: Отсутствует
Предпринимательский рейтинг: МАЛО ДАННЫХ
По компаниям, которыми руководит или руководил МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ не было выставленных претензий от партнёров и клиентов на 08.10.2021.
У Вас есть претензии к компаниям которыми руководит МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ?
Выставьте публичную претензию на портале inJust.
Является действующим руководителем в следующих компаниях:
Действующая ОГРН 1127746686429 от 31.08.2012
Должность: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
Ранее руководил(а) следующими компаниями:
Должность: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР, с 28.02.2017
Ликвидирована
Должность: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР, с 17.05.2019
Является в настоящее время учредителем или совладельцем в следующих компаниях:
Действующая ОГРН 1085032007939 от 01.08.2008
Доля: N/A
Был(а) ранее учредителем или совладельцем в следующих компаниях:
МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ не имеет в настоящее время регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или главы фермерского хозяйстве по данным ФНС.
МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ не имеет по состоянию на 08.10.2021 аннулированных регистраций в качестве индивидуального предпринимателя или главы фермерского хозяйства по данным ФНС.
В этом отчёте вы можете проверить в каких компаниях является руководителем или учредителем МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ, а так же был ли МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или главы фермерского хозяйства. По мере появления данных о реальной хозяйственной деятельности связанных компаний, МХИТАРЯН АКОП АРШАЛУЙСОВИЧ получит рейтинг как бизнесмен. Рейтинг бизнесмена может косвенно влиять на все связанные компании.
Все данные получены их открытых источников: федеральной налоговой службы, федеральной службы судебных приставов, электронного правосудия, реестра банкротств и реестра залогов. Администрация портала не несёт ответственность за ошибки содержащиеся в источнках данных.
Для использования всех возможностей портала необходимо перейти в личный кабинет. Вход возможен только с помощью ГосУслуг или ЭЦП (для ЮЛ).
Торжественное открытие деревоперерабатывающего производства ЗАО «АВА компани» состоялось 15 ноября. Инвестором проекта по глубокой переработке древесины выступил консорциум инвесторов, ассоциируемых с группой компаний «Тройка-Диалог». Продукция из омской березы уже пользуется спросом на европейских рынках, поэтому предприятие намерено планомерно наращивать объемы производства. Уже в ближайшие год-два компания планирует выйти на объем заготовки леса в Седельниковском и Тарском районах и переработать порядка 270 тысяч кубометров леса. О планах и перспективах нового деревоперерабатывающего предприятия корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с генеральным директором ЗАО «АВА компани» Акопом МХИТАРЯНОМ.
— Все мощности запустили, которые запланировали на этот год?
— Если оценивать в целом, сегодня уже работает 95% мощностей, которые должны были быть введены. Работает новейший ленточный пильный цех. Сейчас немецкие специалисты завершают процесс обучения наших операторов. Запущены в работу новейшие сушильные камеры. Запущен в работу цех по производству мебельного щита. Завершено строительство и начата эксплуатация мощнейшего в регионе нижнего склада в Кейзесе. Завершены реконструкция и переоборудование производственной базы в Атаке, все основные станки и оборудование запущены в работу. В течение декабря введем новые производственные единицы в Атаке — две линии по переработке тонкомерного пиловочника. Кстати, многие вынуждены отнести их на отходы. В целом мы должны в течение 1-1,5 месяца переоборудовать и запустить в эксплуатацию действовавший ранее рамный цех.
— А какой ассортимент производите?
— Самая наша дорогостоящая продукция — мебельный щит, естественно. Еще мы производим сегодня чистовые мебельные заготовки, погонажные изделия, различные элементы для мебели, обрезные пиломатериалы камерной и естественной сушки. В общем, основных видов порядка шести-семи, но они все различных сортов, видов и длины. Все зависит от требований конкретного потребителя.
— Не раскрывая коммерческой тайны, можете сказать, что сегодня пользуется наибольшим спросом?
— Спросом пользуется абсолютно все, что мы производим. Сегодня основные потребители нашей продукции — итальянцы и испанцы. На текущий момент у нас переговоры по увеличению объемов закупок. В активную фазу работы также перешли наши переговоры с крупнейшим японским покупателем. Буквально прошлой неделе на предприятии побывали наши потенциальные партнеры из Казахстана. И тоже высказали заинтересованность в закупках нашей продукции. Все покупатели имеют достаточно известные и очень известные мировые имена. Идет обсуждение параметров, объемов и сроков поставки. Следующий шаг — заключение контрактов и поставка продукции.
— Потребители — это производители мебели?
— По-разному. В Италию мы поставляем продукцию напрямую производителю мебели. Есть также и крупные торговые дома. А они уже торгуют нашей продукцией на своих рынках, что вполне логично может обеспечить бесперебойную работу для конечного потребителя. К примеру, на тот же японский рынок иностранному поставщику вообще очень тяжело попасть. В Японии жесткие требования по сертификации. Да и сами производители мебели предпочитают снижать риски по планированию производства, работая не с отдельными заводами, а с крупными и исторически существующими торговыми домами.
— Омская область далеко от Японии.
— Видимо, интересы сближают. Так что бизнес не познает границ в определении выгодности и надежности работы с партнером, который может обеспечить требуемое качество, количество, выдержать сроки. Дополнительно важно отметить, что наши потенциальные партнеры из Японии поставляют продукцию в разные страны. У них покупатели не только в Японии.
— Насколько я помню, планы у вашего предприятия были большие.
— Такие же большие, какие мы заявили и сделали. Даже при уже сделанном грандиозном шаге могу сказать, что мы выполнили только 10% из того, что можно и нужно сделать. Так что в ближайшие три-пять лет изменений будет много.
— А какая самая главная задача?
— Прежде всего нужно вывести предприятие на полную мощность.
— То есть на объем переработки в 270 тысяч кубометров в год?
— Верно. Но 270 тысяч — это лишь начало. Это та мощность, на которую мы стремимся выйти в ближайшие год-два. Уже сегодня наши заготовительные и производственные возможности позволяют переработать такой объем. Мы можем и должны стремиться к тому, чтобы заготавливать больше. Соответственно, и перерабатывать будем больше.
— А на объем 500 тысяч кубометров, например, через какое время сможете выйти?
— Если экономика покажет целесообразность такого объема переработки через два года, то это произойдет через два года. А если мы увидим, что рынок еще не готов покупать нашу продукцию в таком количестве, то это произойдет чуть позже. Но пока, как мы видим, рынок готов воспринимать все, что мы можем произвести.
— А почему именно лесная отрасль заинтересовала инвесторов из группы компаний «Тройка-Диалог»? В той же нефтедобыче прибыли гораздо выше.
— Потому что лес на сегодняшний день — это самая неиспользуемая или невыгодно используемая сырьевая база страны по сравнению с газом, нефтью, углем. Более 75% территории страны покрыты лесами, а в мировом обороте лесной отрасли наша страна занимает сегодня порядка 2-4%. Хотя мы могли бы быть наравне с такими лесными странами, как Канада и Америка вместе взятые, например. Я убежден, что, имея такие огромные запасы сырья, инвестиционные и интеллектуальные возможности для их освоения, Россия не должна торговать круглым пиломатериалом. Я думаю, что все бизнес- сообщество поддерживает правительственный курс и программу по реформированию лесной отрасли, ограничению или запрету вывоза круглого пиломатериала из России. Между прочим, не тайна, что та же древесина возвращается на потребительский рынок России, в том числе и в виде мебели, только в неоценимо раз дороже.
— Насколько я помню, ваша сырьевая база — это два арендованных участка в Седельниковском и в Тарском районах. Не собираетесь расширять участки?
— Да, собираемся. Сейчас мы планируем посетить другие районы области, чтобы посмотреть леса, определиться с участками, где больше березы, пригодной для промышленной переработки. Мы уже готовы пойти на такой ответственный шаг, как расширение лесомассива. Я говорю — ответственный, поскольку это решение должно подкрепляться инвестициями. Необходимо будет построить дополнительные нижние склады, увеличить количество лесозаготовительной техники. Сразу возрастут и объемы лесотехнических работ, и объемы других обязательств, накладываемых на арендаторов.
— Хотел задать вопрос о сроках окупаемости проекта, но уже понял, что всю прибыль вы намерены реинвестировать в развитие производства. Это так?
— Это действительно так. Условно можно считать, что срок окупаемости составит от 3 до 5 лет. Это очень важно, но — долгосрочная стратегия, что неминуемо соприкасается с понятием роста капитализации. В современной экономической модели капитализация предприятия — фактор более важный, чем просто расчет срока окупаемости, как точка стопора, без планов на продолжение и, как следствие или обусловливающий фактор, постоянное реинвестирование.
— А какая капитализация будет у компании через три года?
— Хочется, естественно, чтобы она была максимальной. По самым консервативным оценкам, капитализация нашего предприятия должна быть через три года в диапазоне от 150 до 200 млн долларов США. Но я думаю, что будет выше. Сегодня мы перепроверяем себя и корректируем планы практически через каждые три месяца. Это очень часто, но нужно на этапе становления. Вполне возможно, что поставим перед собой и амбициозную задачу: довести капитализацию, условно говоря, до 500 млн долларов США. Есть различные варианты, как это сделать. Возможно наращивание производственных мощностей, в том числе и путем строительства дополнительного более крупного завода, по мебельному щиту, например, либо завода по выпуску иной продукции, являющейся результатом деревопереработки, как дополнение к имеющимся мощностям по деревообработке. На сегодняшний день спрос на такую продукцию также высок и растет постоянно.
— То есть акционеры «АВА компани» пришли в Омск всерьез и надолго?
— Лесопереработка — это долгосрочный бизнес. Мы вложили серьезные финансовые и людские ресурсы, чтобы построить долгосрочный, успешно развивающийся бизнес. Я не верю, что при таком подходе вообще возможно быстро выйти из лесного бизнеса.
— Почему успешный топ-менеджер группы «Тройка-Диалог» решил так круто изменить свою жизнь?
— Не могу сказать, что в моей жизни произошли уж слишком крутые перемены. В юридической практике мне и раньше доводилось консультировать крупных корпоративных клиентов в различных областях экономики, равно как и сопровождать важные сделки. Я принимал активное участие в создании и продвижении на рынок различных финансовых инструментов. Участвовал в построении управленческих систем, систем контроля и мониторинга. К тому же меня всегда увлекало все новое и интересное, поэтому и предложил свою кандидатуру на должность генерального директора деревоперерабатывающего предприятия. Во первых, я сам поверил в этот проект и рад, что акционеры поверили в мои силы и убеждения в том, что способен его реализовать. И первые результаты, как мне кажется, дают основания для некоторого оптимизма. Все работы по запуску производства завершены в очень короткие сроки. Не скажу, что здесь было голое поле. Однако же нам пришлось потрудиться над существенно большейчастью проекта. Я говорю не о себе лично, а обо всей нашей команде. Здесь трудилась и трудится большая команда профессионалов начиная с апреля 2007 года. Именно ей предстояло в течение 5-6 месяцев включиться в процесс, исправлять логику работы и завершить все фундаментальные работы, необходимые для функционирования завода.
— До того как возглавили «АВА компании», приходилось бывать в лесу? Не испугали условия, в которых происходит лесозаготовка?
— Нет, меня ничего не напугало. Мне все понравилось. Хотя то, что увидел во время первого посещения деляны и нижнего склада в Атаке, выглядело действительно ужасно. Состояние техники — катастрофическое. Здания без крыш и окон. Все почти разрушено. Зато теперь вдвойне радостно видеть, как в Атаке стала возрождаться жизнь.
— Ваша семья уже переехала в Омск?
— Пока нет. Не успели определиться со школой для старшей дочери. Но к следующему учебному году, думаю, все эти проблемы мы решим. В Омске тоже есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков.
— А как вам самому жизнь в провинции? Не отягощает после Москвы?
— Нет, нисколько. Я не ощущаю никакого дискомфорта в Омске. Даже наоборот, когда я прилетаю теперь в Москву, мне кажется, что там слякотно или пасмурно, грязно и постоянные пробки. По правде говоря, это уже не та Москва, которая была в мои студенческие годы. Да, Москва — это столица. Да, Москва сильно развита и очень интересна. Безусловно, это одна из столиц мира. А что, если мы изменим свое отношение к Омску? Будем считать его столицей, и пусть только нашего региона пока, и договоримся о нем позаботиться и относится к нему с гордостью и подобающе. Так что это всего лишь ментальная, психологическая проблема. Скорее всего нужен такой позитивный общий сговор.
Акоп Аршалуйсович родился 1 апреля 1972 года в городе Гюмри (Ленинакане), Армения. Там же окончил среднюю школу. В 1989 году поступил в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) на факультет международного права. В 1993 году окончил вуз, получив диплом юриста-международника со знанием английского и арабского языков. В 1996 году был принят на работу юристом в инвестиционную компанию «Тройка-Диалог». Почти за двенадцать лет работы в группе компаний занимал различные должности — от заместителя начальника юридического управления до директора управления внутреннего контроля и аудита. Участвовал в значимых и крупных федеральных проектах, в реструктуризации, построении и консультировании многих крупных корпораций. С апреля 2007 года — генеральный директор ЗАО «АВА компани».
Женат. Воспитывает двух дочерей — 11 и 6 лет.
Акоп Мхитарян: «Свято верим в то, что это будет рентабельно»
|
|
|
|
Сетевое издание БК55
Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru
- У собаки жидкий стул чем кормить
- сколько дней лежат в больнице с фурункулом