методика диагностики качества жизни м фриша
Диагностика качества жизни в психотерапии: апробация русскоязычной версии методики М. Фриша
Рассказова Е.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9648-5238
e-mail: e.i.rasskazova@gmail.com
Неяскина Ю.Ю.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, декан психолого-педагогического факультета, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский, Россия
e-mail: neyaskinaju@yandex.ru
Леонтьев Д.А.
доктор психологических наук, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805
e-mail: dmleont@gmail.com
Ширяева О.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский, Россия
e-mail: Ola49@yandex.ru
Аннотация
В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации. В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации.
Тип: научная статья
Развитие психологии здоровья и впоследствии позитивной психологии акцентировало внимание на таких задачах психотерапевтической практики, как улучшение качества жизни, психологическое благополучие, достижение или стремление к счастью. Пользуясь метафорой позитивной психологии, за исключительным вниманием психологии к движению личности от «отрицательного» состояния к «нулю», часто упускалась из виду не менее важная задача — улучшение позитивного состояния в дальнейшем.
Методика диагностики качества жизни м фриша
Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни
Апробация новых методов диагностики референтных контекстов (шкала референции, Д.А. Леонтьев), ценности жизни (шкала ценности жизни, Д.А. Леонтьев), опросник качества времени (Д.А. Леонтьев), исследование качества жизни (М. Фриш / Е. Рассказова).
Качество жизни как критерий реабилитации больных с неврологической симптоматикой
Креативный средний класс как драйвер устойчивого развития региона и повышения качества жизни (на примере Томской области)
Данный проект направлен на формирование признаков и характеристик креативного среднего класса на примере Томской области как основного социального актора и драйвера устойчивого социально-экономического развития региона и повышение на этой основе качества жизни.
Планируемые результаты исследования:
Жизнеспособность и субъективное благополучие молодёжи городских, сельских и кочевых сообществ Сибири
Эмпирический этап исследования охватит более 1000 молодых людей (в возрасте от 13 до 26 лет), представляющих более 50 малых (городских, сельских и кочевых) сообществ, проживающих в Сибирском Федеральном округе, включая циркумполярные территории региона.
На этом основании будут:
Интегральные показатели качества жизни, благосостояния и устойчивого развития города на примере Индекса процветания городов (CPI) для г. Томска
Цель исследования заключается в анализе благосостояния, качества жизни населения, устойчивости и комфортности городской среды на основе расчета интегральных показателей с использованием Индекса процветания городов (CPI, City Prosperity Index) для Томска для содействия разработке стратегий развития территории, а также сравнения показателей благосостояния города на глобальной платформе ООН-Хабитат.
Планируемые результаты реализации проекта:
Результаты исследования будут представлены в форме подробного аналитического отчета, включающего следующие блоки показателей: Производительность – Инфраструктура – Качество жизни – Равенство и социальная интеграция – Экологическая устойчивость – Управление и законодательство. Полученные данные позволят выявить ключевые сферы и соответствующие проблемы для эффективного и результативного инвестиционного планирования развития территории. Интегральные показатели, рассчитанные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве инструментов и механизмов мониторинга достижения приоритетов и целей социально-экономического развития города и региона, а также в глобальном масштабе. Итоговый интегральный показатель может быть применен для выявления позиции Томска на глобальной платформе ООН-Хабитат CPI среди других городов мира. В целом, подсчет Индекса процветания городов (CPI) для г. Томска позволит выявить проблемные стороны развития и устойчивые преимущества, влияющие на его потенциал развития.
Опросник качества жизни ВОЗ (сокращенный) (ВОЗКЖ-26)
Полная версия опросника состоит из 100 вопросов.
Теоретические основы
По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими. Качество жизни — это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества.
Согласно мнению ООН, социальная категория качества жизни включает 12 параметров, из которых на первом месте стоит здоровье. Европейская экономическая комиссия систематизировала восемь групп социальных индикаторов качества жизни, при этом здоровье также поставлено на первое место. Следовательно, качество жизни, связанное со здоровьем, можно рассматривать как интегральную характеристику физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанную на его субъективном восприятии
Инструкция
Следующие вопросы касаются Вашей точки зрения на качество жизни, на состояние здоровья и другие сферы Вашей жизни. Я буду вслух читать Вам каждый вопрос вместе с вариантами ответов. Пожалуйста, выберите ответ, который покажется наиболее подходящим. Если вы не уверены, как ответить на вопрос, первый ответ, который придет Вам в голову, часто бывает наилучшим. Пожалуйста, помните о своих стандартах, надеждах, развлечениях и интересах. Мы спрашиваем о том, какой Вы считаете свою жизнь в течение последних четырех недель.
Методика диагностики качества жизни м фриша
КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
Название Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни
Руководитель Галажинский Эдуард Владимирович, Доктор психологических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томская обл
Конкурс Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»
Ключевые слова качество жизни, благополучие, субъективные индикаторы, интегральная оценка жизни, психологическое благополучие, личностный потенциал, позиция личности, анализ медиации и модерации
Статус Успешно завершен
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Результаты теоретического анализа Качество жизни – это сложное междисциплинарное понятие, объединяющее попытки теоретического и эмпирического изучения существенных особенностей человеческой жизни с точки зрения их благоприятности. На сегодняшний день отмечается появление целого ряда профессиональных организаций, которые поддерживают концептуальное и эмпирическое развитие качества жизни, а также распространение и популяризацию концепции качества жизни в различных сферах общества. Исследователи во всём мире констатируют наступление новой эры построения составных или обобщенных социальных индикаторов, а также признают ключевую роль объединения социальных показателей с изучением показателей субъективного благополучия, поскольку такие исследования развиваются последние 50 лет и показали свою значимость. Качество жизни можно рассматривать с точки зрения структуры (доменов) и содержания (удовлетворенности). Одновременно с этим важно констатировать существование проблем, связанных с мерой субъективного благополучия. В первую очередь это касается компонента удовлетворенности жизнью, поскольку (1) для того, чтобы оценить жизнь в целом, человек должен обладать достаточно хорошо развитой рефлексией, чтобы оценить свою жизнь; а также потому что (2) мы недооцениваем факт, что далеко не каждый человек может адекватно реально выполнить это задание, т.е. окинуть своим взглядом жизнь как целое и оценить её как целое. Другой проблемой является терминологическая путаница. Слово «счастье» чаще употребляется, когда нужно сделать акцент на аффективной оценке жизни. Понятие «субъективное благополучие» используется в более широких значениях, чем счастье. Иногда вместо него используют термин психологическое благополучие. Ряд авторов предпочитают использовать понятие счастья скорее в качестве синонима субъективного благополучия, т.е. как субъективное наслаждение жизнью в целом и понимает под ним хорошее психическое функционирование, высокую жизнеспособность. Мы полагаем, что если объединить основные выделяемые авторами субъективные «параметры» жизни – ценность жизни, возможности жизни/среды, результативность жизни/удовлетворенность жизнью – на едином теоретическом фундаменте, то дальнейшие измерения качества жизни обретает многомерность. Тогда субъективные индикаторы качества жизни могут включать в себя (1) субъективную оценку условий жизнедеятельности (экономических, социальных, политических и др.); (2) субъективную оценку своего состояния (физического и психологического здоровья), своих достижений и исполненности (самореализация); (3) удовлетворенность отдельными сферами жизни (доменами) и жизнью в целом (счастье, благополучие) и (4) субъективно воспринимаемые возможности повышения своего благополучия. При этом целью повышения качества жизни должно становиться увеличение (5) ценности жизни. Другим важным положением для исследования и диагностики выступает различение трех критериев качества, а именно (1) эмоциональной оценки жизни; (2) осмысленности жизни и (3) меры контроля над ходом собственной жизни. Разработка методического инструментария Было проведено исследование, посвященное апробации русскоязычной версии скрининговой шкалы позитивных и негативных переживаний Э. Динера. Более подробно результаты данного исследования отражены в статье Е.И. Рассказовой и А.А. Лебедевой «Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера: апробация русскоязычной версии», которая в настоящий момент находится на рецензировании в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики». В исследовании, посвященном апробации русскоязычной версии методики исследования качества жизни М. Фриша, было доказано, что: Во-первых, надежность-согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизни, субъективным счастьем, позитивными и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. Во-вторых, согласно полученным результатам, в разных выборках (студентов и взрослых) разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов – внутренней учебной мотивации. Анализ результатов эмпирических исследований Результаты эмпирического исследования субъективных индикаторов качества жизни в структуре личностного потенциала (n=140) свидетельствуют о том, что при доминировании определенных дефицитов и деформаций личностного потенциала, затрудняющих процессы саморегуляции и самореализации, в том числе деформации субъективного качества жизни, возникают специфические особенности жизнедеятельности субъекта, приводящие к формированию синдрома алкогольной зависимости. Более подробное описание результатов приводится в статье Бохан Т.Г., Галажинский Э.В., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Боженкова К.А. «Субъективное качество жизни в структуре личностного потенциала у представителей молодёжи Севера Сибири» (журнал Вестник Кемеровского университета, декабрь 2018 г). Анализ результатов эмпирических исследований позволил констатировать исключительную важность периода обучения в вузе для выбора типа будущей профессиональной траектории и варианта профессионального развития, определяемого с учётом субъективных характеристик качества жизни. Использование современных образовательных технологий направленно на оптимизацию образовательной траекторий студента с целью формирования взаимозависимости между процессом и результатом обучения в вузе и последующей профессиональной траекторией. В результате возникает порождающий эффект образовательной среды – возникновение принципиально новой модели специалиста. Более подробное описание результатов приводится в статье В.Н. Петровой и А.В.Ларионовой «Индивидуализация образования в смешанном обучении» (журнал Открытое и дистанционное образование, декабрь 2018 г.) Результаты теоретического анализа и собственных эмпирических исследований (n=194) позволяют нам говорить о существовании принципиально разных способов профессионального развития современного специалиста: ориентированного на реализацию традиционного типа вертикальной крьеры и ориентированного на жизнеосуществление и саморазвитие. Выбор типа профессионального развития не зависит от объективных социальных характеристик (пол, возраст, образование, занимаемая должность и проч.), а в большей степени определяется индивидуальным ценностями и критериями качества жизни, карьерными ориентациями, отношением к собственному прошлому и будущему, ориентацией на профессиональную мобильность /стабильность. Более подробное описание результатов приводится в статье В.Н. Петровой и Н.В. Козловой «Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления» (Сибирский психологический журнал, декабрь 2018 г.). Приведённые результаты теоретического анализа и анализа результатов эмпирических исследований являются основой для построения развёрнутых эмпирических гипотез в планируемых на 2019 г. исследованиях. Они также нашли своё отражения в текстах докладов на следующих научных конференциях: • 9th European Conference on Positive Psychology, June 27–30, 2018, in Budapest, Hungary (https://ecpp2018.akcongress.com/index.php/conference), Valeria Petrova «Employee satisfaction in the Siberia region»; • International Symposium “Happiness beyond well-being” Moscow, Russia, June 1-2, 2018 (https://positivelab.hse.ru/ru/symposium2018/program), Dmitry Leontiev (HSE, Russia) «Happiness beyond well-being: toward a multidimensional model»; • Международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch Томск, 2018 (https://edcrunch.tsu.ru/), Валерия Петрова «Индивидуализация образования в смешанном обучении как предиктор качества жизни будущего специалиста». • Международный научно-исследовательский семинар «Качество жизни в условиях глобальной трансформации человечества» Актру, Республика Алтай, 4 – 14 июня 2018 г. (http://quality-of-life.tsu.ru/?page_id=51 ). Дмитрий Леонтьев «Антропологические предпосылки субъективного благополучия: образ человека и его благополучие с позиции позитивной психологии», Валерия Петрова «Качество жизни и профессиональное развитие».
Шкала оценки качества жизни
Автор: Джин Эндикотт
Предлагаемая методика содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жизни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людьми, поддержка (внутренняя и внешняя – социальная), оптимистичность, напряженность (физический и психологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение). Вследствие этого она может выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.
Пожалуйста, оцените степень удовлетворенности вашей жизнью по каждому пункту.
В процессе своих ответов необходимо прочесть утверждение, которое расположено слева, затем то, которое расположено справа и после этого «взвесить», какое из них Вам больше соответствует. После этого следует обвести кружочком соответствующее числовое значение.
Оценки того или иного утверждения производятся по 10-ти балльной системе. При этом преобладание ответов, расположенных в правой части может оцениваться в диапазоне от 6 до 10 баллов. Ответы же, близкие к утверждениям слева, оцениваются в диапазоне от 1 до 4 баллов. Ответы, вызывающие затруднения, оцениваются нейтрально, т.е. 5-ю баллами.
Оценка не может быть правильной или неправильной – она только Ваша. Шкала поможет Вам определить видимые и скрытые жизненные стрессы. В каждом пункте зачеркните число баллов, которое наиболее точно отражает ваше состояние. Постарайтесь отвечать быстро, так как наиболее интересной является ваша первая реакция (оценка).
Результаты оценок могут лечь в основу планирования ваших ближайших и перспективных жизненных целей, а также способствовать выбору средств и стратегий их достижения. Благодарим вас за участие в научном исследовании.
Полностью не соответствует интересам и ожиданиям
Полностью соответствует интересам и ожиданиям
2. Личные устремления и достижения
Не достигли многих целей, часто чувствуете себя неудачником
Достигли многих целей, обычно чувствуете себя удачливым человеком
4. Изменяющиеся обстоятельства
Часто вызывают сильное переживание одиночества
Никогда не чувствую себя одиноко
5. Отношения с детьми (своими или чужими)
Не вызывают радости
Вызывают сильный дискомфорт (напряжение и неудовлетворенность)
Обычно гармоничные (приятные)
7. Отношения с друзьями
Нет искренних дружеских отношений. Без теплоты и взаимопонимания
Близкие и теплые, чувствую их поддержку
8. Духовная или религиозная поддержка
Сильная и существенная
9. Хорошее настроение, как правило, зависит
От внешней ситуации (отношений с другими людьми)
От внутреннего самообладания (оптимизм, чувство юмора, жизнерадостность)
10. Умение организовать свое время
Всегда не хватает, постоянное напряжение из-за дефицита времени
Время — мой союзник, умею хорошо организовать свое время
Неприятна и опасна
Безопасна и комфортна
12. Физическое состояние
Усталость, постоянное напряжение
13. Финансовое состояние
Неудовлетворительное, плохо управляемое
14. Количество и драматизм жизненных кризисов за последние два года
15. Деловая (профессиональная) карьера
16. Физическая активность
Очень низкая и нерегулярная
Высокая и регулярная
Отличный и полноценный
18. Физическая форма
Моя проблема (неудовлетворенность)
19. Самоконтроль и самообладание
Всегда держусь на уровне
20. Принятие решений
Всегда трудно принимаю ответственные решения
Легко принимаю решения
Делаю только то, что могу, никогда не перенапрягаюсь
Беру на себя слишком много своих и чужих обязательств, часто беру на себя то, что должны делать другие
22. Чувство вины и стыда
23. При изменении ситуации или планов
Легко приспосабливаюсь к любой новой ситуации
Я часто сержусь на себя или на других
Многие вещи я воспринимаю с легкостью и без раздражения
Я часто недоволен(недовольна) собой
В целом я доволен (довольна) собой
26. Жизненные ценности и принципы
Не всегда ясны, часто изменчивы
Всегда ясны и стабильны
27. Моральная и эмоциональная поддержка близких людей
Сильная и существенная
28. Чувство эмоциональной «приподнятости» и жизнерадостности
29. Интимно-сексуальная жизнь
Гармоничная и регулярная
30. Понимание и уважение в деловой (профессиональной) среде