мерзляк а г биография
Учебник алгебры за 7 класс А.Г. Мерзляка: обзор уровня и тем
Если ваш ребёнок поступит в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда», в седьмом классе он будет учиться по учебнику Мерзляка. Рассказываем, почему в программе используется это пособие, что в нём хорошего и какой нужен уровень, чтобы потянуть обучение.
Об учебнике
В седьмом классе привычная математика разделяется на алгебру и геометрию. Школьники начинают глубже изучать математические законы, и главным помощником в этом становится учебник. Сейчас в Федеральном перечне Министерства просвещения РФ более десятка пособий, соответствующих ФГОС нового поколения. Они отличаются друг от друга содержанием, последовательностью тем, подачей материала и набором задач и упражнений.
Для разработки программы по математике «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» выбрали один из самых распространённых учебников — «Алгебру» А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского и М.С. Якира.
Почему выбрали этот учебник
У учебника Мерзляка и соавторов много преимуществ.
✅Разноуровневое обучение. Есть задания попроще, есть посложнее. Освоить программу можно вне зависимости от исходного уровня ребёнка.
✅Практические задачи. Ребята учатся сразу же применять знания: прочитали параграф и выполняют к нему задания.
✅Логичное и подробное изложение тем. Материала в параграфе, как правило, достаточно, чтобы разобраться в теме. Новая информация вытекает из предыдущей — если что-то подзабыли, легко вернуться назад и повторить.
✅Понятные объяснения, которые приятно читать. Авторы написали учебник простым языком — так, чтобы не перегрузить школьников, но дать всю необходимую для седьмого класса информацию.
✅Примеры и иллюстрации. Объяснения и разбор тем сопровождается примерами из жизни, схемами, диаграммами.
✅Дополнительные факты и справочные материалы. Если хочется глубже разобраться в теме — без информации не оставят.
✅Нравится взрослым и детям. В интернет-магазинах и на форумах — положительные отзывы.
Обзор тем
В учебнике Мерзляка последовательно разбираются эти и другие темы:
✅ «Линейное уравнение с одной переменной»: понятие линейного уравнения с одной переменной, решение уравнений и текстовых задач.
✅ «Целые выражения»: тождества, степень с натуральным показателем, одночлены, многочлены и действия с ними.
✅ «Функции»: способы задания функции, график функции, свойства и график линейной функции.
✅ «Системы линейных уравнений с двумя переменными»: уравнения с двумя переменными, линейное уравнение с двумя переменными и его график, методы решения систем линейных уравнений.
Это базовый набор, который школьники должны освоить в седьмом классе. Учебник Мерзляка помогает изучить весь нужный материал и потренироваться на интересных задачах, которые затем встретятся на контрольных и экзаменах.
Как учат алгебру в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»
Программа седьмого класса построена по традиционному принципу последовательного изложения материала с включением разноуровневых заданий и интересных фактов из истории математики. Она повторяет последовательность тем учебника Мерзляка.
Алгебраические задачи развивают все виды мышления: абстрактное, логическое и алгоритмическое. Изучая этот раздел математики, школьники учатся планировать и критически оценивать свою деятельность, анализировать и систематизировать информацию, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои убеждения и взгляды.
Наш преподаватель математики Анна Эккерман даёт школьникам рекомендации, как не бояться курса и с успехом его освоить.
Будьте внимательны на занятиях. Это половина успеха — усваивать материал сразу из первоисточника. Не стесняйтесь задавать вопросы. Быть в диалоге с преподавателем — круто. Погружаясь в контекст, вы поймёте и запомните гораздо больше.
Изучение математического языка должно быть последовательным и понятным для школьника — и на это направлена программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» по алгебре.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Значение слова «мерзляк»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МЕРЗЛЯ’К, а́, м. (разг. фам.). Боящийся холода, зябкий человек. Такой м., что и весной в шубе рад ходить.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мерзля́к
1. прост. тот, кто слишком чувствителен к холоду
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отпираться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «мерзляк»
Предложения со словом «мерзляк»
Цитаты из русской классики со словом «мерзляк»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мерзляк»
– Само собой. Куда мерзляков возить. Только я это к тому… Бутылку давеча упустили…
Однако первая вспышка гнева в нём уже миновала, и взводный, стараясь сдержать себя, начал каблуком сбивать с обрыва мерзляки; комья земли, подскакивая, наперегонки катились к замёрзшему ручью.
Сегодня ветрено, а я мерзляка ещё та.
Синонимы к слову «мерзляк»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
А. Г. Мерзляк
Хиты продаж
Все книги автора
Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Подготовка к основному государственному экзамену
Самый популярный справочник для подготовки к ОГЭ
Прекрасный сервис! Закала книгу в электронном варианте, оплатила бонусами СПАСИБО и буквально через пару секунд имела возможность уже воспользоваться купленным вариантом! Очень удобно, а гласное быстро!
Прекрасный сервис! Закала книгу в электронном варианте, оплатила бонусами СПАСИБО и буквально через пару секунд имела возможность уже воспользоваться купленным вариантом! Очень удобно, а гласное быстро!
Работаю по этому УМК в 5-9 классах. Планирую работать и в 10-11. Очень жду методические пособия с контрольными работами, технологическими картами. Спасибо авторам!
Работаю по этому УМК в 5-9 классах. Планирую работать и в 10-11. Очень жду методические пособия с контрольными работами, технологическими картами. Спасибо авторам!
Мне очень нравятся книги по математике УМК Мерзляк и др. Купила на litres.ru уже ни одну книгу. Сервис очень удобен. Пожелания: хотелось бы увидеть учебники по математике за 10 и 11 классы данного коллектива авторов.
Мне очень нравятся книги по математике УМК Мерзляк и др. Купила на litres.ru уже ни одну книгу. Сервис очень удобен. Пожелания: хотелось бы увидеть учебники по математике за 10 и 11 классы данного коллектива авторов.
Методические пособия А. Г. Мерзляка очень помогают учителю в работе. В одной книге и диктанты, и контрольные работы, и технологические карты уроков. Спасибо авторам и продавцам. Купить книгу в электронном виде оказалось очень просто, да еще и со скидкой на покупку следующей. Отличный сервис!
Как деградировал учебник математики, 5-6 класс
В школе, где моя дочь проходит аттестации, в этом году нам выдали учебники за 5 класс. Просмотрев учебник по математике (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир), я поняла, что он больше предназначен для развлечения, чем для обучения, и решила поискать альтернативу среди советских изданий.
Начала с современников: С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. Их учебник Арифметики впервые был издан в 1988.
Он есть в электронном виде, но обнаружив, что теперь его переиздают, я очень обрадовалась и купила новое издание 2019 года. Выглядит он так:
Вскоре выяснилось, что рано я радовалась — учебник уже не тот. Теперь он, как написано в аннотации, «позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС». Эх, пора бы мне уже запомнить, что ФГОС – это знак качества в отрицательном смысле слова!
В новых изданиях пропущены небольшие по объему, но самые важные по смыслу детали, что были в оригинальном учебнике: представлено объяснение темы, а ВЫВОД из этих рассуждений и ФОРМУЛЫ изъяты.
Это объяснение из учебника 1988 года:
Таким образом, представленная в учебнике теория, без применения ее на практике, тут же изгладится из памяти ученика. Помимо выводов и формул из учебника изъяты и задачи на закрепление материала, вместо них помещены гораздо более примитивные, соответствующие уровню 2-го класса. Взгляните сами, задачи после главы «Деление» в издании 1988 года:
Задачи после главы «Деление нацело» в издании 2019 года:
Для чего же разработчики собственноручно так попортили свой учебник? Очевидно, для того, чтобы получить одобрение экспертных комиссий:
Позанимавшись с дочерью по учебнику 1988 года в электронном формате, я обнаружила, что и он не идеален. Мне приходилось тратить немало времени на объяснение математических понятий, которые мне, осваивавшей математику в советской школе, кажутся элементарными. Для моей дочери они такими не являются.
Почитав рекомендации других родителей, я обратилась к учебнику нашего великого русского математика и педагога Андрея Петровича Киселева.
…И открыла для себя, что все эти понятия разбираются в его учебнике детальным образом, все объясняется простым и понятным языком.
Этот замечательный учебник впервые увидел свет в 1884 г, и еще в царское время выдержал 29 изданий. После 1917 года он был включен в школьную программу, и несмотря на то, что впоследствии реформами образования он был из нее исключен, по сей день его переиздают.
Но и здесь меня ждало разочарование. Отзыв одной из мам в книжном интернет-магазине:
Это учебник 1912 года:
А это современное издание:
Я проверила по своему учебнику 2017 года — все так и есть. Дело в том, что все новые издания печатают по советскому образцу 1938 года, которое уже было сокращено профессором Александром Яковлевичем (Иаковлевичем) Хинчиным, и таким образом сейчас тиражируют все те же изъяны.
Помимо этого недостатка, в новых изданиях встречается и множество новых ошибок: и математических, и даже орфографических. Приведу несколько страниц из учебника Киселева, выпущенного двумя разными издательствами:
Таким образом, я купила уже два учебника, и… получается, просто выбросила деньги на ветер (а кто-то на этом хорошо нажился). Пришлось нам вернуться к электронной версии учебника Киселева (1912). Однако, в учебнике Киселева в основном теория, поэтому в советское время к нему прилагался сборник задач наших русских математиков С.А.Пономарева и Н.И.Сырнева. Этот сборник впервые был издан в 1955 и в советское время выдержал 17 изданий.
К сожалению, последний раз учебник издавался в 1970, и я смогла найти его только в электронном виде.
Открыв учебник, я поняла, что легкие времена для меня закончились: начальная школа с ее примитивными примерами, где я сразу мысленно видела ответ, позади.
При решении задач теперь и мне приходится шевелить мозгами, чтобы вспомнить, как это решать.
Кстати! Новое веяние времени: многие сейчас утверждают, что будто бы учеба в школе, и в частности математика, нужны только для того, чтобы «выполнять свою педагогическую функцию, развивающую функцию». Дескать, большинству людей в реальной жизни эти знания никогда не пригодятся. В действительности же, подобные задачи мы решаем регулярно, а поскольку они не составляют для нас труда, мы этого просто не замечаем. Например, при ремонте любого помещения в нашем доме перед закупкой материалов мужу приходится решать подобные задачи из программы 5 класса:
А предпринимателям, отправляющим грузы? Им требуется указывать не только массу, но и объем груза, и это всё тоже 5 класс.
А для 6 класса — с дробями и пропорциями – это те задачи, которые я решаю каждое лето при консервировании фруктов и овощей, пересчитывая найденные рецепты на те емкости, что мне удобнее. И такие же задачи приходится решать, например, при изготовлении строительной смеси, т.е. этот навык необходим даже простым рабочим, занимающимся ремонтом жилья. Похоже, для новых поколений такие вычисления станут непреодолимым препятствием.
Когда я открыла учебник, выданный в школе (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир), то обнаружила, что большую часть в нем занимают отвлеченные рассуждения (экскурсы в историю) и настолько пустяковые упражнения, что не только мне, но даже моей дочери сразу виден ответ:
Но мне удалось найти упражнения и чуть-чуть посложнее:
Когда я показала эту страничку дочери, она выразила сомнение: «А это точно учебник для 5 класса?» Пришлось показала ей обложку – точно для 5-го класса.
Обратите внимание на значок в виде монитора рядом с упражнением 168. Он обозначает, что эту задачу «можно решать с помощью компьютера». Честнее было бы написать, «с помощью калькулятора», но «компьютер» звучит внушительнее, ведь этот термин подразумевает какую-то «компетентность в области ИКТ», а не просто умение на кнопки калькулятора нажимать.
Сборник задач Пономарева и Сырнева предназначен для 5 и 6 классов средней школы. Я решила провести полноценное сравнение, и для этого скачала учебник Мерзляка, Полонского, Якира и для 6 класса тоже.
Для начала сравнила содержание учебников по оглавлению.
Основные разделы в сборнике задач Пономарева и Сырнева
Целые числа
Делимость чисел
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
Проценты
Пропорции
Как видите, обучение идет от простого к сложному. Каждый раздел содержит в себе несколько тем, чтобы изучить его досконально, только после этого происходит переход на новую ступень. Обратите внимание: тема «Делимость чисел» в задачнике Пономарева и Сырнева предшествует изучению обыкновенных дробей, и это разумно: умение «на глаз» определить, на что число делится, а на что не делится – очень полезный навык, который облегчает операции с дробями.
Основные разделы в учебниках Мерзляка, Полонского,Якира
5 класс:
Натуральные числа
Сложение и вычитание натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел.
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
6 класс:
Делимость натуральных чисел
Обыкновенные дроби
Отношения и пропорции
Рациональные числа
Я удивилась, почему тема «Обыкновенные дроби» изучается в учебниках Мерзляка, Полонского и Якира дважды: в 5 классе, а потом в 6. Оказалось, что в 5 классе дается лишь самое общее представление о простых дробях. Признаков делимости перед этим не изучают, НОКов и НОДов находить не учат, а значит и к общему знаменателю дроби не приводят. Тем не менее, после этой темы перескакивают на изучение десятичных дробей. А в 6 классе происходит скачок назад: изучают свойства делимости, НОКи и НОДы, а также приведение к общему знаменателю.
Упражнений для закрепления каждой темы приводится в минимальном количестве. Чтобы не перегружать пост, не буду приводить здесь целые страницы, ведь при желании каждый может скачать и сравнить учебники самостоятельно. Здесь придется ограничиться фрагментами. Итак, если отбросить уравнения и самые простые примеры, содержащие в себе не больше 3 действий, то это всё, что мне удалось найти в учебнике Мерзляка, Полонского, Якира после темы «Деление дробей»:
А это лишь часть упражнений по той же теме из сборника Пономарева и Сырнева:
После темы «Деление десятичных дробей», если отбросить совсем примитив в одно действие с пометкой «Простые задачи», то это все, что мне удалось найти для закрепления у Мерзляка, Полонского и Якира:
Сравните с примерами из сборника Пономарева и Сырнева (и это далеко не все, здесь лишь часть):
Я заглянула в самый конец учебника для 6 класса, где дается несколько задач на повторение пройденного, т.е. уже с пропорциями и процентами. Это задача из учебника Мерзляка, Полонского и Якира:
Это из сборника Пономарева и Сырнева:
Авторы-орденоносцы современного учебника оказались в точности такими, как я себе и представляла (именно с такими чертами лица, именно с таким говором, и именно с такими штампованными фразами о школьном образовании):
Кандидат экономических и философских наук Михаил Величко заметил, что абстрактно-логическое мышление сейчас пытаются задавить, чтобы получались так называемые «гуманитарии».
«Гуманитарий» — это всего лишь политкорректное выражение, настоящий смысл которого раскрывает и кандидат психологических наук Людмила Ясюкова: «Если они [образованные люди] легко задачки по физике и математике решают, то они любую жизненную задачу решить смогут всегда. Кто заканчивает физматшколы и физмат направления, они могут работать и в биологии, и в медицине, и в социологии, и в психологии, и в экономике, — где угодно. И они лучше соображают, нежели те, кто непосредственно только этим занимался. Когда я тестирую, у меня получается около 20% среди лиц с высшим образованием обладают понятийным мышлением, и это физики, технари, естественнонаучные… И, фактически, понятийное мышление почти отсутствует у гуманитариев».
Одна наша соотечественница, переехавшая на ПМЖ в Британию, с гордостью заметила, что «в Англии на порядок сильнее гуманитарное образование, детей учат иметь свою точку зрения и ее аргументированно отстаивать».
И не задумываются наивные родители, что отстаивать их учат вовсе не свою точку зрения, а исключительно ту, которая навязывается обществу с помощью СМИ, и точка зрения эта богоборческая. Смотрят и не видят, как целенаправленно людей ОТУЧАЮТ отстаивать свою точку зрения, если она является христианской (сюжет на 13:12-16:56).
Человеческое общество без понятийного мышления, т.е. не способное усматривать логические связи и выводить из частных случаев общие законы, — такое общество доверчиво, как стадо телят, — его можно завести куда угодно. «Праведный» гнев в адрес христианства и пафосное скандирование сатанинских лозунгов, — вот в сущности и все, к чему теперь сводится хваленое западное образование. А мы уже давно равняемся на Запад. Поэтому думайте, дорогие родители, думайте! Вооружайтесь хорошими учебниками и берите в свои руки образование своих детей.
Участница одного форума рассказывает о последствиях учебы в математической школе:
Наехала на учительницу третьего сына: «Мало задаете! Хочу каждый день!» Ребенок понял тему, и тут же забыл — нет практики. Сейчас скачиваю экзаменационные задания прошлых лет, распечатываю, смотрю, где у сына трудности, и занимаюсь.
И еще: в Великобритании математику дают слабо в обычных школах, и я поняла, почему. Люди реально не умеют считать, и правительству это выгодно. Люди не способны посчитать, какой продукт выгодней, не умеют планировать бюджет, экономить, и живут спонтанно, как получится. Вот что такое математика».
P.S. Мне написал один из авторов самого первого разбираемого здесь учебника, А.В.Шевкин. По его просьбе публикую его замечание:
P.P.S. В помощь родителям решение задач и примеров из сборника Пономарёва и Сырнева: