мэри морстен актриса ссср
Екатерина Зинченко
Екатерина Григорьевна Зинченко. Родилась 7 июля 1960 года в Одессе. Советская и российская актриса театра и кино.
Екатерина Зинченко родилась 7 июля 1960 года в Одессе.
Отец работал в порту электриком.
Мать преподавала географию, а затем историю и астрономию в вечерней школе.
Хотя семья жила в плохо обустроенной квартире, тем не менее, детские годы она вспоминает как самую счастливую пору жизни. Родители ее очень любили и ни в чем не ограничивали.
Об актерстве начала мечтать в старших классах школы, когда у нее случилась первая любовь с актером московского Экспериментального театра-студии под руководством Юденича. Екатерина неоднократно летала к возлюбленному в Москву.
Екатерина Зинченко в детстве
В конце концов смогла стать студенткой театрального, бросив институт связи, в котором перешла на третий курс.
В 1983 году окончила ГИТИС, мастерская Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова. Ее педагогом также был Владимир Наумович Левертов.
Всесоюзная известность пришла к Екатерине после роли мисс Морстен в фильме Игоря Масленникова «Сокровища Агры» из серии «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», в котором она снялась ещё будучи студенткой. Она вспоминала: «Моя фотография попалась на глаза ассистенту по актерам, он вызвал на пробы в Ленинград. Не выспавшаяся, только что с поезда, я путалась в тексте и немного стеснялась замысловатой прически, которую навертели на голове гримеры. Но оператору Юрию Векслеру понравилась, он подмигнул Масленникову: мол, девочка хорошая, надо брать. Меня утвердили, и все вздохнули с облегчением. Оказывается, они давно не могли найти героиню на роль Мэри Морстен, по ходу сюжета становившейся Мэри Ватсон».
Екатерина Зинченко в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
В 2004 году была принята в качестве режиссёра-стажёра в Московский драматический театр имени Рубена Симонова.
Екатерина Зинченко в фильме «Любовница из Москвы»
Также сыграла главные роли в лентах «Третий не лишний», «Стрела любви», «Жениться в 24 часа». Интересно, что во всех случаях ее героиню звали Катя.
Екатерина Зинченко в фильме «Стрела любви»
Позже исполнила второплановые роли в картинах «Сыщики-4» (Анжелика), «Короли игры» (Зоя Васильевна), «Когда не хватает любви» (Галя Недосейкина), «Химик» (Клавдия Андреевна), «Папаши» (Наталья Александровна Кедрова), «Серьёзные отношения» (Ольга).
Екатерина Зинченко в фильме «Когда не хватает любви»
Личная жизнь Екатерины Зинченко:
У них родилась дочь Ксения Мишина (Баринова), которая стала актрисой.
Супруг вел разгульный образ жизни, регулярно изменял Екатерине. Она ушла от него, когда дочери было 1,5 года.
Екатерина Зинченко и бывший муж Владимир
Екатерина Зинченко и дочь Ксения
Во второй раз замуж она не выходила.
Родила сына Феликса от любимого мужчины. Она рассказывала, что «ребенка родила в надежде, что любимый человек на мне женится, а он не захотел». Ее возлюбленный был богат, не женат и ничего ей не обещал.
Сын Феликс Зинченко окончил музыкальную школу имени Бетховена по классу фортепиано, актером становиться не захотел.
Фильмография Екатерины Зинченко:
Интересные факты о фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (24 фото + 1 видео)
История создания
Идея экранизировать историю о легендарном сыщике пришла к Игорю Масленникову совершенно случайно. В конце семидесятых сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид принесли в творческое объединение телефильмов сценарий картины о Шерлоке Холмсе. Стоит сказать, что Игорь Федорович, еще в детстве прочитавший полное собрание сочинений Диккенса, проявлял искренний интерес ко всему английскому (ему нравилась Англия викторианской эпохи, и он хорошо представлял, о чем нужно снимать). Поэтому и взялся за дело с таким воодушевлением.
Актеры и роли
Василий Ливанов — Шерлок Холмс
Первостепенной задачей был подбор актеров на главные роли. В образе Шерлока Холмса Масленников видел исключительно Василия Ливанова, которого ранее снимал в своем фильме «Ярославна – королева Франции». Но руководство Гостелерадио (как главный заказчик картины) эту идею отвергло, ведь Ливанов был широко известен своим крутым и шумным нравом.
Масленникову предложили рассмотреть кандидатуры Сергея Юрского, Олега Янковского, Александра Кайдановского. С последним даже было сделано несколько фотопроб. Но режиссер продолжал отстаивать персону Василия Борисовича, желая немного «разбавить» канонический образ спокойного и рассудительного джентльмена, и показать на экране иного Холмса – не совпадающего с первоисточником.
А в персоне Ливанова как раз и было все, что для этого нужно:
-непредсказуемый характер;
-мальчишество и позерство;
-заносчивость и даже некая надменность;
-а еще необычный тембр голоса, который он приобрел совершенно случайно.
На съёмках фильма «Неотправленное письмо» Ливанову как-то пришлось очень громко кричать в кадре, после чего актер сорвал голос. В течение 2 недель он молчал, а когда заговорил – понял, что от привычного баритона не осталось и следа. Сначала актер был в ужасе, но затем понял, что стал обладателем уникального тембра, и, как сам говорит, выиграл миллион по трамвайному билетуJ. С этим нельзя не согласиться, ведь многие зрители знают и любят Громозеку, крокодила Гену, дядюшку Ау, задумчивого удава и, конечно, Карлсона, именно благодаря неподражаемому голосу Василия Ливанова.
Кроме того, актер признается, что с детства очень любил английскую литературу. В 14-летнем возрасте открыл для себя Конан Дойла и зачитывался историями о легендарном сыщике. Но о том, чтобы сыграть Холмса не мог даже мечтать!
Разглагольствуя в кадре о вреде курения, в жизни Василий Ливанов, как и его герой Холмс, не расстается с вредной привычкой. Актер вспоминает, что, когда звучала команда «Стоп! Снято!», он откладывал трубку, брал сигареты и отправлялся на «перекур».
Есть версия, что трубку для Шерлока Холмса изготовил знаменитый мастер Алексей Федоров, чьи трубки курили Иосиф Сталин, Жорж Сименон и практически вся творческая элита СССР. Это был очень красивый аксессуар, вырезанный по спецзаказу, на котором стояло авторское клеймо. Возможно, поэтому трубку вскоре украли. В дальнейшем было сделано две копии (их изготовили уже ученики Федорова) — по окончанию съёмок одна отправилась в музей «Ленфильма», а вторая находится дома у Василия Ливанова.
Виталий Соломин — доктор Ватсон
Что касается роли Ватсона, здесь все обстояло гораздо сложнее. Как вспоминает режиссер: «У Конан Дойла все написано от имени Ватсона. Сам же он всегда находится как бы за кадром». Тем не менее, Юлий Дунский и Валерий Фрид в своем сценарии впервые сделали его полноценным персонажем, так сказать, «оживили»:
-наделили душевным благородством и легким незлобивым характером;
-а еще – наивным романтизмом, открытостью и преданностью.
Режиссер долго искал актера на эту роль. Подумывал пригласить Олега Басилашвили, Юрия Богатырева или Леонида Куравлева (которого впоследствии, кстати, снял в заключительных сериях цикла). Как вдруг в картотеке актерского отдела Ленфильма наткнулся на фотопробы Виталия Соломина с наклеенными усами, рыжими волосами и веснушками – как у настоящего англичанина. Кроме того, в глаза бросалось его удивительное сходство с Артуром Конан Дойлом!
Поначалу комиссия не желала принимать кандидатуру Соломина, мотивируя это тем, что ни грим, ни усы, ни цвет волос не помогут скрыть курносую русскую физиономию. Тем не менее режиссер провел пробы Соломина с Ливановым – и все встало на свои места. Рядом с сухим педантом Холмсом Ватсон отлично вписался в тандем. Причем, на равных правах, поэтому фильм и получил название «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
До съемок в фильме Ливанов и Соломин не были знакомы. Но в процессе работы так подружились, что их дружба продлилась до самой смерти Виталия Мефодьевича в 2002 году. Василий Борисович всегда с теплом вспоминает своего друга и говорит, что даже любовь без взаимности можно изобразить на экране, а вот дружбу «сыграть» невозможно.
Такие разные по характеру и темпераменту, актеры не просто сыграли, а прожили свои роли: живо беседовали в кадре, затевали разные авантюры, мастерски перевоплощались и даже дрались.
Причем, дрались так увлеченно, что порой забывали указания режиссера. Нельзя не заметить, что в пылу дискуссии оба спарринг-партнера задействуют и правую, и левую руку.
А вот сцена с пожаром в комнате Холмса для Виталия Соломина едва не стала последней. От попадания огненных шаров, приготовленных пиротехниками, декорация заполыхала в считанные секунды. Между тем, актер продолжал играть, даже когда на нем задымилась одежда и загорелись волосы. Поэтому съемки в срочном порядке пришлось останавливать и спасать актера.
Что ж, искусство требует жертв. Но сложнее всего Соломину давались не остросюжетные, а лирические любовные сцены. Особенно эпизод, где его герой целует будущую жену – мисс Мэри Морстен в исполнении Екатерины Зинченко. Актер безумно смущался и никак не мог расслабиться, чтобы изобразить подлинные чувства.
Впрочем, в фильме также принимала участие и настоящая супруга Виталия Мефодьевича. В серии «Знакомство» Мария Соломина появилась сразу в двух ролях – сыграла сестер-близнецов Элен и Джулию Стоунер.
Рина Зелёная — миссис Хадсон
В то время, как Холмс с Ватсоном боролись с преступностью, их собственный покой и уют оберегала невозмутимая миссис Хадсон в исполнении блистательной Рины Зеленой. За плечами актрисы более полусотни ролей в кино («Подкидыш», «12 стульев», «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку») и десятки озвученных персонажей в мультфильмах («Лошарик», «Вовка в тридевятом царстве»), тем не менее, многие зрители помнят Рину Зеленую по небольшой, но такой яркой роли квартирной хозяйки на легендарной Бейкер-стрит, 221 Би.
На самом деле актрису звали Екатерина. Но, когда ее имя впервые должно было появиться на афише, оно попросту не поместилось. И тогда артистка отсекла его часть, оставив короткое и звучное – Рина. Игорь Масленников вспоминает, что однажды обратился к ней «Екатерина Васильевна», на что актриса с улыбкой ответила: «Тогда уж лучше зовите меня «Руина Васильевна»».
Роль миссис Хадсон могла достаться Евгении Ханаевой или Любови Добржанской, тем не менее, режиссер настоял на кандидатуре Рины Зеленой. За нее пришлось основательно побороться с чиновниками Гостелерадио, ведь на момент съёмок актрисе было 77 лет, и ее никак не хотели утверждать. Говорили, что старая совсем, будет текст забывать и теряться на площадке. Тем не менее, Рина Васильевна справилась безупречно!
Несмотря на возраст и необходимость постоянно мотаться в Ленинград из Москвы, она играла с полной отдачей:
-выполняла все поставленные режиссером задачи, хотя еле дышала от слишком тугого корсета;
часто импровизировала – например, в сцене воскрешения Холмса наравне с Ватсоном рухнула в обморок, хотя этого не было в сценарии (чем едва не довела до инфаркта самого режиссера)
-терпеливо ждала своего выхода на площадку (а порой ожидание длилось несколько часов) и никогда не жаловалась.
Как-то Масленников предложил ей немного расширить роль, дописав реплики, на что Рина Васильевна ответила: «Мое присутствие тут так же необходимо, как часы в столовой или фигурные подсвечники. Я никогда в жизни не играла мебель. Но мне это очень нравится».
Рина Зеленая идеально дополнила дуэт Ливанова и Соломина, с которыми на съемках у нее сложились теплые отношения. А еще актриса просто обожала Борислава Брондукова, сыгравшего инспектора Лестрейда, несмотря на то, что по фильму должна была относиться к нему с явным пренебрежением.
Борислав Брондуков — инспектор Лестрейд
Брондукова нельзя было не любить. Доброжелательность, открытость, потрясающее чувство юмора и забавные анекдоты на все случаи жизни делали его душой любой компании. В роли инспектора Скотленд-Ярда режиссер поначалу видел Льва Дурова, но все же отдал предпочтение Бориславу Николаевичу. И не ошибся. Благодаря природному таланту актёра, его Лестрейд, хвастливый и туповатый, получился комичным, но при этом не лишённым обаяния.
Единственной проблемой был заметный акцент украинского артиста. Поэтому, чтобы не нарушать общую стилистику картины, было решено переозвучить его героя, обратившись за помощью к актеру Игорю Ефимову. В результате, в сериале о приключениях Шерлока Холмса голосом Игоря Константиновича заговорил не только инспектор Лестрейд, но также Гримсби Ройлотт, маркёр Прайс и майор Шолто. А в финальной картине «Двадцатый век начинается» актер сам появляется в кадре – в эпизодической роли фальшивомонетчика Фергюсона.
Профессор Мориарти – Виктор Евграфов
Образ главного злодея блестяще воплотил на экране Виктор Евграфов. Изначально на роль профессора Мориарти режиссер хотел пригласить Иннокентия Смоктуновского, а Евграфов, который в совершенстве владел боевыми искусствами и самостоятельно выполнял даже самые сложные трюки, должен был заменить его лишь в сцене финального поединка.
Но когда режиссер увидел Виктора Ивановича в гриме, то сразу понял – что это и есть настоящий профессор Мориарти. В результате Евграфов был утвержден, а Смоктуновскому предложили роль премьер-министра Великобритании в заключительной части цикла – «Двадцатый век начинается».
Стоит сказать, что Евграфов, уже снимался у Масленникова в картине «Ярославна – королева Франции», и режиссер даже подумывал взять его на роль Хоупа (которую в результате сыграл Николай Караченцов). Но затем сменил свое решение и ни разу об этом не пожалел.
Примечательно, что Василий Ливанов и Виктор Евграфов и в жизни друг друга недолюбливали. Возможно, поэтому во время поединка актеры дрались настолько самоотверженно, что помощь каскадеров не понадобилась. В разряд «подмен» можно отнести лишь устрашающий голос профессора, который на самом деле принадлежит актеру Олегу Далю, и, разумеется, момент падения Мориарти – вместо артиста в бушующий водопад полетел манекен.
География съемок
Рейхенбагский водопад
Живописные виды Альп снимали в горах Кавказа, а роль Рейхенбахского водопада, на краю которого состоялась решающая битва между великим сыщиком и гением преступного мира, сыграл Гегский (он же Черкесский) водопад в Гагрском районе Абхазии.
Лондон
Настоящий Лондон снять не получилось: картина имела небольшой бюджет, а о выезде съемочной группы за границу не могло быть и речи. Но тут на помощь пришел корреспондент Центрального телевидения Игорь Ильяшенко, который бывал в командировке в Англии и снял на камеру панораму Темзы. Эту запись он предложил Игорю Масленникову. Так в картину вошли реальные английские пейзажи.
Съемки в Ленинграде
Но в целом, большая часть натурных съемок была сделана в Ленинграде:
Съемки в Эстонии
1. Баскервиль-холл изображали сразу два замка в Таллине:
— сцену, где Джеймс Мортимер (в исполнении актера Евгения Стеблова) рассказывает легенду рода Баскервилей, (сцены, где пленница Хьюго спускалась из окна по плющу, а также эпизод с обнаружением тела сэра Чарльза), снимали возле замка барона Александра Николая фон Глена;
— а в эпизодах приезда Генри Баскервиля и в сценах прогулки Ватсона фигурирует летняя резиденция графа А.В. Орлова-Давыдова.
2. Болота снимали в районе поселка Ристи, каменоломню нашли на окраинах Таллина (где действительно когда-то велись горные разработки строительных пород), а вот огромные валуны не имеют природного происхождения (это бутафорские камни, которые специально для съемок подготовила художник-постановщик Белла Маневич).
Никита Михалков — сэр Генри Баскервиль
Роль обаятельного и шумного Генри Баскервиля блистательно исполнил Никита Михалков. Правда, поначалу, режиссер видел в образе племянника сэра Чарльза другого актера – Николая Губенко – и приглашал его на пробы. Но тот отказывался сниматься без своей жены Жанны Болотовой.
Никита Сергеевич показал своего героя человеком открытым и темпераментным, внеся нотку юмора в съемочный процесс.
А еще позволял себе импровизации, которые режиссер, впрочем, охотно принимал, если они не портили настрой картины.
О сериале Шерлок Холмс 2013 года
Пожалуй, немного найдется людей, которые не видели советский многосерийный фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Знаменитый сыщик, которого однажды также сыграл Бенедикт Камбербэтч, сошел с литературных строк знаменитого английского писателя и публициста – сэра Артура Конан Дойля.
Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл родился 22 мая 1859 года в столице Шотландии – Эдинбурге. Этот живописный город богат как историей и культурным наследием, так и достопримечательностями. Поэтому можно предположить, что в детстве будущий врач и литератор наблюдал колонны центра пресвитерианства – Собора Святого Эгидия, а также наслаждался флорой и фауной Королевского ботанического сада с пальмовой оранжереей, сиреневым вереском и арборетумом (коллекция древесных пород).
Автор приключенческих рассказов о жизни Шерлока Холмса рос и воспитывался в католической уважаемой семье, его родители сделали неоспоримый вклад в достижения искусства и литературы. Дедушка Джон Дойл был ирландским художником, работал в жанре миниатюры и политической карикатуры. Происходил из династии процветающего торговца шелком и бархатом.
Будущий писатель учился в начальной школе Годдера. Когда Артуру исполнилось 9 лет, благодаря денежным средствам именитых родственников Дойл продолжил обучение, на этот раз в закрытом иезуитском колледже Стонихерст, что в графстве Ланкашир. Нельзя сказать, что Артур пребывал в восторге от школьной скамьи. Он презирал классовое неравенство и религиозные предрассудки, а также ненавидел физические наказания: размахивающий ремнем преподаватель только отравлял существование юного писателя.
Мальчику нелегко давалась математика, он не любил алгебраические формулы и сложные примеры, которые наводили на Артура зеленую тоску. За нелюбовь к предмету, восхваляемому Аристотелем и Декартом, Дойл получал регулярные тумаки от сокурсников – братьев Мориарти. Единственной радостью для Артура был спорт: юноша с удовольствием играл в крикет.
Дойл часто писал матери письма, где в детальных подробностях описывал случившееся за день в его школьной жизни. Также юноша реализовывал потенциал рассказчика: чтобы послушать выдуманные приключенческие истории Артура, вокруг него собирались очереди из сверстников, которые «платили» оратору решенными задачками по геометрии и алгебре.
Дойл выбрал литературную деятельность неспроста: будучи шестилетним ребенком, Артур написал дебютный рассказ под названием «Путешественник и тигр». Правда, произведение получилось коротким и не заняло даже целой страницы, потому что тигр сразу же отужинал несчастным странником. Маленький мальчик действовал по принципу «краткость – сестра таланта», а став взрослым, Артур пояснил, что уже тогда был реалистом и не видел выхода из затруднительного положения.
Действительно, мастер пера не привык грешить приемом «Бога из машины» – когда главного героя, оказавшегося в ненужное время в ненужном месте, спасает внешний или ранее не действовавший в произведении фактор. То, что Дойл вместо писательского поприща первоначально выбрал благородную профессию медика, ни у кого не вызывает удивления, ведь подобных примеров множество, даже Чехов говаривал, что «медицина – моя законная жена, а литература – любовница».
Молодой человек предпочел белый медицинский халат перу и чернильнице благодаря влиянию некоего Брайана Ч. Уоллера, который арендовал комнату у миссис Фоули. Поэтому, наслушавшись врачебных рассказов, молодой человек без всяких раздумий подает документы в Эдинбургский университет. Став студентом, Дойл познакомился с другими будущими писателями – Джеймсом Барри и Робертом Льюисом Стивенсоном.
В свободное от лекционных материалов время Артур занимался любимым делом – корпел над книгами Брета Гарта и Эдгара Аллана По, чей «Золотой жук» оставил в сердце молодого человека неизгладимые впечатления. Вдохновленный романами и мистическими рассказами, писатель пробует свои силы на литературном поприще и создает повести «Тайна Сэсасской долины» и «Американская история».
В 1881 году Дойл получает диплом бакалавра и отправляется на медицинскую практику. Автору «Собаки Баскервилей» понадобилось около десяти лет, чтобы отказаться от профессии офтальмолога и окунуться с головой в многогранный мир литературных строк. В 1884 году под влиянием Чарльза Диккенса Артур Конан начинает работу над романом «Торговый дом Гердлстон» (напечатан в 1890), повествующем о криминально-бытовых проблемах английского общества. Фабула строится на ловких дельцах приверженцев преступного мира: они обводят вокруг пальца людей, которые мигом оказываются во власти нерадивых негоциантов.
В марте 1886 года сэр Конан Дойл трудится над «Этюдом в багровых тонах», работа над которым была закончена уже в апреле. Именно в этом произведении впервые перед читателями предстает известный лондонский сыщик Шерлок Холмс. Прототипом профессионального детектива стал реальный человек – Джозеф Белл, хирург, профессор университета в Эдинбурге, который умел вычислить с помощью логики как грубую ошибку, так и мимолетную ложь.
Джозеф был боготворим своим учеником, который старательно наблюдал за каждым движением мастера, придумавшим собственный дедуктивный метод. Оказывается, окурки, пепел, часы, покусанная собакой трость и грязь под ногтями могут сказать о человеке гораздо больше вещей, нежели его собственная биография.
Повесть «Скандал в Богемии» стала началом знаменитого цикла «Приключения Шерлока Холмса», куда вошли 12 детективных рассказов о сыщике и его друге – докторе Ватсоне. Также Конан Дойл создал четыре полноценных романа, где, помимо «Этюда в багровых тонах», числятся «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» и «Знак четырех». Благодаря популярным произведениям Дойл стал чуть ли не самым высокооплачиваемым писателем, как на территории Англии, так и во всем мире.
Поговаривают, что в один момент Шерлок Холмс надоел создателю, поэтому Артур решил умертвить остроумного сыщика. Но после гибели выдуманного детектива Дойлю стали угрожать и предупредили, что его участь будет печальной, если писатель не воскресит понравившегося читателям героя. Артур не посмел ослушаться воли провокатора, поэтому продолжил работать над многочисленными рассказами.
Внешне Артур Конан Дойл, как и Теодор Рузвельт, создавал впечатление сильного и могучего человека, похожего на богатыря. Автор книг до старости занимался спортом и даже в преклонном возрасте мог дать фору молодым. По слухам, именно Дойл научил швейцарцев кататься на горных лыжах, организовывал автогонки и стал первым человеком, который оседлал мопед.
Личная жизнь сэра Артура Конан Дойля – кладезь информации, из которой можно составить целую книгу, похожую на нетривиальный роман. Например, он отправлялся в мореплавание на китобойном судне, где пребывал в должности корабельного врача. Писатель любовался необъятными просторами морских глубин, а также охотился на тюленей. Помимо этого, гений литературы служил на сухогрузах у берегов Западной Африки, где познакомился с бытом и традициями другого народа.
Во время Первой мировой войны Дойл временно приостановил литературную деятельность и попытался отправиться на фронт добровольцем, чтобы показать современникам пример отваги и мужества. Но писателю пришлось остудить пыл, так как его предложение отклонили. После этих событий Артур начал издавать публицистические статьи: в издании The Times чуть ли не каждый день появлялись рукописи литератора на военную тему.
Он собственноручно организовывал отряды волонтеров и пытался стать предводителем «рейдов возмездия». Мастер пера не мог оставаться бездейственным в это смутное время, потому что ежеминутно размышлял об ужасных пытках, которым подвергаются его соотечественники.
Что касается любовных отношений, то первая избранница мэтра Луиза Хокинс, подарившая ему двоих детей, скончалась от чахотки в 1906 году. Уже через год Артур делает предложение Джин Лекки – женщине, в которую был тайно влюблен с 1897 года. От второго брака в семье литератора родилось еще трое детей: Джин, Денис и Адриан (который стал биографом писателя).
Хотя Дойл позиционировал себя как реалист, он трепетно изучал оккультную литературу и проводил спиритические сеансы. Писатель надеялся, что духи умерших дадут ответы на интересующие его вопросы, в частности, Артура волновали размышления о том, существует ли жизнь после смерти.
В последние годы жизни Дойля ничего не предвещало беды, сочинитель «Затерянного мира» был полон энергии и сил, в 1920-х годах писатель побывал чуть ли не на всех континентах мира. Но во время поездки в Скандинавию здоровье гения литературы ухудшилось, поэтому на протяжении всей весны он пробыл в постели в окружении родных и близких.
Как только Дойл почувствовал себя лучше, он отправился в столицу Великобритании, дабы осуществить свою последнюю попытку в жизни поговорить с министром внутренних дел и потребовать отмены законов, согласно которым правительство преследует последователей спиритуализма.
Сэр Артур Конан Дойл скончался у себя дома в Суссексе от сердечного приступа ранним утром 7 июля 1930 года. Первоначально могила творца располагалась возле его домика, но позже останки писателя перезахоронили в Нью-Форесте.
Для меня, считавшего, как и большинство советских людей, что лучшей экранизации произведений о знаменитом сыщике и его верном друге-докторе, чем наш сериал, поставленный в конце 70-х и начале 80-х режиссером Масленниковым, начать смотреть сериал, который вышел на телевизионные экраны в 2013 году, было сродни подвигу. И на него я решился буквально на днях, посмотрев все 8 серий.
Действие происходит в Англии в XIX веке.
27-летний сыщик-любитель Шерлок Холмс (Игорь Петренко) становится случайным свидетелем преступления вместе с доктором Джоном Уотсоном (Андрей Панин) — опытным врачом, который только что вернулся с войны в Афганистане. В ходе расследования Уотсон, ещё не имея в Лондоне квартиры, поселяется вместе с Холмсом в «полупансионе» миссис Хадсон (Ингеборга Дапкунайте), а затем и принимает участие в делах своего нового друга.
Шерлок Холмс курит папиросы, а трубками увлекается Уотсон, который позже безуспешно пытается заставить Холмса курить трубку. Также именно он даёт Холмсу уроки бокса, в которых тот не особо преуспевает. Сам Уотсон способен голыми руками расправиться с несколькими противниками. Помимо этого, он превосходный стрелок.
Сыщиков часто приглашает принять участие в расследовании инспектор Скотланд-Ярда Лестрейд (Михаил Боярский), чьи поиски преступников нередко заходят в тупик. Противостоят гениальному сыщику профессор Мориарти (Алексей Горбунов) и его преступная организация, щупальца которой проникли и в лондонскую полицию, и даже в британский Монетный двор.
Сериал «Шерлок Холмс» – совершенно новое прочтение всемирно известных повестей и рассказов Артура Конан Дойла. Главным героем экранизации стал доктор Уотсон в исполнении Андрея Панина, для которого эта роль стала последней.
Считая Холмса гением, доктор решает рассказать о его таланте и раскрытых им загадках всему свету в своих рассказах, где часто приукрашивает события («подлинную историю» которых и представляет сериал). Приукрашивать события Уотсона учит главный редактор газеты «Морнинг Кроникл» (Александр Адабашьян). Как только в этой газете появляется первый рассказ про Шерлока Холмса с указанием адреса, где они живут, на Бейкер-Стрит, у дома 221 Б начинается паломничество корреспондентов в надежде что-то выведать как у самого сыщика, так и его биографа. Но это случится далеко не в первых сериях.
Для меня, у которого образ Шерлока Холмса ассоциируется с Василием Ливановым, всегда гладко выбритым, опрятным, курившим трубку и неплохо игравшем на скрипке, суетливый, постоянно небритый и неряшливо одетый Холмс в исполнении Игоря Петренко, был чужд. И лишь со второй серии я стал понимать, что Шерлок Холмс в исполнении Ливанова как раз такой, приукрашенный писателем сыщик. Встреча Холмса и Уотсона произошла именно тогда, когда Холмсу было 27 лет, как в произведении Конан Дойла. И он еще был совершенно не известен никому, в том числе инспектору полиции Лестрейду. И тогда все стало на места. И хотя все серии поставлены по произведениям Конан Дойла, список которых я привожу ниже, но они настолько перемешаны в этом сериале, что, как говорится, «без бутылки» не разберешь.
О решении создать новый российский сериал о Шерлоке Холмсе впервые было заявлено в 2009 году, незадолго до выхода «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Первоначально режиссёром фильма должен был стать Олег Погодин. Официальное производство сериала было начато только в 2011 году. Режиссёром был назначен Андрей Кавун, известный своей работой над фильмами «Кандагар» и «Охота на пиранью». На роль Шерлока Холмса был выбран актёр Игорь Петренко, доктора Уотсона (здесь его фамилия произносилась по транскрипции в отличие от советского телесериала Игоря Масленникова) — Андрей Панин, миссис Хадсон — Ингеборга Дапкунайте, инспектора Лестрейда — Михаил Боярский.
Под влиянием фильмов Гая Ричи роль героини Ирэн Адлер также была расширена: на протяжении всего сериала её роман с Холмсом будет одной из основных сюжетных линий. На её роль была выбрана актриса Лянка Грыу. Кавун также рассказал, что планирует использовать только мотивы оригинальных историй, и будет создавать историю почти заново. Например, окажется, что описание Уотсоном преступлений местами значительно приукрашено, и доктор захочет подогнать реальность под свой вымысел. Кроме того, в сериале Уотсон влюблён в миссис Хадсон, которая и послужила своеобразным прототипом Мэри Морстен в его повести (тогда как дочь Мэри, согласно сериалу, была не у Морстена, а у Смолла и являлась маленькой девочкой).
Все съёмки викторианской Англии в течение восьми месяцев проводились в России, в качестве натуры были выбраны места в Санкт-Петербурге (в том числе в Кронштадте и Пушкине) и его окрестностях — в Выборге, Гатчине, Ивангороде. В общей сложности работа над «Шерлоком Холмсом», начатая в сентябре 2011 года, продолжалась 161 съёмочный день. Съёмки были завершены в мае 2012 года. В феврале 2013 года режиссёр в интервью говорил о предстоящем чистовом монтаже и озвучивании, предполагая закончить работу над фильмом к началу лета.
Однако в марте 2013 года трагически погиб актёр Андрей Панин, не успев озвучить свою роль. Было решено постараться максимально сохранить запись голоса актёра со съёмочной площадки, и лишь некоторые реплики переозвучил артист с похожим голосом.
Специально для сериала были построены уличные декорации в стиле викторианской Англии, в кадре появлялись кэбы и омнибус. Критиками была отмечена блестящая работа операторов и художников-постановщиков. Художники-постановщики Марина Николаева и Владимир Светозаров были награждены профессиональным призом в области телевизионного кино Ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «За лучшую работу художника-постановщика». Художник по костюмам Лариса Конникова и художник по гриму Лилия Русецкая были номинированы в соответствующих категориях. Также для воссоздания атмосферы использована компьютерная графика.
От себя скажу, что антураж Лондона конца XIX века в этом сериале больше похож на ту эпоху, чем в фильме Масленникова с его ухоженными лондонскими улицами. Почему я так утверждаю? Просто несколько лет назад я посмотрел документальный телевизионный сериал про Англию, созданный англичанином. И там хорошо рассказывается о многих городах Англии того периода, когда «жил» Шерлок Холмс. К тому же в этом сериале показано левостороннее движение в Лондоне, как оно было и есть, в отличии от фильмов Масленникова, где почему-то было правосторонне, как у нас в СССР т России.
Бюджет сериала «Шерлок Холмс» оценивают как самый большой в истории российского телевидения.
Актёры, исполнившие роли дворецкого Джона Бэрримора и его жены Элизы Бэрримор в серии «Собака Баскервилей» в классической советской экранизации, задействованы и в сериале «Шерлок Холмс»: Александр Адабашьян играет роль редактора, издающего произведения доктора Уотсона (роль, аналогичная роли редактора в детективе «Домовой»), а Светлана Крючкова — роль королевы Виктории. Именно она подарила воскресшему Шерлоку Холмсу сбою любимую собачку по кличке Баскервиль в конце сериала.
«Бейкер стрит, 221 Б»: повесть «Этюд в багровых тонах», рассказы «Чёрный Питер» и «Конец Чарльза Огастеса Милвертона».
«Камень, ножницы, бумага»: повести «Знак четырёх» и «Этюд в багровых тонах».
«Паяцы»: рассказы «Скандал в Богемии» и «Чертежи Брюса-Партингтона».
«Любовницы лорда Маулбрея»: повести «Собака Баскервилей» и «Знак четырёх».
«Обряд дома Месгрейвов»: повесть «Собака Баскервилей» и рассказ «Обряд дома Месгрейвов».
«Галифакс»: рассказы «Союз рыжих», «Три Гарридеба» и «Палец инженера».
«Последнее дело Холмса»: рассказы «Скандал в Богемии» и «Последнее дело Холмса».
«Собака Баскервиль»: рассказы «Чертежи Брюса-Партингтона» и «Пустой дом».
Сериал получил смешанные отзывы. Василий Ливанов, исполнитель роли Холмса в советском сериале 1979—1986 годов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», резко раскритиковал фильм. Неоднозначные, подчас полярные мнения, вызвала работа режиссёра Андрея Кавуна и игра исполнителей главных ролей — Игоря Петренко и Андрея Панина. В то же время критиками была отмечена блестящая работа операторов и художников-постановщиков.
А вот Михаил Боярский сказал, что в новом сериале блестящая игра актеров, особенно второго плана. Да и игра Игоря Петренко ему очень импонирует. Тот играет гения, для которого важно раскрыть преступление, а все остальное неважно – и небритость, и о неряшливость, и еда. Он больше похож на Шерлока Холмса, который написан Конан Дойлем. А вот Шерлок Холмс в фильмах Масленникова похож на того, кто изображен на иллюстрации к роману, и на которого хотел бы походить Холмс в произведениях доктора. В сериале есть такой эпизод.
Широкий резонанс среди зрителей сериала вызвал «монолог про мигрантов» Тадеуша Шолто в исполнении Игоря Скляра (в конце четвёртой серии). По этому поводу режиссёр и соавтор сценария сериала Андрей Кавун заявил в прямом эфире «Русской службы новостей»:
Было много споров с каналом, который требовал этот монолог вырезать. Но тогда бы у меня распадалась фигура Шолто. Этот монолог и об Англии, и о России. То, что творилось в Англии в конце 19 века, очень напоминает то, что сейчас творится в России. Эти фразы звучат всё чаще, и я решил бросить камень, чтобы брызги полетели.
Вот это мне и хотелось написать о новом сериале про Шерлока Холмса и доктора Ватсона (простите, Уотсона). В снятом сериале все настолько перемешано, что он смотрится как продолжение того, старого сериала, или, скорее, даже предшествующего ему. И уж потом приукрашенный доктором образ знаменитого сыщика был показан Василием Ливановым.