мережковский биография и творчество

Биография Мережковского Дмитрия

Всего получено оценок: 147.

Дмитрий Мережковский (1865–1941) — российский прозаик, литературный критик, переводчик. Занимался общественной деятельностью, интересовался историей и философией. Был супругом знаменитой поэтессы Зинаиды Гиппиус. Вошёл в историю русской литературы как один из основателей символизма и историософского романа. Был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Ранние годы

Дмитрий Мережковский родился 2 (14) августа 1865 года. С раннего детства он интересовался литературой и с 15 лет уже публиковался в различных журналах. После окончания обычной гимназии Мережковский успешно получил образование на историко-филологическом факультет Петербургского университета.

Первые сборники поэзии

В 1888 году была напечатана первая книга писателя «Стихотворения». Спустя 4 года вышел второй сборник под названием «Символы». Кроме того, творчество Мережковского не ограничивалось стихами и прозой, он также много занимался переводческой деятельностью. Таким образом, к 1896 году вышли его переводы трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида.

В краткой биографии Мережковского важно осветить тот факт, что в 1902 Мережковский и Гиппиус основали религиозно-философский журнал «Новый путь», в котором публиковали произведения на религиозную тему. Супруги занимались журналом до 1904 года, а затем добровольно покинули его из-за идейных разногласий с редакцией.

Известность в Европе

В 1905 году из-под пера писателя вышла трилогия, которая называлась «Христос и Антихрист», прославившая его на всю Европу. Затем он начал заниматься литературной критикой, а также духовно-религиозной просветительской деятельностью. Также писал много этюдов о других писателях: Достоевском, Майкове, Пушкине, Кальдероне и других выдающихся литераторах.

Дмитрий Сергеевич Мережковский, биография которого связана с жизнью за границей, жил в Париже вместе с супругой и обрёл заслуженную славу. Периодически писатель приезжал в Россию. Однако Октябрьская революция и большевистский режим вызвали протест поэта, и вскоре Мережковский эмигрировал и остался в Париже, более не возвращаясь на родину. В 1927 году поэт с супругой инициировали создание литературно-философского сообщества «Зелёная лампа», в котором принимал активное участие.

Художественно-философская проза

В конце концов Мережковский всё более углублялся в художественную прозу философского направления, размышляя о прошлом и будущем человечества. Такими произведениями считаются книга «Наполеон», написанная в 1929 году, «Иисус Неизвестный» 1933 года, «Данте» 1939 года и другие.

Личная жизнь

Дмитрий Мережковский был женат один раз, детей у пары не было. В 1889 году он женился на Зинаиде Гиппиус, и эта пара прожила вместе 52 года, являясь самым известным супружеским тандемом Серебряного века. Узаконили отношения они быстро и никогда не отмечали день свадьбы.

Мережковский и Гиппиус были очень схожи по увлечениям, и духовная связь для них была превыше всего. Однако достоверно известно, что в плотские отношения супруги никогда не вступали, имея связи на стороне. И если Мережковский относился к увлечениям супруги снисходительно, то она ревновала писателя к его подругам.

Смерть

Дмитрий Мережковский умер 9 декабря 1941 года в Париже. Он скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг.

Источник

Биография Дмитрия Мережковского

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчество

Дмитрий Сергеевич Мережковский – поэт, прозаик, драматург, философ, литературный критик, один из основоположников символизма в России – родился 2(14) августа 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце.

Вехи биографии Мережковского совпадают с основными вехами русской истории конца 19 – начала 20 в. В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму. Пережил увлечение философским позитивизмом и левым уклоном, заменил их проповедью философии религии в ее единстве с культурой, приветствовал февральскую революцию, но не принял большевизма, в конце 1919 года бежал за границу, став одним из столпов русской эмиграции.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика – он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в «Труде», «Русском обозрении» и «Северном вестнике».

В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», а в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшие в определенной мере программными для литературного направления символизма.

Известность к Мережковскому пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов (Юлиан Отступник)» (1896), «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» (1902), «Антихрист (Петр и Алексей)» (1905). В то же время он пишет большое исследование «Л. Толстой и Достоевский» (1901-1902). Этот этап творчества по праву считается самым удачным в литературной биографии Мережковского. Он сразу же заявил о себе как о нетрадиционном романисте. Он скорее являет сложившийся в Европе тип художника-эссеиста. Полиглот, знаток античности и итальянского Возрождения, он свободно контаминировал культурные смыслы как в публицистических, так и романических жанрах. И те и другие были подчинены одним и тем же метафизическим и культурологическим схемам: Христос и Антихрист, Богочеловек и Человекобог, Дух и Плоть, власть неба и власть земли. Мережковский использовал одни и те же историко-культурные универсалии. Так, в романе о Леонардо да Винчи Микеланджело и Леонардо выступают как тезис и антитезис, как Плоть и Дух, а Рафаэль – синтез Духа и Плоти. В русском искусстве, которому посвящено исследование Мережковского, эта триада перевернута: история искусства начинается с синтеза – Пушкина, разбиваясь затем на две составляющие линии – творчество Л.Н. Толстого («ясновидца Плоти») творчество Достоевского («ясновидца Духа»).

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием «Собрание стихов». В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

В 1915 году Мережковский опубликовал публицистический сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев». В 1916 году состоялись премьеры двух его пьес: «Будет радость» (МХТ) и «Романтики» (Александринский театр, постановка В.Э. Мейерхольда); вторая из них имела большой успех.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года. Октябрьские события вызвали яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул «хамства», воцарение «народа-Зверя», смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество «надмирного зла». Мережковский и Гиппиус первым делом занялись хлопотами по освобождению министров, заключённых в Петропавловскую крепость. В конце этого года писатель выступал с антибольшевистскими лекциями и статьями, одна из них, «1825-1917» (14 декабря, газета «Вечерний звон») анализировала ведущую роль интеллигенции в русском революционном движении. В 1919 году Мережковский вынужден был начать сотрудничество с горьковским издательством «Всемирная литература», где стал получать паёк и заработок. В этом же году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность, направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, он вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок «Зеленая лампа», который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал «Новый курс», однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В сентябре 1928 года Мережковские приняли участие в Первом съезде русских писателей-эмигрантов, организованном в Белграде королем Югославии Александром I Карагеоргиевичем. Тогда же сербский монарх наградил писателя орденом Святого Саввы первой степени за заслуги перед культурой. Мережковский и Гиппиус выступили с публичными лекциями, организованными Югославской академией, после чего при Сербской академии наук стала издаваться «Русская библиотека», в которую вошли произведения Бунина, Мережковского, Гиппиус, Куприна, Ремизова, Шмелева, Бальмонта, Северянина.

В июне 1936 года Мережковский получил стипендию от правительства Муссолини для работы над книгой о Данте; более того, итальянский диктатор нашёл время, чтобы несколько раз встретиться с писателем и поговорить с ним о политике, искусстве и литературе.

Осенью 1938 года, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию и захватила Судеты, а потом и Чехословакию, Мережковский и Гиппиус выступили с категорическим осуждением «Мюнхенского сговора». Начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже.

Произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х гг.: «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида-Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932-1933), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939).

Последние месяцы жизни Мережковский непрерывно работал: прочёл публичные лекции о Леонардо да Винчи и Паскале, пытался прочесть доклад о Наполеоне, но он был запрещён оккупационными властями. К июню 1941 года у Мережковских кончились деньги: выселенные из виллы за неуплату, они сняли на лето меблированные комнаты. В сентябре, одолжив деньги у знакомых, супруги вернулись в парижскую квартиру. Истощённый физически и морально, Мережковский до последних дней пытался работать над «Маленькой Терезой», но она так и осталась неоконченной.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг.

Единство своего творчества Мережковский осознавал и писал в предисловии к собранию сочинений, что «это не ряд книг, а одна, издаваемая для удобства только в нескольких частях. Одна об одном». Творческое наследие Мережковского поистине огромно: это сотни критических и публицистических статей, несколько романических циклов. Но наибольший успех и признание ему выпали именно на начальном этапе, хотя и в это время оценки его творчества были самыми разноречивыми. А. Белый свидетельствовал, что Мережковский, будучи известным и популярным в Европе, в России оставался непонятым и одиноким. Для осознания природы его новаторства потребовалось немало времени.

Время показало, что Мережковский явился создателем романа нового типа – романа историософского. Своеобразие его состоит в том, что автором двигало желание не запечатлеть историю, а объяснить ее, соединив ее начала и концы, почувствовать ритм истории, определив тайные законы ее движения. В основе романического творчества Мережковского лежит мифо-поэтическое мышление, основанное на философской и религиозной интуиции. Символы и концепты философско-религиозных интуиций становятся организующими центрами всего творчества и проходят в качестве сквозных символических лейтмотивов. Отсюда основные особенности поэтики творчества. Мережковский сочетал в себе художника и ученого. З. Гиппиус в воспоминаниях писала, что он был одержим жаждой познания: «Ко всякой задуманной работе он относился с серьезностью ученого». Исследовал источники, путешествовал по местам предполагаемых событий, искал и собирал различные свидетельства. И в творчестве романист нередко следовал в Мережковском за знатоком и свидетелем. Источник в романе становился ибо дневником героя, либо текстом его письма, либо содержанием его монолога. Сам Мережковский называл свой метод «методом религиозно-исторического познания». Пристрастие к художеству также во многом было концептуально: именно в искусстве и творческом акте, по мнению Мережковского, единственно возможно чаемое им разрешение мучительных антиномий мира и его культурной истории.

Новаторские приемы Мережковского и его исторические версии оказали влияние и получили продолжение в творчестве многих писателей ХХ в. Эссеизм в искусстве стал одним из отличительных факторов, работа Мережковского с историческим материалом повлияла на творчество А.Н. Толстого и сказалась в его романе «Петр Первый», а трактовки исторических лиц, данные в трилогии «Павел І», «Александр І», «14 декабря», оказали влияние на историческое творчество Ю.Н. Тынянова.

Источник

Биография Дмитрия Мережковского

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчество

Писатель, философ, переводчик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (2 августа по старому стилю) 1866 года в Петербурге. Его отец — крупный чиновник, действительный тайный советник Сергей Мережковский (1821-1908). Мать, Варвара Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера.

Мережковский был младшим сыном в семье, имевшей девять детей. С 13 лет начал писать стихи. Когда юноше было 15 лет, отец организовал ему встречу с писателем Федором Достоевским, который весьма нелестно отозвался об опытах молодого поэта, напутствовав словами: «Чтобы хорошо писать, надо страдать!».

В 1881 году в сборнике «Отклик» было опубликовано первое стихотворение Мережковского.

В 1884 году он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, окончил в 1888 году.
Летом этого же года Мережковский познакомился с поэтессой Зинаидой Гиппиус, в 1889 году они обвенчались. Союз Мережковского и Гиппиус — наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».

В начале своей литературной деятельности Мережковский занимался переводами с греческого и латинского. В журнале «Вестник Европы» в 1890 году был напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический перевод «Дафниса и Хлои» Лонга (1896).

С конца 1880-х годов Мережковский выступал в качестве критика: в «Северном Вестнике», «Русском Обозрении», «Труде» и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков. Часть их вошла в сборник «Вечные Спутники» (1897).

В 1893 году была издана книга «О причинах упадка современной русской литературы» – крупнейшая из критических работ Мережковского, которая явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление, имеющее определенные эстетические и религиозно-философские принципы.

Мережковский заявил о себе как о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошел в число наиболее активных и читаемых символистских критиков. Из его критико-публицистических работ отдельно вышли: «Толстой и Достоевский» (2 тома, 1901), «Гоголь и Черт» (1906), «М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества» (1909, 1911), «Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов» (1915), брошюра «Завет Белинского» (1915).

В 1888 году в Петербурге вышел первый поэтический сборник Мережковского «Стихотворения (1883-1987)», в 1892 году – сборник «Символы. Песни и поэмы», в 1896 году — сборник «Новые стихотворения».

С начала 1890-х годов Дмитрий Мережковский работал над крупной прозой. Он вошел в литературу как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого «романа мысли». В научной литературе такой роман называют обычно историософским (то есть, романом не об истории, а о философии истории).

В 1895 году в «Северном вестнике» был опубликован роман «Отверженный», ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии «Христос и Антихрист» — романом «Смерть богов. Юлиан Отступник». Вторая часть трилогии – роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» — вышла в 1900 году, третья – «Антихрист. Петр и Алексей» – в 1905 году.

В начале 1900-х годов Мережковский активно участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, одним из организаторов которого он был, и связанного с ним журнала «Новый путь».

В 1906-1914 годах Мережковский и Гиппиус жили в Париже, иногда приезжая в Россию. В этот период писатель работал над своей исторической трилогией «Царство Зверя», в которую впоследствии вошли пьеса «Павел I» (1908), романы «Александр I» (1911–1913) и «14 декабря» (1918).

В 1917 году Мережковский враждебно принял Октябрьскую революцию, в конце декабря 1919 года через Минск и Гомель нелегально эмигрировал с женой в Варшаву. В октябре 1920 года переехал в Висбаден, с ноября 1920 года жил в Париже.

Во Франции из регулярных воскресных собраний эмиграции в доме Мережковских возникло литературно-философское общество «Зеленая лампа» (1927-1939) – один из центров интеллектуальной жизни русского Парижа. В эмиграции он создавал произведения в жанре религиозно-философского трактата – «Тайна трех. Египет и Вавилон» (1923), «Тайна Запада. Атлантида – Европа» (1930), «Иисус Неизвестный» (1934) и примыкавшие к ним биографические эссе «Наполеон» (1929), «Данте» (1939).

В 1938 году Мережковский опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Св. Франциск Ассизский)», «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа».

В 1939 году Мережковский выступил по радио с приветственной речью Гитлеру. Эту акцию, в тайне от Зинаиды Гиппиус, организовал поэт и критик Владимир Злобин. В своей речи Мережковский сравнивал Гитлера с Жанной д’Арк, считал, что он должен спасти мир от власти дьявола. Впоследствии Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут бойкоту.

В 1940 году писатель работал над циклами «Испанские мистики» и «Реформаторы». Он собирал материал для книги о немецком поэте и мыслителе Иоганне Вольфганге Гете, читал лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале.

7 декабря 1941 года Дмитрий Мережковский скончался от кровоизлияния в мозг в Париже. 10 декабря 1941 года похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Дмитрий Мережковский был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе – в 1914, 1915, в 1930-1937 годах, но ни одной из них так и не был удостоен.

В 1928 году король Югославии Александр I наградил писателя орденом Святого Саввы.

До Октябрьской революции 1917 года Мережковский был одним из самых издаваемых писателей России. В СССР его произведения не издавались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 1990-х годов.

Жена писателя – поэтесса, писательница, мемуаристка Зинаида Гиппиус (1869-1945) была преданным духовным спутником Мережковского, соучастником и вдохновителем (по мнению многих современников, инициатором) его религиозно-философских идей. Последним ее произведением стала неоконченная книга «Дмитрий Мережковский», изданная в Париже в 1951 году.

Брат писателя, Константин Мережковский (1885-1921), был известным ученым-биологом, специалистом по альгологии, систематике беспозвоночных, антропологии. Автор романа-антиутопии «Рай земной или Сон в зимнюю ночь; сказка-утопия XXVII века» (1903).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Дмитрий Мережковский

Биография

Произведения представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского крайне сложны для понимания и восприятия. Современному читателю этот писатель знаком как создатель журнала «Новый путь» и автор ряда религиозно-философских собраний сочинений. Помимо прочего этот мужчина вместе с дьяволицей с русалочьими глазами, поэтессой Зинаидой Гиппиус, являлся владельцем крупного петербургского литературного салона, на вечерах которого свои первые пробы пера демонстрировали классики Сергей Есенин, Александр Блок и Осип Мандельштам.

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоПортрет Дмитрия Мережковского

Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков — мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоДмитрий Мережковский

В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоДмитрий Мережковский в последние годы жизни

Литература

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоПисатель Дмитрий Мережковский

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоПолное собрание сочинений Дмитрия Мережковского

В 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и «Данте».

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с Зинаидой Гиппиус, будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус — самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоЗинаида Гиппиус, жена Дмитрия Мережковского

Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоДмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоЗинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Смерть

Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого Александра Невского. Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

мережковский биография и творчество. Смотреть фото мережковский биография и творчество. Смотреть картинку мережковский биография и творчество. Картинка про мережковский биография и творчество. Фото мережковский биография и творчествоМогила Дмитрия Мережковского

Известно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *