мельников печерский павел иванович биография

О писателе Мельникове-Печерском

Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) – выдающийся русский писатель XIX века, ярко отразивший в своих произведениях быт и характер русского народа.
Хотя критики часто относят его ко «второму ряду» общенациональной классики, его романы «В лесах» и «На горах» пользуются неизменной популярностью у читательской аудитории.
Его называли и писателем-этнографом, и чиновником по вопросам раскола, случайно попавшим в литературу, и глубоким знатоком истории России и русского церковного раскола.

Как писал критик Л. Аннинский: «Романы Печерского – уникальный и вместе с тем универсально значимый опыт русского национального самопознания. И потому они переходят рамки своего исторического времени, переходят границы авторского мировоззрения, переходят пределы музейного краеведения и вырываются на простор народного чтения, конца которому не видно».

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. В 1834 году он поступил в Казанский университет на словесный факультет, который закончил в возрасте восемнадцати лет. После окончания университета он был оставлен на факультете для подготовки к профессорству, но за слишком вольное поведение был отправлен в Пермь (в 1838 году), где поступил на службу учителем истории и статистики. Он посвящал свое время не только преподаванию, но и изучению Приуральского края, знакомился с бытом русского народа.

Во время путешествий по губернии он пишет «Дорожные записки», которые появляются в печати в конце 1839 года.
Вернувшись в Нижний Новгород, Мельников занимается преимущественно русской историей, изучает архивы Археографической комиссии, беседует со знатоками русского раскола.
В 1849 году происходит знакомство Мельникова с В.И. Далем, поселившимся в Нижнем Новгороде. Даль посоветовал Мельникову взять псевдоним Андрей Печерский, так как писатель жил на Печерской улице, в доме Андреева. Под влиянием Даля Мельников отправил в журнал «Московитянин» написанную им ранее повесть «Красильниковы».
Особое место в жизни Мельникова-Печерского занимало изучение раскола, как изучение книжное, так и непосредственное наблюдение над жизнью раскольников, с которыми он сталкивался во время поездок по России. Долгое время он был правительственным чиновником, занимавшимся проблемами раскола.
Вначале раскол и старообрядцы интересовали Мельникова как государственная, политическая и общественная проблема. Он даже высказывал предположение, что если бы Наполеон вместо того, чтобы превращать кремлевские соборы в конюшни, объявил бы в России восстановление старой веры и старого быта, война 1812 года имела бы совсем другой ход.

В 1852-1853 годах он возглавлял статистическую экспедицию по изучению Нижегородской губернии. Мельников-Печерский собрал огромный жизненный материал и стал крупнейшим знатоком современного ему народного быта и языка.
Постепенно интерес Мельникова-Печерского к старообрядчеству превратился из интереса государственного чиновника в интерес историка и писателя.

Наибольшую известность Мельникову-Печерскому принесла дилогия «В лесах» и «На горах», опубликованная в «Русском вестнике» в 1871-1875 гг. (роман «В лесах») и в 1875-1881 гг. (роман «На горах»). Работу надо романом «В лесах» писатель начал в 1968 году.

Как пишет исследовательница творчества Мельникова-Печерского В.Ф. Соколова: «Со страниц эпопеи встает перед читателями и старая Русь с ее дедовскими свычаями и обычаями, с кустарными промыслами и старообрядческими скитами, и Россия XIX века в момент исторического перелома в жизни народа, перехода от патриархального быта к промышленному капитализму».

Роман «На горах» был написан как продолжение романа «В лесах». Многие сюжетные линии, завязанные в первом романе, находят свое разрешение во втором. В романе широко освещается быт старообрядческого купечества и крестьянства, рассказывается о падении раскольничьих скитов и постепенном разрушении веками устоявшегося старообрядческого жизненного строя.

Мельников-Печерский блестяще владел мастерством устного рассказа и язык, которым разговаривают герои его романов, очень близок к устной народной речи.
Лексика романов Мельникова-Печерского поразительно многообразна – это общенародная лексика, лексика народно-поэтическая, старообрядческая лексика и диалектизмы. Присутствуют в лексике романов и устаревшие слова, и жаргонизмы и просторечие. Употребление этих слов автором всегда подчинено художественной задаче. Для романов «На горах» и «В лесах» писатель широко использовал разнообразные диалектизмы, собранные им самим в поездках по России.
Наиболее широко автор использует собственно-лексические и этнографические диалектизмы, часто вводит их в речь персонажей и авторскую речь. Минимальное количество фонематических диалектизмов свидетельствует о высоком языковом мастерстве писателя.

Автор также использует диалектизмы – фразеологические обороты (божие милосердие, лесной боярин, пятное крыло, пирог с молитвой и др.). Он также включает их в речь персонажей и в авторскую речь.
Мельников-Печерский в своем романе использует диалектизмы различных тематических групп. Наиболее широко представлена бытовая лексика, лексика, связанная с рыболовным промыслом и лексика, называющая предметы и явления окружающей природы.
Наряду с диалектизмами, зафиксированными только в Поволжском регионе, он вводит в свои романы лексику широкого территориального распространения (боры, гамза, голица, гребтеть, животы и др.).

Мельников-Печерский широко вводит диалектизмы в авторскую речь, использует их в описаниях пейзажа, авторских зачинах, лирических отступлениях, в авторском повествовании, связанном с героями. В языке персонажей диалектизмы используются в с целью характеристики героев и индивидуализации их языка. Интересно, что в речи образованных купцов Меркулова и Веденеева диалектизмы встречаются реже, чем в речи других героев романа.
Основным способом введения диалектных слов в текст художественного произведения являются авторские подстрочные примечания. Автор часто сопровождает диалектизмы подробными пояснениями. Как правило, толкования Мельникова-Печерского оказываются более обстоятельными и подробными, чем те, которые приводятся в словарях.

Источник

Павел Мельников-Печерский

Об авторе

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим.

С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного духовенства.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.

Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму («Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то было во Казани».

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года постоянный сотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской языческой мифологии.

Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.

Источник

Павел Мельников-Печерский

Биография писателя

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года постоянный сотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской языческой мифологии.

Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.

Источник

Павел Мельников — о писателе

Информация

Биография

Павел Иванович Мельников (псевдоним: Андрей Печерский, также известен как Мельников-Печерский) — русский писатель-реалист, публицист, этнограф-беллетрист.

Павел Мельников происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Окончил словесный факультет Казанского университета. Попал под подозрение и был выслан властями в г. Шадринск. После ссылки работал учителем в гимназии.

Был чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола. Он принимал непосредственное участие в преследованиях, в том числе в разорениях старообрядческих скитов и молелен.

Кавалер ордена святой Анны 3-й степени. Вышел в отставку в 1866 году в чине действительного статского…

Павел Иванович Мельников (псевдоним: Андрей Печерский, также известен как Мельников-Печерский) — русский писатель-реалист, публицист, этнограф-беллетрист.

Павел Мельников происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Окончил словесный факультет Казанского университета. Попал под подозрение и был выслан властями в г. Шадринск. После ссылки работал учителем в гимназии.

Был чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола. Он принимал непосредственное участие в преследованиях, в том числе в разорениях старообрядческих скитов и молелен.

Кавалер ордена святой Анны 3-й степени. Вышел в отставку в 1866 году в чине действительного статского советника.

Писал под псевдонимом Андрей Печерский, придуманном в 1850 году В. Далем. Многими воспринимается как один из авторитетных авторов в области старообрядчества. По мнению старообрядцев, ввиду его должности многие сделанные им описания старообрядческой среды и нравов носят тенденциозный характер, что отражено в ряде архивных и филологических исследований.

Самые известные произведения: дилогия «В лесах» (1871—1874) и «На горах» (1875—1881) в которых детально описан быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев и Комаровского скита.

Умер в 1883 году. Первоначально похоронен в Нижнем Новгороде на кладбище Крестовоздвиженского монастыря, в 1950 году перезахоронен на Бугровском кладбище.

Библиография

Повести и рассказы:
Бабушкины россказни
Гриша
Дедушка Поликарп
Именинный пирог
Красильниковы
Медвежий угол
На станции
Непременный
Поярков
Семейство Богачевых
Старые годы

Очерки:
Княжна Тараканова и принцесса Владимирская
Счисление раскольников

Критика и публицистика:
«Гроза»
Заметка о покойном Н.А.Добролюбове

Дилогия:
В лесах. Книга 1-я.
В лесах. Книга 2-я
На горах. Книга 1-я
На горах. Книга 2-я

Источник

1. 028. Мельников-Печерский

Мельников-Печерский (Павел Иванович Мельников, псевдоним Андрей Печерский)
(1819—1883)

Если человек честен и порядочен, он честен и порядочен во всем. Даже если ему приходится идти вразрез с прежними своими воззрениями и наперекор делу своей жизни.

Как чиновник особых поручений Министерства внутренних дел Мельников-Печерский много лет ретиво искоренял раскольничество и раскольнические скиты. Но одновременно как ученый он, живо интересуясь историей народа, изучая истинные причины церковного раскола XVII в., пришел к выводу в ошибочности своих прежних взглядов и из гонителя старой веры превратился в апологета веротерпимости. И не только «на словах» — в своих сочинениях, но и на деле, в отчетах и записках на имя императора, влиятельных особ царского двора и на своем немалом посту.

Заявив, что двухсотлетнее преследование старообрядцев было «совершенно излишне и даже вредно», писатель во искупление своей вины написал грандиозную дилогию «В лесах» и «На горах» о керженских старообрядцах, увековечив их в памяти потомков.

Будущий ученый и прозаик родился 25 октября (6 ноября) 1819 г. в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье начальника жандармской команды, капитана Ивана Ивановича Мельникова, участника войны 1812 г., и Анны Павловны, урожденной Сергеевой, дочери Нижегородского помещика.

Детство провел в уездном городе Семенове. Матушка приохотила сына к истории и русской литературе, особенно к Пушкину, Жуковскому и Гоголю. В 10 лет мальчик поступил в Нижегородскую гимназию, окончив которую (1834) стал студентом Казанского университета по словесному факультету.

В 17 лет юноша завершил курс и получил степень кандидата. К этому времени он изрядно знал историю, был оставлен при университете для приготовления к кафедре славянских наречий, но однажды изрядно «перебрал» с друзьями и был определен на службу старшим учителем истории и статистики в Пермскую, а затем Нижегородскую гимназию.

Молодой человек отличался необычайной тягой к знаниям, которые любил получать из первых рук. Для этого он стал собирать сведения о крае, побывал на заводах и на Усольских солеварнях, много общался с рабочими и крепостными крестьянами. Благодаря благотворному влиянию его друга, директора Нижегородской ярмарки графа Д.Н. Толстого, Мельников стал изучать русскую историю, древности и русские расколы. Павел охотно променял учительство на место чиновника особых поручений при нижегородском губернаторе; одновременно он был назначен редактором «Нижегородских губернских ведомостей» и истово занялся разысканиями в местных архивах раскольничьих дел.

В «Ведомостях», которые тянул практически один, Павел публиковал свои исторические, статистические и этнографические сведения под другими именами. Псевдоним Печерский (по названию улицы, на которой он жил) редактор употребил в первый раз в 1850 г. под статьею «Концерт в Нижегородском театре».

В 21 год Мельников был назначен членом-корреспондентом археографической комиссии и занялся изучением архивов присутственных мест и монастырей губернии, с целью найти по указанию Николая I потомков К. Минина. Ученый составил свой разбор, переделал его в литературную статью и опубликовал в «Отечественных записках» (1839). В частности, он открыл, что полное имя освободителя Отечества было Кузьма Захарыч Минин-Сухорук.

Засим последовали «Исторические известия о Нижнем Новгороде», «Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время», «Солнечные затмения, виденные в России до XVII столетия» и др. статьи под разными псевдонимами, а также переводы из Мицкевича. В 1840 г. в «Литературной газете» появился слабенький рассказ Мельникова «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич…». Тогда же автору была возвращена его повесть «Звезда Троеславля». Павел полгода раскуривал своей «Звездой» трубку и дал себе зарок не заниматься беллетристикой, прежде чем он не изучит народ — 12 лет он был верен клятве и ничего не писал.

В должности чиновника особых поручений Мельников «изучал народ лицом к лицу», управлял статистическим комитетом, был распорядителем выставки сельских произведений, занимался ревизией городских учреждений, разбирал архивы и печатал найденные в них древние акты. К государственной службе чиновник относился необыкновенно ревностно, заслужив прозвище «административного донкихота»; был избран в члены обществ: Русского географического и Московского сельского хозяйства, а также Императорского археологического.

В 1850 г. Мельников был переведен на службу в министерство внутренних дел. В течение ряда лет он возглавлял статистические и иные экспедиции в Нижегородскую и Ярославскую губернии. Именно там, «на барках, в скитах, да на мужицких полатях» писатель и изучил народный язык, поражавший и поражающий по сию пору своей сочностью и достоверностью миллионы читателей. Благодаря исчерпывающим отчетам по раскольничьим делам ученый стал для правительства первым авторитетом по расколу.

После смерти Николая I Мельников по поручению министра внутренних дел представил отчет, в котором в общих чертах наметил главные реформы царствования Александра II и впервые заявил о необходимости проявлять терпимость к раскольникам.

В 1852 г. в «Москвитянине» за подписью Андрей Печерский была напечатана первая повесть писателя «Красильниковы», на которую его подвигнул его друг В.И. Даль. «Современник» тут же откликнулся на публикацию, назвав ее «замечательным явлением в русской литературе». «Отечественные записки» и другие журналы также одобрили повесть. Однако Мельников, чувствуя неуверенность в своих силах, затем пять лет ничего не печатал.

Начиная с 1857 г. в «Русском вестнике» стали появляться его превосходные вещи: «Дедушка Поликарп», «Старые годы», «Медвежий угол» и др., темами которых были чиновный карьеризм и казнокрадство, жестокое притеснение крестьян.

Н.Г. Чернышевский оценил рассказ «Поярков» как одно из лучших произведений литературы 1857 г. и причислил его автора «к даровитейшим нашим рассказчикам». Эти произведения затем вошли в книгу, изданную в столице «Рассказы Андрея Петровича Печерского».

Продолжали выходить историко-этнографические статьи и книги ученого: «Иван Петрович Кулибин», «Нижегородская ярмарка», «Нижегородское великое княжество», «Описание города Княгинина», «Письма о расколе» и др., имевшие самые лестные отзывы писателей и ученых. Прославился Мельников и своими публичными лекциями «о России и Нижнем Новогороде в начале XVII столетия». В 1859 г. писатель издавал ежедневную политическую и литературную газету «Русский дневник».

В 1866 г. Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. (В 1869 г. он был командирован в Вятскую, Нижегородскую, Пермскую, Казанскую и Уфимскую губернии с целью изыскания к северу от Волги наикратчайшего направления для Южной Сибирской дороги.)

С 1868 г. Мельников-Печерский постоянный сотрудник «Русского вестника», в котором печатался более по материальным соображениям, т.к. надо было кормить большую семью. (Мельников вообще считал сочинительство занятием «между делом»). Из исторических трудов писателя наиболее известна «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867).

В 1871—74 гг. в журнале был напечатан роман «В лесах», в 1875—81 его продолжение — «На горах». Дилогия, повествовавшая о старообрядческом Заволжье середины XIX в., обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, нашла самого широкого читателя и уже при жизни автора стала классикой. Критики, общество и царский двор почитали Мельникова как первостепенного русского писателя.

Павла Ивановича несколько раз принимал Александр II, наследник престола, будущий император Александр III. В 1874 г. Московское Общество любителей русской словесности отпраздновало 35-летний юбилей его литературной деятельности. П.М. Третьяков заказал И.Н. Крамскому портрет писателя для своей галереи.

Последние 12 лет Мельников-Печерский прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в свое имение, сельцо Ляхово, где с увлечением занимался садоводством. Перед смертью писатель задумал несколько исторических романов, которые написать ему была не судьба.

1 (13) февраля 1883 г. Мельников умер в Нижнем Новгороде.

М. Горький позднее назвал роман «В лесах» «славной русской поэмой» и призвал молодых авторов учиться у Мельникова чистоте и богатству языка. Творчество писателя сказалось на произведениях В.Г. Короленко и П.П. Бажова. Дилогия вдохновила художника М.В. Нестерова на создание картин «В лесах», «На горах», «Великий постриг», «За Волгой», «Соловей поет», и отозвалась в Н.А. Римском-Корсакове при написании им оперы «Сказание о граде Китеже и деве Февронии».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *