мачеха актеры 1973 девочка
Тайны нашего кино
Роль Шуры Олеванцевой – матери двоих детей, неожиданно ставшей ещё и мачехой для внебрачной дочери мужа – критики называют одной из лучших в кинокарьере Татьяны Дорониной. Актриса и впрямь блестяще сумела сыграть материнскую любовь, хотя сама мамой так и не стала, отдав себя целиком любимой профессии. За лучший женский образ в «Мачехе» Доронину ждала награда кинофестиваля в Тегеране, но заветной статуэтки актриса даже в руках не держала. Как такое могло случиться, Татьяна Васильевна рассказывает в программе.
Сына Шуры, Юрку, сыграл Александр Далёкий. Сегодня трудно узнать в солидном мужчине того задиристого мальчишку, которого ставили в угол. Ребёнок из обычной московской семьи попал в кино по объявлению. Мама отвезла его на «Мосфильм», он понравился создателям картины. Хотя работать с ним было непросто. «Делал очень много шума во время съёмок, – вспоминает в программе Татьяна Доронина. – Но он таким и должен быть. Работать с детьми с учётом их непосредственности и неожиданности очень интересно».
После фильма «Мачеха» на Сашу Далёкого посыпались приглашения от режиссёров. Он успел сняться в нескольких телеспектаклях, сыграл эпизод в картине Александра Прошкина «Частное лицо». Но успешной кинокарьере мешали проблемы с дисциплиной – так, из-за плохого поведения он провалил пробы в детский фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». После школы Далёкий пошёл не в театральный, а в авиационный институт. В 90-х занялся коммерцией и успешно работает в сфере недвижимости.
«Девочку Свету – приёмную дочь Шуры – сыграла юная актриса Лена Костерева. После этого она успешно снялась ещё в 4 советских картинах, а потом внезапно исчезла с экрана. Мы попытались встретиться с Еленой, но безуспешно – бывшая актриса с прессой не общается», – рассказала шеф-редактор программы Юлия Микитенко. Что же случилось с Костеревой? Разгадать эту тайну попытались вместе с режиссёром Ваграмом Кеворковым, в фильме которого в последний раз и появилась девочка. Также воспоминаниями о съёмках Елены в «Мачехе» поделилась её мама Лидия Васильевна.
А как сложились судьбы других актёров, снявшихся в фильме? Почему Надежде Федосовой (мать Шуры) режиссёры давали только роли злобных старух? Из-за чего Тамара Совчи (Полина, подруга Шуры) забыла записать дочь в первый класс? Каким образом «Мачеха» изменила жизнь актрисы Натальи Швец (учительница Людмила Яковлевна)? Об отце, Владимире Яковлеве (он сыграл директора совхоза), в «Тайнах нашего кино» рассказывает его сын – популярный актёр Александр Самойлов.
Основные сцены «Мачехи» снимали в деревне Зарудня Коломенского района. Здесь и сейчас живут люди, которые хорошо помнят съёмки картины. А местная жительница Нина Кочеряева до сих пор носит школьное прозвище «актриса», ведь ей в фильме дали целую роль. Какой жителям Зарудни запомнилась Татьяна Доронина? Кто снабжал съёмочную группу реквизитом? На какие жертвы пришлось идти оператору картины?
Мама! Почему Татьяна Доронина так хотела сыграть в фильме «Мачеха»
1973 год. По всей большой стране, от Москвы до самых далеких деревень люди выходят из кинотеатров, вытирая слезы. Не плачешь на «Мачехе» – считай, у тебя нет сердца: эта тонкая, мощная драма только притворяется незамысловатой мелодрамой, тут все по правде, ни слова фальши, ни кадра вранья. «Нам хотелось сделать фильм психологическим, камерным, по форме несложным, спокойным. Наш фильм о великой силе материнской любви, о сложном мире ребенка, о нелегком пути к детскому сердцу, об ответственности и долге семьи и окружающих людей в становлении маленького человека», — говорил постановщик фильма Олег Бондарев.
Шура Олеванцева, особая роль
Зрители это оценили: фильм вошел в двадцатку лидеров советского кинопроката, его посмотрели 59 миллионов 400 тысяч человек. Журнал «Советский экран» назвал «Мачеху» лучшим фильмом 1973 года. Прошло почти пятьдесят лет, и ничего не изменилось – да, это один из самых лучших в мире фильмов о материнской любви. В финале молчаливая Света называет мамой свою мачеху Шуру Олеванцеву, и как будто кто-то сжимает твое сердце горячей детской ладошкой.
Роль Шуры в творчестве Татьяны Дорониной стоит особняком. Она хотела ее сыграть, когда о фильме еще никто не думал. В сущности, она сама придумала этот фильм.
Татьяна Доронина никогда не суетилась. Она относилась к кино несколько скептически, считала себя театральной актрисой и была ослепительной звездой. Когда Доронина еще играла в БДТ, московские театралы специально ездили в Ленинград, чтобы посмотреть на ее игру. Тушкой, чучелком, стоя на галерке — только бы увидеть это чудо. Конечно, у Дорониной всегда было бесчисленное множество предложений от киношников, но она соглашалась только на судьбоносные роли (вроде Нюры в советском хите «Три тополя на плющихе»), не меньше. А здесь вдруг она обратилась к киношникам сама — так, во всяком случае, рассказывают.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Приложения
—Музыка
—Цитатник
РЕКИ СИБИРИ. ТОМЬ. Исток Томи находится на западных склонах Абаканского хребта, на болотистом ск.
Об авторстве статей. Чего греха таить, бывает такое частенько, что статьи воруют у авторов и выда.
—Резюме
Эмилия
—Стена
—Рубрики
—Фотоальбом
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Мачеха. Фильм (Stepmother)-СССР- 1973г
Посмотрев эту картину с большим опозданием уже по современному телевидению, можно в немалой степени поразиться, что она является вполне добротной мелодрамой с отличной игрой Татьяны Дорониной в заглавной роли. Даже странно, что несколько десятилетий назад критики презрительно кривились при упоминании «Мачехи» — почти так же, как и по поводу приснопамятной мексиканской «Есении», ставшей абсолютным рекордсменом советского проката. «Мачеха» тоже пользовалась громадным успехом, уступив среди лент выпуска 1974 года только американскому вестерну «Золото Маккенны» и советской трагической мелодраме «Калина красная». Фильм Олега Бондарева на основе повести Марии Халфиной вошёл в двадцатку самых кассовых отечественных произведений за всю историю кино. Одно лишь это обстоятельство должно было бы заставить критиков заняться изучением данного феномена. Ан нет!
Чего же в этой сельской мелодраме особенного? Умерла женщина, которую когда-то любил Павел, и осталась сиротой восьмилетняя девочка Света, как выяснилось, его дочь, взятая по настоянию Шуры Олеванцевой, нынешней жены Павла, в их собственную семью. Шура лишь поначалу побранила непутёвого мужика, а потом прониклась состраданием к несчастной Свете. Однако труднее всего пришлось ей завоёвывать доверие неродного ребёнка, не хотевшего забывать свою мать и признавать мачеху. Потому что родной отец и в этом случае был готов первым проявить малодушие, отчаявшись в стремлении по-своему приручить «дикое дитя», которое не чувствовало к нему какой-либо привязанности. Но человеческий талант его жены Шуры всё-таки помог ей преодолеть неприятие девочки, которая, в конце концов, сама назвала мачеху матерью.
Значит, всё дело в любви и терпении, как ни банально это прозвучит. Ведь и родные дети без тепла и доброты со стороны родителей становятся будто чужими. А родина, ведущая себя как злая мачеха по отношению к своим сыновьям и дочерям, вряд ли будет ими искренне и бескорыстно любима. И столь бурная реакция зрителей в один и тот же год и на «Калину красную» об уголовнике, вспомнившем о матери и совести, и на «Мачеху» о женщине, которая пыталась полюбить чужую дочь сильнее, чем собственных детей, в какой-то степени свидетельствует о том, что в глубинах народного сознания, несмотря на чуть ли не намеренное искоренение «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам», всё же сохранилась надежда: никто из нас не является «чужим среди своих».
Потрясающий фильм на все времена. Фильм о простой русской семье, на долю которой выпали нелегкие испытания, фильм о Женщине с большой буквы
Все хорошо в семье Шуры Оливанцевой: новая долгожданная квартира, с любовью обустроенная, любимый и любящий муж-передовик, двое детей — казалось бы, живи да радуйся, однако суждено было покой этот нарушить маленькой девочке Свете — внебрачной дочери мужа Шуры, Павла.
Героиня Татьяны Дорониной западает в душу с первых кадров, вроде бы рядовая деревенская баба, немножко даже глуповатенькая и простоватенькая (мать и муж ее «легеньким умишком» попрекают), а при этом столько в ней житейской женской мудрости, доброты и ласки, что диву даешься, откуда… при такой-то матери-тиранше (кстати, нельзя не отметить великолепно вписавшуюся в роль Надежду Федосову).
А ведь героиня Дорониной — истинная Женщина, Жена, Мать!
Фильм — кладезь семейных мудростей, заповедей для любой женщины. В момент, когда думаешь — эх, я бы сейчас… Шура выдыхает, улыбается и говорит себе: «Теперь все хорошо будет», — вот уж истина «Женщина — добрый дух семьи!».
«Время и тепло» помогают Шуре в борьбе за счастье семьи, а ведь она действительно боец: «Говорят, что я не очень смелая, а я за счастье постою!»
Фильм трогателен, понятен и доступен самой широкой аудитории, и смотреть его можно бесконечно.
Только Татьяна Доронина могла сыграть такие неподдельные чувства. Ни до неё, ни потом никто так и не смог показать настоящую, не «киношную» любовь, заботу, трагедию обычной русской семьи, с которой в одиночку должна справиться сильная женщина.
Если говорить о фильмах, которые позволяют расчувствоваться — то это эталон драматизма, искренности, сочувствия невероятно реальным героям. Песня «Материнское счастье» — сейчас бы сказали саундтрек — от самого начала и до «слёзной» развязки не даёт остаться равнодушным к этому с большой буквы шедевру нашего кинематографа!
Вот я растение когда пересаживаю — что нужно, чтобы оно росло? Время и тепло. Чтоб прижилось это растение. А тут — живой ребенок.
Для того, чтобы приютить маленькую девочку, у которой умерла мама, но остался живой отец, нужна элементарная человечность. А что нужно для того, чтобы полюбить ее как свою и верить в нее, не родную, до конца?
Но даже этой элементарной человечности хватило не всем героям фильма. Зачем ты себе хомут на шею вешаешь? — только и слышала Александра. Но она гораздо более чуткий человек. Шура — потрясающая женщина. Она согласилась взять нелюдимую после смерти матери Свету, и терпеливо, день за днем, ждала, пока ребенок освоится. Не месяц и даже не пол года. Она не переставала верить, что Света однажды раскроет свое сердце. И она оказалась права — только любовью, только лаской и пониманием смогла она оживить абсолютно замкнувшуюся в себе девочку. В ней столько тепла, доброты, ободряющей силы, что слезы наворачивались на глаза от того, как эта маленькая женщина боролась. Боролась с мужем, который потерял терпение, боролась с матерью, которая не желала видеть ничего, кроме собственного мнения и даже с собственным сыном, который еще слишком мал, чтобы понять трагедию Светы. И все это ради одной единственной крохи, которая пережила самое ужасное в своей жизни.
Что было бы, если бы не оказалась с ней рядом такая мама, как Александра? Наверняка, она бы осталась замкнутой на всю жизнь. Шура помогла ей преодолеть и оставить в прошлом все, что случилось. Она помогла ей начать жить дальше.
Девочка моя (с.)
Недавно посмотрела фильм «Мачеха» с Джулией Робертс. Фильм интересный, но каких-либо особых эмоций не вызвал. После просмотра вспомнила наш советский фильм с таким же названием, главную роль в котором исполнила Татьяна Доронина. Впервые увидела его в далеком детстве, мне тогда лет 8 было. Тогда он мне очень понравился, со временем подробности сюжета фильма стерлись из моей памяти, но впечатление осталось. Спустя годы я вспоминала о нём, как о чём-то светлом, тёплом и родном. Недавно пересматривала его, мнение о нём не изменилось, наоборот, фильм понравился ещё больше. В последнее время в основном смотрю современные американские фильмы. Они вроде бы и неплохие, да вот только душу не трогают. Посмотрела этот фильм, и как-то сразу на душе стало тёпло, радостно, спокойно. Традиционно со словом «мачеха» возникают горестные ассоциации и негативные эмоции, перед нами предстаёт злющая женщина, наделенная всеми человеческими пороками. Этот фильм — редкое тому исключение.
Семья Олеванцевых благополучная, счастливая. Шура и Павел Олеванцевы живут душа в душу, воспитывают двоих детей, и вроде бы ничего не угрожает их семейному счастью. Но однажды приходит письмо, из которого они узнают, что у Павла есть незаконнорожденная дочь Света, мать которой недавно умерла. Олеванцевы решают взять девочку к себе…
Центральное место в фильме занимают семейные отношения. Света становится новым членом семьи Олеванцевых, но отношения в семье складываются непросто. Впервые мы видим Свету у дороги. Маленькая, худенькая, беззащитная, нелюдимая, молчаливая, крепко прижимающая к груди сумку с фотографией матери. Свете тяжело привыкнуть к новой семье, она всё время молчит, дичится всех. Но постепенно хорошее отношение Шуры, её мачехи пробуждает её интерес к окружающему. Маленькая Света начинает любить свою новую семью и называет Шуру мамой.
Шура Олеванцева (Татьяна Доронина) — простая женщина, по мнению мужа и матери, не выделяющаяся особым умом, проявляет чудеса житейской мудрости и понимания. Шура — светлый, искренний, добрый человек, тонко чувствующий чужую боль и способный на огромное терпение и искреннюю любовь. Она не идеальна, Шура отнюдь не рада, что у её мужа есть незаконнорожденная дочь, но смиряется с обстоятельствами и старается стать для девочки, если не матерью, то, по крайней мере, другом, способным понять и защитить её. Чуткая, заботливая Шура старается наладить с девочкой отношения, сделать её счастливой. Она старается наладить её отношения с отцом, со своими детьми. В фильме хорошо показано, как постепенно Света проникается к Шуре доверием, начинает любить её. Помню, как поздно вечером Шура, уставшая и замёрзшая, сидит за столом, и тут подходит Света и называёт её мамой.
Фильм замечательный, такой добрый, искренний, родной! Настоящий! Актёры не играли, они проживали жизнь своих персонажей. Добрая, ласковая, чуткая и заботливая Шурочка (Татьяна Доронина), труженик-передовик Павел Егорыч (Леонид Неведомский), деспотичная Анфиса Васильевна (Надежда Федосова), маленькая Светочка (Елена Костерева). Я человек не сентиментальный, но при просмотре не могла удержаться от слёз. Сейчас уже так не снимают. Сегодня Татьяне Дорониной исполнилось 78 лет.
Не мачеха, а Мама
Первый раз посмотрел этот фильм еще в детстве, тогда он показался мне очень грустным, если не сказать трагичным.
Недавно пересмотрел его еще раз и в корне изменил своё мнение. Фильм оставляет только положительные эмоции, от него так и веет теплом, добротой и искренностью. А всё благодаря героине Татьяны Дорониной. Такая простая русская женщина, а сколько в ней силы, человечности и любви. Из всех членов семьи, лишь она одна достойна уважения. Муж фактически «повесил» ей на шею свою внебрачную дочь, мать постоянно попрекала в недостатке ума. А ведь это не так, на самом деле главная героиня очень умная, скорее даже мудрая женщина, она просто не расчетливая, а разве плохо это? Она стала для приёмной дочки не мачехой, она стала Мамой с большой буквы «М».
Думаю, что этот замечательный фильм стоит посмотреть каждому. Вы не потратите зря своё время. Ведь это не какая-нибудь фантастика, это самая настоящая жизнь. Там нет ни драк, ни спецэффектов, ни закрученного сюжета, зато там есть что-то очень тёплое и родное. И самое главное — фильм рассказывает о настоящей Женщине, о настоящей Маме.
ДОРОНИНА
Татьяна Васильевна
Родилась 12.09.1933, Ленинград
Народная артистка СССР (1981)
Лауреат первой премии Всесоюзного театрального конкурса (1967)
Лучшая актриса 1967 года по итогам опроса журнала «Советский экран» (за фильм «Старшая сестра»)
Лучшая актриса 1968 года по итогам опроса журнала «Советский экран» (за фильмы «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь»)
Лучшая актриса 1973 года по итогам опроса журнала «Советский экран» (за фильм «Мачеха»)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998, в связи со 100-летием МХАТ)
Род Дорониных происходит из небольшого городка Данилов Ярославской области. Ее дед был очень уважаем земляками за доброту, трезвость и работоспособность. Неудивительно, что за это он был выбран церковным старостой.
Учеба. Дебют в кино
В восьмом классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Девочка произвела на приемную комиссию благоприятное впечатление, и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у нее еще нет аттестата о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться.
Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления во все театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов, Татьяна выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.
Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим талантом. В последствии Масальский не раз ставил Доронину в пример остальным студентам. А выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов и вовсе боготворил эту замечательную актрису.
В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино. Татьяна сыграла Зою в мелодраме Михаила Колатозова «Первый эшелон». Вместе с Дорониной дебютировали Олег Ефремов и Алексей Кожевников.
На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда. Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части».
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.
После «Варваров» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее участием…
Развод. Второй брак
Вторым мужем Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел в театр и был сражен ее красотой. В биографии Дорониной о Юфите не сказано ничего, однако питерский бомонд да и предпоследний муж Дорониной актер Борис Химичев подтверждают, что Татьяна Васильевна жила в гражданском браке с Юфитом около трех лет. Юфит был старше нее почти на десять лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.
Как уже говорилось, дебютировала Татьяна Доронина в кино еще в середине 50-х. Однако затем она практически не снималась. Вновь появляться на экране она начала лишь в начале 60-х. К тому времени она была уже известной театральной актрисой.
Как признается в своей книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина, в роли Надежды она воплотила образ своей мамы, «ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность».
Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя» на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина два года подряд (1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран».
В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву – в Московский Художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей удовлетворения. Спустя три десятилетия актриса признается: «Уход из БДТ- это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».
Кстати в Москву Доронина уехала уже с третьим мужем – драматургом Эдвардом Радзинским. Это случилось после ссоры Дорониной с Юфитом, когда тот не встретил ее с гастролей. В то время Радзинский приехал в Ленинград в БДТ на репетицию своей пьесы (и отчасти ради Дорониной, в которую был влюблен).
«Еще раз про любовь»
Со своим будущим четвертым мужем, актером Борисом Химичевым, Доронина познакомилась на пробах к фильму Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968), который снимался, между прочим, по пьесе того же Эдварда Радзинского. Картина ставилась непосредственно под Доронину, которой предстояло сыграть главную роль – бортпроводницу Наташу.
Кстати на роль главного героя пробовался и Владимир Высоцкий. Но режиссер все же предпочел Александра Лазарева.
Театр Маяковского. Четвертый брак
Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1977 году перешла в театр имени Вл. Маяковского. В то время театр возглавил Андрей Гончаров, который сильно обновил коллектив: пришли Джигарханян, Леонов, Гундарева. Отношение к Дорониной в Театре Маяковского первоначально было настороженно-почтительное. Еще бы в труппу пришла одна из величайших актрис современности! Говоря откровенно, никого это особо не обрадовало. Актриса была необходима лишь режиссеру, а другие актрисы… Ну разве реально им было конкурировать с Дорониной!
Надо сказать, такое отношение для актрисы было не внове. Интриги вокруг нее плелись и в прежних театрах. Такова уж участь всех талантов. Свою состоятельность надо было доказывать работой, и делала она это блестяще. Актриса поразила строгих ценителей своей Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Уильямса и ролями двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.
В Театре им. Маяковского Доронина вновь встретилась с Борисом Химичевым. Как признается актер, они оба сделали вид, что той первой встречи (на пробах к фильму «Еще раз про любовь» не было). В театре Химичев и Доронина оказались в одинаковом положении. В то время Химичев вернулся в труппу после недолгой работы в Театре Советской Армии, и его возвращения тоже не особо ждали. Это, а также то, что актеры не входили ни в какие внутритеатральные группировки, невольно их сближало.
Пятым мужем Дорониной стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола. С ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто. возжелал. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться.
Все десять лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.
Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают ее и как актрису и как женщину.
К сожалению несколько лет спустя, Доронина оказалась втянута в конфликт. В 1987 году произошло разделение театра, в результате которого Татьяна Васильевна стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, а Олег Николаевич остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признается, что была противницей разделения, но иначе быть не могло…
Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет Татьяны Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство».