Физкультурное образование что это
Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста
Ситнова Елена Валерьевна
Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста
Публикация в журнале «Перспективы науки и образования»
Тема: Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста
Важно подчеркнуть, что реализация дополнительных образовательных услуг связана с актуальными задачами дошкольного образования по осуществлению государственных гарантий воспитания и образования детей дошкольного возраста, что инициирует такие процессы,как:
— необходимость обновления нормативноправового, управленческого, экономического, организационного, содержательного сопровождения субъектов взаимодействия в сфере оказания дополнительных образовательных услуг, обуславливающие развитие правовой компетентности педагогов [3];
— разработку информационно-рекламной и программно-методической системы дошкольной образовательной организации, основанной на принципах актуальности, открытости, полноты, доступности, достоверности образовательной услуги;
— подготовку педагогических кадров, непрерывное повышение их профессиональной квалификации и компетентности в вопросах анализа, изучения степени востребованности образовательных услуг, их мониторинга и качества, др. ;
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста 1. Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспита-тельная ценность Театрализованные игры представляют собой разыгрывание.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Методические рекомендации.
Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении
Елена Абрашко
Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении
МБДОУ ДС КВ №39 «Золушка»
Тема: Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Воспитатель: Абрашко Елена Борисовна
Еще недавно понятие «физкультурное образование дошкольникоа» отсутствовало в теоретических и методических пособиях, посвященных здоровью и физическому воспитанию дошкольника. Тем не менее еще П. Ф. Лесгафт в своей работе «О физическом образовании в школе»различал три фактора в ходе развития ребенка: воспитание, обучение и образование. Под воспитанием П. Ф. Лесгафтом понимается совокупность условий, необходимых для правильного питания и роста ребенка, в силу которых у него образуется известный запас энергии, необходимый для деятельности.При этом ученый выделяет в человеке две стороны: физическую, духовную, воспитание разделяет на физическое и нравственное. Переходя далее к определению сущности образования, П. Ф. Лесгафт отмечает, что педагоги до сих пор плохо отличают образование от учения. По его мнению, «задача учения – это простое наполнение знаниями, усвоение наибольшего количества фактов, «вбитых» наукой. Задача образования состоит в том, чтобы выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям. Из этого определения ясно, что смешивать понятия «образование» и «учение» не следует и учение должно быть только одним из средств, способствующих достижению образовательных целей.
Ребенок должен научиться разъединять знания, сравнивать между собою, делать выводы на основании этого разъединения и сравнения, словом, должен научиться отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и истины, а затем действовать сообразно этим общим положениям; последнее и есть цель образования». Далее П. Ф.Лесгафт пишет: «Цель всякого общего образования должна состоять в сознательном ограничении произвола в размышлениях и действиях человека и выявлении своей собственной личности и ее значении.
Так, Л. И. Лубышева, говоря о понятиях «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание», указывает на то, что «первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе – активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого – сознательно целенаправленно познавать и непротиворечиво реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека».
В современной теории физической культуры физкультурное образование определяется как «обучение двигательным умениям и навыкам управления движениями своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности».
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи. Целью программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития спортивной инфраструктуры, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Одна из ведущих задач – разработка и внедрение физкультурно – оздоровительных программ и технологий и их адаптация в образовательных учреждениях с учетом особенностей развития детей и подростков.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» впервые вводит в содержание дошкольного образования такие образовательные области, как «Физическая культура», «Здоровье» и «Коммуникация». Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Физкультурное образование – это глубокое освоение достижений физической культуры, чем это принято в физическом воспитании. Ребенок дошкольного возраста должен получить физкультурное образование, то есть освоить двигательную деятельность, на основе которой развиваются его психофизические качества, воспитывается физическая культура.
Следовательно, организация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает необходимость преобразований в его содержании, подчинения достижению основной цели- сформировать физическую культуру личности дошкольника, основной которой является физкультурное оборудование.
Физкультурное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста знаний об основах физической культуры, понимания значения физических упражнений, осознанного отношения к своему здоровью, физическому развитию на основе сформированных знаний и умений. В системе физкультурного образования используются средства, методы и формы физической культуры, обеспечивающие оптимальный для каждого ребенка уровень физической подготовленности, физического, интеллектуального и духовного развития.
Для получения оптимального результата образовательного процесса важны и интенционные основы физкультурного образования дошкольников – успешность человека, занимающегося физическими упражнениями, популярность занятий физической культурой и спортом у детей.
Основываясь на положениях физкультурного воспитания, сформулированных И. В. Лубышевой, мы вывели ведущие принципы современного физкультурного образования детей дошкольного возраста:
— системность – рассмотрение процесса физкультурного образования дошкольников как целостной системы, включающей не только содержательно – организационный компонент, но также условия и ресурсы, системную оценку его качества;
— природосообразность – опора на естественно – научные основы становления и развития личности, определяющие построение физкультурно – образовательного процесса;
— эргономичность – создание оптимальных условий физкультурного образования, в том числе и физкультурно – образовательной предметной среды, с целью повышения его качества;
— креативность – создание ребенком движений, двигательных образов, в которых он выступает как субъект физической культуры;
— значимость сенситивных периодов развития на разных этапах дошкольного возраста, наиболее благоприятных для физического развития ребенка, усвоения и реализации им норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности;
— совместная двигательная деятельность взрослых и детей – движущая сила физического развития, присвоение им в общении со взрослыми достижений физической культуры, моторного опыта человечества;
— ведущая роль игровой деятельности детей дошкольного возраста в обеспечении их полноценного развития (в том числе и физического);
— значимая роль информационно – коммуникативного пространства (звукового, графического) в физкультурном образовании дошкольников;
— неравномерность и индивидуальность физического развития детей, учитывать которые чрезвычайно важно в процессе их физкультурного образования.
Целью физкультурного образования детей дошкольного возраста является формирование основ ценностного отношения ребенка к здоровью и физической культуре, овладение им средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального, коммуникативного, физического и интеллектуального развития.
Основные задачи физкультурного образования дошкольников:
— обучать движениям и физическим упражнениям в процессе организованных взрослыми разных форм занятий физической культурой, с использованием современных методов обучения, а также средств и способов педагогической коммуникации;
— обогащать двигательный опыт детей в процессе овладения базовыми средствами двигательной деятельности;
— обеспечивать системное освоение детьми рациональных способов управления движениями и связанных с ними знаний;
— формировать умение использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физкультурой;
— расширять адаптационные и функциональные возможности дошкольников путем всестороннего воздействия физическими упражнениями на развитие основных органов и систем их организма;
— воспитывать основные психофизические качества личности на базе общей физической подготовки;
— развивать двигательные способности дошкольника, содействовать развитию их креативности и коммуникативности, способствовать целостному развитию личности ребенка;
— формировать интерес к физической культуре и спорту, создавая коммуникативно – ориентированную среду физкультурного образования.
Таким образом, мы определяем физкультурное образование дошкольника как целостную педагогическую систему, направленную на развитие личности ребенка средствами физической культуры и включающую процесс активного овладения детьми систематизированными общими и специальными знаниями физической культуры, способами творческой познавательной и двигательной деятельности, а также его методическое и ресурсное обеспечение.
Выступление на Международной научно-практической конференции «Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики» Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад «Организация совместной.
Многоуровневая система физкультурного образования.
Технологии физкультурного образования
Ретроспективный анализ системы физкультурного образования. Цель физкультурного образования. Структура и содержание: общее физкультурное образование; дополнительное физкультурное образование; профессиональное физкультурное образование. Многоуровневое физкультурное образование в контексте болонского процесса. Современные тенденции развития многоуровневого непрерывного физкультурного образования в России. Тенденции развития образовательных услуг.
Физкультурное образование как педагогический процесс.
▌Определить уровень физической культуры личности можно по следующим показателям:
устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствованию;
объем физкультурных знаний;
объем усвоенных двигательных умений;
гигиенические навыки и привычки;
соблюдение режима физической активности;
уровень развития основных физических качеств.
В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят следующие компоненты:
Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование.
Основные задачи в области физического воспитания
Специфические (К ним относятся: укрепление здоровья; совершенствование телосложения; обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др.).
Общепедагогические (Это задачи нравственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологического (ценностного)характера).
Специальные задачи в области физкультурного образования, в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания.
В современной социологии физкультурное образование определяется как совместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные качества и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для общения в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности.
Задачи физкультурного образования:
1. Познавательная (обеспечивает передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому).
2. Социальная (выполняет роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности).
3. Культурообразующая (обеспечивает развитие самой физической культуры).
4. Гуманистическая (культивируюет и развивает способности человека, раскрывает его творческий потенциал).
Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и частью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья.
Высшее физкультурное образование.
Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-социальному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России системе классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе «человек-человек» и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры.
По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, теории вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию.
Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культуры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культуре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнастике, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д.
Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учителя-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицированных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения.
Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных заведениях, сборных командах по видам спорта.
Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Специализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по физическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физическими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвалиды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоохранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта спе-циализация «Адаптивная физическая культура», предназначенная для инвалидов и лиц с предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств.
Специализированное физкультурное образование предполагает знание социально-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфере общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычайно изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельности выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями.
Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза существует образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:
удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государственных служащих и др. категорий лиц;
организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.
Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкультурного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физкультурного образования.
Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков является формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передвигаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревноваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, наглядными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое значение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста. Совершенно другие мотивы занятий преобладают у старших школьников. В этом случае главным становится формирование самопознания и достижения своего физического идеала. В этом процессе большую роль играет мода, приближение к принятому в данном возрасте физическому идеалу и стилю жизни. В процессе занятий модными видами физической культуры, такими, как бодибилдинг, скейтборд, восточные единоборства происходит осознание себя, окружающего мира и своего места в этом мире. Физкультурное образование основывается на мотивах и значении занятий физическими упражнениями в данном возрасте и обеспечивает условия для приобщения подростков к физической культуре в соответствии с их интересами как во время уроков, так и на досуге.
У взрослых людей преобладают другие цели занятий физической культурой. На первое место вышли такие мотивы как коррекция фигуры, забота о здоровье и способ времяпрепровождения, а также мотивы психологического характера, связанные с самосознанием, общением, самореализацией и модным образом жизни. Период зрелости у человека самый долгий. Этот период характеризуется способностью человека самостоятельно действовать, принимать решения, выбирать профессию, создавать и обеспечивать собственную семью.
Это период высших творческих возможностей человека. Закономерностями развития зрелых людей занимается акмеология, составной частью которой является физкультурное образование. Акмеология рассматривает зрелость как способность к физическому, нравственному, психологическому, профессиональному совершенствованию средствами самообразования, самоорганизации человеком своей жизни и деятельности. Собственно акмеологическая проблема состоит в том, чтобы понять, почему одни достигают вершины, другие нет и как это происходит. На основе многолетних исследований были сделаны выводы о том, что движение к вершинам осуществляется на основе системы ценностей личности. Уровень профессиональных достижений связан с универсальностью образования. Чем универсальнее образование, тем выше профессионализм. Непрофессиональное физкультурное образование взрослых должно прежде всего передать ценностное содержание физической культуры, сформировать осознанное отношение человека к занятиям, физкультурной деятельности вообще и к соответствующему стилю жизни. Непрофессиональное физкультурное образование формирует образ мыслей, дает знания в области физической культуры и способность (на этой основе) управлять самостоятельно процессом самосовершенствования.
Непрофессиональное физкультурное образование лиц пожилого возраста можно характеризовать как формирование у них физкультурной мудрости, знаний и умений в деятельности по сохранению и совершенствованию всех жизненных функций стареющего организма посредством упражнений, рациональной двигательной деятельности в целом. Физкультурное образование предполагает формирование высокого уровня сознания и мышления, возможности творческого уровня деятельности в области физической культуры. Другими словами, физкультурное образование представляет собой систему и процесс усвоения фундаментальных теоретических знаний и формирование интеллектуального уровня, позволяющего не только воспроизводить уже существующие знания, но и создавать новые в сфере физической культуры. Физкультурное образование составляет основу физического воспитания, которое по сути своей составляет процесс усвоения норм и правил в области физической культуры и формирование отношения к данному виду деятельности и обучения как процесс и система выработки навыков и умений в области физической культуры.
Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает интеллектуальные возможности личности, но и вводит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и элементом общей культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ жизни, состояние здоровья и стиль жизни.