Филологический класс в школе что это
Филологическое направление (10-11 класс)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ
Направление: педагогический класс (подготовка к реализации городской программы “Новый педагогический класс в московской школе”)
Ведущие предметы: русский язык, литература, основной иностранный язык (английский), второй иностранный язык (французский, немецкий).
Обязательными для изучения в 10-11 классах являются специальные курсы, которые расширяют и углубляют знания учащихся по основным предметам:
«Лексические трудности английского языка»,
«Лингвостилистический анализ текста»,
«Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения».
Спецкурсы реализуются в рамках первой половины дня.
Обязательным условием обучения по данному направлению является участие:
в олимпиадном движении: Всероссийская олимпиада школьников, Московская олимпиада школьников по предметам: русский язык, литература, иностранный язык; отраслевые олимпиады (проводятся высшими учебными заведениями. Победители и призеры получают дополнительные баллы при поступлении);
в проектной/исследовательской/проектно-исследовательской деятельности по направлению обучения;
в конкурсах, форумах, конференциях, круглых столах, семинарах и т.д.
в выездных мероприятиях в рамках профориентационной работы: кафедры вуза, посещение организаций;
участие в субботах московского школьника: университетские, участие в профессиональной среде и профессиональных стажировках.
В рамках филологического направления осуществляется сотрудничество с высшими учебными заведениями: НИУ ВШЭ, МПГУ, ГУУ.
При поступлении в 10 педагогический класс учитываются:
результаты ОГЭ по ведущему предмету: русский язык;
результаты независимой контрольной работы по иностранному языку,
результаты обучения по литературе на уровне основного общего образования;
результаты участия в Олимпиадном движении (по направлению обучения);
результаты участия в Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ (по направлению обучения).
Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах
Какие бывают профили обучения?
Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.
Самые распространенные профили обучения:
Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.
Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в школе № 1310 работает класс журналистики, в школе № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в школе № 1514 — культурологический классы.
Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.
Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.
Интересы и склонности
Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.
Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.
Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.
С расчетом на ЕГЭ
Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.
Результаты ОГЭ
Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.
Предмет | Всего баллов | Минимальный порог «на тройку» | Рекомендуемый балл в профильный класс |
---|---|---|---|
Русский язык | 33 | 15 | 26 |
Математика | 32 | 8 | 18 (естественнонаучный, экономический профиль), 19 (физико-математический профиль) |
Физика | 43 | 11 | 30 |
Химия | 40 | 10 | 27 |
Биология | 45 | 13 | 33 |
География | 31 | 12 | 23 |
Обществознание | 35 | 14 | 28 |
История | 34 | 10 | 24 |
Литература | 39 | 14 | 26 |
Информатика и ИКТ | 19 | 4 | 13 |
Иностранные языки | 68 | 29 | 55 |
Менять ли школу?
Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.
Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.
Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, школу № 1580 при МГТУ им. Баумана, школу № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в школе № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), школе № 1535. Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школах № 171, № 1543, № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, школах № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.
Индивидуальный учебный план
Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.
Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, школе № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», школе № 1568.
Профильное обучение иностранным языкам
В ходе подготовки специального номера и контактов с учителями выяснилось, что многие из них не вполне понимают, в чём заключаются особенности профильного обучения иностранным языкам и хотели бы получить ответы на возникающие в этой связи вопросы. Такое положение вполне объяснимо, так как реорганизация образования ещё не завершена, а профильное обучение находится в стадии становления.
Редакция попыталась свести многочисленные и наиболее часто встречающиеся вопросы к некоторому универсальному минимуму и отвечает на них, опираясь в основном на работы академика РАН профессора И.Л. Бим и других методистов (см. список библиографических источников).
Что такое «профиль обучения»?
Профиль обучения – это сложившийся тип подготовки в той или иной области знаний в зависимости от возможностей и особенностей учебного заведения, а также желаний и потребностей учащихся, в нём обучающихся. Именно избранный профиль (например, математический или филологический) определяет цели и содержание обучения в данном образовательном учреждении
Профильный курс отличается от общеобразовательного своей профессиональной направленностью и более углублённым изучением избранного школой предмета.
Какое место в профильном обучении занимают иностранные языки?
Прежде всего это обучение в школах с углублённым изучением иностранных языков (спецшколах), в которых учащиеся ориентированы на языковой профиль с самого начала изучения иностранного языка и соответствующим образом мотивированы.
Параллельно с традиционными спецшколами в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников: общеобразовательная / базовая и профильная.
При этом профильная подготовка может быть филологической (изучение родного и иностранных языков) и нефилологической (социально-гуманитарной, естественно-научной, экономической, юридической и т.д.), но с основательным изучением иностранных языков.
Таким образом, в настоящее время профильное обучение иностранным языкам в российской школе представлено следующими основными формами:
Не дублирует ли профильная подготовка обучение в спецшколах?
Профильное обучение иностранным языкам, вводимое в Х и Х1 классах, не может быть приравнено к профильному обучению в спецшколах, имеющих свои особенности, а также большой опыт плодотворной работы и несомненные заслуги в деле подготовки школьников по иностранным языкам. Поэтому введение профильного обучения на старшей ступени полной средней школы не исключает необходимости в существовании профильных школ с углублённым изучением иностранного языка, которое начинается в начальной школе.
Каковы цели и задачи филологического профиля?
Целью филологического профиля обучения иностранным языкам в старших классах полной общеобразовательной средней школы является удовлетворение профессионального интереса школьников к занятиям языками и филологией. При этом практические задачи могут ставиться разные, в зависимости от конкретных педагогических условий обучения, потребностей учащихся и наличия соответствующих кадров.
Так, например, это может быть подготовка гидов-переводчиков или переводчиков технической или художественной литературы, научно-исследовательская деятельность в области конкретного языка или общего и сравнительного языкознания, овладение элементарными дидактическими навыками и подготовка к поступлению на языковые факультеты педагогических вузов и т.п.
Какова роль иностранных языков в нефилологическом профиле?
Иностранный язык может быть интегрирован в любой нефилологический профиль, если школа сочтёт это возможным и целесообразным.
В нефилологических профилях иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство изучения другой (нелингвистической) предметной области (например, экономики, истории, информатики и др.), причём как средство, которым надо владеть хорошо.
Углублённое изучение иностранного языка в рамках нефилологического профиля проявляется в большем внимании к языковой форме, языковым закономерностям, а также социокультурным особенностям изучаемого языка и обеспечивается большим количеством часов, чем в базовом курсе.
Овладение иностранным языком как профильным учебным предметом в нефилологическом профиле позволяет выпускнику приблизиться к достижению порогового продвинутого уровня – уровня В2 (в терминах Совета Европы).
Надо подчеркнуть, что профильное изучение иностранного языка в старших классах нефилологического профиля является в настоящее время самым востребованным.
Как соотносятся элективные курсы с профильным обучением?
Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору школы и учащихся, часы на которые выделяются из школьного компонента базисного учебного плана. В результате профильный учебный предмет «иностранный язык» может быть углублён, расширен или видоизменён за счёт специализированных элективных курсов прикладного характера.
Элективные курсы должны иметь ту же предметную направленность, что и профильный курс. Так, применительно к филологическому профилю актуальными могут быть курсы основ лингвистики и латинского языка, переводческой деятельности и страноведения, литературы и культуры страны изучаемого языка и др. В классах нефилологического профиля элективные курсы будут иметь другую направленность, например, делового иностранного языка, элементарных основ экономики, права, журналистики и др.
По усмотрению региона и школы к профильному обучению с элективными курсами могут быть также подключены факультативы и практикумы.
Литература по вопросам профильного обучения:
Историко-филологические классы 1543 это что?
А кому-то, как вам, ничего этого не надо. Все индивидуальности, каждый в своем углу олимпиадничает. И потом не умеет толком общаться, организовывать других, самоорганизовываться.
Я счастлива, что у ребенка есть возможность это прочувствовать и потренировать с детства.
Зачем такому ребенку идти в 1543 “пересиживать» и потом жаловаться на загруз, театр и что там еще? Музеи/выезды пойдут?
Для меня стрессом было в 4-5 классах класс сменить и адаптироваться к коллективу.
Ну вот эта ветка дискуссии идет под сообщением, в котором дословно:
« Знаете же, что в 1543 учатся дети математики, которые пошли туда, потому что школа рядом и им нужно добирать математику вне школы, а театр очень мешает, потому что сохранить олимпиадный уровень, надо заниматься интенсивно, а не 2 часа в неделю.»
Тоже не понимаю, почему на Еве столько недовольных театром. Многим, мне в том числе, наоборот, за счастье, что у ребенка есть такая возможность.
Ну раз математики участвуют в театральных постановках, то пусть и гуманитарии принимают участие в математических интеллектуальных состязаниях, например, мат. боях.
А школа разве не этому учит? Или поступаться принципами, «обходить» и минимизировать? Ну и лицедействовать заодно.
В итоге в 5-6 классе участвовали в олимпиадах по 9 предметам. Нормально. Везде были успехи, но стало очевидно, что все-таки ребенок математик. Гимназическое образование в 1543 заканчивается в 7 классе. Потом специализация и маткласс в 1543 по непрофильным предметам не сильнее л2ш (кроме русского). А по профильным точно слабее (особенно физика). Поэтому перешли в л2ш. Но 1543 очень благодарны. Ребенок общается со старыми одноклассниками. И да, это одна тусовка. На многих мероприятиях встречаются. Матпраздник, лагеря, матбои. В л2ш супер, ро по 1543 иногда грустим.
Профильные классы в школах
С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.
Что такое профильный класс
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.
Направления профильных классов
Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:
Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.
У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:
Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.
Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.
Предметы
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.
В программе класса профильного уровня есть:
Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.